Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Пластинки

О дивный новый Мир! Восстановление советской радиолы. Часть 2

04.05.2021 12:13:46 | Автор: admin
Продолжаю свой рассказ о реставрации ламповой радиолы 1956 года. В предыдущей части я показал, как чистил её от многолетних наслоений грязи и восстанавливал покрытие из натурального шеллака.



Но внешний лоск не единственное, чего радиола лишилась за 60 лет своей истории. У неё также отсутствовало несколько важных частей: верхняя крышка, почти все узлы проигрывателя пластинок, задняя стенка, указатель настройки и колодка переключателя напряжений. Ну и радиолампы, конечно, но с ними было проще всего. Ещё когда я учился в МИФИ, в вузе шёл масштабный ремонт, и из лабораторий буквально коробками выкидывали старые радиодетали зачастую неиспользованные, в упаковке. Одних ламп удалось набрать столько, что хватило бы на комплектацию десятка таких Миров.



Шасси радиолы, очищенное от ржавчины и немного подкрашенное, стало смотреться куда веселее.



Наверное, самое большое моё везение в том, что варвары не добрались до подвала, где размещены основные радиокомпоненты. Кстати, оказалось, что часть соединений выполнена не пайкой, а сваркой. Видимо, так экономичнее и надёжнее, хотя и менее удобно с точки зрения ремонтопригодности.



Я нашёл в запасах подходящую колодку переключателя напряжений (110/127/220 В), проверил силовой трансформатор на предмет короткого замыкания всё было в порядке. И вот, наконец, волнительный момент первого включения. Громко щёлкает центральная ручка, тихо перезваниваются лампы Через несколько секунд в динамиках появился слабый гул. Я подключил ко входу для внешнего звукоснимателя плеер, и радиола заиграла приятным, чистым звуком. Динамики оказались в хорошем состоянии, не хрипели и не бубнили. В итоге в схеме я не стал менять ничего даже электролитические конденсаторы. Отпаяв один из них, я выяснил, что он потерял не более 10% от паспортной ёмкости.



Мало-помалу начали собираться и недостающие детали. Здесь мне сыграла на руку природная запасливость русского человека. Чего только не хранится у людей по гаражам и дачам! Так у меня со временем оказались абсолютно аутентичные задняя стенка, шкала и указатель настройки.



С проигрывателем пластинок получилось интереснее. Отдельно удалось раздобыть родной стол с неродным тонармом, а также стол с блином и мотором от Эльфы УП-1 (именно так, в женском роде). Это ранний электропроигрыватель пластинок, в котором ещё применялись одноразовые патефонные иглы. Он выпускался примерно в одно время с Миром, и многие детали у них были взаимозаменяемые.



Эльфы собирали в красивых карболитовых чемоданчиках, у которых порой была куда более долгая жизнь, чем у самого проигрывателя. Я видел, как один из дедов на Царицынском радиорынке хранил в них свои сокровища. Так что если кто-то из вас решит превратить чемоданчик обратно в проигрыватель, у меня есть для него как минимум стол, обращайтесь.



Детали от Эльфы всё же имели отличия в креплении. Чтобы перенести их на проигрыватель Мира, нужно было изготовить несколько шайб и проставок, а также просверлить пару отверстий в незаметных местах.



В качестве материала для проставок я выбрал лист мелкопористого пластика. Он имеет нужную толщину (3 мм) и легко обрабатывается ручным инструментом. Металлическую шайбу я вырезал из корпуса сломанного блока питания.



Как всегда, на помощь пришёл верный дремель.



При резке металла нужно использовать не только защитные очки, но и респиратор (если вы, конечно, не хотите потом полдня чихать чёрными соплями). В итоге получилось так:



Все пластмассовые проставки я покрасил в чёрный, чтобы они походили на резину и не бросались в глаза.

Ну и, конечно, я не мог удержаться и не проверить получившуюся конструкцию в деле. Тонарм от более поздней радиолы, с неродной головкой-лодочкой, но и с ней незавершённый проигрыватель благополучно заиграл.



Невероятных глубин звука от такой техники ждать не стоит, и уж тем более не стоит пытаться слушать на ней относительно современный винил. Но соответствующие эпохе патефонные пластинки на 78 оборотов звучат вполне бодро.

Дольше всех оставалась нетронутой самая красивая часть радиолы блок прозрачных шкал с подсветкой.



Я очистил его от пыли, немного подновил золотую краску и поставил новый указатель настройки.



Наконец всё было готово к сборке. К ней, прямо скажу, нужно приступать в хорошем расположении духа, сытым и отдохнувшим. Я уже писал, что Мир М-154Р далеко не самый дружелюбный к сборщику аппарат. Например, все детали, показанные на следующем фото, нужно совместить на весу и вставить одновременно, и только после этого их можно будет закрепить.



У меня получилось только раза с пятого. Даже не знаю, что бы со мной было, если бы выяснилось, что я перепутал какие-нибудь шкалы. Но всё обошлось, и дальше процесс сборки пошёл веселее.



Кстати, на снимке со шкалами можно заметить, что конец одной из них будто бы в чём-то испачкан. Оказывается, раньше торцы шкал были окрашены в зелёный цвет. Свет от лампочек накаливания благодаря этому приобретал зеленоватый оттенок.

Я хотел было купить зелёный цапонлак, но затем понял, что цвет сохранившегося участка что-то мне до боли напоминает Медицинскую зелёнку, вот что! Совпадение цветов оказалось полным, и я даже задумался, а не зелёнкой ли они были покрыты изначально?



Закрепив шкалы, можно прикрутить панель с динамиками и пропустить через неё тросик указателя настройки. Затем нужно вставить в корпус шасси, но не до конца, а примерно наполовину так, чтобы хватило длины соединительных проводов и осталось место для манёвра. Необходимо будет подключить восьмиконтактную вилку, ведущую к лампочкам подсветки, и прикрутить к щиту с динамиками выходной трансформатор.



Кстати, в конструкции есть костыль: стандартной восьмиконтактной колодки оказалось недостаточно, поэтому один проводок, идущий к лампочкам, припаивается совершенно в другом месте и тянется через половину радиолы, словно возвратный гортанный нерв у жирафа.

Далее нужно соединить два тросика тот, что непосредственно приводит в движение указатель настройки, и тот, что соединён с ручкой настройки и переменным конденсатором. Я облегчил себе эту задачу, поскольку ещё при разборке радиолы оставил на них пометки маркером.



Остаётся последний штрих, своего рода вишенка на торте. Образ высококлассного лампового приёмника немыслим без волшебного глаза визуального индикатора настройки. Многие, у кого в детстве было дома старое радио, помнят это завораживающее зелёное свечение. Мне повезло найти новый яркий индикатор 6Е5С. Я нарастил отрезанные провода, а в качестве панельки взял колодку переключателя напряжений от старого телевизора. В ней как раз было шесть контактов столько же, сколько ножек у лампы.



Шасси обрело законченный вид.



Даже немного жалко закрывать его стенкой, но так положено.



Я фотографировал этапы сборки примерно в одном ракурсе, так что из них получилось собрать гифку:



Но достаточно рассматривать радиолу сзади пора показать товар лицом!

Здесь я умолкаю и предоставляю слово авторам справочника по советской радиоаппаратуре.

Радиола первого класса Мир (М-154Р) является модернизированной версией радиоприёмника Мир (М-152) и отличается от него улучшенным внешним видом, более высокими электроакустическими данными и наличием электропроигрывающего устройства.



Внешний вид М-154Р по сравнению с предшественником практически не изменился, за исключением переноса лампы индикатора настройки с центра на левую часть передней панели, замены радиоткани, а также небольших декоративных украшений корпуса.



На передней панели радиолы расположены три сдвоенных ручки управления переключатели тембра высоких и низких звуковых частот, регулятор громкости с выключателем, переключатель рода работы, переключатель диапазонов и ручка настройки.



При точной настройке на радиостанцию тёмный сектор на оптическом указателе сужается, при расстройке расширяется.



Регулировка тембра звуковых частот производится переключателями тембра. При благоприятных условиях приёма наиболее естественное звучание музыкальных передач получается при следующих положениях переключателей тембра:

низких звуковых частот 2-е или 3-е;
высоких звуковых частот 4-е или 5-е.




Прозрачные шкалы на передней панели при работе радиолы подсвечиваются, причём наиболее ярко светится шкала, соответствующая выбранному в настоящий момент диапазону.



Количество ламп уменьшено до 11, в усилителе низкой частоты лампы 6П3С заменены на 6П6С, убран не оправдавший себя режим бесшумной настройки, вместо которого введён более полезный режим местного приёма. Для обеспечения высококачественного звучания в радиоприёмнике применена система из двух громкоговорителей с постоянными магнитами типа 4ГД-3/4 ВЭФ. Они одинаковы по АЧХ, но отличаются резонансными частотами.



Потребляемая мощность в режиме приёма 100 Вт, в режиме проигрывания пластинок 120 Вт. Габариты радиолы 710 510 355 мм, масса 42 кг.

Да уж, миниатюрностью и портативностью ламповая техника не отличалась, но и любим мы её не за это.

В комментариях к прошлому посту многие просили меня записать видео работы. Специально ехать на дачу, где теперь живёт радиола, для этого не пришлось: такой ролик я уже сделал в прошлом году. Прошу извинить за качество видео оно снято на фотоаппарат, который по меркам цифровых камер примерно так же стар, как Мир по меркам радиоприёмников. Тем не менее, в ролике можно увидеть, как переключается подсветка шкал и как работает волшебный глаз, а также убедиться, что и сегодня AM-вещание не умерло.


В хорошую погоду приёмник ловит десятки радиостанций по всему миру. Конечно, помехи от импульсной техники сильно засоряют эфир, но всё-таки за городом с этим получше, чем в столице.

Можно ли сказать, что в реставрации Мира поставлена точка? Нет; скорее это точка с запятой. Радиоле по-прежнему не хватает некоторых деталей, в первую очередь крышки проигрывателя пластинок и оригинального тонарма. Но и в нынешнем виде восстановленный Мир радует меня и моих гостей своим дизайном и звучанием.

Я не раз обращал внимание, что мои ровесники крутят ручку настройки с таким же удивлением и едва ли не благоговением, что и пожилые колхозники на исторической фотографии. Только если тогда Мир был диковинкой по причине своей новизны, то сейчас наоборот, старины. Такая вот парадоксальная связь времён.


Колхозники слушают радио, Челябинская обл., 19571959. Источник

Возможно, со временем на Хабре появятся и другие статьи вроде этой, потому что я потихоньку привожу в порядок ещё несколько старинных радиоприёмников.

Подробнее..

Как развивалось домашнее аудио эра винила

20.06.2020 14:17:11 | Автор: admin
В прошлый раз мы рассказывали, как домашнее аудио становилось массовым в частности, затронули эпоху радио. Сегодня говорим о виниле как он пришел в дома людей.


Фото Juliane Mergener / Unsplash

Первые пластинки


В конце XIXI века Томас Эдисон представил свой фонограф, где роль звуконосителя играл восковый валик. Запись на него осуществлялась с помощью иглы, присоединенной к мембране-микрофону. Но используемый материал был довольно капризным легко деформировался, требовал особых условий хранения. Эти особенности негативно сказывались на качестве звучания. Поэтому инженеры начали искать альтернативу. Одну из них предложил немецко-американский изобретатель Эмиль Берлинер.

В 1897 году он получил патент сразу на два устройства: рекордер и граммофон. Первый служил для записи звука на плоский диск из цинка все так же с помощью рупора и иглы. В последствии этот диск использовали в качестве пресс-формы для производства копий. Их делали сперва из эбонита (вулканизированного каучука), а затем из шеллака.

Первое время граммофоны устанавливали в клубах, ресторанах и образовательных учреждениях. Однако устройства довольно быстро прижились и в домах меломанов. Ключом к популяризации пластинок стали новые технологии. В 1920 году для записи звука начали использовать электрические микрофоны. Игла, продавливающая дорожки на мастер-диске, тоже контролировалась электроникой.

Все это позволило повысить качество записи и расширить частотный диапазон пластинок. Арсенал устройств воспроизведения пополнился модифицированной версией граммофона электрофоном. Также на рынке появились проигрыватели, которые делали акцент на низких частотах, и началась работа и над новой акустикой, чтобы извлечь больше преимуществ из электрической звукозаписи.

Переход на винил


Следующий эволюционный этап наступил после Второй мировой войны. Тогда американская компания Columbia Records занялась производством пластинок, изготовленных из специального полимерного материала винилита. Он составляет основу и современных пластинок, хотя за прошедшее время технология производства была значительно усовершенствована.

В 1948 году лейбл выпустил первую долгоиграющую пластинку (LP long play), получившую массовое распространение. Она имела скорость вращения 33 об/мин и диаметр 12 дюймов.


Фото Eric Krull / Unsplash

Следом за Columbia Records на рынок пластинок устремилась другая компания RCA Victor. Началось противостояние двух фирм, которое сегодня известно как война скоростей. В 1950-х RCA разработали свой виниловый формат EP (extended play). Это был 7-дюймовый диск со скоростью 45 об/мин. Спустя несколько лет два формата фактически поделили между собой американский рынок. LP в основном стали использовать для записи музыкальных альбомов, а EP для синглов.

ВСССРпервые долгоиграющие грампластинки выходили со скоростями вращения 78 и 33 об/мин. Производство было крупнейшим в мире. Апрелевский завод, предприятие фирмы Мелодия, в 19701980 годах выпускал около ста миллионов пластинок ежегодно. Правда, изготавливались они из так называемого полихлорвинила. В 1990-х объемы выпуска виниловых пластинок по миру значительно уменьшились. На смену им постепенно пришли компактные кассеты и CD.

Что сейчас


Казалось, что пластинки навсегда покинули музыкальную сцену. Однако сегодня индустрия винила переживает то, что критики называют вторым рождением. Все началось в 2007 году, когда был учрежден так называемый День музыкального магазина. Именно тогда число продаваемых пластинок выросло до 2 млн экземпляров в год и продолжили расти.


Фото Jamakassi / Unsplash

В 2019-м продажи винила почти практически перегнали продажи компакт-дисков впервые за 40 лет. По данным Американской ассоциации звукозаписывающих компаний, за первую половину прошлого года резиденты США потратили на пластинки 224 млн долларов, а на CD 247 млн.

Почитать о причинах возрождения винила можно в нашем блоге:

Винил вернулся, и он разный
Почему вернулся винил, и как с этим связаны стриминговые сервисы
Кто выпускает винил: самые интересные лейблы на сегодняшний день
Что такое HD-винил и действительно ли он так хорош
Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru