Привет,Хабр! Обычно в блоге мы рассказываем, как в Mars удалось сделать что-то полезное и прорывное: внедрить технологию, опробовать методологию или прокачать инфраструктуру. Но мы ещё ни разу не показали, как в целом работает ИТ-служба, а именно как один офис в Ступино управляет подразделениями компании во всем мире. Исправляемся и делимся опытом.
Что такое централизованные IT-хабы Mars и как они работают
Когда-то давно, 16 лет назад, IT-службы в нашей компании были разбросаны по разным локациям. В каждой стране, где находилось производство, работала своя служба, которая занималась и актуальными на местах задачами, и поддержкой глобальных решений. Из-за этого возникала проблема: когда что-то ломалось, в конкретной стране часто не было ресурсов, чтобы всё починить. Специалисты могли быть в отпуске, на больничном или просто не успевать придумать решение, потому что заканчивался рабочий день.
Поэтому мы перешли к модели централизованного управления. Идея состояла в том, чтобы собрать в одном месте специалистов, которые способны поддерживать бизнес-приложения и инфраструктурупо всему миру. В 2004 году началось созданиехабовIT-поддержки крупных офисов, в которых собраны экспертныеIT-команды. Сейчас с фокусом на IT-поддержку в Mars работаюттритакиххаба: в Китае, в Бразилии и в России в Ступино.
В ступинском IT-хабе работает 200 человек. Все фотографии сделаны до пандемииПринцип работы всех трёх хабов followthesun. Географическое положение центров продумано так, чтобы работать над крупнымиинцидентами и проблемами, которые нельзя отложить на завтра, практически беспрерывно. Когда заканчивается рабочий день вхабев России, в Бразилии он только начинается, и задачу принимают спецы из Бразилии. Это сильно влияет на скорость разрешения критических инцидентов и проблем для всего бизнеса Mars.
До пандемии в Ступино все собирались в одном офисе большом, с открытыми пространствами и переговорными комнатами. Уже тогда график работы был свободный, как и в любой современной IT-компании.
Сейчас все работают наудалёнке, причём перейти на такой режим смогли всего за месяц, потому что подготовились к нему заранее. Когдахабв Китае первым перешёл на дистанционную работу, в других центрах сделали проверку. Она показала: решение, использовавшееся в компании для создания удалённых рабочих мест, может поддерживать одновременно около 6 000 соединений. Этого было мало. Поэтому всего за месяц нашли, настроили и запустили альтернативу ZscalerPrivateAccess(ZPA). Пришлось внедрять решение в авральном режиме, но мы успели. Когда ввели ограничения, увсех сотрудниковкомпании не было проблем с доступом к внутренним ресурсам.
Всего вIT-хабеСтупино работает больше 200 IT-специалистов. Дальше мы подробнее расскажем, чем занимаются все эти люди.
Поддержка бизнес-приложений
Специалисты по поддержке бизнес-приложений это большое количество сотрудников, занятыхсопровождениемиподдержкой глобальных и региональных приложений. Всего их более 1 500. Их используют подразделения компании Mars на всех рынках, где присутствует компания.
Для своих проектов Mars использует общепринятые методологии: Waterfall, Agile и ScrumФлагманами, то есть общими для всех рынков, являются:
-
ERP-системы(SAP ECC, Microsoft Dynamics Nav),BW-решения (SAP BW,Azuredatalake);
-
решениядля поддержкиwarehouse(SAPEWM, JDAwarehousemanagement);
-
Supplyanddemandplanning(мы используем большой стек технологий JDA);
-
облачныепродуктыSalesforce.
Пример глобального решения это реализацияERP на основеSAPECCсистемы. Она стандартизована, если с ней что-то случится, и американцы, и китайцы, и европейцы прекрасно знают, как она реализована, поэтому смогут посмотреть и починить её.
Есть ещё локальные приложения, которые существуют, например, только в Европе, Азиатско-Тихоокеанском или американском регионе. Для их поддержки выделены специальные команды. Обычно техническая экспертиза реализуется региональными поставщиками. Поэтому сотрудники Marsсфокусированы на развитии иконтролесервиса, а техническая часть передана на аутсорс.
Например, одна из систем, которая управляет созданием и печатью этикеток на палеты готовойпродукции, находится на стороне внешнего подрядчика и используется только для Европы. При этом операционное управление этим процессом осуществляют сотрудники из Ступино.
Поддержка глобальных приложений также осуществляется внешними провайдерами. Так что наши сотрудники заняты вопросами повышенияэффективностии автоматизациисервисов, а также реализацией continuousimprovementпрограммы вместе с бизнесом. Ещё в зоне их ответственности находятся инциденты и запросы изменений в рамках текущей операционноймодели.
Инфраструктурные команды
У нас также естьмногокоманд, которые занимаются разработкой, внедрением и поддержкой инфраструктурных сервисов.
Platformteam, команда платформы приложений. Они отвечают засопровождение, разработкуиподдержкубаз данных иmiddlewareдля приложений там. Например, это SAPNetWeaver по сути, прослойка между операционной системой и непосредственно бизнес-приложением.
Enterprisecloud. Это хостинг-команда, которая отвечает за дата-центры и серверы, а также операционные системы для серверов. У нас есть внутренний дата-центр, который расположен в США так исторически сложилось. И есть внешний центр облачное решениеMicrosoftAzure. Оба эти центра в ведении команды хостинга.
EndUserservices. Эта команда занимается операционными системами на персональных компьютерах сотрудников, доставкой ипатчингомприложений наПК, поддержкой различных решений Office365 (Outlook,Teams,Sharepoint).
Команда поддержки сети. Занимаетсялокальными и глобальными сетями, телефонией, файрволами, балансирами загрузкииработает с партнёромOrange.
КомандаBusinessapplicationinterfaces. Зона их ответственности передача данных на уровне бизнес-приложений(idocs) внутри компании и при взаимодействии с внешними партнёрами через OpenText и различные API-решения.
Команда локальной IT-поддержки. У нас много фабрик в разных странах, и за их работу на местах тоже отвечают люди. Они настраивают, чинят, объясняют пользователям, как пользоваться IT-решениями,ипомогают с внедрением новыхсервисов.
Команда IТ-operations, включающая мониторинг центр, Service Deskиколл-центр. Эти команды ведут поддержку на четырёх языках: русском, английском, немецком и французском. К этой группе мы ещё относим мониторинг-центр, командууправления распределёнными задачами и центр управления резервными копиями. Длямониторинг-центра используются технологииSplunk, ServiceNow, для контроля устройств HPOMi, для мониторинга сетей SolarWinds, для распределённого управления задачами IBM Workload Scheduler, а для резервных копий CommVault. У команды ServiceDeskесть свой чат-бот на основе искусственного интеллекта, который обрабатывает запросы до того, как они переходят к аналитикам.
Командаразвития сервисов иавтоматизации.Эта команда поддерживает и развивает нашу платформууправленияIT ServiceNow, атакжевсе IT-процессы,которые мы используем в работе (ITIL). Например,сейчас более70 % запросов, связанных с предоставлением текущих IT-услуг, выполняется автоматически. Кроме того, мы внедряем предиктивную аналитику, которая позволяет в автоматическом режиме отслеживать отклонения от трендов в работе и предсказывать возможные инциденты. Всё это забота команды автоматизации.
Бизнес-партнёрыи проектные команды
Такжеу нас есть командыбизнес-партнёров и проектные команды для работы совместно с Mars Россия. Их фокус совместная разработка и реализация IT-стратегии для локального бизнеса Mars в России, а также внедрение IT-решенийиприложенийна рынках Россиии СНГ.
Кого мы ищем в команду Mars
Сотрудники нужны во все IT-подразделения компании. Причём у нас есть позиции, на которые могут выйти даже джуниоры или стажёры. Это направлениеServiceDesk. В нём сотрудники быстро развиваются и могут изучить какую-то специализацию, после чего переходят в другие отделы. А их место открывается для соискателей, у которых есть общее понимание работы и хороший английский.
В Mars действует подход 70-20-10, где 70% развитие сотрудников через рабочие задачи, 20% через обучение у других (коучинг и менторинг сюда же), 10% из тренингов, книг и т.д.Разговорный английский это обязательное требование для всех наших сотрудников. Это связано и с тем, что приходится много работать с зарубежными подразделениямии вендорами.
Дмитрий Шевчук, IT-операционный директор Mars Россия: Всем, кто хочет прийти к нам в команду, помимо непосредственных функциональных знаний по основной специализации пригодятся общие знания IT-сервисной модели ITIL, принципов работы различных IT-архитектур и базовых сервисов, планирования и внедрения проектных активностейи разработок (Agile,Scrum,DevOps).
Помимо функциональных знаний я бы отметил навыки и стремления, которые нужны людям для работы в Mars. Во-первых, конечно, умение работать в команде и строить партнёрские отношения с клиентами в такой большой компании с такими крупными задачами нельзя без коммуникации.
Во-вторых способности к использованию аналитики. Мы не принимаем никаких решений просто так, каждое действие должно опираться на данные.В-третьих это гибкость и постоянное развитие.Мы практикуем новые подходы к работе, позволяющие нам делать работу быстрее и эффективнее, напримеравтоматизация, Lean, Machinelearning,Agile, DevOps, DesignThinking. И развиваться, конечно, в первую очередь лучше через реальные задачи, заручившисьпомощью опытных коллег иподтянув теоретическую базу как на тренингах, так и самостоятельно, благо сейчас огромноеколичество тренинг-материалов по всем темам.
Как видите, в Mars работы много. Если есть вопросы, задавайте постараемся на все ответить.