Делимся рассказом о развитии технологического проекта WARMR, которым
продолжает заниматься один из студентов Университета ИТМО. Вместе с
ним обсуждаем идею, первые эксперименты, новый подход к
изготовлению умной одежды и планы на будущее.
Идея и прототип
Как рассказывает Олави Сийкки, студент магистратуры факультета
технологического менеджмента и инноваций, идея проекта
появилась давно: Я жил и учился в небольшом финском городке, где
практически не было общественного транспорта, поэтому все по
большей части пользовались велосипедами или автомобилями. К
сожалению, когда я проходил бакалавриат, у меня украли машину, и
пришлось пересесть на велик и самокаты. Последние виды транспорта в
Финляндии используют в любую погоду и даже зимой, когда дискомфорт
от холода, казалось бы, должен перевешивать удобство передвижения
таким способом. Получилось так, что у меня был технический
бэкграунд и я подумал, почему бы не помочь любителям городской
мобильности с подогревом одежды и отдельных элементов их
транспортных средств.
Однако на тот момент опыта изготовления чего-то подобного у
основателя проекта и его коллег не было. Эту область пришлось
освоить с нуля. Основная сложность состояла в том, чтобы точно
передать все необходимые нюансы в техническом задании, по которому
подрядчик изготовит прототип, а потом протестировать образец,
оценить недостатки и принять решение о дальнейшем развитии
начинания. Нам не повезло с поставщиками. Отправили ТЗ, а получили
ужасный продукт батарейка была приделана в кармашек, пристегнутый
самым обыкновенным степлером на скрепки. Как только я решил
протестировать прототип и включил его, он загорелся. Хорошо, что не
в момент использования, делится впечатлениями Олави Сийкки.
После этого эксперимента мы занялись элементами сами. Сидения
пошили в ателье недалеко от корпуса Университета ИТМО на
Кронверкском проспекте. Они получились намного лучше, хотя на тот
момент там и не было каких-то интересных технологий.
Университет и переход на одежду
В магистратуре Олави Сийкки продолжил развивать решения для
микромобильного транспорта по его словам, во время весеннего
карантина этот рынок заметно вырос. Однако в итоге он переключился
на производство одежды, как только понял, что может заручиться
поддержкой партнера по производству Red Fox. Инициативу поддержал и
Антон Гопка, декан факультета #itmotech. Он
оценил прототипы и помог перейти к изготовлению новых версий с
использованием печатной электроники. В свою очередь, Олави Сийкки,
он старался использовать все возможности, которые дает Университет
ИТМО, и часто тестировал образцы в лабораториях.
Печатная электроника начинается с паст. В лаборатории мы их
производим, берем ткань, вырезаем трафарет, выкладываем на ткань,
запекаем и следим за характеристиками. Уже потом, когда мы все
изучили [как лучше наносить, комбинировать слоями и так далее],
идем на более автоматизированные принтеры.
После лабораторного исследования мы передаем образцы на
производство печатной электроники, после этого впаиваем
микроконтроллеры в ткань, соединяем, части ткани везем на
производство, где из них делают одежду. Процесс длинный, все
начинается с исследования, потом печатная электроника, после
микроэлектроника и затем только одежда. Наша команда занимается
абсолютно всем помимо последнего пункта в этом списке, объясняет
основатель WARMR.
По его словам, существенное число конкурентов продолжали, да и
сейчас выпускают одежду на основе достаточно старых технологий: не
все модели с подогревом можно отдавать в химчистку или стирать
дома, другие неудобно носить из-за тяжелых элементов и их
расположения.
Отойти от подобных сложностей и выделиться в своей нише Олави
Сийкки решил за счет функциональных полимеров токопроводящих
чернил, которые закрепляются в структуре ткани: У нас применяется
суперлегкая краска (полимеры). Печатные элементы супергибкие и
энергоэффективные. Они не требуют батареек и громоздких
аккумуляторов хватает одного пауэрбанка. Получается, что в нашей
одежде нет огромного количества проводов, соединенных с
разрозненными элементами, поэтому с курткой можно делать все что
угодно стирать, гладить, не бояться внешнего воздействия. Плюс мы
можем предложить равномерный нагрев. У конкурентов есть места
перегрева например, на сгибах, где есть опасность возгорания.
Что дальше
Основатели проекта считают, что сегодня сложно кого-либо удивить
комбинацией гаджетов и одежды. Умные куртки, которыми занимается
WARMR, становятся нормой. Однако в этой области еще есть, куда
стремиться с точки зрения развития технологий и пользовательского
опыта.
Сейчас мы разрабатываем приложение для управления одеждой
температурный режим можно будет быстро поменять при спуске в метро
и в других ситуациях.
Плюс мы хотим оснастить одежду целым спектром функций. Например,
предусмотреть опцию вызова экстренных служб при падении и
возможность климат-контроля в зависимости от окружающей среды
(стоим на склоне, дует ветер, можем включить обогрев передней части
куртки и так далее), объясняет Олави Сийкки.
Проект пока не привлекает внешние средства, но задумывается о
долгосрочных инвестициях. Основная бизнес-модель
WARMR это B2B-контракты. В качестве примера команда говорит о
сотрудничестве с Red Fox и интересе со стороны Газпромнефти. С
точки зрения производственных возможностей, в месяц команда может
готовить около двух тысяч комплектов электроники, в том числе и
разборных эта задача проще интеграции в одежду.
Другие стартапы из Университета ИТМО:
Англоязычные материалы в нашем блоге на
Хабре: