Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Flatbuffers

А вы умеете готовить nested_flatbuffers?

26.11.2020 14:19:49 | Автор: admin
У протокола FlatBuffers имеется интересная возможность использовать вложенную структуру внутри другой структуры, но хранить ее, как массив сырых данных. Такая оптимизация позволяет уменьшить затраты на память и производительность при чтении/записи данных. Для этого необходимо использовать специальный атрибут nested_flatbuffers.

Правда, как это часто водится за разработчиками протоколов, на нормальные примеры сил им уже не хватает. И даже на тематических форумах типа stackoverflow, groups.google и т.п. сложно найти полную информацию приходится буквально по крупицам собирать все части паззла, чтобы в конце концов понять, как именно написать рабочий код.

В статье я раскрою проблему подробнее и приведу примеры на C, C++ и Rust.

In concept this is very simple: a nested buffer is just a chunk of binary data stored in a ubyte vector, typically with some convenience methods generated to access a stored buffer. In praxis it adds a lot of complexity.


image

Intro


Во многих проектах часто встречается ситуация, когда необходимо использовать какой-то протокол для передачи данных между компонентами например, по сети. Конечно, можно использовать самописный вариант, но что если в проекте бэкенд на C, сервер на C++, а фронтенд на JS? Одним языком ограничиться уже не получается, и тогда на помощь могут прийти сторонние библиотеки, например Protocol Buffers (или Protobuf) и FlatBuffers (FB), обе от Google.

Как это устроено? Программист создает специальный файл со схемой данных, где описывает, какие типы и структуры будут использоваться в качестве сообщений. Затем с помощью отдельного компилятора протокола генерируются файлы на нужном языке. После чего они импортируются в проект: сгенерированный код содержит необходимые типы, структуры и функции (классы и методы), с помощью которых создается сообщение с данными. После чего производится сериализация это превращение данных в байтовый буффер типа uint8_t*. Этот буффер можно отправлять куда-нибудь по сети, и на приёмной стороне распаковывать обратно в человекочитаемые данные это десериализация.
Для справки: у Protobuf схема хранится в файле формата .proto, компилятор protoc; у FlatBuffers соответственно файлы с расширением .fbs, компилятор flatc.

И хотя FlatBuffers является официально более новым протоколом по сравнению с Protobuf первый релиз в 2014 году против 2008 года соответственно, возможности для написания кода как будто бы сильнее ограничены. Например, из-за отсутствия таких, казалось бы, жизненно важных функций, как CopyMessage, во FlatBuffers приходится долго курить документацию и сгенерированные файлы. С другой стороны FB считается более быстрым в плане сериализации/десериализации, а данные занимают меньше памяти.

Минутка самолюбования
Сразу скажу, что я не являюсь экспертом в этой области, хотя у меня был опыт с обоими протоколами. Например, на одной работе я делал визуальный редактор сообщений для Protobuf на wxPython это были прекрасные человеко-часы дебага и поиска ошибок, потому что вот эта вот динамическая типизация, отсутствие компиляции, рекурсия, рефлексия всё, как вы любите. Бывшие коллеги кстати говорят, что до сих пор пользуются, успех что ли.

В этой статье я не собираюсь сравнивать плюсы-минусы этих библиотек за меня это уже сделали другие люди и не один раз: от небольшого обзора до целой научной статьи. Здесь я хочу рассмотреть решение конкретной задачи с использованием FlatBuffers, которая может вам встретиться в проекте: надеюсь, что для кого это окажется полезным.

Problem Setting


Обычно для обмена между компонентами используют сообщения разных типов например, данные пользователя (имя, уникальный идентификатор, местоположение), значения с датчиков (гироскоп, акселерометр) и так далее. В таком случае сообщения стандартно заключают в объединение union, которое хранится внутри какого-то основного сообщения:

Файл client.fbs:
namespace my_project.client;table Request{    name:string;}table Response{    x:int;    y:int;    z:int;}union CommonMessage{    Request,    Response}table Message{    content:CommonMessage;}root_type Message;

Здесь тип Message является основным для передачи данных. Автоматически сгенерированный код будет храниться в файлах client_reader.h, client_builder.h и client_verifier.h для C, для C++ в client_generated.h и т.д.
В чем недостатки такого подхода? Допустим, клиент отправил на сервер сообщение типа Response, а на сервере его не надо читать только переслать дальше без изменений. Предположим, что сервер использует собственную схему данных.

Файл server.fbs:
namespace my_project.server;table Response{    extra_info: string;    data: my_project.client.Response;}

Получили сообщение my_project.client.Response от клиента, хотим добавить к нему какие-то данные и отправить my_project.server.Response куда-нибудь дальше (например, клиенту на JS). В таком случае придётся собирать это сообщение как-то так (если сервер написан на C++):
void processClientResponse(const my_project::client::Response* msg){    flatbuffers::FlatBufferBuilder fbb;    auto clientResponse = my_project::client::CreateResponse(fbb, msg->x(), msg->y(), msg->z());    auto extraInfo = fbb.CreateString("SomeInfo");    auto serverResp = my_project::server::CreateResponse(fbb, extraInfo, clientResponse);//}

Обратили внимание на clientResponse? Мы пересоздаём заново сообщение, которое только что получили! Причем надо полностью перечислить все поля для копирования из старого в новое. Почему бы просто не написать как-то так: auto clientResponse {*msg} или вообще использовать msg напрямую?
Увы, но так хорошо жить API флэтбуфферов нам просто не позволяет.
А тем более на C, откуда там взяться конструктору копирования.



Итак, в чём именно мы здесь проигрываем:
  • время выполнения программы надо сначала прочитать сообщение, а потом запаковать его обратно
  • время работы программиста затраты на написание кода для перегона сообщения из старого в новое. Я здесь рассмотрел простой пример с типом Response: но что если поля сами являются сложными структурами, а их ещё и много и всё это по новой, да ещё и на другом языке программирования! Бррр, мы разве за этим здесь, в IT?
  • память по сути мы храним внутри Message специальную структуру данных с какими-то внутренними особенностями, которые могут раздувать размер сообщения

И какой выход?

Attribute nested_flatbuffers


На помощь приходят специальные возможности можно заменить тип сообщения на массив байтов [ubyte] и добавить к нему атрибут nested_flatbuffers указывающий на тип, который раньше соответствовал сообщению ну почти. Тогда возвращаясь к схеме client.fbs:
union CommonMessage{    Request,    Response}table MessageHolder{    data: CommonMessage;}table Message{    content: [ubyte](nested_flatbuffer: "MessageHolder");}

Почему нам понадобился MessageHolder, и мы не могли обойтись просто CommonMessage? Дело в том, что nested_flatbuffer не может иметь тип union, поэтому нужна промежуточная обертка.

Хорошо, у нас теперь есть обновлённое сообщение типа Message: но как узнать, что за данные хранятся внутри массива content?
Для этого можно завести вспомогательный enum Type, завернуть его в заголовок Header и добавить как новое поле в типе Message. Перечисление Type будет по сути повторять объединение CommonMessage.
На самом деле промежуточная структура Header в данном примере необязательна, но в общем случае удобна, если вы захотите добавить что-нибудь ещё.

Файл client.fbs (финальные правки):
// остальная часть схемы без измененийenum Type:ubyte{    request,    response}table Header{    type: Type;}table Message{    header: Header;    content: [ubyte](nested_flatbuffer: "MessageHolder");}

Круто! А как этим пользоваться?

It's coding time


Наконец мы добрались до практики а как именно писать код для сериализации и десериализации данных с помощью нового атрибута? Сразу скажу, что я приведу полные примеры кода без подробных разъяснений, надеюсь, этого будет достаточно для понимания общей идеи.

Как это делается на C


В C используется особый подход в работе с FB: это не ООП язык, у него даже компилятор другой flatcc вместо общего flatcне всем это оказалось удобно). А ещё на C принято использовать специальный макрос для сокращения неймспейса:
#define ns(x) FLATBUFFERS_WRAP_NAMESPACE(my_project_client, x).
Основывался я на этом примере от разработчиков и на этом от одного из пользователей.

Конструирование и сериализация сообщений
#include "client_builder.h"#include "client_verifier.h"#include <stdio.h>int main(int argc, char ** argv){    printf("Testing on C\n");    // builder необходим для сериализации: превращения сообщения в байтовый буффер    flatbuffers_builder_t builder;    flatcc_builder_init(&builder);    size_t size = 0;    void* buf;    {        createRequest(&builder);        buf = flatcc_builder_finalize_aligned_buffer(&builder, &size);        receiveBuffer(buf, size);        flatcc_builder_aligned_free(buf);    }    {        flatcc_builder_reset(&builder);        createResponse(&builder);        buf = flatcc_builder_finalize_aligned_buffer(&builder, &size);        receiveBuffer(buf, size);        flatcc_builder_aligned_free(buf);    }    flatcc_builder_clear(&builder);    return 0;}void createRequest(flatbuffers_builder_t* builder){    ns(Type_enum_t) type = ns(Type_request);    ns(Header_ref_t) header = ns(Header_create(builder, type));    ns(Message_start_as_root(builder));        ns(Message_header_create(builder, type));        ns(Message_content_start_as_root(builder));            flatbuffers_string_ref_t name = flatbuffers_string_create_str(builder, "This is some string for tests!");            ns(Request_ref_t) request = ns(Request_create(builder, name));            ns(CommonMessage_union_ref_t) msg_union = ns(CommonMessage_as_Request(request));            ns(MessageHolder_data_add(builder, msg_union));        ns(Message_content_end_as_root(builder));    ns(Message_end_as_root(builder));}void createResponse(flatbuffers_builder_t* builder){    ns(Type_enum_t) type = ns(Type_response);    ns(Header_ref_t) header = ns(Header_create(builder, type));    ns(Message_start_as_root(builder));        ns(Message_header_create(builder, type));        ns(Message_content_start_as_root(builder));            ns(Response_ref_t) response = ns(Response_create(builder, 2, 3, 9));            ns(CommonMessage_union_ref_t) msg_union = ns(CommonMessage_as_Response(response));            ns(MessageHolder_data_add(builder, msg_union));        ns(Message_content_end_as_root(builder));    ns(Message_end_as_root(builder));}


Обработка полученного буффера и десериализация сообщений
void receiveBuffer(void* buf, size_t size){    const int verification_result = ns(Message_verify_as_root(buf, size));    if (flatcc_verify_error_ok != verification_result) {        printf("Unable to verify flatbuffer message\n");    }    ns(Message_table_t) msg = ns(Message_as_root(buf));    ns(Header_table_t) header = ns(Message_header(msg));    ns(Type_enum_t) type = ns(Header_type(header));    printf("Received Type: %u\n", type);    switch(type) {case ns(Type_request):    processRequest(&msg);    break;case ns(Type_response):    processResponse(&msg);    break;default:       printf("Unknown type!\n");}}void processRequest(ns(Message_table_t)* msg){    ns(MessageHolder_table_t) content = ns(Message_content_as_root(*msg));    ns(Request_table_t) request = (ns(Request_table_t)) ns(MessageHolder_data(content));    const char* name = ns(Request_name(request));    printf("Result request: %s\n", name);}void processResponse(ns(Message_table_t)* msg){    ns(MessageHolder_table_t) content = ns(Message_content_as_root(*msg));    ns(Response_table_t) response = (ns(Response_table_t)) ns(MessageHolder_data(content));    int x = ns(Response_x(response));    int y = ns(Response_y(response));    int z = ns(Response_z(response));    printf("Result response: %d.%d.%d\n", x, y, z);}


В функции receiveBuffer используется верификация данных, потому что при ошибках могут съехать внутренние смещения и выравнивания данных это позволит не обрабатывать заведомо сломанный буффер.

Как это делается на C++


Конструирование и сериализация сообщений
#include "flatbuffers/flatbuffers.h"#include "client_generated.h"#include "server_generated.h"#include <iostream>namespace cli = my_project::client;namespace srv = my_project::server;void createRequest(flatbuffers::FlatBufferBuilder& fbb){    auto type = cli::Type::request;    auto header = cli::CreateHeader(fbb, type);    flatbuffers::FlatBufferBuilder fbb2;    auto name = fbb2.CreateString("This is some string for tests!");    auto rq = cli::CreateRequest(fbb2, name);    auto data = cli::CreateMessageHolder(fbb2, cli::CommonMessage::Request, rq.Union());    fbb2.Finish(data);    auto content = fbb.CreateVector(fbb2.GetBufferPointer(), fbb2.GetSize());    auto msg = cli::CreateMessage(fbb, header, content);    cli::FinishMessageBuffer(fbb, msg);} void createResponse(flatbuffers::FlatBufferBuilder& fbb){    auto type = cli::Type::response;    auto header = cli::CreateHeader(fbb, type);    flatbuffers::FlatBufferBuilder fbb2;    auto rp = cli::CreateResponse(fbb2, 2, 3, 9);    auto data = cli::CreateMessageHolder(fbb2, cli::CommonMessage::Response, rp.Union());    fbb2.Finish(data);    auto content = fbb.CreateVector(fbb2.GetBufferPointer(), fbb2.GetSize());    auto msg = cli::CreateMessage(fbb, header, content);    cli::FinishMessageBuffer(fbb, msg);}


Обработка полученного буффера и десериализация сообщений
void receiveBuffer(std::uint8_t* buf, std::size_t size){    flatbuffers::Verifier verifier(buf, size);    if (!cli::VerifyMessageBuffer(verifier))    {        std::cerr << "Unable to verify flatbuffer message\n";        return;    }    auto msg = cli::GetMessage(buf);    auto header = msg->header();    auto type = header->type();    std::cout << "Received HeaderType from client: " << static_cast<uint16_t>(type) << "\n";    switch (type)    {        case cli::Type::request:            processRequest (msg);            break;        case cli::Type::response:            processResponse(msg);            break;    }}void processRequest(const cli::Message* msg){    auto content = msg->content_nested_root();    auto rq = content->data_as_Request();    auto name = rq->name();    std::cout << "Result request: " << name->str() <<"\n";}void processResponse(const cli::Message* msg){    auto content = msg->content_nested_root();    auto rp = content->data_as_Response();    auto x = rp->x();    auto y = rp->y();    auto z = rp->z();    std::cout << "Result response: " << x << "."  << y << "." << z <<"\n";}


Код практически не отличается по смыслу от написанного на C, за исключением того, что построение сообщения производится другим способом с помощью дополнительного экземпляра fbb2 типа FlatBufferBuilder для вложенного сообщения. На самом деле разработчики заявляют, что вложенный флэтбуффер можно собирать и так, и так, но в C мне не удалось заставить такую конструкцию работать (а жаль cо вторым экземпляром билдера код выглядит несколько читабельнее).

Level Up


А теперь самое главное для чего всё это было нужно? Как именно воспользоваться преимуществом атрибута nested_flatbuffers?
Рассмотрим вариант, когда C++-сервер использует следующую схему данных:

Файл server.fbs:
include "client.fbs";namespace my_project.server;table ClientData{    extra_info:string;    client_msg:[ubyte](nested_flatbuffer: "my_project.client.MessageHolder");}table ServerData{    server_name:string;}union CommonMessage{    ServerData,    ClientData}table Message{    header: my_project.client.Header;    content: CommonMessage;}root_type Message;

Здесь тоже используется сообщение типа Message, но хранящее просто union со своими собственными типами. Самое главное находится в таблице ClientData: сообщение с информацией от клиента, которое мы хотим переслать на сервере, содержит вложенный флэтбуффер client_msg и он должен быть точно такого же типа, что отправил клиент. Под катом продемонстрировано, как правильно его скопировать не распаковывая (комментарии на русском я делал для статьи, на английском для себя в коде):

example.cpp
// используем глобальный экземпляр для простоты flatbuffers::FlatBufferBuilder fbb_;// общий обработчик сообщения, полученного от клиентаvoid processClientMessage(const cli::Message* msg){    fbb_.Clear();    // constructing srv::Message from cli::Message    switch (msg->header()->type())    {        case cli::Type::request:            forwardMessage(msg, "SERVER-REQUEST");            break;        case cli::Type::response:            forwardMessage(msg, "SERVER-RESPONSE");            break;    }    // processing constructed srv::Message to verify it is correct    processServerMessage();}// Самая интересная часть  пересылка сообщения от клиента без распаковки деталейvoid forwardMessage(const cli::Message* msg, const char* extra_info_str){    // Yes, we should recreate header as FlatBuffers don't have API to just copy it from msg->header()    auto header = cli::CreateHeader(fbb_, msg->header()->type());    auto extra_info = fbb_.CreateString(extra_info_str);    // The main part: copying nested buffer from client to server message    auto client_msg = msg->content();    auto client_msg_vec = fbb_.CreateVector(client_msg->Data(), client_msg->size());    auto content = srv::CreateClientData(fbb_, extra_info, client_msg_vec);    auto server_msg = srv::CreateMessage(fbb_, header, srv::CommonMessage::ClientData, content.Union());    srv::FinishMessageBuffer(fbb_, server_msg);}// пример обработки сообщения, сгенерированного серверомvoid processServerMessage() const{    std::uint8_t* buf = fbb_.GetBufferPointer();    auto msg = srv::GetMessage(buf);    auto header = msg->header();    auto header_type = header->type();    auto content_type = msg->content_type();    std::cout << "Received HeaderType from server: " << static_cast<uint16_t>(header_type) << "\n";    std::cout << "Received ContentType from server: " << static_cast<uint16_t>(content_type) << "\n";    if (content_type != srv::CommonMessage::ClientData)    {        std::cerr << "Not implemented Handler for this content_type\n";        return;    }    // process only ClientData for demonstration purposes    auto content = msg->content_as_ClientData();    auto extra_info = content->extra_info();    auto client_msg = content->client_msg_nested_root();    std::cout << "Result request from server: extra_info: " << extra_info->str() << "\n";    switch(header_type)    {        case cli::Type::request:        {            auto client_rq = client_msg->data_as_Request();            auto client_name = client_rq->name();            std::cout << "- client_msg: " << client_name->str() << "\n";            break;        }        case cli::Type::response:        {            auto client_rp = client_msg->data_as_Response();            auto x = client_rp->x();            auto y = client_rp->y();            auto z = client_rp->z();            std::cout << "- client_msg: " << x << "." << y << "." << z << "\n";            break;        }    }}


Отдельно ещё раз хочу сделать акцент на копировании:
auto client_msg = msg->content();auto client_msg_vec = fbb_.CreateVector(client_msg->Data(), client_msg->size());

И всё! Не надо знать деталей, что именно к нам пришло в msg->content() мы просто берём и копируем сырой буффер как есть.
Красиво и удобно

Bonus


Так случилось, что у меня для вас есть ещё и полноценный пример на Rust. Согласен, внезапно, но почему бы и нет. Сейчас язык набирает обороты, и уже всё чаще случается, что им заменяют C++. Наконец-то, теперь мы будем спасены! Короче говоря, who knows

main.rs
extern crate flatbuffers;#[allow(dead_code, unused_imports, non_snake_case)]#[path = "../../fbs/client_generated.rs"]mod client_generated;pub use client_generated::my_project::client::{    get_root_as_message,    Type,    Request,    Response,    Header,    CommonMessage,    MessageHolder,    Message,    RequestArgs,    ResponseArgs,    HeaderArgs,    MessageHolderArgs,    MessageArgs};fn create_request(mut builder: &mut flatbuffers::FlatBufferBuilder){// в Rust слово type является ключевым, поэтому генератор автоматически добавляет _    let type_ = Type::request;    let header = Header::create(&mut builder, &mut HeaderArgs{type_});    let data_builder = {        let mut b = flatbuffers::FlatBufferBuilder::new();        let name = b.create_string("This is some string for tests!");        let rq = Request::create(&mut b, &RequestArgs{name: Some(name)});        let data = MessageHolder::create(&mut b, &MessageHolderArgs{            data_type: CommonMessage::Request,            data: Some(rq.as_union_value())});        b.finish(data, None);        b    };    let content = builder.create_vector(data_builder.finished_data());    let msg = Message::create(&mut builder, &MessageArgs{        header: Some(header),        content: Some(content)});    builder.finish(msg, None);}fn create_response(mut builder: &mut flatbuffers::FlatBufferBuilder){    let type_ = Type::response;    let header = Header::create(&mut builder, &mut HeaderArgs{type_});    let data_builder = {        let mut b = flatbuffers::FlatBufferBuilder::new();        let rp = Response::create(&mut b, &ResponseArgs{x: 2, y: 3, z: 9});        let data = MessageHolder::create(&mut b, &MessageHolderArgs{            data_type: CommonMessage::Response,            data: Some(rp.as_union_value())});        b.finish(data, None);        b    };    let content = builder.create_vector(data_builder.finished_data());    let msg = Message::create(&mut builder, &MessageArgs{        header: Some(header),        content: Some(content)});    builder.finish(msg, None);}fn process_request(msg: &Message){    let content = msg.content_nested_flatbuffer().unwrap();    let rq = content.data_as_request().unwrap();    let name = rq.name().unwrap();    println!("Result request: {:?}", name);}fn process_response(msg: &Message){    let content = msg.content_nested_flatbuffer().unwrap();    let rp = content.data_as_response().unwrap();    println!("Result response: {}.{}.{}", rp.x(), rp.y(), rp.z());}fn receive_buffer(buf: &[u8]){    // NOTE: no verification exists in Rust yet    let msg = get_root_as_message(buf);    let header = msg.header().unwrap();    let type_ = header.type_();    println!("Received Type: {:?}", type_);    match type_ {        Type::request => {            process_request(&msg);        }        Type::response => {            process_response(&msg);        }    }}fn main() {    println!("Testing on Rust");    let mut builder = flatbuffers::FlatBufferBuilder::new_with_capacity(1024);    {    create_request(&mut builder);    let buf = builder.finished_data();receive_buffer(&buf);    }    {    builder.reset();    create_response(&mut builder);    let buf = builder.finished_data();receive_buffer(&buf);    }}


FIN


Атрибут nested_flatbuffers является очень полезным и удобным способом для оптимизации передачи данных при использовании протокола FlatBuffers. Другое дело, что не так просто понять сходу, как именно его применять.

Вообще документация и примеры от разработчиков тех или иных протоколов иногда оставляют желать лучшего. Синтаксис таких библиотек является довольно специфичным, и по сути на его понимание приходится часто тратить не меньше времени и сил, чем на изучение просто нового языка программирования. Особенно часто это случается, когда упоминаются какие-то редкие возможности.
Например
Похожим образом помимо nested_flatbuffers обстоит дело с использованием собственных аллокаторов в C: Да, юзеры, вы можете использовать свои аллокаторы аж двумя (2!) разными способами, но примеров мы вам, конечно, не дадим. А зачем?! Курите исходники *звуки trolololo
Так что если вы вдруг озадачитесь такой же проблемой, то наверняка наткнётесь на моё обсуждение с разработчиками на одном из форумов, жаль только, что их ответ был крайне развёрнутый, но почти бесполезный.

Поэтому хочется просто пожелать вам поменьше сталкиваться с такими неприятностями, а ещё иногда не жалеть время на написание доков для других программистов мы же ведь коллеги по цеху, да?
Подробнее..
Категории: Программирование , C++ , Rust , C , Flatbuffers

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru