Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Доступность сайта

Доступность это просто, Или 5 смертных грехов доступности

10.12.2020 12:12:32 | Автор: admin

Привет, Хабр! Меня зовут Алексей Устинов, я Frontend-разработчик в Delivery Club. В свободное время я интересуюсь вопросами доступности интерфейсов. Это первая из двух статей, в которых я хочу рассказать о проблемах с доступностью в вебе. Я расскажу про 5 простых правил, соблюдая которые можно значительно улучшить доступность сайта. Также мы рассмотрим самые распространённые проблемы, я объясню, почему они являются проблемами, и дам простые советы по их решению. Во второй статье я, наоборот, приведу примеры элементов страницы, сделать доступными которые совсем нетривиальная задача.

Я уверен, что ты, %username%, слышал про правило 80/20: 80% результата можно достичь за 20% трудозатрат, а на достижение остальных 20% необходимо потратить 80% трудозатрат. Именно это правило объединяет эту и следующую статью.

Как работает скринридер

Основная цель программ экранного доступа, таких как NVDA, VoiceOver и других, это объяснить пользователю, что за элемент сейчас находится в фокусе, и, самое главное, рассказать о его предназначении. Если элемент содержит в себе какую-то текстовую информацию, то скринридер заботливо прочитает её для пользователя.

Сами скринридеры, разумеется, не видят страницу и не понимают, что перед ними находится. Поэтому наша задача, как разработчиков, с одной стороны, предоставить скринридеру как можно больше данных, а с другой стороны, не мешать ему работать.

Грех 1. Бардак в заголовках

В HTML существует шесть уровней заголовков, которые обозначаются тегами от H1 до H6 и используются именно в этом порядке, создавая иерархическую структуру.

Пример иерархии заголовковПример иерархии заголовков

Очень часто (сейчас, к счастью, реже) вместо использования элементов H1H6 разработчики создают заголовки с помощью стилей. И если для зрячего пользователя с клавиатурой и мышкой, на первый взгляд, это не является проблемой, то для незрячих пользователей это превращает страницу в сплошную портянку текста.

Другой частой ошибкой является неправильная последовательность в заголовках. Согласно стандарту, сначала используется заголовок H1, он должен быть один на странице. Следующий заголовок всегда будет H2. Если нужен вложенный заголовок, то используется H3, а если нужен равнозначный заголовок, то снова используется H2.

Я часто встречаю страницы, на которых есть несколько заголовков H1, или на которых вслед за H2 идет, например, H4.

Когда я просматриваю страницу с помощью скринридера, в первую очередь я прохожусь по заголовкам, это позволяет мне понять, что есть на этой странице, и оценить, стоит ли мне погружаться в содержимое глубже. Для навигации по заголовкам в скринридерах есть специальные горячие клавиши, которые позволяют перемещаться по всем заголовкам подряд или только по заголовкам определенного уровня.

Варианты решения

  • Объявлять заголовки с помощью тегов H1H6.

  • Использовать заголовки в иерархической последовательности от H1 до H6.

Грех 2. Кнопки с неопределенным назначением

Пример кнопок недоступных для скринридераПример кнопок недоступных для скринридера

Посмотрите на картинку: вы понимаете, что делает каждая из кнопок? Если да, то как вы это поняли? О значении кнопок вам рассказывают иконки, но что делать, если вы не видите иконок? Тогда вы, в лучшем случае, услышите что-то в роде button, а в худшем даже не сможете попасть фокусом на этот элемент.

Худший случай происходит, когда кнопка сделана с помощью div и стилизована под кнопку с помощью CSS. Рядовой пользователь, вооруженный мышкой, кликнет на этот div, JavaScript обработает событие, произойдёт какая-то магия, и пользователь увидит результат. Скринридер же просто не поймёт, что это кнопка.

Если же кнопка сделана через элемент button, то скринридер догадается, что это кнопка, но вот её предназначение он будет брать из атрибута aria-label или текста, находящегося внутри тега button.

Так же, как и с заголовками, незрячий пользователь может навигироваться исключительно по кнопкам, и из своего опыта я могу сказать, что на подавляющем большинстве страниц он слышит только безликие button, button, button, button.

Варианты решения

  • Добавлять назначение кнопки.

Грех 3. Невидимые картинки

Изображение часто передаёт ценную информацию. В большинстве случае ключевую мысль изображения можно описать в одном-двух предложениях. Именно для этой цели существует атрибут alt (альтернативный текст), в который можно вписать, что изображено на картинке, или с какой целью автор вставил её в текст.

Пустой атрибут alt это, вероятно, самая распространенная проблема, с которой я сталкиваюсь. Программы экранного доступа читают описание изображения вслух. Если описания нет, то незрячий пользователь услышит просто картинка или графика, что не даст никакого контекста или смысла.

Заполненное описание атрибута alt позволит незрячим и слабовидящим пользователям понять, для чего это изображение появилось в тексте, удобным для них способом. Несколько лет назад Facebook начал распознавать, что изображено на картинке, с помощью машинного зрения и добавлять описание в атрибут alt.

Варианты решения

  • Всегда добавлять описание к картинкам в атрибут alt.

Грех 4. Отсутствие описания форм

Формы есть на подавляющем большинстве сайтов. Это может быть что-то простое, вроде поля поиска, или что-то сложное, например, форма для заказа кастомной пиццы. Однако, когда эти формы не подписаны правильно, они становятся бесполезны для людей, пользующихся программами экранного доступа.

Например, если поле поиска не подписано, то догадаться, для чего оно нужно, можно только по косвенным признакам, например, по описанию кнопки. Но если неподписанных полей больше одного, то работать с ними невозможно.

Для решения проблемы описания поля ввода существует тег label, который позволяет добавить описание к тегу input. С ними тоже иногда возникают сложности, но наличие лейбла сильно увеличивает шансы на успех.

Другой проблемой форм является капча. Кажется, это очевидно всем, что незрячий или слабовидящий пользователь не сможет выбрать картинки с автобусами.

пример капчипример капчи

Конечно, можно справедливо заметить, что reCaptcha имеет возможность распознавания с помощью звука. Это правда, но работа с модальными окнами в скринридере заслуживает отдельного рассказа. В любом случае, какая бы она ни была, капча усложняет работу с формой.

Варианты решения

  • К каждому инпуту добавлять тег label с достаточным описанием.

  • Не использовать капчу, которую можно разгадать только при помощи зрения.

Грех 5: фоновая музыка или автовоспроизведение

Лет 10 назад я постоянно встречал сайты, при переходе на которые начинало громко играть рекламное видео, запущенное, скорее всего, в модальном окне, перекрывающем основное содержимое.

Примерно такое разочарование ощущает пользователь скринридера, при этом звук иногда оказывается громче голоса скринридера, а кнопки выключения ещё и не имеют подписи. Такое комбо делает использование сайтом невозможным.

сайт с огромным количеством рекламных попаповсайт с огромным количеством рекламных попапов

Варианты решения

  • Не использовать фоновую музыку, которую нельзя выключить.

  • Не использовать видеоплееры, которые начинают играть при переходе на страницу.

  • Не использовать плееры, кнопки которых недоступны для скринридера.

Вывод

В статье я собрал пять простых и самых распространенных ошибок, исправив которые, можно значительно улучшить доступность вашего сайта. К сожалению, это далеко не все проблемы, которые встречаются на пути людей, пользующихся программами доступа. Тем не менее, улучшая accessibility на сайте, вы увеличиваете потенциальную аудиторию вашего ресурса, ну и делаете мир лучше!

Всем добра!

Подробнее..

Доступность это не так просто

22.12.2020 14:23:50 | Автор: admin


Привет, Хабр! В предыдущей статье я рассказывал о простых случаях проблем с доступностью, исправив которые можно сделать свой сайт или web-приложение гораздо доступнее. Я упоминал о правиле 80/20 и писал о проблемах, которые при наименьших затратах дают наибольший результат. Сегодня я бы хотел поговорить о другой группе проблем, которые входят в 20% и для решения которых нет готовых рецептов вроде всегда заполняйте атрибут alt или используйте верные заголовки.

Выбирая формат повествования, я не придумал ничего лучше, чем просто описать ход своих мыслей на достаточно часто встречающемся примере.

Формализуем проблему


Как я уже говорил, для некоторых проблем в сфере доступности невозможно предложить какое-то простое решение. Эти проблемы очень вариативны, а иногда и вовсе уникальны для конкретного приложения. Помимо этого, ситуация осложняется различиями в работе разных скринридеров в разных браузерах и на разных операционных системах. Дополняет всё это то, что решение лежит на стыке двух дисциплин: доступности с её стандартами и Interaction Design (Проектирование взаимодействия) с её достаточно гибкими правилами.

Если вы, как и я в такие моменты, чувствуете уныние, то предлагаю не решать все проблемы сразу, а двигаться постепенно.

Обычно я начинаю с описания алгоритма взаимодействия с моим элементом для пользователей без мышки. Пользователи клавиатуры это большая группа пользователей, далеко не всегда с какими-то ограничениями. Иногда это просто люди, которые ценят скорость работы.

Почти все сложные проблемы с доступностью возникают на элементах, которые динамически изменяют контент после какого-то действия пользователя.

К таким элементам можно отнести:

  • табы;
  • модальные окна;
  • аккордеон;
  • меню (в том числе с большой вложенностью).

Каждый компонент их этого списка можно условно разделить на две составляющие:

  • триггер элемент, запускающий действие;
  • целевой контент элемент, который содержит в себе кусочек видоизмененного контента.

Реализация триггера


Первое, с чем я предлагаю разобраться, это какой базовый элемент будет лежать в основе триггера. Использование элементов, которые сразу являются фокусируемыми и интерактивными, я считаю хорошей идеей. Поэтому сразу отбрасываю всевозможные реализации с помощью div, span и т. д.

В итоге я прихожу к первому вопросу: должен ли быть триггер ссылкой или кнопкой?

Ответ на этот вопрос звучит примерно так: в зависимости от ситуации, но в целом, вы не ошибётесь, если будете всегда использовать кнопку.

Кнопка это элемент, предназначенный для запуска каких-либо интерактивных элементов внутри страницы. Поэтому пользователь, нажимая на кнопку, будет готов, что на странице что-то изменится. Кажется, это то, что нам нужно. Тем не менее, я считаю, что ссылки имеют некоторые преимущества в некоторых случаях.

Поэтому я задаю себе второй вопрос: должен ли изменившийся контент получить фокус?
И опять ответом на этот вопрос будет фраза в зависимости от ситуации. Но можно помочь себе, просто посмотрев на DOM-дерево и оценив, насколько далеко триггер находится от целевого контента.

Если целевой контент находится сразу после триггера, то стоит использовать кнопку и обойтись без автоматического фокуса на целевой элемент. Поскольку пользователь следующим табом попадает на появившийся контент.

<button>Trigger Text</button> <div id="target">   <p>Target content.</p></div>

Но если целевой контент находится на некотором расстоянии от активирующего его элемента, то, возможно, стоит посмотреть в сторону не очень модных, но отлично работающих гиперссылок с фрагментами.

<a href="#target">Trigger Text</a>  <div id="target">  <p>Target content.</p></div>


Реальный пример


Предположим, в макете, предоставленном дизайнером, имеется элемент Войти, расположенный в шапке сайта. И, согласно дизайну, по нажатию должно открыться модальное окно с формой входа. Сам код модального окна, скорее всего, находится в конце DOM-дерева. В этом случае использование ссылки не кажется мне плохой идеей.

При работе со ссылками, в отличие от кнопок, пользователь ожидает, что после клика он будет куда-то перенаправлен. И, в целом, модальные окна можно рассматривать как отдельные страницы, поэтому результат не будет неожиданным для пользователя.

Вернёмся к вопросам, поставленным выше: Должен ли быть триггер кнопкой или ссылкой? и Должен ли фокус автоматически переключиться на целевой контент? Ответ на эти вопросы можно найти, просто ответив на вопрос: Как далеко друг от друга находятся триггер и целевой контент.

Далее я добавляю на страницу немного JavaScript, чтобы убедиться, что пользователи клавиатуры и мыши могут взаимодействовать с созданным компонентом. Конечно, не обходится без небольшой магии с tabindex и методом focus(), которые заслуживают отдельной статьи.

Теперь самое время подумать о пользователях скринридеров. Первое, что стоит сделать это добавить атрибуты aria-expanded в триггер и aria-hidden в целевой контент.

// Таргет не активирован
Триггер - aria-expanded="false",
Целевой контент - aria-hidden="true".

// Пользователь нажал на таргет элемент
Триггер - aria-expanded="true",
Целевой контент - aria-hidden="false".


Ещё существует атрибут aria-controls, который позволяет явно указать взаимосвязь между целевым компонентом и триггером.

<button aria-controls="target">Trigger Text</button><div id="target">  <p>Target content.</p></div>

Правда, он не всегда работает так, как это можно ожидать.

В качестве заключения


Для более наглядного примера я реализовал два codepan: один с триггером в виде кнопки, а второй со ссылкой (кнопка, ссылка). В чём разница, спросите вы? Всё просто: в примере со ссылкой целевой контент сразу получил фокус без каких-то дополнительных телодвижений со стороны разработчика.

Это наводит меня на мысль, что, возможно, если вы работаете над SPA, то стоит задуматься, стоит ли делать SPA, а потом пытаться сделать его доступным, продумывая, куда перевести фокус в появившемся контенте. Где должен оказаться фокус после исчезновения появившегося контента, что будет с фокусом, когда целевой контент скроется? Ведь очень часто, пытаясь делать SPA доступным, вы во много повторяете функциональность, уже заложенную в браузеры.

В любом случае, я надеюсь, что эта небольшая прогулка на волне моих мыслей оказалась для вас полезной. Теперь вы знаете, как можно справиться с проблемами доступности, которые, на первый взгляд, кажутся неприступными.

И помните, что тот факт, что вы дочитали этот материал до конца, означает, что вы знаете, как решать проблемы с доступностью лучше, чем большинство разработчиков.

Спасибо за внимание, всем добра!
Подробнее..

Цифровая доступность пять ключевых проблем в интерфейсах. Совместный вебинар Яндекс.Практикума и Валерии Курмак

05.05.2021 16:05:29 | Автор: admin
13 мая Яндекс.Практикум вместе с Валерией Курмак проводит открытый вебинар Цифровая доступность: пять ключевых проблем в интерфейсах. Вебинар будет полезен дизайнерам и разработчикам интерфейсов, которые хотят научиться проектировать доступно.



Юзабилити строится на восприятии и взаимодействии. Но что, если пользователь для восприятия интерфейса масштабирует его на 400, 600 и более процентов? Как тогда работают выпадающие списки, сторис и другие такие обыденные для каждого дизайнера и разработчика элементы?

На вебинаре слабовидящий Дима Глюз покажет на примерах, какие барьеры он встречает в интерфейсах. А руководитель продуктового дизайна Яндекс.Практикума Сергей Кудинов и руководитель фронтенд-разработки Давид Роганов расскажут, как не создавать такие барьеры при проектировании.

Ведущая


Валерия Курмак член Strategic Leader in Accessibility Initiative в IAAP, автор образовательного курса по цифровой доступности, автор телеграмм-канала об инклюзивном дизайне Не исключение.

Спикеры


Дима Глюз слабовидящий пользователь с диагнозом нейропатия Лебера.

Сергей Кудинов руководитель продуктового дизайна Яндекс.Практикума, www.sergeikudinov.com

Давид Роганов руководитель фронтенд-разработки Яндекс.Практикума.

Вебинар пройдёт 13 мая в 19.30 (Мск). Регистрация.
Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru