Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Звуки

Перевод 70 лет компьютерной истории, обращенные в музыку

31.12.2020 16:11:51 | Автор: admin

Реконструкция Colossus в британском Национальном музее вычислительной техники, Блетчли парк

Поздно ночью в британском Национальном музее вычислительной техники несколько старейших машин пробудились от длительного механического сна. Композитор и саунд-дизайнер Мэтт Паркер сделал 126 записей звучания компьютеров, заключавших в себе 70-летнюю историю развития, чтобы сохранить эти редчайшие голоса и преобразовать их в музыку.

Рекомендация переводчика: для лучшего погружения читать статью под прилагающуюся музыку из итогового альбома The Imitation Archive.


Паркер в интервью журналу Hyperallergic: Зачастую в целях сохранности предметы ценности прошлого заключаются в прозрачные плексигласовые коробки, чтобы излишне любопытные руки их не донимали. В итоге мы довольствуемся лишь созерцанием диковинных объектов через прозрачное стекло, читая приложенный к ним текст.


Обложка альбома

Через некоторое время вышло готовое 34-минутное аудиовизуальное произведение The Imitation Archive, доступное для платного скачивания на Bandcamp. Все исходные записи музыканта также были переданы им в архив аудио и видео материалов британской библиотеки.

Будучи художником-резидентом музея, Мэтт записал звуки таких исторически значимых машин, как огромный реконструированный Colossus 1943 года, являющийся первым цифровым компьютером в мире, когда-то размещавшимся в Block H. В числе прочих он запечатлел звучание электромеханического криптографического устройства Bombe 1939 года, разработанного Аланом Тьюрингом и Гордоном Уэлшманом, а также старейшего действующего цифрового компьютера Harwell Dekatron (WITCH) 1950 года.

Во время Второй мировой войны в Блетчли парк размещалось главное британское шифровальное подразделение, где Тьюринг занимался расшифровкой данных германской Энигмы. Название произведения The Imitation Archive несет в себе отсылку к фильму The Imitation Game 2014 года, посвященному той самой работе Тьюринга.

В еще одной своей аудиовизуальной инсталляции The Cloud is more than Air and Water Паркер отразил мрачно-футуристичный рокот современных облачных вычислений. Эта инсталляция напоминает о более шумной эпохе, звуки которой находятся на грани исчезновения. Паркер комментирует это так: В проекте реконструкции Colossus честно задействованы техники и оборудование, соответствующие оригинальной конструкции. Но один из инженеров как-то сказал мне, что электронным лампам, использованным для его программирования, осталось, может, лет десять. Вот они выйдут из строя, и что тогда?


Harwell Dekatron Computer (WITCH), Национальный музей вычислительной техники

В ночной тиши закрытого музея Паркер записывал все, что мог, в чем ему помогали волонтеры и инженеры, поддерживавшие функционирование монструозных машин. Тогда при записи гигантского считывателя перфокарт Powers-Samas произошел неприятный инцидент, о котором Мэтт вспоминал так: Один пожилой инженер, которому было уже за 80, поделился, что буквально на следующий день окончательно уходит на пенсию. Когда мы затем начали запускать эту машину, она внезапно обнаружила ошибку и дала сбой, так что мне удалось записать всего 10 секунд ее работы. Самое неприятное, что починить ее мог только этот инженер, который на следующий день выходил на пенсию.


Atvidaberg Facit модель C1-19, Швеция. Национальный музей вычислительной техники


Grimme, Natalis and Co. модель Brunsviga 13ZK, Германия. Национальный музей вычислительной техники

Простой архив звукозаписей может сохранить только отдельные детали функционирования машин. При этом произведение The Imitation Archive отличается своей бесценной звуковой интерпретацией самого духа этих машин. Слова Паркера: Я думаю, что самым сложным для меня было создать то, что я бы слушал с удовольствием, что несло бы эмоциональную историю конкретных объектов, в частности, отражало бы напряженность и удушающие условия работы с Колоссом в Block H или в помещении, где безостановочно функционировали 20 машин Bombe, за которыми трудились инженеры-женщины (WRENS).

Тяжелые компьютерные звуки WITCH отражаются в его многогранной композиции глубокими перекликающимися мотивами, постепенно нарастая параллельно с щелкающими ритмами. По всему звуковому ландшафту прослушивается пульсирующая частота релейных переключателей и трансформаторов, все быстрее по ходу десятилетий, переходящая к огромным мейнфреймам 1970-х и настольным компьютерам 1980-х. В этих глючно-фантомных паттернах ощущается постоянное движение, выражающее непрерывное использование машин и прогресс технологий. Сегодняшние компьютеры в своем большинстве представляют почти бесшумные, мягко урчащие кулерами устройства, в противовес чему The Imitation Archive напоминает о какофоническом аккомпанементе эпохи их зарождения.



Подробнее..

Музыка операционных систем как стандартные звуки и код превращают в полноценные композиции

14.06.2021 08:15:59 | Автор: admin

Ранее мы уже рассказывали о музыке зашитой в разных версиях ОС Windows: вспоминали композицию CANYON.MID, на которую сегодня существует огромное количество каверов, и трек Beautiful Way, демонстрировавший возможности мультимедийного формата ASF.

Сегодня мы продолжим тему, но поговорим о немного другой ее стороне музыке, которую пишут сами пользователи. Они берут стандартные звуки в качестве семплов и даже озвучивают куски исполняемого кода с помощью специализированного софта.

Фотография: Ricardo Gomez. Источник: Unsplash.comФотография: Ricardo Gomez. Источник: Unsplash.com

Музыкальные оповещения

В составе любой операционной системы присутствуют звуки, оповещающие о каком-либо событии ошибке, подключении или отключении устройства, низком уровне заряда батареи и так далее. Каждый из них уникален, краток и легко запоминается, поэтому является идеальным кандидатом на роль семпла. Неудивительно, что этот момент часто эксплуатируют композиторы-энтузиасты, и в сети можно найти множество треков, состоящих из джинглов ОС.

Один из них со звуками Windows еще в 2007 году записал Robbi-985. В свое время он занимался моддингом загрузчика Windows XP и написал несколько тематических программ. Для работы с семплами автор использовал ModPlug Tracker (ныне OpenMPT), с помощью которой готовят трекерную музыку. Она представляет нечто среднее между цифровой и нотной записью, и использует импульсно-кодовую модуляцию. В каком-то трек Robbi-985 стал культовым и набрал более 12,5 млн просмотров на YouTube. Некоторые комментаторы отмечают, что даже спустя пятнадцать лет регулярно возвращаются к его прослушиванию.

Нельзя не отметить еще один трек. Здесь в качестве семплов автор использовал звук всплывающего окна с ошибкой из разных версий Windows. Комментаторы под видео заметили, что композиция напоминает OST к старым видеоиграм. И хотя трек был опубликован в 2008 году, он продолжает набирать просмотры по сей день.

Вообще, спектр жанров, в которых используют аналогичные сэмплы, ограничен исключительно фантазией авторов. Некоторые даже пишут эмбиент-композиции. Так, если замедлить мелодию загрузки Windows 95 в сорок раз, можно получить достаточно красивую музыку.

Спокойный темп и отсутствие резких звуков делают её идеальным вариантом для фонового прослушивания во время работы или поиска концентрации для занятия хобби.

Музыка сборки ядра

Заставить звучать операционную систему можно и с помощью сторонних программ по этому пути пошел инженер Дэвид Поль (Devin Pohl). В аудиоредакторе SoX, способном преобразовать в аудиотрек любую текстовую информацию, он озвучил код, исполняемый во время сборки ядра Linux. В 2019 году он даже выпустил тематический альбом Sounds of the Compiling Linux Kernel. Там можно найти треки с названиями вроде Building SBCL и Building TensorFlow.

В начале этого года инженер перезаписал и переосмыслил ранее записанную музыку, а затем залил все в плейлист на стриминговом сервисе. Также он выложил код своего проекта на GitHub. Стоит заметить, что генерируемый звуковой ряд сложно назвать музыкальным и сколько-нибудь приятным для слуха (это признает и автор) он напоминает значительно более резкий звук dial-up модема. Но даже у таких необычных экспериментов есть свои. Здесь как и всегда работает правило: Красота в глазах смотрящего. Или в этом случае в ушах.


Дополнительное чтение в нашем Мире Hi-Fi:

Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru