Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Логика

Рекурсия сознания ловушка мышления и барьер прогрессу. Исторический очерк

23.06.2020 02:20:15 | Автор: admin
С момента появления языка как второй сигнальной системы инструмента для мышления и общения, человечество получило критическое преимущество перед всеми другими живыми существами, поведение которых управляется системами первого уровня и поэтому принципиально ограничено в уровнях абстрагирования.
Но, давая человеку инструмент огромной силы, язык и абстрактное мышления в то же время создают ограничения и ловушки, ведущие к проблемам, конфликтам и деструктивному поведению. Чем человечество последние 5000 лет в основном и занимается. (Может и 500 000, но нет письменных свидетельств).
90-99% всех войн, конфликтов, ссор и убийств происходят по идейным, идеологическим, религиозным, политическим и другим абстрактным причинам, лежащим в сфере идей и информации, а не материального мира. И прежде чем война, конфликт, ссора приводит к реальным действиям, ей всегда предшествует этап намерения, замысла, подготовки, планирования, нагнетания, организации, проходящий на уровне слов и информации.
Источник и инструмент всех войн, убийств, дискриминации, инквизиции, угнетения язык.
Но он же инструмент науки, культуры, прогресса, развития, цивилизации.
И виноват в проблемах не инструмент, а незрелое мышление, сознание и культура тех, кто его использует.
Еще с античных времен лучшие умы это понимали и пытались исправить.
Aristotle Altemps Inv8575
Наибольший вклад в развитие цивилизации внес, конечно, Аристотель. Разработка формальной логики дала хоть и простой, но все-же общепризнанный и легко применимый инструмент разрешения споров и поиска истины. По сути, это создало основу, фундамент всей Западной цивилизации.
Хотя до сих пор формальную логику понимает и умеет пользоваться, по разным оценкам, не более 1-10% населения планеты.
И уже в те времена философы и мыслители, используя этот инструмент, натолкнулись на ловушку рекурсии, лежащую в основе значительной части парадоксов, апорий и логических противоречий.
Парадокс лжеца, апории Зенона, множество других парадоксов в основе всех одна и та же мыслительная ошибка. Считать, что высказывание, направленное само на себя, ничем не отличается от высказываний, имеющих другое основание.
Это высказывание написано на русском языке, Это высказывание истинное рекурсивные высказывания без парадокса.
Это высказывание ложное пример парадоксальной рекурсии.
Некоторые античные мыслители даже сошли с ума или покончили жизнь самоубийством, пытаясь разрешить такие загадки.
Но выхода так и не нашли.
Философы средневековья и Возрождения потратили тысячи часов на решения подобных и еще более схоластических вопросов, но единственным продуктом были все более и более абстрактные теории, в которых авторы избретали новые названия для старых категорий и все больше в них запутывались.
Как ехидно заметил Пуанкаре,
"все, что ученый на самом деле создает это язык, которым он это возвещает."

Выходы из логического тупика начали находить только по мере развития естественных и точных наук где-то к началу XX века. Нашлись они, как и можно было ожидать, представителями самой формальной и точной науки математики.
Bertrand Russell transparent bg
Б. Рассел в своих Основаниях математики (1903) показал, что класс не может включать сам себя в виде элемента класса, а тип не может быть сам себе подтипом. Аналогично множество, включающее само себя в качестве подмножества, обладает особыми свойствами и не может рассматриваться в ряду обычных множеств, не приводя к логическим ошибкам указанного типа.
1925 kurt gdel
Наиболее полно и красиво разобрался с этой проблемой Курт Гёдель, опубликовавший в 1931 году свои знаменитые теоремы о неполноте:
Любая формальная система аксиом содержит неразрешенные предположения

Логическая полнота (или неполнота) любой системы аксиом не может быть доказана врамках этой системы. Для ее доказательства или опровержения требуются дополнительные аксиомы (усиление системы).

Доказательство этой вроде бы простой истины, с которой философы не могли справиться тысячелетиями, не прошло даром для ученого в этой борьбе он подорвал свой разум, поймал серьезную паранойю и умер от голода и истощения, всеми забытый и оставленный.
Так что будьте осторожны с рекурсией, это отражение отражений, из которого можно и не вернуться!

Работы Гёделя оказали серьезное влияние на все точные науки, не только математику.
Einstein 1921 by F Schmutzer - restoration
Его идеи продолжил в физике Альберт Эйнштейн, утверждавший, что
"невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень".
По сути, это та же теорема о неполноте, выраженная в более абстрактной форме.
Не обошли вниманием эту тему и отечественные исследователи.
Ivan Pavlov 1934
Великий ученый и мыслитель Иван Петрович Павлов еще в далеком 1918 году предвосхитил на много лет Структурный Дифференциал А. Коржибского, исследователя уровней абстрагирования, в своих лекциях Об уме вообще, о русском уме в частности:
"действительность, понять которую ставит своей задачей ум, эта действительность является в значительной степени скрытой от него. Она, как говорится, спрятана за семью замками. Между действительностью и умом стоит и должен стоять целый ряд сигналов, которые совершенно
заслоняют эту действительность."

"Что такое наши слова, которыми мы описываем факты, как не новые сигналы, которые могут, в свою очередь, затемнить, исказить истину."

"словесная передача этим другим обстановки всего его дела не соответствует, не воспроизводит точно и полно действительности."

"когда вы начнете оперировать с теми словесными сигналами этикетками, которые вы поставили на место фактов, то здесь фальсификация действительности может достигать огромнейших размеров."


Alfred Korzybski
Это описание тех же уровней абстрагирования, и принципов отношения реальности, языка и сознания, что показаны А. Коржибским на его Структурном Дифференциале в книге Science and Sanity в 1933 году, и даже почти теми же самыми словами.
Но, благодаря картинкам и материальной модели, идеи Коржибского все-таки поняли в тот момент несколько человек, (как, впрочем, и Эйнштейна сразу после публикации Теории Относительности) и в результате этого появились и НЛП, и Дианетика с Сайентологией, и некоторые направления позитивной психологии, маркетинга, рекламы, политтехнологий, пропаганды и других инструментов работы с сознанием. К сожалению, на первоисточник авторы этих разработок предпочитают не ссылаться, чтобы не палить тему.
Но, по крайней мере, идея Карта не территория вышла за рамки научных статей и стала достоянием широкого круга людей и достаточно общепринятым фактом.
А И. Павлов опередил эпоху, и в то непростое время, его глубоко не понял, наверное, вообще никто.
И даже сейчас, через почти 100 лет после этих исследований, публикаций и выступлений, контролировать свое абстрагирование, отслеживать уровни, избегать рекурсии и не попадать в уровневые ловушки умеет не так много людей, на порядки меньше, чем владеют формальной логикой.
Хорошо, что на этом ресурсе собираются люди, близкие к ИТ и программированию, которых с первых шагов в профессии обучают логике, структуре и строгости мышления и которые знают, что программа не должна вызывать сама себя в качестве подпрограммы, массив не может включать сам себя в качестве элемента массива, а переменная не может принимать в качестве значения сама себя.
Но то, что для программистов самоочевидно, совсем не так в других областях науки и деятельности.
Миллионы людей продолжают пытаться выучить язык с помощью языкового описания языка (грамматики), не замечая, что они попадают в логическую ловушку рекурсии без шанса выбраться оттуда.
Когда вы не знаете, как построить предложение на другом языке, чтобы выразить нужную вам мысль, вы сказать этого не можете.
Но когда вы выучили правило и знаете, как построить это предложение, вы все равно сказать это не сможете.
Потому что та зона мозга, которая должна управлять этим действием, занята мыслями о том, как это сделать (правилами).
Это подобно попытке укусить себя за зубы или перерезать нож ножом. Причем этим самым ножом.
Рекурсия в чистом виде.
Но этого почти никто не замечает, кроме психологов-физиологов, которые давно используют такой механизм блокировки речи для исследований языка и мышления.
Психолингвист и методист Стивен Крашен сформулировал эту идею в виде Гипотезы грамматического монитора. Он утверждает, что грамматика не может служить инструментом для порождения устной речи, а только как монитор для последующего контроля и коррекции. Но, исходя из фактов, полученных другими науками, это никакая не гипотеза, а аксиома, следующая из законов логики, математики, психологии, физиологии. И только фрагментация и сегментация наук и все более узкая специализация ученых не позволяет это заметить.
Аналогичные проблемы с бесконтрольным абстрагированием и злоупотреблением рекурсией можно найти в сфере психологии, когда начинают исследовать мышление с помощью мышления, в методологии, когда пытаются управлять управлением с помощью управления, в философии, которая множит абстрактные сущности без всякого страха перед Оккамом, и во многих других сферах человеческой деятельности.
И задача технарей, айтишников, представителей точных наук помочь выбраться из рекурсивной ловушки, дать инструменты структурирования мышления, научить избегать рекурсии и совместно с гуманитариями разработать новые продукты и инструменты, решающие насущные задачи и лишенные рекурсивных замыканий.
Одним из таких инструментов может быть Структурно-Визуальный метод, разработанный автором этой статьи. Он предлагает для структурирования знаний в некоторой предметной области использовать визуальное представление структуры с использованием цвета для кодирования ограниченного количества смыслов самого верхнего уровня абстракции.
С помощью этого метода были получены некоторые интересные схемы и модели для разных предметных областей ИТ, управления, психологии, лингвистики, педагогики, изучения иностранных языков, а их практическое применение оказалось довольно результативным и перспективным.
Но об этом в следующих статьях, если это будет интересно читателям Хабра.

Успехов вам в любой деятельности и осознанного абстрагирования!
Подробнее..

Из песочницы Дедуктивный метод в преподавательской и аналитической работе

15.08.2020 00:07:43 | Автор: admin

Что такое дедукция?


Дедукция это логически правильный вывод из уже имеющегося знания или из уже имеющихся мыслей. Выводы, построенные с помощью дедукции, изучает наука логика. Натуральная дедукция в логике использует правила, которые близки тому, как рассуждает человек, поэтому она так и называется ''натуральная дедукция. Дедукция применяется в повседневной жизни, а также в преподавательской и аналитической работе.

image

Пример дедуктивного рассуждения в логике


Дедукция известна со времен Аристотеля. Именно Аристотель рассматривал умозаключения с посылками и выводом.

Пример дедуктивного умозаключения:

Все люди смертны.
Сократ человек.
Следовательно, Сократ смертен.

Первые два сужения называются посылками, а последнее суждение это вывод или следствие.
В логике существуют определенные правила вывода, на основе которых строятся рассуждения. Эти правила нужны для того, чтобы приходить к истинному выводу, исходя из истинных посылок.

Применение дедуктивных рассуждений в повседневной жизни


В рассказах Конан Дойла знаменитый сыщик Шерлок Холмс говорит о своём дедуктивном методе. Действительно, он рассматривает общую картину преступления, потом изучает детали. Дедукция это рассуждение от общего знания к частному. То есть если мы имеем какое-то уже исходное знания, то мы дальше в процессе рассуждения приходим к неким выводам.

image

Представим, как бы рассуждал сыщик. Допустим мы находимся вне города и видим человека, который несёт рыбу.

Исходное знание человек несет рыбу. Далее наше рассуждение выглядит так. Мы можем предположить, что, первое, человек купил эту рыбу в магазине. Но магазина рядом нет, так что скорее всего он взял рыбу у кого-то или поймал ее сам. Если человек поймал рыбу сам, то тогда у него должно быть удочки с собой. Но удочки у него нет. Тогда, возможно, удочка осталась на берегу или у него вовсе не было удочки. Если у этого человека нет удочки вовсе, то он взял рыбу у кого-то. Сыщику достаточно будет посмотреть, нет ли на берегу удочки. Если она есть то этот человек сам выловил рыбу. Если ее нет, то человек взял у кого-то эту рыбу.
Это пример дедуктивного рассуждения: есть исходное общее знание, и далее мы рассматриваем частности и детали.

Пример дедуктивного рассуждения при принятии решения


image

У Андрея сейчас уровень английского языка чуть ниже среднего. Он хочет достичь среднего уровня английского языка (B1) через 3 месяца. Рассмотрим рассуждения Андрея.
Если я буду заниматься самостоятельно, то мне нужно будет самому искать учебные материалы, упражнения и выполнять задания без проверки преподавателя. Тогда я должен буду запланировать 3 часа в день на занятия английским, чтобы через 3 месяца достичь уровня B1.

Если я буду заниматься с преподавателем 2 раза в неделю, то тогда мне не нужно искать учебные материалы, упражнения, и преподаватель будет проверять мои задания. В этом случая я должен запланировать 2 часа в день на занятия английским языком, чтобы через 3 месяца достичь уровня B1.

Заниматься самостоятельно или заниматься с преподавателем


Заниматься самостоятельно

Запланировать 3 часа на занятия английским языком в день.
Я достигну уровня B1 через 3 месяца.

Заниматься с преподавателем

Запланировать 2 часа в день на занятия английским языком.
Я достигну уровня B1 через 3 месяца.

Я достигну уровня B1 через 3 месяца.

Как дедуктивный метод помогает в жизни?

  1. Цель определяется заранее.
  2. Рассматриваем варианты того, как вы ее можете достигнуть.
  3. На принятие решения не оказывают влияние эмоции.
  4. На принятие решения не оказывают влияния советы третьих лиц.
  5. Вы сами выбираете направление, которое вам позволит прийти к цели.
  6. Вы можете выбрать наиболее экономичное (в денежном или время затратном плане) решение.

image

Применение дедуктивного метода в преподавании и аналитической работе


Дедуктивный метод в преподавании основывается на объяснении с помощью правил. Вначале идет презентация правил, а потом следуют примеры употребления этих правил и упражнения на их отработку.

image

Примером дедуктивного обучения может быть следующая ситуация:
Вы устроились на новое место работы. В первый рабочий день вы заметили, что ваши новые коллеги ставят плюсик напротив своей фамилии при входе в здание, берут пропуск, а после рабочего дня отдают пропуск на выходе из здания. После вы делаете тоже самое.

Итак, используя дедуктивный метод вы опираетесь изначально на некоторое правило. Например, в работе преподавателя иностранных языков применение этого метода будет следующим.

Когда начинается занятие по грамматике, после некоторого вступления, приветствия, преподаватель сначала объясняет правило использования той или иной грамматической конструкции, потом приводит примеры использования, и дает студентам упражнения на применение этого правила.

Применение дедуктивного метода в когнитивно-поведенческой психологии


Рассмотрим пример применения дедуктивного метода в когнитивно-поведенческая психологии. Работа психотерапевта аналитическая, специалист анализирует мыслительный процесс клиента, делает выводы. Необходимо отметить, что особенность этой терапии заключается в том, что клиент проводит большую самостоятельную работу, читает литературу и отрабатывает навыки.

image

Когда клиент приходит на первую сессию к психотерапевту, то ему не известны суть и особенности проведения консультаций у психотерапевта, работающего в этом направлении. Психотерапевт сначала объясняет специфику когнитивно-поведенческой терапии, рассказывает, как убеждения влияют на эмоции, а потом уже терапевт задает задание на применение и отработку определенных правил выявления когнитивных искажений.

Безусловно, как преподаватели, так и психотерапевты используют различные методы в своей работе. Каждый метод имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Еще раз подчеркну, что в этой статье я рассматриваю приемы и методику именно дедуктивного метода.

Обзор дедуктивного подхода в преподавательской и аналитической работе был бы не полным, если не рассмотреть некоторые недостатки метода.

Недостатки дедуктивного подхода


Рассмотрим на примере использования этого метода в преподавании иностранного языка.

  1. Начинать урок с презентации грамматики может быть трудоемким и сложным для некоторых студентов, особенно начального уровня. Они могут не знать специфической терминологии для объяснения грамматики. Кроме того, они могут не понимать некоторые более простые грамматические конструкции.
  2. Объяснение грамматики переводит центр внимания на преподавателя, тем самым уменьшая количество времени, которое можно использовать на взаимодействие студентов друг с другом. Тем самым, не уделяется основное время урока на отработку навыков общения и использование языка в речи.
  3. Объяснение не так хорошо воспринимается, как другие формы презентации материала, как например наглядная демонстрация.
  4. Такой подход может внушить студенту мысль, что знание языка это просто знание некоторого набора правил.

Дедуктивный метод имеет множество преимуществ, рассмотрим некоторые из них.

Преимущества дедуктивного метода


  1. Он сразу достигает поставленной цели, и поэтому может быть экономным в плане финансовых затрат. Многие правила, в особенности правила грамматической формы, может быть просто и быстро объяснено, затем выявляться из примеров. Это дает больше времени на практику и применение правил.
  2. Дедуктивный метод признает знания и зрелость студентов, а также роль когнитивных процессов в освоении языка.
  3. Он оправдывает ожидания многих студентов от процесса обучения, в особенности тех студентов, у которых аналитический стиль изучения нового материала.
  4. Он позволяет преподавателям иметь дело с различными особенностями языка в процессе урока вместо того, чтобы предполагать заранее те вопросы, которые могут возникнуть и готовиться к ним до урока.

Литература:

Thornbury S. How to Teach Grammar. Pearson Education Limited, 1999
Johan van Benthem, Hans van Ditmarsch, Jan van Eijck, Jan Jaspars. Logic in Action, 2016
Фотографии взяты из открытого источника www.pexels.com
Подробнее..

Из песочницы Образование для образованных 2020

22.09.2020 18:18:39 | Автор: admin

Ниже рассказано про книгу Образование для образованных 2020 (в дальнейшем ОдО), которую написал Левенчук Анатолий Игоревич


Я давно слежу за блогом Левенчука и за его деятельностью. В том числе в мае 2020 проходил курс у него ровно с таким же названием. Я довольно близко знаком с материалом книги и с нетерпением ждал ее выхода. Летом она вышла и вот я ее прочитал.


О чем книга


Книга задает полный стек современных базовых знаний в представлении автора. Это представление базируется на современных исследованиях. Отдельно подчеркивается, что современный понимается как 2020 год не 2000 или 2015, а вот прям 2020. Используется термин SoTA, state of the art этот означает самые свежие представления в какой-то отрасли. Это SoTA постоянно меняется, так как сейчас изменения постоянны и более того, даже скорость этих изменений возрастает. Стек базовых знаний выбран для целей усиления интеллекта, а интеллект понимается как способность быстро разобраться в новой области. Получается, если проработать эту книжку, а потом проработать те трансдисциплины, про которые в ней рассказаны, станешь умнее и будешь быстрее достигать результатов. Трансдисциплины противопоставляются прикладным дисциплинам. Прикладная дисциплина это то умение, которое непосредственно используется в деятельности. Примеры: Scrum в разработке, какие-нибудь техники продаж в маркетинге. Прикладных дисциплин тысячи. Трансдисциплин много меньше. В книге тщательно отобраны трансдисциплины таким образом, чтобы изучение небольшого их количества привело к максимальным результатам.


Отдельно отмечу, что прагматизм вшит в философию книги, абсолютно все, что предлагается практично и в первую очередь предназначено для использования и изменения мира или себя, как части мира.


По прочтению книги оказывается, что буквально ВСЕ трансдисциплины, наиболее полезные и практичные для использования не изучаются в явном виде, а стоило бы. Во-многом это связано с тем, что эти трансдисциплины хоть и известны цивилизации, но плохо распиарены и материалы по ним разбросаны больше в научных статьях, нежели в готовых учебниках. Получается такая странная история, что умными людьми написано множество книжек, но эти книжки писались давно и на 2020 уже устарели. Устарело буквально все психология, философия, фитнес, менеджмент, инженерия. Вообще все. Так вот ОдО дает свой взгляд на современное состояние дел в областях важных для практики. Не по всем трансдисциплинам есть учебники описывающие современное состояние дел, но сам факт попытки захода на современное состояние вдохновляет.


Множество вещей неочевидно и подразумевается интуитивно. Например логика или этика. Веди себя правильно и не веди себя неправильно. В книге ОдО выведено в осознанное поле из интуиции громадное количество вещей и ткнуто изучи эти вещи явно. Например, оказывается, что известная поговорка всех статистиков "корреляция не означает причинности" уже устарела, об этом подробно в книжке The Book of Why написано. Или оказывается, что совершенно неполезно в физкультуре нагружать себя до боли в мышцах и молочной кислоты.


Страдание, неэффективность и недостижение результатов происходит из-за неверно положенных в голову базовых знаний. Рецепт: вытащить в осознанность, узнать лучшие практики на текущий момент, поправить, положить обратно. Вуаля вы великолепны. Если есть какая-то странная неосознаваемая боль по поводу работы мозга, возможно после проработки ОдО будет понятно, куда двигаться, чтобы боль исчезла. Основная идея выведи наружу и изучи явно.


Стек трансдисциплин


О каких же дисциплинах идет речь? Перечислю здесь, как я это понял в порядке важном для изучения и почему это важно для практики усиления интеллекта. Развивать можно любой уровень независимо, но лучше обращать внимания на все и каждый хоть по чуть-чуть.


  • Стратегирование и развитие интеллекта. Тут обсуждается глобально вопрос целей и создания стратегий. Ставится под сомнение классический путь меднолобого достижения целей, взамен этого предлагается концепция бесконечного развития. Для бесконечного развития предлагается стек трансдисциплин.
  • Психопрактики. Тут изучается, как уметь сосредоточенно работать не обнаруживая себя зависшим в фейсбуке, как иметь нормальную эмоциональную сферу. Тут самое важное работа с вниманием на разных временных масштабах.
  • Фитнес. Тут системный фитнес и вывод в осознанную сферу работу с мышцами
  • Мышление письмом и экзокортекс. Важно писать много текстов, чтобы мышление работало; важно широко использовать экзокортекс. Тут же GTD для управления делами. Заявляется, что пока мысль не записана, ее нет.
  • Философские основания. Автор называет это онтологикой. Что лежит в основе рассуждений, в основе науки, в частности? Всяческие логические рассуждения. Так в 2020 их надо изучать заново, даже если вы вдруг были знакомы с ними, там все поменялось. Онтология, логика, эпистемология. Это дисциплины, которые используются каждый день каждым человеком неосознанно. А раз неосознанно, то значит не лучшим образом просто, как сложилось. Их тоже надо выводить в осознанность и использовать эти дисциплины лучшим образом, по текущему SoTA 2020. Прагматизм тоже философская штука. Рассуждение, действие должно менять что-то в мире, если это не происходит, то этого по факту нет.
  • Коммуникация. Для того, чтобы хорошо общаться с людьми и достигать целей есть SoTA практики.
  • Системное мышление. Есть набор понятий, позволяющий компактно описывать самые разные явления. Этот набор понятий из системного мышления. Мир представляется как набор систем и о совершенно разных вещах можно мыслить как о системах. Клево уметь рассуждать примерно одинаковым образом о столовых приборах, корпорации Google, автомобиле Toyota Camry, полете на воздушном шаре или учебе в университете. И не только размышлять, а что-то делать в этих системах, в том числе конструировать их. Системное мышление противопоставлено редукционизму, когда все сводится к каким-то мелким деталям и автомобиль рассматривается как ведро с болтами. В системном мышлении осознанно выделяются различные системные уровни и между уровнем болтов и уровнем автомобиля выделяются еще десяток промежуточных уровней.
  • Вычислительное мышление. За последние 50 лет произошел взрывной рост вычислительной техники и она проникла в каждую область жизни. Мало кто понимает, как именно работают современные вычисления. Даже программисты за пределами своей работы обычно не имеют этого кругозора. А там много всего интересного, нейросетки, ИИ, различные парадигмы программирования. Автор называет все это вычислительным мышлением и утверждает что общее понимание этого также трансдисциплина, важная для каждого.
  • Кругозор в инженерии, менеджменте, предпринимательстве. Большая часть человечества так или иначе занята в этих областях, поэтому хорошо бы кругозорно знать, какие есть практики в этих областях. Если прокачан философский уровень и уровень системного мышления, такой кругозор будет получить существенно легче, видно на что обращать внимание.
  • Кругозор в других областях деятельности.
  • Далее прикладные практики, в книге про них не говорится, кроме того, что они есть. Книга про базовые знания, для прикладных дисциплин есть другие книги.

ОдО обзорная книга, она широкими мазкам размечает SoTA трансдисциплин, требуемых для изучения.


Изучение трансдисциплин


Что дальше? Дальше изучать эти трансдисциплины, но тут есть несколько проблем и нюансов, про которые надо упомянуть.


Во-первых, почему именно этот набор трансдисциплин, можно ли верить автору? А что если, какая-то важная трансдисциплина в ОдО не упомянута?


Автору верить необходимости нет, в книге множество первоисточников, она не является самодостаточным произведением, а базируется на множестве цивилизационных знаний "разлитых в воздухе", в статьях, в книгах. Я вполне допускаю, что какие-то важные трансдисциплины не упомянуты, но это не умаляет важности проработки упомянутых в ОдО трансдисциплин.


Во-вторых, будет ли достаточно просто прочитать ОдО и книги по трансдисциплинам?


К сожалению, нет. Просто прочитать книги недостаточно, их надо прорабатывать. Проработка включает в себя два больших момента это мышление письмом по поводу книги и постановка полезных практик.


Мышление письмом это запись мыслей по поводу книги, а коли мыслей нет, то можно написать рецензию. Кстати, именно это я сейчас и делаю, я прорабатываю книгу ОдО.


Постановка полезных практик вещь более тонкая. Можно хорошо понять книгу и концепции заложенные в нее, но если не использовать эти концепции, то нельзя сказать, что ты получил всё от книги. Например, недостаточно хорошо понимать концепции системного фитнеса, нужно еще этот системный фитнес практиковать. Другой пример: оценка вероятностей разных событий байесианство. Современная важная штука, которая при должной интеграции позволяет более здраво относится к пандемиям. Очень практичная на текущий момент. Так вот прочитать, понять и записать мысли по поводу байесианства абсолютно недостаточно. Нужно еще потренироваться по оценки вероятностей в реальной жизни.


Для того, чтобы поставить полезные практики при написании рецензии и мыслей по поводу книги должен быть выход на практику и, если материале книги есть что-то помимо чистых знаний, то можно составить план по тренировке новых целевых практик. А далее просто систематично исполнять этот план и через какое-то время практики интегрируется. Замечу, что во многих книжках есть подсказки, как именно ставить практики. Когда-то меня сильно впечатлила книжка "Сила воли" Келли Макгонигал, там вот как раз после каждой главы были советы по укреплению силы воли. Но вообще в идеале при проработке книги лучше составлять свой план, это будет полезнее.


В-третьих, где учиться трасдисциплинам, где брать книжки?


В идеале, обучаться лучше всего у преподавателя. Это нужно, чтобы была обратная связь и возможность поправить, если что-то идет не так. Можно изучать самому, в ОдО много ссылок на литературу. Там своя сложность, т.к. SoTA разлит в воздухе, то частенько книжек нет, например нет книжки по системному фитнесу, по психопрактикам. Что делать с этим? Изучать самому, если тема интересна и может написать книжку со временем. Или пользоваться той инфой, которая есть в статьях. Еще есть вариант ничего не делать, довольствоваться той инфой, что есть, но все же примерно представлять, каково современное состояние дел на переднем крае этой области.


Резюмируя, для меня книга ОдО прям важна, она определяет спектр дисциплин для изучения на ближайшее время. Этот спектр включает в себя мышление письмом, онтологику, коммуникацию и системное мышление. Системный фитнес я и так использую все время. Еще есть вопрос изучения английского языка. Это тоже базовая штука, в ОдО знание англиского подразумевается. У меня он довольно слаб, хотя читать книги я вполне могу.


Куда двигаться дальше станет ясно после проработки этих дисциплин. На самом деле примерно все это я и так планировал делать после курса Образования для образованных от мая 2020, на который я так и не написал отзыв. Можно считать, этот текст отзывом как на курс, так и на книжку.


Кому читать?


Советую ли я книгу? Довольно непростой вопрос. Зависит от целей. В книге много непривычных концепций. Если хочется легкого чтива, то лучше не надо, чтиво непростое.


Если есть цель просто понагружать мозг без выхода в практику, тоже не стоит, понагружать мозг получится, но все же основной месседж в книге выйти в практику и может появится некий зуд-разочарование.


Есть смысл читать книгу, если есть хотя бы теоретическая готовность изменять свое поведение по прочтению новой информации. Надо быть готовым, что книга довольна сырая в плане формы и сложность изложения будет скакать. Лажи или воды нигде нет. Нужды верить автору тоже нет, ссылки которые он дает достаточно авторитетные и ценны сами по себе. Книга есть в свободном доступе в чатике посвященной ей.


Ссылки


Подробнее..

Враги свободы

25.07.2020 20:08:39 | Автор: admin
Многие из нас недавно прочли нашумевшую статью про WeChat, где браузер для чебурнета, состоящего из одного правительственного хоста, преподносился как нечто прекрасное. Во время дискуссии в комментариях, идея государственной цензуры всех пересылаемых сообщений была встречена с неодобрением. Автор оригинальной статьи искренне возмущен тем что большинство использовало систему кармы, чтобы остановить написание статей про прелести тоталитарного контроля всей страны. В ответ, ему было предложено задуматься над принципом
Никакой свободы врагам свободы
Который, однако, не всеми был понят в историческом контексте. Поэтому хотелось бы дать развернутое определение в ответ на статью с критикой этого принципа, и предоставить сообществу решить, так ли уж он плох.

Начнем с краткого исторического экскурса. Идеи свободы слова, собраний, печати, предпринимательства, отказа от налогов без представительства, права защищать свою жизнь и имущество, восходят к новому времени (примерно с 16ого века), к раннему либерализму. В этот период происходил распад старых средневековых феодально-крепостных систем, а более свободная система отношений, только зарождалась и была неочевидной. Такие мыслители как Джон Локк или Адам Смит, высказывали поистине нечто новое, не принятое раньше. Поэтому, предложив идею свободы слова, они не задумывались о такой простой вещи, а как впоследствии свободу слова защитить? Задумываться об этом казалось слишком рано.

Частное предпринимательство и свобода слова принесли многим странам процветание. И только тогда, общество впервые столкнулось с так называемым парадоксом толерантности. Сторонники всемирной революции и диктатуры пролетариата, коммунисты, активно использовали право на свободу слова, для рекламы своих идей, заявляя при этом прямо, что отнимут эту свободу у всех представителей неправильных классов когда придут к власти. Чем это закончилось, знают все, лычками враг народа и лагерями за неуважение к Сталину. В соседнем Китае сейчас происходит практически тоже самое, но с использованием современных цифровых технологий и слежкой, о которой большевики могли только мечтать.

Давайте рассмотрим этот вопрос глубже. Все мы, надеюсь, согласны что бить людей плохо. Но как быть с человеком, избивающим людей на улице? Должны ли мы смиренно ждать пока он убьет нас? Так, естественным образом, рождается концепция самообороны.
Бить людей плохо, кроме случаев когда мы защищаем свою жизнь от физического нападения.
Эта простая мысль, более формализовано, называется принципом неагрессии.
По умолчанию, мы находимся в состоянии мирной жизни, и не имеем права физически друг другу вредить. Однако когда среди нас появляется человек, не признающий наш негласный договор и нападающий первым, мы можем применять по отношению к нему физическое воздействие. Почему? Потому что напавший своими действиями сам вышел из нашего соглашения, отвергнув принцип отказа от агрессии, остался вне его рамок.

Большинство законодательных систем в большей или меньшей степени интегрируют эту концепцию, оставляя в уголовном кодексе исключение для самообороны. Это означает, что вас например, не посадят в тюрьму, если вы застрелите вооруженных грабителей ворвавшихся к вам в дом. Так почему мы не должны применять этот же принцип по отношению к свободе слова? Когда человек заявляет, я предлагаю отнять у вас свободу слова, он не должен обижаться, что в ответ, свободу слова отнимут только у него. Вот что на самом деле означает фраза никакой свободы врагам свободы.

Всем удачных выходных!
И на этом казалось бы можно завершить статью. Но хотелось бы сказать что, несмотря на все вышесказанное, система кармы на Хабре на самом деле не лишает никого свободы слова и не может ставиться вровень с китайской или другой цензурой. Потому что во первых, это частный хост, со своими правилами. Если кто-то возмущен ими, то он волен публиковаться где угодно еще, а то и вовсе открыть свой собственный блог. Во вторых, правила позволяют использовать карму любому автору. Инструменты находятся в руках сообщества, а не узкой группы лиц.
Подробнее..

Логика предикатная, формальная и сентенциальная. Кванторы и создание информатики

22.12.2020 02:11:35 | Автор: admin

1 | Введение:

Логика, как эпистемологический инструмент, изобретена независимо в трёх отдельных государствах: Греции (Аристотелем), Китае (императором Цинь Шихуанди) и Индии. В последних двух перечисленных государствах логика не распространилась настолько, чтобы прижиться и получить развитие. В античной же Греции произошло наоборот логика сформировалась в своих основах столь определённо, что дополнилась только через 2 тысячелетия.

Значительные изменения в греческую логику, помимо Дж. Буля, О. де Моргана и Б. Рассела, внёс Готлоб Фреге он придумал 2 вида кванторов. А также Курт Гёдель, открыв знаменитые две теоремы о неполноте, описывающие невозможность объединения множества доказуемых утверждений со множеством истинных. Он утверждал, что доказательства математики зависят от начальных предположений, а не фундаментальной истины, из которой происходят ответы. Одна из главных идей его работ состоит в том, что ни один набор аксиом не способен доказать свою непротиворечивость.

На этом этапе некоторые заметят влияние платонизма на австрийского логика, это на самом деле так. Гёдель не раз заявлял о влиянии метафизики Платона на собственную деятельность. Но сам Платон развитию формальной логики лишь способствовал косвенно, в истории он вносит вклад в развитие другого направления философской логики. Платоном созданы вопросы, на которых основывается вся западная философия вплоть до наших дней. Философия в том виде, котором она известна, возникла только благодаря Платону.

Платон учитель АристотеляПлатон учитель Аристотеля

В другие периоды в логику также вносили дополнения:

  • античной школой стоицизма введены термины модальности, материальной импликации, оценки смысла и истины, которые являются задатками логики высказываний;

  • также средневековыми схоластами введены несколько понятий;

  • Готфридом Лейбницем изменена нотация.

Но главное, что сами логические операции не изменились. Органон Аристотеля, как сборник из 6 книг первоисточник, где подробно описаны главные логические законы. Органон (с древнегреческого ), означает инструмент. Аристотель считал, что логика является инструментом к познанию. Он объединяет методом получения информации такие науки:

  • Физика наука о природе;

  • Метафизика наука о природе природы;

  • Биология раздел физики, наука о жизни;

  • Психология раздел физики, наука о душе;

  • Кинематика раздел физики, наука о движении;

  • И др.


2 | Терминология:

У каждой из наук должен быть идентичный фундамент в способе получения гнозисов (знаний), который позволит упорядочить информацию и выводить новые силлогизмы (умозаключения). Только таким образом получится прогресс в познании истины. Без логики наука была бы похожа на коллекционирование фактов, т.к. информация бы не поддавалась анализу.

Сам Аристотель находит логике как средству убеждения иное применение: в риторике, спорах, дебатах, выступлениях и т. д., описывая это в своём труде Риторика. В западной философии принято давать чёткие определения перед рассуждениями, поэтому определимся с терминами. Логика наука о правильном мышлении.

  • В языковой зависимости возникают трудности трактовки термина наука, но даже в оригинальном названии труда Фридриха Гегеля Наука логики Wissenschaft der Logik, употребляется слово наука (Wissenschaft). Поэтому придём к консенсусу и будем считать, что научной можно назвать ту дисциплину, в которой возможны открытия, исследование и анализ. Логика в таком случае наука, ибо внутри неё возможно совершать открытия. Яркий пример комбинаторика Лейбница.

  • Слово правильный сразу веет нормативными коннотациями: правильное поведение, правильное выражение лица, и т.д. Перечисленное соответствует некоторым критериям и логика выставляет их (критерии) для правильного мышления.

  • Слово мышление понимается на интуитивном уровне, но чёткое объяснение затруднительно, обширно и иногда не объективно.

Бюст АристотеляБюст Аристотеля

3 | Формальная и неформальная логика:

Первоначально, деление логики происходит на формальную и неформальную. Формальная логика отличается тем, что в отличие от неформальной записывается уравнениями. Неформальная логика пишется выражениями в форме языка, поэтому она подходит для риторики, а формальная логика для абстрактных наук.

Формальная логика равным образом делится на дедуктивную и индуктивную. Они различаются тем, что в дедуктивном аргументе истинность условий гарантирует истинность умозаключения или вывода. В индукции же, при истинности условий одинаково возможен ложный и истинный вывод.

Законы формальной логики:

1. Закон тождества (А = А): эквивокация или двусмысленность недопустимы. Нельзя подменять одно понятие, другим.

2. Закон непротиворечия (А А = 0): одно и то же утверждение не может быть истинным и ложным одновременно.

3. Закон исключения третьего или бивалентности (А А = 1): утверждение может быть либо истинным, либо ложным третьего не дано.

Принципы формальной логики:

1. Принцип достаточного обоснования: истинная мысль должна быть обоснованной и считается достоверной только в том случае, если в её пользу приведены достаточные основания.


4 | Сентенциальная логика (алгебра высказываний):

Базовые операции сентенциальной логики логики высказываний, где заглавная буква означает предложение:

Отрицание (Утверждение A истинно тогда и только тогда, когда A ложно): если имеем утверждение А и имеем утверждение не А, то когда утверждение А будет истинным, утверждение не А будет ложным. Также и когда утверждение А будет ложным утверждение не А будет истинным.

Конъюнкция (Утверждение A B истинно, если и A, и B истинны. Ложно в противном случае): в английском языке союз and/&; в русском и. В утверждении А и В, между А с В стоит знак конъюнкции . Утверждение А и В является истинным, если А с В являются истинными одновременно. Если хоть один элемент ложен, то всё утверждение ложно. А и В подразумевает, во-первых истинность А, во-вторых истинность В.

Дизъюнкция (Утверждение A B верно, если A или B (или оба) верны. Если оба не верны утверждение ложно): в английском языке союз or; в русском или. Существует два типа дизъюнкции включающая и исключающая (в логике используется включающее или). Условия таковы, что утверждение А или В будет истинным, когда один или оба элемента истинны, но никогда когда оба элемента ложны. Это противоречит нашему обыденному мышлению, т.к. когда спрашивают: Чай или кофе? мы выбираем один элемент, но в логике подразумевается выбор не только одного, а нескольких возможных.

Импликация (Утверждение A B ложно, только когда A истинно, а B ложно): в английском языке therefore; в русском языке следовательно. Подразумевает истинность одного элемента при истинности другого. Потому что условия истинности соблюдаются всегда, кроме случая, когда А истинно, а B ложно. Поэтому утверждение: А ложно, следовательно B ложно истинно. Покажется, что когда А ложно, а В истинно не соблюдаются условия, но это не так. Если вы скажете, что после дождя промокните это утверждение будет истинным вне зависимости от того, пошёл дождь или нет.

Эквивалентность (Утверждение A B истинно, только если оба значения A и B ложны, либо оба истинны): если истинно утверждение А, следовательно В и истинно утверждение В, следовательно А, то истинными являются выражения А эквивалентно В и соответственно В эквивалентно А. Условия истинности соблюдаются в случаях, когда оба элемента истинны или оба ложны.


5 | Предикатная логика первого порядка:

В XX веке, после добавлений в логику работ Готфрида Лейбница и Готлоба Фреге, на основе этой дисциплины создаётся новая информатика. Языки программирования основываются на видоизменённой логике Аристотеля предикатной логике, описательная способность которой выше, чем у логики высказываний (сентенциальной). Прежде чем разобрать этот новый тип логики, поговорим об её отличии от сентенциальной. Главная особенность предикатной логики, что заглавными буквами обозначаются предикаты, а не целые высказывания. Можно сказать, что предикат это математическая функция, которая накладывает множество субъектов на множество утверждений.

Высказывание Я пошёл в зоопарк состоит из субъекта и предиката. В нём субъект Я, а предикат то, что остаётся кроме субъекта ( пошёл в зоопарк). Субъект кто совершает действие в предложении или имеет выраженное свойство; предикат всё оставшееся. Таким образом, если в сентенциальной логике высказывание Я пошёл в зоопарк выражалось бы одной заглавной буквой, то в логике предикатов использовались бы две буквы (заглавная и подстрочная): P для предиката; x для субъекта. Субъекты обозначаются переменной (x), потому что в предикатной логике появляются две относительно новые операции: универсальный и экзистенциальный кванторы. Особенность кванторов заключается в том, что ими возможно записать выражение истинное при всех возможных переменных х или хотя бы при одном.

Универсальный квантор (квантор всеобщности) обозначается символом , с указанием переменной под ним. Возьмём утверждение Все пингвины чёрно-белые. В логике высказываний оно бы выражалось как X P, где X нечто являющееся пингвином, а P нечто являющееся чёрно-белым. В предикатной логике же используются субъекты и предикаты, поэтому нечто являющееся пингвином (субъект), обозначалось бы переменной х снизу под предикатом. "х" является пингвином, следовательно, является чёрно-белым. Записывается так: P(х) B(х), где P(х): х пингвин; B(х): x чёрно-белый.

Однако этого недостаточно, ведь непонятно, один субъект х чёрно-белый или больше одного, а может вообще все. Поэтому утверждение "х" является пингвином, следовательно, является чёрно-белым, берётся в скобки и перед скобками используется символ с переменной х под ним которые вместе и будут универсальным квантором.

Универсальный квантор переводится как: Для всех "х" истинно, что . Теперь утверждение х является пингвином, следовательно, является чёрно-белым с универсальным квантором перед ним, расшифровывается так: Для всех "х" истинно, что "х" является пингвином, следовательно, является чёрно-белым. Это означает, что чем бы ни был объект во вселенной, если этот объект пингвин он является чёрно-белым. Полная запись будет выглядеть так:

_x(P_{\left(x\right)}B_{\left(x\right)})

Экзистенциальный квантор (квантор существования) обозначается символом с указанием переменной под ним. Возьмём утверждение Некоторые пингвины серые. Как и в прошлый раз, выражение "x" является пингвином и "х" является серым возносим в скобки и ставим перед ними квантор, в этом случае экзистенциальный с указанной переменной. "x" является пингвином и "х" является серым записывается так: P(х) C(х), где P(х): х пингвин; C(х): x серый.

Экзистенциальный квантор можно перевести так: Есть такой "х", для которого будет истинно, что . Подразумевается, что есть как минимум один х, для которого выполняются условия выражения. Если вам говорят, что картофеля не существует, достаточно показать одну картофелину для опровержения этого утверждения. Также и с кванторами, если существует хотя бы один серый пингвин, то утверждение об отсутствии серых пингвинов будет ложно. Полная запись экзистенциального квантора для выражения Есть такой "х", для которого будет истинно, что "x" является пингвином и "х" является серым, будет выглядеть так:

_x(P_{\left(x\right)}C_{\left(x\right)})

6 | Заключение:

Примечательно, что есть возможность перевода одного вида квантора в другой. Возьмём утверждение Все пингвины не являются серыми. Для универсального квантора текстовая запись будет такая: Для всех "х", будет истинным утверждение о том, что если "х" является пингвином, то "х" не является серым объектом. Но утверждение изменяется и для экзистенциального квантора, используя знак отрицания: Нет такого "х", для которого бы было истинным утверждение о том, что "x" является пингвином и "х" является серым.

В середине XIX века, Готлоб Фреге дополнил логику Аристотеля двумя этими операциями, которые позже сформировались в отдельную дисциплину предикатную логику. С введением в логику экзистенциального квантора (после универсального) предикатная логика в основе своей, завершилась как система


Источники:

1 Аристотель: Органон "Первая аналитика" и "Вторая аналитика";

2 Аристотель: Риторика;

3 Готлоб Фреге: Исчисление понятий;

4 Monatshefte fr Mathematik und Physik 1931 г.: Курт Гёдель О принципиально неразрешимых положениях в системе Principia Mathematica и родственных ей системах;

5 The Early Mathematical Manuscripts of Leibniz;

6 Мельников Сергей: Введение в философию Аристотеля;

7 youtube.com;

8 cyberleninka.ru.

Подробнее..

3 признака, что у ребёнка есть потенциал к программированию

31.03.2021 18:20:59 | Автор: admin
Фото: Bindaas Madhavi, FlickrФото: Bindaas Madhavi, Flickr

Если у ребёнка развиты нижеперечисленные качества, то, вероятно, программирование будет ему в кайф. То есть удовольствия будет больше усилий.

Абстрактно-логическое мышление

Логика основа программирования, которое можно назвать её эмпирическим исполнением. Некоторые даже склонны утрировать, что программирование это логика. В любом случае, умение мыслить логически необходимое условие успеха в разработке.

Абстрактно-логическое мышление умение оперировать не конкретными предметами, а сущностями. Оно включает определение отношений, общих свойств, паттернов, выдвижение гипотез и умозаключений, что в идеале приводит к верному решению проблем. Упрощая, это умение делать правильные выводы из предпосылок.

Чтобы успешно решать задачи, важно умело использовать виды логического мышления, не нарушать законы логики, избегать логических ошибок.

Интуитивное, в смысле нецеленаправленно наработанное, владение логическим мышлением в обыденности называют смекалкой или здравым смыслом.

Как проверить

Задачки на смекалку так или иначе затрагивают логическое мышление. Хотя они, конечно, определяют и креативность, метамышление, внимательность и множество прочих качеств, которые также бесспорно полезны в программировании.

Примеры:

  1. Нужно внести улучшение, чтобы с военных миссий возвращалось больше самолётов. Известно, что самолеты возвращаются с пробоинами. Наибольший ущерб зачастую нанесен фюзеляжу, чуть меньший крыльям, а наименее поврежденной остаётся область двигателя. Из-за недостатка бюджета можно усилить только одну деталь. Что нужно укрепить в самолёте? (Это типичная задачка на ошибку выжившего. Конечно, правильный ответ двигатель, потому что ни один самолёт после его повреждения просто не возвращается).

  2. У Маши есть две монеты на общую сумму 15 копеек. Одна из них не пятак. Что это за монеты? (Чистая логика и внимательность, если одна монета не пятак, то нет противоречия в том, что другая пятак. Из внимательности к посылкам очевиден ответ 5 копеек и 10 копеек).

  3. В двух кошельках лежит 4 копейки, причем в одном кошельке копеек вдвое больше, чем в другом. Как такое возможно? (В условиях не сказано, что исключена вложенность. Ответ один кошелёк лежит в другом).

Конечно, задачки выше для детей постарше. Им подойдёт и тест на предрасположенность к программированию, который состоит из 10 вопросов на проверку логического и причинно-следственного мышления, аналитических способностей, гибкости ума. Правда он на английском.

Для детей помладше подойдут задачки попроще. Например, платформа LogicLike предлагает логические задачи с вовлекающим визуальным и аудио оформлением, что немаловажно для малышей.

Алгоритмическое мышление

Алгоритм порядок действий для решения задачи. Программа инструкция для компьютера, алгоритм выраженный на языке программирования. Поэтому без умения мыслить алгоритмически никак. :)

Алгоритмическое мышление навык определения последовательностей шагов для решения задач. Проблема раскладывается на части и становится понятной. Также сила алгоритмического мышления в том, что оно позволяет автоматизировать типичные решения.

Все мы изучали алгоритм умножения в школе. Если мы (или компьютер) точно следуем выученным правилам, то можем получить ответ на любую задачу по умножению. Когда есть алгоритм, не нужно с нуля придумывать, как выполнить умножение.

Пример простейшего алгоритмаПример простейшего алгоритма

В исследовании последовательности, как фактора успешного освоения программирования, половина студентов могла построить в уме модель программы и пошагово её реализовать, а вторая нет. Из первой группы экзамен сдало 84%, из другой 48%. Поэтому обладание одной логикой не ключевой фактор, позволяющий добиться успеха в разработке. Важно уметь оформлять логику в систему.

Как проверить

Ребёнка помладше можно попросить научить вас что-то делать, например, застилать кровать или рисовать домик. Если он без проблем объяснит вам последовательность шагов, то с алгоритмическим мышлением всё в порядке.

Дети постарше могут показать своё умение собирать алгоритмы в удобной визуальной среде программирования Scratch, где последовательности действий создаются из графических блоков. А в целом алгоритмическое мышление заметно по умению успешно решать задачи из точных наук.

Твёрдость характера (англ. grit)

Твёрдость характера упорство в достижении долгосрочных целей. Это качество позволяет выиграть марафон, а не спринт. Если объяснять от обратного, то его противоположности хаотичность, импульсивность и рассеянность.

Свидетельство, что важность grit как минимум соразмерна важности IQ:

Как проверить

Анжела Ли Дакворт, профессор психологии в Пенсильванском университете, автор книги Твердость характера. Как развить в себе главное качество успешных людей, разработала простой тест из 10 вопросов, позволяющий определить уровень grit.

Конечно, для маленьких детей подойдёт нечто попроще например, аналог зефирного теста. Но важно, чтоб моментальное удовольствие было действительно желанным, ведь доказана неточность изначального зефирного теста умение откладывать удовольствие было свойственно детям из богатых семей (зефирка просто не была весомой наградой), а не обладателям развитой силы воли. Для детей из семей с низким достатком моментальная сладость была большой ценностью.

Так что, если ребёнок готов подождать, проявив силу воли, чтобы получить нечто ценнее моментального удовольствия, то у него хорошие шансы на успех в программировании.

P.S.: Я не просто так разместила твёрдость характера в конце, ведь считаю волевой и мотивационный компоненты самыми важными для успеха в любой профессии. Если ребёнок вдохновлён создать что-то, что возможно только благодаря программированию все остальные навыки будут взращены по пути. Слава нейропластичности!

Подробнее..

Аксиома выбора и принципиальные ограничения человеческого разума

11.01.2021 18:14:50 | Автор: admin

Когда я учился в институте, то очень не любил философию. Дело не только в том, что тогда это была марсистко-ленинская философия - просто я не видел смысла в этом бессмысленном нагромождении слов. Уже много позже я обнаружил, что увлекаюсь именно философией - но философией науки.

На мой взгляд, у философии должен быть конкретный объект рассмотрения: бесконечности в теории множеств, трансфинитные числа, теории и доказуемость, гипотеза математической вселенной Макса Тегмарка. И тогда есть реальный прогресс (например, теорема Геделя), а слова просто облегают каркас, задаваемый конкретикой. Иначе получается попытка построить конструкцию из жидкой манной каши, какой-то интеллектуальный онанизм.

Георг Кантор, положивший начало теории множеств и открывший разницу типов мощностей (по-английски cardinalities), на мой взгляд, куда больший философ, чем Кант и Гегель. Вы можете не вынимать ложечку из чашки кофе, когда пьете его и съедать яблоко с огрызком, но знать отличие счетного множества от континуума обязаны, если вы связаны с IT или любой технической сферой.

Одной из интересных в философском плане вещей является знаменитая (в узких кругах) Аксиома Выбора (AC) - внешне совершенно безобидная, но с чудовищными последствиями. Аксиома утверждает, что, если существуют два непустых множества, то существует и множество, содержащее ровно по одному элементу из обоих:

Если одно из этих множеств содержит только один элемент, то он всегда и будет выбираться и работать как крючок, "выуживая" из второго множества элементы. Если после каждого такого акта выбора мы будем выбранные элементы изымать, то с помощью данной процедуры мы можем разобрать любое множество по элементам.

Парадоксы Аксиомы Выбора

Как ни странно, "чистая" теория множеств не утверждает, что любое множество можно "разобрать на части". Она утверждает, что для любого множества можно проверить, содержится ли некий элемент в нем или нет (отношение \in ). Интуитивно ясно, что конечное или счетное множество (например, множество натуральных чисел) можно разобрать на элементы. Для континуума это уже совсем не очевидно.

Аксиома Выбора известна тем, что рождает чудовищ. Чудовища называются intangibles - объекты, существование которых может быть доказано, но ни один конкретный пример не может быть приведен. Классическим примером такого чудовища является Парадокс Банаха Тарского.

Сферу можно разрезать на шесть частей так, что после поворотов из них можно слепить две сферы такого же диаметра - без зазоров и пустот! А откуда же взялся лишний объем? спросите вы. Для того, чтобы вычислить объем, объект должен быть в какой-то степени гладким. Части в данном случае бесконечно сложны по построению, и их объем неопределен. А как безобидно все начиналось!

Разумеется, многим математикам такое поведение Аксиомы Выбора пришлось не по вкусу. Так как математики творцы своих собственных миров, они могут делать все, что захотят. Самым очевидным было ограничить работу AC только счетными множествами, где все очевидно. Но это связывало руки тем, кто работал с вещественными числами, а топологию просто убивало. Поэтому есть целый ряд "ослабленных" вариантов AC (например, Аксиома Зависимого Выбора), или альтернативных вариантов, например, Аксиома Детерминизма.

Какое-то время я тоже считал, что ослабленные аксиомы лучше, хотя они так лимитируют наши знания. Однако потом я пришел к выводу, что проблема совсем не в аксиоме выбора, а в нашем сознании. Наш мозг может работать с конечным количеством информации. Этого количества информации достаточно, чтобы охарактеризовать элемент из бесконечного, но счетного множества элементов. С большими мощностями проблемы - для выбора из них может потребоваться бесконечное количество информации.

Например, пусть у нас есть континуум вещественных чисел [0,1]. Уберем из него все числа, которые мы можем определить строкой, например, '0.324443', '1/3', '1/pi' (pi лучше определить через бесконечные ряды), 'min корень уравнения...' (причем в последнем случае не важно, умеем ли мы это уравнение решать). Важно что число строк счетно, а вещественных чисел больше, так что в итоге останется странное множество... В нем еще осталось почти столько же элементов, сколько и было, но ни один элемент нельзя привести в качестве примера. Ведь чтобы привести пример, его надо уметь записать строкой, а все такие числа вырезаны!

Структура чудовищ, таким образом, представляется такой:

В хорошем случае (показано зеленым), сущности существуют и имеют своих представителей на тонкой пленке счетных множеств. Мы видим эти сущности 'на поверхности' и нам хорошо. Более сложные сущности могут прятаться глубже - на уровне континуума (пример с отрезком выше) и еще глубже (парадокс Банаха Тарского- показано красным). У таких сущностей нет представителей в тонкой пленке счетных множеств (а собственно, почему они всегда должны там быть?) - но это исключительно наши проблемы!

Сложные инопланетяне

В теплых ламповых фильмах инопланетян изображают так:

То есть со всеми людскими чертами с небольшими изменениями. Инопланетяне даже говорят по-английски! Это, конечно, очень мило, но крайне упрощено. Тут попытка более серьезна:

Однако, попытаемся смастерить более продвинутых инопланетян. Итак, что мы можем сказать о человеке?

  • наш мозг содержит конечное количество информации

  • наши сообщения, слова, фразы, тоже передают конечное количество информации

  • это позволяет выбирать элементы из бесконечных но счетных множеств \aleph_0

  • Аксиома выбора для счетных множеств нам кажется очевидной

  • Мы живем в пространстве времени, которое континуум ( \aleph_1 )

Давайте сделаем апгрейд - 'one level up' в иерархии мощностей:

  • их мозг содержит бесконечное, но счетное количество информации

  • их сообщения тоже передают бесконечное счетное количество информации. Например, одно слово может содержать вещественное число с бесконечной точностью со всеми его цифрами после запятой

  • это позволяет выбирать элементы из континуума \aleph_1

  • Аксиома выбора для континуума им кажется очевидной

  • Парадокс Банаха Тарского им не кажется парадоксом. Идея им интуитивна понятна, хотя пример они по прежнему привести не могут.

  • Эти существа существуют в мире, где пространство/время по крайней мере \aleph_2

Последние два пункта требуют пояснений. Для разбиения сферы в парадоксе БТ аксиома Выбора используется континуум раз - то есть пример разбиения содержит континуум информации - больше, чем эти инопланетяне могут выразить словами. Тем не менее сама идея им понятна. У людей (one level down) концепция 'бесконечная последовательность натуральных чисел, из которых случайным образом изъято по одному числу из каждой десятки' не вызывает затруднений, хотя мы и не могли бы записать полный пример такой последовательности (так как она бесконечна)

Наше пространство время (континуум) слишком бедно, чтобы вместить таких существ. Поэтому мы не могли бы с ними встретиться. Но они, безусловно, существуют, так как, согласно Математической Гипотезе Тегмарка, все математические миры всегда реализуются. И если наш мир с континуумом пространства времени и несколькими страницами формул, определяющих физические законы, дал возможность существования существ с сознанием, то невозможно представить, что существа с более высоким типом сознания не существуют в более 'богатых' мирах.

Cognitive Closure

Извините, не знаю, как это будет по-русски. Почитать можно здесь. Явления мира 'продвинутых инопланетян' выше являются для нас трансцендентными. Тем не менее, если мы не можем их понять, то мы можем хотя бы как то их описать или предложить упрощенные модели. Однако ситуация может быть еще хуже. Возможно, есть концепции, к которым мы вообще не можем прикоснуться.

Один из кандидатов является проблема сознания. Напомню диспозицию, существует ряд подходов к проблеме:

  • Материазизм или физикализм, он же функционализм, воззрение, что сознание 'как то' возникает из работы мозга (и, возможно, других сложных систем). Выглядят научно, но проблема со словом 'как то', потому что прогресс за сотни лет нулевой

  • Панпсихизм - любая частичка обладает крохой сознания. Это воззрение хорошо тем, что не требует 'возникновение' сознания - оно изначально связано с материей. Но у подхода свои проблемы

  • Отрицание существование сознания в принципе (упертый старик Деннетт)

  • New mysterianism

Последний подход - возможно, сознание и создается мозгом. Но сознание само в принципе не может и не сможет это понять. Это сможет понять только сознание более высокого уровня, и так далее. (ничего не напоминает? да, теорему Геделя)

Теория множеств дает хорошие примеры, иллюстрирующих концепцию cognitive closure - там это называется fixed points. Пусть вы суммируете единицы. 1,2,3, ... 5556054, каждое следующее число больше предыдущего, есть прогресс. Но вы никогда не достигните первой счетной бесконечности \omega_0 . Аналогично, беря функцию 'множество всех подмножеств' - функция чудовищной силы, создающая из счетного множества континуум и так далее, вы никогда не достигните первой недостижимой мощности.

Важно, что cognitive closure не видна снизу как граница. Это не барьер. Это не сложная задача, которую вам не решить. Она вообще вам не видна - все как бы хорошо, вы можете написать еще одну статью, исследовать еще одно явление, доказать еще одну теорему. Вас никто не будет останавливать - вы просто не можете понять, что вы не способны понять. Вы не увидите проблему.

Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru