Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Памятник

Фотограмметрия 100 самых необычных памятников России силами сообщества

21.01.2021 10:23:56 | Автор: admin

Вот что бывает, если вы споткнётесь во время съёмки

Мы в Туту почти полгода проводили конкурс на самый необычный памятник в России. У нас в стране есть и памятник клавиатуре в Екатеринбурге, и всегда метущий к вам спиной дворник, и лабораторная мышь, которая вяжет ДНК в обратную сторону, и двухметровый комар, и вообще что угодно.

Мне хотелось обеспечить одинаковые условия с точки зрения оценки памятника для всех на голосовании. Не такие, чтобы зависели от фотографа, погоды на месте, времени суток и кривизны рук, а реально привести всё к некоему общему знаменателю. В рекламе такой вопрос решается просто рендером вместо фото.

Ну я взял и предложил отснять каждый памятник и сделать 3D-модель автоматически на основе фотографий что-то вроде 3D-сканирования кроссовок, только для памятника. На первый взгляд задача выглядела исполнимой, если у вас есть доступ к большому сообществу путешественников из разных городов. У нас есть.

Но тогда я ещё не знал, что некоторые памятники придётся лепить из пластилина дома, некоторые отрывать от опоры, а некоторые находятся на закрытой территории какого-нибудь мирного производства между двумя городами в Сибири.

В общем, я хочу поделиться с вами STL-моделями с лицензией для некоммерческого использования 10 памятников-финалистов конкурса. И рассказать про ощупанные грабли в фотограмметрии, позволяющие делать такие операции в очень разумном бюджете. Бюджет был 2500 рублей на модель.


Процесс съёмки


Сначала мы пошли по доступным недалеко от нас случайным памятникам, чтобы понять, как именно нужно писать инструкцию тем далёким от ИТ и фотографии людям, которые взялись нам помогать со съёмкой памятников.

Суть метода взять камеру, трижды обойти памятник по кругу со средней, нижней и верхней точек, чтобы памятник всегда полностью был в кадре, плюс потом доснять детали вроде внутренних элементов.

Если памятник высокий всё снизу, если ниже человеческого роста или есть дрон можно и покружить сверху.

Снимать можно на что угодно начиная от GPS-дрона (дорогого в аренде и сложного в обращении) и заканчивая телефоном, который есть у всех. На практике после ряда опытов оказалось, что снимать лучше всего на простую, но всё же зеркальную камеру с распространённым (лучше всего китовым) объективом. На дорогую беззеркалку тоже можно, но где ж её на Руси взять-то. Почему важен распространённый объектив и зеркалка потому что шагом дальше нам понадобятся RAW-файлы, которые мы загоним в Лайтрум, где сверху будет наложен корректирующий профиль для объектива, исправляющий геометрию. Если такой профиль не найдётся или будет каким-то творчески-редким, то мы потеряем в точности и модель может неожиданно превратиться в тыкву.

Вот пример превращения в тыкву:



Узнаёте памятник Свидание, где мужик с цветами летит навстречу любви? Нет? А должны. Правда, здесь девушка упала со стремянки во время съёмки.

Вот с такого ракурса, наверное, лучше понятно:



Итоговая STL с ним рендерится вот так. Памятник, кстати, занял второе место в конкурсе. История с ним отличная: вроде бы сначала он летел через дверь с пиццей, потом пиццу заменили на букет роз, букет роз на букет полевых цветов и неправильно поставили, углубив на лишние полметра, после чего памятник начал бить этими ромашками прохожих по голове:



А ещё нам важно будет вытаскивать детали в тенях, убирать хроматические аберрации, добавлять резкость и обесцвечивать зелень. Часть памятников, которые снимали ближе к концу конкурса, уже была под сибирским снегом. Снег решался не в Лайтруме, а закрашивался поверх текстуры в Substance Painter, но про это дальше.

Методология съёмки


Итак, чтобы собрать памятник, нужно сделать на типовой объект три круга:
1. Со средней точки.
2. С нижней точки.
3. С верхней точки.

Ещё бывают детали внутри памятников, тогда нужно плавно зайти, снимая, и плавно выйти, снимая. Во все полости после кругов плавно выходим и заходим, чтобы сдвиги между кадрами были минимальными, потому что этот шайтан-софт должен посчитать вектора сдвига в каждом кадре и понять, как изменилась координата фотографа.

Настоящие профессионалы используют опорную RTK-станцию, но мы же работаем силами сообщества, помните?

Снимаем на широкоугольник. Лучше всего 18 мм или 24 мм на 1,6 кропе. Диафрагма закрыта до 7,1 или 9. Есть проблемы с объективами 50 mm fix: например, в основном на них снимали мелкие памятники, и почти при любом диафрагменном числе часть памятника выпадала за границу резкости, и софт тупил. Если памятник высотой до метра, можно снимать даже на диафрагменных числах 9-11, но дальше будут ухудшаться края модели.

Вот так собрались панда и медведь, дружба России и Китая навек. Только постамент:



В итоге мы заказывали моделинг этих медведей 3D-скульптору, потому что это не собралось уже после второй съемки. Выглядят они вот так:



Памятники сделаны из разных материалов. Лучше всего бетон (не для памятника, для съёмки). Бетон надёжен, как Борис Бритва. Бетон обладает массой и почти не бликует. Но бывают памятники из металла и с блестящими краями. Блики с точки зрения софта это дырки в модели.

Поэтому мы стараемся поймать пасмурную погоду (это когда небо затянуто тонким слоем облаков и представляет собой огромный рассеиватель для солнца, то есть свет идёт отовсюду, практически лучший портретный свет). При этом погода должна быть стабильной, потому что съёмка занимает какое-то время и изменение света и цвета нам не очень нужно. Пасмурная погода убирает суперблики. Места с серебрянкой всё равно будут выгибаться на моделях внутрь, и это придётся править руками, но за счёт погоды можно отыграть очень много качества на автоматической сборке. Кто-то может спросить: а почему вы не использовали матирующий спрей? Всё по той же причине краудсорсинга: у нас обычные люди, которые могут неправильно его нанести, плюс потом его же надо счистить щёткой. А в этой ситуации полиция может принять фотографа за вандала.

Для тех памятников, которые не сильно превышают человеческий рост, нужна стремянка для третьего круга и съёмки макушки памятника. Под конец конкурса мы научились текстурировать недостающие макушки, чтобы камера крутилась не только в горизонтальной плоскости, да и ребята набили уже руку, и эти допдействия не требовали сильного увеличения времени обработки.

Идеальному сферическому памятнику нужно 18 кадров в один круг. Один идеальный памятник был бы это глобус. Если бы он был с человеческий рост. Но из-за громадных размеров пришлось снимать его с коптера.



Всё остальные сложнее. Вот якутский дворник из Безликих (с другой стороны он точно такой же), на него нужно уже около сотни кадров:



А вот комар-нефтесос из Ноябрьска, он требует уже большего числа кадров. Он занял третье место в конкурсе. Я сейчас в очередной раз смотрю на ноги нефтесоса, и мне снова хочется плакать. Наши модели неидеальные, конечно, а этот ещё и сильно бликовал всеми своими частями:



И наш рекордсмен Горыныч из Липецка, два прохода по 700 кадров, и всё равно сырая модель была вот такая:



Из-за количества фотографий подхватывалось небо с облаками, которое не было статичным, поэтому вышло что вышло:



Финал для сравнения вот:



Горыныча и подобные памятники собирали долго. Дракона 3 дня, сначала закинули, прогнали, получилось много мусора. Во второй прогон почистили, оставив треть от общего количества кадров. В третий подход сделали примерно для 100 кадров маски (то есть вырезали в фотошопе, целый день в 4 руки этого змея, максимально чисто), и вот после масок на третий день у нас получилась более-менее чистая сборка.

Про Горыныча мы узнали, что в качестве референса для лепки дракона использовалась какая-то старая игрушка, но достать её не удалось, да и скульптор отошёл от неё достаточно далеко. Скажем так, по ней он изучал анатомию этого зверя и его пластику.

А ещё у нас оказалось очень много памятников с кучей деталей. Буквально, из кучи деталей:


Монумент Время. Магаданская область, Магадан.

Вот такой вышел в финал:


Скульптура Динозавр. Псковская область, Опочка.

В этом месте вы можете спросить меня: неужели нельзя было попросить у скульпторов, заказчиков или авторов идей модели, по которым они это делали? Отвечаю: удивительно, но моделей ни у кого не было. Более того, как мы говорили со скульпторами и владельцами памятников, они с радостью соглашались раскрыть модели для некоммерческого использования, потому что оцифровка памятника для них огромный плюс.

Но была пара исключений. Во-первых, в Новосибирске на территории НИИ стоит мышь, которая плётет ДНК. Вот про неё учёные сказали, что они сами сделают фотограмметрию и пришлют. И сделали. И прислали модель.

Софт для фотограмметрии


Сначала попробовали демоверсию 3DZephirus. Реклама говорит, что они там все просто боги, с ним собирается всё отлично и вообще надо быстрее покупать. Хорошо, что есть демка. В общем, берёте любой опенсорсный пакет (в нашем случае Meshroom) и на наших входных фотографиях всё собирается в сотни раз лучше. Прощай, 3DZephirus, спасибо за сэкономленные 3000 долларов. В защиту этого ПО отмечу, что студийную съёмку с выверенными до миллиметра сдвигами он действительно собирает лучше других. Но это не наш случай.

Потом я увидел, как мой знакомый собрал кроссовки для рекламного ролика с помощью
Agisoft Metashape. Про этот пакет есть хороший перевод на Хабре, вот он. Нашли ещё одну софтину за 699 рублей в месяц RealityCapture (отличный софт, собирающий в 2 клика, в большей части сборки использовали её в итоге). И увидели бесплатный Meshroom. Он с открытым кодом, по сути, похоже на автодесковый набор, чтобы модель зачищать. И зачищает идеально. В итоге мы собирали памятник через Agisoft, Meshroom, RealityCapture (самый простой из всех с отличным результатом, перешли под конец на него) и чистили в Meshmixer (тоже свободный от Автодеска).

Потом выяснилось, что энтузиасты, горевшие желанием нам помочь, иногда нет-нет, да отходили от методологии. Мы прописали очень подробный документ, как готовить камеру, как снимать, но, оказывается, нужно не только говорить как надо в идеальном случае, но и описывать типовые ошибки. Типовой ошибкой было показать нам какие-то детали сборочному софту дополнительно или сэкономить круг, потому что и так всё понятно.

Кто-то не знал, что закрытие диафрагмы это увеличение диафрагменного числа, а не уменьшение. Стали указывать конкретнее, потому что есть путаница даже между F и f.

Для кого-то выдержка меньше (короче) 1/100 оказывалась 1/20, потому что 20 меньше 100. Или вот звонок Я отснялся, но у вас тут написано снимать в RAW, я в JPG, ничего? Он тоже крутой, но только немного в темноте руки памятника, ничего, да?

Довнесли мысли, что если уж ты начал круг, то идти надо до конца, не отвлекаясь на полости памятника. Некоторые объекты из-за этого переснимали 3 раза. Примерно вот так бывает при нарушении пути (Памятник Сантехник Степаныч. Омская область, Омск):



С видео собирать плохо, потому что практически каждый софт режет его на кадры и использует их как опорные. Есть ПО, которое умеет использовать каждый кадр и даже из двух соседних восстанавливать картинку более высокого разрешения, чем два исходных, но это совсем не наши задачи и не наши бюджеты.

Конкретные примеры памятников, где что-то пошло не так


Здесь владелец памятника снимал сам, не собиралась карта РФ под ногами. Самое простое решение ограничивать ось вращения камеры. Этот памятник можно смотреть только по кругу, без залётов вверх и вниз:



Вот тамбовский волк. Его сняли на восходе, было очень много засветов сзади, долго правили. Суть такая, что снимали спину на восходе против солнца и ловили в объектив жёсткие блики зайцы, поэтому собиралось плохо.



Шоколадная фея из Покрова: снимали тоже на рассвете. Памятник бронзовый, люди его трут. Много пересветов в тех местах, где бронза натёрта:



Дерево желаний в Брянске: ангела можно снять только с коптера, его пришлось моделировать вручную по фотографиям.



Изначально пробовали слепить такого же своими руками из пластилина и отсканить по фотограмметрии в студии. В итоге оказалось проще смоделировать:



Мы купили две модели: это памятник Чижик (очень маленький, его моделировали по фото фактически) и голову Ленина в Бурятии. Потому что голова Ленина ну очень большая и очень сферическая, там нужен был коптер. Ещё 16 были замоделены нами: например, памятник клавиатуре легче нарисовать с нуля по фото, чем сделать фотограмметрию. Здесь нам очень помогли студенты-практиканты, которые учились на 3D-дизайнеров.



Были проблемы, когда какой-то конкретный памятник не собирался с ошибкой ПО. Просто берёт и не собирается. С этой же камеры другой собрался, а на нашем падает. Идём на форум Агисофта, спрашиваем. Нам говорят: а, известная история на Radeon, обновите дрова. А у нас они самые новые, и вообще nVidia. А нам: нет, на ней такой ошибки в принципе быть не может. Купите Радеон и обновите дрова.

Некоторые памятники нельзя обойти целиком, если они у стены или обрыва. Терминатора из Глазова нужно печатать со стеной.



Собака Дружок из Благовещенска он прилеплен к граниту борта рядом с речкой. За ним лесенки. Чтобы нормально снять только дрон, по факту нет нормального круга:



Реактивный поезд в Твери частично замоделен, благо отдельные компоненты уже были почти готовыми взяли поезд, поставили движки:



Модели финалистов


В финал вышли вот эти памятники:



А победил в конкурсе памятник тувинской письменности, который находится в музее-заповеднике Белдир-Кежии:



Вот файлы моделей для закачки (65 Мб). Это STL-файлы, доступные по лицензии CC BY-NC, то есть вы можете использовать модели для обучения, печати фигурок для личного пользования, но не можете получать выгоду из их использования или включать в производные произведения, которые будут использоваться для получения выгоды.

Посмотреть все 3D-модели 100 памятников в плеерах можно вот здесь.

А я напоследок хочу ещё раз сказать огромное спасибо всем тем, кто помогал собирать данные о памятниках по всей стране. Огромное спасибо вам!
Подробнее..

Как объект науки и техники может получить охранный статус и стать памятником

22.03.2021 16:16:43 | Автор: admin

Почему с каждым годом нас окружает все больше памятников? Это происходит из-за нарастающего процесса глобализации. Старое стремительно уничтожается, чтобы расчистить место под новое. Это поступательное движение вперед вызывает у людей желание сохранить хоть что-то от прошлого, а мотивы здесь могут быть совершенно разными. Наука - одна из наиболее динамично развивающихся сфер и смена старых явлений новыми в ней происходит наиболее быстро. Цель данной статьи - описание процесса превращения объекта науки и техники в памятник, то есть, особо ценный и охраняемый объект. Возможно, что эта информация поможет вам разобраться в том, с чего начинать спасение или защиту ценного объекта от разрушения.

Что следует понимать под объектом науки и техники в данной статье

Под объектом науки и техники в данной статье следует понимать достаточно габаритные и недвижимые памятники т.е. различные инженерные сооружения (плотины, мосты, тоннели и др.), массивные транспортные средства (в том случае, если они не явл. музейными предметами) и изобретения, являющиеся частью какого-либо здания и неотделимые от него. Речь в статье может идти не только о самом объекте, но и о его окружении. Поскольку объект, ландшафт и окружающие постройки часто могут рассматриваться в комплексе и тогда охранный статус может быть присвоен огромной территории и называться она будет "достопримечательное место" или "культурный ландшафт". Больше об объектах науки и техники можно узнать из моей предыдущей статьи: "Что такое памятники науки и техники?"

Кто в Российской Федерации несет ответственность за присвоение объекту охранного статуса? И немного о классификации памятников

Базовым законом об охране культурного наследия в РФ является Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". На его основе и будут строиться все дальнейшие рассуждения.

Ответственность за присвоение охранного статуса объекту, за управление объектом и его сохранение несет Министерство культуры РФ. Далее в зависимости от того, какой статус имеет объект в классификации по подчинению (федеральный, региональный, муниципальный) он находится в ведении самого Минкульта или его отделений в субъектах (и муниципалитетах) РФ.

Объекты культурного наследия в России делятся (согласно N 73-ФЗ, ст. 3) на следующие категории:

  1. Памятники, т.е. отдельные постройки с исторически сложившимися территориями. В том числе скрытые под землей т.е. археологические объекты

  2. Ансамбли т.е. группы изолированных или объединенных объектов, находящиеся на определенной территории. Это могут быть дворцовые, инженерные и иные сооружения.

  3. Достопримечательные места т.е. совместные творения человека и природы или созданные отдельно человеком. Это центры художественных промыслов, места, значимые для истории страны. То есть по большей части мемориальные объекты.

Объекты науки и техники чаще всего попадают в 1-ю или 2-ю категории. Для учета всех памятников, а также для реализации конституционного права на доступ всех граждан к объектам культурного наследия был создан и ведется Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. найти в нем что-то не очень легко. Лучше всего использовать поиск по карте. Вы сможете увидеть памятники в регионах РФ (обычно фото) и прочесть краткую информацию об их истории и правовом статусе. Порядок включения объект в Реестр описан в ст. 18 N 73-ФЗ

Высшим охранным статусом обладают объекты, включенные в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Такие объекты получают статус "особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации", за ними тщательнее всего следят и они получают больше финансовых средств напрямую из федерального бюджета.

В законе есть еще одна классификация памятников (по уровню подчинения (N 73-ФЗ, ст. 4)):

  1. Федеральный уровень т.е. объекты, имеющие особую ценность для всей страны, ее истории, сюда относятся археологические объекты.

  2. Региональный уровень т.е. объекты обладающие культурной, исторической, мемориальной или иной ценностью для того или иного субъекта страны.

  3. Муниципальный уровень т.е. объекты, обладающие ценностью для малой территории, например, района того или иного субъекта РФ.

"Дьявол кроется в деталях", а в нашем случае именно в классификации памятников по уровню подчинения. Деньги на финансирование содержания и реставрации памятников выделяются из бюджетов РФ: федерального, регионального и муниципального (иногда привлекаются внебюджетные средства). Таким образом, если объект получил статус регионального (еще хуже - муниципального) объекта, то денег на реставрацию и обслуживание ему будет выделяться совсем мало. Есть исключения, обычно это военные мемориалы, за состоянием которых муниципальные и региональные власти тщательно следят, если внимательно посмотреть на Реестр памятников, то именно военным мемориалам чаще всего присваивается статус региональных или муниципальных объектов охраны. Местное чиновничество скорее всего будет стремиться избавиться от такого балласта. Для этого обычно достаточно дождаться, пока памятник разрушится или его кто-нибудь уничтожит (например, случится пожар и т.д.) С точки зрения автора - это неверный подход, ведь разумное сохранение и использование памятником сделало бы регионы более узнаваемыми среди туристов. А развитие туризма (в отличие от продажи природных ресурсов), - стабильный и неиссякаемый источник дохода.

Объект культурного наследия может быть передан в частные руки. Владельцу дается ряд преимуществ (ФЗ 73, ст.14), но действует и ряд жестких ограничений. Владельцу необходимо следить за состояние здания, оперативно его реставрировать, запрещена перепланировка и т.д. Поэтому мало кто хочет с такими объектами связываться.

Процедура превращения объекта в памятник. Что такое историко-культурная экспертиза и зачем она нужна

  1. Выявление объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия (ФЗ 73, ст.3). работы по выявлению организуют муниципальные и региональные органы охраны наследия (т.е. отделение министерства культуры). Также этим могут заниматься иные организации, физические и юридические лица (об этом в следующем параграфе), кроме археологических памятников.

  2. Историко-культурная экспертиза. Чтобы "выявить" потенциальный памятник нужно найти сведения о его историко-культурной ценности. Процесс включает в себя визуальный осмотр и фотофиксацию, сбор док-тов и материалов о ценности объекта, изучение и анализ полученных сведений с точки зрения истории, искусства, науки и техники и т.д.

  3. Включение объекта в список объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия. И в этом списке объект может находиться достаточно долго, пока не будет проведен ряд дополнительных экспертиз. Часто такие объекты исключают из списка, лишая их всяческой защиты и обрекая на уничтожение ради интересов крупных строительных фирм.

  4. Выявленный объект культурного наследия. Направление муниципальными властями, физическим или юридическим лицом заявления о включении объекта в список объектов наследия в региональный орган охраны. Если все хорошо, то региональное ведомство минкульта должно занести сведения об объекте в Государственный реестр объектов культурного наследия РФ. В таком случае объект получит статус "выявленного". И ему будет присвоен один из уровне охраны (муниципальный, региональный, федеральный).

Важно: историко-культурная экспертиза необходима для любого изменения в статусе объекта, для повышения уровня его значимости, для занесения его в список выявленных и для исключения из списка памятников. На основе экспертизы является вопрос об установлении охранных зон вокруг памятника. В общем это очень важная штука. Законодательно порядок проведения экспертизы закреплен в постановлении Правительства РФ от 15.07.2009 N 569 Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе. Лицо или организация, которые занимаются занесением объекта в список памятников должны заключить письменный договор с экспертом, проводящим экспертизу. Вот требования к этому эксперту:

А) Если это физическое лицо

  • Высшее или послевузовское профессиональное образование, соответствующее профилю экспертной деятельности (иногда допустимо среднее, см. об этом подробнее в постановлении);

  • Эксперт должен иметь высшее образование или степень по следующим специальностям: история", "музейное дело и охрана памятников" и "археология";

  • Стаж по профилю практической экспертной деятельности не менее 10-ти лет;

  • Знание международного и российского законодательства об охране памятников.

Б) Если это юридическое лицо

  • Юридические лица, в трудовых отношениях с которыми состоят не менее 3-х физических лиц, перечисленных под пунктом "А".

Кроме того Министерство культуры проводит обязательную аттестацию каждого эксперта. В постановлении также есть критерии, которые не позволяют человеку проводить экспертизу, например, родство с заказчиком. Для включения объекта в реестр памятника достаточно заключения одного эксперта, а вот для его исключения нужна комиссия из 3-х исследователей. В общем государство довольно строго регламентирует отбор и деятельность экспертов, тогда почему же так часто всплывают новости об исключении того или иного памятника из реестра, лишении его охранного статуса и последующем сносе? Это автору неизвестно. Он только может предположить, что закону не всегда следуют, им пренебрегают или ищут лазейки, чтобы его обойти, не нарушая.

Кто кроме Министерства культуры РФ занимается охраной памятников (список орг-ций и краткая хар-ка). Региональная специфика: Москва и Санкт-Петербург

В основном в регионах России нет организаций, занимающихся охраной памятников и монополия принадлежит Министерству культуры. Возможно, что автору просто об этих организациях неизвестно, и уважаемые читатели могут написать о них самостоятельно в комментариях. Исключением являются Москва и Санкт-Петербург.

Помимо Министерства культуры автору известны лишь три организации, занимающихся охраной памятников на территории всей России.

  1. ВООПИиК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры). Организация появилась в 1965 году во многом благодаря инициативе студентов и преподавателей МГУ и других московских вузов. У общества есть организации во всех регионах страны, но лучше всего функционируют столичные ячейки. На сайте можно найти информацию о волонтерах, помогающих восстанавливать памятники, в их ряды может вступить каждый. Обычно перед началом работ каждый волонтер проходит бесплатное обучение на базе организации. Подробнее см. в разделе о волонтерах ВООПИиК.

  2. Институт Наследия (Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва). Эта организация была создана в 1992 году. Занимается сохранением и изучением природного и культурного наследия. Базой организации стал Советский фонд культуры, возглавляемый академиком Д.С. Лихачёвым. На территории СНГ организация курирует сохранение памятников всемирного наследия. На сайте можно найти множество публикаций по теме охраны наследия. Подробнее об истории организации по ссылке.

  3. Общество изучения русской усадьбы (ОИРУ). Общество было организовано в 1922 году, в Москве, выходцами из дворянских семей не желавшими мириться с уничтожением усадебной культуры России. Возглавили общество искусствоведы В.В. Згура и А.Н. Греч. Оно просуществовало до 1930 г. были составлены карты подмосковных усадеб, разработаны десятки экскурсий и издано множество научных трудов и каталогов с фотографиями усадеб, что сегодня является большим подспорьем для исследователей. К 1930-м годам идеологическое давление заметно усилилось, общество было расформировано, а почти все его участники репрессированы. Общество изучения русской усадьбы возродилось 22 апреля 1992 г.На сайте доступен ряд сборников со статьями об усадебной культуре, хроника вандализма и т.д.

В Москве и Санкт-Петербурге организаций по охране памятников намного больше, многие из них созданы добровольцами. Так произошло из-за того, что оба города долгое время были (а Москва и остается) столицами России и в их границах было аккумулировано огромное количество тех достижений, которые стали памятниками. К тому же земля в этих городах является лакомым куском и чтобы остановить снос и порчу памятников, порой именно простым жителям приходится выступать сообща.

  1. Департамент культурного наследия города Москвы (Мосгорнаследие). Это гос. орган исполнительной власти города Москвы, занимающийся охраной памятников столицы. Начало его деятельности относится еще к 1917 году. Подчиняется правительству г. Москвы. На сайте обратите внимание на раздел "Общественные слушания". Часто спорные вопросы об изменении статуса памятников обсуждаются на таких слушаниях. Гос. органы обязаны уведомлять об этом жителей, но делают это обычно или на сайте или в газетах мелким шрифтом. В итоге обсуждения проводятся лишь формально, а власти принимают решение, которое считают выгодным для себя.

  2. Архнадзор - добровольное объединение граждан, желающих способствовать сохранению наследия, образовано в Москве в 2009 году. Если открыть их сайт, можно видеть, как все плохо сегодня с охраной памятников на территории Москвы. Тем не менее именно благодаря этой организации властям приходится обращать внимание на незаконный снос памятников и факты вандализма. И иногда что-то удается спасти.

  3. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). Специальный гос. орган, который занимается охраной памятников в Санкт-Петербурге. Аналог "Мосгорнаследия", только более эффективный и с более информативным сайтом. Свою история организация отсчитывает с 1918 года. На сайте можно увидеть в открытом доступе полные документы по историко-культурной экспертизе ряда объектов. Там же есть сведения об охранных зонах Петербурга и много всяких интересностей. Кстати, функционирует приемная, куда любой может направить заявление, касающееся охраны наследия.

  4. Открытый город - совместный проект КГИОП и ВООПИиК. Это проект в котором можно проявить себя в качестве волонтера. Они занимаются популяризацией наследия в г. Санкт-Петербурге. Прежде всего это масса бесплатных лекций и экскурсий по памятникам города, которые не всегда доступны для посещения простых людей. Записаться может каждый, просто переходите на сайт и выбирайте, что вам по душе.

Конечно, таких организаций существует больше, автор не может вспомнить все, поэтому предлагает читателям дополнять его рассуждения в комментариях.

Примеры присвоения объектам науки и техники охранного статуса

Пожалуй, хватит теории, кратко рассмотрим несколько примеров. В основном это памятники градостроительства и архитектуры или истории (согласно реестру). По мнению автора для них вполне можно было бы прописать в законах отдельную категорию "Памятники науки и техники" или "Памятники инженерной науки".

  1. Волховская ГЭС. Одна из старейших действующих ГЭС России. Находится на р. Волхов, в одноименном городе Ленинградской области. Ее строили в 20-е г. XX в., в рамках осуществления плана по электрификации страны (ГОЭЛРО), который, кстати, начал формироваться еще в императорской России, Первая мировая и последующие события прервали этот процесс. По классификации памятников - это ансамбль и памятник истории. Посмотреть фотографии этого грандиозного сооружения и узнать больше о его истории можно в статье по ссылке.

    Волховская ГЭСВолховская ГЭС
  2. СПб "Музей воды" (Водонапорная башня). Музей является структурной частью водоканала Санкт-Петербурга и находится в водонапорной башне 1861 года постройки, с которой и началось централизованное водоснабжение имперской столицы. В XX в. значение здания падало, появлялись более совершенные гидротехнические сооружения. В начале XXI в. башню собирались снести. К счастью было решено провести реставрацию и открыть в ней музей воды (история водоснабжения Петербурга). Подробнее о здании можно прочесть по ссылке, там же много фотографий.

    Музей воды в СПбМузей воды в СПб
  3. Пулковская обсерватория открылась в 1839 году. Первым руководителем стал выдающийся астроном и физик В.Я. Струве. Вскоре обсерватория стала одной из ведущих в мире. По центральной оси здания проходит Пулковский меридиан, исходный для всех географических карт России. Сегодня обсерватория это не только памятник, но действующий научно-исследовательский институт.

    Пулковская обсерваторияПулковская обсерватория
  4. Электрическая станция 1 имени П.Г. Смидовича - старейшая в России тепловая электростанция. Была введена в эксплуатацию в 1897 году и работает до сих пор, снабжая энергией центральную часть Москвы. Здание станции было построено в форме корабля. В 1946 году первой в России перешла на использование газа вместо природного топлива.

    Электрическая станция 1 имени П.Г. СмидовичаЭлектрическая станция 1 имени П.Г. Смидовича
  5. Геодезическая дуга В.Я.Струве строилась по инициативе знаменитого российского астронома В.Я. Струве в середине XIX в. на территории десяти стран. Сегодня считается объектом ЮНЕСКО. Этот проект доказал, что Земля не круглая, а сплюснута у полюсов. Причем изначально задача была иной и заключалась в картографировании местности. Сооружение протянулось на 2820 км. Дуга Струве стала каркасом для конструирования точных географических карт. Узнать подробнее о ее устройстве и предназначении, а также увидеть фото можно по ссылке.

Примеры, когда объекты научно-технического прогресса не получили охранный статус и были уничтожены

Информация будет касаться преимущественно г. Москвы, где в последние годы активно развивается процесс реновации, включающий в себя снос многих памятников

  1. Башня артезианской скважины на ВДНХ. Башня была построена в 1939 году для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. На тот момент она обслуживала выставку, снабжая ее водой. Это было одно из последних сооружений сохранившихся на ВДНХ с того времени. В 2015 году ее снесли, хотя она находилась на территории исторического парка, где запрещено строительство. Это был снос ради сноса.

    Башня артезианской скважины на ВДНХ.Башня артезианской скважины на ВДНХ.
  2. Таганская АТС. Автоматическая телефонная станция была построена в 1929 году и представляла из себя образец зрелого конструктивизма. Здание являлось демонстрацией веры в технический прогресс, характерной для 1930-х. Это был один из примеров "дома для машин". В 2016 году здание снесли, на его месте был возведен элитный жилой комплекс. Подробнее по ссылке.

    Таганская АТСТаганская АТС
  3. Здания мыловаренного завода "Ширмер и Ко". Завод был построен на берегах р. Яузы в конце XIX в. До наших дней сохранялись две красивые водонапорные башни в готическом стиле. Завод был 2-м в России по объемам производства мыла, которое славилось своим качеством. В 2016 году здания были снесены ради строительства жилого квартала. Подробнее по ссылке.

    Здания мыловаренного завода "Ширмер и Ко"Здания мыловаренного завода "Ширмер и Ко"
  4. Институт сельскохозяйственного машиностроения (ВИСХОМ). Институт строили в 1928 году в связи с бурным развитием сельхозмашиностроения. Нужно было проводить различные исследования в данной области, ведь от этого зависело обеспечение огромной страны продуктами питания. "На ВИСХОМ возлагались важнейшие задачи: разработка теории сельскохозяйственного машиностроения, механизация сельского хозяйства путем создания образцов новой техники и оказания технической помощи заводам по её производству и внедрению в работу. Именно на базе ВИСХОМа под руководством первого директора В.П. Горячкина были созданы основы теории сельхозмашин, а также сформирована отечественная научная и конструкторская школа по сельхозмашиностроению". Подробнее по ссылке. В 1990-е г. НИИ был приватизирован и затем оказался заброшен, в 2016 году его снесли.

    Институт сельскохозяйственного машиностроения (ВИСХОМ)Институт сельскохозяйственного машиностроения (ВИСХОМ)
  5. Московский аэровокзал. Он открылся в Москве на Ходынском поле в 1965 году. Это был целый комплекс вокзалов и зданий, свидетельство развития советской гражданской авиации. Аэровокзал существенно разгрузил московские аэропорты. В случае задержки или отмены рейса, пассажирам могли предоставляться бесплатные автобусные экскурсии по Москве. Рядом находилась вместительная гостиница. В 2017 г. все постройки были снесены, на их месте появился многоэтажный жилой комплекс. Подробнее об истории здания и фотографии см. по ссылке.

    Московский аэровокзалМосковский аэровокзал
  6. Астраханский холодильник в Москве или "Холодный замок". Здание строили в 1917 - 1920 -х гг. в эпоху развития холодильной промышленности. Именно на этом хладокомбинате 2 в начале 1930-х годов советское государство начало налаживать фабричный выпуск всем нам известного мороженого - эскимо, Лакомка, брикет за 48 копеек.В 2020 г. здание было снесено. Подробнее по ссылке.

    Астраханский холодильник в Москве или "Холодный замокАстраханский холодильник в Москве или "Холодный замок

Не хочется заканчивать статью на грустной ноте, поэтому в конце приведу слова моего знакомого, занимающегося изучением архитектуры эпохи 90-х - начала 2000-х ("Капиталистический романтизм" или "Капром"). "Чтобы сохранить хоть что-то - сохранять нужно всё!" - поэтому, если вы обеспокоены судьбой какого-либо памятника в вашем регионе, попробуйте писать в местные СМИ, гос. органы или станьте волонтером. Главное - это привлечь внимание общественности к проблеме и попытаться сделать хотя бы что-то для охраны памятника. К обозначенным в статье примерам памятников можно добавлять свои примеры в комментариях.

Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru