Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Автоматизация предприятия

Цифровая трансформация завода (ч. 3) волшебные интерфейсы и оживление железа

30.01.2021 20:16:42 | Автор: admin

Часть 1: CRM для ERP

Часть 2: Роботизация бизнес-процессов

Часть 3: Волшебные интерфейсы и оживление железа (в этой публикации)

Часть 4: Личные кабинеты, чат-боты и dream team

Влияние рабочего места диспетчера на пропускную способность отгрузки на заводе

Цифровизация предприятия - это не только процесс внедрение новых систем и сервисов. Этому предшествуют поиски узких мест в рабочих процессах и на конкретных рабочих местах пользователей.

Рекомендация: Не айтишные книги, которые полезно прочитать айтишнику
  1. Принципы. Жизнь и работа. Рэй Далио

  2. Цель. Процесс непрерывного совершенствования. Элияху Голдратт

  3. Гемба Кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества. Масааки Имаи

Какие идеи обычно возникают, когда нужно увеличить пропускную способность отгрузки на заводе:

  • Увеличить количество точек для одновременной отгрузки на заводе.

  • Увеличить количество КПП для одновременного въезда/выезда на завод.

На первый взгляд ответы правильные и логичные. Остается только найти пару 10 или 100 млн. руб. на инвестиционный проект и реализовать его.

Узкое горлышко найдено, дело за малымУзкое горлышко найдено, дело за малымЛичный опыт: Не верьте программистам и консультантам

Когда программисты или консультанты тех. поддержки говорят вам, что у пользователей нет вопросов и проблем, потому что пользователи не обращались - это может означать, что:

  • У пользователя действительно все хорошо и прекрасно.

  • Пользователь не знает к кому обращаться со своими проблемами.

  • Пользователь много раз обращался, никто не решил проблему, потерял надежду и перестал обращаться.

  • Пользователь не видит проблем или привык к тому, что проблемы стали частью его повседневной жизни и адаптировался под них.

  • У пользователя нет возможности обратиться из-за отсутствия времени, так как оно полностью занято оперативной работой.

Еще одна причина:

  • Программист и консультант никогда не были в гемба и не видели, как именно пользователь работает с системой и насколько это соответствует реальным бизнес-процессам.

Общий счет 5:1 в пользу того, чтобы не верить программистам и консультантам, что у пользователей нет вопросов и проблем.

Завод находится в 150 км от моего непосредственного рабочего места. И точно уже не вспомню, письмо мне в почту со скриншотом ошибки или звонок на мобильный от диспетчера, что способствовало выехать меня на место, чтобы разобраться в причинах проблем.

Выявленные на месте явные проблемы (без погружения в детали):

  • 3 рукописных журнала для оперативной работы (при наличии рабочего места в ERP).

  • 2 монитора, чтобы вывести нужную информацию (изображение с 2-х видеокамер, данные с 2-х промышленных весов, программы для вывода текста на Led-табло, монитор для работы в ERP).

  • Настольный калькулятор (для вычисления max. веса к погрузке по каждой машине).

  • Ручки и фломастеры (для заполнения настольных журналов).

  • Поток жалоб от диспетчера на ошибки в рабочем месте ERP и постоянные проблемы со вторым монитором, куда выводятся данные с промышленных весов.

Лайфхак #1: Фотографируйте рабочие места пользователей

Так выглядело рабочее место диспетчера, когда я приехал и это было нормой с 2016 года.

Часть рабочего места диспетчера, вид сверхуЧасть рабочего места диспетчера, вид сверхуМонитор 1 - данные с 2-х камер, данные с 2-х весов, программа для led-таблоМонитор 1 - данные с 2-х камер, данные с 2-х весов, программа для led-таблоМонитор 2 - интерфейс рабочего места в ERP, беспощадный и жестокийМонитор 2 - интерфейс рабочего места в ERP, беспощадный и жестокийНастольный калькулятор и журналы на столе диспетчераНастольный калькулятор и журналы на столе диспетчераЖурнал прибывших машин на погрузку с отметками плановых точек погрузки на заводеЖурнал прибывших машин на погрузку с отметками плановых точек погрузки на заводеЖурнал с очередью машин (кто и во сколько приехал, когда и кого грузить, кто отгружен)Журнал с очередью машин (кто и во сколько приехал, когда и кого грузить, кто отгружен)Журнал выданных номерных пломб (учет по сериям) по сменам диспетчеровЖурнал выданных номерных пломб (учет по сериям) по сменам диспетчеров
Лайфхак #2: Наблюдайте, слушайте диалоги, задавайте вопросы

Это помогло за одну 12-часовую смену понять суть работы диспетчера:

  • Регистрация прибытия водителей на погрузку.

  • Планирование времени отгрузки в журнале (формирование очереди).

  • Вызов водителей на погрузку по журналу (по очереди из числа прибывших)

  • Выдача номерных номерных пломб и магнитных карт, их регистрация в ERP (для погрузки).

  • Ручная отправка задания на промышленные весы (для взвешивания машины до погрузки).

  • Ручное вычисление max. веса к погрузке (по каждой машине с учетом грузоподъемности и веса пустой машины).

  • Ручная отправка на промышленные весы задания на погрузку (max. вес к погрузке).

  • Печать отгрузочных накладных (после окончания погрузки).

Простые замеры времени операций показали, что на заводе высокая скорость погрузки (одна машина грузится ~ 10 минут), но есть простои до 3-х минут между погрузкой машин , потому что диспетчер физически не успевает "обслужить" весь трафик.

Диалоги диспетчера с водителями обнажили бюрократию на рабочем месте и предвзятое отношение к водителям:

  • У одних водителей ничего не спрашиваем и не проверяем, у других - проверяем каждую букву в ФИО и гос. номерах.

  • Одни водители ожидают свою очередь, другие - проезжают на погрузку без очереди, хвастаясь перед другими водителями.

  • Одним водителям всё подробно рассказываем, других - игнорируем и не отвечаем на элементарные вопросы.

Все это порождало хаос в работе диспетчера и водителей, конфликты между людьми: между водителями и диспетчером, между самими водителями.

Анализ проблем показали, что узким местом на заводе является рабочее место диспетчера. Пропускную способность отгрузки можно увеличить без капитальных затрат, а помощью автоматизации.

Нарисовались следующие задачи, которые были решены
  1. Ускорить регистрацию прибывших на погрузку водителей.

  2. Ускорить выдачу диспетчером номерных пломб и магнитных карт для водителей.

  3. Развести машины по времени прибытия на завод.

  4. Упорядочить очередь прибывших на погрузку машин.

  5. Ускорить взвешивание машин до и после погрузки.

  6. Привести в порядок интерфейс рабочего место диспетчера в ERP.

  7. Убрать у диспетчера второй монитор, журналы, калькулятор и фломастеры.

На решение задач и автоматизации, которые дали наибольший эффект ~ 2 месяца с учетом покупки и настройки оборудования, закупки партий номерных пломб со штрихкодами, написания ТЗ и других связанных процессов.

Рабочее место диспетчера преображалось по мере готовности: первым появился сканер штрихкодов, поочередно убирались журналы, калькулятор и фломастеры, менялось рабочее место в ERP, последним убрали второй монитор.

На гифке сразу виден результат преобразований (автоматическая очередь машин в новом рабочем месте диспетчера в ERP).

Волшебное рабочее место диспетчера в ERP - маленький мир больших машинВолшебное рабочее место диспетчера в ERP - маленький мир больших машинВремя "обслуживания" диспетчером одной машины сократилось в 10 раз
  • Автоматическая очередь машин через 1 КПП для 3-х точек отгрузки на заводе.

  • Автоматическое управление из ERP взвешиванием на промышленных весах.

  • Вся информация выведена на 1 экран 1 монитора пользователя.

  • Выдача номерных пломб и магнитной карты водителю с помощью сканера штрихкодов за 5 секунд.

  • Печать комплекта отгрузочных накладных диспетчером за 5 секунд.

  • Рабочее место диспетчера без журналов, калькулятора и фломастеров.

Почему мы установили диспетчеру сканер штрихкодов вместо считывателя магнитных карт, которые уже использовались на заводе? Все дело в номерных пломбах, удобстве и скорости работы для диспетчера.

Так выглядят номерные пломбы для выдачи водителю:

  • Приходят в коробках по 10 тыс. шт. и соединены друг с другом пластиковыми "ножками" (особенность изготовления).

  • Изначально был только номер, затем мы заказали с нанесением штрихкодов.

  • Штрихкод просто кодирует номер самой пломбы.

Пластиковые номерные пломбы со штрихкодамиПластиковые номерные пломбы со штрихкодами

Чтобы диспетчеру было удобно одновременно выдавать номерные пломбы и магнитные карты, не путаясь в устройствах считывания, мы на магнитные карты наклеили штрихкоды с номером.

Примерка штрихкода для наклеивания на магнитную картуПримерка штрихкода для наклеивания на магнитную карту

Таким образом, диспетчер перед выдачей водителю сканирует номерные пломбы и магнитные карты на одном сканере штрихкодов и делает это машинально, не задумываясь.

  • Чтобы сканер различал штрихкоды, мы кодируем первый знак: 1 - штрихкод номерной пломбы, 2 - штрихкод магнитной карты.

  • Мы доработали подсистему распознавания штрихкодов, чтобы номерные пломбы не нужно было расцеплять до сканирования, и сканировать несколько раз без "задвоения" номеров штрихкодов.

ГЛАВНЙ РЕЗУЛЬТАТ: пропускная способность отгрузки продукции автотранспортом на заводе увеличена в 2 раза без капитальных затрат.

Подробнее, о том, что для этого было сделано, читайте далее...

Электронная очередь для грузового автотранспорта

Фактически очередь начинает формироваться на этапе приема заказов:

> с нашей доставкой, клиент указывает только дату и время выгрузки по адресу доставки.

> на самовывозе, клиент указывает только дату и время погрузки на заводе.

Клиентский сервис: когда завод принял заказ, то мы должны соблюдать время погрузки и выгрузки машин, не допускать простоев автотранспорта и срыва поставок клиентам.

Конкурентное преимущество: мы поддерживаем такой высокий уровень сервиса, чтобы клиенты могли получить продукцию завода: "день в день" - для регионов до 300 км, на следующий день - для регионов до 600 км, и через день - для регионов свыше 600 км.

Существующие ограничения на заводе при отгрузке в автотранспорт
  1. Разная продукция завода отгружается в разные часы в течение суток.

  2. Скорость отгрузки продукции на заводе не более 6 машин в час на 1 точку погрузки.

  3. Один вид продукции отгружается с 2-х точек погрузки, второй - с одной точки.

  4. Одновременно на заводе могут находиться не более 8 грузовых машин на всех точках погрузки.

  5. Все машины заезжают на завод и выезжают с завода через 1 КПП и одного диспетчера в смену.

Пример настроек в ERP по действующим ограничениям
Настройки пропускной способности отгрузки в ERPНастройки пропускной способности отгрузки в ERPНастройки вариантов подбора свободного времени отгрузки продукции в ERPНастройки вариантов подбора свободного времени отгрузки продукции в ERP

При расчете свободного времени отгрузки на заводе также учитывается расстояние до пункта выгрузки у клиента и средняя скорость движения грузового автомобиля.

Для некоторых видов продукции учитывается суточный лимит объема отгрузки вместо ограничения по количеству машин в час.

Автоматический подбор свободного часа погрузки на заводе (по заказу в ERP) для доставки клиенту ко времениАвтоматический подбор свободного часа погрузки на заводе (по заказу в ERP) для доставки клиенту ко времениВ какой момент формируются 3 разные очереди в ERP
  1. Заказ клиента принят 21.01.2021 в 11:14.

  2. Расстояние от завода до пункта разгрузки у клиента 630 км.

  3. Чтобы доставить заказ клиенту 22.01.2021 к 8:00, машина должна приехать на завод для погрузки 21.01.2021 не позднее 15:00 - это плановая очередь погрузки.

  4. Когда машины приезжают на завод для погрузки - это фактическая очередь прибытия.

  5. По плановому времени погрузки по заказу и фактическому времени прибытия машин на завод строится реальная очередь на отгрузку.

Способы регистрация прибытия водителей на заводе:

  • через диспетчера

  • через уличный терминал

  • через чат-бот Telegram (подробнее в четвертой части)

  • через распознавание гос. номера машины (в планах на этот год)

Пример регистрации водителей через диспетчера в ERP
Диспетчер отмечает прибытие водителей правой кнопкой мыши в своем рабочем месте в ERPДиспетчер отмечает прибытие водителей правой кнопкой мыши в своем рабочем месте в ERP
  1. Машины, которые фактически находятся на погрузке на заводе.

  2. Очередь машин на погрузку по статусам:

    - кто еще не прибыл на завод (НЕ ПРИБЛ).

    - кто прибыл и ожидает своей очереди (В ОЧЕРЕДИ).

    - кто прибыл и автоматически приглашен к погрузке (К ПОГРУЗКЕ).

  3. Динамические данные двух промышленных весов (показ только у диспетчера).

  4. Изображение с двух камер на точках погрузки на заводе.

Пример регистрации водителей через уличный терминал на заводе
  • Сенсорный антивандальный монитор 24" российского производства (широкоформатный 16:9, TFT TN, 1920х1080, углы обзора 160/160), установлен на КПП завода.

  • Монитор без собственного ПО для подключения к любому ПК, с особыми характеристиками яркости (1000 кд/м2) и температурного режима (-30/+30), в защищенном корпусе (сталь 2 мм) c закаленным стеклом (4 мм) и весом ~ 20 кг.

  • Монитор подключен к системному блоку, на котором автоматически запускается ERP и разработанный нами интерфейс для самостоятельной регистрации прибытия водителей на погрузку.

Начальный экран - крупные шрифты, большие кнопки, не промахнешьсяНачальный экран - крупные шрифты, большие кнопки, не промахнешьсяШаг 1: Быстрый поиск по водительскому удостоверению - водитель не найденШаг 1: Быстрый поиск по водительскому удостоверению - водитель не найденШаг 2: Быстрый поиск по цифрам гос. номера автомобиляШаг 2: Быстрый поиск по цифрам гос. номера автомобиляШаг 3: Найденные по гос. номеру автомобили - выбор и подтверждениеШаг 3: Найденные по гос. номеру автомобили - выбор и подтверждениеШаг 4: Проверка данных и регистрация прибытия на погрузкуШаг 4: Проверка данных и регистрация прибытия на погрузку

Таймер обратного отсчета мотивирует водителя выполнять действия быстрее, чтобы не задерживать очередь у терминала.

Этот кейс также относится к теме оживления железа (оживление с помощью разработанного ПО для автономной работы в составе единой информационной системы), но здесь подробно рассматриваться не будет.

Пример регистрации водителей через чат-бот Telegram
Водитель отмечает прибытие на завод для погрузки в чат-боте TelegramВодитель отмечает прибытие на завод для погрузки в чат-боте Telegram
  1. Команда прибытия на погрузку в чат-боте Telegram.

  2. Уведомление водителя с подтверждением времени прибытия.

Чат-бот для водителей в Telegram интегрирован с ERP в режиме онлайн и работает автоматически по заданным сценариям (подробнее в четвертой части).

Как происходит автоматический вызов водителя на погрузку из очереди:

Способ регистрации прибытия

Канал вызова на погрузку

через диспетчера

уличное LED-табло и SMS

через уличный терминал

уличное LED-табло и SMS

через чат-бот Telegram

уличное LED-табло и чат-бот Telegram

через распознавание гос.. номера (в плане)

уличное LED-табло и SMS (в плане)

Пример приглашения водителей на погрузку по SMS
Автоматическое приглашение водителей на погрузку по SMSАвтоматическое приглашение водителей на погрузку по SMS
Пример приглашения водителя на погрузку в чат-боте Telegram
1 - водитель отметил прибытие на завод, 2 - чат-бот автоматически пригласил на погрузку1 - водитель отметил прибытие на завод, 2 - чат-бот автоматически пригласил на погрузку

На скриншоте ниже видно историю взаимодействия водителей с чат-ботом Telegram в интерфейсе ERP (подробнее в четвертой части).

Автоматическое приглашение водителей на погрузку в чат-боте TelegramАвтоматическое приглашение водителей на погрузку в чат-боте Telegram
Пример приглашения водителей через уличное Led-табло
Автоматическое приглашение водителей на LED-табло по гос. номеру автомобиляАвтоматическое приглашение водителей на LED-табло по гос. номеру автомобиля
  • Размер каждой LED-панели примерно 1,5 х 2 метра.

  • LED-панели развернуты на 2 стороны стоянки грузовых автомобилей перед заводом.

И если SMS или уведомление в чат-бот Telegram отправляется однократно, то приглашение на уличное LED-табло может выводиться несколько раз в соответствии с тем, как меняется автоматическая очередь в ERP:

  • Первый вызов и ожидание водителя в течение 5 минут.

  • Второй и последующие вызовы через каждые 5 минут, после вызова на погрузку следующего по очереди водителя и окончания погрузки очередной машины на заводе.

Таким образом, очередь на LED-табло постоянно автоматически обновляется и к погрузке вызываются разные водители из числа прибывших на завод.

Оживление LED-табло и автоматическое управление из ERP

Уличные LED-панели были куплены еще до начала работ по комплексной автоматизации рабочего места диспетчера, взамен старого (с которым раньше работали диспетчеры через программу для ручного вывода строк).

Фото от российского производителя LED-панелей (1,5 х 2 м), готовых к отправке на заводФото от российского производителя LED-панелей (1,5 х 2 м), готовых к отправке на завод

Вместе с LED-панелями производитель предоставил программу для вывода строк на табло.

Окно программы для вывода текстовых строк на LED-таблоОкно программы для вывода текстовых строк на LED-табло

После реализации автоматической очереди погрузки в ERP, логично, что информация на табло должна выводиться также автоматически.

Нам повезла, что изготовитель нашел документ с описанием протокола: описание формата пакетов второго уровня, вывода данных по строкам и столбцам, и пример одной функции подсчета контрольной суммы.

Пример 3-х страниц с описанием протокола
Страница 2 описания протоколаСтраница 2 описания протоколаСтраница 5 описания протоколаСтраница 5 описания протоколаСтраница 8 описания протоколаСтраница 8 описания протокола

С программистом 1С мы посмотрели протокол и не поняли, как именно управлять выводом очереди машин на табло из ERP.

По нашей просьбе, изготовитель LED-панелей договорился с производителем компонент электроники, из которых оно состоит, чтобы они написали пример кода для программного вывода информации на табло. Пример был написан на языке Pascal, который программист с большим трудом перевел на язык 1С.

Пример кода на языке Pascal (Delphi 10) по использованию протокола
unit ConnTypes;interfaceconst     RecBuffSizeByte=1024;typeTLevel2Pack=packed record  SrcAddr:word; //source address  DstAddr:word; //receiver address  PId:byte;     //Packet id  Cmd:byte;   // Command code  Flags:byte;  //options  Status:byte; //command status  DataLen:word; //length of data  Data:array[0..RecBuffSizeByte-1] of byte;  //data  end;PLevel2Pack=^TLevel2Pack;TLevel2Head=packed record  SrcAddr:word; //source address  DstAddr:word; //receiver address  PId:byte;     //Packet id  Cmd:byte;   // Command code  Flags:byte;  //options  Status:byte; //command status  DataLen:word; //length of data  end;PLevel2Head=^TLevel2Head;TFullPacket=packed record  bSTX:byte;  LenLo:byte;  LenHi:byte;  Data:array[0..RecBuffSizeByte*2-1+32] of byte;  end;  PFullPacket=^TFullPacket;function MakeFullPacket(Src:PLevel2Pack; Dst:Pointer):integer;function EncodeWord(v:word):word;implementationuses CRCUnit;function CS2word(cslo, cshi:byte):word;var b:PByte;beginResult:=0;b:=@Result;b^:=cslo or $80;inc(b);b^:=$80 or ((cslo shr 7) and $01) or ((cshi and $3F) shl 1);end;function EncodeWord(v:word):word;beginResult:=((v and $3F80) shl 1) or (v and $7F) or $8080;end;function DecodeWord(v:word):word;beginResult:=((v and $7F00) shr 1) or (v and $7F);end;function EncodeDataForComm(Src, Dst:Pointer; SrcSize:integer):integer; var PS, PD:PByte;     i:integer;     b:byte;  begin  PS:=Src;  PD:=Dst;  Result:=0;  for i:=1 to SrcSize do    begin    b:=PS^ xor $80;    if (b<$20) or (b=$7F)       then begin            PD^:=$7F;            inc(PD);            PD^:=b or $80;            inc(Result);            end       else PD^:=b;    inc(PS);    inc(PD);    inc(Result);    end;  end;function MakeFullPacket(Src:PLevel2Pack; Dst:Pointer):integer;var cs:word;    PB:PByte;    F:PFullPacket;    PackLen:word;    PackSize:integer;  begin  PB:=Dst;  F:=Dst;  cs:=0;  PackLen:=word(Src^.DataLen+sizeof(TLevel2Head));  CountCSNewW(Src, PackLen, cs);  F^.bSTX:=$02;  PWord(@F^.LenLo)^:=EncodeWord(PackLen);  inc(PB, 3);// add bSTX, LenLo, LenHi  PackSize:=EncodeDataForComm(Src, PB, PackLen);  inc(PB, PackSize);  PWord(PB)^:=EncodeWord(cs);  inc(PB, 2); // add CsLo, CsHi  PB^:=$03;  Result:=PackSize+6;  end;end.

Таким образом, нам удалось реализовать полностью автоматическое управление выводом очереди на LED-табло из ERP.

Мы также реализовали автоматическое управление взвешиванием машин из ERP до и после погрузки на 2-х промышленных весах на заводе. Напишите в комментариях, если вам интересно узнать об этом подробнее.

Спасибо, что дочитали до конца!

Подробнее..

Digital-трансформация завода CRM для ERP, роботизация БП и оживление железа, ЛК, чат-боты и dream team (ч. 2)

21.01.2021 14:15:10 | Автор: admin

Часть 1: CRM для ERP

Часть 2: Роботизация бизнес-процессов (в этой публикации)

Часть 3: Волшебные интерфейсы и оживление железа

Часть 4: Личные кабинеты, чат-боты и dream team

Роботизация бизнес-процессов на примере закупок (2 кейса)

Как часто выглядит процесс закупок на предприятии (без погружения в детали):
  1. Поиск поставщиков и запрос коммерческих предложений.

  2. Сравнение полученных предложений и выбор поставщика.

  3. Заключение договора и осуществление поставки.

Сразу возникают элементарные вопросы:

  1. Где найти поставщиков и как запросить коммерческие предложения?

  2. Как сравнить полученные коммерческие предложения и выбрать поставщика?

  3. Как заключить договор и проконтролировать поставку?

Обычно это происходит так:

  1. Найти поставщиков в справочнике ERP или погуглить, запросить предложения в почте или по телефону.

  2. Свести всю информацию в одну кросс-таблицу Excel, вручную сравнить все предложения по одним и тем же критериям и выбрать наилучшего поставщика.

  3. Получить форму договора у поставщика или составить свою и ожидать поставку в срок.

В результате:огромная рутина и повторные запросы одной и той же информации у поставщиков, колоссальное количество ошибок и человеческий фактор, затянутые сроки поставок, авральный режим работы, неконтролируемые процессы.

Обычный рабочий день менеджера по закупкамОбычный рабочий день менеджера по закупкам

Роботизация бизнес-процесса- это когда все или часть задач конкретного бизнес-процесса выполняют не сотрудники, а система. Таким образом, у сотрудников высвобождается время на выполнение других задач или участие сотрудников исключается полностью (в идеале).

Какие подготовительные этапы были выполнены в ERP до роботизации бизнес-процессов
  1. Исправление ошибок в исторических данных справочника номенклатуры(сначала автоматически с помощью разработанных алгоритмов; затем визуальная проверка и исправление пользователями того, что не удалось однозначно сделать в автоматическом режиме):

    - исправление орфографических ошибки с помощью интеграции сЯндекс.Спеллер

    - удаление "мусорных" символов в наименованиях (спец.символы, кавычки, буквы "ё", лишние пробелы)

    - замена латинских букв в русских словах на буквы кириллицы, и наоборот

    - и другие алгоритмы исправления ошибок в наименованиях (всего 8)

    Разработанные алгоритмы исправления ошибок в наименованиях номенклатуры в ERPРазработанные алгоритмы исправления ошибок в наименованиях номенклатуры в ERP
  2. Упорядочивание данных в справочнике номенклатуры:

    - логическое группирование по видам номенклатуры

    - введение аналогов и замен

  3. Обогащение данных в справочниках контрагентов и контактных лиц:

    - разработка и заполнение портрета поставщика (частично автоматическое на основе исторических данных о поставках в ERP)

    - актуализация контактных данных контрагентов (email, телефоны)

    - актуализация данных контактных лиц контрагентов (ФИО, должность, email, мобильные телефоны)

Когда данные в порядке и их достаточно, они могут использоваться для автоматической обработки с помощью алгоритмов и роботизации бизнес-процессов.

Кейс #1: Роботизация процесса проверки поставщиков

На нашем заводе юридическая проверка поставщиков это обязательная процедура перед заключением договора поставки. В зависимости от категории поставщика и суммы закупки, каждый контрагент (ИП или юр. лицо) должен предоставить от 10 до 20 сканов документов.

В одном процессе участвуют 3-4 сотрудника из разных подразделений:
  • Менеджер по закупкам (ставит задачи менеджеру по документообороту, контролирует ход процесса проверки).

  • Менеджер по документообороту (запрашивает документы у контрагентов и выполняет их первичную проверку).

  • Юрист (выполняет юридическую проверку контрагента и документов).

  • Сотрудник службы безопасности (при необходимости).

ВАЖНО!Чтобы не только правильно выполнялась процедура проверки, но вовремя запрашивалась и поступала информация от поставщиков, вовремя выполнялись и передавались задачи между всем участниками процесса проверки, включая поставщиков.

Для роботизации процесса проверки поставщиков в ERP мы связали в одну систему следующие компоненты:

  • ERP-система (рабочее место сотрудников).

  • Сайт компании (интеграция с ERP и сервисом DaData.ru).

  • Почта Gmail (интеграция с ERP и сайтом).

  • Сервис DaData.ru (интеграция с сайтом и ERP).

  • Сервис 1С:Контрагент (интеграция с ERP).

На сайте компании разработана форма для самостоятельного заполнения контрагентом.

Для простоты заполнения к форме сайта подключен сервис DaData.ru - это и заполнение поле из общедоступных справочников и автоматическое заполнение связанных полей.

Пример формы на сайте для заполнения поставщиком

1, 2, 3, 4 - Заполнение по справочникам из сервиса DaData.ru

5 - Список компетенций поставщиков и подрядчиков из ERP

Все формы на сайте адаптивные, можно легко заполнить на смартфоне.

Пример адаптивной формы на сайте для заполнения поставщиком
Адаптивная форма для заполнения на смартфонеАдаптивная форма для заполнения на смартфоне

Заполненная на сайте форма отправляется в ERP, где автоматически преобразуется в данные - создаются элементы справочников (контрагенты, контактные лица), документ проверки поставщика, задачи для сотрудников, письма с уведомлениями поставщиков.

Пример формы документа проверки поставщика в ERP
Пользовательский интерфейс в ERP для проверки поставщикаПользовательский интерфейс в ERP для проверки поставщика
  1. Текущее состояние проверки поставщика.

  2. Статус предквалификации (отдельный бизнес-процесс, здесь не рассматривается).

  3. Автоматическое определение статуса контрагента (действующий или в состоянии ликвидации).

  4. Досье контрагента на дату начала проверки (автоматически сохранено в PDF).

  5. Досье контрагента на дату открытия документа проверки (динамическое формирование отчета).

  6. Блок проверки документов (с возможностью автоматического запроса дополнительных документов, которые изначально не запрашиваются на сайте).

  7. Автоматическая проверка соответствия кодов ОКВЭД контрагента предмету закупки.

  8. Автоматическая проверка срока регистрации контрагента.

  9. Автоматические задачи сотрудникам, история действий по проверке, автоматические письма контрагенту.

Робот автоматически отклоняет проверку контрагентас отрицательным результатом по 10 признакам, и одновременным уведомлением по email поставщика о причине.

Проверка контрагента в ERP автоматически не пройденаПроверка контрагента в ERP автоматически не пройдена

1 - Робот автоматически устанавливает отрицательный статус проверки и завершает бизнес-процесс проверки.

2 - Робот автоматически определяет причина не прохождения проверки, и автоматически отправляет контрагенту письмо с причиной не прохождения проверки.

3 - Менеджер по закупкам всегда может обосновать проведение проверки, отправив ответственному задачу на согласование (бизнес-процесс проверки будет автоматически инициирован при положительном согласовании).

Пример автоматических признаков, которые проверяет робот проверки поставщиков
10 причин автоматического не прохождения проверки контрагента10 причин автоматического не прохождения проверки контрагента
Пример автоматического письма поставщику, когда проверка не пройдена
Автоматическое письмо поставщику от робота, что проверка не пройденаАвтоматическое письмо поставщику от робота, что проверка не пройдена

Когда у робота нет причин отклонять проверку,в ERP автоматически стартует бизнес-процесси сотрудники начинают получать автоматические задачи.

Пример задачи, которую получает сотрудник на своем рабочем месте в ERP
Автоматическая задача пользователю от робота в ERPАвтоматическая задача пользователю от робота в ERP

1 - Назначен ответственный

2 - Установлен крайний срок выполнения задачи

3 - Ссылка на документ проверки поставщика

Таким образом,робот автоматически ставит задачи разным сотрудникам(или ролям) при переходе бизнес-процесса проверки на разные этапы.

Пример истории задач сотрудникам при проверке поставщика
История автоматических задач по проверке поставщика в ERPИстория автоматических задач по проверке поставщика в ERP

Все задачи для сотрудников имеют сроки выполнения.Настройки всегда можно изменить в ERP (в пользовательском режиме).

Пример настроек робота в ERP для бизнес-процесса проверки поставщиков

1 - Настройки адресации ролей и сроков выполнения задач ответственными.

2 - Настройка служебных ролей для ожидающих процессов.

3 - Настройка срока ожидания повторного предоставления документов поставщиком (после чего проверка завершается автоматически с отрицательным результатом).

Настройки бизнес-процесса для робота проверки поставщиковНастройки бизнес-процесса для робота проверки поставщиков

Когда в процессе проверки поставщикасотрудник выявляет недочеты, он устанавливает переключатель в положение "Не соответствует" и указывает причину в комментарии.

Сотрудник выявил несоответствия при проверкеСотрудник выявил несоответствия при проверке

Контрагент получает автоматическое письмо по emailдля устранения выявленных замечаний:

1 - Замечание по каждому документу.

2 - Уникальная ссылка с ограниченным сроком действия.

Робот автоматически отправляет email поставщику со ссылкой для повторного предоставления документовРобот автоматически отправляет email поставщику со ссылкой для повторного предоставления документов

Форма на сайте, открытая по уникальной ссылке из письма, предлагает загрузитьтолько те документы, которые запрошеныу контрагента повторно.

Пример формы на сайте для повторного запроса документов
Сгенерированная форма на сайте для повторной отправки документов для проверки контрагентаСгенерированная форма на сайте для повторной отправки документов для проверки контрагента

Циклов повторного запроса может быть несколько, пока контрагент не устранит все замечания и не предоставит требуемые от него документы.

Пример истории почтовых писем от робота по одной проверке поставщика
История автоматических писем в ERP в документе проверки контрагентаИстория автоматических писем в ERP в документе проверки контрагента

Все шаблоны автоматических писем настраиваются в ERP (в пользовательском режиме).

Пример настройки почтовой подсистемы для робота проверки поставщиков

1 - Настройки почтовых ящиков для уведомлений.

2 - Настройка почтовых ящиков для загрузки данных с сайта.

3 - Настройка шаблонов автоматических email для различных событий.

Настройки почтовой подсистемы робота проверки поставщиковНастройки почтовой подсистемы робота проверки поставщиков

Плюсы роботизации бизнес-процесса проверки поставщиков:

1. Из процесса проверки исключен один сотрудник - менеджер по закупкам.

Постановку задач и контроль хода процесса проверки выполняет робот, у менеджера по закупкам высвобождается время на выполнение других задач.

2. Поставщики самостоятельно предоставляют данные через сайт.

Высвобождается время у менеджера по документообороту для запроса документов по email, и у поставщика для выяснения вопросов и пересылки писем.

3. Робот автоматически проверяет поставщиков по 10 признакам.

И отклоняет проверку самостоятельно в случае выявления недочетов. У сотрудников высвобождается время для выполнения других задач.

4. Робот автоматически ставит задачи сотрудникам разных подразделений.

Сотрудникам не нужно думать о том, кому передать результат своей работы, а задачи не будут забыты или просрочены.

5. Робот автоматически пишет письма поставщикам.

Сотрудникам не нужно тратить время на написание писем, а поставщики всегда получают обратную связь.

6. Не нужно увеличивать штат сотрудников при увеличении числа поставщиков.

А количество поставщиков увеличивается, так как менеджер по закупкам, в высвободившееся время может заниматься поиском новых поставщиков и более тщательной проработкой наилучших условий поставки.

7. Новые поставщики приходят самостоятельно через сайт компании.

Контрагенты самостоятельно заходят на сайт и заполняют форму, чтобы получать запросы коммерческих предложений на поставку товаров или выполнение работ.

Мы разработали и более простых роботов, которые являются частью подсистемы проверки поставщиков. Например,робот проверки статуса ликвидации организаций.

Настройки и функционал робота проверки статуса ликвидации организаций
Настройки робота проверки статуса ликвидации всех контрагентов в ERPНастройки робота проверки статуса ликвидации всех контрагентов в ERP

Ежедневно ночью робот автоматически проверяет всю базу контрагентов в ERP и актуализирует статус ликвидации по каждому ИП и юр. лицу (интеграция с сервисом DaData.ru).

При обнаружения признака ликвидации у контрагента:

1 - Робот автоматически уведомляет ответственных сотрудников.

2 - Робот приостанавливает оплаты в счет контрагента.

3 - Робот маркирует карточку контрагента в ERP.

Виджет проверки статуса ликвидации в карточке поставщика в ERPВиджет проверки статуса ликвидации в карточке поставщика в ERP

Кейс #2: Роботизация процесса запроса КП у поставщиков

Процесс сбора, обработки и согласования коммерческих предложений не менее трудоемкий, чем процесс проверки поставщиков:

  • Поиск поставщиков и подрядчиков.

  • Запрос коммерческих предложений и их сбор.

  • Сравнение предложений и выбор наилучшего поставщика.

  • Подготовка аналитической записки и согласование с руководителем.

Нужно учесть, что разные поставщики присылают коммерческие предложения в разной форме, часто не указывают элементарных условий (цены указаны с НДС или без, сроки поставки, наличие и сроки гарантии, способ доставки и т.п.). Процесс повторяется заново.

Для роботизации процесса запроса и обработки коммерческих предложений в ERP, мы связали в одну систему следующие компоненты:

  • ERP-система (рабочее место сотрудников).

  • Сайт компании (интеграция с ERP).

  • Почта Gmail (интеграция с ERP и сайтом).

Рабочее место менеджера по закупкам в ERP с функционалом запроса КП через сайт

Шаг 1:Менеджер выбирает позиции (1) для запроса предложений через сайт (2).

Выбор позиций номенклатуры для запроса КП через сайтВыбор позиций номенклатуры для запроса КП через сайт

Выбор позиций номенклатуры для запроса КП через сайт

Шаг 2:Робот автоматически выбирает (1), и показывает менеджеру подходящих поставщиков (2) и контактных лиц (3) с заполненными email (4), а также компетенции, результаты проверок и последние поставки (5).

Робот выбрал подходящих поставщиков и контактных лиц для запроса КПРобот выбрал подходящих поставщиков и контактных лиц для запроса КП

Шаг 3:Менеджер выполняет визуальную проверку и запрашивает КП через сайт.

Шаг 4:Для каждого контрагента робот автоматически создает письмо со ссылкой для заполнения коммерческого предложения.

Робот создал и отправил письма с запромо КП каждому поставщикуРобот создал и отправил письма с запромо КП каждому поставщикуПисьма, отправленные роботом из ERPПисьма, отправленные роботом из ERP

На сайте разработана динамическая форма для заполнения поставщиком коммерческого предложения:

1. Условия оплаты (налогообложение, цены с НДС или без, ставка НДС,наличие отсрочки и размер аванса).

2. Условия поставки (способ и срок доставки, наличие и срок гарантии).

3. Товары к поставке (цены, особые условия гарантии, сроков поставки или аналоги).

Пример формы на сайте для заполнения КП поставщиком
Форма на сайте для заполнения коммерческого предложения поставщикомФорма на сайте для заполнения коммерческого предложения поставщиком

Таблицу товаров к поставке можно скачать в Excel.

Пример адаптивной формы на сайта для заполнения КП на смартфоне
Форму коммерческого предложения можно заполнить прямо в смартфонеФорму коммерческого предложения можно заполнить прямо в смартфоне

Важно!Чтобы поставщик не тратил время на подготовку формы коммерческого предложения, ее можно:

  • Скачать уже заполненную прямо на сайте.

  • Распечатать, поставить подпись и печать.

  • Отсканировать и загрузить на сайт.

Пример заполненной формы коммерческого предложения от лика поставщика
Печатная форма коммерческого предложения для скачивания с сайтаПечатная форма коммерческого предложения для скачивания с сайта

Одну форму коммерческого предложения на сайте можно заполнять несколько раз.Заполненные данные автоматически сохраняются в кеш и не будут потеряны.

Такие образом, все коммерческие предложения поступают в ERP автоматически.

После окончания срока приема предложений, в ERP автоматически формируется аналитическая записка.

Робот автоматически формирует аналитическую запискуи сравнивает все предложения от поставщиков по одним и тем же критериям (1), и ранжирует претендентов (2) в порядке убывания.

Аналитическая записка, сформированная роботом в ERPАналитическая записка, сформированная роботом в ERP

Робот запроса и обработки коммерческих предложений завершает свою работу, и ставит задачу менеджеру по закупкам для проверки аналитической записки и дальнейшего согласования закупки с руководителем.

Мы разработали и других роботов, которые работают в режиме 24/7 и облегчают жизнь.

Спасибо, что дочитали до конца!

Задавайте вопросы, постараюсь на все ответить.

Подробнее..

Цифровая трансформация завода (ч. 4) автоматические личные кабинеты и чат-боты

28.04.2021 18:07:33 | Автор: admin

Часть 1: CRM для ERP

Часть 2: Роботизация бизнес-процессов

Часть 3: Волшебные интерфейсы и оживление железа

Часть 4: Автоматические личные кабинеты и чат-боты (в этой публикации)

На следующем слайде сразу показываю единую систему, охватывающую полный контур работы с заказами - от создания клиентами, до отгрузки на заводе и доставки на пункт разгрузки.

Комплекс систем автоматически работает 24/7 в режиме real-time и полностью реализован за 1,5 года. Хабом является корпоративная ERP-система.

Автоматическая система управления заказами - от создания заказов клиентов, до отгрузки на заводе и доставкиАвтоматическая система управления заказами - от создания заказов клиентов, до отгрузки на заводе и доставки
  1. Клиенты оформляют заказы в личном кабинете клиента.

  2. Заказы из личного кабинета автоматически попадают в ERP-систему.

  3. По заказам клиентов в ERP автоматически формируются задания на перевозку.

  4. Задания на перевозку в ERP автоматически распределяются между перевозчиками.

  5. Заявки на перевозку из ERP автоматически попадают в личный кабинет перевозчика.

  6. Перевозчики автоматически из ERP получают уведомления в чат-боте Telegram или по SMS о новых заявках в личном кабинете.

  7. Перевозчики берут заявки в работу в личном кабинете и назначают водителей для выполнения доставки.

  8. Водители автоматически из ERP получают уведомления в чат-боте Telegram о новых заявках.

  9. Водители приезжают на завод и регистрируют прибытие в чат-боте Telegram или на уличном терминале, и автоматически встают в электронную очередь на погрузку в ERP - подробнее в третьей части.

  10. Водители автоматически вызываются из электронной очереди на погрузку в чат-боте Telegram или по SMS, и на LED-табло - подробнее в третьей части.

  11. Продукция отгружается на заводе, машины покидают территорию завода и выполняют доставку клиенту.

  12. Клиенты автоматически из ERP получают серию уведомлений в личном кабинете, чат-боте Telegram или по SMS об изменении статуса доставки продукции.

Важно! Участие в этом процессе менеджеров по продажам, менеджеров по логистике и других сотрудников компании сведено к минимуму, и требуется только при нештатных ситуациях или сценариях, где нужно получить предварительное согласование.

А теперь подробнее о том, что для этого было сделано...

Личный кабинет перевозчика, распределение заявок и торги, чат-бот для уведомлений в Telegram

Напомню, что завод отгружает ~ 2 млн. тонн продукции в год, из них ~ 50% составляют отгрузки грузовым автотранспортом, что составляет ~ 40 000 рейсов в год.

В третьей части я уже рассказывал о процессе отгрузки продукции на заводе, электронную очередь для грузового автотранспорта, уличный терминал и чат-бот для водителей в Telegram.

Продукция доставляется клиентам с доставкой или на самовывозе. На завода нет своего грузового автотранспорта, поэтому на доставке задействованы только компании-перевозчики со своими водителями и автопарком.

Контур системы управления зданиями на перевозку включает 4 подсистемы:

  1. ERP-система (формирование заявок и распределение между перевозчиками).

  2. Личный кабинет перевозчика на сайте (получение заявок по квотам, ежедневные торги, отчеты о выполненных рейсах, объяснительные по опозданиям).

  3. Чат-бот для перевозчиков в Telegram (мгновенные уведомления о новых заявках, торгах и опозданиях водителей).

  4. Чат-бот для водителей в Telegram (мгновенные уведомления о новых заявках, опозданиях на погрузку и регистрация прибытия на завод), подробнее в третьей части.

Автоматическое распределение заявок между перевозчиками в ERP

В основе алгоритма автоматического распределения заявок между перевозчиками 3 базовых критерия:

  • Квота перевозчика (отношение количества транспортных средств перевозчика к общему количеству транспортных средств всех перевозчиков).

    Чем больше автопарк перевозчика, тем выше его базовая квота при распределении.

  • Рейтинг перевозчика (выполнение заявок и отказы от выполнения за последние 30 дней).

    Каждой заявке в ERP автоматически присваивается количество баллов от +1 до +4 (срочные заявки и заявки в дальние регионы получают максимальный балл). При отказе перевозчика от заявки баллы автоматически снимаются от -1 до -4. Рейтинг перевозчика это сумма баллов за последние 30 дней пропорционально количеству транспортных средств.

  • Общая загрузка перевозчика (процент загрузки транспортных средств перевозчика за последние 30 дней).

    Общий процент загрузки заявками перевозчика за последние 30 дней по отношению у другим перевозчикам за тот же период.

  • Есть и другие индивидуальные критерии, но они являются узконаправленными.

    Например: предопределенные грузополучатели перевозчика или бизнес-регионы, в которые перевозчик не осуществляет доставку.

Ежедневно по расписанию 3 раза в день, по заказам клиентов, роботом в ERP автоматически формируются задания на перевозку: 2 раза в день (утром и вечером) задания автоматически распределяются между перевозчиками, 1 раз днем задания попадают на торги.

Личный кабинет перевозчика и торги на сайте

Личный кабинет представляет собой пользовательский интерфейс и не хранит в себе данные. Обмен с ERP-системой выполняется через веб-сервис, API реализовано на стороне ERP.

Лайфхак: Правило оформления левого верхнего угла сайта личного кабинета

В левом верхнем углу сайта выводите название профиля личного кабинета. Тогда при просмотре сеансов вебвизора вы будете однозначно понимать, кто именно работает с личным кабинетом - как в десктопной так и мобильной версии.

Название профиля пользователя личного кабинета всегда видно при просмотре сеансов в вебвизореНазвание профиля пользователя личного кабинета всегда видно при просмотре сеансов в вебвизоре

Логика интерфейса личного кабинета перевозчика реализована таким образом, чтобы исключить ошибочные действия пользователей. В моменте перевозчику доступно выполнение только тех действий, которые допустимы при текущем состоянии задания на перевозку.

Лайфхак: Используйте числовую индикацию пунктов главного меню

Индикация с отображением количества значимых данных позволяет пользователям быстро ориентироваться на сайте и не делать лишних переходов между страницами.

Пример: когда в Моих заявках индикатор (0), значит у перевозчика нет новых заявок, которые он может или должен взять в работу.

Личный кабинет перевозчика - главная страницаЛичный кабинет перевозчика - главная страница

Сайт личного кабинета перевозчика полностью адаптивен для работы на смартфонах и планшетах (сейчас это 50% пользователей).

Примеры других страниц личного кабинета перевозчика
Личный кабинет перевозчика - мои заявкиЛичный кабинет перевозчика - мои заявкиЛичный кабинет перевозчика - заявки на торгахЛичный кабинет перевозчика - заявки на торгахЛичный кабинет перевозчика - общие заявкиЛичный кабинет перевозчика - общие заявкиЛичный кабинет перевозчика - отчеты о рейсахЛичный кабинет перевозчика - отчеты о рейсах

Общая логика работы перевозчиков с заявками в личном кабинете:

  1. Мои заявки

    Это заявки перевозчика по квоте, которые он получил после автоматического распределения в ERP. Чтобы взять в работу или отказаться у перевозчика есть 30 минут, после чего они автоматически становятся общими. Если перевозчик не взял в работу хоть одну заявку или отказался хотя бы от одной заявки, ему до конца дня автоматически устанавливается запрет на взятие других заявок. Это мотивирует перевозчика брать все распределенные ему заявки, а не только "хорошие".

  2. Общие заявки

    Это срочные заявки или заявки, от которых отказались другие перевозчики. Эти заявки видят все перевозчики - кто первый взял в работу, тот и получает заявку. Это возможность для перевозчиков получить больше заявок, чем распределение по квоте.

  3. Заявки на торгах

    Один раз в день заявки попадают на торги. У перевозчиков есть 30 минут, чтобы сделать свои ставки. Один перевозчик может сделать только одну ставку по одной заявке. Перевозчики не видят ставки по заявкам других перевозчиков. Это мотивирует перевозчика давать минимальную ставку, чтобы гарантированно получить заявку.

    Все ставки перевозчиков по заявкам автоматически поступают в ERP. Через 30 минут после начала торгов робот в ERP определяет наилучшие ставки и распределяет заявки с торгов на перевозчиков по тем ставкам, которые они сделали в личном кабинете. Это дает существенную экономию по тарифам на доставку - до 20%.

Отчет в ERP по торгам перевозчиков - заявки получают перевозчики с минимальными ставками (выделены зеленым)Отчет в ERP по торгам перевозчиков - заявки получают перевозчики с минимальными ставками (выделены зеленым)

Торги по заявкам среди перевозчиков помогают нам оптимизировать тарифы на доставку. Мы видим предложения перевозчиков и количество ставок по конкретным регионам и зонам доставки, после чего точечно снижаем стандартные тарифы на доставку.

Тот случай, когда перевозчик торгуется за заявку сам с собой

Бывают ситуации, когда перевозчики торгуются сами с собой, потому что не видит ставки других перевозчиков. И даже не знают, делал кто-то кроме него ставки или нет.

В данном случае перевозчик мог снизить тариф всего на 1 рубль и гарантированно получить заявку с торгов, так как кроме него больше никто ставок не делал. Но делая "слепую" ставку перевозчик снижает тариф на 138 рублей (11,15%).

Перевозчик торговался сам с собой, так как не видит ставки других перевозчиков для этой заявкиПеревозчик торговался сам с собой, так как не видит ставки других перевозчиков для этой заявки

Чат-боты в Telegram для перевозчиков и водителей

О чат-боте в Telegram для водителей я уже рассказывал в третье части. У него есть командный интерфейс для быстрой регистрации прибытия на погрузку и в нем водители получают мгновенные уведомления о новых или отмененных заявках.

Чат-бот в Telegram для перевозчиков используется только мгновенных уведомлений о торгах, новых заявках и опозданиях водителей. Пример таких уведомлений показан на скриншоте.

Личный опыт: Правила оформления текстов уведомлений в Telegram
  1. Краткий и понятный заголовок, написание заглавными буквами и жирным шрифтом.

  2. Эмодзи перед заголовком, соответствующий его названию.

  3. Эмодзи не должны повторяться в разных типах уведомлений.

  4. Цвет выбранного эмодзи должен соответствовать сообщению (например: красный - нарушение, зеленый - все хорошо).

  5. Краткий текст основного сообщения.

В течение дня людям приходится обрабатывать большое количество информации. Такой формат уведомлений для чат-бота легко читается в шторке смартфона и сокращает время на вникание в каждое сообщение.

А со временем человек привыкает и видит только цветной смайлик и реагирует на него.

Пример различных уведомлений перевозчиков в чат-боте TelegramПример различных уведомлений перевозчиков в чат-боте Telegram

Почему я не сделал мобильное приложение для перевозчиков?

Действительно, изначально я планировал реализовать мобильное приложение и даже запросил больше 20-ти коммерческих предложений у компаний-разработчиков.

Полнофункциональное мобильное приложение, интегрированное в нашей ERP-системой, предложила реализовать только одна компания. Стоимость 10 млн. руб. "под ключ" превышала весь мой годовой ИТ-бюджет на разработку в 2,5 раза.

Другие предложения составляли от 1 до 5 млн. руб. и мы самостоятельно должны были найти интегратора, который за отдельную стоимость "подружит" мобильное приложение с ERP-системой.

Кроме того, за техническую поддержку разработчики мобильных приложений просили от 300 тыс. руб. до 1 млн. руб. в год.

Разработка личного кабинета перевозчика на сайте, интегрированного с ERP-системой и двух чат-ботов в Telegram в сумме составила всего около 500 тыс. руб.

Кроме того, г-н Дуров Павел Валерьевич разработал прекрасное и стабильное приложение Telegram, в котором есть удобный пользовательский интерфейс, бесплатное и функциональное API для чат-ботов.

Быстрая разработка чат-ботов, которую мы используем

Год назад мы приобрели готовый модуль Платформа интеграции 1С с чат-ботами и встроили его в ERP-систему. Модуль имеет открытый программный код и закрытую часть, а также пользовательский интерфейс для разработки простых сценариев чат-ботов "без программирования", остальные нюансы разрабатываются программистом.

Логика чат-бота разрабатывается на стороне ERP, а встроенный модуль позволяет быстро настроить интеграцию с зарегистрированным ботом Telegram через API-ключ (токен). Для обмена ERP-системы с Telegram используется развернутый на нашей стороне веб-сервис.

Пример сценария чат-бота для водителей в интерфейсе ERP-системыПример сценария чат-бота для водителей в интерфейсе ERP-системыПример настроек подключения чат-бота в интерфейсе ERP
Настройки подключения чат-бота на стороне ERPНастройки подключения чат-бота на стороне ERP

В процессе разработки чат-ботов мы доработали и улучшили модуль платформы интеграции чат-ботов в ERP, сделав его более функциональным и отказоустойчивым. Кроме того, в интерфейсе ERP-системы мы видим все чаты пользователей во всех подключенных ботах.

Мессенджер чат-ботов в интерфейсе ERP-системыМессенджер чат-ботов в интерфейсе ERP-системы

Сопоставление пользователей чат-ботов в Telegram с контактными лицами перевозчиков или водителями в ERP выполняется автоматически по номеру мобильного телефона. Когда пользователь Telegram не найден в ERP, ответственный сотрудник получает мгновенное служебное уведомление в чат-боте и может подключиться для решения проблемы.

Автоматическая регистрация нового пользователя в чат-боте TelegramАвтоматическая регистрация нового пользователя в чат-боте Telegram
  1. Новый водитель нажал в чат-боте команду СТАРТ и получил мгновенный ответ.

  2. Водитель написал в чат-боте номер своего телефона и получил мгновенное приветствие.

  3. Водитель нажал в чат-боте команду Я - ПРИБЛ НА ПОГРУЗКУ и получил мгновенный ответ.

Пример служебных уведомлений в чат-бот, когда что-то идет не по сценарию
Автоматическое служебное уведомление в чат-бот, когда что-то идет не по сценариюАвтоматическое служебное уведомление в чат-бот, когда что-то идет не по сценарию

Как обеспечить работу сервисов 24/7, когда тех.поддержка работает 8/5

Сотрудники линии тех.поддержки работают в режиме 8/5. При работе систем и сервисов в режиме 24/7 мы обнаружили, что веб-сервисы могут молча "отвалиться", а на стороне сервера этого не видно. Чтобы оперативно узнавать об этом, мы разместили на нашем основном сайте небольшой скрипт, который каждые 5 минут опрашивает состояние веб-сервисов.

В случает отрицательного ответа, автоматически уведомляет по email и в Telegram нескольких сотрудников тех.поддержки. Это позволяет оперативно диагностировать и решать возникающие проблемы, и принимать меры для повышения общей отказоустойчивости.

Пример служебного уведомления сотрудникам тех.поддержки о том, что веб-сервис недоступенПример служебного уведомления сотрудникам тех.поддержки о том, что веб-сервис недоступен

Личный кабинет клиента, чат-боты в Telegram для уведомлений и согласований

В нашей компании всего 6 менеджеров по продажам. 3 менеджера обеспечивают 80% продаж, что составляет ~ 1,6 млн. тонн продукции в год.

КАК БЛО (ручной процесс):

Клиент >отправка заявки по email> Менеджер по продажам >создание заказа по заявке> ERP-система >согласование доставки по заказу> Менеджер по логистике >отправка заявки на доставку по email> Перевозчик >передача информации по телефону> Водитель

Большое количество участников процесса внутри компании. Большое количество коммуникаций между всеми участниками процесса (по телефону, по email, в мессенджерах, лично).

В результате: замедленные бизнес-процессы, большой человеческий фактор и ошибки, потеря информации, обратная связь затруднена или отсутствует, авральный и хаотичный режим работы на заводе, срывы поставок, недовольные клиенты.

КАК СТАЛО (автоматический процесс):

Личный кабинет клиента >заказ клиента> ERP-система >заявка на доставку> Личный кабинет перевозчика >заявка на рейс> Личный кабинет водителя

Участие сотрудников компании сведено к минимуму (только при нештатных ситуациях). Коммуникации между всеми участниками процесса выполняет ERP-система (задачи, уведомления, обратная связь).

В результате: максимально исключен человеческий фактор и ошибки, системный характер работы на заводе, поставки вовремя, довольные клиенты.

Дальше подробнее о том, как реализован личный кабинет клиента...

Личный кабинет клиента на сайте, интегрированный онлайн с ERP

Личный кабинет разработан на платформе "1С-Битрикс". Интеграция с 1С реализована через встроенный в ERP стандартный модуль, который прилично доработан. Автоматический обмен реализован через веб-сервис в режиме real-time. Сайт полностью адаптивен для работы на смартфонах, сейчас это 20% пользователей.

Личный кабинет клиента - главная страницаЛичный кабинет клиента - главная страница

На главной странице показана основная информация - актуальное состояние расчетов по договорам (обновление расчетов каждые 15 минут по данным ERP) и список активных заказов (заказы в работе, которые не завершены и не отменены). Кнопки создания заказа и запроса счета на оплату сделаны плавающими и доступны на всех страницах.

Личный опыт: Удобный пользовательский интерфейс на первом месте

Интерфейс должен быть одновременно компактным, удобным и функциональным. Чтобы любую информацию пользователь мог получить за 3 клика.

Что для этого сделано:

  • Подробный вид (1 клик) карточек договоров и заказов в списках, без открытия формы.

  • Замена выпадающих списков (2 клика) на радио-кнопки (1 клик).

  • Замена выпадающих списков (2 клика) на чек-боксы (1 клик), когда доступен выбор нескольких значений.

  • Автоматический выбор единственного значения радио-кнопки в формах (0 кликов).

  • Функционал повтора заказов (1 клик) для создания аналогичного по существующему.

  • Пошаговое заполнение заказов для исключения лишних и недоступных действий (кликов).

  • Многократное самостоятельное тестирование всех экранных форм на удобство.

Цветные статусы, прогресс выполнения заказа, дата и время текущего статуса также помогают пользователям быстро ориентироваться на сайте.

У каждого статуса заказа свой цвет, текущий статус с датой и временем, общий прогресс выполненияУ каждого статуса заказа свой цвет, текущий статус с датой и временем, общий прогресс выполненияЦветные статусы и общий прогресс выполнения заказов в спискахЦветные статусы и общий прогресс выполнения заказов в списках
Краткий (слева) и полный вид (справа) карточек договоров, изменение вида в 1 кликКраткий (слева) и полный вид (справа) карточек договоров, изменение вида в 1 клик

В личном кабинете реализована система уведомлений по заказам. Краткий текст уведомления показывается в списках и карточках заказов. Видно, что заказ не принят из-за нехватки денег.

Краткое уведомление о проблеме по заказу прямо в списке (не достаточно денег)Краткое уведомление о проблеме по заказу прямо в списке (не достаточно денег)

Полный текст уведомлений отображаются в центре нотификации (колокольчик). Подробно видно расшифровку причины, почему заказ не принят.

Полное уведомление о проблеме по заказу в центре нотификации (сколько не хватает денег)Полное уведомление о проблеме по заказу в центре нотификации (сколько не хватает денег)Пример других страниц сайта личного кабинета
Форма создания заказа клиента - пошаговое заполнениеФорма создания заказа клиента - пошаговое заполнениеСтраница профиля личного кабинета клиентаСтраница профиля личного кабинета клиентаНастройки профиля личного кабинета клиентаНастройки профиля личного кабинета клиентаНастройка уведомлений контактных лиц клиентовНастройка уведомлений контактных лиц клиентов
Примеры страниц мобильной версии сайта личного кабинета
Краткий и полный вид карточек заказов в списке (на смартфоне)Краткий и полный вид карточек заказов в списке (на смартфоне)Форма запроса счета на оплату (на смартфоне)Форма запроса счета на оплату (на смартфоне)Форма настройки уведомлений контактных лиц (на смартфоне)Форма настройки уведомлений контактных лиц (на смартфоне)

Быстрое получение счета на оплату по email

В личном кабинете клиента реализовано моментальное получение счетов на оплату по email (без участия наших менеджеров по продажам). Ключевая особенность, что счет может быть отправлен на несколько email одновременно.

Клиент запрашивает счет в личном кабинете и получает в почте через 3-5 секунд (именно столько времени требуется для автоматического формирования счета в ERP и его отправки роботом из ERP на email контактного лица).

При запросе счета на оплату можно выбрать контактное лицо, которому он придет на emailПри запросе счета на оплату можно выбрать контактное лицо, которому он придет на email

Счет на оплату автоматически сгенерирован в ERP и сразу отправляются на email контактного лица в формате PDF (на фирменном бланке и с факсимиле).

Счет на оплату, отправленный роботом из ERP на email контактного лица по запросу из личного кабинетаСчет на оплату, отправленный роботом из ERP на email контактного лица по запросу из личного кабинета

Чат-боты в Telegram для уведомлений и внутренних согласований

Для уведомлений клиентов о статусе мы используем Email-робота и SMS-робота (подробнее в первой части), чат-бот в Telegram.

О чат-ботах подробнее написано выше, здесь только покажу скриншот смартфона клиента с примером уведомлений. В этот чат-бот мы также отправляем ежедневные отчеты по данным ERP (о состоянии взаиморасчетов или реестры отгрузок).

Пример уведомлений клиентов в чат-боте TelegramПример уведомлений клиентов в чат-боте Telegram

Чат-боты в Telegram для менеджеров и руководителей продаж

Мобильность в работе менеджеров и руководителей коммерческой дирекции - это важная составляющая хороших продаж. Менеджеры по продажам часто в командировках, а менеджеры бэк-офиса остаются на первой линии для приема звонков и заявок от новых клиентов. Поэтому важно обеспечить оперативную обработку всех обращений, чтобы не потерять потенциальных клиентов.

Бэк-офис регистрирует новые интересы в CRM-системе (подробнее в первой части), а робот в ERP мгновенно уведомляет менеджеров в чат-боте Telegram.

Скриншот смартфона менеджера по продажам с уведомлениями о заявках от потенциальных клиентовСкриншот смартфона менеджера по продажам с уведомлениями о заявках от потенциальных клиентов

Второй сценарий для этого чат-бота - согласование технических кредитов руководителями коммерческой дирекции для открытия отгрузок при недостаточных денежных средствах на расчетном счете клиента (например, клиент предоставил гарантийное письмо или копию платежки со списанием денежных средств, которые до нас еще не дошли по данным ERP).

Менеджер по продажам или менеджер бэк-офиса может запросить согласование технического кредита в ERP по различным параметрам:

  • С лимитом по сумме

  • С лимитом по тоннажу

  • С лимитом по количеству машин

  • С лимитом по количеству вагонов

  • На увеличение ранее согласованного тех.кредита (по сумме, тоннажу, машинам или вагонам)

Примеры различных тех.кредитов в ERP для согласования с руководителем
Пример согласования тех.кредита на отгрузку 1 машиныПример согласования тех.кредита на отгрузку 1 машиныПример согласования тех.кредита на отгрузку вагонами 140 тоннПример согласования тех.кредита на отгрузку вагонами 140 тоннПример согласования увеличения тех.кредита на сумму 150 тыс. руб.Пример согласования увеличения тех.кредита на сумму 150 тыс. руб.

Руководители двух коммерческих дирекций получают мгновенные уведомления в чат-боте Telegram на согласование тех.кредитов.

Уведомление руководителю в чат-бот Telegram на согласование тех.кредитаУведомление руководителю в чат-бот Telegram на согласование тех.кредита

Руководитель может инициировать согласование тех.кредита для клиента командой НАЧАТЬ СОГЛАСОВАНИЕ, ознакомившись с информацией - СОГЛАСОВАТЬ или НЕ СОГЛАСОВАТЬ.

Результат согласования мгновенно получает уведомление в чат-боте Telegram ответственный за работу с клиентом менеджер по продажам. Заказы клиентов в ERP автоматически проводятся в рамках согласованных лимитов тех.кредитов, начиная с первого не проведенного по времени создания заказа.

Уведомление менеджера в чат-боте Telegram о результате согласования тех.кредита руководителемУведомление менеджера в чат-боте Telegram о результате согласования тех.кредита руководителем

Технически, бизнес-процесс согласования тех.кредитов выполняется в ERP, где автоматически создаются задачи для сотрудников и руководителей. Чат-бот в Telegram служит интерфейсом для пользователей. При выполнении согласований в чат-боте, задачи в ERP автоматически завершаются.

Все эти инструменты упрощают работу сотрудникам и руководителям, уменьшают количество "лишних" коммуникаций, высвобождают время на решение стратегических задач, и существенно ускоряют бизнес-процессы в компании.

Мы также реализовали новую систему отгрузки паллет со склада под кодовым названием "TESLA". Напишите в комментариях, если вам интересно узнать об этом подробнее.

Тизер для будущей публикации о новой системе для кабины автопогрузчика
Новая система отгрузки паллет со склада, установленная в кабинет автопогрузчикаНовая система отгрузки паллет со склада, установленная в кабинет автопогрузчика

Спасибо, что дочитали до конца!

Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru