Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Maps.me

Владельцы MAPS.ME отменили изменения и вернули старое приложение. Надолго ли?

01.02.2021 12:14:39 | Автор: admin

Слева старое приложение, справа декабрьская версия от южнокорейцев. Источник: Смерть MAPS.ME?

В ноябре 2020 года Mail.Ru Group продала MAPS.ME южнокорейской компании Daegu Limited (входит в состав платёжной системы Parity.com), и уже 20 декабря 2020 года новые владельцы выпустили обновление, которое практически убило приложение.

Много лет это бесплатное приложение для мобильных устройств работало на свободных картах OpenStreetMap, отличалось великолепной производительностью и маленьким размером карт, но новые хозяева его переписали. На скриншотах вверху сравниваются карты одного и того же места.

К счастью, новые владельцы осознали глубину своей ошибки и откатили изменения. В апдейте от 30 декабря 2020 года восстановлена вся функциональность. Казалось бы, победа? Справедливость восторжествовала? Нет, в это слабо верится.

Продажа MAPS.ME


Приложение MAPS.ME (первоначально MapsWithMe) создал белорусский стартап MapsWithMe в апреле 2011 года. Разработчиков было четверо Юрий Мельничек (автор проекта, бывший сотрудник Google), Александр Золотарёв, Виктор Говако и Сергей Речицкий.


Юрий Мельничек, Александр Золотарёв, Виктор Говако и Сергей Речицкий в 2011 году. Источник: 42.tut.by

Изначальной идеей было выпустить карты, которые работают в офлайне, в отличие от Google Maps. Во-первых, они доступны без интернета и не нужно платить за роуминг. Во-вторых, такое приложение по своей сути будет быстрее. Идея оказалась отличной. Хотя к тому времени на рынке уже было небольших приложений с картами в офлайне, но большинство из них сохраняли данные в виде статических изображений, а это не позволяло скачать и использовать целиком карту страны в виде векторных тайлов.

За основу сразу взяли OpenStreetMap, но в приложении изменили стили, чтобы карты OSM стали удобнее и симпатичнее. Впоследствии ссылку на OpenStreetMap спрятали, что можно считать нарушением лицензии OSM.

Команда работала над проектом примерно полтора года. Было тяжело, инвестиции из собственного кармана достигли $250 тыс. Двум основателям пришлось продать свои квартиры. Первой вышла версия для iOS, потом для Android. Затем платная версия за 169 рублей, которая позволяла загружать карты в высоком разрешении. Приложение нашло аудиторию по всему миру: на первом месте по количеству пользователей были США, потом Россия.

В 2014 году компанию купила корпорация Mail.Ru Group за 542 млн рублей ($11,48 млн по курсу на 14 ноября 2014 года) и основатели получили свои доли. Приложение стало бесплатным.

Сразу после покупки был закрыт допотопный фирменный сервис Карты@Mail.ru. Вместо него планировалось везде использовать MAPS.ME, но не получилось. Он остался независимым мобильным приложением. В остальных продуктах (доставка, такси) Мейл по-прежнему использует карты Google Maps, которые стоят огромных денег.

Нужно заметить, что автономия проекта MAPS.ME в составе Mail.Ru была одним из условий его продажи. И его не получилось никуда интегрировать.

Может, оно и к лучшему, потому что тогда Mail.Ru мог бы и прибить отдельное мобильное приложение.

К 2019 году приложение преодолело отметку в 140 млн скачиваний и 10 млн месячных активных пользователей. Выручка составила около $2,5 млн, чистый убыток около $385 тыс. Команда разрослась, набрали менеджеров и т. д.


Команда MAPS.ME в Mail.Ru, источник

По мнению пользователей, с 2014 года приложение не стало хуже, что является заслугой разработчиков Mail.Ru. Они его не испортили. Хотя пытались. Например, в 2019 году сервис запустил платную подписку на каталог путеводителей, которые бесплатно доступны в других местах это не очень красиво.

В ноябре 2020 года MAPS.ME решили продать корейской компании Daegu Limited (входит в состав платёжной системы Parity.com) за 1,557 млрд рублей, это $19,33 млн по курсу на 2 ноября 2020 года. К тому времени компанию давно покинули основатели, а проект до самого конца оставался убыточным.

Возможно, финансовые показатели стали одной из причин продажи. К тому же, у совместного предприятия Сбера и Mail.ru есть доля в картографическом сервисе 2ГИС, который Сбербанк целиком купил в июне 2020 года. Кроме того, и OpenStreetMap, и MAPS.ME опенсорсные проекты, и кто угодно может создавать продукты на их основе. Сейчас Mail.Ru начала работать над собственными сервисами картографии на основе OpenStreetMap.

Что изменилось в декабре 2020 года


Для начала вспомним этот ужас, который появился в декабрьском обновлении. Создалось ощущение, что новые владельцы из Южной Кореи понятия не имеют, что за программа попала им в руки, как она работает и за что её любят миллионы человек.

Небольшой список сделанных изменений:

  • Для получения карт внедрили Mapbox SDK. В результате карты практически перестали работать в офлайне
  • Фоновое скачивание работало плохо
  • Пропали карты метро и навигация по метро
  • Испортилась пешеходная навигация, исчезла диаграмма с перепадом высот
  • Пропали личные данные: подписки на отключение рекламы, отзывы, записи пройденных маршрутов
  • Интерфейс стал монструозным, сильно напоминая Google Maps. Размер карт увеличился в четыре раза, при этом ухудшилась детализация. Например, размер карт Москвы вырос с 50 до 200 МБ
  • Исчез ландшафтный режим
  • Приложение стало тормозить

Зато появился кошелёк. Ведь новый владелец это платёжная система.

Для разработчиков MAPS.ME выход новой версии оказался сюрпризом.

Разразился большой скандал, поэтому вскоре изменения откатили и вернули оригинальную версию.

Но есть основания полагать, что корейцы не просто так переделали приложение и поэтому могут со временем вернуться к изначальному плану. Ведь нужно понимать, что проект убыточный. Если приложение бесплатное, то остаётся монетизация через рекламу. Кафе, рестораны и магазины платят за баннеры прямо на картах. Чтобы реализовать такую модель, разработчикам нужна удобная платформа, куда будет интегрироваться эта реклама. Вероятно, с этой целью они и переделали приложение.

Поэтому существует ненулевая вероятность, что ситуация повторится. Изменения просто ненадолго откатили, а потом Daegu Limited снова вернётся к первоначальному плану. Деньги есть деньги.

Форки MAPS.ME


К счастью, в 2015 году Mail.Ru сделала хорошее дело и открыла исходный код на GitHub под лицензией Apache 2.0 для свободного использования (официальный репозиторий). Его можно использовать частично (например, для добавления отображения офлайн-карт) или целиком, для создания нового сервиса с помощью модификации Maps.me.

Репозиторий форкнули более 1100 пользователей GitHub. Это гарантирует сохранность исходного кода.

Благодаря открытым исходникам, вскоре после продажи проекта был запущен проект по восстановлению оригинального облика MAPS.ME. В телеграм-канал Original MAPS.ME Project добавилось более 250 человек.

И уже много лет поддерживается свободный форк F-Droid.

Хотя инициатива с форками сейчас не так актуальна, потому что корейцы откатили изменения и вернули оригинальную версию MAPS.ME, но какая-то работа всё равно идёт, судя по активности в телеграм-канале и репозиториях. Например, разработчики заменяют иконки, на которые может распространяться копирайт. Они заменили уже 100 из 400 иконок.



Но если владельцы MAPS.ME опять испортят приложение, можно какое-то время не устанавливать новую версию. Просто скачать все нужные карты и пользоваться старым приложением. Форк исходного кода гарантирует, что эта версия приложения никуда не исчезнет.

Альтернативы MAPS.ME


На самом деле MAPS.ME это просто одна из многих оболочек для рендеринга OpenStreetMap, и вся суть именно в свободных картах, которые редактируются силами сообщества. Туда люди вносят тропинки и другие объекты, которые вы никогда не найдёте на Google Maps. Лучшая информативность OSM по сравнению с Google Maps особенно хорошо заметна в труднодоступных местах и не очень популярных туристических маршрутах.

Вообще, карты Google Maps предназначены в первую очередь для автомобилистов и обслуживания бизнесов. А для прогулок по городу, туризма, велосипедного спорта и любого другого активного отдыха OpenStreetMap просто без конкуренции.


Для сравнения, одна и та же лесная зона в черте города. Слева OpenStreetMap (MAPS.ME), справа Google Maps. Источник

Чтобы карты отображались в офлайне, нам нужны векторные тайлы и программа для их рендеринга.

OpenStreetMap главная причина популярности MAPS.ME. Но OSM это по сути база геоинформационных данных, а не векторные тайлы. Чтобы сгенерировать тайлы, требуется специальный движок, так как MapTiler, Mapbox или опенсорсный OpenMapTiles (на базе MapTiler), который можно установить на своём сервере и пользоваться им бесплатно. Этот сервер подготавливает векторные тайлы для загрузки в мобильное приложение.

И хорошая новость: есть целый ряд альтернативных программ для рендеринга тайлов. Вот небольшой список мобильных приложений, которые импортируют данные из OpenStreetMap, загружают тайлы на устройство и работают в офлайне. Хотя приложения основаны на свободных картах, некоторые из них платные или продают платный контент:

  • OsmAnd, есть бесплатная и платная версии (треки и тропинки, поддерживаются тепловые карты Strava и тайлы OpenTopo), не требует создания аккаунта, поддерживает закладки, работает в офлайне, отличается насыщенным UI, iOS, Android. В последних версиях под Android исправлен баг с поиском, из-за которого раньше поиск на карте практически не работал. Если кому-то интересно, вот телеграм-канал с разработчиками.


    OsmAnd для Android
  • Mapy.cz (есть популярные трейлы, горизонтали высот, хорошо подходит для велоспорта), работает в офлайне, Android-версия Mapy.cz Cycling & Hiking offline maps, также версии под iOS, Windows и AppGallery. Это приложение фокусируется на Центральной Европе, а международная версия называется Windy Maps
  • Guru Maps
  • Bike Citizens
  • Naviki
  • MapFactor Navigator
  • Pocket Earth, только для iOS
  • MapOut, только для iOS


    3D-эффект в MapOut
  • Gaia GPS, походы и путешествия

Что касается альтернатив, то одной из лучших считают OsmAnd. Здесь поддерживаются GPS-навигатор, предупреждения о камерах контроля скорости (POI) и другие необходимые функции. Правда, некоторые функции платные, хотя при желании можно сэкономить. Например, вот бесплатная версия от F-Droid (3.8.5) и бесплатные карты. Карты скачиваются заранее и хранятся на устройстве, как и положено. Есть мнение, что карты OsmAnd даже полнее и информативнее, чем у MAPS.ME.



Итак, старое приложение MAPS.ME пока остаётся с нами. Но если что-то пойдёт не так мы знаем, что делать.

P. S. Кстати, в картографических магазинах ещё продаются бумажные карты разных масштабов. Иногда в походе такая карта удобнее, чем экран мобильного телефона, хотя в 21 веке это уже какой-то экстремальный дауншифтинг.



На правах рекламы


Наша компания предлагает серверы не только с CPU от Intel, но и серверы с процессорами AMD EPYC. Как и для других типов серверов, огромный выбор операционных систем для автоматической установки, есть возможность установить любую ОС с собственного образа. Попробуйте прямо сейчас!

Подробнее..

OrganicMaps релиз форка Maps.me с открытым кодом

19.06.2021 00:09:06 | Автор: admin
На днях состоялся первый релиз OrganicMaps open-source форка Maps.me, который команда добровольцев готовила больше чем полгода. В этой небольшой заметке мне бы хотелось поделиться краткой историей проекта, за которой я следил в Telegram-чатах и на GitHub и обозначить основные отличия форка от текущей версии Maps.me. Если вы являетесь текущим или бывшим пользователем Maps.me или интересуетесь проектами с открытым кодом с фокусом на приватности без рекламы и сбора данных, то добро пожаловать.



Предыстория


В декабре 2020 года как и многие посетители Хабра я был обеспокоен ситуацией с Maps.me моей основной картографической программой на тот момент. Продажа криптовалютчикам, провальная первая новая версия (по которой казалось, что новоиспечённые владельцы вообще не понимают почему пользователи выбирают Maps.me), позже откат на старую версию, но состояние неопределенности и непонимание чего ожидать в дальнейшем. Так что для начала я просто отключил обновления для старой версии Maps.me, но было понятно, что это временное решение. К счастью, нашёлся доброволец, который создал телеграм-чат для желающих поучаствовать в развитии форка, но дальше чата дело не пошло. Действительно, развитие и поддержка такого сложного приложения на нескольких платформах требует значительного опыта и усилий, по сравнению с какими-то несложными веб-проектами или мобильными программами, которые дают только интерфейс к веб-сервису. Тут и накопленная годами кодовая база на C++/Java/ObjectiveC и нетривиальные алгоритмы поиска/роутинга.

OMaps


Через некоторое время я увидел объявление о начале работы над форком под названием OMaps. Мне сразу приглянулся мощный старт проекта десятки коммитов в день (хоть и от одного разработчика), налаженный на GitHub CI/CD с публикацией на всех платформах, возможность пообщаться с авторами напрямую в чате. Через некоторое время команда расширилась и началась подготовка к релизу, оценить масштаб работ можно по списку задач на GitHub.

OrganicMaps


В ходе подготовки к релизу программа была переименована в OrganicMaps и на днях вышел релиз для Android и iOS.



Интерфейс программы кажется знакомым, программа сохранила все основные функции, из-за которых ее выбирают пользователи:

  • Работа в offline-режиме для всех основных функций: просмотр карт, поиск, навигация
  • Прокладка маршрутов не только для автомобилей, но и для пешеходов и велосипедистов, в некоторых городах есть ограниченная поддержка общественного транспорта
  • Компактные файлы карт
  • Карты на основе OpenStreetMap со всеми его достоинствами (и недостатками)
  • Простой редактор карт, позволяющий добавлять POI


Посмотрим на что сделали упор разработчики в течение почти что полугода готовившие релиз:

  • Убрана вся реклама
  • Убраны трекеры, рекламные SDK и тому подобное
  • Приложение проверено через Exodus Privacy Report и загружено в F-Droid


Как видно, основной фокус разработки был в сторону избавления от отслеживающе-рекламных компонентов. Функции, для работы которых требовался сервер, аккуратно отключены т.к. эта часть не являлась open-source. Удалены и коммерческие данные. Так программа лишилась:

  • POI отелей от Booking.com
  • Отзывов
  • Путеводителей
  • Пробок

Впрочем, многое из этого пропало и из Maps.me.

Выводы


Для меня этот форк оказался предпочтительнее обновлённого Maps.me прежде всего из-за понимания разработчиками своей аудитории и (по крайней мере на данный момент) ориентирования на удобство пользователей, а не на доход с рекламы. Быстрая связь с командой через чат или issue-tracker тоже удобна. Пока непонятно, насколько долго будет продолжаться интенсивная разработка на энтузиазме нескольких авторов, но даже небольших улучшений в комбинации со свежими картами и поддержкой актуальных версий мобильных ОС будет достаточно для удовлетворения потребностей значительного числа пользователей.
Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru