Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Баллистика

Appolo. На входе в плотные слои атмосферы

28.03.2021 04:16:53 | Автор: admin

В предыдущей части баллистическая модель показала, что соответствует эллиптической теории Кеплера и адекватно оценивает аэродинамическое сопротивление. Теперь приступим к более сложному сценарию с входом в атмосферу корабля, обладающего аэродинамическим качеством

Капсульный КА с малым аэродинамическим качеством. Что это?

Выберем многократно отработанную на практике концепцию "капсульного" космического корабля. Такой космический корабль можно представить как притупленный конус (такая фигура имеет важные особенности гиперзвукового обтекания)

Что такое капсульный корабль, и чем он интересен

"Тонкие", хорошо обтекаемые корпуса, крылья и стабилизаторы привычных летательных аппаратов образуют присоединенные скачки уплотнения, выделяющие тепло в непосредственной близости от поверхности космического корабля.

А затупленная и скругленная нижняя поверхность капсулы типа "Союз", "Orion" создает мощный отсоединенный скачок, в котором основная часть выделяющейся энергии уход в спутный след, а та меньшая часть, что попадает на корпус космического корабля, удерживается абляционной тепловой защитой. Панели обшивки разрушаются, причем выделяющиеся газы создают защитную прослойку, слой кокса обеспечивает теплоизоляцию, а укрепляющие волокна - стекловолокно или углеродная пряжа сдерживают унос продуктов пиролиза набегающим потоком.

Расчет обтекания "капсульного" космического корабля. Цветом показан уровень диссоциации потока, особенно интенсивный в головном скачке уплотнения и спутном следе за кораблем. Видно, что ударная волна не касается поверхности корабля

Смещением центра масс, газореактивной системой ориентации или аэродинамическими рулями можно удерживать притупленную сторону капсулы под углом к потоку, создавая подъемную силу. Во-первых, можно удерживать траекторию от быстрого спуска в более плотные слои атмосферы (и ограничивать как перегрузки, так и тепловые потоки), а во-вторых - создавая крен, поворачивать вектор подъемной силы и маневрировать по углу курса.

Аполлон. Характеристики и начальные условия траектории

Для траекторного расчета выберем КА Apollo. Ключевыми аэродинамические характеристики - коэффициенты подъемной силы(Cya) и лобового сопротивления(Cxa). Доступные цифры противоречивы, но если попробовать осреднить источники, то получим, что Cxa ~ 1.1 - 1.8, Сya ~ 0.25 - 0.35. За основу возьмем данные из статьи "DSMC Simulations of Apollo Capsule Aerodynamics for Hypersonic Rarefied Conditions" (9th AIAA ASM Thermophysics and Heat Transfer Conference 5-8 June 2006 San Francisco CA). Поскольку на гиперзвуковых скоростях аэродинамические коэффициенты меняются слабо, и с ростом числа M стремятся к постоянным значениям, распространим эти данные на весь скоростной диапазон.

Характеристики из статьи

Для совместимости с другими таблицами АДХ будем считать alpha = -alpha

Начнем с точки входа в верхние слои атмосферы. Высота H = 120 км, угол спуска Th = -6.93 град, скорость V = 10.9 м/с Характеристики капсулы - площадь миделя S = 11.94 м2, масса m = 5460 кг, из них 300 кг отведем на топливо посадочной ДУ (предположим, что с удельным импульсом в 2750 м/с это будет пара "НДМГ-азотный тетроксид")

Баллистический спуск

Для начала посмотрим на движение капсулы через атмосферу по баллистике с нулевым углом атаки, как это было в предыдущей статье (подсказка - ничего хорошего не выходит)

Траекторные параметры для пика торможения

t, с

H, км

L, км

V, м/с

aX, м/с2

Q, Па

78

46,06

793,8

7217,2

-222,7

57227

78,5

45,81

797,4

7106,1

-223,1

57330

79

45,57

800,9

6994,8

-223,1

57320

На высоте в 45 км мы сталкиваемся с перегрузкой в 22g, что недопустимо для астронавтов. Также обратим внимание на величину скоростного напора в 57,3 кПа - тепловые потоки пропорциональный величинам скоростных напоров. Мы сравним ее потом с "несущим" вариантом.

Планирующий спуск

Построим траекторию спуска капсулы с углом атаки, обеспечивающим максимальное аэродинамическое качество (по графику выше это будет где-то между 40 и 45 градусами)

Первый пик торможения (спуск с подъемной силой)

t, с

V, м/с

H, км

L, км

aX, м/с2

aY, м/с2

Q, Па

72,5

9307,9

52,89

761,4

-95,1

23,3

35507

73

9260,5

52,77

766

-95,1

23,3

35510

73,5

9213,1

52,66

770,6

-95,1

23,3

35484

Пик напоров и перегрузок будет пройден на большей высоте, а суммарная перегрузка будет в 2 раза меньше (9.9g). Скоростной напор тоже снизится до 35,5 кПа. За счет подъемной силы капсула отскочит от плотных слоев атмосферы и поднимется на высоту в 90 км. После чего снова вернется в атмосферу, но уже с суборбитальной скоростью (в первом погружении в атмосферу до 52,7 км удалось рассеять большую часть кинетической энергии капсулы). Второй пик торможения будет не таким резким:

Второй пик торможения (спуск с подъемной силой)

t, с

V, м/с

H, км

L, км

aX, м/с2

aY, м/с2

Q, Па

426,5

4405,3

47,38

2962

-48,89

12,94

17505

427

4381

47,31

2964

-48,89

12,94

17504

Дальность полета в атмосфере составит 3312 км.

Проверка. Сравнение с данными NASA

Сравним эти результаты с анализом траектории (учтем, что в расчете применялись несколько отличные АДХ капсулы). Сравнивать будем с анализом 4-ой миссии Apollo (ENTRY AERODYNAMICS AT LUNAR RETURN CONDITIONS OBTAINED FROM THE FLIGHT OF APOLLO 4 (AS-501) NASA TN D-5399)

Опорная точка

satMod.js

NASA (стр.24)

Первый пик ускорения

73 с

77 с

Второй пик ускорения

427 с

463 с

Мах 6

512 с

537 с

Мах 3

567 с

585 с

Мах 1.1

603 с

634 с

Более интенсивное торможение в модельном расчете согласуются с тем, что в материалах NASA за опорное значение коэффициента сопротивления принято Cxa ~ 1,35 - 1,4. В модели опорное значение Cxa - 1,78

А теперь - слайды

Баллистический и планирующий вход капсулы в атмосферу

Высота и дальность - в метрах, синий график - баллистика, красный - аэробаллистика

Ускорение. Планирующий вариант
Высота и скорость от времени с входа в атмосферу.

Скорость - синий график, м/с, Высота - красный, метры. По оси OX - время в секундах

Теперь сосредоточим внимание на самом конце траектории, когда почти достигнута скорость равновесного падения. Попытаемся сесть вертикально, погасив избыток скорости ракетным двигателем. Для этого выберем высоту включения тормозных двигателей и определим потребный расход через скорость в момент начала торможения, потребную скорость при касании и высоту начала торможения.

Спуск с тормозным двигателям. Косплеим SpaceX Dragon

Пусть v1 - скорость в конце участка торможения, v0 - в начале, a - ускорение от тяги тормозных двигателей, H - высота начала участка торможения. m - масса КА в начале торможения, J - удельный импульс тормозной установки

v1 = v0 + (a + g)tH = v1*t + 0.5 * (a + g){t}^2H = \frac{v1(v1 - v0) + 0.5({v1-v0})^2)}{a + g}dM = k*\frac{m}{J}*(-g + \frac{v1(v1 - v0) + 0.5({v1-v0})^2)}{H})

t, с

H, м

V, м/с

aX, м/с2

dM, кг/с

M, кг

784,4

360

66

-10,03

0

5460

784,9

328

62,5

-21,1

-23,62

5453

790,4

98

27,1

-13,72

-23,06

5325

793,4

33

17,3

-12,66

-22,77

5256

795,4

3

12

-12,28

-22,57

5211

Касание произошло со скоростью 12 м/с (заданная скорость приземления - 10 м/с), израсходовано 249 кг топлива из 300 кг запаса.

Выводы

При массовом совершенстве баков тормозного двигателя в 0.1 и удельной массе ЖРД в 1.75 г/Н тяги масса топливных баков составит 25 кг, масса тормозных ЖРД - 120 кг. Масса тормозной установки составит ~ 400 кг, что сопоставимо с массой парашютной системы (для парашютных систем масса оборудования составляет порядка 83 г на 1 кг спускаемого груза, и для капсулы наподобие Apollo масса парашютной системы составит порядка 400-470 кг.

Модель позволила рассчитать аэроторможение с подъемной силой, точность расчетов находится в пределах точности исходных данных.

Спуск с подъемной силой действительно снижает действующие перегрузки и аэродинамическое (следовательно - тепловое) воздействие на КА, а также расширяет зону приземления. Также удалось рассмотреть мягкую посадку КА с помощью тормозной двигательной установки.

Следующий шаг - исследование КА с высоким аэродинамическим качеством (несущий корпус и крылатый КА), а также дополнение модели оценкой бокового маневра.

Подробнее..

Apollo. На входе в плотные слои атмосферы

28.03.2021 12:11:48 | Автор: admin

В предыдущей части баллистическая модель показала, что соответствует эллиптической теории Кеплера и адекватно оценивает аэродинамическое сопротивление. Теперь приступим к более сложному сценарию с входом в атмосферу корабля, обладающего аэродинамическим качеством

Капсульный КА с малым аэродинамическим качеством. Что это?

Выберем многократно отработанную на практике концепцию "капсульного" космического корабля. Такой космический корабль можно представить как притупленный конус (такая фигура имеет важные особенности гиперзвукового обтекания)

Что такое капсульный корабль, и чем он интересен

"Тонкие", хорошо обтекаемые корпуса, крылья и стабилизаторы привычных летательных аппаратов образуют присоединенные скачки уплотнения, выделяющие тепло в непосредственной близости от поверхности космического корабля.

А затупленная и скругленная нижняя поверхность капсулы типа "Союз", "Orion" создает мощный отсоединенный скачок, в котором основная часть выделяющейся энергии уход в спутный след, а та меньшая часть, что попадает на корпус космического корабля, удерживается абляционной тепловой защитой. Панели обшивки разрушаются, причем выделяющиеся газы создают защитную прослойку, слой кокса обеспечивает теплоизоляцию, а укрепляющие волокна - стекловолокно или углеродная пряжа сдерживают унос продуктов пиролиза набегающим потоком.

Расчет обтекания "капсульного" космического корабля. Цветом показан уровень диссоциации потока, особенно интенсивный в головном скачке уплотнения и спутном следе за кораблем. Видно, что ударная волна не касается поверхности корабля

Смещением центра масс, газореактивной системой ориентации или аэродинамическими рулями можно удерживать притупленную сторону капсулы под углом к потоку, создавая подъемную силу. Во-первых, можно удерживать траекторию от быстрого спуска в более плотные слои атмосферы (и ограничивать как перегрузки, так и тепловые потоки), а во-вторых - создавая крен, поворачивать вектор подъемной силы и маневрировать по углу курса.

Аполлон. Характеристики и начальные условия траектории

Для траекторного расчета выберем КА Apollo. Ключевыми аэродинамические характеристики - коэффициенты подъемной силы(Cya) и лобового сопротивления(Cxa). Доступные цифры противоречивы, но если попробовать осреднить источники, то получим, что Cxa ~ 1.1 - 1.8, Сya ~ 0.25 - 0.35. За основу возьмем данные из статьи "DSMC Simulations of Apollo Capsule Aerodynamics for Hypersonic Rarefied Conditions" (9th AIAA ASM Thermophysics and Heat Transfer Conference 5-8 June 2006 San Francisco CA). Поскольку на гиперзвуковых скоростях аэродинамические коэффициенты меняются слабо, и с ростом числа M стремятся к постоянным значениям, распространим эти данные на весь скоростной диапазон.

Характеристики из статьи

Для совместимости с другими таблицами АДХ будем считать alpha = -alpha

Начнем с точки входа в верхние слои атмосферы. Высота H = 120 км, угол спуска Th = -6.93 град, скорость V = 10.9 км/с Характеристики капсулы - площадь миделя S = 11.94 м2, масса m = 5460 кг, из них 300 кг отведем на топливо посадочной ДУ (предположим, что с удельным импульсом в 2750 м/с это будет пара "НДМГ-азотный тетроксид")

Баллистический спуск

Для начала посмотрим на движение капсулы через атмосферу по баллистике с нулевым углом атаки, как это было в предыдущей статье (подсказка - ничего хорошего не выходит)

Траекторные параметры для пика торможения

t, с

H, км

L, км

V, м/с

aX, м/с2

Q, Па

78

46,06

793,8

7217,2

-222,7

57227

78,5

45,81

797,4

7106,1

-223,1

57330

79

45,57

800,9

6994,8

-223,1

57320

На высоте в 45 км мы сталкиваемся с перегрузкой в 22g, что недопустимо для астронавтов. Также обратим внимание на величину скоростного напора в 57,3 кПа - тепловые потоки пропорциональный величинам скоростных напоров. Мы сравним ее потом с "несущим" вариантом.

Планирующий спуск

Построим траекторию спуска капсулы с углом атаки, обеспечивающим максимальное аэродинамическое качество (по графику выше это будет где-то между 40 и 45 градусами)

Первый пик торможения (спуск с подъемной силой)

t, с

V, м/с

H, км

L, км

aX, м/с2

aY, м/с2

Q, Па

72,5

9307,9

52,89

761,4

-95,1

23,3

35507

73

9260,5

52,77

766

-95,1

23,3

35510

73,5

9213,1

52,66

770,6

-95,1

23,3

35484

Пик напоров и перегрузок будет пройден на большей высоте, а суммарная перегрузка будет в 2 раза меньше (9.9g). Скоростной напор тоже снизится до 35,5 кПа. За счет подъемной силы капсула отскочит от плотных слоев атмосферы и поднимется на высоту в 90 км. После чего снова вернется в атмосферу, но уже с суборбитальной скоростью (в первом погружении в атмосферу до 52,7 км удалось рассеять большую часть кинетической энергии капсулы). Второй пик торможения будет не таким резким:

Второй пик торможения (спуск с подъемной силой)

t, с

V, м/с

H, км

L, км

aX, м/с2

aY, м/с2

Q, Па

426,5

4405,3

47,38

2962

-48,89

12,94

17505

427

4381

47,31

2964

-48,89

12,94

17504

Дальность полета в атмосфере составит 3312 км.

Проверка. Сравнение с данными NASA

Сравним эти результаты с анализом траектории (учтем, что в расчете применялись несколько отличные АДХ капсулы). Сравнивать будем с анализом 4-ой миссии Apollo (ENTRY AERODYNAMICS AT LUNAR RETURN CONDITIONS OBTAINED FROM THE FLIGHT OF APOLLO 4 (AS-501) NASA TN D-5399)

Опорная точка

satMod.js

NASA (стр.24)

Первый пик ускорения

73 с

77 с

Второй пик ускорения

427 с

463 с

Мах 6

512 с

537 с

Мах 3

567 с

585 с

Мах 1.1

603 с

634 с

Более интенсивное торможение в модельном расчете согласуются с тем, что в материалах NASA за опорное значение коэффициента сопротивления принято Cxa ~ 1,35 - 1,4. В модели опорное значение Cxa - 1,78

А теперь - слайды

Баллистический и планирующий вход капсулы в атмосферу

Высота и дальность - в метрах, синий график - баллистика, красный - аэробаллистика

Ускорение. Планирующий вариант
Высота и скорость от времени с входа в атмосферу.

Скорость - синий график, м/с, Высота - красный, метры. По оси OX - время в секундах

Теперь сосредоточим внимание на самом конце траектории, когда почти достигнута скорость равновесного падения. Попытаемся сесть вертикально, погасив избыток скорости ракетным двигателем. Для этого выберем высоту включения тормозных двигателей и определим потребный расход через скорость в момент начала торможения, потребную скорость при касании и высоту начала торможения.

Спуск с тормозным двигателям. Косплеим SpaceX Dragon

Пусть v1 - скорость в конце участка торможения, v0 - в начале, a - ускорение от тяги тормозных двигателей, H - высота начала участка торможения. m - масса КА в начале торможения, J - удельный импульс тормозной установки

v1 = v0 + (a + g)tH = v1*t + 0.5 * (a + g){t}^2H = \frac{v1(v1 - v0) + 0.5({v1-v0})^2)}{a + g}dM = k*\frac{m}{J}*(-g + \frac{v1(v1 - v0) + 0.5({v1-v0})^2)}{H})

t, с

H, м

V, м/с

aX, м/с2

dM, кг/с

M, кг

784,4

360

66

-10,03

0

5460

784,9

328

62,5

-21,1

-23,62

5453

790,4

98

27,1

-13,72

-23,06

5325

793,4

33

17,3

-12,66

-22,77

5256

795,4

3

12

-12,28

-22,57

5211

Касание произошло со скоростью 12 м/с (заданная скорость приземления - 10 м/с), израсходовано 249 кг топлива из 300 кг запаса.

Выводы

При массовом совершенстве баков тормозного двигателя в 0.1 и удельной массе ЖРД в 1.75 г/Н тяги масса топливных баков составит 25 кг, масса тормозных ЖРД - 120 кг. Масса тормозной установки составит ~ 400 кг, что сопоставимо с массой парашютной системы (для парашютных систем масса оборудования составляет порядка 83 г на 1 кг спускаемого груза, и для капсулы наподобие Apollo масса парашютной системы составит порядка 400-470 кг.

Модель позволила рассчитать аэроторможение с подъемной силой, точность расчетов находится в пределах точности исходных данных.

Спуск с подъемной силой действительно снижает действующие перегрузки и аэродинамическое (следовательно - тепловое) воздействие на КА, а также расширяет зону приземления. Также удалось рассмотреть мягкую посадку КА с помощью тормозной двигательной установки.

Следующий шаг - исследование КА с высоким аэродинамическим качеством (несущий корпус и крылатый КА), а также дополнение модели оценкой бокового маневра.

Подробнее..

Перевод Вычисляем баллистические траектории в играх

02.02.2021 12:18:59 | Автор: admin

При разработке видеоигр часто встречается задача вычисления угла выстрела для попадания в цель. Она настолько распространена, что я писал код для её решения в буквальном смысле для каждой игры, над которой работал.

Когда возникала эта проблема, я обычно брал ручку с блокнотом и решал её с нуля. Мне это надоело. Чтобы сэкономить себе из будущего немного времени, я выложу это решение в Интернет. Кроме того, я расскажу о необычной фишке, которую предпочитаю использовать из соображений эстетики.

Уравнения движения


Задача всегда начинается одинаково. У нас есть стреляющий и цель: под каким углом нужно стрелять снарядом, чтобы он поразил цель?

Существует четыре основных уравнения движения. В статье мы воспользуемся только одним.


Если объяснять на словах, то конечная позиция РАВНА исходной позиции ПЛЮС скорость, умноженная на время ПЛЮС половина ускорения, умноженная на время в квадрате. Это простое уравнение, для его решения необходимо немного алгебры и несколько тригонометрических тождеств.

Освежим знания


Прежде чем начать, давайте вкратце освежим память.


Если дан снаряд с постоянной скоростью S и углом выстрела (theta), то мы можем вычислить компоненты скорости x и y. Или если есть S и мы каким-то образом найдём y, то можем вычислить и x.

Мы используем алгебру.

Algebra

Мы часто будем пользоваться формулой корней квадратного уравнения.


Дальность


При разработке видеоигр нам, вероятно, нужно будет знать максимальную дальность полёта снаряда. Искусственный интеллект должен понимать, насколько близко нужно подойти, а игрокам нужны чёткие наглядные индикаторы опасных зон.

Существует очень простое уравнение максимальной дальности на плоской поверхности. Мы сразу же ринемся в омут с головой и начнём с обобщённого вида.

Если дан снаряд с постоянной скоростью (S) и гравитацией (G), то какой будет его максимальная дальность полёта?



  1. Подставим известные нам переменные (y0, S, G) в основное уравнение движения.
  2. Применим формулу корней квадратного уравнения. Отбросим меньшее значение.
  3. Подставим t в x = S*cos *t и упростим.

Демо


Для тестирования и визуализации я создал демо на Unity. В нём используются чайники, стреляющие чайниками. Пиф-паф!

Демо: Unity-демо в WebGL

В демо есть несколько ползунков. В видео показан индикатор дальности стрельбы нашего чайника-турели. При увеличении скорости увеличивается дальность. При снижении гравитации дальность тоже растёт. Всё довольно просто.


Угол стрельбы для попадания по неподвижной мишени


Теперь начинается интересное.

Если снаряд имеет постоянную скорость (S), а гравитация равна (G), то под каким углом его нужно выстреливать, чтобы попасть в неподвижную мишень?


Бах. Теперь у нас есть два уравнения и два неизвестных. Давайте их проанализируем.

  1. Первое уравнение, два неизвестных (t, )
  2. Второе уравнение, два неизвестных (t, )
  3. Вычислить t из (1)
  4. Подставить (3) в (2)
  5. Тригонометрическая подстановка: sin /cos = tan
  6. Тригонометрическая подстановка: 1/(cos )^2 = 1 + (tan )^2
  7. Развернём и преобразуем
  8. Формула корней квадратного уравнения
  9. Умножим верхнюю/нижнюю часть на -S^2/x. Перенесём S^4/x^2 под корень
  10. Применим к каждой части арктангенс

Та-да! В результате мы получили два угла. Один высокий и один низкий. Вот как это выглядит на практике.


Визуальное несовершенство


Взгляните на показанный выше gif. Когда чайник начинает стрелять, всё выглядит довольно неплохо. Высокая дуга красива и радует глаз. Низкая дуга кажется чёткой и эффективной.

Однако при увеличении дальности всё становится не таким красивым. Низкая дуга почти плоская. Высокая дуга чрезмерно высока. В этом и заключается проблема снаряда с постоянной скоростью. Он выглядит красиво, только когда цель находится на границах его радиуса дальности.

Существует ли способ получше?

Скорость горизонтального перемещения


Я часто предпочитаю задавать горизонтальную скорость снаряда, только в плоскости земли. Тогда я могу явным образом задать высоту дуги. То есть переменной становится скорость и гравитация.

Такой подход имеет множество преимуществ. Во-первых, он всегда выглядит красиво!

Во-вторых, его дизайн более интуитивен. Дизайнеров не волнует абсолютная скорость. Им важно, что турель имеет дальность 20 метров и что для перемещения на это расстояние снарядам требуется 1 секунда. Они не обязаны пользоваться строящим графики калькулятором, чтобы менять значения баланса. А художественные изменения не должны влиять на геймплейные механики.

В-третьих, так проще попадать по движущейся мишени. Чуть позже я раскрою это подробнее.

Вот как это выглядит:


Вычисление скорости горизонтального перемещения


Если дан снаряд с горизонтальной скоростью (S) и пиковой высотой (y_peak), то какими должны быть скорость и гравитация для поражения неподвижной мишени?


  1. Основное уравнение движения
  2. Решаем (1), подставив 2
  3. Зададим, что y_peak (пользовательская константа) снаряд достигает во время (1/2)t
  4. Зададим, что y_end (высота цели) снаряд достигает во время t
  5. Магия!
  6. Ещё магия!
  7. Вектор стрельбы равен (S, v.y) с гравитационным ускорением g

Вуаля! Хотя постойте-ка. Магия? Это жульничество! Да, но вполне оправданное.

Пункты (3) и (4) это ещё два уравнения с двумя неизвестными. Я ленивый и не хочу их записывать. Плюс я запутаюсь и перепутаю знак, поэтому позволю компьютеру решить их за меня.

Точнее, я воспользовался Wolfram Alpha. Рекомендую каждому иметь Wolfram в своём инструментарии, он довольно полезен.


Если a+c == 2b, то y0, y_peak и y_end лежат на одной прямой. То есть мы стреляем по прямой.

Скорость горизонтального перемещения при подвижной мишени


Итак, у нас есть два разных вычисления траектории. Однако враги обычно не стоят на месте, они перемещаются. Нам нужно вычислять траекторию, чтобы поражать подвижную мишень.

Именно здесь проявляются все достоинства скорости горизонтального перемещения. Задав скорость в плоскости земли, очень просто выполнить вычисления для подвижной мишени.


  1. Где X позиция мишени, а V её скорость
  2. Возводим обе части в квадрат.
  3. Преобразуем в квадратное уравнение
  4. Применяем формулу корней квадратного уравнения

Пункты с 5 по 9 см. в предыдущем разделе.


Меня это очень радует. Пиу-пиу-пиу!

Постоянная скорость с подвижной мишенью


А что если нам нужно поразить подвижную мишень снарядом с постоянной скоростью? Ой-ёй. Это очень запутанная задача! Даже не знаю, как к ней подступиться.

За всю мою карьеру мне не доводилось её решать. Обычно в играх не нужна точная артиллерия. Это просто неинтересно! Вместо этого мы приблизительно вычисляем будущую позицию и целимся в случайную точку рядом с ней. Игроки воспринимают артиллерийский огонь как дождь из глупых снарядов, а не как гарантированную смерть с лазерным наведением.

В процессе написания этого поста я нашёл решение задачи снаряда с постоянной скоростью и движущейся мишени, которого не было в Интернете в готовом виде. Стоит заметить, что вам, вероятно, не понадобится реализовывать его в своей игре. Но я потратил на него много времени, поэтому не хочу, чтобы оно было потеряно впустую!

Уравнения четвёртой степени


Скорее всего, вы не захотите использовать его в своей игре именно из-за уравнений четвёртой степени. По сути, для решения требуется одно из таких уравнений.


Квадратные уравнения имеют простое и изящное решение в виде формулы корней квадратного уравнения. Кубические уравнения решаемы несколькими разными способами. Однако уравнения четвёртой степени это настоящая головная боль.

Решение таких уравнений находится далеко за рамками этой статьи. Честно говоря, и за пределами моих математических способностей. К счастью для нас, в книге 1990 года Graphics Gems I есть код для решения уравнений четвёртого порядка. Я использовал этот код для своего демо. Не могу гарантировать его точности и численной устойчивости, используйте его крайне осмотрительно.

Способ первый


Итак, давайте его решим. Каким должен быть угол выстрела снарядом с постоянной скоростью по движущейся мишени? Этот способ взят из поста 2007 года Джеймса Макнейлла и дополнен информацией Райана Джакетта.


  1. Где P позиция мишени, а V скорость мишени
  2. Возводим обе части в квадрат
  3. Преобразуем
  4. Вычисляем коэффициенты уравнения четвёртого порядка и вставляем в SolveQuartic
  5. Используем t для вычисления позиции мишени при вычислении траектории до неподвижной точки.

Способ работает. Все сложные задачи выполняет SolveQuartic. Затем мы используем решение для неподвижной мишени, изложенное выше.

Способ второй


Прежде чем я нашёл первый способ, я вывел решение другим способом. Оно состоит из гораздо большего количества шагов. Однако я нахожу конечный результат более изящным. Плюс я потратил примерно восемь листов бумаги и не хочу, чтобы эти деревья пожертвовали собой зазря.


Чёрт возьми. 32 шага!? Это хуже, чем кажется.

17 объявляем переменные.

811 объявляем систему уравнений. Четыре уравнения, четыре неизвестных d, e, f, t.

1215 вычисляем по (8) величину d. Перемножаем d^2 на будущее.

1619 вычисляем по (10) величину f. Перемножаем f^2 на будущее.

2024 вычисляем по (9) величину e. Перемножаем e^2 на будущее.

2527 вычисляем по (11) величину e^2. Подставляем d^2 и f^2.

2830 приравниваем (27) к (24). Умножаем на t^2 и преобразуем в уравнение четвёртой степени.

31 подставляем коэффициенты в SolveQuartic.

32 подставляем положительные вещественные корни в (14), (18), (23) для d, e, f.

Код довольно короткий. Объявлению переменных отведено больше строк, чем самим вычислениям! Разумеется, кроме SolveQuartic.



Предупреждение


Код, написанный для этого теста, не проверен в бою, а пост никем не рецензировался. Вероятно, в нём есть несколько опечаток, ошибок и неучтённых пограничных случаев. Если найдёте подобные ошибки, пожалуйста, сообщите мне. Втайне, чтобы никто не узнал о моём позоре.

Рассматривайте этот код не как готовое решение, а как опорную точку.

Инструменты


При создании этого поста я использовал несколько инструментов. Многие из них были для меня новыми.


Синтаксис LaTeX ужасен, его сложно учить. Все формулы LaTeX можно найти здесь. Вот пример:


Заключение


Вот и всё. Я потратил на этот пост гораздо больше времени, чем ожидал. Я решил задачу, которую никогда не решал прежде и изучил несколько новых инструментов. И это того стоило.

В этом посте нет ничего нового или оригинального. Я пытался объяснять подробно, но чтобы не быть при этом слишком многословным. Мне очень нравится, что теперь полные описания можно найти в одном месте. Надеюсь, они окажутся полезными для людей.

Исходный код

Проект Unity

Unity-демо в WebGL
Подробнее..

Алгоритм симуляция движения космического аппарата по спиральной траектории под действием малого ускорения

04.02.2021 12:07:48 | Автор: admin

Рассмотрим алгоритм симуляция движения космического аппарата (КА) по спиральной траектории (СТ) под действием малого ускорения (МУ).

Алгоритм подразумевает замену непрерывного малого ускорения на серию мгновенных импульсов прикладываемых к КА через равные промежутки времени, при этом промежутки времени подбираются автоматически таким образом чтобы при разгоне КА никогда не покидал "условный" I квадранта координатной плоскости, что наиболее точно соответствует движению с непрерывным ускорением.

Алгоритм будет рассмотрен аналитически без привязки к какому либо компьютерному языку или конкретной планете для возможности его последующей адаптации к любому компьютерному языку и/или планете по выбору.

Алгоритм был проверен автором на MASM64 с применением Extended precision (расширенной точностью).

  • Параметры нулевой точки

Зная экваториальный радиус (Re) планеты и высоту (Halt) положения КА над экватором, находим радиус перицентра (rp), по формуле:

r_p = R_e + H_{ alt }

1) Зная гравитационный параметр (mu) находим скорость (V0) относительно (ЦГ) планеты, по формуле:

V_0 = \sqrt { \mu / r_p}

2) Находим время (Tp) полного оборота (ПО) по формуле:

T_p = \frac{2 \pi r_p}{V_0}

3) Зная мощность (N0) двигателя и скорость (Vrm) истечения реактивной массы, находим расход реактивной массы (mr) в секунду, по формуле:

m_{r} =\frac{2 N_0}{V_{rm}^2}

4) Находим начальную продолжительность (dTI) импульса двигателя, определяя ее как 1/4 периода ПО по формуле:

\Delta T_I = T_p / 4

5) Принимаем начальное время (dT0) равным нулю, по формуле:

\Delta T_0 = 0.0
  • Точка рестарта

6) Находим расход реактивной массы (mrdt) за один импульс продолжительностью dTI, по формуле:

m_{ r \Delta T_I } = m_{ rt } \cdot \Delta T_I

7) Находим массу (mc) после импульса, по формуле:

m_c = m_0 - m_{ r \Delta T_I }

8) Находим дельту скорости (dV0) после импульса, по формуле:

\Delta V_0 = \ln ( m_0 / m_c ) \cdot V_{rm}

9) Находим скорость (V) после импульса, по формуле:

V = V_0 + \Delta V

10) Находим эксцентриситет (e) орбиты, по формуле:

e = \frac { V^2 \cdot r_p } { \mu } - 1.0

11) Находим большую полуось (a), по формуле:

a = \frac { r_p } { 1.0 - e }
  • Параметры N точки траектории до импульса

12) Находим средние движение (n), по формуле:

n = \sqrt { \mu / a^3 }

13) Находим среднею аномалию (M), по формуле:

M = n ( \Delta T_I + \Delta T_{ n-1 } )

14) Принимаем приблизительную среднюю аномалию Mapprox(0) равной среднею аномалию (M), по формуле:

M_{ approx (0) } = M

15) Находим приблизительную эксцентрическую аномалию Eapprox(n), по формуле:

E_{ approx (n) } = M_{ approx (n-1) } - \frac { \sin (M_{ approx (n-1) } ) \cdot e} { 1.0 - \cos ( M_{ approx (n-1) } ) \cdot e }

16) Находим приблизительную среднюю аномалию Mapprox(n), по формуле:

M_{ approx (n) } = E_{ approx (n) } - \sin ( E_{ approx (n) } )

17) Если условие указанное ниже верно, переходим к пункту 15:

M \neq M_{ approx (n) }

18) Принимаем эксцентрическую аномалию (E) равной Eapprox(n), по формуле:

E = E_{ approx (n) }

19) Если условие указанное ниже верно, переходим к пункту 21 :

E < \frac{ \pi } {2}

20) Принимаем новое значение dTI по формуле указанной ниже и переходим к пункту 6:

\Delta T_I = \Delta T_I / 2

21) Находим катет эксцентрической аномалии (X), по формуле:

X = ( \cos (E) - e) \cdot a

22) Находим фокальный параметр (p), по формуле:

p = a \cdot (1.0 - e^2)

23) Находим катет эксцентрической аномалии (Y), по формуле:

Y = \sin (E) \cdot a \cdot \sqrt { (1.0 - e^2) }

24) Находим радиус-вектор (r), по формуле:

r = \sqrt { X^2 + Y^2}

25) Находим синус фета (sin(theta)), по формуле:

\sin (\theta) = Y / r

26) Находим радиальную скорость (Vrad), про формуле:

V_{rad} = \sqrt { \frac { e^2 \cdot \sin^2 ( \theta ) \cdot \mu } {p} }

27) Находим поперечную скорость (Vnor), по формуле:

V_{nor} = \sqrt {p / r^2}

28) Находим полную скорость (Vn), по формуле:

V_n = \sqrt { V_{rad}^2 + V_{nor}^2}

29) Находим косинус фи (cos(phi)), по формуле:

\cos ( \phi ) = V_{rad} / V_n

30) Находим синус фи (sin(phi)), по формуле:

\sin ( \phi ) = V_{nor} / V_n
  • Параметры N точки после импульса

31) Находим массу (mc) после импульс, по формуле:

m_c = m_n = m_{ (n-1) } - m_{ r \Delta T_I }

32) Находим дельту скорости (dV) после импульса, по формуле:

\Delta V = \ln ( m_{n-1} / m_n ) \cdot V_{rm}

33) Находим скорость (Ve) выхода из гравитационного поля планеты, по формуле:

V_e = \sqrt{ 2 \cdot V_n }

34) Если условие указанное ниже верно, выходим из алгоритма:

\Delta V > V_e

35) Находим скорость V(n+1) после импульса, по формуле:

V_{n+1} = V_n + \Delta V_n

36) Находим радиальную скорость (Vrad), по формуле:

V_{rad} = \cos (\phi) \cdot V_{n+1}

37) Находим фокальный параметр (p), по формуле:

p = \frac { (V_{n+1} \cdot \sin ( \phi ) \cdot r )^2 } { \mu }

38) Находим эксцентриситет (е), по формуле:

e = \sqrt { \frac {V_{rad}^2 \cdot p} { \mu } + \bigg( \frac { p - r } { r } \bigg)^2 }

39) Находим косинус фета cos(theta), по формуле:

\cos (\theta) = \frac {p-r} {r \cdot e}

40) Находим катет эксцентрической аномалии (Y), по формуле:

Y = r \sqrt { 1 - \cos^2 ( \theta ) }

41) Находим большую полуось (а), по формуле:

a = \frac { p }{ 1.0 - e^2 }

42) Находим катет эксцентрической аномалии (X), по формуле:

X = \cos ( \theta ) \cdot r + e \cdot a

43) Находим синус фета sin(theta), по формуле:

\sin ( \theta ) = Y / r

44) Находим эксцентрическую аномалию E, по формуле:

E = \arcsin (E)

45) Находим среднею аномалию (Mn), по формуле:

M_n = E - \sin (E)

46) Находим средние движение (n), по формуле:

n = \sqrt { \frac { \mu } { a^3 } }

47) Находим среднею аномалию (Mn+1), по формуле:

M_{n+1} = M_n / n + \Delta T_I

48) Переход к пункту 14

Подробнее..

Обмен химическим топливом между восходящими и нисходящими космическими аппаратами

23.02.2021 00:18:51 | Автор: admin

Предположим что в не столь отдаленном будущем на Луне организованна добыча воды в промышленных масштабах и налажено производство из нее кислород/водородного ракетного топлива.

После чего совершенно разумно возникает вопрос о возможности доставки указанного топлива на низкую опорную орбиту Земли (НОО) для последующего использования его для транспортировки грузов с НОО на поверхность луны (ПЛ).

Будем условно называть направление Луна-Земля восходящим, а Земля-Луна нисходящим.

Экономическая оправданность доставки топлива на НООЗ с ПЛ подтверждается простым сравнением первой космической скорости для Земли 7.920 км/с и второй космической скорости для луны 2.376 км/с, а с учетом возможности проложить траекторию через точку Лангража-1 скорость для транслунного перелета можно снизить до 2.264 км/с.

Принимая скорость истечения кислород/водородного топлива I_sp = 4.650 км/с, находима относительный расход M_F21 топливадля перемещения космического аппарата (КА) единичной массы по маршруту ПЛ-НОО по формуле:

M_{F21}=e^\frac{V_{21}}{I_{sp}}-1=e^\frac{2.264}{4.650}-1=0.62723=62.72\%

Принимая скорость перехода на транс лунную орбиту V_2=3.128 км/с, находима относительный расход M_F12 топлива для перемещения КА единичной массы по маршруту НОО-ПЛ по формуле:

M_{F12}=e^\frac{V_{12}+V_{21}}{I_{sp}}-1=e^\frac{3.128 + 2.264}{4.650}-1=2.18856=218.86\%

Допустив разумное предположение что в обе стороны идет равный грузопоток, и следовательно масса КА при всех маневрах остается постоянной, то есть по достижению конечной точки маршрута КА выгружает/загружает груз одинаковой массы находим относительный расход M_F212топлива для перемещения КА единичной массы по маршруту ПЛ-НОО-ПЛ по формуле:

M_{F212}=e^\frac{V_{21}+V_{12}+V_{21}}{I_{sp}}-1=e^\frac{2.264+3.128 + 2.264}{4.650}-1=4.18885=418.89\%

Допустив разумное предположение о массе КА в 100,0 тонн и массе перевозимого груза также 100,0 тонн получаем массу топлива 837,78 тонн для полного рейса. Вполне разумные массогабаритные характеристик для гипотетической одноступенчатой ракеты оснащенной тепловым щитом для аэродинамического торможения.


Предположим что на последнем этапе своего полета КА вместо прямого спуска на ПЛ сперва перейдет на низкую круговую орбиту луны где встретиться с другим КА только что стартовавшим с поверхности луны который передаст ему топливо для посадки, определим относительный расход топлива для такой ситуации по формулам:

M_{F313}=e^\frac{V_{31}+V_{12}+V_{31}}{I_{sp}}-1=e^\frac{0.591+3.128 + 0.591}{4.650}-1=1.52661=152.66\%M_{F23}=e^\frac{V_{23}}{I_{sp}}=e^\frac{1.674}{4.650}=0.43333=43.33\%M_{F1}=(1+M_{F313}+M_{F23}) \cdot (1+M_{F23})-1M_{F1}=(1+1.5266+0.4333) \cdot (1+0.4333)-1=3.2424=324.24\%

Как можно заметить требуемый запас топлива при подобном маневре уменьшился с 418,89% до 324,24%, иными словами передача топлива между КА летящим к земле и луне соответственно уменьшила требуемую массу топлива на 22,6%, с 837,78 тонн первоначальных тон до 648,48 тонн. Указанный эффект основан на том что в первоначальном варианте имело место быть двойная перевозка когда топливо необходимое для посадки на ПЛ сперва было доставлено на НОО, а потом обратно доставлено на низкую лунную орбиту.

Рассмотрим вариант двойной передачи топлива выбрав в качестве второй точки, точку Лагранжа-1, где относительная скорость восходящего и нисходящего КА близки к нулю, по формулам:

M_{F12}=e^\frac{V_{12}}{I_{sp}}-1=e^\frac{3.128}{4.650}-1=0.95950=95.95\%M_{F31}=e^\frac{V_{31}}{I_{sp}}-1=e^\frac{0.591}{4.650}-1=0.13553=13.55\%M_{F2}=\big((1+M_{F12}+M_{F31}) \cdot (1+M_{F31})+M_{F23}\big) \cdot (1+M_{F23})M_{F2}=\big((1+0.9595+0.1355) \cdot (1+0.1355)+0.4333 \big) \cdot (1+0.4333)-1=3.0307=303.07\%

Как можно заметить во второй раз экономия топлива уже не столь значительна хотя и по-прежнему ощутима и составила 27,6% от первоначальной массы топлива, которая благодаря такому маневру снизилась до 606,14 тонн.

Рассмотрим последний вариант тройной передачи топлива где в качестве третьей точки выберем любую точку на высоко эллиптическую орбиту, то есть при спуске из точки Лагранжа-1 мы первоначально совершим маневр перехода на высокоэллиптическая орбиту, где передадим половину топлива восходящему КА, а уже потом перейдем на круговую орбиту, расход топлива определим по формулам:

M_{F12/2}=e^\frac{V_{12/2}}{I_{sp}}-1=e^\frac{3.128/2}{4.650}-1=0.39982=39.98\%M_{F2}=\big((1+0.3998 \cdot 2) \cdot (1+0.1355)+0.4333\big) \cdot (1+0.4333)-1=2.54991=254.99\%

Как можно заметить маневр с разложением импульса перехода на транслунную орбиту на два последовательных импульса дал значительную экономию условного топлива позволив снизить его первоначальную массу на 39,1%, то есть практически на 2/5.

Как видно идея последовательного обмена/передачи топлива между космическими аппаратами на межпланетных трассах может позволить серьезно уменьшить влияние формулы Циолковского и значительно сэкономить объемы топлива.

Стоит отметить что КА не обязаны встречаться "лично" в указанных точках могут быть размещены топливные депо оборудованные для приема/передачи и длительного хранения топлива. Мощные солнечные батареи и теневые экраны позволят хранить криогенные компоненты значительно дольше и со значительно меньшими потерями.

Подробнее..

Обмен компонентами химического топлива между восходящими и нисходящими космическими аппаратами

24.02.2021 02:21:58 | Автор: admin

Данный пост является продолжением идей высказанных мной в предыдущем посте, если какая либо часть рассуждений кажется Вам недостаточно раскрытой возможно вы сможете найти ответ в предыдущем посте.

В одном из комментариев мне был высказан справедливый упрек что использование воды в качестве ракетного топлива довольно расточительный подход который не может являться основанием для долгосрочного стабильного освоения лунных ресурсов, также в другом комментарии был задан вопрос что именно я предполагаю постоянно перевозить с поверхности луны на низкую околоземную орбиту, данный пост, как мне кажется, должен дать ответ на оба этих вопроса.

В качестве ответа на оба приведенных выше вопроса я предлагаю полностью отказаться от производства кислород/водородного топлива из лунной воды и перейти к использованию кислорода из лунного грунта, который образуется в качестве отхода при производстве металлов. второй же компонент топливной пары, а именно водород я предлагаю экспортировать с Земли.

На незамедлительные возражения что вывод полезной нагрузки на НОО земли весьма энергозатратный я отвечу что водород составляет всего лишь 11% от полной массы топлива и при необходимости делать выбор тратить энергию поднимая водород с земли или извлекать его из столько ценного ресурса как лунная вода для меня выбор очевиден.

Так же предложение использовать лунный кислород одновременно дает ответ на вопрос что можно вывозить с ПЛ в столь значительных объемах на НОО земли и этот ответ тот же самый кислород.

Учитывая все выше сказанное рассмотрим повторно полет по маршруту ПЛ-НОО-ПЛ но уже опираясь на новые предпосылки. Для упрочения понимания опустим расчеты и будем оперировать уже готовыми цифрами приняв в качестве начальных данных следующие величины

I_SP = 4650 м/с

V_M1 = 1674 м/с

V_M2 = 0591 м/с

V_E2 = 3128 м/с

VE22 = V_E2 / 2 = 1564 м/с

КА на поверхности луны заправлен 680,7 тоннами топлива из которых 654,6 тонн это лунный кислород и 26,2 тонна земной водород ранее доставленный

КА стартует с поверхности луны на низкую опорную лунную орбиту расходуя 236,0 тонн топлива из которых 209,8 тонны кислород и 26,2 тонна водород. Остаток топлива 444,8 тонн кислорода.

КА стыкуется с с орбитальной топливозаправочной станцией ОТЗС, передает на нее 87,1 тонну кислорода и получает 6,1 тонну водорода. Остаток топлива 363,8 тонн из которых 357,7 тонн кислорода и 6,1 тонна водорода.

КА переходи на транслунную траекторию расходуя 55,3 тонны топлива из которых 49,7 тонн кислород и 6,1 тонна водород. Остаток топлива 308,5 тонн кислорода.

КА стыкуется с ОТЗС расположенной в точке Ласгранжа-1 и передает на нее 29,2 тонны кислорода. Остаток топлива 279,0 тонн кислорода.

КА выполняет аэродинамическое торможения и переходит на высокоэллиптическую орбиту с апогеем/перигеем ХХХ/ХХХ.

КА стыкуется с ОТЗС расположенной на высокоэллиптической орбите и передает на нее 87,7 тонн кислорода. Остаток топлива 191,6 тонна кислорода.

КА выполняет аэродинамическое торможения и переходит на низкую круговую орбиту земли.

КА стыкуется с ОТЗС расположенной на низкой околоземной орбите и передает на нее 100,0 тонн кислорода и получает 69,4 тонн водорода. Остаток топлива 161,0 тонна, из которых 91,6 тонн кислород и 69,4 тонны водород.

По итогу перелета луна-земля 100,0 тонн кислорода переданных на ОТЗС являются грузом который КА доставил на низкую опорную орбиту Земли.

КА выполняет разгон и переходит на высокоэллиптическую орбиту с апогеем/перигеем ХХХ/ХХХ расходуя 103,1 тонну топлива из которых 91,6 тонн кислород и 11,5 тонн водород. Остаток топлива 57,9 тонн водорода.

КА стыкуется с ОТЗС расположенной на высокоэллиптической орбите и получает от нее 87,7 тонн кислорода. Остаток топлива 145,6 тонн топлива из которых 87,7 тонн кислорода и 57,9 тонн водорода.

КА выполняет разгон и переходит на транслунную орбиту расходуя 98,7 тонн топлива из которых 87,7 тонн кислорода и 11,0 тонн водорода. Остаток топлива 46,9 тонн водорода.

КА стыкуется с ОТЗС расположенной в точке Ласгранжа-1 и получает от нее 29,2 тонны кислорода. Остаток топлива 76,1 тонна из которых 29,2 тонны кислорода и 46,9 тонн водорода.

КА выполняет торможение и переходит на низкую опорную орбиту Луна расходуя 32,9 тонн топлива из которых 29,2 тонны кислорода и 3,7 тонны водорода. Остаток топлива 43,2 тонны водорода.

КА стыкуется с ОТЗС расположенной на низкой опорной окололунной орбите передает на нее 6,1 тонну водорода и получает 87,1 тонну кислорода. Остаток топлива 124,2 тонны топлива из которых 87,1 тонна кислорода и 37,1 тонна водорода.

КА приземляется на поверхность луны расходуя 98,0 тонн топлива из которых 87,1 тонна кислорода и 10,9 тонн водорода. Остаток топлива 26,2 тонны водорода.

По итогам данного рейса КА доставил 100,0 тонн кислорода с поверхности луны на низкую околоземную орбиту и 100,0 тонн груза с низкой орбиты на поверхность луны израсходовав на это суммарно 554,6 тонн лунного кислорода и 69,4 тонн земного водорода.

Заранее упреждая возражения о сложности конструкции ракет с криогенными компонентами, особенно на водороде, скажу что организационные способы преодоления данной проблемы вполне реалистичны и будут пояснены в следующих постах.

Также в следующих постах, если они будут, предполагается отвезти 100,0 тонн кислорода на низкую марсианскую орбиту и привезти от туда 100,0 тонн хлора на поверхность луны для нужд химической и металлургической промышленности.

Подробнее..

Добыча (подъем) водорода из атмосферы Урана

27.02.2021 22:08:03 | Автор: admin

Представим космический аппарат (КА), передняя часть которого состоит из центрального конуса обтекателя и кольцевого газозаборника по его краям, при этом соотношение площади основания конуса и кольцевого газозаборника подобрана таким чтобы обеспечить минимальный нагрев водорода, составляющего основную массу газа поступающего в газозаборника, при движении КА через атмосферу планеты. Идеальной ситуацией был бы полный отказ от конуса обтекателя, но данный элемент скрывает за собой механизмы и устройства КА а также бак товарного водорода, по этому при возможности он должен быть как можно меньше но не может иметь нулевую площадь.

Разделим поступающий поток водорода на два, массовое соотношение между которыми установим позже. Подвергнем первый поток резкому значительному сжатию посредством сужения канала через который он протекает и как следствие значительному возрастанию температуры потока. Одновременно будет производить охлаждение первого потока за счет второго. При достижении определенно давления первого потока отводим его из тракта теплообмена и подвергаем его резкому расширению что приводит к его конденсации. Результатом данного процесса является сжижение атмосферного водорода поступившего на борт КА который направляется в бак товарного водорода.

Второй поток водорода нагретый за счет первого направляем в прямоточный твердофазный ядерный двигатель где нагреваем его до температуры более 3000К и выбрасываем с обратной стороны КА через с сопло с удельным импульсом I_{SP}=3,000км/с, для компенсации сопротивления атмосферы и увеличения массы КА за счет товарного водорода.

Интересной особенностью такого движения является то что на него не распространяется формула Циолковского потому что при данном движении скорость КА остается постоянной и извиняется лишь его масса.

Определим какое должно быть массовое соотношение между двумя потоками водорода пренебрегая различными потерями связанными с несовершенством конструкции.

Принимая первую космическую скорость V1=15.061км/с, а скорость вращения планеты на экваторе V_E=2.590км/с, находим скорость V_{atm} движения космического аппарата относительно атмосферы планеты по формуле:

V_{atm}=V_1-V_E=15.061-2.590=12.471км/с

Находим массовое отношение m_1 по формуле:

m_1=\frac{V_{atm}}{I_{SP}}=\frac{12.471}{9.000}=1.385(6)

Таким образом получается что из каждый 2,385(6) единиц массы поступающих на борт КА 1,385(6) направляется в прямоточный ТфЯРД, а 1,0 единиц массы в бак товарного водорода.

Не существует каких либо принципиальных ограничений на такой полет и как следствие он может продолжаться до полного заполнения товарного бака водородом.

Принимая Гомановскую скорости V_H=5.933км/с по трансземной траектории, находим полную отлетную скорость V_{UE}, по формулам:

V_{2-1}=(\sqrt{2}-1) V_1=(\sqrt{2}-1) 15.061=6.238км/сV_{UE}=\sqrt{V_H^2 +V_2^2}=\sqrt{6.238^2+5.933^2}=8.609км/с

Находим массовый расход водорода m_2 при переходе на трансземную траекторию по формуле:

m_2=e^{V_{UE}/I_{SP}}-1=e^{8.609/9.000}-1=1.6027

Находим полный массовый расход водорода m_3 связанный с выводом одно единицы массы на траснземную траекторию, по формуле:

m_3=(m_1+1)(m_2+1)-1=(1.385(6)+1)(1.6027+1)-1=5.209

Таким образом для вывода 1,0 единицы массы на трансземную орбиту из атмосферы Урана требуется 5,209 единиц реактивной массы, что в общем то меньше чем требуется для вывода полезной нагрузки с поверхности Земли.

Стоит отметь что время полета по траснземной траектории составит примерно 32,2 года. Не быстро конечно но в следующем посту, если он будет, будет показано что запуск водорода в сторону земли это лишь первый этап гораздо более сложного и хитрого плана по обеспечению земли реактивной массой на низкой опорной земной орбите.

Подробнее..

Добыча (подъем) кислорода из атмосферы Земли

28.02.2021 12:13:00 | Автор: admin

Этот пост написан в продолжение поста о "Добыча (подъем) водорода из атмосферы Урана", и описывает следующий этап доставки на низкую опорную орбиту земли (НОО) реактивной массы, но сперва хотелось бы дать пояснения по маневрированию КА на первом этапе.

КА осуществляющий сборку водорода (Сборщик) из атмосферы Урана в ходе своего рабочего цикла не покидает окрестностей планеты, после того как он будет полностью заправлен водородом он незначительно подымает свою орбиту, но в тоже время достаточно чтобы выйти за пределы атмосферы и перестать испытывать ее сопротивление и встречается там с транспортным кораблем Разгонщиком которому и передает собранный водород, а сам отправляется на следующий цикл сборки.

Разгонщик конструктивно состоит из двухступенчатой ракеты с ТфЯРД на каждой ступени, при этом водород подлежащий перевозке размещается не в отдельных емкостях полезной нагрузки а в топливных емкостях первой ступени, причина чего пояснена ниже.

Первая ступень производит поэтапный разгон в перицентре планеты до скорости +6,000км/с переводя аппарат на высокоэллиптическую орбиту Урана, где происходит встреча с Разгонщика со Сборщиком земного кислорода, заблаговременно прибывшим на указанную орбиту для встречи с Разгонщиком. Сборщик состыковывается со второй ступенью и заправляется товарным водородом размещенным в емкостях первой ступени. после окончания процесса заправки первая ступень отделяется и совершает аэроторможение в атмосфере планеты с переходом на парковочную орбиту для ожидания второй ступени.

Вторая ступень производит разгон Сборщика земного кислорода заправленного товарным водородом до скорости +2,600км/с, также в перицентре планеты но уже в один этап. После достижения требуемой скорости вторая ступень отделяется от Сборщика и незамедлительно начинает маневр торможения для возврата на высокоэллиптическую орбиту, на которой также как и первая ступень производит аэроторможение в атмосфере планеты.

Таким образом в 32,2 летний полет отправляется Сборщик земного кислорода заправленный водородом, а космические аппараты предназначенные для работы в атмосфере Урана не покидают окрестностей планеты.

Спустя 32,2 года сборщик земного кислорода (Сборщик) прибывает в окрестности Земли. Для придания статье драматизма предположим что масса Сборщика 100'000 тонн водорода, его подлетная скорость к поверхности планеты 13.858км/с, а эквивалентная энергия взрыва 2,4 мегатонны тротилового эквивалента.

Передняя конструкция Сборщика земного кислорода аналогична конструкции Сборщика водорода.

Так же как и при работе с водородом разделяем входящий поток воздуха на два. Первый поток смешиваем с горячим газообразным водородом, способ получения которого опишем ниже, и поджигаем получая горячий поток водяного пара с температурой более 3000К. Производим охлаждение первого горячего потока вторым посредством теплообмена до температуры ниже точки кипения воды. Поскольку представляется сомнительным добиться охлаждения первого потока вторым до точки кипения воды, с момента достижения первым потоком определенной температуры отводим его из тракта воздушного теплообмена и направляем его во второй теплообменник в котором производим его охлаждение посредством относительно холодного азота способ получения которого опишем ниже, далее направляем первый поток в третий теплообменник где продолжаем производит его охлаждение уже посредством жидкого водорода итогом этого этапа является получение горячей жидкой воды, которую направляем в бак товарной воды, и горячего газообразного водорода который направляем для сжигания. . В момент перехода горячего пара в жидкое состояние отделяем от него газообразный азот и направляем его во второй теплообменник для охлаждения горячего пара а далее во второй поток. В качестве баков товарной воды используем баки для хранения водорода по мере их освобождения при расходовании водорода

Горячий второй поток направляем в кормовую часть аппарата где производим его выброс через сопло для создания дополнительной тяги.

Итогом движения Сборщика кислорода через атмосферу Земли должен стать выход его на низкую опорную орбиту земли загруженным 900'000 тоннами воды полученной при сжигании инопланетного водорода в атмосфере земли. Таким образом можно добиться мультипликативного эффекта увеличив массу доставляемую на НОО в 9 раз.

Подтвердить изложенную идею расчетами в рамках данной статьи не представляется возможным потому что уже очевидно что даже предварительные расчеты покажут невозможность добиться девяти кратного роста выводимой массы. Данная проблема будет решена в следующей статье в которой и будет подкреплена общими расчетами принципиальной возможности подобного маневра.

Принципиальной особенностью Сборщика атмосферного кислорода является отсутствие на его борту ядерных силовых установок для исключения загрязнения атмосферы земли.

Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru