Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Катастрофа

Перевод Обсерватория Аресибо была для меня всем. Но я не смог спасти ее

31.05.2021 02:08:34 | Автор: admin

В удалении от крупных населенных пунктов, скрытая от посторонних глаз туманом и холмами, многие десятки лет работала крупнейшая в мире обсерватория Аресибо. Это было чудо инженерии. Зеркало радиотелескопа, 350-тонная тарелка в форме чаши, была собрана из примерно 40 000 перфорированных алюминиевых панелей. Размещался радиотелескоп в естественной воронке диаметром 305 метров.

На высоте примерно 140 метров от чаши находилась 900-тонная платформа треугольной формы. На ней размещалось необходимое для работы с радиосигналами оборудование. За 60 лет своей работы телескоп позволил совершить массу открытий, которые можно назвать революционными. К сожалению, недавно радиотелескоп был разрушен и восстановлению он не подлежит. В этой статье рассказывается о том, что привело к столь печальному финалу. Можно ли было спасти обсерваторию? Может быть, но проблем было очень много. Их вроде бы решили, но наступил неожиданный финал.

Как все начиналось


Впервые я побывал в обсерватории 35 лет назад, когда мне было 12 лет. Мы поехали к родственникам и посетили Аресибо, радиотелескоп, находившийся в нескольких километрах от дома, который мы посетили. Обсерватория произвела на меня огромное впечатление.

В 1995 году я вернулся туда уже будучи студентом. Это было захватывающее время. Тогда обсерватория отмечала свой 30-летний юбилей масштабным обновлением оборудования. В будние дни я анализировал результаты наблюдения нейтронных звезд с Кириаки Ксилури, одним из штатных астрономов обсерватории и экспертом как раз по нейтронным звездам. Как известно, такие звезды, диаметром всего в несколько километров, содержат огромное количество вещества, сжатого до невероятной плотности. Масса нейтронных звезд часто превышает массу Солнца. Результаты наблюдений за такими объектами окно в микро- и макромир, условия которых кардинально отличаются от того, что нам знакомо и того, что мы можем представить.

Размер и чувствительность радиотелескопа из Аресибо сделали его идеальным инструментом по изучению нейтронных звезд. Именно в этой обсерватории Рассел Халс и Джозеф Тейлор открыли первую двойную систему нейтронных звезд два объекта огромной массы, вращающиеся вокруг общего центра по малой орбите. Наблюдения ученых показали, что система теряет энергию, так что звезды медленно, очень медленно сближаются, в точности так, как предсказывает общая теория относительности Эйнштейна. В октябре 1993 года, менее чем за два года до моего 10-недельного пребывания в обсерватории, эта работа принесла двум ученым Нобелевскую премию по физике, что достаточно редко случается с астрономами.


В конце лета я поднялся на вершину платформы, находящейся над чащей, чувствуя себя нелепо в своей оранжевой каске и боясь взглянуть вниз. Я был на вершине мира. Спустя годы, подавая документы на вступление в аспирантуру, я попытался описать свои ощущения в личном эссе: хотел рассказать, как те 10 недель, проведенных в горах Аресибо, укрепили мое желание стать астрономом.

Постепенный упадок


Да, спустя десятилетие после описываемых выше событий начался упадок Аресибо. В 2005 году Национальный научный фонд (National Science Foundation) решил пересмотреть список грантов, предоставляемый обсерваториям и астрономам. Тогда все это обходилось Фонду в $190 в год. Конечно, Фонд регулярно пересматривал свое портфолио для того, чтобы убедиться в нормальном балансе между долгосрочными исследованиями, которые выполняют обсерватории и краткосрочными, для которых требуются гранты.

К сожалению, баланс никогда не был идеальным. Проблема в том, что новые обсерватории всегда получали средства на развитие, оборудование, операционные расходы. Все это более-менее совпадало с планами Фонда. А вот в случае уже существующих обсерваторий планы выполнялись не всегда. Обычно размер фонда заработной платы увеличивался год от года, соответственно, увеличивался и планируемый бюджет. Но вот финансирование самого NSF далеко не всегда росло такими же темпами. В начале 2000-х Фонд попросил группу крупных астрономов рассмотреть существующие траты, проекты и попробовать урезать расходы на $30 млн.


Обсерватория Аресибо тогда получала 10 млн долларов США ежегодно. Комиссия астрономов сразу же рекомендовала урезать эту сумму до $8 млн, а затем, в 2011 решила урезать расходы еще раз, уже до $4 млн. Комиссия решила стимулировать ученых искать международных партнеров, которые могли бы покрыть часть расходов. Если партнеры не найдутся, комиссия рекомендовала и вовсе закрыть Аресибо к 2011 году. В целом, обсерватории удалось найти финансирование, и просуществовать еще 10 лет.

В то время я получил степень PhD и получил доступ к отчету NSF. Мне было неприятно видеть, что предлагается сделать с обсерваторией. Особенное раздражение вызвал пункт, где говорилось о том, что Пуэрто-Рико, возможно, захочет оплатить операционные расходы обсерватории.

И это в то время, когда Пуэрто-Рико находилось в глубоком кризисе. Не работали многие госучреждения просто потому, что в бюджете закончились средства. В течение двух недель государственный аппарат практически не работал, около 100 000 госслужащих были уволены, правительство закрыло свыше 1600 государственных школ. Откуда, по мнению комиссии, государство могло достать средства?

У Пуэрто-Рико еще и не было сильного лидера в Конгрессе так что лоббировать интересы Аресибо было невозможно. Пример такого лидера Барбара Микульски, которая в начале 2000-х лоббировала запуск команды сервисного обслуживания телескопа Хаббл. У нее все получилось, в 2009 году Хаббл отремонтировали, а так в 2007 году его просто вывели бы из эксплуатации, да и все. С Аресибо, к сожалению, ничего не получилось.

У Пуэрто-Рико нет реального влияния в столице США, нет и делегации в Конгрессе, которая могла бы защищать интересы острова и его жителей. Остров представлен только одним человеком, чиновником, который может голосовать лишь по процедурным вопросам.


К сожалению, финансовые проблемы Пуэрто-Рико лишь начинались, так что Аресибо не ожидало ничего хорошего. К 2015 году 46% населения острова переступили черту бедности, тут уже было не до науки и спасения обсерватории.

Летом 2010 года Колумбийский университет предложил мне работу, и я стал штатным сотрудником. В декабре того же года меня пригласил Фонд для рассмотрения бюджета. Несмотря на усилия комиссии, бюджет Отделения астрономических наук оказался на десятки миллионов долларов США ниже необходимого минимума. Кроме того, большую часть выделенных средств оттягивало на себя строительство ультрасовременного радиотелескопа, Atacama Large Millimeter/Submillimeter Array. Нужно было финансировать это строительство, а также где-то найти $16 млн в год на строительство Солнечного телескопа Дэниела К. Иноуе ( DKIST ).

В свете всего этого появилась идея окончательно прекратить финансировать Аресибо. Тогда это казалось не просто хорошей идеей, но даже победой. Какие-то средства все же выделялись, но их не хватало на обновление деградирующей инфраструктуры или, тем более, приобретение новых инструментов. Обсерватория нашла новые источники финансирования, в частности, благодаря программе наблюдения за опасными для Земли астероидами.


Благодаря этой программе обсерватория Аресибо, у команды которой был огромный опыт изучения и измерения астероидов, получила около $2 млн, а в 2012 году $3,5 млн. Этого было достаточно для продолжения работы объекта, но не для обновления его инфраструктуры.

Но Фонд продолжал настаивать на идее прекращения работы обсерватории Аресибо. В одном из отчетов подробно рассчитывалась стоимость демонтажа объекта после вывода его из эксплуатации. По правилам, местность должна быть восстановлена до изначального состояния после прекращения работы подобного объекта. Авторы отчета сознательно сильно занизили цену демонтажа и последующих работ для того, чтобы показать привлекательность идеи.

Ситуация ухудшилась после того, как Роберт Керр, руководившией обсерваторией многие годы, решил уволиться. После этого партнеры Аресибо отказались от продления контракта и участь объекта была решена. Правда, в 2017 году у обсерватории появился шанс Университет Центральной Флориды решил защитить обсерваторию. Идея была в том, чтобы возложить финансирование Аресибо на Университет, а значит на штат Флорида. Это рискованный план, поскольку у самого Университета не было опыта в управлении столь масштабным объектом. Администрация штата должна была согласовать этот план, чтобы он стал реальностью.

Спасение телескопа и неожиданный конец всего


Фонд NSF принял предложение Флориды, согласившись не закрывать объект. Но здесь появился и другая проблема, еще более серьезная, чем недостаточное финансирование ураган Мария. Он обрушился на Пуэрто-Рико, причинив всему острову ущерб на 90 млрд долларов США. Обсерваторию тоже потрепало была сорвана с платформы 100-метровая антенна, при ее падении были повреждены сотни алюминиевых панелей. Долгое время к оборудованию в долине под тарелкой можно было добраться лишь на лодке. Тем не менее, восстановить работоспособность радиотелескопа удалось удивительно быстро уже через девять дней после того, как ураган затих, телескоп продолжил собирать данные.

Несмотря на ураган, дело пошло на лад Флорида согласилась взять на себя обслуживание телескопа. Ученые из Фонда предложили добавить в конструкцию специальную систему с криогенным охлаждением, которая позволяла обнаруживать новые пульсары, нейтронные звезды и показывать струи водорода у ближайших галактик. Инструмент планировалось установить в 2022 году. В августе 2019 года Фонд выделил 12,3 млн долларов США на ремонт после урагана, плюс НАСА предоставило крупный грант для реализации программы поиска потенциально опасных для Земли объектов.

Беда пришла, откуда не ждали: лопнул один из метталлических тросов, поддерживающих конструкцию. Он упал с огромной высоты, рассекая все панели в чаше, что попадались ему по пути. Это не было огромной проблемой нужно было просто заменить кабель и 250 уничтоженных панелей.

6 ноября к Пуэрто-Рико отправился транспорт с новым кабелем. Но тут лопнул еще один. И тогда Фонд, представители которого проконсультировались с рядом инженерных компаний, заявил, что любые ремонтные работы будут слишком опасны. Проблема в том, что устойчивость как самой платформы, так и ее опорных башен была нарушена. Когда все это рухнет было уже лишь вопросом времени.

Первого декабря произошла финальная катастрофа лопнуло еще несколько кабелей, и платформа, нависавшая над чащей, рухнула вниз. Было похоже на то, что на телескоп сбросили бомбу.


Сегодня некоторые объекты обсерватории функционируют, но все знают, что радиотелескоп никогда не будет восстановлен. Обсерватории пришел конец. Я так и не смог себя заставить посмотреть запись катастрофы, которая уничтожила Аресибо.


Сын автора статьи осматривает телескоп в 2019 году

Подробнее..

Перевод Как выжить, если вы падаете со скоростью 190 кмч с высоты 10 000 метров, и у вас в запасе есть три минуты

19.02.2021 00:11:18 | Автор: admin


Вы оказались на высоте десяти километров, и падаете без парашюта. Шансов у вас немного, однако небольшое количество людей, оказавшись в подобной ситуации, сумели выжить

6:59:00, высота 10 000 м




Вчера вы рано легли, а сегодня у вас был ранний рейс. Вскоре после взлёта вы засыпаете. И вдруг вы резко просыпаетесь вокруг вас свистит холодный воздух и раздаётся шум. Ужасный и громкий. Где я? думаете вы. Где самолёт?

Вы на высоте 10 км. Один. И вы падаете.

Неприятная ситуация. Самое время сконцентрироваться на положительных сторонах (да, кроме той, что вы выжили после разрушения самолёта). Гравитация работает против вас, зато другая сила на вашей стороне: время. Хотите верьте, хотите нет, но эта ситуация лучше той, в которой вы упали с балкона верхнего этажа отеля, приняв на грудь слишком много.

Ну, по крайней мере, она станет лучше. На таких высотах недостаточно кислорода, и у вас начинается гипоксия. Скоро вы потеряете сознание, и пролетите не меньше полутора километров до того момента, как очнётесь снова. А после этого вспомните этот текст. Ведь ваша следующая остановка поверхность Земли.

Конечно, шансы выжить после падения с десятикилометровой высоты чрезвычайно малы, однако оказавшись в подобной ситуации, вы ничего не потеряете, если хорошенько в ней разберётесь. С самолёта можно упасть двумя способами. Первый свободное падение, без всякой защиты и средств для замедления спуска. Второй стать наездником на обломках, как назвал эту ситуацию историк-любитель из Массачусетса Джим Гамильтон, собравший страничку исследований случаев свободного падения. Это что-то вроде онлайн-базы по всем случаям падений людей с высоты, после которых они выжили.

Во втором случае вы можете получить преимущество, если прицепитесь к какой-то части развалившегося самолёта. В 1972 году сербская стюардесса Весна Вулович находилась в самолёте McDonnell Douglas DC-9, летевшем над территорией Чехословакии, и внезапно взорвавшемся в воздухе. Она упала с высоты 10160 метров, будучи зажатой между сиденьем, тележкой с едой, частью фюзеляжа и телом ещё одного члена экипажа. Она приземлилась на заснеженном склоне, и перед полной остановкой соскользнула с него. В результате она получила серьёзные травмы, но выжила.

Выжить после падения, будучи окружённым немного защищающими тебя предметами, получалось чаще, чем выжить после падения без посторонних предметов. Известен случай Алана Маги, героя американского сборника удивительных фактов Ripley's Believe It or Not!. В 1943 году его самолёт B-17 сбили над Францией. Лётчик из Нью-Джерси упал с высоты 7 000 м, и столкнулся с крышей железнодорожного вокзала, после чего провалился внутрь. Впоследствии его взяли в плен немецкие войска, поражённые тем, что он выжил.

Прицепились ли вы к обломку фюзеляжа, или падаете свободно, больше всего вас интересует концепция предельной скорости. Под воздействием гравитации вы падаете всё быстрее. Но, как и любой движущийся объект, вы испытываете сопротивление воздуха тем большее, чем быстрее вы двигаетесь. Когда сила гравитации сравняется с сопротивлением воздуха, ускорение прекращается вы достигаете максимума.

В зависимости от вашего размера и веса, и факторов типа плотности воздуха, ваша максимальная скорость окажется равной примерно 190 км/ч. Достигнете вы её удивительно быстро пролетев всего порядка 450 м (высота Останкинской башни 540 м). А равенство скорости означает, что вы врежетесь в тротуар с одинаковой силой. Разница только в промежутке времени. Спрыгнув с Останкинской башни, вы упадёте через 13 секунд.

После того, как вы выпадете из самолёта, у вас будет столько времени, что вы сможете прочитать почти всю эту статью.

7:00:20, высота 6700 м




Вы спустились достаточно низко для того, чтобы спокойно дышать. Ваше сознание резко вернулось. На такой высоте до падения остаётся около 2 минут. Ваш план простой: вам нужно войти в состояние дзена и решить выжить. Вы поймёте, что, как отметил Гамильтон, вас убивает не падение, а приземление.

Не теряя присутствия духа, вы прицеливаетесь.

Но во что? Падение Маги на каменный пол французского вокзала смягчила его стеклянная крыша. Стекло наносит травмы, но и помогает вам. Как и трава. Стога сена и кусты смягчали падение людей, которые потом удивлялись, что выжили. Деревья тоже подойдут, хотя на дерево можно и нанизаться, как на шампур. Снег? Конечно. Болота? С грязной поверхностью, покрытой растительностью ещё лучше.

У Гамильтона описан один случай с парашютистом, который после полного отказа парашюта спасся, спружинив от проводов линии электропередачи. А вот вода ужасный выбор, несмотря на популярное заблуждение. Жидкость, как и бетон, не сжимается. Упасть в океан по сути, то же самое, что упасть на тротуар. Только тротуар не раздвинется, поглотив ваше разбитое тело, как поясняет Гамильтон.

Выбрав цель, можно переходить к правильному положению тела. Чтобы замедлить спуск, изобразите парашютиста. Расправьте руки и ноги, грудь поверните к земле, выгните спину и голову вверх. Вы увеличите трение, и вам будет легче маневрировать. Но не расслабляйтесь эта поза не для приземления.

К сожалению для вас в такой ситуации, вопрос о наилучшей позе для приземления остаётся предметом споров. В исследовании от 1942 года в журнале War Medicine отмечалось, что распределение и компенсация давления играют большую роль в уменьшении травм. Рекомендация: приземление всей площадью тела. Однако в отчёте от 1963 года федерального агентства авиации утверждается, что переход в классическую позу парашютиста ноги вместе, пятки вверх, колени и бёдра сжать увеличивает шансы на выживание. В том же исследовании отмечалось, что людям помогают выживать навыки акробатики и борьбы. Особенно полезными для падения на твёрдые поверхности признаны занятия единоборствами. Обладатель чёрного пояса может, по отзывам, ломать дерево одним ударом, пишут авторы, считающие, что подобные навыки пригодятся в рассматриваемой ситуации.

Лучшим уроком по методу обучение методом проб и ошибок будет история японского парашютиста Ясухиро Кубо, обладателя мирового рекорда в банзай-категории парашютного спорта. Этот парашютист выбрасывал из самолёта парашют, затем прыгал следом за ним, выжидал максимально возможное время, потом догонял его, надевал и дёргал за кольцо. В 2000 году Кубо прыгнул с высоты в 3000 метров, и падал 50 секунд перед тем, как схватить свой парашют. Более безопасный метод обучения использования симуляторов-аэротруб, которые можно найти в различных парках аттракционов.

Но эти методы не помогут вам натренировать самую сложную задачу приземление. Для этого можно рассмотреть такой вариант хотя не сказать, что мы его советуем как прыжок с самого высокого моста в мире (на момент строительства), виадука Мийо. Одна из его опор имеет высоту в 341 метр, а внизу расположена упругая пашня.

Если вам приходится приземляться в воду, нужно очень быстро принимать решение. Изучение случаев, когда люди выжили после прыжка с моста, показывает, что максимизирует шансы выжить поза ноги вперёд, вытянувшись (карандашиком или солдатиком). При этом знаменитые прыгуны со скал в Акапулько [профессиональные артисты, участвующие в ежедневном шоу по прыжкам с высоты 30-40 м в воду в мексиканском местечке ла Кебрада / прим. пер.] предпочитают позу головой вперёд, со сжатыми вместе ладонями и вытянутыми руками для защиты головы. Что бы вы ни выбрали, сначала как можно дольше удерживаете позицию парашютиста. Затем, если вход в воду ногами вперёд неизбежен, самым важным в этой ситуации, по причинам как очевидным, так и неприличным, будет посильнее сжать ягодицы.

Какой бы ни была поверхность, определённо не стоит приземляться на голову. В исследовании о переносе ударных нагрузок при свободном падении 1977 года исследователи Института изучения безопасности шоссе установили, что основной причиной смерти при падениях а изучали они падения со зданий, мостов и в шахту лифта было повреждение затылка. Если уж вам приходится падать горизонтально, пожертвуйте красотой и приземляйтесь на лицо, а не на затылок. Также можете подумать над тем, чтобы брать с собой в полёт защитные очки Гамильтон говорит, что иначе при падении вам будет сложно прицелиться, поскольку из-за сильного потока воздуха у вас будут слезиться глаза.

7:02:19, высота 300 м




Учитывая вашу первоначальную высоту, к моменту, когда вы дочитаете до этого места в статье, вы уже будете подлетать к земле.

Прим. пер.: автор оригинала основывает расчёты на объёме английского текста и среднюю скорость чтения в 250 слов в минуту; на самом деле количество слов в оригинальном тексте статьи к этому моменту приближается к 1250, что отняло бы 5 минут на чтение, а речь идёт о трёхминутном падении. В русском переводе слов к этому моменту примерно столько же, но средняя скорость чтения по-русски оценивается в 180 слов в минуту. Всё-таки лучше прочитать эту статью до того, как вы упадёте с высоты.

Всё необходимое мы уже рассмотрели, поэтому можете концентрироваться на главной задаче. Однако, если что, вот вам дополнительная информация хотя, к этому моменту она уже мало вам поможет.

Статистически в данной ситуации шансов больше у члена команды воздушного судна, у ребёнка или у пассажира военного самолёта. За последние сорок лет произошло около десяти авиакатастроф с единственным выжившим. Среди описанных случаев четыре человека относились к команде воздушного судна, как, к примеру, стюардесса Вулович, а семерым не исполнилось 18. К ним относится и двухлетний Мохаммед эль-Фате Осман, прокатившийся на обломке реактивного самолёта Boeing, упавшего в Судане в 2003.

Возможно, члены команды выживают чаще из-за того, что их ремни лучше работают. А вот о том, почему детям удаётся чаще выжить, пока идут споры. В исследовании федерального авиационного агентства отмечается, что у детей, в особенности до 4 лет, скелет более гибкий, мускулы более расслабленные, а пропорция подкожного жира по отношению к весу тела больше это помогает защитить внутренние органы. Люди маленького роста когда голова оказывается ниже, чем спинка переднего сиденья лучше защищены от обломков разваливающегося самолёта. Меньший вес уменьшает предельную скорость падения, меньшая площадь тела уменьшает шансы наткнуться на что-либо при падении.

7:02:25, высота 0 м




Земля. Вы, как мастер из Шаолиня спокойны и подготовлены. Удар. Вы живы. Что дальше? Если повезёт, травмы будут не очень серьёзными, и вы сможете встать и выкурить в честь этого сигаретку, как британский хвостовой стрелок Нитколас Алкемейд в 1944-м. Он упал с высоты в 5500 м и приземлился на заснеженные кусты. Но скорее всего, вас ждёт тяжёлая работа.

Возьмём пример Джулианы Кёпке. Накануне рождества 1971 года её самолёт Lockheed Electra взорвался над Амазонкой. На следующее утро 17-летняя немка очнулась в джунглях, всё ещё будучи пристёгнутой к сиденью, и окружённой горой упавших рождественских подарков. Одна, с травмами, она сумела отвлечься от мыслей о гибели матери, сидевшей с ней рядом. Вместо этого она вспомнила совет отца, биолога: потерявшись в джунглях, в поисках цивилизации следуй за водой. Кёпке переходила от небольших ручейков к более крупным. Она обходила крокодилов, и тыкала палкой в грязи перед собой, чтобы распугивать электрических скатов. Во время падения она потеряла один ботинок, а её юбка была разорвана. Единственной едой, которую она нашла, был пакетик с конфетами, а пить ей приходилось только грязную воду. Ей приходилось не обращать внимания на сломанную ключицу и открытые раны, кишащие личинками.

На десятый день она присела отдохнуть на берегу реки Шибонья. Когда она встала, она вдруг увидела привязанное к берегу каноэ. Много часов у неё ушло на то, чтобы забраться на высокий берег, где стояла хижина, в которой её на следующей день нашли дровосеки. В Перу это случай посчитали чудом, и по статистике тут действительно не обошлось без божественного вмешательства. Согласно женевскому управлению регистрации авиакатастроф, в период с 1940 по 2008 года в 15 463 катастрофах погибло 118 934 людей.

Даже если включить в список выживших парашютистов, счёт подтверждённых или хотя бы убедительных случаев выживания в базе Гамильтона идёт на 157 человек из них только 42 случая произошли при падении с высоты более 3 км.

Однако Кёпке никогда не считала, что выживание зависит только от судьбы. Она ещё может вспомнить первые моменты падения с самолёта, когда она вертелась в своём кресле. В этой ситуации она ничего не контролировала, зато после того, как она очнулась, всё было в её руках. Я смогла принять верное решение покинуть место аварии, говорит она теперь. И благодаря опыту, полученному при работе на исследовательской станции ей родителей, она говорит: Я не чувствовала страха. Я знала, куда идти в лесу, как идти по реке, где мне приходилось плыть бок о бок с такими опасными животными, как кайманы и пираньи.

Или к этому моменту вы уже давно не спите, а колёса самолёта безопасно коснулись посадочной полосы. Вы понимаете, что вероятность катастрофы коммерческого самолёта невероятно мала, и что только что прочитанная информация вам вряд ли пригодится.
Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru