Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Mooc

Учиться или только работать как найти баланс

23.11.2020 02:14:32 | Автор: admin

Разберемся, стоит ли выделять рабочее время на учебу, когда и как это уместно делать, что думают по этому поводу руководители и как относятся к прокачке сотрудников.

Christian Erfurt / Unsplash.comChristian Erfurt / Unsplash.com

Легко пообещать, сложнее сделать

Сегодня образовательные программы как никогда доступны: любой может пройти нужный MOOC, а их общее количество исчисляется десятками тысяч. Но компании, кажется, только входят во вкус c момента кризиса 2008-го они разогнали общемировой объем рынка профессионального образования с 244 до 370 млрд. долларов и продолжают увеличивать инвестиции в прокачку сотрудников. Учеба для бизнеса не только утилитарный инструмент, но и работа на HR-брендинг. Чем активнее компания подкрепляет траектории карьерного развития образовательной базой, тем легче ей привлечь адекватных и квалифицированных специалистов.

Другое дело, что за красивой картинкой и обещаниями не всегда следуют результаты. Совмещать рутину с учебой и погружаться в новые области знаний могут позволить себе не только лишь все: кто-то не хочет заниматься чем-то, кроме обязанностей, прописанных в договоре, другие завалены боевыми задачами, у третьих и выбора нет обучение им просто не предлагают.

Порой так происходит из-за того, что менеджеры не понимают, входит ли корпоративное обучение в рабочий процесс, и не знают, как учитывать время, потраченное на него сотрудниками, с точки зрения бухгалтерии. Либо и вовсе открыто говорят, что не хотели бы расходовать средства компании на повышение квалификации тех, кто может завтра уволиться, и рекомендуют проходить курсы на стороне за свой счет.

В таких ситуациях специалисты остаются один на один с вопросами о том, как все успевать самим, стоит ли обсуждать эту тему с начальством и как вообще подступиться к учебе.

Как может выглядеть учебный процесс

Даже самые заурядные моменты вроде взаимодействия с заказчиками не лишены возможностей для изучения чего-то нового. Так, в деятельности любой службы поддержки (и даже менеджмента) найдется место для внедрения элементов клиентоориентированного подхода, а в отделе финансового планирования для изучения новых методик управления и инструментария для подготовки бюджета. Полученные знания в большинстве случаев будут инкрементальными, то есть подкрепляющими предыдущий опыт (общения с клиентами, построения фин.моделей, сдачи отчетности компании и т.д.) и уже имеющиеся компетенции. Кстати, хорошим примером будет и так называемая StackOverflow-driven разработка.

Mr. Bochelly / Unsplash.comMr. Bochelly / Unsplash.com

Что уж говорить о профессиональных курсах, если даже школьные, вузовские и специализированные методики и приложения для запоминания устроены хоть и более комплексным, но все-таки похожим образом. В их основе в том или ином виде лежит инкрементальное обучение. С другой стороны, сам факт широкого распространения модели еще не показатель ее эффективного использования. В теории такое обучение подразумевает личную инициативу учащемуся следует самостоятельно выбирать, чем и когда он хотел бы заниматься. Речь не о том, чтобы делать это в начальных классах в школе, но в университетах и, тем более, на работе этот подход вполне допустим. Другое дело, что мало кто им пользуется.

В профессиональной среде вместо голоса снизу мы видим движение по инерции: чему учиться и как решают исключительно руководители. Подчиненные становятся заложниками заданной траектории развития и часто отказываются ей следовать. Похожая ситуация наблюдается, когда им и вовсе не предлагают варианты для прокачки навыков в таком случае сотрудники вынуждены делать это либо в ходе рутинных процессов (замкнутая инкрементальная модель), либо тратить личное время и деньги.

Как справедливо замечает Джанпьеро Петрильери, профессор одной из наиболее известных бизнес-школ и эксперт в области образования, инкрементальная схема требует внимания к контексту и окружению: Вашим коллегам будет намного удобнее учиться, если им в том или ином виде предоставят песочинцу, воспроизводящую боевые условия, но с защитой от дурака. Это могут быть семинары, корпоративные хакатоны и другие форматы, но их стоит дополнить еще и трансформирующим обучением, когда такие песочницы становятся гораздо более открытыми для экспериментов и тематических ответвлений. Тогда можно говорить о развитии экспертизы в смежных областях, получении новых компетенций и личностном росте.

Этот формат подразумевает чуть большее вовлечение сотрудников, но его все-таки стоит считать комплементарным итеративному. Если последний направлен на выполнение задач и последовательный прогресс, то первый [трансформирующее обучение] исключительно на прорывное развитие. Он помогает научиться учиться, а не механически выполнять какие-то действия на работе, подчеркивает Джанпьеро Петрильери в колонке для портала Массачусетского технологического института.

Charles Deluvio / Unsplash.comCharles Deluvio / Unsplash.com

Проблема в том, что этому подходу практически не уделяют внимания в корпоративной среде, где привыкли фокусироваться исключительно на обучении ради роста ключевых показателей эффективности в моменте. Хотя могли бы предоставлять и свободный формат, в котором сотрудники не боялись бы формулировать гипотезы и выдвигать нестандартные решения.

Кажется, что именно так стоит действовать в кризис, когда экономический контекст постоянно меняется, появляются новые вызовы, а реагировать на них нужно максимально быстро.

Что можно сделать своими силами

Вне зависимости от рабочей обстановки, личностное развитие, прокачка навыков и, как следствие, карьерный рост обязательно потребуют внимания, времени и ваших собственных усилий. Дожидаться момента, когда начальство возьмет этот процесс в свои руки, точно не стоит.

В этом есть свои плюсы: если вы, ваш отдел или команда предоставлены сами себе, организовать обучение будет, как минимум, удобнее. Другой вопрос, с чего начать.

Запастись терпением и временем

Здесь вам потребуется та самая инициатива, о которой мы говорили выше, когда обсуждали итеративное обучение. Принципиально важно не просто принять решение учиться, но и самостоятельно контролировать этот процесс и возвращаться к нему вновь и вновь особенно если в силу обстоятельств обучение пришлось на некоторое время приостановить.

Следующее это время на образовательные активности. Если вы занимаетесь разработкой или другой творческой деятельностью, всегда есть возможность добыть дополнительные час-два в день с помощью элементов методики deep work и понимания того, как устроен механизм нашего внимания, и почему время, затрачиваемое на саму работу, утекает сквозь пальцы.

! Если вы руководите командой, не пытайтесь вводить тотальный контроль за подчиненными и слишком частую отчетность. Все это не поможет направить все 146% времени ваших сотрудников на выполнение рабочих задач, а скорее вызовет раздражение и потерю продуктивности. В худшем случае у вас за спиной будет формироваться подпольное движение за восстановление прав и свобод.

Начать с чего-то простого

Если изучение нового пока связано исключительно с сиюминутными делами (условная StackOverflow-driven разработка и гуглинг), стоит сбалансировать подобный формат чтением книг по смежной сфере деятельности, необязательно пересекающейся напрямую с вашей специализацией. Если сходу осуществить это не получится, попробуйте делать чек-листы по тому, что находите на SO и в поиске по рабочим вопросам. Как минимум, из этого получится хабрапост. Для вдохновения читайте чужие лонгриды и подпишитесь на тематические рассылки.

Jake Oates / Unsplash.comJake Oates / Unsplash.com

Важно при этом учитывать порядки, принятые в вашем коллективе вероятно, чтение бумажной книги в офисе напротив работающих коллег будет не лучшей идеей. Поэтому стоит оценить обстановку перед тем, как что-то подобное предпринять. Хорошо, если атмосфера в команде позволяет делать это открыто например, для переключения внимания со сложной проблемы на рутину и обратно. В ином случае придется задействовать время перерывов на чай и кофе.

! Тим-лидам полезно брать инициативу на себя и вырабатывать с сотрудниками общий подход к учебе на рабочем месте. Обсудите, что будет допустимым, а что не совсем, и как обмениваться соображениями на этот счет. Такой подход послужит драйвером для запуска инкрементального обучения силами самих специалистов.

Попробовать пятничный формат

Он будет трансформационным компонентом в учебном процессе и позволит вам:

  • навести порядок в делах (и на рабочем месте), плюс быть готовым к новым задачам;

  • понимать, что происходит в индустрии (чем занимаются конкуренты и эксперты);

  • заняться долгосрочным планированием развития команды;

  • внести вклад в открытые проекты по своему профилю.

К изучению нового во время тихих пятниц стоит подходить как к любому другому делу: наметить планы, проводить ревю, обсуждать сложности и делиться опытом с коллегами по возможности обучать младших специалистов. Это поможет вам закреплять материал.

Делиться успехами в текущей обстановке удобно в формате компактных онлайн-конференций, когда на звонке выступают, а потом и отвечают на вопросы один или два сотрудника. Темы можно подбирать в спонтанном режиме или распределять заранее, главное искренний интерес к ним.

! Пятничный формат не дополнительный выходной, но и от обычных будней он отличается. Обычно во время тихих пятниц принято снижать интенсивность коммуникации ограничить традиционные совещания, онлайн-стендапы и звонки.

Такой подход поможет сотрудникам тратить на описанные (в буллитах выше) задачи меньше времени на выходных. Заниматься ими они, скорее всего, будут в любом случае, но если вы возглавите этот процесс, то и риск выгорания будет ниже, а команде будет чуть легче возвращаться к рутине и новым рабочим делам по понедельникам.

!! Не стоит ограничивать разработчиков в пятничных деплоях (изменения могут быть чувствительными, и разбираться с каждым отдельным случаем, когда у всех тихая пятница, просто нет смысла). Даже если вы не занимаетесь IT, сообщите клиентам об особом порядке общения в конце недели. Так, если кто-то будет настойчиво просить созвониться, вам будет проще перенести обсуждение на другой день.

!!! Не пытайтесь запретить личные проекты. Лучше отрегулировать этот момент с точки зрения трудового договора, чтобы специалисты не беспокоились о конфликтах вроде известной ситуации со спором вокруг прав на Nginx. Обсудите с юристами и командой целесообразность декларирования личных разработок для снятия возможных претензий впоследствии. Так вы будете в курсе, чем заняты ваши подчиненные, и создадите предпосылку для презентаций в пятничном формате.

Планировать и корректировать

Внимательнее подходите к распределению нагрузки и временным затратам по проектам. Если есть возможность, расширьте временной буфер между сроками их сдачи, чтобы при возникновении сложностей и правок оставалось время для учебы и развития. Без этого вы падете жертвой первого закона Паркинсона работа заполнит все время, отпущенное на неё.

Ryland Dean / Unsplash.comRyland Dean / Unsplash.com

В тематическом треде на Hacker News мы нашли следующий пример подобного решения один из разработчиков посчитал нужным не заводить разговор о корпоративном обучении за счет работодателя, а попытался договориться о частичной занятости в 30-32 часа в неделю (все остальное время он отвел на самостоятельную учебу и участие в open source проектах).

Главное не перебарщивать и ограничивать время на сами образовательные активности. Иначе, как говорит другой участник обсуждения на HN, можно легко свалиться в чтение по верхам, бесконечный сбор полезных статей и не дойти до глубокого анализа той или иной проблемы.

! Улучшить ситуацию и скорректировать образовательные проекты в компании поможет открытое обсуждение планов по учебе или даже совместное голосование за курсы, которые хотелось бы пройти отдельным группам специалистов.

Так, вы сформируете атмосферу доверия и снизите психологическое давление в команде, а еще поймете, как могут выглядеть индивидуальные траектории развития и где они пересекаются с корпоративной. Этот момент важен не только для обучения сотрудников, но и с точки зрения планирования и выживания бизнеса в любой кризис.


P.S. Если вам хотелось бы организовать доступ к масштабной образовательной системе для всего или части штата компании, оставьте заявку в форме на нашем тематическом ленгдинге. Специалисты Актион 360 подберут для вас кастомизированные варианты учебных курсов и предоставят экспертную поддержку по юридическим, кадровым и финансовым вопросам. Плюс откроют доступ к базе знаний с наиболее актуальными практиками для российского рынка.

P.P.S. Если оставлять заявку не хочется, просто напишите нам в личные сообщение и мы свяжем вас со специалистами, которые все объяснят и предоставят максимум информации о системе.


Дополнительное чтение в нашем блоге на Хабре:


Подробнее..

Как повысить завершаемость массовых онлайн-курсов

14.06.2020 18:20:27 | Автор: admin
Период самоизоляции привел к взрыву популярности образовательных онлайн-платформ. Именитые MOOC-провайдеры сообщали о рекордных притоках трафика и студентов, а многие крупные компании запустили собственные антикризисные курсы. Но стоит признать, что настоящий показатель успеха любого образовательного проекта не количество поступивших, а процент выпускников.

С этим у формата MOOС есть некоторые проблемы.

Дмитрий Зацепин, директор образовательного бизнеса Актион-МЦФЭР, рассказывает о факторах доходимости массовых онлайн-курсов, а также об опыте работы над продуктами Актион.


Фото NeONBRAND Unsplash.com

Свобода против завершаемости


Различные исследования показывают, что порядка 85% учеников среднестатистического MOOC-курса бросают обучение, и лишь некоторые проекты могут похвастаться завершаемостью в 40%. Классические образовательные структуры студенты покидают гораздо реже, но стоит признать, что прямое сравнение онлайн-школ с вузами будет неуместным, так как концепция MOOC дает гораздо больше свободы например, возможность переключаться между курсами.

У гибкости и доступности MOOC-решений есть и обратная сторона. Низкий порог входа позволяет записаться на практически неограниченное количество занятий. Сам факт записи в этом случае лишь индикатор интереса аудитории. Специалисты из Массачусетского технологического института и Университета Мурсии (University of Murcia, Испания) изучили статистику онлайн-курсов, которые преподают их коллеги из MIT и Гарварда на площадке EdX. Оказалось, что больше половины студентов, записавшихся на MOOC, не притрагивается к образовательным материалам.

Завершаемость MOOC связана, в частности, с тем, на кого рассчитан курс. Образовательные программы для широкой аудитории и новичков зачастую являются лишь отражением наших долгосрочных амбиций. На эти занятия подписывается огромное количество студентов. Например, на Udemy более 6 млн пользователей изучают Excel и 1,5 млн учатся торговле акциями разумеется, не все из подписавшихся закончат эти курсы.

Узкоспециализированные программы будут иметь более высокие показатели доходимости. Например, онлайн-курсы Гарвардской школы бизнеса для предпринимателей и бухгалтеров оканчивает примерно 85% учащихся. Аналогичная картина наблюдается у курсов Актион с завершаемостью 84%. Высокие показатели в обоих случаях связаны с тем, что ученики получают углубленные профильные знания, необходимые им для работы. При этом от успешного усвоения материалов может зависеть квалификация и зарплата специалиста и даже успех компании, в которой он работает.

В случае с MOOC, рассчитанными на широкую аудиторию, у пользователей меньше внешних стимулов пройти курс до конца эти знания могут быть не нужны слушателям для работы, нет срочности в изучении темы поэтому учеников нередко охватывает прокрастинация. В 2014 году специалисты Стэнфорда провели опрос среди студентов, записавшихся на вузовские MOOC, но не окончивших программу. Более 70% из них главной причиной неудачи назвали именно желание отложить занятия на потом.

Лучше всего учатся новички, которые присоединились к программам впервые. Тем не менее, встречаются люди, которые что-то не успевают. Если ученик не укладывается в сроки, ему дают возможность их перенести. Однако, как показывает практика, доходимость по ученикам, которые переносят сроки, хуже на 2030%.

Чума XXI века прокрастинация. Есть категория пользователей, которые, недоучившись на одном курсе, покупают другой. Ясно, что рано или поздно неусвоенный материал накопится, и ученик все забросит. Если человек в первые тридцать дней не начал обучение или не дошел до первого теста значит, перед нами типичный прокрастинатор. Скорее всего, среди сдавших тест этого человека не будет.

Но мы не просто хотим добиться однократной оплаты счета. Это больше свойственно оффлайн-историям: семинарам, вебинарам и конференциям. Наша цель заинтересовать человека, сделать все возможное, чтобы он получил услугу, вовлекся в обучение и, главное, получил практическую пользу. Проанализировав ситуацию, мы пытаемся работать индивидуально с каждым из таких случаев.

Дмитрий Зацепин

Но прокрастинация не единственная причина низкого процента доходимости. Из всей программы курса слушателю могут быть интересны лишь несколько отдельных тем. После их изучения он не видит смысла двигаться дальше. В Coursera говорят, что такое поведение присуще большинству их студентов они ищут информацию точечно и слушают только необходимые им лекции.


Фото Alif Caesar Rizqi Pratama Unsplash.com

Чтобы избежать подобной ситуации, разработчики курсов могут подстраивать их под индивидуальные требования учащихся. Мы в Актионе предлагаем пользователю пройти вступительный тест для определения его уровня знаний по теме. После этого мы получаем возможность адаптировать курс под запрос слушателя, чтобы вся информация была для него актуальной, и он не бросил обучение на середине.

Перед началом обучения пользователь проходит вступительный тест. Из результатов теста складывается представление о текущем уровне подготовки ученика и его квалификации. На основе этих данных мы предлагаем пользователю курс. После прохождения учеником программы наши специалисты анализируют тепловую карту по всем урокам: заходы в те или иные презентации, время, потраченное на изучение нового материала, темы, вызвавшие у человека больше всего вопросов. Это позволяет корректировать программу на ходу, исключать неактуальные методики и подстроить курс под запросы и потребности ученика.

Дмитрий Зацепин

Еще одна причина забросить MOOC тот факт, что сертификаты курсов получают по большей части для души. Как правило, они не котируются у работодателей и редко дают какие-либо преимущества при поступлении в вуз. Однако если говорить о специализированных MOOC-курсах, в некоторых случаях они ценятся даже больше, чем дипломы высших учебных заведений.

После прохождения обучения ученик может получить диплом или удостоверение. Мы выдаем государственные дипломы о проф. переподготовке и удостоверения повышения квалификации установленного образца. Процесс получения документа регулируется нашей образовательной лицензией. Это и плюс, и одновременно минус. Мы должны строго следовать правилам сбора документов и получить от ученика полный пакет. А это подчас нелегко, особенно когда в год выпускается по 60100 тысяч человек. Тем не менее, наш сервис с этим успешно справляется.

По окончании отдельных курсов ученику может выдаваться Аттестат например, Аттестат Главбуха. Парадоксальным образом среди некоторых клиентов он котируется даже выше, чем диплом (несмотря на то, что он негосударственного образца). С чем это связано: к нам приходят люди, которые не собираются менять работу, но приблизительно раз в год в их профессии происходят существенные изменения, и чтобы владеть необходимым инструментарием, специалисту нужно повысить квалификацию. Аттестат как раз подтверждает то, что знания и навыки такого специалиста актуальны и соответствуют требованиям.

Также мы предлагаем специализированные виды обучения: по охране труда, охранно-техническому минимуму, основам оказания первой помощи. Это актуально для большинства компаний, так как многие позиции подразумевают умение применять такие знания. И работодателю необходимо в течение месяца обучить и ознакомить сотрудника со всеми необходимыми нормами и правилами. Получить такие знания можно в рамках наших программ они прошли аккредитацию в МЧС и Минтруда.

Дмитрий Зацепин

Некоторые сертификаты курсов Актион имеют вес и за рубежом, что может быть полезно тем, кто планирует переезд в другую страну или работу в международной компании:

Недавно наши программы и курсы прошли аккредитацию на соответствие международным стандартам ISO. Поэтому у нас есть возможность выдавать европейское приложение к диплому, которое будет цениться у зарубежного работодателя и свидетельствовать о том, что человек прошел профессиональное обучение.

Дмитрий Зацепин

Еще одним фактором, влияющим на завершаемость курсов, является их стоимость так считают преподаватели Гарвардской школы бизнеса. Высокая цена играет роль фильтра доступ к программе покупают лишь те, кому действительно нужны профессиональные знания. Например, гарвардский курс по экономике, бухгалтерскому делу и менеджменту стоит больше двух тысяч долларов. Пользователи, которые заплатили такую сумму, замотивированы закончить обучение.

Самые дорогие курсы для генеральных директоров по программам MBA. И та аудитория, которая платит больше денег, является самой взыскательной в плане качества знаний. Знания, а не документ вот что у них находится в приоритете.

Мы организовывали бесплатные антикризисные курсы, но такая практика неширокая. Это был наш шаг в сторону помощи, наша реакция на происходящие, на пандемию и ее последствия для работников.

Дмитрий Зацепин

Но назначение высокой цены за курс все же не гарантирует роста завершаемости. Рассмотрим, что еще можно сделать, чтобы увеличить этот показатель.

Чаще обновлять контент


Чтобы запустить успешный MOOC, недостаточно загрузить презентации и лекции на какую-то новую платформу. Контент необходимо адаптировать под привычки аудитории и особенности интернет-площадок. Этими вопросами задавались еще во время разработки первых массовых онлайн-курсов в MIT. Для их решения ведущий одного из курсов, биолог и генетик Эрик Лэндер (Eric Lander), даже нанимал целую команду программистов, видеографов и специалистов по разработке учебных материалов. Правда, за прошедшее время в MIT так и не удалось выработать универсальный подход к организации массовых онлайн-курсов их разработчики продолжают регулярно пересматривать и дополнять содержание обучающих программ.

Одна из причин чаще обновлять контент курса характерный для MOOC принцип асинхронной коммуникации. Если в традиционной университетской обстановке можно провести урок и забыть про него, то материал MOOC доступен ученикам долгое время после публикации автора становится легко подловить на том, что его слова перестали быть актуальными. В такой ситуации падает доверие и к остальному содержимому курса, и к самой платформе.

У нас возвратный трафик. Система образования выстроена таким образом, чтобы пользователь возвращался к нам каждый год, поэтому план обучения постоянно оттачивается. Таким образом исключается вероятность того, что ученик будет отвечать на одни и те же вопросы, получать одни и те же знания. При подготовке составной части курса мы заранее стараемся сформировать ее так, чтобы по окончании обучения пользователь получил какой-то новый навык, который можно будет применить в своей ежедневной практике и который качественно изменит подход к работе.

Именно на это делается упор в наших образовательных программах. Мы не даем людям академических тем, не заставляем повторно проходить ликбезные вещи. Наши учебные материалы разрабатываются индивидуально, с учетом уровня имеющихся у пользователя знаний.

Дмитрий Зацепин

Помимо обновления содержания курса, разработчикам MOOC приходится адаптировать и формат подачи материалов: привычные многим видеозаписи лекций с прикрепленными слайдами в ряде случаев могут быть неэффективны об этом говорит ведущий американскийинструктор покоммуникациям Ник Морган (Nick Morgan).

Если курс состоит из одних лишь из видео и слайдов, это может усыплять слушателя, внушить ему ложное чувство понимания а материал в итоге легко забудется. В качестве альтернативного формата разработчики поисковика для бесплатных онлайн-курсов Class Central предлагают записывать скринкасты. А мы в Актионе делаем акцент на доступную и структурированную подачу материала. В наших курсах часто поднимаются вопросы законодательства и другие темы, потенциально сложные для восприятия для того, чтобы у учеников не возникло проблем с их усвоением, мы разработали специальную систему: она охватывает и видеоконтент, и тексты, графики и схемы.

Как составляются учебные материалы? По всем нашим продуктам мы сотрудничаем с Максимом Ильяховым редактором, копирайтером, автором популярной книги Пиши, сокращай. Поэтому в основе подачи материалов лежит инфостиль, на нем построены все наши учебные материалы. Редакторы и эксперты при составлении программ придерживаются определенных композиционных и стилевых форм, чтобы ученики легче воспринимали информацию.

Дмитрий Зацепин

Помочь студентам с навигацией


Каким бы ни был ваш контент, его восприятие напрямую зависит от пользовательского интерфейса и тех возможностей, которые тот предоставляет аудитории. Плохой UX вкупе с не интуитивным UI может отбить любое желание обучаться. По данным Adobe, 38% пользователей закроют сайт или приложение, если им не понравится интерфейс.


Фото Fabian Grohs Unsplash.com

Ученики приходят на курс с определёнными ожиданиями. Они обусловлены наиболее распространенными UX-паттернами для веба и мобильных приложений. Чем быстрее обучающиеся разберутся с интерфейсом, тем быстрее они перейдут к сути образовательного процесса. Выгоду от грамотного UI ощутит и сам разработчик MOOC-курса. Он будет получать меньше вопросов, связанных с функциональностью сервиса, а высвободившееся время можно будет направить на улучшение контента.

У нас есть свое мощное бюро с UX-специалистами, иногда мы привлекаем к работе сторонних разработчиков, поэтому продукты и решения постоянно совершенствуются и модернизируются. Непрерывная работа ведется как с платными, так и с бесплатными сайтами.

Дмитрий Зацепин

Помимо общепринятых UI-паттернов, стоит помнить и об игровых и интерактивных элементах вроде различных индикаторов образовательного прогресса. Их эффективность подтверждают исследования геймификация помогает повысить качество обучения. Евангелист геймификации и соучредитель креативного агентства Dopamine Гейб Зихерман (Gabe Zichermann) отмечает, что игровой формат обучения помогает студентам запоминать информацию на 40% эффективнее по сравнению с классическими методами. Слушатели становятся более заинтересованными в обучении, что, в свою очередь, повышает завершаемость MOOC.

В широком смысле термин UX характеризует ощущения пользователя от работы с онлайн-ресурсом. Под определение попадает не только взаимодействие с графическим интерфейсом, но и понятность всех инструкций. В MOOC, которые не учитывают UX-факторы, может начаться хаос. Например, в 2013 году участники одного из курсов Coursera пожаловались на то, что площадка не предоставила подробные инструкции для заданий. Пользователей попросили объединиться в группы, но не объяснили, как это сделать. Форумы заполонили треды, где студенты пытались выяснить, что им делать дальше. Многие ученики назвали организацию курса бардаком (a mess).

Если пользователи не могут разобраться, как организован образовательный процесс, они забросят обучение. Чтобы этого избежать, важно вовремя сориентировать их. Одна из возможных практик предложить краткий демо-курс, который рассказывает о ключевых компонентах обучающей платформы.

Наладить коммуникацию


Коммуникацию на MOOC-платформах можно разделить на два типа: пользователь-пользователи и пользователь-ментор.

Онлайн-курсы для широкой аудитории не могут предоставить такой же уровень вовлеченности в учебный процесс, как, например, университет. Одной из причин эксперты называют отсутствие живого общения между студентами. Решением проблемы становятся различные чаты и форумы, где учащиеся свободно обмениваются опытом, обсуждают задания и помогают друг другу. Из подобного живого общения извлекают выгоду и авторы курсов. Они получают возможность мониторить, что понравилось и не понравилось студентам, чтобы в перспективе модифицировать программу занятий и улучшить опыт пользователей.

В некоторых случаях вовлекать студентов в онлайн-общение помогает процесс коллективной оценки работ. В результате учащиеся получают возможность дополнительно закрепить знания или самостоятельно найти ошибки в своем решении. Однако в таком случае коммуникация пользователь-ментор может практически отсутствовать, и применяется этот формат обычно в рамках курсов, которые не подразумевают получение узкоспециальных, профессиональных навыков.

У учащихся Актиона уровень доступа к менторам и тьюторам намного выше, чем у среднестатистического слушателя MOOC по нашим оценкам, такой подход также серьезно повышает процент доходимости курсов:

У нас активно развивается тьюторское направление и институт менторства. Мы не бросаем ученика один на один с материалами и тестами. Для него всегда предусмотрена возможность общения с тьютором через любой удобный канал коммуникации (e-mail, чаты, созвоны). Причем инициатором общения могут выступать обе стороны.

Также есть люди, которые приходят на курсы для обмена опытом между собой, чтобы понять, как, например, работают коллеги из крупных столичных компаний, как они решают те или иные задачи. В общей сложности тьюторство повышает доходимость на 20%. Существенное значение имеет сопровождение для категории управленцев. Программы с такой опцией представляют для них больший интерес.

Дмитрий Зацепин

Наши выводы как повысить доходимость MOOC


  • На завершаемость курса непосредственно влияет высокий порог входа: это может быть как цена (разумеется, это не единственный и не основной фактор), так и требования к учащимся например, наличие базовых знаний по теме.
  • Получить диплом или удостоверение установленного образца по итогам курса задача, которая потребует усилий как от организатора (получение лицензии, соблюдение требований регулятора), так и от самого учащегося, которому понадобится подготовить пакет документов. Однако такой подход меняет отношение слушателей к курсу и положительно влияет на завершаемость.
  • Вводный тест до начала курса хорошее решение, которое помогает адаптировать содержание под потребности слушателя. Так ученик с большей вероятностью пройдет курс до конца, поскольку в программе не будет уже знакомых и не интересных ему тем. Этот же подход помогает возвращать студентов, уже окончивших курс по какой-то теме. Зная, что программа будет подстраиваться под них, учащиеся будут уверены, что получат только актуальную, новую информацию, и им не придется половину времени заново проходить модули, которые они уже изучили раньше.
  • Помимо обновления курса и продуманного UX, важно уделить внимание используемым форматам и подаче. Курс необязательно должен состоять из видеолекций: дополнением к ним могут быть чеклисты, схемы и графики, текстовый материал, скринкасты. Чтобы слушателям было легче усваивать материал, мы разработали систему композиционных и стилевых форм, выстроили подачу в инфостиле благодаря этому, при разработке контента всех наших курсов мы можем придерживаться единого подхода.
  • Тьюторство и менторство, а иногда и сопровождение ученика дорогостоящая составляющая курсов. Однако по нашим оценкам, плотное общение пользователя с наставником серьезно влияет на показатель доходимости и позволяет увеличить его на 20%. Для управленцев и профильных специалистов также важно общение друг с другом в рамках курса в данном случае это не просто взаимоподдержка, а возможность приобщиться к профессиональному сообществу.





Подробнее..

Еще раз про онлайн-обучение

03.01.2021 22:21:10 | Автор: admin
Казалось бы, про ДО (дистанционное обучение) за последний год написали все, кто только мог. В российских (да и не только) школах и вузах применение ДО, свалившееся в 2020 году как снег на голову, в основном, свелось к переносу оффлайновых занятий в Zoom или Teams и ускорению производства самого разного обучающего контента. Параллельно возникла дискуссия о том, должно ли быть ДО дешевле или дороже очного. Не повторяя то, что было уже много раз написано другими авторами, я выскажу свою точку зрения и поделюсь опытом подготовки материалов для вузовского онлайн-обучения, сконцентрировавшись на методах, которые почти никто не применяет.

Начну с того, почему, на мой взгляд, себестоимость ДО не может быть дороже очного обучения. По очень простой причине: современное офлайновое образование в наши дни по определению содержит онлайн составляющую. По крайней мере, это касается вузов и программ ДПО (дополнительного профессионального образования), возможно, за исключением каких-то экзотических случаев. Т.е.:

оффлайн =  онлайн + очное обучение

Соответственно, и цена оффлайна складывается из этих двух слагаемых. И если очные занятия выключаются (как в 2020), то себестоимость может только уменьшиться, т.к. онлайн-преподавание + расходы на прокторинг обычно гораздо дешевле организации очных занятий. Но при одном условии: когда обучающий контент заранее подготовлен. А если нет? Я убежден, что почти всегда это означает только одно: исходный курс изначально не соответствовал современным запросам (см. основной тезис про онлайн составляющую).

Что происходило по всей стране (да что стране по всему миру) при внезапном переходе вузов на онлайн-обучение? Преподаватели начали лихорадочно надиктовывать свои лекции вживую в Zoom и YouTube или предварительно записывая их, а потом выкладывая в тот же YouTube. Десятки и сотни, если не тысячи одинаковых уроков по мат.анализу и т.п. общих предметам! Получалось трудозатратно, долго и, чаще всего, плохо. И в большинстве случаев абсолютно бессмысленно, потому, что эти курсы были уже десятки раз подготовлены (и не в одиночку, а большими профессиональными командами), записаны в хорошем качестве и выложены на платформы типа Coursera, Udemy, Stepik и т.д.

Какой смысл во всем этом? Почему заранее было не подобрать подходящий существующий онлайн-курс типа МООС и не взять его за основу? Многие, кстати, так и сделали и в итоге выиграли, т.к. сделали удаленное обучение асинхронным (студенты сначала слушают качественный онлайн-курс, а потом на семинарах в Зуме его обсуждают). Понятно, что такое возможно не всегда. Главным образом, из-за того, что существующие МООС-курсы не всегда соответствуют конкретной программе вуза или ДПО. Одни сложнее, другие проще, третьи слишком большие.

Очевидно, в чем корень проблемы: все современные МООСи линейные и не предназначены для трансформации. Из них очень сложно или вообще невозможно нарезать нужные фрагменты для конкретной программы (и это мы за скобками оставили вопрос об авторских правах и легальности применения сторонних МООС в образовательном процессе). Иными словами: существующий формат МООС не очень подходит для переноса (без ущерба для качества обучения) от вуза к вузу.

Таким образом, проблема очерчена, и я теперь могу поделиться своим опытом ее решения. Собственно, этим я и занимаюсь последние несколько лет, что нашло отражение в сайте Нерепетитор и нескольких статьях, например, тут, на Хабре. В двух словах, у меня есть довольно много собственных обучающих материалов (видеоролики, статьи, расчеты, в основном, математические и инженерные), который я постепенно организовал в виде базы знаний, состоящей из атомарного контента. Как правило, это ссылки на мои ресурсы, размеченные метаданными, из которых уже легко собирать курсы. Для того чтобы сконструировать нужный курс, нужно просто прописать нужную траекторию, а ссылки на соответствующие медиа ресурсы система добавит автоматически.

Чтобы не выглядеть теоретиком, в заключение приведу пример практического применения из реальной жизни. В 2020 года я вел вот этот курс по высшей математике для студентов-гуманитариев НИУ ВШЭ, сначала очно, а потом, начиная с середины ноября, на удаленке. При помощи своей базу контента, я еще на этапе разработки и согласования программы дисциплины (сам для себя) прописал примерную траекторию обучения, которая по ходу курса, немного трансформировалась. Одни блоки из нее выпали, другие были добавлены, а некоторые мне пришлось создать заново, но таких было совсем немного. Финальный контент курса (включая дополнительные закрытые материалы: записи лекций, семинаров, примеры программного кода и работы студентов) я разместил во внутренней LMS вуза. Я сделал это в инициативном порядке, серьезных дополнительных трудозатрат это не потребовало. Рамочный курс для ВШЭ, собранный из моего контента, можно посмотреть здесь, а протестировать генерацию разных динамических курсов по математике по поисковому запросу на основном сайте проекта Нерепетитор.

Пока описанный подход почти нигде не применяется. Мне сложно сказать, почему так происходит. Провайдеры обучения (платформы, вузы и EduTech компании) предпочитают до сих пор штамповать линейные МООСи, качественные, но неуклюжие и имеющие короткий жизненный цикл. Возможно, это объясняется запросами рынка. Но важно заметить: запросы эти начинают меняться. Бросая взгляд, на смежные области, например, CAD системы, мы видим рост интереса к технологиям генеративного дизайна, когда пользователь формулирует короткий запрос, а система автоматически (и мгновенно!) предлагает прототип. Возможно, такие же изменения в EduTech тоже не за горами.
Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru