Вступление
Всем привет, я являюсь автором языка программирования Relax. На данный момент я разрабатываю RVM(RelaxVirtualMachine) И Relasm(Relax Assembly). Первые попытки сделать свой язык начались в конце лета 2020, тогда я и не думал что делать язык - это так сложно. Сам же проект Relax начался 30 декабря 2020 года. Прошло полтора месяца, а на нем уже можно написать что-нибудь простенькое.
первое лого языкаКак компилировать код?
Начнем с того, что файлы relasm лучше сохранять с расширением
.rasm, файлы байт-кода - .ree. Для того чтобы скомпилировать и
запустить код нужно скачать 3 файла: Relasm.exe, RelaxVM.exe,
QtCore.dll. Сделать вы это сможете вот по этим ссылкам:
https://github.com/UnbelievableDevelopmentCompany/RVM/tree/master/x64/Release
https://github.com/UnbelievableDevelopmentCompany/Relasm/tree/master/x64/Release
После того как скачали, желательно добавить эти 3 файла в любую папку, которая есть в переменной PATH(или же создать новую папку). Далее в cmd переходим в папку с программой на Relasm и вводим следующие команды:
Relasm main.rasm program.reeRelaxVM program.ree
Первая команда компилирует relasm в байт-код, а вторая уже запускает программу.
Примеры кода на Relasm
Как же выглядит код на Relasm?
mclass MainClassmethod public static void MainClass.Main():.maxstack 1push.str "hello world"callm std static Relax.Console.Write(Relax.String)
Это самая простая программа - hello world! Давайте пройдемся по коду. Первая строчка создает главный класс, в котором обязана быть функция Main(начало выполнения). Во второй строчке мы как раз таки создаем этот метод. Следующие строчки - это тело метода, так как пишутся с табуляцией в начале. Третья строчка кода указывает, что максимальное количество объектов, которые могут находится на стеке равно 1. Четвертая строчка кода добавляет строку "hello world" в стек. Ну и наконец пятая строчка вызывает метод вывода строки на консоль. Строка берется из стека, как и любые другие аргументы в Relasm. Я не буду подробно останавливаться на каждой детали в этом коде.
Хорошо, мы написали hello world, теперь можно что-нибудь по серьёзнее.
mclass MainClassmethod public static void MainClass.Main():.maxstack 2; Объявление переменныхlocal firstNum Relax.Int32local secondNum Relax.Int32local result Relax.Int32local op Relax.String; Получение первого числаcallm std static Relax.Console.Read()callm std static Relax.Converter.StringToInt32(Relax.String)set firstNum; Получение знака операцииcallm std static Relax.Console.Read()set op; Получение второго числаcallm std static Relax.Console.Read()callm std static Relax.Converter.StringToInt32(Relax.String)set secondNum; Проверки на знаки операций; Проверка на сложениеget oppush.str "+"callm std instance Relax.String.operator==(Relax.String)jmpif opAdd; Проверка на вычитаниеget oppush.str "-"callm std instance Relax.String.operator==(Relax.String)jmpif opSub; Проверка на произведениеget oppush.str "*"callm std instance Relax.String.operator==(Relax.String)jmpif opMul; Проверка на делениеget oppush.str "/"callm std instance Relax.String.operator==(Relax.String)jmpif opDivopAdd: ; Сумма чиселget firstNumget secondNumaddset resultjmp endopSub: ; Разность чиселget secondNumget firstNumsubset resultjmp endopMul: ; Произведение чиселget firstNumget secondNummulset resultjmp endopDiv: ; Деление чиселget secondNumget firstNumdivset resultjmp endend: ; вывод результата на экранpush.str "\nResult: "callm std static Relax.Console.Write(Relax.String)get resultcallm std static Relax.Console.Write(Relax.Int32)
Это простой калькулятор. Сначала мы создаем все переменные. Затем считываем данные с консоли. Далее определяем какую операцию нужно выполнять и в зависимости от этого переходим на нужную метку. В каждой метке операции мы получаем 2 числа, выполняем определенную операцию устанавливаем результат в переменную result и переходим в метку end, в которой мы выводим результат в консоль.
Теперь давайте сделаем свой собственный метод.
mclass MainClassmethod public static void MainClass.Main():.maxstack 2; Помещаем аргументы для нашего метода на стекpush.int32 10push.str "Result - "; Вызываем методcallm usr static MainClass.StringPlusInt32(Relax.String, Relax.Int32); Возвращаемый результат выводим на консольcallm std static Relax.Console.Write(Relax.String)method public static Relax.String MainClass.StringPlusInt32(Relax.String str, Relax.Int32 num):.maxstack 2get numcallm std static Relax.Converter.Int32ToString(Relax.Int32) ; конвертируем число в строкуget strcallm std instance Relax.String.Concat(Relax.String) ; добавляем в переменной str конвертированное значениеreturn ; возвращаем результат
Метод StringPlusInt32 нужен для того, чтобы конкатенировать строку и число, для этого мы преобразуем число в строку при помощи метода Relax.Converter.Int32ToString и конкатенируем параметр str с числом, преобразованным в строку. И возвращаем результат при помощи инструкции return. Далее в методе Main просто выводим этот результат в консоль.
Вывод
Relax'у всего лишь полтора месяца, а он уже такое может. Он будет развиваться еще долго. Но даже сейчас можно писать простенькие консольные программы.
Репозиторий виртуальной машины(там есть документация relasm) -
https://github.com/UnbelievableDevelopmentCompany/RVM
Репозиторий компилятора Relasm - https://github.com/UnbelievableDevelopmentCompany/Relasm
Пакет для sublime text 3 - RelasmST3Package