Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Ошибки персонала

Обнаружение. Диагностика. Принятие решений

06.07.2020 10:05:56 | Автор: admin
image
Продолжаю тему про ошибки персонала с точки зрения тренажеров (имитаторов) для обучения специалистов. Поскольку до сих пор многие специалисты в области обучения не видят существенной разницы между тестами и тренажерами, я постараюсь показать, так сказать глубины глубин этой проблемы.
Начнем, классификация ошибки в зависимости от ее положения в процессе деятельности персонала также широко представлена в множестве моделей процесса деятельности персонала. Как правило такие модели также сильно зависят от сферы применения, т.е. отрасли.
image
Человек оператор в системе с обратной связью
Далее будет рассматриваться одна из наиболее современных универсальных моделей, основанная на и показанная на рисунке. Выбор этой модели обусловлен наиболее мелким делением когнитивных и физических действий. Данная модель не противоречит другим моделям, и является как бы их обобщением.
image
Пример процесса деятельности персонала (модель поведения)

Ошибка по вине человеческого фактора фактически означает ошибку на одном или нескольких этапов процесса деятельности персонала. Следовательно для снижения вероятности риска, вызванной человеческим фактором необходимо снижение количества ошибок на каждом из представленных этапов. Под этапами понимается последовательности в трудовом процессе, как части производственного процесса сочетание собственно трудовой деятельности и связанных с нею механических, физико-химических и других процессов, происходящих под управлением специалиста. Трудовой процесс, в свою очередь, расчленяется на операции, приемы, действия, рабочие движения.

Подробно рассмотрим обнаружение, диагностику и принятие решений.

Обнаружение




Знания, умения и навыки обнаружения непосредственно связаны с отдельной категорией ошибок ошибками восприятия (в т.ч. и ошибками внимания). Данный тип ошибок как правило различается на:
  • Ошибки восприятия не успел обнаружить, не сумел различить, не узнал, неправильно интерпретировал (при условии наличия знаний о признаках опасной ситуации, допустимых отклонениях и т.д.);
  • Внимания не сумел сосредоточиться, собраться, переключиться, удержать, не успел охватить всего, быстро устал;
  • Отсутствие знаний и\или опыта касаемо признаков опасной ситуации, допустимых отклонениях, периодов проверки и контроля и т.д.


В настоящее время существует статистика, наглядно демонстрирующая различные типы ошибок обнаружения человека для различных областей, например:
  • Котик М.А., Емельянов А.М. Природа ошибок человека-оператора на примерах управления транспортными средствами.
  • Пол Фиттс Инженерная психология и конструирование машин В книге: Экспериментальная психология (С. Стивенс, ред.), т.2, с 943.
  • Стрелков Ю.К.Инженерная и профессиональная психология. М.: Академия, 2005.


Если выделить из этой статистики ошибки, связанные с восприятием и вниманием, можно привести следующие данные многочисленных исследований, требующие более внимательного изучения в рамках формирования необходимых знаний, умений и навыков обнаружения при помощи имитаторов. (т.к. это влияет на требования к имитаторам)

Таблица. Классификация 270 ошибок, сделанных пилотами при реагировании на сигналы и на показания приборов. [из книги Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология]


Формирование знаний обнаружения (контроля)



Для формирования знаний обнаружения обучаемый должен запомнить:
  • на какие измерительные приборы необходимо отслеживать, как правильно читать показания, как часто или с какой периодичностью нужно проверять изменения показаний;
  • существующие опасные зоны и возможные источники опасности, связанные с присутствием персонала или посторонних предметов в опасной зоне, задымленности и т.д.;
  • характерные места на оборудовании, требующие внимания и регулярного визуального осмотра;
  • характерные изменения звука работы оборудования или вибрации (тактильные ощущения);
  • расположение устройств сигнализации;
  • другое оборудование и процессы, требующее повышенного наблюдения и внимания


Другими словами формирование знаний обнаружения подразумевает запоминание следующей информации: что должен контролировать, каким образом и как часто. Например, для генератора необходимо обнаруживать следующие признаки: Чрезмерный нагрев подшипников наблюдение (считывание показаний) за термометром; Вытекание смазки из подшипниковых камер визуальный осмотр; Вибрация машины во время работы кинетические ощущения и звуковые колебания; Ритмичный гул в машине звуковые колебания; Обмотки генератора перегреваются свыше допустимой нормы наблюдение (считывание показаний) за термометром и т.д.

Возможна групповая подготовка, когда каждый член группы отвечает только за свои участки, но должен контролировать других членов группы.


Эффективность формирования знаний обнаружения зависит:
  • от качества демонстрации измерительных приборов, по показаниям которых можно судить о наличии признаков аварийной или нежелательной ситуации (в процессе диагностики).
  • от качества демонстрации опасных зон, что необходимо для дальнейшего контроля присутствия в этих зонах персонала, посторонних предметов или других признаков опвсности (в процессе диагностики)
  • от качества демонстрации мест на оборудовании, требующих внимания и регулярного осмотра
  • от качества демонстрации характерных изменений окружающей обстановки (звук, вибрации, дым, искры и т.д.);
  • от возможности реализации групповой подготовки (взаимодействие и взаимный контроль) при необходимости.


Оценка эффективности формирования знаний обнаружения может быть произведена при помощи тестирования, путем сравнения обнаруженных изменений с общим количеством предъявленных изменений. Например при обнаружении изменения давления обучаемый нажимает клавишу, если клавиша не была нажата, считается, что обучаемый не заметил этого изменения.

Вывод: Имитаторы способны эффективно формировать необходимые знания, т.к.:
  1. Могут воспроизводить практически все признаки аварии (кроме температуры, влажности и т.д.) или потенциально опасные ситуации, а демонстрация всех признаков аварии на конкретном реальном оборудовании может быть значительно затруднена, а реальное воспроизведение потенциально опасных ситуаций крайне опасно.
  2. За счет использования всех каналов восприятия, процент запоминания информации будет выше традиционных способов формирования знаний (плакаты, видеофильмы).


Формирование умений обнаружения (контроля)



Обучаемый должен уметь применять полученные (или имеющиеся) знания обнаружения в практической деятельности (при решении конкретных задач). Без формирования умений обнаружения, обучаемый, находясь в реальной ситуации будет тратить слишком много времени и сил на обнаружение, а также будет вынужден временно отвлекаться от выполняемой работы. Другими словами постоянное сосредоточение умственных усилий на процессе обнаружения может помешать другим процессам, а также может вызвать утомляемость, снижение внимания и т.д.

Формирование умений и обнаружения напрямую связано с вниманием. В когнитивной науке внимание понимается как контрольный механизм действия (внутренний контроль), а его формирование определяется обучением и тренировкой. В работе [Борис Митрофанович Величковский. КОГНИТИВНАЯ НАУКА Основы психологии познания Том 1, 304 с.] на основании множества исследований, указывается Формирование когнитивных навыков особенно сильно повышает успешность работы в условиях отвлечения внимания. Эти результаты позволяют надеяться на преодоление многих, казалось бы, фиксированных ограничений познавательных процессов при правильно построенных обучении и тренировке..

Формирование у обучаемого умений обнаружения означает умение обучаемого производить обнаружение в практической деятельности без длительного отвлечения от основного процесса (короткое переключение между выполняемыми действиями). Простым примером формирования умения может служить обучение чтению текста по слогам или по словам (а не по буквам).

Как и при формировании знаний обнаружения возможна групповая подготовка, когда каждый член группы отвечает только за свои участки, но должен контролировать других членов группы.

Формирование умений обнаружения достигается простым повторением действий по обнаружению, совместно с выполнением необходимой работы (рабочих алгоритмов). Обязательным условием является длительная индивидуальная или групповая тренировка, когда каждый член группы отвечает за свои области.

Особое внимание следует уделить следующим факторам (исходя их классификации ошибок [из книги Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология]):
  1. Если имеются приборы, стрелка которых делает несколько оборотов необходимо отдельно отслеживать быстроту и точность считывания показаний этих приборов.
  2. Точности и скорости интерпретации приборов, показывающих скорость изменения величины меняется быстро или медленно и направление изменения возрастает или убывает.
  3. Точности и скорости интерпретации не стандартизированных сигналов (сигналы рукой например), и сигналов, которые зависят от условий (например сигнальные огни в тумане, звуки на фоне помех и т.д.).
  4. Точности и скорости интерпретации различения цифр, делений шкал или стрелок.
  5. Количеству обращений не по адресу, т.е. к приборам, на которых нет нужной информации.
  6. Признакам неработающего или неисправного прибора.
  7. Случаям не снятия показаний прибора в нужный момент времени.


Эффективность формирования умений обнаружения: см. эффективность формирование знаний обнаружения.

Оценка эффективности формирования умений обнаружения может быть произведена аналогично тестированию знаний обнаружения, с тем отличием, что обучаемый выполняет на имитаторе необходимую работу (рабочий алгоритм) и оценивается не только факт замечания изменений, но и время, прошедшее между изменением (например, давления на манометре) и реакцией обучаемого. Если прошедшее время больше определенного значения, результат замечания не засчитывается (считается, что изменение было обнаружено с значительным опозданием).

Таким образом, представляется возможность сделать вывод о том, что имитаторы способны эффективно формировать необходимые умения т.к. способны обеспечить все необходимые для этого условия (также имеют более высокую эффективность чем плакаты и фильмы). Возможность длительной индивидуальной тренировки умений также увеличивает эффективность имитаторов.

Формирование навыков обнаружения (контроля, реакции)


При дальнейшем развитии внимания при помощи обучения и тренировки возникает автоматизация действий и процесс координации обнаружения перестает определяться одним только сознательным контролем начинается формирование навыков. Для изучения механизма формирования навыков необходимо обратиться к результатам исследований физиологические процессов восприятия, которые в настоящее время являются достаточно изученными.

Процесс восприятия информации начинается с физиологической настройки системы восприятия на объект наблюдения (уровень безусловных рефлексов) и заканчивается этапом сознательного выбора и обработки информации на уровне мышления. Имеющиеся данные из области физиологии сенсорных систем и психологических исследований вопросов восприятия, указывают на то, что человек воспринимает информацию в первую очередь, используя свои доминирующие анализаторы (зрение, слух и кинестетические ощущения). Доминирующим анализатором является зрение, но в процессе восприятия (мозгом) зрительного образа участвует не только зрение, но и другие органы чувств. Как правило, под временем или продолжительностью реакции понимают общую продолжительность (overall response time). То, что мы ощущаем, только на 20% зависит от работы доминирующих анализаторов, и на 80% определяется способностью центральной нервной системы обрабатывать получаемую информацию.

Динамические возможности зрительной системы (улучшение). Как правило, контролируется только статическое зрение, однако, в быстро меняющейся ситуации персонал в значительной степени зависит от динамических возможностей зрительной системы.

Тестирование и тренировка динамических возможностей зрительной системы важна в силу двух основных причин:
1. Зрение человека не способно воспринимать непрерывно и одинаково четко по всему полю зрения. Для четкого восприятия в целом человек должен быстро зафиксировать взгляд в нескольких важных местах.
2. Мы видим всю картину с задержкой по времени на 0,15-0,2 сек, в связи с чем, необходимо освоить алгоритмы ведения взгляда и наладить связи между зрительным восприятием и мышечными реакциями для формирования подсознательных опережающих действий.


Процесс распознавания можно условно разбить на отдельные стадии, следующие друг за другом. Определенное время затрачивается сначала для складывания получаемой информации в единый кадр, а затем для его последующего анализа и интерпретации. В первые 0,04 сек после фиксации взгляда человек ни чего не видит (мозг складывает единый кадр), в интервале наблюдения от 0,04 до 0,06 сек начинают фиксироваться контуры (фрагменты формы), от 0,06 до 0,16 происходит раскраска изображения, а с 0,16 до 0,2-0,3 сек формируется целостное изображение, или очередной фрагмент панорамного вида, если наблюдаемая картина является продолжением увиденного ранее. На интервале от 0,16 до 0,2-0,3 сек. заканчивается сравнение с хранящимися в памяти образами и происходит максимально возможная интерпретация увиденного.

Мозг обрабатывает получаемую с сетчатки сырую, раздробленную на отдельные части информацию автоматически так, что мы этого практически не замечаем. Кроме того, выстраиваемая мозгом картина выглядит гораздо полнее, если наши глаза находятся в движении, когда взгляд сканирует пространство (центральная часть взгляда в этот момент собирает подробности об отельных объектах). Именно так и должен вести взгляд персонал, последовательно сканируя рабочее пространство. Бросая короткие взгляды по сторонам в места установки приборов, расположения персонала и для оценки ситуации на рабочем месте в целом. Недопустимо постоянно смотреть в одном направлении, не перемещая взгляд (является очень распространенной ошибкой персонала).

Как правило, развитие умения правильно вести взгляд в обязательном порядке вырабатывается при подготовке летного состава, спортсменов-водителей и т.д.

Когда отслеживается перемещение движущегося объекта, то сначала глаза должны поймать его в фокус, далее человеческий мозг просчитывает, насколько далеко от нас находится объект и как быстро он движется, производится прогноз его траектории, после чего совершается быстрый перевод взгляда в новую точку, заранее предугаданную. Этот процесс занимает примерно 0,15 сек., в моменты перевода взгляда восприятие теряется, и на мгновенье человек слепнет, словно при моргании. Если между прогнозами зрительной системы, по каким либо причинам, объект существенным образом изменяет траекторию, то прогнозы по ведению взгляда оказываются ошибочными, и зрительная система вынуждена тратить дополнительное время на восстановление восприятия (объект снова ловится в фокус, просчитывается его новая траектория).

Имеющиеся данные исследований вопросов восприятия приводят к однозначным выводам:
  • Восприятие зрительной информации является осваиваемым процессом, а не дается нам от рождения полностью. Оно формируется и совершенствуется в процессе накопления жизненного опыта и определенных тренировок.
  • Люди, не освоившие правильные алгоритмы для восприятия быстро меняющейся обстановки, видят гораздо меньше деталей, в независимости от остроты зрения, которую они проверяют у окулиста.
  • Люди, освоившие алгоритм правильного ведения взгляда замечают больше особенностей и деталей окружения.
  • Если обстановка быстро меняется, многие моменты упускаются глазами, а панорамные снимки стыкуются в сознании не совсем точно. Натренированные люди, как правило, делают именно те фотографии, по которым возможен максимально точный прогноз, у начинающих важные места теряются между кадрами, ни какая усиленная работа головного мозга уже не может в таком случае восстановить упущенное.
  • Время распознавания объектов зависит от нашего предыдущего хранящегося в памяти опыта, и может сокращаться.
  • Тренировка, влияя исключительно на сенсорные процессы, сокращает продолжительность реакции на 4070%
  • Травис (1948) исследовал эффективность влияния, тренировочных упражнений на продолжительность реакции узнавания. Он пришел к выводу, что тренировка почти исключительно влияет на сенсорные процессы, сокращая {119} продолжительность реакции на 40%.
  • Гератеволь благодаря тренировке нашел, что продолжительность реакции уменьшается до 70%.



Рисунок. Последовательная подсветка индикаторов в имитаторе для отработки алгоритма правильного ведения взгляда



Ошибки восприятия и искажение информации


В большинстве случаев интерпретация информации поступающей от доминирующих анализаторов, является корректной, но иногда возникают ошибки восприятия. Наиболее известные иллюзии связаны со зрением, существуют ошибки в восприятии тактильных ощущений, звука и т.д. Зрительные иллюзии и феномены [http://www.psy.msu.ru/illusion/]:
  • Иллюзии восприятия глубины
  • Зрительные искажения
  • Иллюзии восприятия размера
  • Иллюзии цвета и контраста
  • Эффект последействия
  • Иллюзии движения (например, зрительные иллюзии, когда кажется, что ваша машина начинает двигаться назад, в тот момент, когда рядом стоящая машина медленно трогается)
  • Эффект перцептивной готовности и т.д.

Другие ограничения зрительной системы (При малой освещенности, большой освещенности, смене экспозиции).

Возникающие при этом взаимосвязи и конфликт разных сенсорных каналов иногда оказываются негативное воздействие усталость мозга и т.д.). При помощи имитаторов возможно воспроизведение большинства иллюзий и искажений, а значит можно выработать (сформировать) у обучаемых необходимые механизмы распознавания таких случаев и более внимательного к ним отношения.

Переходя от зрительной системы к слуху и тактильным ощущениям можно отдельно выделить:
  • Тактильное восприятие;
  • Чувствительность к вибрациям;
  • Передача ощущений через ткани;
  • Восприятие с помощью слуха и т.д.


На рисунке показана информация, получаемая пилотом во время пилотирования.



Формирование навыков обнаружения

достигается повторением действий по обнаружению, совместно с выполнением необходимой работы (рабочих алгоритмов). Обязательным условием является длительная индивидуальная или групповая тренировка, когда каждый член группы отвечает за свои области. Основным отличием от формирования умений является именно выработка и применение правильных механизмов процесса восприятия (например, траектория движения глаз при считывании ряда показателей на панели) и автоматизация выполняемых действий при обнаружении.
Эффективность формирования навыков обнаружения: см. эффективность формирование знаний и умений обнаружения. Кроме того возможно получение информации с использованием системы захвата движения (в т.ч. движении зрачка) и оценка правильности действий обучаемого.
Оценка эффективности формирования навыков обнаружения может быть произведена аналогично тестированию умений обнаружения.

Таким образом, представляется возможность сделать вывод о том, что имитаторы способны эффективно формировать необходимые навыки т.к. способны обеспечить все необходимые для этого условия (также имеют более высокую эффективность чем плакаты и фильмы), кроме того обеспечивают значительные преимущества, такие как демонстрация полномасштабных аварий, тренировка при воздействии внешних отвлекающих факторов (дождь, ветер) и т.д.

От того, насколько эффективно проведено обнаружение, зависит точность диагностики (без эффективного обучения обнаружению, персонал может не замечать опасность или замечать ее слишком поздно).

Диагностика


В процессе диагностики принимается решения о допустимости обнаруживаемых отклонений параметров от нормы (ожидаемых) или их недопустимости с последующим переходом к этапу принятия решений для решения или компенсации возможной проблемы.

Соответственно, при диагностике возможны следующие основные ошибки:
пропуск неисправности или опасной ситуации;
ложная тревога.

В сложной дорожной ситуации у водителя зачастую не хватает времени и возможности для того, чтобы сразу полностью оценить все ее стороны. О такой ситуации он обычно судит по основным наиболее ярким признакам. Столкнувшись со сложной дорожной задачей, водитель может, не вникая в ее особенности, начать ее решать привычным и отработанным ранее на практике способом. А какая-то неучтенная существенная особенность этой задачи может как раз и сделать такой стандартный способ в данном случае непригодным. Тогда-то и получается, что многократно проверенный способ решения оказывается в данном случае явно ошибочным. Подобное стереотипное мышление чаще всего проявляется в экстремальных ситуациях, когда человека волнует опасность и на раздумье мало времени. Поэтому еще раз хочется обратить внимание водителей на то, что самым важным элементом решения любой дорожной задачи является оценка сложившейся ситуации, и что от полноты такой оценки зависит главным образом успех ее решения.


Формирование знаний диагностики
Формирование знаний диагностики достигается запоминаем всех прямых и косвенных признаков неисправностей (или угроз), любые внешнее проявления неисправностей (или угроз), критерии отказов и предельно-допустимых значений или состояний, например:
  • Превышение или понижение давления (температуры, подачи, силы тока) свыше предельно-допустимых значений;
  • Вытекание смазки, вибрация, гул, свист, нехарактерные звуки;
  • Дым, искры;
  • Признаки срабатывания звуковой, световой сигнализации;
  • Признаки срабатывания предохранительных клапанов.
  • Признаки повреждения или износа каната, подшипников, клапанов и т.д.
  • Признаки угрозы (нахождение персонала в опасной зоне и т.д.) и т.д.


Эффективность формирования знаний диагностики зависит от качества воспроизведения (демонстрации) первичных и вторичных признаков аварии или признаков опасной ситуации. Под качеством, в данном случае, следует понимать разницу восприятия признаков аварии (похожесть) в процессе обучения и в реальной ситуации. Также зависит от возможности реализации групповой подготовки при необходимости.

Оценка эффективности формирования знаний диагностики может быть произведена при помощи тестирования, путем сравнения обнаруженных признаков неисправностей с общим количеством произошедших неисправностей. Например при диагностике изменения давления свыше максимально-допустимого значения обучаемый нажимает клавишу, если клавиша не была нажата, считается, что обучаемый не заметил или не посчитал важным это существенным (пропуск неисправности или опасной ситуации). Если была нажата клавиша, а неисправности или опасной ситуации не было (все показания в норме), фиксируется ошибка ложная тревога.

Вывод:
Имитаторы могут успешно использоваться как для формирования знаний диагностики (путем демонстрации внешних проявлений и признаков с использованием всех каналов восприятия), так и для их проверки правильности диагностики и ее коррекции. Возможности имитаторов заглянуть внутрь объекта и другие возможности могут существенно помочь в понимании информации. Таким образом имитаторы позволяют достичь максимального уровня запоминания информации.

Формирование умений диагностики


По аналогии с формированием умений обнаружения обучаемый должен уметь применять полученные (или имеющиеся) знания диагностики в практической деятельности (при решении конкретных задач). Как и в случае с умениями обнаружения, без формирования умений диагностики, обучаемый, находясь в реальной ситуации будет тратить слишком много времени и сил на быструю диагностику, а также будет вынужден временно отвлекаться от выполняемой работы (также возможна утомляемость, снижение внимания и другие эффекты).
Формирование у обучаемого умений диагностики означает умение обучаемого производить диагностику в практической деятельности без длительного отвлечения от основного процесса. Как и в случае с обнаружением, повторение процесса диагностики (тренировка) со временем приводит к тому, что, вначале, выполнение нового действия происходит на высоком уровне и целиком осознается, затем оно расщепляется на ряд операций, которые постепенно автоматизируются, находя для себя более низкие, фоновые уровни. Исходя из этого, для формирования умений необходима длительная индивидуальная тренировка и отработка действий действий по диагностике, обязательно совместно с тренировкой умений обнаружения.
Формирование умений диагностики достигается простым повторением действий по диагностике (вместе с обнаружением), совместно с выполнением необходимой работы (рабочих алгоритмов). Обязательным условием является длительная индивидуальная или групповая тренировка, когда каждый член группы отвечает за свои области.
Эффективность формирования умений диагностики: см. эффективность формирование знаний диагностики.
Оценка эффективности формирования умений обнаружения может быть произведена аналогично тестированию знаний диагностики, с тем отличием, что обучаемый выполняет на имитаторе необходимую работу (рабочий алгоритм) и оценивается не только факт подтверждения наличия неисправностей или опасностей, но и время, затраченное на этот процесс обучаемым. Если прошедшее время больше определенного значения, результат не засчитывается (считается, что неисправность или опасность не была диагностирована или имело место значительное опоздание).

Как правило выделяют следующие этапы процесса диагностики:
  • проведение анализа ситуации;
  • выявление всех существующих проблем или потенциальных угроз, их ранжирование и выбор проблем, представляющих наибольшую потенциальную опасность;
  • если имеется признаки потенциальной опасности, необходима оценка вероятного развития событий, определение возможных нежелательных последствий.
  • определение причины, из-за которой происходят или могут происходить нежелательные последствия;


Соответственно, возможны следующие основные ошибки:
  • ошибочное определение возможных последствий;
  • ошибочное определение причин.


Таким образом, представляется возможность сделать вывод о том, что имитаторы способны эффективно формировать необходимые умения диагностики т.к. способны обеспечить все необходимые для этого условия:
  • Реализация всех возможных отказов, аварий или происшествий, совместно с выполнением необходимой работы (алгоритма);
  • Выявление ошибок и их коррекция;
  • Возможность длительной индивидуальной или групповой тренировки и другие преимущества.


Формирование навыков диагностики


При дальнейшем развитии умений диагностики при помощи длительных индивидуальных или групповых тренировок возникает автоматизация действий и процесс диагностирования перестает определяться одним только сознательным контролем начинается формирование навыков диагностики. Формирование навыков диагностики снижает утомляемость во время работы, рассеянность, а соответственно обеспечивает большую концентрацию внимания на процессе, высокую скорость реакции и т.д.

Формирование навыков диагностики достигается повторением действий по обнаружению и диагностированию, совместно с выполнением необходимой работы (рабочих алгоритмов). Обязательным условием является длительная индивидуальная или групповая тренировка, когда каждый член группы отвечает за свои области.
Эффективность формирования навыков диагностики: см. эффективность формирование знаний диагностики.
Оценка эффективности формирования навыков диагностики может быть произведена аналогично тестированию умений диагностики.

Таким образом, представляется возможность сделать вывод о том, что имитаторы способны эффективно формировать необходимые навыки т.к. способны обеспечить все необходимые для этого условия (также имеют более высокую эффективность чем плакаты и фильмы), кроме того обеспечивают значительные преимущества, такие как демонстрация полномасштабных аварий, тренировка при воздействии внешних отвлекающих факторов (дождь, ветер) и т.д.

От того, насколько эффективно проведена диагностика, зависит правильность принятого решения.

Принятие решений


Пока же, как показывает статистика, около 90% дорожных происшествий возникает из-за ошибок в прогнозах и при принятии решений. Следует специально остановиться на обгонах, с ними связана примерно четвертая часть дорржных происшест- авй. При обгонах особенно важны правильные оценки и прогнозы. Здесь водитёлю приходится учитывать много факторов: и скорость обгоняемой и идущей навстречу машины, и удаление встречной машины, и то как поведет себя водитель той машины, которую он обгоняет. Ошибка в таких прогнозах очень опасна, так как обгон выполняется на повышенной скорости. Естественно, что при таком маневре у водителя возникает высокая психическая напряженность. Было экспериментально установлено, что в период обгона происходит существенный сдвиг в психофизиологических параметрах водителя и здесь их значения на 2540% превышают обычные.


Свойства и качества мышления:
  • Самостоятельность умение увидеть новую проблему, поставить новый вопрос, попытаться решить задачу своими силами.
  • Глубина степень проникновения в сущность явления.
  • Широта способность держать под контролем большое количество связей между предметами, объектами, явлениями при решении задачи.
  • Гибкость умение находить различные пути решения задач, а также изменять намеченный план действий, если он не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задачи.
  • Критичность способность правильно оценить объективные условия и собственную деятельность, при необходимости отказаться от избранного пути решения, найти новый способ действий.
  • Быстрота способность быстро находить правильное, обоснованное решение.


Механизм генерации и проверки гипотез, когда все новые признаки ситуации привлекаются для опровержения или подтверждения предположений о причине события

при этом возможно обратится к поиску соответствующего правила реализации решения (например, если насос отключился то снять блокировку и перезапустить насос)
или включить резервный насос

это возможно только с привлечением фундаментальных знаний об устройстве процесса путем постановки и достижения нескольких промежуточных целей. т.е. Заключается в выборе последовательности необходимых промежуточных шагов

Сильно зависит от имеющегося опыта. Фактически нужно запомнить всю таблицу возможных неисправностей (или угроз) и способов их устранения, например:

Наименование неисправности (или угрозы) внешнее проявление и дополнительные признаки (критерии отказов и предельных состояний) Падение напора и производительности, вибрация, шум [признаки начала кавитации]

Вероятная причина
  • увеличение подачи насоса сверх номинальной или повышение скорости вращения вала
  • Повышение сопротивления во всасывающей линии (дросселирование на всасывании, засорение фильтров и т.д.);
  • снижение давления на входе в насос по технологическим причинам (снижение уровня в питающем аппарате);
  • повышение температуры перекачиваемого продукта или увеличение содержания растворенных в нем газов


Возможные нежелательные последствия Разрушение рабочих органов насоса из-за кавитации

Действия при обнаружении а) проверить б) сообщить в) выполнить

Последовательность:
  • Постановка проблемы.
  • Формулировка ограничений и критериев принятия решения.
  • Определение альтернатив.
  • Оценка альтернатив.
  • Выбор альтернативы.
  • Реализация решения.
  • Контроль за исполнением решения.
Подробнее..

Нейроинтерфейс личный опыт использования в практических задачах

27.06.2020 16:12:41 | Автор: admin
Постараюсь рассказать про использование нейроинтерфейса для получения дополнительных данных в процессе обучения персонала (контролем необходимых психофизических возможностей персонала).

На сегодняшний день данная тема становится все более популярной. Имеется масса готовых устройств для нейроинтерфейса, в т.ч. уже оптимизированные под использование совместно с VR, например
image



На самом деле нейроинтерфейс это старая добрая электроэнцефалография (ЭЭГ)).
Оборудование можно изготовить самостоятельно, в интернете достаточно много схема, но это слабо подходит для коммерческих задач. Мы, например, для создания нейроинтерфейса используем аппаратное и программное обеспечение компании OpenBCI (США). Предупреждение очень много проблем на таможне, т.к. по мнению наших это медицинское оборудование! Это конечно не так, но доказывать бесполезно.

image

Вот схема как это работает

image

Обучение и контроль персонала проходит в такой шапке поверх шлема HTC Vive.
При надевании шлема с нейфроинтерфейсом программа (при помощи нейронной сети) анализирует колебания, выделяемые в общей электрической активности головного мозга ритмы головного мозга. Это принимается за 0, т.е. спокойное состояние человека.

Обучаемый персонал выполняет задание на имитационном тренажере (например запуск центробежного насоса). Программа по определенному алгоритму формирует нештатные и/или аварийные ситуации (например начало кавитации). При помощи анализа ритмов мозга и выполняемых (или невыполняемых) действий тренажер фиксирует текущие психофизические параметры обучаемого во время выполнения процедуры обнаружения опасной ситуации, диагностики ситуации, формирования решения, выполняемых действиях.

image

В результате формируется диаграмма действий персонала (FTA) с учетом психофизического состояния персонала на момент совершения им каких-либо действий. Результатом работы тренажера являются: вероятность возникновения негативных событий (аварии, инциденты) по вине персонала, эффективность выполнения поставленной задачи, вероятность потерь (деньги, жертвы и т.д.), рекомендации по устранению выявленных проблем (не только в знаниях умениях и навыках, но и в психофизическом плане)

image

На видео можно посмотреть что происходит... youtu.be/fhjTsFUcyew

В это время нейронная сеть выдает дополнительные данные в процессе обучения и оценки знаний умений навыков (более 30 показателей):
  • Уровень стресса, влияние стресса на точность и время принятия решения и выполняемых действий.
  • Способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители.
  • Умение распределять внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач.
  • Способность вести наблюдения за большим количеством объектов одновременно.
  • Способность к быстродействию в условиях дефицита времени.
  • Эмоциональная устойчивость при принятии ответственных решений.
  • Быстрая адаптация к новым условиям.
  • Способность к длительной умственной работе без ухудшения качества и снижения темпа.


image
-штатное ПО OpenBCI

Без использования нейроинтерфейса получение этих данных в процессе обучения невозможно. Даже присутствие штатного психолога не позволит получить все необходимые данные.

Фактически эта информация помогает выявлять потенциально опасный персонал, т.е. персонал, работа которого несет большой риск. Эта информация, вместе с информацией, которую выдает непосредственно имитатор, на котором обучается персонал, позволят получить полную картину относительно рисков, которые несет каждый работник.

image

Если данная статья вызовет интерес буду продолжать публиковать это направление.

Подробнее..

Использование имитаторов для управления рисками связанными с ошибками персонала

27.06.2020 16:12:41 | Автор: admin
Современное производство характеризуется все увеличивающимися темпами внедрения передовых научных, технических, организационных и экономических разработок. Постоянное увеличение доли высокотехнологичного оборудования в нефтегазовом секторе производства, вместе с увеличением сложности оборудования и производственных процессов в целом, сопряжено с возможностью (вероятностью) появления опасных событий, последствиями которых могут являться экономический ущерб, гибель людей, угроза здоровью и безопасности персонала и населения, неблагоприятные воздействия на окружающую среду.

image

В силу высокой практической значимости, в последнее время и интенсивно ведется исследования, связанные с оценкой, контролем, предотвращением или сокращением рисков. Иными словами, с ростом опасности промышленных объектов закономерно возрастает необходимость в более точных, достоверных методах управления рисками. В прошлом рассматривали исключительно надежность конструкции и оборудования, и не рассматривали человека, как элемента этой системы. Фактически, человек существенно влияет на вероятность возникновения опасных событий и ситуаций, что нашло отражение в более поздних исследованиях, где указывалось на необходимость учета влияния человеческого фактора.

Сам человеческий фактор в значительной степени зависит от уровня или степени подготовки персонала, величиной владения персонала специальными знаниями, умениями и навыками. Совершенно очевидно, что процесс формирования указанных знаний, умений и навыков, в свою очередь, зависит от средств и методов обучения. Стремление к снижению человеческого фактора сопряжено с поиском и внедрением новых методов и средств обучения, таких как тренажеры, а также нового класса технических средств обучения, использующего вычислительные мощности компьютеров имитаторов.

image



Для продолжения данной темы нам потребуется определится в терминах знания, умения и навыки.

Знания

в Российской педагогической энциклопедии данный термин определяются следующим образом: проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знание форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание в широком смысле субъективный образ реальности, в форме понятий и представлений. Знание в узком смысле обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу. Знание (предмета) уверенное понимание предмета, умение обращаться с ним, разбираться в нём, а также использовать для достижения намеченных целей.

Получение знаний, необходимо для решения задач, возникающих в практической деятельности, при решении конкретных производственных задач. Например, возможные причины аварий (повреждение каната), как это смотрится, где и куда нужно смотреть, как часто, в какие моменты. Знать, какие значения параметров представляют опасность, где опасно стоять, знать этапы процесса и выполняемые действия, правила, СП, нормы, указания и т. д. Формирование знаний необходимо для последующего формирования умений и навыков обнаружения.

image

Снижение количества ошибок в процессе деятельности персонала требует наличия определенных знаний о происходящих при этом производственных процессах, устройстве оборудования, принципах работы и т.д. Конечно, имеются многочисленные доказательства и примеры того, что персонал может, (в принципе), управлять каким либо процессом или механизмом, не имея абсолютно никаких знаний об устройстве, принципах действия, мерах безопасности и т.д. Отсутствие технической подготовки персонала не позволяет персоналу использовать знания принципов работы машин, измерительных средств, системы автоматики и т. д., их характеристики, а значит сильных и слабых сторон (возможностей оборудования), для того, чтобы во время работы своевременно обнаруживать неисправности, аварии, недопустимые отклонения, и, следовательно, диагностировать неисправность и принять необходимые меры.

Можно констатировать, что без формирования технических знаний у персонала, дальнейшее совершенствование (формирование) знаний, умений и навыков по обнаружению, диагностике и принятию решений, будет не эффективным (в силу указанных выше причин), а фактически, вообще лишено смысла.

Умения

это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно, с осознаванием и контролем всех промежуточных шагов. Умение применение знаний в практической деятельности, при решении конкретных задач, в конкретных ситуациях или условиях, например при аварии, загазованности, взрыве, опасных работах и т. д.

Навыки

Это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов. Умение и навык есть способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени (уровню) овладения данным действием (полностью сознательно автоматизм). Примерами такого автоматизма могут выступать навыки письма, вождения автомобиля, ходьбы, чтения и т. д.

image

Известен уровневый подход H.A. Бернштейна (сформулированный в 1947 году), выдвинувшего предположение, что новое действие сначала выполняется на некотором ведущем уровне и целиком осознается. Затем оно расщепляется на ряд операций, которые постепенно автоматизируются, находя для себя более низкие, фоновые уровни.. По мере формирования и автоматизации навыков выполнения некоторого действия увеличивается возможность перехода к решению других задач иными словами, происходит освобождение ресурсов внимания. По мере профессионального совершенствования сознание высвобождается. Сознательный контроль ведется не подряд, а только в наиболее сложных местах. В остальном контроль ведется автоматически, бессознательно. Двигательный автоматизм отличительная черта профессионального труда.. Стоит отметить при таком подходе под автоматизацией понимается именно двигательный автоматизм. Когда человек в процессе практической деятельности или обучения многократно выполняет одно и то же действие, то со временем оно автоматизируется и у него возникает навык его выполнения. С помощью навыка можно не только закрепить правильный способ выполнения действия, но и достичь высокой скорости его осуществления и снизить уровень связанных с ним энергетических затрат. Навык в процессе труда выгоден и тем, что автоматизированные действия выполняются без сознательного контроля, поэтому можно думать о другом, решать другие задачи и одновременно быстро и точно выполнять требуемые движения.

Таким образом термин навык может быть связан с термином работоспособность. (величина функциональных возможностей организма человека, которая характеризуется количеством и качеством работы, выполняемой за определенное ограниченное время эффективность выполнения конкретной работы.)

Рассматривая навыки необходимо отметить одну особенность, требующую отдельного рассмотрения. Некоторые исследователи отмечают следующий факт автоматизация действий персонала возможна только в условиях нормальной работы, когда нет признаком опасности или угрозы. В случае возникновения опасной ситуации или ее признаков происходит частичная деавтоматизация действий (увеличение доли сознательного контроля). В случае дальнейшего усложнения ситуации происходит полная деавтоматизация контроля.

Также для навыков характерны некоторые отрицательные свойства и явления:

  • отрицательное влияние стереотипности мышления, когда правильный и проверенный способ решения некоторого класса задач, используется в тех случаях, где он не подходит;
  • интерференции навыков, когда торможение навыка проявляется в том, что прошлый, более прочный навык препятствует реализации нового навыка, согласно которому надо действовать по-другому.
  • интерференции навыков, когда при снижении сознательного контроля за действиями может сработает старый устоявшийся навык (возможно, приводящий к неэффективным или ошибочным действиям).
  • отрицательный перенос навыков, когда навыки приобретенный в одном виде деятельности (оборудовании, инструментах и т.д.) переносятся на другой.


image

Именно по этой причине для персонала в значительной степени важны знания, умения и навыки. Наличие навыков дает возможность меньше уставать (т. к. контроль ведется автоматически, бессознательно), а следовательно дольше быть внимательным. При возникновении сложных и опасных ситуаций (происходит деавтоматизация) огромное значение имеют имеющиеся у персонала умения и навыки. В сложной и ответственной деятельности оператору следует остановиться, подумать, а потом выполнить заученные операции или отказаться от них. Таким образом при подготовке персонала с целью уменьшения вероятности человеческого фактора необходимо формирование не одной характеристики, а всего набора характеристик, т.е. знаний, умений и навыков.

В подтверждение важности знаний, умений и навыков можно привести множество примеров, например В выполненном в работе систематическом исследовании методов обучения управлению технологическими процессами проводится сравнение трех режимов обучения. В рамках теоретического обучения одна из групп была ознакомлена с описанием технологического процесса на химическом заводе, а также с назначением различного оборудования и влиянием, оказываемым различными управляющими контурами. Другая группа обучаемых была, кроме того, ознакомлена с набором явно выраженных диагностических правил типа: Высокие температура и давление в верхней части колонны наряду с низким уровнем в сливном барабане указывают на отказ холодильной установки при условии, что все насосы и клапаны работают исправно. С еще одной группой не проводилось специального инструктажа, кроме ознакомления с приборами, расположенными на пульте управления. После обучения все обучаемые были подвергнуты проверке на обнаружение тех неисправностей, с которыми им приходилось сталкиваться раньше, а также на выявление новой совокупности имитируемых отказов. Ознакомленная с диагностическими правилами группа обучаемых показала худшие результаты при поиске известных им неисправностей, по-видимому, из-за того, что, в отличие от других групп, они не стремились к выполнению ранее осуществлявшихся диагностических процедур. Однако универсальность их подготовки четко проявлялась при столкновении с незнакомыми ситуациями, что можно рассматривать как более трудное испытание. Группа, ознакомленная с диагностическими правилами, а также группа с углубленной теоретической подготовкой затратили больше времени на поиск неисправностей вследствие чрезмерного усложнения полученных ими знаний. На осуществление диагностических процедур они затратили существенно больше времени по сравнению с группой, знакомой лишь с контрольными приборами. Ценность теоретической подготовки определяется способностью обучаемого применять полученные знания на практике.

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ



image

Управление рисками (риск-менеджмент; англ. risk management) процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь, вызванных его реализацией.

Качество подготовки специалистов в значительной степени определяет экономическую эффективность производства (напрямую зависит от эффективности действий персонала), а также затрагивает вопросы охраны труда, промышленной и экологической безопасности. С ростом опасности промышленных объектов закономерно возрастает необходимость в более точных, достоверных методах управления рисками.

Технология использования имитаторов в процессе управления рисками, а именно в процессе анализа величины риска и принятия решений, направленных на снижение риска до пределов, соответствующих приемлемому уровню.

  1. Выбор варианта возможного инцидента или аварийной ситуации.
  2. Оценка роли человеческого фактора в появлении или развитии опасной ситуации.
  3. Обучение персонала имитация возникшей ситуации с использованием компьютерных имитационных тренажеров (выполнение рабочими или специалистами).
  4. Анализ эффективности и оценка последствий действий обучаемых (вероятные потери).
  5. Выявление причин ошибочных действий (каждого участника по отдельности, оценка работы коллектива в целом).
  6. Прогнозирование остаточного риска после обучения, сроков и частоты повторного обучения (для каждого сотрудника индивидуально), статистическая обработка достигнутых и необходимых знаний, умений и навыков; автоматическая генерация индивидуального учебного курса для каждого работника (в т.ч. для самостоятельного обучения).
  7. Оценка экономической эффективности обучения, решение о допуске работника к работе с реальным оборудованием или решение о необходимости дальнейшего обучения (индивидуально для каждого работника, группы или всего персонала компании).


image

Основа методики:

  1. ГОСТ Р 51901.11-2005 Менеджмент риска. Исследование опасности и работоспособности. Прикладное руководство.
  2. ГОСТ Р 51901.13-2005 (МЭК 61025:1990) Анализ дерева неисправностей. IEC 61025:1990 Fault Tree Analysis (FTA) (MOD).
  3. ГОСТ Р 51901.1-2002 Анализ риска технологических систем. гармонизирован с международным стандартом МЭК 60300-3-9:1995 Dependability Management Part 3: Application guide section 9: Risk analysis of technological systems Управление надежностью. Часть. 3. Руководство по применению. Раздел 9. Анализ риска технологических систем".
  4. ГОСТ Р 51901.11-2005 (МЭК 61882:2001) Исследование опасности и работоспособности. Прикладное руководство. IEC 61882:2001 Hazard and operability studies (HAZOP studies) Application guide (MOD).
  5. Распространенные методики, направленные на человеческий фактор и связанные с ним ошибки HRA (THERP, ASEP, HEART, SPAR-H, CREAM и т.д.), используются несколько методов, например, таких как метод прогнозирования частоты ошибок человека THERP (technique for human error rate prediction), HEART (Human error assessment and reduction technique ) и т. д.
  6. Банки данных по частотам отказов/ошибок. В настоящее время существует достаточное количество банков данных, содержащих как частоты отказов оборудования и элементов, так и частоты ошибок человека (например, Оценка ошибок операторов. WASH 1400, MIL-HDBK-217, RIAC 217 Plus, Telcordia SR-332, NSWC-98, IEC TR 62380 (RDF-2000), GJB/Z 299B, IAEA-TECDOC-508, NPRD и т. д.).
  7. Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств ПБ 09-540-03 п.2.12, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 5 мая 2003 г. 29.
  8. Методические указания о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах РД 09-536-03 п.1.7, утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 18 апреля 2003 г. 14.


Вероятность каждой ошибки персонала на реальной системе равна вероятности ошибки на имитаторе, полностью идентичном реальной системе (системе достоверно воспроизводящей реальную). В случае отличия имитатора от реальной системы изменяется эффективность не только обучения, но и главным образом эффективность переноса (обучаемый может научиться работе на имитаторе, но не на реальном объекте). Идентичная реальной система это система, обеспечивающая генерацию модели реальной в соответствии с математической моделью этой реальной системы при помощи программных или аппаратных средств. Идентичность реальной системы в данном случае понимается как идентичность подачи на основные каналы восприятия пользователя программно или аппаратно управляемых воздействий и реалистичной реакции моделируемой среды на производимые пользователями действия. В соответствии с физиологическими характеристиками человека, под каналами восприятия понимается следующие анализаторы: Зрительный; Слуховой; Кожный; Кинестатический; Вестибулярный; Вкусовой; Обонятельный, а также органическая чувствительность.

Что такое ошибки персонала, причины их появления, возможность снижения вероятности ошибок персонала.

Термин человеческий фактор обычно связывают с ошибками человека, а также с его психофизиологическими и психологическими ограничениями.

image

Несмотря на кажущуюся простоту, во многих случаях достаточно трудно определить причину ошибки человек или обстоятельства, например, в условиях стресса или действия сторонних раздражителей, при снижении ресурса организма (усталости), при ошибочных показаниях приборов (неисправности). В приведенной ситуации, переход от правильных решений или действий к ошибочным перестает иметь четко выраженные границы, т.е. во многих случаях, вопрос кто виноват?, сам человек и обстоятельства может не иметь простого ответа.

Если вернутся к термину ошибка персонала, то можно найти несколько трактовок, например указывается следующее: Ошибка это результат действия, совершенного неточно или неправильно, вопреки плану. В случае ошибки результат, который уже получен, не соответствует намеченному или заданному, требуемому. Ошибка это факт практики.. Дается такое определение: Надежность работы человека определяется как вероятность успешного выполнения им работы или поставленной задачи на заданном этапе функционирования системы в течении заданного интервала времени при определенных требованиях к продолжительности выполнения работы. Дается следующее определение: Ошибка человека определяется как невыполнение поставленной задачи (или выполнение запрещенного действия), которое может явится причиной повреждения оборудования или имущества либо нарушения нормального хода запланированных операция. Психологический анализ ошибок сводится к рассмотрению психических процессов (восприятие, память, мышление, внимание). Приводится следующий пример: Ошибки восприятия не успел обнаружить, не сумел различить, не узнал; памяти забыл, не успел запомнить, не сумел удержать в памяти, сохранить, восстановить, воспроизвести; мышления не понял, не успел схватить, не предусмотрел, не разобрался, не проанализировал, не объединил, не обобщил, не сопоставил, не выделил; внимания не сумел сосредоточиться, собраться, переключиться, удержать, не успел охватить всего, быстро устал., область морали не сумел взять ответственность за возможный результат действия, в силу возможных последствий.

Приводится интересный тип ошибок, связанных с намеренным внесением в процесс труда элемента риска А вот внести в процессе труда элемент риска, создать в нем опасную ситуацию, а потом успешно ее разрешить это уже другое дело! Здесь есть и боевое возбуждение от тревоги, и радость большого успеха, самоутверждения. Таким путем можно сделать процесс труда интересным и волнующим. Причем, чем большие опасности в нем будут создаваться, тем большими будут боевое возбуждение и радость самоутверждения от успеха.

Также существует множество профессиональных отраслевых классификаций ошибок и случаев их появления. Например данные Р. Дженсен (авиационные пришествия) разделил ошибки на пространственные, временные, перцептивные, двигательные. Приводятся следующие случаи возникновения ошибок:

  • персонал стремится к достижению ошибочной цели;
  • поставленная цель правильная, но персонал не может ее достичь из-за неправильных действий;
  • персонал бездействует в момент, когда требуются его действия.


Классификация ошибки в зависимости от ее положения в процессе деятельности персонала также широко представлена в множестве моделей процесса деятельности персонала. Как правило такие модели также сильно зависят от сферы применения, т.е. отрасли.

Со временем появились и более универсальные модели, например

image
Человек оператор в системе с обратной связью

Далее будет рассматриваться одна из наиболее современных универсальных моделей, основанная на и показанная на рисунке. Выбор этой модели обусловлен наиболее мелким делением когнитивных и физических действий. Данная модель не противоречит другим моделям, и является как бы их обобщением.

image
Пример процесса деятельности персонала (модель поведения)

Ошибка по вине человеческого фактора фактически означает ошибку на одном или нескольких этапов процесса деятельности персонала (рисунок Х390). Следовательно для снижения вероятности риска, вызванной человеческим фактором необходимо снижение количества ошибок на каждом из представленных этапов. Под этапами понимается последовательности в трудовом процессе, как части производственного процесса сочетание собственно трудовой деятельности и связанных с нею механических, физико-химических и других процессов, происходящих под управлением специалиста. Трудовой процесс, в свою очередь, расчленяется на операции, приемы, действия, рабочие движения.

Психологические исследования ошибок т. е. рассмотрение ошибок в рамках психических процессов (восприятие, память, мышление, внимание) позволяет сделать вывод о существовании связи между вероятностью появления ошибки и обучением персонала, так как обучение напрямую влияет на психические процессы.

Для перехода к вопросу о возможности снижения вероятность появления ошибки персонала при помощи обучения, необходимо выделить те факторы, на которые мы можем воздействовать при помощи обучения и факторы, не поддающиеся коррекции или очень слабо корректируемые при помощи обучения.

image

image

Сразу можно сказать, что к не корректируемым или слабо корректируемым факторам относятся психофизиологические и психологические ограничения человека, например:
Даже при идеальных условиях продолжительность реакции у человека равна примерно 0,1 сек., среднее время реакции:
  • при осязательных раздражениях равно от 90 до 190 тысячных сек.;
  • при звуковых раздражениях от 120 до 180 тысячных сек.;
  • при зрительных раздражениях от 150 до 220 тысячных сек.


Влияние факторов среды:
  • Влиянии вибрации: зрительные наблюдения из сильно вибрирующего самолета затруднены, нарушается механика собственных рефлексов мышц
  • Кислородная недостаточность или отравление: нарушение общих интеллектуальных способностей.
  • Холод вызывает торможение терморецепторов и паралич механорецепторов, снижается точность движений и возникают болевые ощущения и мышечная дрожь. Кроме того, появляется общее недомогание, сопровождающееся нервной раздражительностью, невнимательностью.
  • Действие ускорений оказывает влияние на психические и интеллектуальные способности человека. Так, например, было доказано, что увеличение ускорения от 1,5 до 3 g уже оказывает заметное влияние на правильность снятия показаний приборов.


Другие ограничения:
  • Не могут регистрировать сигналы, которые находятся за пределами человеческого восприятия.
  • Ограниченная мышечная сила
  • Защищенность человека от опасностей резко понижается и при его заболевании. Установлена тесная связь несчастных случаев с хроническими заболеваниями (при инфекционных и простудных люди обычно освобождаются от работы)
  • Нарушения при употреблении алкоголя или наркотиков и т. д.


Указанные факторы могут оказать существенное воздействие на когнитивные и физические действия персонала при выполнении работ, но с трудом могут быть снижены при помощи обучения персонала.

Немаловажное значение имеют и индивидуальные качества персонала. В настоящее время приблизительно половину всех работающих составляют лица в возрасте более 40 лет, которые весьма чувствительно относятся к необходимости внесения каких- либо изменений в свое поведение, сформировавшееся к зрелым годам. Переподготовка рабочих зрелого возраста является вполне реальным делом и часто весьма желательна; во многих случаях при использовании соответствующих методов обучения были получены положительные результаты. Однако проблема соотнесения слов и действий принимает особенную остроту в том случае, когда обучаемыми являются лица старшего возраста. Во многих случаях рекомендуется в меньшей степени опираться на устные методы обучения.

Вывод:



Таким образом можно представить, что вероятность появления ошибки персонала может быть снижена при помощи обучения, если в процессе обучения удается сформировать, достигнуть или улучшить (а также поддерживать) необходимые характеристики персонала (компетенции, уровень научения ) до необходимых значений. (вопрос, на сколько может быть снижена вероятность рассматривается далее)

Например, авария может произойти если в течении 50 секунд персонал не заметит первичных признаков аварии; в таком случае, если с помощью обучения (тренировки) можно достигнуть сокращения времени реагирования персонала до требуемого значения, можно утверждать, что обучение может предотвратить эту аварию или, как минимум, снизить ее вероятность.

Для демонстрации вывода можно использовать функцию уровня характеристик обучаемого (компетенций, научения) показанную на рисунке. Красная пунктирная линия показывает ту самую границу, ниже которой начинается рост вероятности ошибки персонала. Как видно на изображении, различия между идеальной и реальной памятью обуславливают необходимость подъема уровня характеристик (компетенций, научения) выше минимально-необходимого уровня, т. к. необходимо некоторое время быть выше этого уровня после окончания обучения.

image
image

Необходимо понимать, что в процессе реального обучения формируются и совершенствуются не одна-единственная характеристика, а достаточно большое их количество. По этой причине и размерности (критерии уровня) у характеристик могут быть разные, что закономерно ставит вопрос, как и в каких единицах измеряется характеристика. В настоящее время в специализированных источниках существует несколько различных ответов на поставленный вопрос. В работе Новикова А.М. Анализ количественных закономерностей процесса упражнения. Методические рекомендации приводятся следующее данные: При обучении реальных систем в качестве критерия уровня научения могут выступать следующие характеристики:..

  • временные (время выполнения действия, операции, время реакции, время, затрачиваемое на исправление ошибки, и т.д.);
  • скоростные (производительность труда, скорость реакции, движения и т. д. величины, обратные времени);
  • точностные (величина ошибки в мерах физических величин (миллиметрах, углах и т.п.), количество ошибок, вероятность ошибки, вероятность точной реакции, действия и т.д.);
  • информационные (объем заучиваемого материала, перерабатываемой информации, объем восприятия и т. д.).



В работе Новикова Д.А. Закономерности итеративного научения дается не менее интересное сравнение наученность системы функции ошибки: будем для общности изложения называть интересующую нас результативную характеристику научения рассогласованием. Действительно, во всех перечисленных выше случаях мы имеем либо функцию ошибки (рассогласования), либо характеристику наученности системы, которая может быть сведена к некоторой функции ошибки. Например, время выполнения действия может интерпретироваться как рассогласование, если под последним понимать разность между текущим значением времени выполнения действия и минимально возможным.. Другие источники оперируют выражениями компетенции, знания, умения, навыки и т. д. В целом можно сказать, что это как бы взгляд на одну и туже модель с разных сторон, т. е. все эти формулировки в принципе не противоречат друг другу, а дополняют.

Обучение персонала очень часто понимается с двух противоположных точек зрения:
  1. Оценивается по достигнутому уровню профессиональной подготовки обучаемых в соответствии с установленными критериями. (в таком случае целью обучения является только достижение желаемого качества профессиональной подготовки. Вопрос о качестве переноса стереотипов из учебной обстановки в рабочую не рассматривается )
  2. Оценивается только перенесенный навык (стереотип) поведения., т. е. только применение стереотипов, приобретенных при обучении, в условиях реальной работы (в таком случае обучение сконцентрировано на сохранении достигнутых показателей при переходе от условий обучения к условиям реальной работы (в момент окончания обучения или через определенный промежуток времени)).


Практическое применение имитаторов для управления рисками



Количественное обоснование оценки эффективности использования имитаторов с точки зрения повышения качества обучения управления рисками, вызывает значительные затруднения.

Большинство существующих исследований связывает эффективность имитаторов с тем, сколько запоминает обучаемый (это можно легко измерить). Часто выделяются следующие характеристики:

  • временные (время выполнения действия, операции, время реакции, время, затрачиваемое на исправление ошибки, и т.д.);
  • скоростные (производительность труда, скорость реакции, движения и т.д. величины, обратные времени);
  • точностные (величина ошибки в мерах физических величин (миллиметрах, углах и т.п.), количество ошибок, вероятность ошибки, вероятность точной реакции, действия и т.д.);
  • информационные (объем заучиваемого материала, перерабатываемой информации, объем восприятия и т.д.).


Отмечаются и другие факторы, такие как развитие творческих способностей, профессиональной интуиции и т.д., но единое мнение об оценке этих факторов отсутствует, что и является причиной затруднений при определении количественной оценки. В вопросе эффективности восприятия и запоминания информации наблюдается большая схожесть взглядов. При увеличении популярности имитаторов можно ожидать появления исследований в области педагогики. Метод не совершенен, т.к. использует педагогические шкалы и матрицы компетенций, т. е. размерности не имеющие никакого экономического эквивалента или зависимости. Указываются и другие недостатки, такие как учет знаний/умений/навыков достигнутых в процессе обучения, т. е. перенесенные на условия обучения, а не на реальные условия работы специалиста и т. д. (Эффективность должна оцениваться как результат переноса навыков из учебных условий на условия реальной работы).

Другой подход Адекватность как мера эффективности, т. е. степень схожести реального и имитируемого при помощи имитатора объекта или процесса. Данный метод сфокусирован на вопросе насколько точно имитатор воспроизводит реальное оборудование и процессы, т. е. основным плюсом данного метода являются принятие во внимание следующего комплекса факторов, характеризующих имитаторкак средство обучения:

  • уровень соответствия (подобия) синтезируемого изображения оригиналу;
  • уровень соответствия синтезируемого звукового окружения оригиналу;
  • уровень соответствия механизмов управления оригиналу;
  • уровень соответствия механизмов воздействий среды (температура, давление и т.д.);
  • адекватность и универсальность математической модели (поведения объектов) и т.д.


У данного метода существует достаточно интересная разновидность адекватность с точки зрения сенсорных процессов и восприятия, т. е. вопрос смещается с как точно имитируется оборудование и процессы? на вопрос насколько сильно различие в восприятии между обучением на имитаторе и обучением на реальном оборудовании?, т. е. акцент смещается с оборудования на обучаемого. Для оценки адекватности (или схожести) восприятия, на данный момент, необходимы дорогостоящие и сложные исследования, т. к. необходимо учитывать множество физиологических показателей:

  • eye-трекинг (слежение за траекторией взгляда);
  • изменение химии крови;
  • регистрация электрической активности головного мозга и т. д.


В качестве основного недостатка метода является необходимость использования экспертного подхода в процессе задания весов факторов, а также границ факторов на этапе разработки требований к создаваемому тренажеру.

В целом данный метод представляет значительный интерес, но достаточно труднореализуем. Если материал будет интересен читателям обязательно напишу статью про нейроинтерфейс.

В результате автором был выбран новый подход применения и оценки эффективности имитатора, отличительной особенностью которого является рассмотрение имитатора не только как техническое средство обучения, но и как инструмент (средства и методы) управления рисками. При такой постановке эффективность может быть определена как прогнозируемое снижение рисков (потерь) предприятия в результате обучения персонала на имитаторе. Таким образом эффективность может быть определена следующим отношением:

эффект от применения имитаторов прогнозируемое снижение рисков в зависимости от затрат
Effect = (A-B)/C, где

  • A- Ожидаемый риск (потери) с учетом текущего значения вероятности человеческого фактора (например рубли);
  • B- Ожидаемый риск (потери) с учетом уменьшения вероятности человеческого фактора (за счет использования тренажеров);
  • C- Затраты на создание (или покупку) и использование имитаторов в процессе подготовки персонала.
  • *вероятности рисков А и B содержат в себе промежуток (период) времени время эксперимента.



Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru