Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Акустические системы

Как развивалось домашнее аудио после Второй мировой от магнитной звукозаписи до новых колонок

27.06.2020 16:12:41 | Автор: admin
В прошлый раз мы рассказали о том, как пластинки и радио изменили подход к прослушиванию музыки в начале XX века. Сегодня говорим о технологиях, которые получили распространение после Второй мировой войны и вновь изменили акустическую экосистему в домах людей.


Фото dom christie / CC BY

Магнитная звукозапись


Эта технология позволила записывать высококачественный звук и меньше переживать о возможных механических повреждениях носителя. Хотя по взгляду на её ранние реализации сложно сказать, что ей было суждено перевернуть представление о музыке. Отцом магнитной записи считают датского инженера Вальдемара Поульсена (Valdemar Poulsen), который еще в конце XIX века получил патент на технику аудиозаписи на стальную проволоку и разработал телеграфон. Но устройство было не самым удобным в использовании и не выдержало конкуренции с более доступными фонографами.

Хотя ситуация переменилась с началом Второй мировой.

Во время боевых действий проволочный носитель использовали для аудиозаписи в полевых условиях он легко переносил перепады температуры и не боялся влаги. Однако качество воспроизведения оставляло желать лучшего. Проблему решили немецкие инженеры, разработав пленку с напылением оксида железа и с помощью технологии высокочастотного подмагничивания сумели повысить качество звукозаписи. Они использовали плёночные рекордеры для пропаганды того времени.

Фото jglazer75 / CC BY / Ampex Model 300
Магнитная лента распространилась по миру уже после окончания войны, когда американские солдаты вывезли конфискованное оборудование из Германии. Один из них затем разработал новое устройство воспроизведения.

Оно увидело свет в 1948 году это был бобинник Ampex Model 200. Система довольно быстро стала неотъемлемой частью звукозаписывающих студий, где ее использовали для мастеринга. Но у установки был недостаток она была слишком громоздкой.

Одним из первых эту проблему решил польский аудиоинженер Стефан Кудельски (Stefan Kudelsky). В 1951 году он самостоятельно разработал и собрал прототип магнитофона NAGRA I (на КДПВ изображена его улучшенная версия Nagra IV-S).

Он был портативным, размером с небольшой чемоданчик. За свое удобство система получила признание среди работников телевидения, радио и кино. Проигрыватели NAGRA использовали при восхождении на Эверест и во время космических миссий.

Вскоре бобинники получили самое широкое распространение. Все больше компаний начали выпускать их, и эти устройства можно было встретить в домах большого количества людей в том числе в Советском Союзе. Кто производил такие устройства в СССР, мы рассказывали ранее.

Долгоиграющий винил


Технология магнитной звукозаписи должна была затмить собой ненадежные пластинки, которые до начала войны изготавливали из шеллака. Но пластинки не собирались сдавать позиции и уступать музыкальный рынок без боя. В 1948 году шеллак сменили новые материалы винилит и поливинилхлорид. Они были более прочными и меньше шумели при воспроизведении.

Помимо материала, была усовершенствована технология нанесения звуковых дорожек она позволила снизить скорость вращения пластинки без потерь в качестве звучания. В результате вырос объем накопителя на него стало влезать больше музыки. 12-дюймовые шеллаковые пластинки вмещали несколько минут на одной стороне, а новый винил мог уместить до 23 минут аудио.

Это факт полностью изменил подход к звукозаписи раньше пластинки часто содержали всего одну песню, теперь же на них начали размещать целые альбомы. Но эта тема достаточно обширна и достойна отдельного материала, поэтому об эволюции музыки мы поговорим в следующий раз.


Со временем изменился не только объем пластинок, но и количество дорожек. До 60-х пластинки выпускались в моноформате, но в конце этого десятилетия появились стереопластинки. В них левая и правая стенки дорожки отвечали за соответствующие каналы воспроизведения.

К середине 70-х подавляющее большинство виниловых релизов выходило в стереоформате они играли как в гостиных людей, так и на радиостанциях.

Новые акустические системы


По достоинству оценить возможности новых аудиоформатов как магнитной ленты, так и виниловых пластинок позволили электродинамические громкоговорители. Первые такие устройства были изобретены задолго до войны они использовали электромагнитный капсюль.

Но их конструкции не выдержали проверку временем. Отчасти потому, что такие динамики имели высокий уровень нелинейных и частотных искажений. На замену им пришли громкоговорители с катушкой, магнитом и диффузором их начали массово выпускать в 1950 годах. С этого момента не прошло и десяти лет, как на сцену вышло стереооборудование.

Одними из первых появились двухканальные магнитофоны. За ними последовало производство коммерческих двухканальных бобин. В 1957 году началась разработка стереокартриджей для виниловых проигрывателей, а годом позже на музыкальный рынок вышел первый коммерческий стереоальбом. О том, как развивалась новая музыка, мы расскажем в следующем материале.



Дополнительное чтение по теме в Мире Hi-Fi:

Как развивалось домашнее аудио от песенных вечеров до первых проигрывателей
Как домашнее аудио стало доступным для более широкой аудитории
Почему вернулся винил, и как с этим связаны стриминговые сервисы
Находки аудиомана: где послушать музыку ушедших эпох
История аудиотехнологий: синтезаторы и сэмплеры


Подробнее..

Хождение по рукам или тернистый путь от MikrofonBau к German Maestro

01.10.2020 02:12:25 | Автор: admin
Это очередной материал исторического цикла, на этот раз речь пойдет о компании с очень драматической и непростой судьбой, которая между тем оставила заметный след в мировой аудиоиндустрии. Для меня это, отчасти, личный пост, так как я до недавнего времени использовал наушники QUART PHONE в качестве раритетного девайса, который я очень любил за высокую верность воспроизведения и эргономичность. Одним из символов техники с высокой верностью воспроизведения стали электростатические наушники, созданные компанией в 70-е.



История компании типичный пример ситуации, когда проблемы с менеджментом убивают смелые и талантливые с инженерной точки зрения проекты, а не желание использовать привычные маркетинговые инструменты приводит к плачевным последствиям для компании. Производитель, которого мир впервые узнал как MB, сегодня называется German MAESTRO, считается малоизвестным брендом, который позиционируется как премиальный. Компания производит наушники, гарнитуры, всевозможный автозвук и домашние акустические системы. Интересной особенностью German MAESTRO является и то, что при сравнительно небольшой стоимости устройств, которые они производят, им удалось сохранить производство в Германии и не переносить мощности в Китай.


Начало


История German MAESTRO началась в 1962-м году, тогда была открыта компания MB (Mikrofonbau), которая выпускала OEM-продукты. Основной продукцией были микрофоны и гарнитуры, а также наушники, которые выпускались под такими брендами как Telefunken, Grundig и ITT. Основателем компании считается амбициозный предприниматель Mr. Kautz, который объединил усилия с братьями Ehmann и Herbert Haun, незадолго до этого покинувшими Beyerdynamic.

Herbert Haun

Очень скоро руководители поняли, что выпуск продукции под собственным брендом может принести более ощутимую пользу. В 1966 году были выпущены наушники и гарнитуры под брендом MB. Нельзя сказать, что первый выпуск собственных устройств пользовался бешеной популярностью, между тем, они нашли своих покупателей и позволили компании оставаться на плаву.

Электретная революция и провал автоответчика


Именно в этот момент в MB приходит талантливый инженер Manfred Schneider, с которым связаны многие знаковые разработки. Именно с него началась эпоха активного развития новых типов динамических и конденсаторных микрофонов, которые стали известны далеко за пределами Германии.



На протяжении конца 60-х в начале 70-х производство динамических и конденсаторных микрофонов вывело Mikrofonbau в число национальных лидеров. Им было далеко до объемов и ассортимента уже ставших культовыми Sennheiser, но в студиях их продукция ценилась не ниже, а порой и выше, чем конкурирующих гигантов. Стабильный спрос позволяет компании стремительно развиваться, но происходит неожиданное. В 1974-м году на аудиорынке Европы появляются электретные микрофоны. К 1975-му они существенно теснят остальные типы.

MB производили преимущественно динамические микрофоны, на них приходилось около 70 %. Именно этот тип стал временно вытесняться с рынка электретными. Быстро переориентировать производство не удается, и за этим следует потеря большого количества заказов. В отчаянной попытке стабилизировать положение, компания берется за создание автоответчика для Grundig, но в силу специфичности задачи, вновь терпит неудачу. Так в 1975 году MB становится банкротом, сокращает полтысячи рабочих и готовится кануть в Лету.

Первое возрождение и плоский форм-фактор


В том же 1975 году неожиданно появляется датский производитель динамиков Peerless, который приобретает MB, таким образом спасая остатки производства и персонала. Производство возобновляется под новым названием Peerless Mikrofonbau (Peerless MB). Уже к 1976-му году штатная численность вырастает из кризисных 30 сотрудников до 100 человек. Компания разрабатывает и внедряет один из первых в Европе ортодинамических излучателей, излучатель появился в OEM продуктах Dual, Denon, Goodmans, Saba и Telefunken.



В конце 70-х в Peerless MB приходит Jrg Jecklin в прошлом главный звукоинженер Швейцарского радио. Будучи талантливым изобретателем Jrg Jecklin реализовал в компании целый ряд смелых и передовых проектов. Так были разработаны наушники специальной конструкции Jecklin Float, а также опередившая своё время система для бинауральной записи с эмуляцией акустической тени Jecklin Disc, также известная как OSS (Optimal Stereo Signal). Система включала в себя два ненаправленных микрофона, расположенных на строго определенном расстоянии друг от друга и размещенных под определённым углом. Между микрофонами размещался т.н. акустический диск, служивший для создания акустической тени.



MB Peerless была уникальной компанией, в которой одновременно разрабатывали динамические, электростатические и ортодинамические излучатели звука.Большинство излучателей создавались для различных моделей и внедрялись в плоские наушники Jecklin Float. Например, выпускались электростатические наушники PMB 1000 и PMB 500 с конструкцией Jecklin Float. Эти наушники стали одним из символов верности воспроизведения своего времени. Позже, за счет необычной формы, фото людей в них из рекламных проспектов стали образом притязательного аудиофила и превратились в мем.



В этом же форм-факторе выпускались ортодинамические PMB 100 и динамические PMB85, PMB85 Dual Action и Silvertone SL. Важно также отметить, что модели Dual Action и Silvertone SL были одними из первых серийных 2-полосных наушников.



80-е динамики, автозвук, MB Quart


К 1983 году компания Peerles достигла всего чего хотела на европейском рынке и продала все подразделения уже изрядно подросшей Peerles MB, немецкой компании Alfred Gotz. Покупатель фактически возвращает историческое название фирмы и с 83-го компания именуется MB-Electronic GmbH. При этом происходит некоторая переориентация и компания начинает выпускать первые в своей истории акустические системы для дома и авто.



Легендарными стали не сами системы, а один из излучателей титановый твитер. К этому времени устаревшее название продуктов Peerless меняют на Quart. Есть сведения, что японские вендоры, поставлявшие продукцию на рынок страны восходящего солнца, были недовольны, очевидно, неблагозвучным для японцев названием. Чтобы изменить его, к нему добавили уже знакомое многим буквенное сочетание MB (получилось MB Quart). В 1989 году название значительно увеличили: MB Quart Akustik und Elektronik GmbH.

Депрессия девяностых и нулевых


В 1992 году Alfred Gotz покидает компанию и передает руководство Dr. Busch. В этот момент MB Quart отказывается от производства микрофонов. В связи с неоднозначной политикой нового руководителя компанию покидает один из основателей Herbert Haun. Он покупает часть активов и основывает на базе старого производства MB новую компанию, которая производит исключительно микрофоны MBHO, что расшифровывается как Mikrofon Bau Haun Obrigheim. Компания успешно работает до настоящего времени.



Девяностые являются наиболее бесславным и мрачным периодом в истории компании. Спрос нерегулярный, ассортимент продукции часто меняется, в зависимости от финансового положения варьируется численность. Серьезной проблемой становится конкуренция с более успешными японскими компаниями и европейскими брендами, продукция которых часто уступает тому, что производит MB Quart, но дешевле и известнее.

К 2001-м году компанию опять продают, покупателем становится Rockford Fosgate. Новые решения опять касаются в основном акустических систем, старые варианты признаны низкорентабельными. Спешно разрабатывается новая серия VERA.



Линейку наушников и гарнитур не трогают, в силу того, что в конце 80-х они пользуются небольшим, но стабильным спросом, и качественно улучшить в них что-либо крайне сложно, равно как и существенно удешевить без ощутимой потери в качестве.

Несмотря на попытки реорганизации, реинжиниринга и халвинга, осенью 2004-го Rockford Fosgate отказывается от MB Quart, по причине очередного банкротства предприятия. В следующем году владельцем компании становится Maxxsonics USA. Происходит формирование Maxxsonics GmbH в Германии. Однако компания вновь становится банкротом уже через 2 года, в 2007-м.

Новый ренессанс


В попытках снизить издержки Maxxsonics USA, по примеру подавляющего большинства компаний, переносит производство MB Quart в Китай. Ещё через год, в 2008-м подавляющее большинство сотрудников компании покидает её, но топ-менеджмент и инженеры, воспользовавшись помощью частного инвестора, покупают активы бывшей MB Quart, и спешно возвращают производство в Германию в Обригхайм. Компания в очередной раз меняет название и становится German MAESTRO.



В этом состоянии компания существует до настоящего времени. Если говорить об автозвуке, то его ассортимент в последний раз обновлялся в 90-х, а наушники, с незначительными доработками (материал амбушюр, внедрение съемного кабеля, материал мягкой части оголовья) дошли до нашего времени из 1980-х и продолжают пользоваться ограниченным спросом. Характерной особенностью является прочный пластик, который не ломается при значительных нагрузках.

Я ничего не могу сказать о текущем качестве их продуктов, но наушниками 1989-го года QUART PHONE 45x я пользовался до апреля 2020 г. и не очень хотел менять, даже пытался отремонтировать сломанное оголовье (новых нет в продаже, несмотря на заверения производителя в том, что они хотят поддержать купленные ранее товары), чтобы не искать новые.



Буду признателен за мнения относительно проблем компании и её ограниченной известности, при, без преувеличения культовом, прошлом. Возможно кто-то знает больше о судьбе их продуктов, т.к. наушники их компании достаточно тяжело найти в последние 3 года, а сайт выглядит так, как-будто его не меняли с 2008 года.

Джинса:
К сожалению или к счастью у нас в каталоге нет наушников german maestro, но можно приобрести множество разнообразной электроники: телевизоры, акустические системы, наушники, саундбары и многое другое.
Подробнее..

В поисках закрытого ящика или почему исчезает целый класс акустических систем

29.11.2020 12:04:16 | Автор: admin
Мировая аудиоиндустрия стремительно развивается. Вектор этого развития известен, способность производить удобоваримую электронику с минимальными затратами. Казалось бы, одним из самых логичных типов акустического оформления, не требующих ничего, кроме точного расчета, максимально технологичных и дешевых является закрытый ящик(ЗЯ). При таком оформлении можно минимизировать резонансы корпуса, получить сравнительно ровную АЧХ, а при адекватном демпфировании предотвратить появление заметных на слух стоячих волн. Получается дёшево и сердито, а значит, казалось бы, должно быть востребовано. Между тем, если вы попытаетесь найти такую акустику среди актуальных предложений интернет-магазинов и салонов электроники вас ожидает разочарование.



Ассортимент предельно мал, если сравнивать с фазоинверторной акустикой, при этом стоимость закрытого ящика существенно выше. Многие безусловно удовлетворяться старой доброй YAMAHA NS-6490 или профессиональными мониторами от Beringer. Также есть узкий сегмент встраиваемой и ландшафтной акустики, который является достаточно нишевыми и редкие дорогие образцы за полмиллиона, типа Graham Audio LS5/9f. Но в сравнении с другими типами оформления процент ЗЯ ничтожно мал. Это означает, что сегодня, новые АС с закрытым акустическим оформлением производят крайне неохотно. Под катом анализирую ситуацию и рассуждаю на тему того, почему закрытые ящики перестали быть востребованными.

Ниша закрытого ящика


С маркетологической точки зрения целевой аудиторией закрытого ящика является притязательный средний класс с уровнем интеллекта выше среднего. С одной стороны, это люди, которые хорошо понимают проблемы ставшего повсеместным фазоинверторного типа. С другой это те, кто не способны заплатить за дорогие лабиринтные системы и поэтому выбирающие более технологичное и недорогое решение.

Это часто инженеры и другие люди, знакомые с основами акустики. В некоторых случаях такое же решение может понравится небогатым аудиофилам, которые одержимы идеей максимально высокой верности воспроизведения, но не имеют достаточно денег на ультимативно-бескомпромиссные и настолько же нерациональные дорогие решения из маркетингового класса High End.

Можно сказать, что эта категория покупателей больше прочих страдает сегодня от отсутствия продуктов. Как правило, они используют технику из сегмента попроще, при этом, с одной стороны, недовольны её качеством, а с другой, при переходе в премиум сегмент начинают жаловаться на стоимость.

И, казалось бы, всё не так сложно, достаточно начать производить хорошо рассчитанные закрытые ящики из МДФ или фанеры, и всем будет счастье. Но как обычно, дьявол скрывается в мелочах.

Проблема габаритов


Я исследовал мнение 60 человек, которых можно отнести к категории, которую я описал. Оказалось, что большинство (57 человек) из них очень заинтересованы в преимуществах, которые дает закрытый ящик. Трое сказали, что это впечатляет, но они не будут готовы быстро сменить акустику, т.к. их вполне устраивает та, что есть в настоящий момент. Однако, когда позитивно настроенное большинство узнало, что для получения звукового давления, которое обычно позволяет обеспечить фазоинвертор, понадобится увеличить объем в 3 раз, 38 человек отказалось от такого решения без обсуждения преимуществ и взвешивания фактов. Остальные же, лояльно настроенные к такому конструктивному решению, потеряли однозначную уверенность в том, что так лучше.

Получается, что даже решение, которое полностью удовлетворяет по сочетанию верность воспроизведение/стоимость, обладая значительно большими габаритами при равном или меньшем КПД, перестаёт быть интересным для подавляющего большинства потенциальных посетителей.

У такой неприязни к размерам 3 причины. Первая эстетическая, АС такого размера с трудом сочетается с современным интерьером, где нормой, последние 15 лет, стали колонки столбики. Вторая прагматическая, АС ЗЯ сжирает объем помещения, который часто хочется сохранить. Третья проблема массы, большие габариты гарантированно увеличивают массу устройства, что создает сложности в перспективе, например, при переезде или перестановке.

Слабый низ, как аргумент большинства


Те, кому довелось слышать закрытые ящики в форм факторе полноценной АС, в один голос заявляют о, якобы, слабых низких частотах, которых сильно не хватает. Не могу спорить с любителями низа, как минимум в силу того, что восприятие очень индивидуально и никакого стандарта в отношении тембральных акцентов не существует. При этом достаточно ровная АЧХ закрытого ящика не делает акцентов на НЧ, и любителям сочного баса его там очень не хватает.

Именно такие утверждения формируют проблему в производительности. По сути, по современным меркам размер такой АС непропорционален ожидаемой звуковой мощности устройства. Оно слишком тихое, что значительно затрудняет визуальную оценку предельной громкости. Работает вечное: если они такие большие, почему они такие тихие, ведь у соседа 2 столбика, а от них просто уносит. И именно ради соревнования с соседом Васей у, казалось бы, неглупых людей, способных оценить преимущества конструкции, полностью пропадает желание приобретать тихие колонки.

Сабвуфер, как исключение


Единственные современными устройствами, среди которых можно найти ЗЯ, являются сабвуферы. Факт в том, что те, кто хорошо знаком с физикой, неплохо знают о психоакустическом эффекте, когда человеческий слух практически не способен локализовать источники низких частот (ниже 80 Гц). При этом ЗЯ имеет массу преимуществ именно по части НЧ воспроизведения, таких как уменьшение вероятности резонансов, отсутствие специфических ФИ призвуков, турбулентных потоков и за счет этого всего очень ровную АЧХ. В связи с этим ЗЯ стали востребованными именно для создания сабвуферов. К слову, по сравнению с ЯИ и использующими пассивные излучатели, они также достаточно не громкие.

Сухой остаток


Будем честны, несмотря на громкие слова в миссиях кампаний, все они созданы как источник дохода, и соответственно, заботятся о пресловутой верности воспроизведения ровно настолько, насколько этого требуют потребители в их сегменте рынка. И, если взглянуть на маркетинговую привлекательность превосходно звучащих, но больших закрытых ящиков, мы увидим очевидную убыточность их возрождения в форм-факторе полноценной АС. Аудиофилы и притязательные богачи избалованы более изощренными решениями, а средний класс не готов поступиться объемом небольших квартир.

Лучшим решением с ЗЯ-оформлением на сегодняшний день являются сабвуферы. При наличии настраиваемого кроссовера можно отрегулировать частоту среза так, чтобы резонансная частота ФИ стереопары воспроизводилась сабом, и таким образом получить вожделенную ровную АЧХ. Также, судя по продуктам представленным на рынке, популярностью пользуется акустика центрального канала с закрытым акустическим оформлением.

Реклама
Мы продаём акустические системы. В нашем каталоге их много, при желании можно найти АС и сабвуферы закрытого типа, в изобилии представлены АС с фазоинвертором.
Подробнее..

Stereo to mono downmix. ZK-502T, ZK-100, TPA3116, NE5532, AC20B. Доработка стерео в моно. Схема, устройство, хак

08.04.2021 14:12:31 | Автор: admin

Зачем это вообще нужно?! Резонный вопрос. Иногда бывает нужно. Всегда, когда надо подключить один источник звука, например сабвуфер. Или, как в моём случае стояла задача озвучить open-air танцевальное мероприятие. В наличии был гитарный комбик, в который я воткнул плату усилителя D класса ZK-502T на TPA3116 и переделал на питание от литиевой батареи. И всё было хорошо, только воспроизводить он мог только один канал, поскольку динамик один. На самом деле вопросов и решений больше, чем один. Но мы их пропустим и перейдём сразу к технике.

ZK-502T hackZK-502T hack

На плате есть усилитель на TPA3116 класса D, микропроцессор с ЦАПом, АЦП, MUX, USB и blutooth, регулировка высоких и низких частот. Вот совсем не high-end, имеет недостатки, но для наших целей то, что надо.

Проблема заключается в том, что выходные каскады активных устройств в аналоговой цепи как правило имеют малый импеданс и просто закоротить правый и левый каналы нельзя. В лучшем случае устройство уйдёт в защиту, в худшем - сгорит.

Есть разные способы решения данной задачи. Рассмотрим две из них:

  • сумматор на резисторах

  • сумматор на операционном усилителе

Сумматор на резисторах

Вероятно самый простой способ. Берём 3 резистора и паяем по схеме прямо на вход комбика. Потом подаём на один из каналов платы-усилителя и всё.

Простейший сумматор аналогового сигналаПростейший сумматор аналогового сигнала

Не вдаваясь в подробности, будет т.н. взаимопроникновение каналов, что приводит к искажениям. Кроме того, на плате усилителя есть blutooth модуль и его ЦАП прошить будет проблематично.

Сумматор на операционном усилителе

Этот вариант близок к идеальному. Правда посложнее. Тема довольно большая, поэтому ограничимся поверхностным описанием неинвертирующего сумматора, точнее буфера или повторителя на NE5532:

Неинвертирующий сумматор на op-ampНеинвертирующий сумматор на op-amp

Не вдаваясь в подробности, получаем на выходе сумму сигналов обоих каналов без взаимного проникновения и искажений.

Теперь надо найти точку, где вклиниться в схему. Вероятно самое удачное место будет после ЦАПа и мультиплексора и перед операционниками регуровки тембра.

Дальше я снял видео доработки с пояснениями и описаниями работы отдельных блоков схемы:

Операционники живут на двухполярном питании, я делал на однополярном. Это возможно с т.н. виртуальной землёй и блокирующими ёмкостями для ограничения постоянной составляющей. Подробности в видео.


Я поставил себе цель понять, как работают операционные усилители и сделать рабочую схему. И это мне удалось. Заодно разобрался в схеме вышеуказанного усилителя. И вообще узнал много нового.

Надеюсь, кому-нибудь будет полезно!

Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru