Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Динамическая типизация

Динамическая типизация C

03.06.2021 00:16:55 | Автор: admin

Преамбула

Эта статья была написана и опубликована мной на своем сайте более десяти лет назад, сам сайт с тех пор канул в лету, а я так и не начал писать что-то более вразумительное в плане статей. Все ниже описанное является результатом исследования C как языка двадцатилетним парнем, а, следовательно, не претендует на звание учебного пособия, несмотря на стиль изложения. Тем не менее, я искренне надеюсь, что она побудит молодых разработчиков погрузиться в эксперименты с C также, как когда-то делал это я.

Предупреждение

Эта короткая статья, окажется абсолютно бесполезной для опытных программистов C/C++, но кому-то из начинающих, возможно, позволит сэкономить время. Хочу подчеркнуть, что в большинстве хороших книг по C/C++ данная тема рассмотрена в достаточной степени.

Динамическая и статическая типизация

Во многих интерпретируемых языках используется динамическая типизация. Такой подход позволяет хранить в переменной с одним именем значения разных типов. В языке C используется строгая типизация, что, на мой взгляд более, чем правильно. Однако бывают случаи (хоть и не так часто), когда гораздо удобней было бы использовать динамическую типизацию. Зачастую, такая потребность напрямую связана с некачественным проектированием, но не всегда. Не зря же в Qt присутствует тип QVariant.

Здесь мы поговорим про язык C, хотя все, что описано ниже, применимо и к C++.

Магия указателя пустоты

На самом деле, никакой динамической типизации в C нет и быть не может, однако существует универсальный указатель, тип которому void *. Объявление переменной такого типа, скажем, в качестве аргумента функции, позволяет передавать в нее указатель на переменную любого типа, что может быть крайне полезно. И вот он первый пример:

#include <stdio.h>int main(){void *var;int i = 22;var = &i;int *i_ptr = (int *)(var);if(i_ptr)printf("i_ptr: %d\n", *i_ptr);double d = 22.5;var = &d;double *d_ptr = (double *)(var);if(d_ptr)printf("d_ptr: %f\n", *d_ptr);return 0;}

Вывод:

i_ptr: 22d_ptr: 22.500000

Здесь мы одному и тому же указателю присвоили указатели (простите за тавтологию) как на тип int, так и на double.

Примечание: в некоторых источниках говорится о том, что присвоение указателю типа void * следует производить также с приведением типа. Возможно, это особенности конкретных компиляторов, GCC же без ругательств обработал предыдущий пример. Но, если возникли ошибки, попробуйте:

void *var;int i = 22;var = (void *)(&i);

Так точно должно работать.

Первый пример не нес никакой полезной нагрузки. Попробуем ее поискать во втором примере:

#include <stdio.h>int lilround(const void *arg, const char type){if(type == 0) // если передан intreturn *((int *)arg); // просто возвращаем значение целого аргумента// если передан doubledouble a = *((double *)arg);int b = (int)a;return b == (int)(a - 0.5) // если дробная часть >= 0.5? b + 1 // округляем в плюс: b; // отбрасываем дробную часть}int main(){int i = 12;double j = 12.5;printf("round int: %d\n", lilround(&i, 0)); // пытаемся округлить целое числоprintf("round double: %d\n", lilround(&j, 1)); // пытаемся округлить число двойной точностиreturn 0;}

Вывод:

round int: 12round double: 13

Здесь мы создали, можно сказать, универсальную функцию для округления как целых чисел (которым оно не требуется, конечно), так и для чисел двойной точности. Следует понимать, что функция может выполнять и что-то более полезное, в зависимости от типа аргумента.

Для тех, кому хочется слегка поломать мозг альтернативная реализация функции lilround():

int lilround(const void *arg, const char type){return type == 0? *((int *)arg): ((int)*((double *)arg) == (int)(*((double *)arg) - 0.5)? (int)(*((double *)arg)) + 1: (int)(*((double *)arg)));}

Но для того, чтобы функция знала с чем имеет дело мы передаем в нее второй аргумент. Если он равен 0, то первый интерпретируется как указатель на int, если нет как указатель на double. Такой подход может во многих случаях сгодиться, но, в основном, смысл использования универсального указателя как раз-таки в том, чтобы не указывать тип передаваемого параметра.

Предположим, что у нас две или более структур (struct), которые содержат различный набор полей. Но так уж получилось, что нужно передать их одной и той же функции. Почему так вышло рассуждать не будем.

Что же делать? Ответ почти очевиден: передавать их в виде указателя неопределенного типа. И, все ничего, но как же тогда наша функция узнает об их типе? Все просто: в самое начало структуры добавим поле type, в которое будем записывать идентификатор структуры, по которому наша функция и будет определять ее тип, предварительно приведя неопределенный указатель к любой из структур. Идентификатором может быть поле любого типа, хоть еще одна структура, но оно должно стоять первым в каждой из структур и иметь один и тот же тип. Такое условие следует из способа расположения структур в памяти компьютера. Если написать так:

typedef struct {char type;int value;} iStruct;typedef struct {char type;double value;} dStruct;

То все сработает корректно. Но если написать так:

typedef struct {char type;int value;} iStruct;typedef struct {double value;char type;} dStruct;

То программа соберется, но во время работы выдаст неверный вариант, так как, в зависимости от того к какой структуре приведем указатель, в случае обращения программа попытается считать первый байт из double value или, вообще, неизвестно откуда.

А вот и пример использования такого подхода:

#include <stdio.h>#pragma pack(push, 1)typedef struct {char type; // идентификатор типа структурыint value; // целочисленное значение} iStruct;#pragma pack(pop)#pragma pack(push, 1)typedef struct {char type; // идентификатор типа структурыdouble value; // значение двойной точности} dStruct;#pragma pack(pop)int lilround(const void *arg){iStruct *s = (iStruct *)arg;if(s->type == 0) // если передан intreturn s->value; // просто возвращаем значение целого аргумента// если передан doubledouble a = ((dStruct *)arg)->value;int b = (int)a;return b == (int)(a - 0.5) // если дробная часть >= 0.5? b + 1 // округляем в плюс: b; // отбрасываем дробную часть}int main(){iStruct i;i.type = 0;i.value = 12;dStruct j;j.type = 1;j.value = 12.5;printf("round int: %d\n", lilround(&i)); // пытаемся округлить целое числоprintf("round double: %d\n", lilround(&j)); // пытаемся округлить число двойной точностиreturn 0;}

Примечание: директивы компилятора #pragma pack(push, 1) и #pragma pack(pop) необходимо помещать до и после каждой специфической структуры, соответственно. Данная директива используется для выравнивания структуры в памяти, что обеспечит корректность метода. Однако не стоит также забывать о порядке полей.

В теле функции аргумент приводится к структуре iStruct и проверяется значение поля type. Дальше уже аргумент приводится к другому типу структуры, если нужно.

Перед тем, как перейти к последней части, стоить пояснить работу с простыми void-указателями. Сложение, вычитание, инкремент, декремент и т.д. не запрещены для типа void, однако могут вызывать предупреждения в C++ и не вполне понятное поведение. Поэтому необходимо сперва привести аргумент к нужному типу, а уж затем совершать операцию:

#include <stdio.h>int main(){int i = 22;void *var = &i; // объявляем void-указатель и инициализируем его адресом переменной i(*(int *)var)++; // приводим void-указатель к int-указателю, разыменовываем его и производим операцию инкрементаprintf("result: %d\n", i); // выводим измененное значение ireturn 0;}

Исходя из кода: для совершения операции необходимо записать (*(int *)var) и уже к данной записи применить требуемый оператор.

Подобие интерфейсов в C

Вернемся к структурам. Если структура "засылается" далеко и глубоко в код, возможно даже чужой, то имеет смысл передать вместе с ней и методы, которые будут обрабатывать ее значения. Для этого создадим дополнительную структуру, которая заменит поле type:

typedef struct {void (*printType)(); // указатель на функцию, выводящую типint (*round)(const void *); // указатель на функцию, округляющую значение} uMethods;

Опишем реализации указанных функций для разных сткрутур, а также функции инициализации разных типов структур. Результат ниже:

#include <stdio.h>typedef struct {void (*printType)(); // указатель на функцию, выводящую типint (*round)(const void *); // указатель на функцию, округляющую значение} uMethods;#pragma pack(push, 1)typedef struct {uMethods m; // структура с указателями на функцииint value; // целочисленное значение} iStruct;#pragma pack(pop)#pragma pack(push, 1)typedef struct {uMethods m; // структура с указателями на функцииdouble value; // значение двойной точности} dStruct;#pragma pack(pop)void intPrintType() // вывод типа для iStruct{printf("integer\n");}int intRound(const void *arg) // округление для iStruct{return ((iStruct *)arg)->value; // приводим аргумент к указателю на iStruct и возвращаем значение}void intInit(iStruct *s) // инициализация iStruct{s->m.printType = intPrintType; // задаем полю printType указатель на функцию вывода для iStructs->m.round = intRound; // задаем полю round указатель на функцию округления для iStructs->value = 0;}void doublePrintType() // вывод типа для dStruct{printf("double\n");}int doubleRound(const void *arg) // округление для dStruct{double a = ((dStruct *)arg)->value;int b = (int)a;return b == (int)(a - 0.5) // если дробная часть >= 0.5? b + 1 // округляем в плюс: b; // отбрасываем дробную часть}void doubleInit(dStruct *s){s->m.printType = doublePrintType; // задаем полю printType указатель на функцию вывода для dStructs->m.round = doubleRound; // задаем полю round указатель на функцию округления для dStructs->value = 0;}int lilround(const void *arg){((iStruct *)arg)->m.printType(); // приводим к любой структуре, в данном случае iStruct, и выводим типreturn ((iStruct *)arg)->m.round(arg); // возвращаем округленное значение}int main(){iStruct i;intInit(&i); // инициализируем целочисленную структуруi.value = 12;dStruct j;doubleInit(&j); // инициализируем структуру с данными двойной точностиj.value = 12.5;printf("round int: %d\n", lilround(&i)); // пытаемся округлить целое числоprintf("round double: %d\n", lilround(&j)); // пытаемся округлить число двойной точностиreturn 0;}

Вывод:

integerround int: 12doubleround double: 13

Примечание: директивами компилятора следует обрамлять только те структуры, которые необходимо использовать в качестве аргумента для void-указателя.

Заключение

В последнем примере можно заметить сходство с ОПП, что, в общем-то, правда. Здесь мы создаем структуру, инициализируем ее, задаем ее ключевым полям значения и вызываем функцию округления, которая, кстати говоря, крайне упростилась, хотя мы сюда же добавили вывод типа аргумента. На этом все. И помните, что применять подобные конструкции нужно размумно, ведь, в подавляющем большинстве задач их наличие не требуется.

Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru