Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Фотография

Инфракрасная видеокамера из подручных средств

10.08.2020 12:13:56 | Автор: admin

Прогулка с самодельной ИК-камерой в парке

На хабре эпизодически проскакивают интересные статьи, про то как снимать фотографии в инфракрасном свете. Как правило они связанны с доработкой фотоаппарата, снятием с него ИК-фильтра и установкой дополнительного фильтра видимого света. Для меня эти решения показались достаточно сложными для повторения. Мне хотелось сделать простое и доступное устройство, который может сделать любой, даже школьник, с малым бюджетом. Колхоз-стайл, дёшево, весело и сердито поделка выходного дня.

В чём идея?


Вообще, идея родилась во время очередной посиделки с друзьями, как будут просвечивать различные материалы в различном диапазоне цветов сквозь ткань. Да, да, именно так, если вы понимаете о чём я ;). Но на деле оказалось что смотреть окружающий мир намного интереснее, чем пытаться разглядеть бельё сквозь одежду в ИК лучах (фантазия лучше). Да и как-то стар уже стал для подобных развлечений.

На этой посиделке у нас была камера видеонаблюдения, которая умеет снимать ночью и чувствительна к ИК-диапазону. Она давала отличное разрешение и так бы статья могла бы и не появиться, но у данной камеры не было светофильтра, который бы отсекал видимый свет и оставлял только ИК. В принципе, такой фильтр возможно достать, и те кто задумается повторить подобную поделку, могут его поискать на известных аукционах. Поэтому был выбран немного другой путь это взять инфракрасный детектор валют и переоборудовать его в подобную камеру. Тем более, что там есть всё что нужно для наших целей, и даже дисплей.

Исходники


В качестве основы камеры я купил детектор валют Dors 1000 или другой аналогичный. Его стоимость на досках объявлений до тысячи рублей (~13$), по моему отличная сумма, чтобы поиграться.

Заранее приношу извинения за качество фото в этой главе, снимал на старенький телефон. Сейчас уже нет возможности их переснять заново.


Подопытный детектор валют

Обращаю внимание, что их два типа: с ЭЛТ-экранами и ЖК, при чём, корпус и внешний вид абсолютно одинаковый. Если вы не олдскульщик, как я, то всё же следует выбирать с ЖК, хотя и всё это возможно повторить с ЭЛТ-экраном.

Как выглядит ЭЛТ ИК-детектор
Пример ЭЛТ ИК-детектора можно посмотреть на фото ниже.


Другой детектор валют, у которого экран электронно-лучевая трубка

Главное отличие его в том, что внутри электронно-лучевая трубка, высокое напряжение, всё хрупкое и потребляет больше энергии. А значит менее автономно.


Кинескоп внутри

В принципе, никто не запрещает использовать и данный детектор, но мне показалось не очень удобным решением. Поэтому всё же остановился на Dors 1000 с ЖК-дисплеем.

Можно протестировать его на югославских пятидесяти миллиардах, времён гражданской войны.


Почувствуй себя миллиардером


Всё работает

Чтобы было привычно, покажу как выглядят наши деньги.



Ну, всё, приступаем к разборке данного аппарата, вывинчиваем винты и нашему взору представляется огромное количество пустого пространства.


Недра

Кстати, ЖК там цветной, при этом опытным путём было установлено, что у него есть всякие разные кнопки (просто, если повазюкать пальцем по плате, по контакта вылезает цветное меню регулировки яркости). Но, к сожалению, нормальной документации на данный дисплей не нашёл, поэтому как использовать данный функционал не знаю.

Вообще, малиноводам на заметку: это отличный готовый корпус с цветным экраном, к которому можно подключить малину или любой другой одноплатник с композитным видеовыходом. Можно сделать эмулятор приставки, умный будильник, да много чего, места хватит для всего и даже для установки разъёмов джойстиков. Если вы ищите корпус с дисплеем для вашей поделки обратите внимание на данное решение, оно очень дёшево.

Достаю все потроха из этого чудесного корпуса. Сама камера настроена и оптика зафиксирована стопорным винтом, таким образом, чтобы можно было настраивать фокус, надо выкрутить данный винт. Всё, можно теперь не только валюты смотреть, но и даже что-то дома поснимать.




Часы в ИК

Видно, что многих вещей не видать в ИК, а что-то наоборот видать очень хорошо.

Сборка камеры для прогулок


Всё это конечно весело и прикольно, но всё это работает от внешнего блока питания и вообще не имеет функции записи. Фотографировать экранчик забавно и весело, но это не камера. А хочется вести запись, да какую запись снимать полноценное видео, да ещё и таким образом чтобы параллельно писался видимый глазу канал. Суровая задачка, правда? Но решаемая и решается достаточно просто.

Первое инфракрасная камера в данном детекторе, обычная камера, которая даёт композитный чёрно-белый сигнал, который можно писать любой платой видеозахвата. При чём питание камеры 9-12 вольт, с очень небольшим током. Мне удалось запитать её от батарейки типа Крона, а сигнал захватывать простейшим USB видезахватом.


Уже готовая камера для записи

На фото выше видны ИК-светодиоды, которые в нашей поделке не нужны и их нужно будет отключить.

Мне же хотелось ещё оставить дисплей, чтобы прям вживую наблюдать что происходит в ИК-лучах, и в результате в режиме отладки получил вот такое вот устройство. На фото видна плата видеозахвата, материнская плата куда приходит питание, подключается дисплей и камера, и от неё же мы получаем сигнал композитного видеовыхода.



После этого уже можно сделать даже первые испытания и произвести запись того что же происходит. Вот видео самого первого пуска, и самой первой записи на условно самодельную инфракрасную камеру.



После этого все потрошка надо было где-то разместить. Мы помним, что поделка у нас бюджетная, выходного дня, поэтому я просто купил полиэтиленовый сливной тройник 100х40, заглушку 100, и изгиб 40 под 45 градусов и всё разместил в нём. Встроил выключатель в ручку, а к заглушке прикрепил ИК-камеру и обычную WEB-камеру, для записи реального изображение. Дисплей приколхозил сзади на панель, изготовленную из утеплителя. Питание взял от 12 вольтового аккумулятора.


Готовое изделие


Закрепление камер


Закрепление экрана

В условной ручке у меня встроена плата видеозахвата и из устройства выходят три провода: провод питания, USB провод платы захвата и USB-провок WEB-камеры. Места на USB-хаб уже не хватило.

Вообще, вместо дисплея можно было поставить видоискатель, о котором я писал вот тут. Но, мне кажется смотреть через глазок в трубу от унитаза и ходить по улице это выглядит совсем подозрительно, поэтому решил оставить экран, чтобы можно было показать прохожим что же я делаю.

Время испытаний!


После того как всё соорудил, грешно было не сделать видеозаписи результатов. Писал всё с помощью программы OBS. Хоть программа предназначена для видеотрансляций, однако вполне подходит для такого типа задач. Первые съёмки делал съёмки дома, так сказать побегал по квартире, попробовал как же это будет, удобно или нет.



Но дома это всё фигня, каждый может в ночи поснимать на унитазную трубу, ты попробуй на улицу выйди, и чтобы тебя не забрали в дурку. И я, таки, сделал это!



В этой прогулке меня больше всего удивила реакция людей. Представляете себе, некоторый чудак, в камуфляже, ходит со сливной трубой, из которой торчит куча проводов и уходит в рюкзак, с другой стороны он глядит в неё.

Мне кажется, что я больше был похож на сумасшедшего охотника за приведениями, чем на исследователя. Но все было абсолютно всё равно, на меня не обращали никакого внимания, будто таких индивидуумов куча ходит по улицам.


Прогулка с камерой по парку

Меня больше всего удивил необыкновенно белый, снежный, цвет листьев. Это было наиболее непривычно.


То, что я видел на экране

Короче говоря, лучше один раз увидеть, чем тысячу раз прочитать! Людей я всячески старался не снимать, чтобы не было проблем в будущем, если только они случайно не попадали в кадр. Если кто попал, то приношу свои извинения.



Итог


Как по мне, изготовление таких вот штук весело и забавно. Помогает отвлечься от рутины, и развлечься. А если данная поделка принесёт кому-то хоть малейшую пользу, так вообще будет круто! Не бойтесь экспериментировать и творить.

З.. Хочу выразить благодарность всем кто поддерживает мои статьи донатом. Это очень ценно, и даёт понимание того что пишу я не просто так. Большое спасибо!

Подробнее..

Перевод 12-мегапиксельное фото козы и пакетное изменение размеров файлов на Mac

18.04.2021 12:07:38 | Автор: admin
В прошлом месяце мы с женой поехали на выходные в Напу. Это хорошее место. Там много чем можно занять себя на воздухе, да и ехать туда из Сан-Франциско недалеко.

Мы отлично провели время. А когда вернулись домой и я сбросил на компьютер фотографии, которые снял в путешествии, я обратил внимание на то, что они занимают страшно много места. Я вовсе не фотограф, хотя мне и очень нравится делать снимки, главная цель которых сохранить память о чём-то хорошем.

Один из снимков меня прямо-таки зацепил. Это была 12-мегапиксельная фотография козы размером почти в 10 Мб. Такая качественная, что невооружённым глазом этого толком и не оценить. Это навело меня на размышления. Мне хотелось бы сохранить этот снимок как часть воспоминаний о том, чем мы занимались, но перспектива тратить на него столько дискового пространства меня вовсе не радовала. Снимки такого размера способны довольно быстро заполнить даже немаленький диск. Я понял, что мне нужна программа для пакетного изменения размеров подобных файлов.


Фото козы (30244032, HEIC), которое было преобразовано в JPG с уменьшением разрешения

Я, кроме прочего, люблю, чтобы вокруг был бы порядок, чтобы у всего было бы своё место. Мне нужно было не только поменять размеры изображений в пакетном режиме. Мне хотелось ещё и сохранить метаданные снимков и EXIF-данные (дату, время, место съёмки и так далее).

Мне не удалось найти инструмент для решения этой простой, но очень важной для меня задачи. Поэтому я задался целью сделать такой инструмент своими силами. После того, как я подобрал подходящие средства разработки и написал, а потом довёл до ума код, сделав его максимально простым и эффективным, у меня получилось то, что показано ниже. В коде имеются комментарии, которые помогут тому, кому это интересно, в нём разобраться. Он поддерживает обработку изображений в форматах JPG и HEIC.

#!/bin/bash#задаём максимальную ширину изображения в пикселяхmaxwidth=2000#где находятся фотографии?if [ $# -eq 0 ]; thenimgFolder="untitled folder"elseimgFolder=$1ficd "$imgFolder"pwd#создаём временную папку для хранения изменённых фотографийif [ -d new ]; thenrm -rf newfimkdir new#находим все JPG-изображения в заданной папкеfileCnt=$(ls *.[jJ][pP]*[Gg] | wc -l)cnt=0echo "Will search for JPGs"find . -maxdepth 1 -iname '*.jp*g' |while read filedo((cnt++))imgwidth=`sips --getProperty pixelWidth "$file" | awk '/pixelWidth/ {print $2}'`if [ $imgwidth -gt $maxwidth ]; thenimgheight=`sips --getProperty pixelHeight "$file" | awk '/pixelHeight/ {print $2}'`#пропускаем панорамные снимкиif [ $((imgwidth / imgheight)) -lt 2 ]; thenecho "$cnt/$fileCnt $file $imgwidth  $maxwidth"sips -Z $maxwidth "$file" --out new/"$file" > /dev/null 2>&1touch -r "$file" new/"$file"fifidone#находим все HEIC-изображения в заданной папкеfileCnt=$(ls *.HEIC | wc -l)cnt=0echo "Will search for HEICs"find . -maxdepth 1 -iname '*.heic' |while read filedo((cnt++))imgwidth=`sips --getProperty pixelWidth "$file" | awk '/pixelWidth/ {print $2}'`if [ $imgwidth -gt $maxwidth ]; thenimgheight=`sips --getProperty pixelHeight "$file" | awk '/pixelHeight/ {print $2}'`if [ $((imgwidth / imgheight)) -lt 2 ]; thenecho "$cnt/$fileCnt $file $imgwidth  $maxwidth"sips -s format jpeg -Z $maxwidth "$file" --out new/"$file".jpg > /dev/null 2>&1touch -r "$file" new/"$file".jpgrm "$file"fifidoneecho ""echo "Will replace originals..."echo "Done!"rsync -a new/ .rm -rf new

Если вы решите воспользоваться этим скриптом сохраните вышеприведённый код в файле resizeImages.sh, настройте максимальную ширину изображения в пикселях, а потом запустите скрипт из терминала, выполнив команду вида ./resizeImages.sh photos. Здесь photos это имя папки, в которую были скопированы снимки с iPhone. Для сброса снимков с iPhone на компьютер рекомендую пользоваться программой Image Capture.

Как вы подходите к обработке и хранению больших фотографий?

Подробнее..

Первое изображение неба история астрофотографии и технологии ее создания

19.05.2021 18:19:31 | Автор: admin

Астрофотография это особый вид фотографии, в которой основным объектом экспозиции является ночное небо и ее содержимое в виде объектов глубокого космоса, Солнечной системы, и который используется как в художественной сфере, так и в научной. В последние десятилетия развитие цифровых технологий открыло этот вид искусства для массового потребителя теперь даже владелец смартфона способен запечатлеть звездное небо без сильного проигрыша в качестве изображения. Астрофотография отражает почти идентичное, доподлинное содержимому на небе тому, что чаще всего незаметно невооруженным глазом. В этой статье будет рассказано о том, какие события привели к современному положению астрофотографии, заслуге фотографирования космических объектов в астрофизических исследованиях и создании карт звездного неба.

Любой вопрос или замечания Вы можете написать в комментариях. Также я открыт для личного диалога втелеграмеили беседы внашем чате. А еще у меня естьтелеграм-канало космологии.

Зарождение астрофотографии

19 августа 1839 года на заседании Академии наук физик Франсуа Араго ознакомил общественность с новой технологией фотографирования, называемой дагерротипией, патент на которую был приобретен у химика Луи Дагера и гелиографа Нисевора Ньепса французским правительством и предоставлен во всеобщее использование как общественное достояние. Дагерротип представлял собой процесс химического воздействия света на плоскую посеребренную пластинку из меди. Эту пластину помещали в камеру-обскуру с объективом на длительное время (15-30 минут), где на серебряном слое отражалось воздействие фотонов, которое позже проявляли парами ртути. Чтобы изображение не переэкспонировалось после появления на свету, верхний слой закрепляли тиосульфатом натрия, а затем промывали водой.

Франсуа Араго видел огромный потенциал дагерротипии в астрономии он упоминал о ней не только как о способе сохранения изображений неба, но и для фотометрии (измерения яркости космических объектов) и спектроскопии. В недалеком будущем, буквально через два десятилетия, Кирхгофом и Бунзеном будут зафиксированы первые линии Фраунгофера в спектре Солнца. И все же первая фотография внеземного тела была сделана не во Франции, а в Америке профессор медицины Нью-Йоркского университета Джон Уильям Дрейпер любил проводить эксперименты со светом для улучшения чувствительности первых фотопластин. К марту 1840 года ему удалось создать первое детальное изображение Луны с общим временем экспозиции двадцать минут.

Вскоре фотографированием стали заниматься не только отдельные лица интерес к этому делу появился у институтов и астрономических сообществ, потому начали создаваться специальные астрографы, то есть рефракторы со встроенными камерами и химическими лабораториями для создания и проявления пластинок. Именно с помощью подобного устройства 16 июля 1850 года Уильяму и Джорджу Бондам удалось сделать фотографию Веги первую фотографию звезды. Потребовалось всего лишь 100 секунд, чтобы запечатлеть ее.

Тем временем французами Леоном Фуко и Луи Физо были сделаны дагерротипы нашего светила, но которых отчетливо были видны солнечные пятна. А 28 июля 1851 года последним достижением дагерротипов стала первая фотография солнечного затмения, сделанная неким наблюдателем Берковским (его имя никогда не было опубликовано) в Кенигсбергской обсерватории в ходе фотографирования были зафиксированы солнечные протуберанцы и корона.

Мокрые тарелки, быстрые кадры

Еще в 1834 году Уильямом Тальботом были предприняты первые попытки создания фотограмм с помощью бумаги, покрытой нитратом серебра. Позднее он заменил нитрат на хлористое серебро, которое темнело при попадании на него фотонов. Проблему с высвечиванием снимка удалось решить обработкой бумаги в йодистом калии, которая блокировала взаимодействие света и серебра. По сути, открытие дагеротипии и калотипии произошло в одно время, и более того, последняя пришла в Россию на три месяца раньше дагеротипов. Но у них было большое преимущество в скорости накопления света калотипы требовали выдержки более часа, проблему чего удалось решить только в начале 1840-х годов, сократив выдержку до одной-двух минут. Кроме быстрого накопления света, калотипы можно было тиражировать при помощи контактной печати, увеличивать в размерах. Свое распространение процесс получил лишь в пятидесятых годах из-за патентов создателя, который всеми силами предотвращал использование его метода посторонними лицами.

Тем не менее калотип стал первым позитивно-негативным способом создания фотографии, пример которого в будущем использовал коллодионный процесс, созданный Фредериком Арчером. Этот метод включал в себя достатки калотипа, при этом время экспозиции вновь сократилось, а свободное распространение метода предоставило ему большую популярность среди фотографов. Единственным недостатком коллоидов было то, что для фотографирования требовалось создать мокрый раствор, состоящий из опасных веществ (например, эфира). Именно с помощью этого метода впервые были измерены положения звезд (астрометрия) и их величины (фотометрия). До этого астрономам приходилось на глаз с телескопа наносить положения звезд на карту, оценивая их яркость и переменность ни о какой точности не было и речи. За одну ночь астроном мог отметить положение нескольких десятков звезд, а фотография регистрировала все предоставленное ей поле за доли секунды.

Спектр Веги, полученным Спектр Веги, полученным

В 1860-х годах стали появляться детальные фотографии Луны, а Уорреном де ла Рю с помощью либраций была создана стереоскопическая фотография трехмерного изображения гор и кратеров. Им же было предсказано будущее звездных карт, которые будут созданы лишь с помощью фотографий неба. В 1870-х годах Резерфорд впервые зафиксировал зернистую структуру Солнца, а Генри Дрейпер получил спектр и линии поглощения Веги.

Сухие эмульсии бромистого серебра, созданные примерно в то же время, что и ранее описанные достижения, позволили произвести революцию фотографии вместо 30-минутной экспозиции на дагерротипе новая разработка требовала всего лишь 1/15 секунды. Также сухая смесь не требовала наличия химической лаборатории, могла быть подготовлена заранее и реализовываться через несколько часов после экспонирования, что в общем позволило популяризировать астрофотографию и достичь новых вершин. Например, в 1880 году была сделана первая дипскай-фотография, на которой была изображена туманность Ориона (M42) ее на 11-дюймовом рефракторе Кларка сделал Генри Дрейпер. Примечательно, что для этого он использовал ведущий часовой механизм, компенсирующий суточное вращение Земли сегодня такие устройства называются астротрекерами.

Фотографии туманности Ориона, полученные в 1880-м году (две снизу) и фотография в лучшей детализации, полученная годом позднееФотографии туманности Ориона, полученные в 1880-м году (две снизу) и фотография в лучшей детализации, полученная годом позднее

Carte du Ciel

Последним из пионеров любительской астрономии был англичанин Исаак Робертс, который после 1885 года начал активно фотографировать ночное небо с помощью своего двадцатидюймового рефлектора f/5. Например, в 1888 году она провел трехчасовую экспозицию туманности в Андромеде (M31), а в 1893 выпустил книгу под названием Подборка фотографий звезд, звездных скоплений и туманностей. Изначально у него был примечательный план, заключавшийся в создании фотографических карт всего северного неба, но позже он от него отказался, передав инициативу своим коллегам, одним из которых был Дэвид Гилл, который активно отстаивал позицию систематической каталогизации неба. Он получил финансирование от Королевского общества и начал исследование южного неба обработать огромное количество полученных пластин он не успевал, потому начал отправлять свои исходники помощникам, одним из которых был Якобс Каптейн. Доброволец не имел возможности проводить наблюдения самостоятельно, потому в период 1896-1900 годов вместе с Гиллом составлял и каталогизировал карты, которые вошли в их каталог Cape Photographic Durchmusterung, насчитывающий более 454 тысяч звезд. Таким образом Каптейн стал первым астрономом, внесшим весомый вклад в науку, не проводящим наблюдения.

Еще один прорыв произошел по инициативе братьев Поля и Проспера Генри, которые в 1880 году начали каталогизировать звезды Млечного Пути по фотоснимкам. Для этого они построили шестидюймовый астрограф, с помощью которого наблюдатели достигли максимальной детализации (около 0,03 мм для звезды). Ошемляющим фактом стало то, что бессметное количество объектов Млечного Пути с помощью одной фотографии каталогизировалось за две минуты, когда вручную для этого потребовалось бы несколько лет. Братья получали фотографии очень тусклых звезд для 12-й звездной величины это была двухминутная экспозиция, и для 16-й звездной около десяти минут.

На примере туманности в Плеядах, где было обнаружено около двух тысяч новых звезд, стало ясно, что одной обсерватории с каталогизацией всего неба не справиться. По этому вопросу при поддержке Гилла Мушес была созвана международная конференция, в которой участвовало 58 астрономов из 16 стран. Темой обсуждения стала Карта неба (Carte du Ciel), которая бы стала каталогом карт со звездным полем в трех разных экспозициях. Фотографирование должно было проходить с помощью рефракторов, идентичных рефрактору братьев Генри. Для контроля и курирования создания каталога был создан международный комитет, ставший прародителем послевоенного Международного астрономического союза. Тем не менее, процесс каталогизации стал слишком утомительным, да настолько, что полный каталог не был закончен и к 1964 году. Вместо этого интерес научного сообщества к астрофотографии появился для астрофизических исследований. Начали строиться огромные оптические приборы, наблюдающие внегалактические объекты именно на базе этих устройств были открыты многообразие галактик и расширение Вселенной.

Наследие

К началу 20-го века сохранилось несколько тысяч изображений Луны, Солнца, солнечных затмений. Были сфотографированы все известные на тот момент планеты Солнечной системы и создана карта звездного неба, панорамы звездного неба, фотографии галактик и Млечного Пути, спектры звезд и газовых образований.

Туманность Лагуна (NGC 6523) в созвездии Стрельца, снятая в обсерватории Маунт-Вилсон в 1919 году.Туманность Лагуна (NGC 6523) в созвездии Стрельца, снятая в обсерватории Маунт-Вилсон в 1919 году.

Для проведения качественных астрофизических исследований потребовались новые способы фотографирования космических тел. Так появилась электрооптика, где регистрация света производилась преобразованием света в электрический ток. Фотоэлектрические методы регистрации развили фотометрию и спектрометрию, а также стали причиной создания цифровой съемки (CCD's) и космической астрономии. В 1976 году, спустя после 18 лет после первого цифрового изображения, астрономами Аризонского университета производятся первые снимки космических объектов. Эффективность накопления света составляет около 70% в сравнении с 4% от химических эмульсий. Компьютерный анализ полученных фотографий также сделал ПЗС-матрицы популярными в научных кругах. Тогда этим преимуществом в виде новой технологии пользовались единицы, но уже к концу 80-х, когда начиналась эпоха космических телескопов, астрономы-профессионалы применяли исключительно новые технологии. Также преимуществом цифровой астрофотографии стала возможность ее свободной обработки.

Сверхновая 1987a в Большом Магеллановом облакеСверхновая 1987a в Большом Магеллановом облаке

Рубеж 2021 веков ознаменовался резким скачком популярности астрофотографии теперь любой желающий мог позволить себе цифровую камеру, которая снимает звездное небо. Рынок астрономических товаров приобретал новые позиции, такие как астрокамеры, астрографы и экваториальные монтировки для астрофотографии. В это же время появлялось много новых запатентованных изобретений для астрофотографов (например, наша отечественная маска Бахтинова). Даже те, кто не интересовался космосом, не могли не видеть красивые фотографии телескопа им. Хаббла, который стал вехой современных технологий и спектрального анализа. И по сей день сохраняется и развивается тенденция любительской астрофотографии. Астрофотографом стать может любой желающий, а видов астрофотографии стало огромное множество: как художественная, так и натуральная. Раньше для фотографирования звездного неба у людей уходили часы, сейчас космос доступен для нас по одному щелчку камеры.

Ну и напоминаю, о том, чтобы читатель не стеснялся задать вопрос или поправить меня в комментариях. Также у меня естьтелеграм-канал, где я рассказываю о последних новостях космологии и астрофизики, а также пишу об астрофотографии. Пишите мне вличкуилинаш чат. Всем добра!

Ссылки на интересные материалы:

  • Выставка астрофотографий "100 ans d'astrophotographie" (ссылка);

  • History of Astrophotography, Catchers of the Light (ссылка);

  • The Rise and Fall of Astrophotography, Dr. Joseph S.Tenn, GRIFFITH OBSERVER, 1987 (ссылка).

Подробнее..

Перевод Retro Apple цифровая камера Quicktake100

27.12.2020 20:07:49 | Автор: admin
В 1994 году фотография была довольно трудоемким делом. Для начала необходимо было вставить пленку в катушку, либо картридж в камеру, потом только сделать фотографию и только догадываться как получился снимок. Что бы увидеть картинку нужно было достать пленку с фотоаппарата и либо просветить ее самостоятельно в темной комнате, либо отнести в специализированное место.

Компания Apple помогла цифровым камерам становится более популярными с 1994 года, и на картинке ниже мы можем увидеть то, что считается первым цифровым фотоаппаратом для массового использования: Apple QuickTake 100.

QuickTake 100 не была первой камерой для массового использования вышедшей на рынок; Fuji DS-X продавалась в Японии с конца 1989 года, в то время как Dycam Model 1 (продававшаяся как Logitech Fotoman) лежала на полках в магазинах США еще в ноябре 1990 года. Но QuickTake 100 была доступна в версиях как для Mac, так и для Windows и имела преимущество, что продавалась известной компанией.

image
QuickTake 100 ( слева) и iPhone 11 Max (справа)

Стоимость и факты


20 Июня, 1994 года QuickTake 100 была представлена на продажу, первоначальная цена была $749, что равносильно $1300 в 2020.

В то время технические характеристики камеры были революционными. Она имела максимальное разрешение 640 x 480 пикселей с 24-разрядной цветопередачей. На 1 МБ встроенной Flash-памяти c таким разрешением в камере могло хранится всего 8 фотографий. При более низком разрешении 320 x 240 пикселей можно было хранить 32 снимка.

image
Объектив с фиксированным фокусом слева. Оптический видоискатель и механизм для определения экспозиции в центре, вспышка справа

У QuickTake 100 был объектив с фиксированным фокусом, что давало ему угол обзора, равносильно 50-миллиметровому объективу на 35-миллиметровой камере. Не было ни зума, ни фокуса, но тем, кто хотел делать фотографии при плохом освещении повезло была встроенная вспышка.

Экспозиция выставлялась камерой. При низкой светочувствительности, эквивалентной ISO 85, выдержка составляла от 1/30 до 1/175 секунды, а диафрагма от f / 2,8 до f / 16. Вот пример фотографии в режиме высокого разрешения 640 x 480.

image
Гмхофманн 14:49 (CEST), 7 июня 2007 г.

В сравнению с современными цифровыми камерами (как автономными, так и встроенными в смартфоны и планшеты) эти характеристики не так уж и впечатляют. Возможности предварительного просмотра изображения на камере не было, как и возможности удалить только одну фотографию специальная кнопка корзина на задней панели камеры удаляла все фотографии на QuickTake 100.

image
Задняя сторона QuickTake 100 с дисплеем управления справа. Кнопка корзины находится в углублении в правом нижнем углу

Просмотр и хранение


Для просмотра фотографий пользователи подключили камеру к компьютеру Mac или Windows с помощью кабеля. Программа Apple QuickTake импортировала фотографии с камеры на компьютер и разрешила основное редактирование вращение, изменение размера и обрезку. Файлы хранились в фирменном формате QuickTake и могли быть экспортированы как PICT-файлы.

Следущая модель после 100 QuickTake 150 появился примерно 15 месяцев спустя, у новой модели использовали улучшенную технологию сжатия файлов для хранения до 16 самых качественных изображений. Цена QuickTake 150 была около 700 долларов и выглядела идентично своей предшественнице, но предлагала вдвое больше памяти и поддержку большего количества форматов изображений (даже PCX, для тех, кто ее помнит). Он включал в себя объектив для макросъемки, а также поддерживал ПК с Windows. Компания так же не оставили владельцев QT 100 в стороне, Apple выпустила обновление прошивки, которое по сути преобразовало его в QT 150.

В 1996 году Компания Apple выпустила QuickTake 200 со съемной 2-мегабайтной SmartMedia флэш-картой. QuickTake 200 стала больше похожей на настоящую цифровую камеру и даже появились 1,8-дюймовый цветной LCD-экранчик на задней панели для предварительного просмотра фотографий. Стоимость QuickTake 200 стала ниже ($600), но это снова ей не помогло, так как на рынке цифровых камер появлялось все больше продукции от конкурентов, Fujifilm, Nikon, Canon и Kodak.

image
QuickTake 200

image
Питание осуществлялось от трех батареек AA которых хватило ненадолго, даже если вы не использовали вспышку

В 1997-м когда на пост главы Apple был возвращен Стив Джобс, историю QuickTake закончилась.
Так, как на разработку с нуля у компании не было средств и камеры у конкурентов были лучше.

Личные воспоминания о QuickTake 100


Мой первый опыт использования QuickTake 100 был на конференции разработчиков Apple Worldwide Developers Conference в 1994 году. Камера была представлена в Токио на выставке MacWorld в феврале того же года, и во всех журналах Mac того времени она была на обложках. Так как камера не была выпущена для широкой публики в мае в мае, когда проходила Всемирная конференция разработчиков, я был в восторге, увидев её.

Apple и один из журналов того времени (я думаю, это был MacWorld) установили стенд, где они могли сфотографировать вас с помощью QuickTake 100, а затем сделать макет индивидуальной обложки журнала. Отличная идея, но реально это было ужасно. Загрузка изображений с камеры на компьютер Mac по (GeoPort) кабелю была ужасно медленной, поэтому 32 снимка 320 x 240 на компьютер Mac занимало много времени. Затем сотруднику Apple пришлось создавать обложку журнала и распечатывать её на QMS ColorScript Laser 1000 что также было довольно медленно. Думаю будет излишне говорить, что лишь относительно немногие из участников WWDC действительно получили одну из имитационных обложек журналов (мне повезло, что я был одним из первых в очереди).

image
Сдвижная дверца закрывает разъем внешнего питания и разъем для кабеля GeoPort

Я не покупал QuickTake 100, но через много лет камеру мне подарил племянник. Он учился в Массачусетском технологическом институте в качестве аспиранта около десяти лет назад, и ему дали доступ в комнату, полную старого оборудования, которое собирались выбросить. Одним из предметов под утилизацию была камера QuickTake 100, поэтому я попросил прислать мне.
Камера все еще работает, но есть одна проблема невозможно снять с нее фотографии. Полагаю, что я должен найти Mac середины 1990-х годов под управлением System 7 или System 8, найти серийный кабель Apple и программное обеспечение QuickTake, и дать ему ход

Текущие компьютеры Mac не поддерживают старый протокол Apple, и я уверен, что эмулятор Macintosh.js не сможет разговаривать с USB-разъемом.

image
Нижняя часть QuickTake 100 с этикеткой продукта и отверстием для крепления штатива

Есть еще одно приложение для Mac, которое может читать файлы формата PICT, созданные QuickTake 100. GraphicConverter от Lemkesoft существует уже давно и может конвертировать практически любой графический формат в другой.

Хотя в настоящее время это не более чем музейный экспонат, мне все же нравится гладкий дизайн QuickTake 100. Его легко держать двумя руками, а серый внешний вид был похож на Apple PowerBook того времени.

Немного рекламы


Спасибо, что остаётесь с нами. Вам нравятся наши статьи? Хотите видеть больше интересных материалов? Поддержите нас, оформив заказ или порекомендовав знакомым, облачные VPS для разработчиков от $4.99, уникальный аналог entry-level серверов, который был придуман нами для Вас: Вся правда о VPS (KVM) E5-2697 v3 (6 Cores) 10GB DDR4 480GB SSD 1Gbps от $19 или как правильно делить сервер? (доступны варианты с RAID1 и RAID10, до 24 ядер и до 40GB DDR4).

Dell R730xd в 2 раза дешевле в дата-центре Maincubes Tier IV в Амстердаме? Только у нас 2 х Intel TetraDeca-Core Xeon 2x E5-2697v3 2.6GHz 14C 64GB DDR4 4x960GB SSD 1Gbps 100 ТВ от $199 в Нидерландах! Dell R420 2x E5-2430 2.2Ghz 6C 128GB DDR3 2x960GB SSD 1Gbps 100TB от $99! Читайте о том Как построить инфраструктуру корп. класса c применением серверов Dell R730xd Е5-2650 v4 стоимостью 9000 евро за копейки?
Подробнее..

Возрождаем легенду Зоркий-4

14.03.2021 14:13:00 | Автор: admin

Всем привет! Меня зовут Антон, я увлекаюсь фото и инженеркой, неожиданно для себя открыл направление реконструкции фотокамер о чем сегодня я вам расскажу.

Пару лет назад мне в руки попал Зоркий-4 в потертом корпусе, следами непонятного происхождения, залипающей шторкой и кучей пыли в визоре и дальномере.

Пациент на входеПациент на входе

Сначала я планировал привести в порядок только механику и визор, но в процессе работы понял: я хочу сделать его не таким как все выделить на фоне остальных 1 715 677 Зорких-4, выпущенных за 17 лет на КМЗ!

Механика и оптика

В первую очередь надо было все вычистить и вернуть механизм к жизни, однако тут образовалась первая проблемка: в интернете нет адекватных видео его разборки, есть лишь демо-ролики платных услуг по ремонту советской фототехники. На моё счастье я нашел старую книгу по обслуживанию советских фотоаппаратов (вообще книги это сила, особенно технические из СССР).

Та самая суперкнижкаТа самая суперкнижка

Вооружившись отвертками разных калибров, кисточкой, пинцетами и другими инструментами я полез в душу этого аппарата.

...чтобы не сойти с ума при сборке, лучше все тщательно подписывать и фотографировать все важные операции.....чтобы не сойти с ума при сборке, лучше все тщательно подписывать и фотографировать все важные операции..

Перебрав все механизмы, я понял, что мне в какой-то мере повезло: в камеру до меня никто не лез и не пытался все заливать маслом при первом же намёке на залипание шторок затвора.

Основной причиной залипания шторок оказалось банальное растяжение пружин намотки шторок, которое лечится винтами-натяжителями.

Те самые залипающие шторкиТе самые залипающие шторкиВизор-дальномер и механизм задержки затвораВизор-дальномер и механизм задержки затвора

В остальном особых проблем не было, все свелось к обычной чистке от пыли и песчинок с последующей смазкой подвижных механизмов.

Как итог все стало крутиться и взводиться мягко и плавно, механизмы задержки работают исправно, будто только вчера купили!

Немного инженерной эротики :)Немного инженерной эротики :)

С оптикой все так же оказалось безболезненно, достаточно было промыть призму и смазать направляющие корректирующей линзы.

Однако не обошлось без поломок:

  • по своей глупости сорвал пружину длинных выдержек (перетянул при сборке), к счастью вылечилось размоткой одного витка.

  • по своей глупости криво поставил пружину удержания взводной головки, результатом стала её деформация при попытки взвести затвор. Тут так же повезло удалось её поправить в исходное положение.

Напрашивается вывод: враг ремонта фотокамер глупость и пружинки!

во второй части расскажу о внешнем виде...

Введите описание картинкиВведите описание картинки
Подробнее..

Перевод Новая техника колоризации изменит представление о внешнем виде исторических личностей

19.04.2021 18:14:05 | Автор: admin
Около века назад, на заре фотографии и кино, люди столкнулись с массой сложностей, мешающих запечатлеть мелкие, но значимые аспекты портрета. Мало того, что фотографы были ограничены черно-белой съемкой, так и камеры тех времен не могли захватить достаточное количество света, а также некоторые детали видимого цветового спектра, влияющие на характеристики снимка. Из-за этого многие известные личности на старых фотографиях выглядят не так, как выглядели вживую.



Новая технология на базе искусственного интеллекта Time-Travel Rephotography добавляет на снимки цвета и реставрирует их. Причем делает это настолько качественно, что переработанные снимки запросто сойдут за фото, сделанные в 2021 году. ИИ позволяет устранить главный недостаток старых камер использование ортохроматической пленки.

Проще говоря, искусственный интеллект обрабатывает фотографию так, будто ее сделали на новую камеру, которая способна захватить достаточное количество света, необходимого для создания качественной и реалистичной картинки (без технических ограничений).

Как работает технология


В прошлом из-за отсутствия того самого необходимого света многие кадры выглядели более шумными и зернистыми. А известные люди на них выглядят старше и морщинистее, чем были в момент съемки.

Это все потому, что свет проникает сквозь кожу человека и подсвечивает ее изнутри. Новые фотоаппараты улавливают это свечение, а старые не могли. Благо современные технологии позволили использовать это явление в колоризации фотографий и устранить лишний шум и морщины.

За последние пару лет методика осовременивания Time-Travel Rephotography помогла улучшить качество огромного количества старых фотокарточек за счет добавления цветов, а также сопоставления снимков 20-го века с кадрами, сделанными цифровыми камерами. Благодаря этому кожа людей на старых фото после обработки выглядит более реалистично и естественно.

Time-Travel Rephotography разработали сотрудники Google совместно с исследователями из Вашингтонского университета и университета Беркли. И начали они с работы над архивными фотоальбомами в попытке создать для каждого черно-белого снимка цветного близнеца с корректными по нынешним меркам характеристиками.

Также технология Time-Travel Rephotography помогла устранить технические недостатки камер 1900-х годов. Удалила со снимков лишний шум и зернистость, сопоставив их по качеству с фотографиями текущего века.

Зачем это нужно?


Создатели Time-Travel Rephotography считают ключевым достоинством технологии возможность взглянуть на то, как исторические фигуры выглядели в реальной жизни без искажений, вызванных техническими ограничениями.

Правда, специалисты отмечают, что свежие рендеры могут заметно отличаться от оригинальных фотографий, и эти изменения могут становиться заметнее по ходу развития искусственного интеллекта.

Больше о проекте можно прочитать по ссылке.
Подробнее..

Что делают 3D-сенсоры в смартфонах? РАЗБОР

25.09.2020 22:13:02 | Автор: admin
Все чаще мы видим в смартфонах так называемые 3D-сенсоры, или сенсоры глубины. Большинство из них также называют ToF-сенсорами аналогично одноименной технологии. По слухам, такой сенсор будет установлен и в новом iPhone (там он называется LiDAR, подробнее мы об этом рассказывали в другом материале). Эти сенсоры довольно дорого стоят, но зачем они нужны понятно не всем. Производители уверяют, что сенсоры позволяют делать лучше фото и портреты или добавляют фишки в дополненную реальность. Но так ли это на самом деле?



Сегодня обсудим, зачем нужны 3D-сенсоры в смартфонах, как это работает, ну и конечно, проведем несколько тестов и проверим заявления производителей.

Что такое 3D сенсор (сенсор глубины)


Для начала, давайте разберемся, а что такое 3D-сенсор? Фотокамеры захватывают проекцию окружающего мира на плоскость. По одной лишь фотографии не понять реальный размер объекта размером ли он с бутылку или с Пизанскую башню. И расстояние до него тоже не понять.



Для того, чтобы понимать реальные размеры объектов на фото, масштабы съемки, отличать, что ближе к камере, а что дальше, и нужны 3D-сенсоры.Они уже давно и активно применяются в робототехнике, автономном транспорте, играх, медицине и много где еще. Более того, наши глаза это тоже 3D сенсор. При этом, в отличие от LiDARа и ToF-сенсоров в смартфонах, глаза пассивный 3D-сенсор. То есть не излучающий никакого света, а работающий только на основе поступающего света. Только благодаря этому мы можем хоть как-то перемещаться в пространстве и взаимодействовать с окружающими объектами. Теперь 3D-сенсоры появились и в смартфонах.

Как работает ToF?


LiDAR в iPadе, а также все 3D-сенсоры в Android-смартфонах это time-of-flight или сокращенно ToF-сенсоры. Они определяют расстояния до объектов вокруг, напрямую измеряя сколько времени понадобится свету, чтобы долететь от камеры до объекта и вернуться обратно. Это очень похоже на эхо в пещере, оно тоже после отражения от стенок возвращается к нам с запаздыванием. Чтобы пролететь 1 метр свету нужно 3 наносекунды, для 1 см 30 пикосекунд. Вроде бы все понятно. Но есть проблема.

Это очень маленькие промежутки времени. Как камера может такое замерить? Не будет же она делать миллиард кадров в секунду, а потом их сравнивать? Есть 2 основных подхода для решения этой проблемы: dToF (direct ToF) и iToF (indirect ToF). И чтобы вас заинтриговать еще сильнее: абсолютное большинство Android-смартфонов используют как раз iToF сенсоры, тогда как LiDAR в Apple iPad и скорее всего в грядущих iPhone это редкий представитель семейства dToF сенсоров. Так чем же они отличаются?

iToF indirect ToF




Начнем с iToF. В таких сенсорах излучатель отправляет высокочастотный модулированный свет, то есть этот свет постоянно включается и выключается с частотой десятки миллионов раз в секунду. За счет того, что свету нужно время для полета до объекта и обратно, фаза, то есть вот это состояние где-то между включенностью и выключенностью, света, вернувшегося в камеру, немного отличается от фазы света в момент отправки. На сенсоре исходный и отраженный обратно от объекта сигналы накладываются друг на друга, и за счет этого определяется сдвиг фаз, который и позволяет понять расстояние до каждой точки объекта.

dToF direct ToF




dToF работает немного иначе. В таких сенсорах напрямую измеряется разница во времени между отправкой света и детектированием его отражения на сенсоре. Для этого используются так называемые SPAD: single photon avalanche diodes. Они могут детектировать крайне маленькие импульсы света, фактически даже ловить единичные фотоны. Такие SPAD расположены в каждом пикселе сенсора. А в качестве излучателя в таких сенсорах используются как правило так называемые VCSEL Vertical Cavity, Surface Emitting Laser. Это лазерный излучатель, подобный тем, что используются в лазерных мышках и много где еще. dToF сенсор в LiDAR разработан совместно с Sony и является первым массовым коммерческим dToF сенсором.

Можно лишь гадать, почему в iPad используется dToF сенсор, но давайте отметим преимущества такого сенсора. Во-первых, в отличие от iToF сенсора излучатель испускает не сплошную стену света, а лишь светит в отдельных направлениях, что позволяет экономить батарейку. Во-вторых, dToF сенсор меньше подвержен ошибкам в измерении глубины из-за так называемой multipath interference. Это типичная проблема iToF сенсоров. Она возникает из-за переотражения света между объектами перед попаданием обратно в сенсор и искажает измерения сенсора.

Как это работает, разобрались, давайте теперь посмотрим, а зачем вообще 3D-сенсоры используются в смартфонах.

Зачем это нужно в смартфонах



1. Безопасность




Первым массовым внедрением 3D-сенсоров в смартфонах мы обязаны Apple и технологии Face ID. Распознавание лиц при использованиитрёхмерных данных намного точнее и надежнее классического распознавания лиц по фото. Для Face ID Apple использует технологию структурированной подсветки, на ней мы остановимся подробнее как-нибудь в следующий раз.

2. AR




Большинство производителей заявляют, что именно более качественный и точный режим дополненной реальности является главной задачей 3D-сенсоров. Более того, это также поддерживается непосредственно компанией Google. Буквально недавно они представили грядущее обновление своей библиотеки дополненной реальности ARCore, позволяющее более реалистично размещать виртуальные объекты в реальности ивзаимодействовать с реальными объектами.

Для этой же задачи Apple встроили LiDAR в iPad Pro. Такое можно делать и без 3D-сенсора, но с ним все работает точнее и надежнее, плюс задача становится вычислительно сильно проще и разгружает процессор. 3D-сенсор выводит AR на другой уровень.

3. Улучшение фотографий




Ряд производителей, например, Samsung и HUAWEI заявляют, что 3D-сенсор используется в первую очередь для более качественного размытия фона и более точного автофокуса при съемке видео. Другими словами, он позволяет увеличить качество обычных фото и видео.

4. Прочее




Доступ к данным сенсоров у некоторых смартфонов открыт, поэтому появляется все больше приложений, предлагающих новые применения. Так, например, с помощью внешних приложений 3D-сенсор можно использовать для измерения объектов, трехмерного сканирования и motion tracking'а. Есть даже приложение, позволяющее сделать из своего смартфона прибор ночного видения.

Тесты


С тем как это работает в теории разобрались, давайте теперь посмотрим, как это работает на практике, и есть ли какой-то толк от этих дорогущих 3D-сенсоров в флагманах. Для тестов мы взялиRedmi Note 9S, у него есть ToF-сенсор и мы сделали несколько снимков в портретном режиме, но во втором случае просто закрыли 3D-камеру пальцем. И вот что получилось.



Всё просто размытие действительно больше и лучше, если ToF работает.



И для частоты эксперимента мы взяли Samsung Galaxy S20 Ultra, который также получил ToF-камеру.



И найдите хотя бы одно отличие?



Что получается? Дело в том, что в зависимости от производителя ToF-камера используется по-разному и в разной степени.

Можно сказать, что часть производителей смартфонов располагает ToF-датчики в своих смартфонов не для маркетинга, чтобы добавить ещё одну камеру, а скорее на всякий случай. А дальше уже алгоритмы решают использовать эту камеру или нет?



При этом на сегодняшний момент необходимости в LiDAR или ToF-камерах прямо нет. Так что это видимо чуть больше маркетинг.
Подробнее..

Olympus уходит с рынка цифровых камер

29.06.2020 14:12:48 | Автор: admin

Печально, но факт. В пресс-релизе от 24 июня компания Olympus подтвердила намерение о продаже своих подразделений, занимающихся производством цифровых камер своим партнерам JIP (Japan Industrial Partners). Тем самым, которые выкупили у Sony подразделение VAIO.

История бренда Olympus началась в 1919 году, причем впервые на рынке он появился как Takachiho Seisakusho по названию пика Takachiho (горного массива Takamagahara в префектуре Gunma в Японии). С тех пор компания несколько раз переживала ребрендинг, а современный вариант привычной для нас марки был создан в 2003 году.

image

Semi-Olympus I. Источник фотографии: olympus-global.com
Интересный факт: С момента выхода первой фотокамеры Semi-Olympus I (копия немецкой Balda Baldax) прошло уже 84 года.
Одной из важнейших побед в современной истории компании была коллаборация с Panasonic. 5 августа 2008 года был представлен формат матрицы Micro 4/3 (Micro Four Thirds). Новый стандарт позволил не только уменьшить рабочий отрезок в 2 раза, но и избавиться от зеркала в конструкции. В том же году на выставке Photokina-2008 Olympus и Panasonic продемонстрировали первый прототип беззеркальной камеры. Именно Micro 4/3 стал основоположником всех современных беззеркалок.

Что произошло?


Конкуренция со стороны смартфонов и необходимость сокращения расходов. Именно эти факторы стали причиной отказа компании от дальнейшего развития в области цифровых камер. Последние три года менеджмент компании фиксировал убытки, связанные с общемировым падением спроса на фотокамеры. Тем не менее, на этом более чем столетний опыт работы над оптическим оборудованием не будет утерян. Свои усилия Olympus сосредоточит на разработке и выпуске медицинского оборудования.

Что же это значит для обычного владельца камеры линейки OM-D или другой камеры Olympus формата Micro 4/3? Вполне допускаю, что на этом их история закончится, равно как и история бренда объективов M.ZUIKO.


Лично для меня как владельца OM-D EM10 Mark II эта новость стала весьма неприятной. Несмотря на неудобное главное меню, аппарат превосходно кастомизируется. На любую кнопку или диск управления можно повесить практически любую функцию. Идеальная цветопередача (лучше только у премиальных брендов, например, Leica) и шустрая работа почти всегда давали мне именно ту картинку, которую я ожидал получить. К примеру, большая часть фотографий к статье Археологи цифрового века были сделаны именно на эту камеру.

Стоит ли прямо сейчас бежать в магазин и выкупать камеры, которые пока еще есть в магазинах? Вопрос остается открытым. Надо четко понимать, что, возможно, скоро не будет обновлений ПО, возникнет нехватка запасных частей или будет невозможно починить камеру в официальном сервисе. С другой стороны, если JIP, как Olympus уверяет в пресс-релизе, продолжит работу над брендом и обеспечит поддержку выпущенных камер, то эти опасения не сбудутся. Ожидается, что сделка будет закрыта в сентябре этого года.
Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru