Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Automata

Лаконичная реализация конечных автоматов в Matlab, Octave, C

16.06.2021 18:22:08 | Автор: admin

Актуальность


Конечные автоматы (finite state machines, fsm) штука полезная. Особенно они могут быть востребованы в средах, где в принципе нет развитой многозадачности (например, в Octave, который является в значительной степени бесплатным аналогом Matlab) или в программах для микроконтроллеров, где не используется по каким-то причинам RTOS. До недавнего времени у меня не получалось лаконично описать конечный автомат, хотя и очень хотелось это сделать. Лаконично, т.е. без воды, без создания лишних классов, структур данных, и т.д. Сейчас это, кажется, получилось и я спешу поделиться своей находкой. Возможно, я изобрёл велосипед, но возможно также, что кому-нибудь такой велосипед окажется полезен.


Начальные сведения


Конечный автомат задаётся:
  • набором состояний
  • набором событий
  • таблицей переходов (т.е. в каком состоянии по какому событию что делается и в какое новое состояние осуществляется переход)


Цель, которая стояла передо мной


Есть императивный язык, я буду рассматривать Octave, но это может быть и Matlab и C, например. Этот язык поддерживает:
  • функции
  • указатели на функции
  • то, что обычно поддерживают императивные языки (циклы, условные операторы и т.д.)


Хочется, чтоб базовые понятия языка (функции, структуры данных, массивы или что-то ещё) каким-то элегантным образом соответствовали тому, что нужно при реализации FSM. Профит в том, что
  • код будет самодокументированным
  • Doxygen или другие утилиты для анализа кода и генерации документации по коду будут давать дополнительную пользу


Описание идеи


  • Поведение внутри состояния должно описываться функцией. Поэтому функция хороший кандидат для того, чтоб её имя соответствовало состоянию.
  • Событие должно детектироваться тоже функцией, поэтому и для названий событий тоже можно использовать функции
  • Таблицу переходов можно задавать в либо в виде структуры данных, либо в виде switch/case-выражений внутри состояний


В чём проблема задания таблицы переходов в виде структуры данных?
  • Таблица может быть достаточно большой и сложной. В этом случае структура данных перестанет влезать в экран и поддержка такой таблицы будет не такой уж и удобной.
  • Структура данных требует какого-то объекта в памяти. Это дополнительное неудобство.
  • Структура данных требует специального её конструирования (скорее всего пошагового) это делает структуру программы более красивой, но анализировать такую машину состояний потом будет не так-то удобно.


Поэтому здесь я буду использовать switch/case инструкцию.

Единственной структурой данных будет переменная, где будет храниться состояние автомата.
Сами состояния будут идентифицироваться хэндлерами функций (function handlers), которые будут обрабатывать поведение машины в этом состоянии. Например:

function [new_state  data] = state_idle(data)    if data.block_index == 10        new_state = @state_stop;    else        % do something        data.block_index = data.block_index + 1;        printf('block_index = %d\n', data.block_index);    endendfunction [new_state data] = state_stop(data)    % set break flag    data.stop= 1;endfsm_state = @state_idle;data = struct();data.block_index = 0;data.stop = 0;while (1)    [fsm_state data] = fsm_state(data)    if data.stop        break;    endend


В этом коде вся идея, собственно, и описана. В Си, вместо хэндлера функции будет указатель на функцию, всё остальное останется так же.

Пример из жизни :)


В качестве примера я реализовал на Octave игру Life, Джона Конвея. Если сконфигурировать её в режиме 100 х 100, то она будет симулировать работу 10 000 конечных автоматов и при этом работает она достаточно эффективно. В простейшем варианте (без событий), код для игры выглядит следующим образом:

function [new_state] = state_alive(neighbours)    alive_count = sum(sum(cellfun(@(x)x == @state_alive, neighbours)));    alive_count -= 1;    if (alive_count == 2) || (alive_count == 3)        new_state = @state_alive;    else        new_state = @state_dead;    endendfunction [new_state] = state_dead(neighbours)    alive_count = sum(sum(cellfun(@(x)x == @state_alive, neighbours)));        if (alive_count == 3)        new_state = @state_alive;    else        new_state = @state_dead;    endend% main scriptaddpath('fsm_life')debug_on_error(1)size_x = 30;size_y = 30;init_alive_percentage = 30;% initialization selection:%init = 'random';%init = 'cycle';init = 'glider';field = cell(size_y, size_x);[field{:}] = deal(@state_dead);switch (init)case 'random'    init_alive_count = round((size_x * size_y) * init_alive_percentage / 100);    for n=(1:init_alive_count)        x = floor((size_x-0.0000001)*rand())+1;        y = floor((size_y-0.0000001)*rand())+1;        field{y,x} = @state_alive;    endcase 'cycle'    field{2,1} = @state_alive;    field{2,2} = @state_alive;    field{2,3} = @state_alive;case 'glider'    field{1,3} = @state_alive;    field{2,3} = @state_alive;    field{3,3} = @state_alive;    field{3,2} = @state_alive;    field{2,1} = @state_alive;endprintf("Initial distribution:\n");cellfun(@(x)x == @state_alive, field)% simulationfor step = (1:100)    field_new = cell(size(field));    for x=(1:size_x)        for y=(1:size_y)            x_min = max(x-1, 1);            x_max = min(x+1, size_x);            y_min = max(y-1, 1);            y_max = min(y+1, size_y);            neighbours = field(y_min:y_max, x_min:x_max);            field_new{y,x} = field{y,x}(neighbours);        end    end    field = field_new;    printf('Distribution after step %d\n', step );    cellfun(@(x)x == @state_alive, field)    figure(1); imagesc(cellfun(@(x)x == @state_alive, field));    pause(0.05);end


Если хочется больше самодокументируемости и явного определения событий, тогда к двум функциям, отвечающим за состояния, добавится ещё 3 функции, отвечающие за события:
function event = event_die(neighbours)    alive_count = sum(sum(cellfun(@(x)x == @state_alive, neighbours)));    alive_count -= 1;    if (alive_count == 2) || (alive_count == 3)        event = '';    else        event = 'die';    endendfunction event = event_spawn(neighbours)    alive_count = sum(sum(cellfun(@(x)x == @state_alive, neighbours)));    if (alive_count == 3)        event = 'spawn';    else        event = '';    endendfunction event = event_survive(neighbours)    alive_count = sum(sum(cellfun(@(x)x == @state_alive, neighbours)));    alive_count -= 1;    if (alive_count == 2) || (alive_count == 3)        event = 'survive';    else        event = '';    endendfunction [new_state] = state_alive(neighbours)    event = '';    event = [event, event_die(neighbours)];    event = [event, event_survive(neighbours)];    switch event    case 'die'        new_state = @state_dead;    case 'survive'        new_state = @state_alive;    otherwise        msg = sprintf('Unknown event: %s\n', event);        error(msg);    endendfunction [new_state] = state_dead(neighbours)        event = event_spawn(neighbours);        switch event    case 'spawn'        new_state = @state_alive;    case ''        new_state = @state_dead;    otherwise        msg = sprintf('Unknown event: %s\n', event);        error(msg);    endend


Основной скрипт в этом случае останется тем же самым.
Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru