Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Flash

Из-за отключения Flash железнодорожная сеть целого города в Китае вышла из строя на сутки

25.01.2021 16:17:27 | Автор: admin

Замена старых технологий на новые довольно редко проходит без проблем и забот. Чаще всего возникают инциденты. Сейчас, когда Adobe блокирует Flash по всему миру, у многих компаний и государственных организаций появляются проблемы.

Так, на целые сутки была отключена сеть железной дороги в китайском городе Далянь с населением 4,4 млн человек, поскольку большинство сервисов работало именно на Flash. И, конечно, за 24 часа китайцы никак не могли модернизировать свою сеть, несмотря на известную всем трудоспособность. Пришлось устанавливать старую версию Flash Player на все компьютеры, которые поддерживали работу железнодорожной сети города.

Почему так получилось?


В целом, из-за принципа работает не трогай. Его используют не только отечественные, но и зарубежные инженеры. Да, Adobe начала предупреждать о проблемах задолго до отключения, но инженеры ЖД-сети Даляня, вероятно, надеялись, что все обойдется.

И совершенно напрасно, поскольку сайт и сервисы железной дороги города, которые использовались для продажи билетов, публикации расписания поездов и других услуг, работали исключительно на Flash. И все это превратилось в тыкву пару недель назад (об инциденте стало известно недавно).

12 января 2021 года компания Adobe начала блокировать Flash-контент по всей глобальной сети, и тогда же случился сбой в системе расписания и бронирования билетов в китайском городе. А если учесть, что население этого города почти 5 млн человек, становится понятно, насколько проблемным стало 12 января для сотрудников железной дороги и пассажиров.

Как все началось


Первый звонок сотрудникам железной дороги Даляня поступил в 8:15 утра 12 января. После этого начался настоящий шквал звонков. Но и без них у сотрудников было чем заняться, поскольку к внутреннему сайту также нельзя было подключиться.

Надо отдать должное китайцы быстро нашли выход. Они решили установить на все ПК более старые версии Flash Player, в которых не было таймера отключения. В новой версии он был установлен компанией Adobe, которая предупреждала об этом многократно.

Спустя некоторое время китайцы наладили целый конвейер сотрудников. Они разделились на две команды программную и аппаратную. Программная команда занималась переустановкой Flash-плагина на резервных компьютерах, а аппаратная заменяла работавшие серверы с устаревшим плагином на резервные серверы с уже снесенным новым плагином и установленным старым. Этим команды занимались около 20 часов.


Команда поддержки привозит резервные ПК с установленной старой версией Flash

Проблему удалось решить лишь к 4:30 утра следующего дня. Все сервисы железной дороги снова заработали, хаос удалось нивелировать. По словам сотрудников компании, никто не жаловался, вся команда работала как один человек.

Кстати, чуть позже история, изначально опубликованная в китайских СМИ, опровергалась новыми публикациями, при этом старые были удалены.

Можно ли было избежать проблем?


Вообще да, поскольку еще в 2015 году компания Adobe начала информационную кампанию по подготовке пользователей, включая корпоративных, к отказу от Flash. Планировался постепенный переход на HTML5, причем в 2017 году Adobe заявила о намерении отказаться от Flash.

Крупные компании начали откат почти сразу после заявления Adobe. Так, корпорация Google постепенно отключала технологию в своем браузере, начиная с декабря 2016 года. Правда, окончательно компания отказалась от Flash лишь 31 декабря 2020 года.

Работала в этом направлении и Microsoft, которая тоже стала постепенно отключать поддержку Flash в своих браузерах с 2016 года. Полностью компания убрала технологию в Edge и Internet Explorer в 2019 году. Оставалась еще новая версия Edge на базе Chromium но здесь, по понятным причинам, отказ был реализован одновременно с Google.

Opera и Firefox отключили Flash 1 января 2021 года.

Сама же компания Adobe установила таймер на 31 декабря 2020 года. Получается, что у пользователей и компаний, разработчиков интернет-сервисов и сайтов было несколько лет на модернизацию системы.

Как видим, так поступили не все. С другой стороны, на модернизацию такой масштабной системы необходимо немало ресурсов финансовых, временных и т.п. Поэтому, возможно, китайцы и не стали ничего менять, кроме версии плагина.

Почему вообще отказались от Flash?


У этой технологии очень много уязвимостей. Ликвидировать их все просто не представлялось возможным, поэтому Adobe решила просто разрубить узел. Уязвимости были и крупные, и мелкие. В 2014 году, например, специалисты Лаборатории Касперского обнаружили уязвимость, которая давала злоумышленникам возможность полного контроля над машиной пользователя. Причем она была актуальна для всех платформ, где использовалась технология, включая Windows, Mac, Linux.


Это была далеко не единственная проблема уязвимости обнаруживали с завидным постоянством, и не все удавалось оперативно ликвидировать. Поэтому вместо заделывания постоянно возникающих прорех от технологии просто решили отказаться.

Подробнее..

Моя USB визитка

01.07.2020 22:06:22 | Автор: admin
Всем привет!

Помимо основной работы я делаю достаточно много пет-проектов, но никогда о них не писал. Сейчас я решил исправить ситуацию и написать о проекте, который только что завершил. На его создание меня вдохновила вот эта работа Джорджа Хиллиарда.



Цель проекта


Сделать максимально дешёвую версию USB Flash визитки, на которой бы содержалось моё резюме, исходный код и ещё несколько файлов. При этом использовать доступные комплектующие, которые можно заказать на LCSC и JLCPCB.

Что мне нужно было для этого сделать?


Подобрать дешёвые, но не ширпотребные компоненты, развести под них печатную плату, запаять их и написать прошивку.

Что в итоге делает моя визитка?


Как можно догадаться, моя визитка имитирует маленький USB Flash накопитель, на котором содержится резюме на двух языках, исходный код, прошивка, гербер файлы, схемотехника и печатная плата, а также моё фото.

Основные узлы проекта


Микроконтроллер STM32F070F6 это был самый дешевый вариант контроллера с USB device на борту из тех что я нашёл;
Winbond W25Q32 последовательная флэш память на 4 Мб;
Светодиоды 0805 белый и синий цвета, для красоты;
LP3992 понижающий преобразователь напряжения на 3.3В, питание микросхем;
USBLC6-2 защита USB разъема от статики.

Мой подход к разработке пет-проектов


Есть определенный путь, которого я придерживаюсь программируя микроконтроллеры:
1) Не использовать SPL, HAL и другие библиотеки для программирования периферии. Этого правила я придерживаюсь и на основной работе;
2) Не использовать ОС. Я считаю что мои домашние проекты не настолько сложны, чтобы использовать этот полезный инструмент;
3) Не использовать Кучу. Касается только домашних проектов (нет необходимости);
4) Не использовать динамическое выделение памяти. Касается только домашних проектов (нет необходимости).

Проектирование


Компоненты
Для начала мне было необходимо подобрать компоненты для моей задумки т.к. помимо рассыпухи у меня ничего не было. Для этого я решил использовать сервис LCSC, как дешёвый и доступный вариант для домашних разработок. Как оказалось, по многим параметрам я вошёл тютелька в тютельку. Например, использовал все ножки микроконтроллера, уложился в оперативную память в 6кБ, из которых 4кБ у меня занял буфер для передачи данных с USB на SPI Flash, использовал ноги для USB которых физически нету на данном контроллере и т.п.

По цене в итоге вышло следующее:
Микроконтроллер STM32F070F6 -0.64$
Последовательная флэш память Winbond W25Q32 0.35$
Понижающий преобразователь LP3992-33B5F 0.04$
Защита от статики USBLC6-2SC6 -0.08$
Кварц 0.15$

Резисторы и конденсаторы использовал в форм факторе 0603, светодиоды 0805. Всё это у меня уже было, поэтому подсчитать их стоимость не представляется возможным. Однако можно с уверенностью сказать, что по цене всё уместилось в 1.5$ с запасом. Это не выглядит дешёвым по сравнению с проектом Хиллиарда, но и цены у меня не оптовые.

Печатная плата и схемотехника
Схему и печатную плату проектировал в Altium designer, скрины прилагаю.





Все компоненты обвязаны согласно даташитам. Микросхема флэш памяти запускается с контроллера через МДП транзистор.
Тут проблемой был USB разъем. Согласно спецификации USB он имеет толщину 2мм. Плату такой толщины заказывать дорого, да и для визитки не очень практично. Выход из ситуации я подсмотрел у одного человека, который делал музыкальную визитку. Он использовал плату 1мм, и делал на ней дополнительный разъем, который отрывается и запаивается поверх основного. Я поступил также.



Пайка
Пайка компонентов в основном проблем не вызывала. Всё запаял феном и паяльной пастой. Единственной проблемой для меня стало запаивание микроконтроллера. От паяльной пасты получалось слишком много клякс, паяльником такие ножки запаять тяжело. В итоге я просто промазал припоем все пады, а затем феном впаял микроконтроллер.

Программирование
Тут мне особо сказать нечего, программировал всё на низком уровне, на языке C++.Исходный код прикрепляю. Обращение к регистрам делал по статьям lamerok. USB реализовано с помощью средств микроконтроллера. Микросхема флэш памяти работает по SPI через DMA на самой высокой скорости. Диоды мигают по очереди по прерыванию таймера на 250мС.





Заключение


На этом думаю всё, основные моменты я описал. Если нужно что-то раскрыть более подробно (программирование USB, Flash или схемотехнику), то пишите, обязательно сделаю.

Всех благ!
Подробнее..

Перевод Как два интроверта сделали Portal на Flash

05.02.2021 16:09:35 | Автор: admin

В 2006 году, когда Valve анонсировала Portal, я самозабвенно болтал со своим другом Хеном Матшульски по MSN-Messenger.Valve в то время определяла нашу жизнь в смысле игр, а Portal не походил ни на что из того, что мы видели раньше. Взволнованный, нетерпеливый анонс подтолкнул нас к тому, чтобы в путешествии длиной в год сделать версию Portal на Flash ещё до того, как мы даже прикоснёмся к оригинальной игре.



Анонс Portal (2006)

Поддержка Flash официально прекращается 31 декабря 2020 года [прим. перев: оригинал статьи опубликован 22 декабря], после более чем десяти лет существования самого популярного инструмента для создания браузерных игр. Я подумал, что это хорошая возможность открыть какие-то старые резервные копии ресурсов и исследовать, как мы создали Flash-версию Portal, нашу первую игру. Я встретился с Хеном за пару лет до объявления на форуме Macromedia Flash. Мы уже давно хотели представить Newgrounds собственную игру и назвались We Сreate Stuff, потому что склонялись буквально называть что-либо вообще.






Portal: скриншоты геймплея Flash-версии

Командная работа это когда два или более человека работают вместе, обычно чтобы избежать жутких провалов GLaDOS.

Удалёнка 2006


Нам было по 16 и 14 лет, мы были подростками-интровертами, общались через Интернет. Мы жили в 15 минутах езды на автобусе друг от друга, но никогда не встречались. Наша коммуникационная методология основывалась на текстах MSN-Messenger и небрежных рисунках.

MSN-Messenger был приложением для обмена мгновенными сообщениями с малоизвестным преимуществом, которое превращало его в супер-оружие. В сообщениях можно было рисовать; фича сделала мессенджер новаторским в смысле удалённой работы. Мы пользовались этой возможностью, чтобы объяснять друг другу, как должна работать определённая механика, как воспроизводить баги, и, самое главное, мы работали с ней, когда проектировали уровни.



Portal: первый эскиз уровня Flash-версии был сделан в MSN-Messenger

В дополнение к чату мы использовали Google Docs, чтобы согласовать цели высокого уровня в документе игрового дизайна или GDD. Я читал, что это то, что делают большие игровые студии, поэтому создал центральный GDD, чтобы описать различные механики, которые мы хотим сделать в 2D, вставлять дизайн уровней из чата и координировать наши усилия.

Игра собиралась с использованием всего двух больших исходных файлов: первый содержал уровни, весь арт и анимацию, вторым был единый игровой проект, на один кадр приходилось 5250 строк кода. Мы не использовали систему управления версиями. Конечно, у нас не было графика разработки, кроме того, как пропускать школу столько раз, сколько сойдёт с рук, и работать над игрой.

Следующий тест невыполним GLaDOS.

Делаем игру по трейлеру другой игры


В то время я экспериментировал с фрагментами кода ActionScript 2.0, которые нашёл в Интернете, имел дело с базовой физикой платформеров, элементами управления вводом и визуализации анимации. Хен переделал некоторые визуальные эффекты Portal в 2D, от анимации игроков до порталов и окружения в игре.

Самыми захватывающими частями, над которыми мне хотелось работать, были физика портала и физика импульса. Но сначала мне нужно было позволить игроку создавать порталы. Нужно было рассчитать линию от игрока в направлении курсора мыши и найти стену для портала. Сегодня в игровых движках этот метод называется raycast. Для меня это было всё равно что построить ракету, так что первая версия порталов перетаскивалась курсором мыши. Легко.

Это позволило сосредоточиться на физике персонажа. Когда персонаж попадает в портал, его положение меняется на положение другого портала, при этом импульс сохраняется и поворачивается. Хотя об этом легко забыть, работа над конкретной частью, которая захватывает вас, именно то, что делает проекты успешными. Как делается raycasting, я понял позже.

Берём и перетаскиваем порталы!

Хен делал первые черновики эскизов персонажа, объекты с интерактивностью и стиль уровня в целом. По сути, он занимался артом, от логотипа до покадровой анимации персонажа. Главный герой Portal, Chel, ещё не появлялся в трейлерах, но мы знали, что будем играть за своего рода подопытного, так что вместо Chel у нас был анонимный Test Subject #15837.

Прекрасная эстетика Portal воплотилась в живой, анимационный мир 2D. Уровни содержали несколько слоёв, чтобы создать ощущение глубины, и немного фоновой анимации. Хен решил подражать ортографической перспективе и при этом сделал порталы видимыми с любой стены. Сначала мы реализовали камеру слежения, но в итоге у нас появились уровни, которые всегда подходили к одному целому экрану от начала до конца.


Когда появились порталы и подопытный, пришло время реализовать механику головоломки. Кнопка, дверь, а позже и куб стали базой работающего уровня. Это были основные элементы многих наших головоломок, когда они обрели свой окончательный вид, проектировать уровни стало легче.

Несмотря на время, которое мы потратили на это, мы были немного циничным дуэтом и не были уверены, к чему всё это приведёт. Достаточно ли 10 головоломок для хорошей флеш-игры? Может нужно 40? 100? Может, Valve попросит нас убрать уровни? Наши тревоги поутихли, когда мы глубже рассмотрели механику, например с кубической физикой. Физика 2D-куба, которую я реализовал, вероятно, могла бы посоревноваться за приз как самый медленный движок в мире. Он работал, и играть с ним было весело. Всё это вместе помогло стать игре не сторонним проектом, но целью для нас обоих.

2D-куб на уровне 26

По общему согласию дизайн уровней был чересчур сосредоточен на ловкости и скорости, а не на головоломках; возможно, потому, что мы сильно сосредоточились на первом трейлере Portal. У нас был наэлектризованный пол, который пропадал и появлялся, шипы и другие быстро сменяющие друг друга опасности, которых в оригинальной игре оказалось меньше.

Когда мы дали поиграть в игру нашим друзьям, казалось, что они получали удовольствие от концепта, но впечатления были неясными. Если вы подойдёте к порталу, приподнятому всего на несколько пикселей, то, чтобы попасть в него, вам приходится прыгать. В других случаях порталы появлялись в направлении цели, но не там, где хотелось бы игроку а это не одно и то же.

Поэтому мы уделили время новым итерациям, чтобы играть было приятно: на случай, когда портал слегка приподнят над полом, мы добавили невидимую ступеньку, чтобы помочь плавно войти в портал. Вместо того чтобы размещать портал прямо там, куда указывает курсор, когда это необходимо, портал смещался на несколько пикселей, когда это необходимо, чтобы стало ясно, чего хочет игрок на самом деле. Всё это сделало флеш-версию Portal лучше.

Включение видимости боксов коллизий. Жёлтая ступенька рядом с порталом помогает прыгнуть в портал, когда он приподнят над полом.

Поздравляю! Испытание завершено GLaDOS.

Отправляем игру в Valve


Релиз Orange Box Valve, который содержал Portal, был запланирован на 10 октября 2007 года. У нас никакого расписания не было, у нас была одна установка: мы должны выпустить игру до релиза Orange Box. Незадолго до релиза мы отправили в Valve сообщение: Привет, мы сделали это. Тогда в Steam не было инди-игр, как сегодня, но там была одна флеш-игра Codename Gordon!

Теперь я понимаю, что разработчики Valve, вероятно, в октябре 2007 года работали над тем же самым, готовясь к выпуску Orange Box. Иначе бы холодное фанатское письмо, которое мы отправили, не привлекло бы ничьего внимания.

P.S. Прекрасным дополнением к публикации станет небольшой пост на Хабре: Portal: The Flash version, который аж в далеком 2008 написал falone. В этом посте вы найдёте ссылку на сайт разработчиков и, уже на этом сайте, 40 карт уровней в архиве rar.



image


Подробнее..

Перевод Пионеры отрасли энергонезависимой памяти

23.09.2020 14:17:26 | Автор: admin

Чип флэш-памяти NAND Intel/Micron

Устройства энергонезависимой памяти (Non-Volatile Memory, NVM) это электронные элементы хранения данных, предназначенные для чтения и записи, продолжающие хранить информацию после прекращения подачи питания на устройство. В их число входят устройства на основе магнитных дисков и отдельные типы полупроводниковых чипов. Полупроводниковые энергонезависимые устройства играют важную роль во всех аспектах цифровой вселенной от ячеек хранения информации огромных банков данных в облаке до портативных персональных устройств, и составляют один из крупнейших сегментов полупроводниковой промышленности, оцениваемой в 400 миллиардов долларов.

Как и любое важное полупроводниковое изделие, от транзистора до микропроцессора, NVM-устройства проделали большой путь от работ первых исследователей, взявших за основу труды своих предшественников и развив их благодаря вдохновению, удаче, пробам и ошибкам, а также решимости игнорировать сомнения скептиков. В этой статье мы в хронологической последовательности расскажем о некоторых из таких первопроходцев и их вкладе, от первых зачатков идеи, возникших в 1960 году в Fairchild до крупномасштабного производства флэш-чипов последнего десятилетия 20-го века.

По поручению Semiconductor Special Interest Group (SIG) Джефф Катц записал интервью с людьми, совершившими большой вклад в развитие коммерческих полупроводниковых NVM-устройств, для коллекции устной истории Музея компьютерной истории. Многие процитированные ниже личные комментарии взяты из расшифровок интервью, к которым можно перейти по ссылкам в тексте.

Что было до полупроводниковой энергонезависимой памяти


До появления полупроводниковых устройств наиболее успешной технологией энергонезависимого компьютерного хранения информации была память на магнитных сердечниках, в которой использовался эффект магнитного гистерезиса. В своей диссертации 1952 года на докторскую степень MIT Дадли Бак описал ферроэлектрические кристаллы, использовавшие для хранения и перемагничивания цифровой информации похожий механизм гистерезиса. Рейд Андерсон и Уолтер Мерц, работавшие в Bell Telephone Laboratories, продемонстировали в 1955 году ферромагнитное устройство хранения, ставшее предшественником архитектуры полупроводниковых NVM-устройств. Применив технологии осаждения и травления, они изготовили 256-битный массив кристаллов, соединённых металлическими дорожками; позже такие технологии начали применяться для производства полупроводниковых интегральных схем.


Фотография из Scientific American magazine, июнь 1955 года.

Основатели располагавшейся в Колорадо-Спрингс компании Ramtron Ларри Макмиллан и Джордж Рор стали пионерами в коммерческом производстве устройств FRAM (Ferroelectric Random Access Memory), впервые появившихся в 1952 году.

Эволюция технологий ячеек NVM-накопителей первые четыре десятилетия


В 1960-х начались исследования двух основных технологий проектирования полупроводниковых NVM-ячеек. В ячейке с плавающим затвором заряд хранится на электроде, не подключённом к внешней цепи. Захват заряда, чаще всего называемый нитридным захватом, позволяет хранить заряд в слое нитрида кремния, подключённого к активной цепи. Обе технологии обещали значительные преимущества и снижение затрат на производство, простоту использования и сохранение данных для различных областей применения.

Коммерческие компоненты и системы с использованием обеих технологий начали появляться в 1970-х. Изделия на основе захвата заряда чаще всего называли EAROM (Electrically Erasable Read Only Memory), а первые устройства с плавающим затвором EPROM (Erasable Programmable ROM).

К 1980-м годам доминирующей на рынке технологией стала память с плавающим затвором. EPROM и их усовершенствованные версии, в том числе и первые флэш-продукты, стали составлять значительный процент от мировой прибыли полупроводниковой отрасли. В 1990-х технология Flash обеспечила создание новых возможностей для NVM-устройств, их начали использовать в твердотельных накопителях и потребительских цифровых устройствах.

1960-е первооткрыватели элемента памяти



Са Чжитан, примерно 1989 год

Са Чжитан из исследовательской лаборатории Fairchild в Пало-Альто сообщил в 1961 году о том, что заряд можно хранить в течение долгого времени (несколько дней) на электроде затвора поверхностно-управляемого тетродного МОП-транзистора. Он отметил, что в разговоре с основателем Fairchild Виктором Гриничем и инженером Фрэнком Уонлэссом они сразу же поняли потенциал этого открытия в устройстве памяти с плавающим затвором. Они не стали разрабатывать идею продукта, поскольку в то время компания была занята устранением фундаментальных проблем стабильности в процессе производства МОП-транзисторов.

Самые первые задокументированные описания ячеек памяти с захватом заряда были созданы в лабораториях на обоих побережьях США в середине 1960-х. Эдгар Сэк, Чу Тинь и другие сотрудники Центральной исследовательской лаборатории Westinghouse использовали в 1966 году MNOS-структуру (Metal-Nitride-Oxide-Silicon) в качестве элемента захвата заряда. Чу и Джон Сцедон рассказали о MNOS-элементе Westinghouse на Solid State Device Research Conference 1967 года в Санта-Барбаре. Эту технологию перенесли в отдел полупроводниковых изделий компании в Янгвуде для разработки электронных артиллерийских запалов на замену механическим запалам.


Чистая зона отдела полупроводниковых изделий Westinghouse в Янгвуде, примерно 1959 год. Фото Э. Сэка

В том же 1967 году шесть учёных под руководством Ричарда Вегенера из Sperry Rand Research Center (Садбери, Массачусетс) описали электрически программируемое неразрушаемое MNOS-устройство хранения с захватом заряда. В предоставленном агентству НАСА отчёте 1968 года Исследование новых концепций адаптивных устройств Вегенер заявил, что MNOS это первое полупроводниковое устройство, обеспечивающее возможность электрически программируемого энергонезависимого хранения информации.

Дов Фроман-Бенчковски присоединился в 1965 году к исследовательской лаборатории Fairchild в Пало-Альто. В тандеме он писал докторскую по теме Перенос и захват заряда в MNOS-структурах и их применение в устройствах памяти в Калифорнийском университете в Беркли, где знал об этой теме больше, чем большинство профессоров. [Интервью с Довом Фроманом]. На основании своих работ он начал процесс подачи заявки на патент, который был зарегистрирован после его ухода из компании. В заявку на патент вошла структура маски для создания 9-битной MNOS-памяти с пословной организацией, которую он изготовил для демонстрации возможности крупномасштабных массивов интегральных устройств хранения.


Давон Канг и Саймон Зи

Изучая в 1967 году четырёхслойный чизкейк на обеденном перерыве в Bell Telephone Laboratories (BTL), Мюррей Хилл, Давон Канг и Саймон Зи пришли к идее добавления четвёртого плавающего слоя для хранения заряда в МОП-транзисторе. Для доказательства жизнеспособности концепции они изготовили в лаборатории пару десятков устройств. Устройства держались максимум час, после чего электроны начинали утекать [Интервью с Саймоном Зи]. Мой начальник сказал, что это совершенно бесполезно Кому может оказаться полезным такое устройство?, рассказывает Зи. Им разрешили опубликовать результаты работы в статье Плавающий затвор и его применение в устройствах памяти, опубликованной в июле 1967 года в Bell System Technical Journal, но BTL не стала развивать эту идею. Её просто положили на полку.


256-битное RMM на аморфных полупроводниках ECD/Intel, 1970 год

Автор многочисленных изобретений и предприниматель Стэнфорд Овшинский произвёл фурор в научном сообществе, заявив в 1968 году в New York Times о создании переключателя с памятью на основе элементов Овшинского. Это устройство, разработанное в его лаборатории Energy Conversion Devices (ECD) (Троя, штат Мичиган), использовало некристаллические халькогенидные материалы для создания переключателя, который включался или выключался, когда подаваемое напряжение достигало определённой величины. Овшинский заявил, что сможет производить более мелкие, быстрые, простые, надёжные и дешёвые электронные схемы, чем это возможно на основе транзисторов. Студент магистратуры Чарльз Си, работавший над переключателем в ECD, сообщил, что основное преимущество технологии заключается в том, что информацию можно хранить вечно (без ограничений по времени удержания данных). [Интервью с Чарльзом Си]

Незадолго до этого основавшие Intel Роберт Нойс и Гордон Мур объединились с Овшинским для изучения технологии создания энергонезависимой памяти, чтобы дополнить ею собственные будущие ОЗУ на основе биполярных и МОП-транзисторов. В статье 1970 года, написанной Гордоном Муром, Роном Нилом и Д. Нельсоном из ECD, описывается 256-битная Read Mostly Memory (RMM), состоящая из плёнки аморфного полупроводникового материала, размещённого между двумя молибденовыми электродами. Intel ограничилась этой демонстрацией концепции и не стала разрабатывать на её основе продукцию, однако она возродилась как основа для памяти на фазовых переходах 3D XPoint, о производстве которой Intel и Micron заявили в 2015 году; готовую продукцию Intel продавала под брендом Optane.

1970-е появление промышленных NVM-изделий



Мультичиповый модуль BORAM компании Westinghouse, примерно 1975 год.

В начале 1970-х энергонезависимые MNOS-устройства памяти оказались привлекательным выбором для проектировщиков аэрокосмической продукции и защитных систем. ВВС США заключили с Sperry Rand контракт на изготовление 1024-битного массива EAROM, а Westinghouse спроектировала для армии США и других заказчиков электрически перепрограммируемые гибридные модули Block-Oriented RAM (BORAM). Несколько чипов, расположенных на керамической подложке, обеспечивали малый вес и компактность авиационных и портативных систем.

Перейдя в 1969 году в Intel, Дов Фроман продолжил исследование технологий MNOS-хранения. Однако в процессе изучения проблем стабильности, вызываемых миграцией заряда в новом техпроцессе производства кремниевого затвора компании, он придумал альтернативную идею хранения заряда в проводнике с плавающим затвором. Это стало эволюцией того, что я называл устройством FAMOS (Floating-gate Avalanche-injection Metal Oxide Semiconductor) которая была основой EPROM. [Интервью с Довом Фроманом] До подачи заявки на патент архитектуры он не был знаком с работами Канга и Зи в Bell Labs.


Дов Фроман-Бенчковски, примерно 1971 год. Фото: Intel Corporation

Фроман прекратил дальнейшую работу над MNOS-накопителем, чтобы сосредоточить свои усилия на проектировании продукта с плавающим затвором, а в 1971 году Intel представила свою 2048-битную EPROM с маркировкой 1702. EPROM-устройства программировались электронным способом, но стирание и повторное использование было возможно только после физической обработки чипа УФ-излучением через кварцевое окошко в корпусе. Более дешёвые, однократно программируемые версии (One-Time-Programmable, OTP), не требовавшие дорогого окошка для стирания, оказались популярными в системах с использованием микропроцессоров (MPU). Несколько поколений более объёмных и быстрых EPROM составляли наиболее прибыльную линейку продуктов Intel до середины 1980-х.


Кварцевое окошко пропускает ультрафиолетовое излучение для стирания данных EPROM

Японские производители полупроводников быстро распознали коммерческую перспективность EPROM. Пионер разработки интегральных схем Ясуо Таруи из токийской Electrotechnical Laboratory с коллегами предложили в 1971 году устройство с плавающим затвором на проводившейся в Токио Solid State Device conference. За этим последовало множество исследовательских статей и успешных коммерческих продуктов японских компаний.


Руководство по EAROM компании GI, 1983 год

В 1969 году Эд Сэк перешёл из Westinghouse в General Instrument Corporation (Хиксвилл, штат Нью-Йорк). Он работал там вице-президентом и генеральным менеджером отдела микроэлектроники, начавшей коммерческое использование технологии MNOS в потребительской электронике. Его сравнение Westinghouse (Клуб джентльменов с примесью политики) и GI (Нижний Ист-Сайд Манхэттена с примесью уличных драк) демонстрирует значительные культурные различия военных и коммерческих полупроводниковых предприятий той эпохи. [Личный рассказ Эда Сэка]

В 1975 году GI представила Bit-Serial EAROM с маркировкой ER1400, которая была дополнена 16-битным микропроцессором CP1600 (совместная с Honeywell разработка); эти продукты были предназначены для цифрового, полностью твердотельного чипсета TV-тюнера, и продались миллионными тиражами. GI несколько десятилетий продолжала производить недорогие EAROM-устройства для потребительских товаров.

Среди прочих производителей, исследовавших технологии энергонезависимой MNOS-памяти, были McDonnell Douglas, Mitsubishi, NCR и RCA. Однако быстрый рост количества устройств и снижение цен, обеспеченные активной конкуренцией в области продукции с плавающим затвором, сделали EPROM предпочтительным для большинства сфер применения энергонезависимым решением.

Такие улучшения, как функция электрического стирания, ещё более упрочили позицию устройств с плавающим затвором. Эли Харари из Hughes Microelectronics (Ньюпорт-Бич, Калифорния) в 1976 году пришёл к идее о том, что можно уменьшить слой подзатворного оксида в устройстве Фромана-Бенчковски с 1000 до 100 ангстрёмов, что позволит обеспечить электрическое программирование и стирание, избавив таким образом от необходимости медленного внешнего стирания ультрафиолетовым излучением. [Интервью с Эли Харари] В 1980 году Hughes представила 8-килобитную КМОП-память Electrically-Erasable PROM (EEPROM) с маркировкой 3108, а также чип статической ОЗУ с энергонезависимой ячейкой, названный NOVRAM.


Джордж Перлегос

Джордж Перлегос сделал вклад в несколько важных NVM-разработок компании Intel, в том числе и в первую EEPROM: 16-килобитное устройство 2816, созданное в 1978 году. Вместе с Гордоном Кэмпбеллом и Филом Сэлисбери Перлегос основал в 1981 году SEEQ Technology. В этой компании Перлегос, стремясь избавиться от необходимости отдельного источника питания высокого напряжения, руководил разработкой 5213 единого EEPROM с 5-вольтным питанием, выпущенного в 1982 году. В его конструкцию был встроен генератор подкачки заряда, создающий напряжение, необходимое для обеспечения программирования. Чтобы создать подобную память, нам нужно было разработать настолько маленькие генераторы подкачки заряда, чтобы их можно было разместить в каждом столбце и в каждой строке. [Интервью с Джорджем Перлегосом] Чтобы стимулировать использование своих устройств в областях, требующих высокой надёжности, SEEQ рекламировала их как устройства, способные выдержать не менее миллиона циклов записи.

Бывший инженер-технолог National Semiconductor Рафаэль Клейн основал в 1978 году в Милпитас (штат Калифорния) компанию Xicor, чтобы заняться устройствами NOVRAM и EEPROM. На первых этапах Xicor разделила рост зародившегося рынка с SEEQ, однако не справившись с конкуренцией в области производства массовых дешёвых устройств, завершила свою работу в 2001 году.

1980-е появление архитектуры Flash


В 1980 году Фудзио Масуока из научно-исследовательского центра Toshiba в Кавасаки (Япония) нанял четырёх инженеров: М. Асано, Х. Ивахаси, Т. Комуро и С. Танака для работы над NVM-чипом для использования в массовых недорогих устройствах. В уже существовавших EPROM использовалось по два транзистора на ячейку памяти. Инженеры спроектировали более компактную однотранзисторную ячейку, соединяемую способом, напоминающим логический элемент NOR. Коллега Масуоки Сёдзи Ариизуми предложил название flash (вспышка), потому что стирание должно было происходить со скоростью вспышки фотокамеры. Масуока рассказал об ячейке NOR Flash на International Electron Devices Meeting (IEDM) 1984 года, проводившейся в Сан-Франциско. Хотя ему и удалось уменьшить размер ячейки, из-за проблем с производством необходимых для устройства МОП-структуры с тремя слоями поликремния Toshiba не стала реализовывать коммерческую версию изобретения.

По словам Харари, Сатьен Мухерджи и Томас Чань из стартапа Exel Microelectronics, Inc. (Сан-Хосе, Калифорния) спроектировали флэш-структуру, которую можно было производить промышленным способом; она стала основой того, что Intel позже назвала NOR flash.


Фудзио Масуока

Прибыв в Вашингтон, чтобы защищать компанию в патентной тяжбе с TI, Масуока придумал идею архитектуры NAND Flash, которая могла бы обеспечить ещё меньший размер ячейки и увеличенные скорости записи/стирания по сравнению с NOR Flash. По возвращении Масуока спросил у Хисео Тадзири, работавшего в Toshiba руководителем отдела разработки потребительской электроники, сможет ли цифровая камера с четырёхмегабитной флэш-памятью NAND заменить плёнку. [Интервью с Фудзио Масуока] Тадзири понял, что NAND и в самом деле сможет заменить плёнку, и это привело к тому, что финансировать проект начал отдел производства камер. Масуока рассказал об устройстве на IEDM 1987 года в Вашингтоне, а производство 16-мегабитных чипов NAND Flash началось в 1992 году.

Недовольный тем, что Toshiba, по его мнению, недостаточно вознаградила его работу, Масуока в 1994 году уволился, став профессором Университета Тохоку. Вопреки японской культуре лояльности компании, он подал иск против бывшего работодателя, требуя компенсации, а в 2006 году уладил спор, получив единовременную выплату в 87 миллионов йен (758 тысяч долларов).

Стефан Лаи устроился в отдел Intel в Санта-Кларе для разработки технологии масштабируемой EEPROM. Работая совместно с Диком Пэшли, он создал способ добавления функции электрического стирания в уже существовавшие малоразмерные ячейки EPROM для создания архитектуры NOR Flash, которую можно было бы изготавливать по стандартному производственному техпроцессу. Отдел NVM заявил, что технология не будет работать, поэтому Лаи и Пэшли встретились с Гордоном Муром, который сказал им: Я этим займусь, не суетитесь. [Интервью с отделом разработки Flash компании Intel] Начав разработку нового бизнес-устройства на основе Flash в Фолсоме (Калифорния), Пэшли и Лаи вместе с проектировщиком Найлсом Кайнеттом в 1986 году продемонстрировали работающие чипы, а в 1987 году выпустили 256-килобитный продукт NOR Flash.

К концу 1980-х мировой рынок полупроводниковых NVM-устройств всех технологих производства превысил два миллиарда долларов. Наиболее популярными продуктами той эпохи были EPROM на 64 Кбит, 128 Кбит, 256 Кбит и 1 Мбит, к тому же начали появляться первые устройства на 2 Мбита. Производители из США, лидерами среди которых были AMD, Intel, Motorola, SEEQ и TI, получали примерно 50% от мировой прибыли рынка. Оставшаяся прибыль разделилась между европейскими, в основном SGS-Thompson (10%), и японскими поставщиками Fujitsu, Hitachi, Mitsubishi, NEC, Oki, Toshiba (40%), однако их поставки были ограничены правительственными квотами на производство (MITI).

1990-е твердотельные накопители и новые потребительские области применения


В 1990-х технология Flash создала новые возможности для NVM-устройств в конфигурациях как с NAND, так и с NOR. Архитектура NOR Flash имела преимущества произвольного доступа и малого времени чтения, а её функция execute-in-place (XIP) идеально подходила для выполнения кода, а значит, и для сферы обработки данных. NAND Flash имела более низкие скорости чтения, но гораздо меньший размер ячейки, позволяя создавать недорогие устройства с повышенной плотностью, что идеально подходило для внешних накопителей. Кроме того, доступ чтения/записи к блокам NAND имитировал доступ к дисковым приводам.


Прототип SSD-модуля компании SanDisk (бывшей SunDisk), созданный для IBM (1991 год)

Эли Харари, в 1970-х ставший пионером техпроцессов с тонким слоем оксида в Hughes Aircraft, в 1988 году основал SunDisk (позже переименованную в SanDisk) для разработки устройств памяти большой ёмкости на основе флэш-памяти. Вскоре к нему присоединились сооснователи компании Джек Юань и Санджай Мехротра, а также архитектор систем Роберт Боб Норман. Первым крупным заказом компании стали 10 тысяч 20-мегабайтных 2,5-дюймовых ATA-устройств, совместимых с plug and play, которые в 1991 году должны были заменить 20-мегабайтный жёсткий диск Connor в ThinkPad PC компании IBM. В то время надёжность флэш-памяти была низкой, однако Харари вдохновляли отзывы заказчиков о прототипах устройств: Если несколько устройств проработают у меня все выходные без сбоев, значит, у вас получился хороший продукт. [Интервью с Эли Харари]

Для достижения уровней надёжности, необходимых для коммерческого применения, потребовалось несколько поколений усовершенствований техпроцессов производства и архитектуры систем флэш-памяти. Харари встроил в устройства метаданные, позволявшие его прошивке выполнять коррекцию ошибок, скрывая таким образом от пользователя проблемы с надёжностью критически важного для популярности технологии фактора. Массовые ноутбуки с SSD появились на рынке в конце 2000-х, а современные SSD являются самым быстрорастущим сегментом рынка компьютерных накопителей.


Основатели SanDisk: Юань, Мехротра и Харари

Новые возможности возникли у SanDisk после того, как компания представила в 1994 году карты CompactFlash для цифровых камер. Мы поняли, что вместо того, чтобы кто-то другой продавал плёнку или её продавали продавцы камер, нужно создать вторичный рынок флэш-карт. Превращение его в международный бренд стало поворотным фактором в истории компании, рассказывает Мехротра. [Интервью с Санджаем Мехротра] В 2016 году SanDisk приобрела компания Western Digital.

Современные флэш-технологии доминируют на рынке NVM-устройств, который в 2019 году превысил 50 миллиардов долларов, и составляют крупнейший сегмент мировой полупроводниковой промышленности. Крупнейшим поставщиком флэш-чипов стала Samsung, имея примерно 30% рынка. Другими крупными поставщиками являются Toshiba и Western Digital.

Награда за достижения Flash Memory Summit


Каждый год Flash Memory Summit награждает людей, проявивших лидерство в области продвижения разработки и использования флэш-памяти, а также связанных с ней технологий, вручая Премию за прижизненные достижения (Lifetime Achievement Award, LAA). Среди не упомянутых выше номинантов были Кинам Ким из Samsung, получивший премию за свой прогресс в развитии 3D NAND, а также Дов Моран и Арьех Мерги из M-Systems за инновации, в том числе за встраиваемую в мобильные телефоны флэш-память, файловые системы для Flash и флэш-накопитель USB.

Ссылки


1. C. T. Sah, A new semiconductor tetrode, the surface-potential controlled transistor, Proceedings of the IRE, vol. 49, no.11, (Nov. 1961) pp 1625.

2. C. T. Sah, Evolution of the MOS transistor from conception to VLSI, Proceedings of the IEEE, Vol. 76, 10 (October 1988) p. 1295.

3. Edgar A. Sack and David A. Laws, Westinghouse: Microcircuit Pioneer from Molecular Electronics to ICs, IEEE Annals of the History of Computing, Vol. 34 (Jan.-March 2012) pp. 7482.

4. Wegener, H.A.R., Lincoln, A.J., Pao, H.C., OConnell, M.R., Oleksiak, R.E. Lawrence, H. The variable threshold transistor, a new electrically-alterable, non-destructive read-only storage device, Electron Devices Meeting, 1967 International, Vol. 13 (1967) p. 70

5. H. A. R. Wegener, Investigation of New Concepts of Adaptive Devices, NASA-CR-86114, Report no. SRRC-CR-6843, Sept. 1968.

6. Dov Frohman-Bentchkowsky, Integrated MNOS memory organization US Patent 3641512A

7. Neale, R. G., D. L. Nelson, Gordon E. Moore, Nonvolatile and reprogrammable the read-mostly memory is here, Electronics (September 28, 1970) pp. 5660.

8. Tarui, Yasuo; Hayashi, Yutaka; Nagai, Kiyoko Proposal of electrically reprogrammable non-volatile semiconductor memory. Proceedings of the 3rd Conference on Solid State Devices, Tokyo. The Japan Society of Applied Physics (19710901): 155162.

9. MOS EPROM Forecast, Dataquest SIS Prod., Mkt., & Tech. Report 0004718 (August 1989) p. 2

Ссылки на транскрипты интервью


Интервью с Довом Фроманом, 0341, Science History Institute

Интервью с Довом Фроманом, каталог 102702214, Computer History Museum Collection

Интервью с Эли Харари, каталог 102745933, Computer History Museum Collection

Интервью с разработчиками Flash Intel, каталог 102658199 Computer History Museum Collection

Интервью с Санджаем Мехротра, каталог 102740455, Computer History Museum Collection

Интервью с Фудзио Масуока, каталог 102746703 Computer History Museum Collection

Интервью с Джорджем Перлегосом, каталог 102746703 Computer History Museum Collection

Личный рассказ Эда Сэка, каталог 500001027 Computer History Museum Collection

Интервью с Чарльзом Си, каталог 102746598 Computer History Museum Collection

Интервью с Саймоном Зи, каталог 102746858 Computer History Museum Collection



На правах рекламы


Наши эпичные серверы используют only NVMe сетевое хранилище с тройной репликацией данных. Вы можете использовать сервер для любых задач разработки, размещения сайтов, использования под VPN и даже получить удалённую машину на Windows! Идей может быть много и любую из них поможем воплотить в реальность!

Подробнее..

Китайцы создали сразу две альтернативы Flash, потому что не могут отказаться от технологии Adobe

28.01.2021 22:20:35 | Автор: admin

На днях мы писали о том, что после отключения компанией Adobe плагина Flash у китайцев начались проблемы. В частности, полностью прекратили работу железнодорожные сервисы в одном из городов. Используют Flash не только железнодорожники, но и другие китайские компании, предприятия и госучреждения школы, университеты и т.п.

В общем, китайцы нашли оригинальное решение решили сделать свой Flash. И даже не одну технологию, а сразу две. Так, разработчики дистрибутива UOS создали альтернативу с названием ReFla, у которой, по их словам, все хорошо с безопасностью и стабильностью работы. А партнер Adobe в Китае выпустил оригинальный Flash Player, доработав его в плане безопасности.

Что там с альтернативами?


Что касается ReFla, это эту технологию разрабатывает компания Union Tech, создатель государственного дистрибутива Linux-ОС Unity (Unity Operating System, UOS).

Когда началась разработка, непонятно, но, скорее всего, еще до того, как Adobe заблокировала свою технологию. Напомним, что это случилось 12 января 2021 года. Но компания заблаговременно предупреждала всех, сообщив о намерении прекратить поддержку Flash еще в 2017 году.

ReFla, как сообщают разработчики, является собственной технологией Union Tech. О различиях с оригиналом компания пока не сообщает, но зато с гордостью рассказывает о преимуществах перед Flash. Всего их четыре:

  • Стабильность.
  • Безопасность (нет проблем, характерных для Flash).
  • Пониженное потребление системных ресурсов.
  • Не зависит от технологий США, это китайская система.

И это еще не все. Дело в том, что ReFla работает не только на x86-совместимых системах, но и на чисто китайских. А именно тех, что базируются на китайской архитектуре Loongson. Она становится все более распространенной в поднебесной например, на ней основаны чипы 3A4000 и 3B4000. Они используются в потребительской технике, серверах и сетевом оборудовании.

А еще оригинальный Flash, только лучше


Как и говорилось выше, в Поднебесной готовят сразу две альтернативы. Вторая это оригинальная Flash, которую доработал китайский партнер американской Adobe, компания Zhong Orange Network. Так, на момент прекращения поддержки плеер Flash шел с индексом 32.0.0.465. А вот китайцы выпустили Flash Player 34.0.0.92.


В числе прочих улучшений повышенная безопасность и все та же стабильность работы, о которой говорят и создатели ReFla. Важный момент Flash Player 34.0.0.92 вышел до завершения поддержки собственной технологии компанией Adobe. Релиз же ее состоялся 12 января 2021 года, как раз тогда, когда оригинальный плеер начала блокировать американская компания.

По словам создателей обновленного плеера, он может работать без проблем на компьютерах и ноутбуках как пользовательских, так и корпоративных.

Больше альтернатив нет?


Есть, только это уже не китайская разработка. Проект Ruffle разрабатывается энтузиастами, насколько можно понять, это некоммерческий проект. Базируется он на языке Rust, а использовать его можно как в качестве самостоятельной программы, так и в виде плагина, устанавливаемого при помощи Webassembly. В общем-то, эта технология эмулятор оригинального Flash-плеера. Сейчас код проекта можно найти на Github, опубликовали его на условиях лицензий Apache 2.0 и MIT.

Несмотря на то, что проект, можно сказать, хоббийный, ему выделяют средства. В первую очередь, это The New York Times и развлекательная площадка Newgrounds.

В отличие от китайских технологий, эмулятор только начал развиваться. Сейчас он поддерживает только Flash-контент, который был запущен еще до 2006 года. Так что смысла использовать Ruffle пока особого нет. Разработчики написали, что поддержка языков Action Script 1 и 2 обеспечена на уровне 70%, а API 35%. Что же касается третьей версии, которая появилась в 2009 году, то она и вовсе пока не поддерживается от силы реализовано около 5% ее возможностей.

Когда будет реализована полноценная поддержка всех версий Action Script пока неясно. Вероятно, проще установить китайскую версию плеера и не мучиться.

Зачем такие сложности?


В Китае и многих других странах многие технологии завязаны на Flash, с которой годами интегрировались различные сервисы и сайты. И когда 12 января 2021 года компания Adobe начала блокировать Flash-контент по всей глобальной сети, в системе расписания и бронирования билетов в китайском городе случился сбой.


А если учесть, что население этого города почти 5 млн человек, становится понятно, насколько проблемным стало 12 января для сотрудников железной дороги и пассажиров. И это лишь один случай, о котором стало известно, причем упоминания о нем китайские СМИ удалили вскоре после публикации.

Вероятно, были и другие моменты, о которых нам просто ничего не известно.

А вот налоговая служба ЮАР (South African Revenue Service, SARS) решила вообще создать собственный браузер с поддержкой Flash. Проблема в том, что сайт службы работает на базе заблокированной технологии, включая сервис подачи налоговых деклараций. Так что если бы работа этих сервисов прекратилась, у налоговиков сразу же возникли бы очень серьезные проблемы.


Полноценным браузером эту поделку сложно назвать, поскольку у него всего две функции, одна из которых поддержка Flash, а вторая работа с сайтом налоговой службы. Серфить при помощи этой программы нельзя, все остальные ресурсы в браузере недоступны.

Это гораздо менее универсальный вариант, поскольку, в отличие от китайских технологий, браузер может работать только под Windows. Ни Linux, ни Mac он не поддерживает.

Подробнее..

Microsoft начала принудительно удалять Flash Player из Windows 10

18.02.2021 04:04:18 | Автор: admin

Компания Adobe отключила Flash Player в начале этого года. Но нашлись пользователи, которые стали искать выход для того, чтобы оставить плагин в работоспособном состоянии. Теперь к активной борьбе с Flash подключилась и Microsoft.

Корпорация начала поэтапное развертывание обязательного накопительного обновления, выпущенного в начале февраля этого года. В состав обновления входит патч KB4577586, который как раз и удаляет Flash из операционной системы. Убираются все компоненты для воспроизведения анимации по технологии Flash.

Как и в случае с другими обновлениями, их можно отключить. Но есть интересный момент если нажать на кнопку Проверить наличие обновлений в ОС Windows, то система найдет и установит вроде как необязательный пакет KB4577586.


Применение этого апдейта занимает всего около пяти минут с последующей перезагрузкой. Удалить KB4577586, если пакет уже установился, нельзя. Можно лишь откатить всю систему к моменту, когда апдейт еще не был установлен.

Правда, уже появились сообщения пользователей, которые ранее установили Flash-плеер из сторонних источников. В этом случае все остается работать. Правда, если удастся избежать действий Adobe, которая, как и говорилось выше, отключила плагин.

Если нужен Flash, то выход есть



Да, ранее мы уже писали, что с Flash-технологией готова расстаться далеко не каждая компания или государство. Например, в Китае на Flash завязаны многие системы. И отключение технологии в начале января вызвало сбой этих систем. Например, сервис покупки-продажи железнодорожных билетов в одном из городов Поднебесной.

Поэтому китайцы нашли выход разработали собственный вариант Flash, причем не один, а сразу два. Первый называется ReFla, и это технология, разработанная с нуля, которую отличает, по словам создателей, высокий уровень безопасности.

ReFla работает не только на x86-совместимых системах, но и на чисто китайских. А именно тех, что базируются на китайской архитектуре Loongson. Она становится все более распространенной в поднебесной например, на ней основаны чипы 3A4000 и 3B4000. Они используются в потребительской технике, серверах и сетевом оборудовании.

Кроме того, партнер Adobe в Китае выпустил новую версию оригинального Flash Player, значительно доработав его. В числе прочих улучшений повышенная безопасность и все та же стабильность работы, о которой говорят и создатели ReFla. Важный момент Flash Player 34.0.0.92 вышел до завершения поддержки собственной технологии компанией Adobe. Релиз же ее состоялся 12 января 2021 года, как раз тогда, когда оригинальный плеер начала блокировать американская компания.

Подробнее..

De-Flash Как вы справляетесь?

02.03.2021 16:05:07 | Автор: admin
Как всем известно, компания Adobe отказалась от поддержки и выключила flash начиная с 1 января 2021 года. Росбанк активно сотрудничает с компанией SAS крупнейшей в мире частной IT-компанией, специализирующейся на разработке решений и услуг в области бизнес-аналитики. Большинство продуктов SAS используют flash-зависимые компоненты, которые так и или иначе должны быть заменены на flash-независимые или требуют миграции данных на другое ПО, которое уже не использует flash. Сегодня мы хотим рассказать, как мы решали эту задачу, и узнать у сообщества, как аналогичная задача решалась в других компаниях.





Первое, что мы сделали, это заморозили браузер с выключенным 80 портом и рабочей версий flasha. Полагаю, так поступило большинство.

Второй шаг вполне возможно использовать как целевое решение использовать браузер Maxthon 5 с выключенным 80 портом и забыть про необходимость дефлэшатизации. Решение выбрано в связи с особенностью версии браузера, который не будет обновляться сам (финальная версия) и использует 27 версию flash-плеера, который также обновляться уже не будет.

Третье и самое затратное это обновление ПО до flash-независимой версии. Такая задача потребовала усилий со стороны вендора SAS, со стороны команды внедрения ООО Глоубайт и со стороны команды IT банка. Со стороны вендора необходимо было переработать flash-зависимые модули на HTML5 и предоставить инструмент для обновления существующих экземпляров системы. Со стороны команды внедрения выбрать стратегию обновления и проработать план с учетом особенностей внедрения и его кастомизации. Со стороны команды IT согласовать подход с бизнес-заказчиком и обеспечить выполнение работ на производственных средах.

Для продуктов SAS существует два варианта обновления системы. Первый это update-in-place. По сути, это большой патч для платформы SAS с обновлением продуктов, который устанавливается на существующую рабочую среду. Разумеется, что первая установка производится на непромышленных стендах: здесь может потребоваться и провести слияние кода в кастомизированных частях продукта, если такие кастомизации были, и провести регрессионное тестирование. И только следующим шагом будет обновление пред-промышленных и промышленных стендов.

Однако update-in-place возможен не всегда: например, когда продукт эволюционировал и новая версия построена на другой архитектуре и другом техническом стеке. В этом случае необходима полноценная миграция на новую версию ПО это второй вариант обновления ПО SAS.

И именно в такой ситуации оказалось решение SAS AML. Наше достижение последних лет запуск и реализация первой очереди масштабного проекта по построению AML системы для департамента финансового мониторинга. Особенностью данного проекта является то, что это первый проект в банке, в рамках которого в полной мере были задействованы возможности новой платформы онлайн-обработки данных ODPP. В ходе первой фазы были реализованы требования обязательного контроля и отчетность. С конца 2019 года запущена вторая фаза проекта, предполагающая развитие функционала в области выявления сомнительных операций и online-контроля. В промышленном режиме работает версия SAS AML 6.3 на платформе SAS 9.4 M3, а новая версия решения SAS AML 8.2 представлена на обновленной платформе SAS Viya 3.5. Новая платформа построена на новой микросервисной архитектура и включает в себя новые продукты, поэтому при миграции на новую версию одну часть функциональности необходимо адаптировать, другую реализовать заново.

Цель, которая перед нами стояла, выполнить задачу по дефлешезации и выдержать строки второй фазы проекта. Для системы SAS AML выбрали последовательную миграцию в два этапа.
На первом этапе необходима миграция flash-зависимых модулей, что позволит снять острую проблему и уйти от заморозки браузера. Основной модуль, требующий дефлешезации, это SAS Visual Analytics инструмент для создания и визуализации аналитических и управленческих отчетов. Помимо выделения нового оборудования и развертывания новой версии SAS VA 8.5 на платформе SAS Viya 3.5, потребуется решить несколько обязательных задач, таких как интеграция решений и настройка ETL-процессов, так и ряд задач, обеспечивающих прозрачность и удобство работы пользователей, например, настройка сквозной аутентификации (single sign-on), чтобы избежать повторного ввода данных. В следующем этапе полная миграция на новую версию решения SAS AML 8.2: с переносом полной функциональности системы, настройкой интеграций, запуском новой системы в опытно-промышленную эксплуатацию и поддержкой существования двух систем на переходный период.

Коллеги, поделитесь опытом: как вы справились с задачей De-Flash?

Автор статьи @DSSD
Подробнее..

Поиск альтернатив для Flash Player на примере реального проекта

18.12.2020 16:04:56 | Автор: admin
Надпись Поддержка Flash Player будет прекращена в декабре 2020 года в браузере способна вызвать различные эмоции у пользователей, начиная от облегчения, что де уязвимости решены, до осознания некоего предательства со стороны технологических гигантов. Первые, возможно, пострадали от вируса, некогда внедренного на сомнительном сайте, последние же вынуждены прикрывать проект, почти полностью зависящий от этой технологии.
В начале 2016 года, когда перспективы Flash все еще были радужными, автору этой заметки пришла идея реализовать контент сайта с применением встраиваемых SWF-роликов. К тому времени уже были звоночки, наподобие претензий Стива Джобса к Adobe в 2010, заключающиеся в том, что проприетарный продукт не достоин быть внедрен в проприетарные ОС. Здесь должен быть ироничный смайлик. В то время мобильный трафик не был таким заметным (а трава зеленее) и всерьез такие заявления мало кто воспринимал.

Тем более Flash использовался на многих сайтах, играх, в десктопных приложениях и видео-/аудио- проигрывателях. Сфера его применения была очень разнообразна, а уровень вхождения в ActionScript 2 на уровне детских эмуляторов программирования. После AS 3 все стало серьезно и многие стратегические игры в соцсетях того времени это подтверждают. Помянем их вместе с флешом. Ладно, не будем о плохом.

Действительно, у владельцев сайтов было достаточно времени, чтобы что? Перейти на HTML5, WebGL и WebAssembly. Опишу ситуацию подробнее. Есть два сайта, на одном более сотни flash-роликов, на втором же их около полутора тысяч. Это небольшие ролики, включающие в себя анимацию, навигацию и прочие необходимые причуды. Почти все они сделаны руками. Сказать, что мне было жаль с ними расставаться ничего не сказать. Но мысль о том, чтобы конвертировать их все в HTML5, как рекомендовалось, казалась безумной. Ни один протестированный мною конвертор, декомпилятор или встроенный в программу Flash метод не давал необходимого результата.

Стоит учесть, что мало было перевести проект на современные аналоги, его еще нужно развивать и обновлять. С Flash это мог делать обычный дизайнер, c HTML5, WebGL и WebAssembly нужна как минимум парочка программистов. Инди-проекты после такого могут только отдыхать.

В 2017, когда был объявлен закат Flash, удалось переделать некоторую часть анимационных роликов обычными средствами разработчика плясками с оленьим черепом и бубном. Используя декомпилятор, эти ролики оптом были разобраны на ресурсы покадрово, а затем при помощи самописного js-проигрывателя все это более-менее загружалось и работало. Плюсом было то, что они заработали в мобильных браузерах. В силу специфики сайтов последнее мало что давало, но зато поддерживался тренд. Но это только для анимации, там, где поддерживался интерактив, все сложнее.

Небольшое отступление на этих сайтах имитируется работа определенной графической программы, где вместо выполнения команд дается их описание. Например, по 3DS Max уже существовал официальный учебник, но не настолько интерактивный и удобный, чем упомянутый ранее (как его автор, могу преувеличить достоинства). Забегая вперед, в официальном учебнике тоже были флеш-ролики, и перед написанием этой статьи заглянул в него, чтобы узнать как решена проблема. Она решена очень оригинально большая часть их просто выпилена, остальные переконвертированы в видео.

Итак, какие общие решения могут быть использованы после декабря 2020?

Во-первых, так как в последние версии Flash Player вставлен таймер работоспособности, делая его простым смертным, то необходимо найти версию, где такого таймера нет (v32.0.0.371) и предложить установить пользователю. Здесь проблемой может быть то, что ссылки на такие версии планомерно удаляются производителем с сайтов. Поэтому давать ссылку на скачивание вкупе с предложением установить возможно уязвимый устаревший продукт, такое себе. Способ может быть актуальным только для десктопных приложений.

Во-вторых, можно перекомпилировать в поддерживаемый видеоформат, как упоминалось ранее. Однако не всем Flash-роликам, особенно интерактивным, это подойдёт.

В-третьих, обратиться к готовым решениям (не упоминая заброшенные GNU Gnash и Mozilla Shumway). Ранее была надежда, что они появятся, ближе к прекращению деятельности Flash Player. И они появились. Хорошее решение это Ruffle, пока что единственное подходящее из найденных. Поддержка только AS 1/AS 2 на 70%. Он бесплатно распространяемый, лицензия MIT/APACHE. Из недостатков некрасивое оформление и некоторые глюки воспроизведения, которые мне удалось исправить при размещении на сайте. Установка очень удобная, вставляется JS-скриптом. По сути Ruffle Player это эмулятор Adobe Flash Player, написанный на языке Rust. Проект может собираться как в форме отдельного приложения, так и компилироваться в формат WebAssembly для встраивания на web-страницы в изолируемом окружении браузера. Это оказалось решением для моей проблемы и ещё многих разработчиков. Стоит только упомянуть, что разработчики Ruffle сотрудничают с archive.org для сохранения возможности просмотра архивных страниц с Flash-контентом.

Почему же Adobe не выпустило свою версию проигрывателя типа Ruffle, как только запахло жареным? Об этом можно только догадываться. Но скорее, появятся достойные аналоги и нужно только их дождаться, переждав блокировку на том, что есть. Так что смерть старым флешкам в вебе объявлена преждевременно. По крайней мере 2021 год все еще дает надежду.

Ссылки на ресурсы:

Ruffle ruffle.rs
Упомянутые переделанные сайты (для общей картины): 3dsmax-book.ru, rhino-book.ru
Подробнее..
Категории: Flash , Adobe flash , Adobe flash player , 2021

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru