Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Falcon 9

Как SpaceX пишет софт

30.11.2020 10:17:56 | Автор: admin

Даглас Хёрли и Боб Бенкен в капсуле Индевор

Компания SpaceX ведёт стремительную разработку проектов сразу по нескольким направлениям. Первая ступень ракеты Falcon 9 после запуска полезной нагрузки в космос возвращается на Землю для повторного использования, подобное тестируют для прототипов Starship. На МКС корабль Crew Dragon доставляет экипаж, готовится второе поколение грузовиков Dragon. Рой спутников связи Starlink выдаёт больше сотни мегабит в секунду для реальных пользователей открытого бета-теста.

Все эти проекты требуют высокой степени автоматизации, за которую отвечает команда разработки программного обеспечения. Про неё специалисты SpaceX рассказывают с удовольствием: это не только важно для привлечения соискателей на открытые вакансии, но и интересно для всех остальных.

Сложность космоса


14 декабря 1966 года в беспилотном испытательном запуске Союзакорабль 7К-ОК1 встал на стартовой площадке: не сработала зажигалкана одном из двигателей. Автоматика остановила последовательность действий запуска до того, как ракета успела отделиться от поверхности стартового стола. Персонал приблизился к ракете для её осмотра и оценки возможности повторного запуска. Внезапно сработала система аварийного спасения (САС) Союза. Её пороховые двигатели бережно вынесли спускаемый аппарат на высоту 700 метров и отдали его во власть парашютов, но также зажгли разлившуюся горючую жидкость системы терморегулирования приборного отсека, который остался на Земле. Верхушка ракеты загорелась. Как вспоминает Черток, память о катастрофе Неделина заставила людей покидать стартовую площадку бегом. Погиб один человек.

Выяснение причин срабатывания САС на неподвижной ракете началось ещё до тушения стартовой площадки. Во время полёта ракета постоянно сравнивает отклонения инерциальной системы отсчёта от расчётной траектории. Если разница слишком велика, то срабатывает САС. Стоящая на стартовой площадке ракета всё же движется: она вращается с Землёй, а гироскопы привязанык звёздам. При проектировании аварийных систем Земля предполагалась неподвижной. За 27 минут набежало примерно 8 градусов, и на 32 пиротехнических заряда САС поступил сигнал зажигания.

Этот баг упустили из виду даже без сложностей современных компьютеров. Сегодня электроникой управляются все критические системы любого космического аппарата. Это уже даже не самый дорогой дефис в истории зонда Маринер-1 1962 года: в современных системах пространство для ошибок исчисляется десятками, сотнями тысяч строк кода. Любой заметный сбой программного обеспечения вызывает деградацию качества работы или вовсе приводит к потере аппарата.

Кажется, что зрелость направления и сама культура аэрокосмической разработки свели на нет любые детские ошибки. Но это не так. До сих пор ракеты взрываются с ошибкой преобразования переменной, марсоходы зависают с инверсией приоритета, а орбитальные зонды падают из-за значения не в той системе измерения. Даже Старлайнер, прямой конкурент Crew Dragon, не долетел до МКС из-за качества софта.


SpaceX выложила этот видеоролик с любовью к своей культуре проб и ошибок

На этом фоне любопытно выглядит пример SpaceX. Эта относительно молодая компания с заметными достижениями не случилась бы без программного обеспечения, которое быстро разрабатывают и тестируют небольшие команды.

Сокол на x86


Проблемы вызывает не только надёжность кода космос враждебен даже к железу. На Земле от радиации мы защищены магнитным полем и атмосферой. В космосе поток высокоэнергетических частиц с лёгкостью превратит единицу в ноль в ячейке памяти или вообще выведет из строя компоненты. Космическая микроэлектроника как минимум требует специальной сертификации, а иногда прибегает к специальным микросхемам, к примеру, на технологиях полупроводников кремния на сапфире.

В SpaceX игнорируют сформировавшееся щепетильное отношение к космическому оборудованию. Компания с момента основания выделялась своей любовью к относительно дешёвым компонентам. К примеру, в 2005 году журналисты сообщали, что в ракете Falcon 1 компьютеры общались по обычному кабелю Ethernet.

Как рассказывали (1, 2) инженеры SpaceX на конференции GDC 2015, на ракете Falcon 9 на каждой из ступеней установлены по три двухъядерных компьютера архитектуры x86. В каждом компьютере на каждом из двух ядер независимо друг от друга работает операционная система с полётным софтом. Также в ракете установлены микроконтроллеры архитектуры PowerPC. Они управляют разными исполнительными механизмами: двигателями, решётчатыми рулями и так далее.

Всё это оборудование объединено в систему actor-judge.

  • Почти всё выражается в традиционном для ТАУ виде контура управления: много раз в секунду с датчиков приходят данные, по ним и прошлым состояниям системы принимается решение, компьютер выдаёт сигналы устройствам.
  • Ядра выполняют вычисления независимо друг от друга. Результат работы двух ядер сравнивается. Если на обоих ядрах получился разный результат, этот инстанс команду не посылает.
  • Микроконтроллеры получают команды от трёх разных компьютеров. Микроконтроллер решает, кому из трёх верить, и выполняет команду. При рассинхронизации компьютеров контроллер положится на тот, который был самым точным в прошлом.
  • Успешный полёт Falcon 9 возможен всего с одним оставшимся компьютером из трёх.

Такая архитектура как упрощает тестирование на Земле, так и обеспечивает необходимый уровень устойчивости к радиации. Не нужны специальные дорогие микросхемы, у которых к тому же может оказаться архитектура, знакомая лишь небольшому числу разработчиков на рынке труда.

Управляющие компьютеры тестируют на так называемом стенде table rocket, ракете на столе. Мозги Falcon 9 раскладывают на плоской поверхности и соединяют так, как они работают в реальной ракете. Затем специалисты запускают полный симулированный полёт, следят за поведением системы, её производительностью и возможными отказами. Во время симуляции могут отключить один из полётных компьютеров, чтобы понять, как на это ответит ракета.

Также всю систему управления в состоянии виртуализировать одна рабочая станция, что делает возможными массовое автоматизированное тестирование и проверку кода для полёта всего за сутки.

Похожая система с тройной избыточностью установлена в космическом корабле Dragon, говорили на GDC 2015. В ответах 2020 года сотрудники туманно намекнули, что кораблём Crew Dragon управляет отдельный четырёхъядерный процессор, сравнимый по вычислительной мощности со смартфоном пятилетней давности.

Вообще, SpaceX не отчитывается о точных моделях процессоров. Возможно, контроллеры PowerPC это радиационно устойчивый RAD750, хорошо зарекомендовавший себя в марсоходах и зондах, а процессоры x86 промышленные встраиваемые решения с низким тепловыделением и скромной производительностью.

Но для космоса многого не нужно. Сама МКС управляется процессором Intel 80386SX-20 с математическим сопроцессором 80387. Даже на момент запуска станции это был продукт десятилетней давности.

В космос в браузере


30 мая компания SpaceX впервые запустила людей на орбиту. Наконец появилась вторая опция доставки экипажа на Международную космическую станцию. С 2011 года единственным решением для этого были российские Союзы.

Аудитория онлайн-трансляции обратила внимание, насколько корабль Crew Dragon выглядел крупнее трёхместной капсулы Союза. При схожем внутреннем объёме у корабля SpaceX 4 метра диаметра против союзовских 2,2 м. SpaceX изначально рекламировала корабль как семиместный, но НАСА будет запускать на пилотируемых Драконах четырёх астронавтов.

Кроме физических различий наиболее заметно было то, как управляли кораблём люди. Союз не отходит от традиций авиационно-космического машиностроения: экипаж нажимает на тумблеры и клавиши, а сигнальные табло выводят информацию. Крю Дрэгон всё делает по-своему. Для футуристичного корабля SpaceX основной элемент тачскрин.

Экраны Crew Dragon работают на браузерном движке Chromium, то есть интерфейсы созданы на HTML с использованием веб-компонентов, JavaScript и CSS. Внутри компании написали собственную реактивную библиотеку. Разработка интерфейсов идёт по методологии Agile с высокой планкой для покрытия юнит-тестами.


Скриншот браузерного симулятора стыковки.

Ещё до первого пилотируемого запуска SpaceX опубликовала браузерный симулятор стыковки Крю Дрэгона к МКС. Симулятор начинался как хобби двух разработчиков компании. Затем его решили закончить и опубликовали для широкой публики.

Симулятор остаётся симулятором: ничего общего с реальным кодом у него нет. Хотя оба продукта писала одна и та же команда, это два абсолютно разных проекта.

Всё это не значит, что космический корабль летает на JavaScript. Chromium на корабле используется только как средство отрисовки элементов пользовательского интерфейса. Слой взаимодействия с полётным программным обеспечением имеет все необходимые меры резервирования и находится за пределами дисплеев, говорят сотрудники SpaceX. Бэкенд написан на C/C++.

Обычный браузерный движок в космическом корабле дерзкое решение. В ответах сотрудники SpaceX заверяли, что вне зависимости от технологического стэка стандарты разработки одинаковы, принципы написания надёжного и производительного ПО не меняются, а для понимания возможных ошибок тестирование идёт под разнообразными условиями. На случай отказов есть соответствующие уведомления и процедуры. Наконец, к тестированию добавляются сотни часов обучения астронавтов на полётных симуляторах на Земле.

На всякий случай под тач-дисплеями расположены физические клавиши. Они предназначены для критических ситуаций, к примеру, пожара в кабине корабля. Также есть физические кнопки начатьи прерватьдля большинства операций, которые можно вызвать с дисплеев. НАСА разработало специальные требования к самим экранам, и решение SpaceX им соответствует.

Сотрудники SpaceX также объясняли, как они пришли к такому внешне нетрадиционному для аэрокосмической отрасли решению. Проект начинался как прототип для демонстрации образца дизайна для НАСА. Затем прототип с успехом запустили на реальном полётном железе. Разработчикам понравились современные функции, которые присутствовали в браузерном движке, да и разработчиков под него на рынке достаточно.


Диаграмма показывает, как код на JavaScript изолирован от основных систем управления телескопа Джеймс Уэбб

Если отвлечься от опыта SpaceX, то ничего возмутительного в выборе JavaScript для космической области нет. В случае космического телескопа Джеймс Уэбб код на JS будет выполняться прямо на аппарате. Он не будет напрямую контролировать, к примеру, двигатели, он будет лишь вызывать другие программы.

Почему в космосе нет звука?


Потому что ракета летает на Linux.

Софт Falcon 9 регулярно обновляют. Почти каждый запуск ракета летит с незначительно обновлённым кодом. Хотя обновления настолько часты, базу под каждый конкретный запуск специально не адаптируют. Этим занимаются другие отделы SpaceX, которые вносят свои коррективы в полётные конфиги: задают переменные ветра в день запуска, меняют пределы отказоустойчивости и так далее.

Crew Dragon управляется операционной системой Linux с патчем PREEMPT_RT для работы в реальном времени. В SpaceX не используют какой-то стандартный сторонний дистрибутив. В компании собрали собственное ядро и связанные с ним утилиты. За годы разработки ядро почти не модифицировали. Были лишь мелкие изменения и несколько специализированных драйверов для работы с аппаратным обеспечением.

Среди используемых проектов с открытым исходным кодом загрузчик операционной системы Das U-Boot, система сборки дистрибутива Buildroot, стандартная библиотека С++ и библиотека языка C Musl. Но вообще в SpaceX используют не так много написанного вне компании софта и выбирают открытые проекты только с максимально возможным качеством.

В SpaceX тесты пишут на Python, тестируют в LabVIEW, а летают на С++. При написании в С++ используют объектно-ориентированные техники языка, хотя предпочитают сохранять всё как можно более простым.

SpaceX на уровне кода закладывает возможность нормальной работы с потерей маршевых или маневровых двигателей с компенсацией алгоритмом. В конечные автоматы заложены всевозможные аварийные ситуации. К примеру, в конечный автомат корабля Дрэгон заложен автономный переход от сближения со станцией к уходу, если наблюдаются некоторые отказы.

Сотрудники SpaceX говорят, что в Dragon нет ИИ (вероятно, подразумеваются нейросетевые алгоритмы), хотя какое-то машинное зрение для навигации используется. Разработчики пояснили, что не исключают использование программ с машинным обучением когда-нибудь в будущем.

Starlink


Проект спутникового Интернета Starlink это ещё больше компьютеров. В каждом запуске ракета Falcon 9 выводит на орбиту 60 спутников, которые содержат более 4 тысяч компьютеров на Linux. SpaceX вывела на околоземную орбиту десятки тысяч нод на Linux и более тысячи микроконтроллеров.


Анимация показывает, как раскрывается солнечная панель спутника

Полгода назад Starlink генерировал около 5 ТБ телеметрии в сутки, и группировка стала лишь крупнее. Растёт число спутников, идёт работа над уменьшением объёма пересылаемых данных. Чтобы снизить объём данных, которые хранятся на борту и пересылаются на Землю, часть проблем диагностируются на самом устройстве.

Каждый из спутников Starlink снабжён двигателем на эффекте Холла. За счёт него спутник занимает нужную позицию в рое и уходит от столкновения с космическим мусором. Но эти манёвры ещё нужно правильно выполнить, а отдел управления у крупнейшей группировки спутников крошечный.

Поэтому программисты озадачились тем, как избегать столкновений и управлять положением спутников автоматически. В разработанной системе спутникам задают, в какое окно нужно попасть и они самостоятельно отправляются туда. Также несколько раз в сутки спутники получают с Земли данные по сближениям с другими объектами на орбите. Затем спутники самостоятельно вычисляют нужные манёвры и уходят от космического мусора.

Дублирование внутренних систем в случае спутника Starlink выполняется лишь до определённого предела. Из-за общего числа спутников отряд не заметит потери бойца. При отказе одной ноды пользователь на Земле будет подключаться к другому видимому в небе спутнику.

При разработке и тестировании каждый из спутников флотилии Starlink рассматривают не как отдельный спутник, а как сервер в дата-центре. Часть задач критически важна: это управление, обновление программного обеспечения, питание и безопасность. Под эти приложения пишутся отдельные тесты. Многие другие функции допускают более гибкий подход, похожий на разработку веб-сервисов. Поэтому команда разворачивает тестовый билд на небольшое число спутников и сравнивает, как они себя ведут в сравнении с остальной группировкой. Далее при возникновении проблем софт улучшают или откатываются к предыдущей версии.

Этот процесс тестирования нужен для быстрого улучшения системы. Разработчики SpaceX утверждают, что много раз так удавалось найти и исправить отказы, которые на Земле предугадать было невозможно.

Спутник Starlink пропускает через себя пользовательские данные, и компьютерный взлом угрожает прослушкой. В SpaceX предусмотрели этот случай и добавили оконечное шифрование. Также каждый из компонентовспутники, шлюзы и пользовательские терминалыисполняет только подписанный код, поэтому надолго в системе злоумышленнику не прописаться.

Культура разработки


Большая часть инженеров программного обеспечения SpaceX работает в Сиэтле (штат Вашингтон) и Хоторне (Калифорния), часть из офисов в Техасе.


Команда разработчиков ПО SpaceX, 2013 год

Традиционную аэрокосмическую отрасль повергает в шок и скорость разработки, и размер подразделений SpaceX. Как в 2019 году заявил (подкаст, отметка 44:00) главный директор по программному обеспечению ВВС США Николас Чайллан, там, где у государственных агентств потребовалось бы как минимум 2,5 тысячи программистов, SpaceX нанимает 50. При этом команда разработчиков пишет софт на девять разных аппаратов и проверяет код за 24 часа.

SpaceX пытается привлекать разработчиков из игровой индустрии. На GDC 2015 представители компании говорили, что у обладетелей диплома с направлением computer science навыков управления памятью нет. Неожиданно, но для космоса подходят темп работы и методы оптимизации игровых разработчиков. Как говорит Илон Маск, по сравнению с MMO стыковка двух кораблей это элементарно просто.

В рамках AMA на Реддите в 2013 году сотрудники рассказали про структуру отделов разработки программного обспечения.

  • В команде полётного программного обеспечения 7 лет назад было 35 человек. Примеры деятельности отдела: программы для ракеты Falcon 9, прототипа для отработки посадки первой ступени Grasshopper и космического корабля Dragon. Команда пишет основные компоненты для этих платформ, тестирует полётный код, разрабатывает программное обеспечение для связи и анализа данных на наземных станциях. Иногда эти сотрудники помогают в местном ЦУПе обеспечивать полёт.
  • С продуктами отдела разработки внутреннего корпоративного софта сталкиваются все сотрудники SpaceX. Основное направление внутреннее веб-приложение компании. Через него, к примеру, создают заказы на оборудование, проводят инвентаризацию и отслеживают часы работы. Для всего этого есть сторонние решения, но в SpaceX предпочитают самописную систему. Стэк разработки типичное веб-программирование начала десятых годов: C#, MVC4, EF, SQL; Javascript, Knockout, Handlebars, LESS; REST API, положительно охарактеризованный сотрудниками как super sexy.
  • В 2013 году 9 человек писали софт для полётных компьютеров, которые не летают. Чтобы управлять космическим аппаратом из современного ЦУПа, нужно передавать много данных в высокораспределённых системах. Эта команда разработчиков реализует сложные пользовательские интерфейсы со строгими требованиями.
  • Команда тестирования авионики работает с конструкторами авиационной электроники и пишет программы для тестирования аппаратного обеспечения. Такой софт обычно работает во время механических тестов в реальной среде. Цель этого отдела автоматизация поиска проблем с оборудованием.

Компания постоянно нанимает разработчиков и инженеров, и далеко не для каждой позиции нужно специальное образование. В офисах SpaceX звучит много разных акцентов, в том числе с пространства бывшего СССР. В компанию могут нанять не только обладателя американского паспорта, хотя ограничения режима контроля экспорта технологий военного назначения существуют. Для найма иностранцу потребуется вид на жительство грин-карта США. На её получение с нуля уйдёт несколько лет. Если гринка уже есть, то вопрос лишь в умении показать уровень квалификации на собеседовании.

Глава и технический директор SpaceX Илон Маск известен своей нелюбовью к 40-часовым рабочим неделям. Он неоднократно заявлял, что работает по 80120 часов в неделю. Каков поп, таков и приход. Частая жалоба на Glassdoor про SpaceX плохой баланс жизни и работы. В анонимных отзывах сотрудники и стажёры говорят про частое выгорание и ставшие нормой 12 часовые смены.
Подробнее..

Успешный запуск. Спутник SAОCOM с попутчиками. Запуски 2020 года 65 всего, 59 успешных, 24 от США

02.09.2020 04:14:03 | Автор: admin

Вячеслав Ермолин, 30 августа 2020 г.

Текущая статистика запусков 2020 годаТекущая статистика запусков 2020 года

Миссия:
Основная:Спутник аргентинского космического агентства CONAE. Второй в созвездии SAOCOM (ДЗЗ). Для слежения за погодными условиями на Земле, измерение влажности почвы и сбор информации для сельскохозяйственного и лесного сектора Аргентины.
Дополнительная:Rideshare. Два малых коммерческих спутника GNOMES 1 и Tyvak 0172.

Девиз:
Орбитальный радар поможет сельскому хозяйству, и не только.Официального девиза нет.

Время и место старта:
30 августа 2020 года 23:18 UTC. Космический стартовый комплекс-40 (SLC-40),Космический центр им. Кеннеди, Флорида

Ракета-носитель:
Falcon 9 (Block 5). Серийный номер B1059.4. Частично многоразовая двухступенчатая ракета-носитель среднего (многоразовый вариант) класса. Вес полезной нагрузки до 15 600 кг (22 800 кг). Основная ракета-носитель SpaceX.

Полезная нагрузка:
SAOCOM-1B и его близнец на орбите SAOCOM-1A, каждый весом 1600 кг (сухой вес), были построены аргентинской компанией INVAP. SAOCOM-1A запущен 8 октября 2018 года на Falcon 9 B1048. Оба аппарат являются спутниками дистанционного наблюдения Земли. Основное оборудование микроволновые радары L-диапазона и инфракрасные камеры, которые позволяют видеть сквозь облака и в ночное время. Благодаря этому, SAOCOM-1A/B можно использовать для мониторинга стихийных бедствий (помимо основной задачи обслуживания сельскохозяйственной отрасли Аргентины). Спутники войдут в совместную итало-аргентинской группировку SIASGE (Sistema Italo Argentino de Satlites para la Gestin de Emergencias), состоящей из четырех спутников COSMO-SkyMed.

Микроспутник GNOMES 1 первый из планируемых 20 аппаратов (весом 30 кг), разрабатываемых американской компанией PlanetiQ для анализа влияния атмосферы на сигналы навигационных спутников GPS, ГЛОНАСС, Galileo и Beidou.Информации о спутнике Tyvak 0172 нет. Формат спутника Cubsat 6U.

Орбита:
Солнечно-синхронная орбита высотой около 600 км.
2020-059A : 606 x 623 км x 97.875
2020-059B : 601 x 608 км x 97.883
2020-059C : 598 x 610 км x 97.876

Интересное:
92-й полет Falcon 9 (71-й Falcon FT). Два запуска аварийные.
4-й полет первой ступени Falcon 9 B1059.4.
1-й запуск за 50 лет на полярную орбиту с этого космодрома.
20-я успешная посадка ускорителя на сушу (15-я на LZ-1).
59-я посадка первой ступени (включая 9 аварийных).
14-й запуск SpaceX в 2020 году. Плюс один суборбитальный запуск.
100-я миссия SpaceX (без AMOC-6).

Ссылкана изображение в высоком качестве

Патчи и логотипы миссииПатчи и логотипы миссииЛегенда к шапкеЛегенда к шапке
Подробнее..

Reuse, reduce, Starlink первая ступень Falcon вернулась на Землю после вывода 60 спутников на орбиту

21.10.2020 20:04:14 | Автор: admin

Успешно завершился запуск 14-ой партии спутников Starlink проекта по обеспечении высокоскоростным широкополосным доступом в интернет всей планеты. К 773 спутникам, уже выведенным на орбиту (в их числе тестовые), присоединилась новая партия из 60 космических аппаратов.

Сами пуски уже мало кого удивляют: за октябрь ракета Falcon 9 со спутниками побывала в космосе дважды. Удивляет то, что первая ступень ракеты Falcon 9 возвращается уже в шестой раз. А один головной обтекатель использовался уже три раза. Рассказываем, как компания Илона Маска возвращает многотонные составляющие ракет с небес на землю.

А еще под катом много фотографий процесса транспортировки элементов Falcon 9.

18 октября, в 8:25 по североамериканскому восточному времени, с космодрома на мысе Канаверал во Флориде стартовала ракета Falcon 9 с 60 спутниками орбитальной связи. Теперь на орбите работают 835 спутников Starlink.

Через несколько минут после запуска компания SpaceX сообщила об успешной посадке первой ступени ракеты на плавучую платформу Of Course I Still Love You в Атлантическом океане. Это был ее шестой пуск и посадка.


Подержанные ракеты


Идеей б/у-составляющих ракет компания SpaceX грезила с 2011 года. Илон Маск был на 100% уверен, что именно возможность экономить на пусках удешевит затраты в космической отрасли. В 2016 году он приводил такие цифры: стоимость одной Falcon 9 составляет около $60 млн, заправка ракеты горючим и доставка к месту запуска обходится примерно в $50-60 тыс.

Повторное использование первой ступени ракеты-носителя снижает стоимость вывода на орбиту тех же спутников Starlink к $10-20 млн долларов. Для сравнения, пуск одноразовой ракеты с Байконура обходится примерно в $200 млн.

Как выяснили ученые МГТУ им. Баумана, стоимость запуска с повторно используемой первой ступенью снижается на 20-30%, а при увеличении частоты запусков их стоимость может быть сокращена более чем на 50%.

Сейчас Илон Маск заявляет, что все его ракеты на 80% многоразовые, повторно используются и другие элементы, включая обтекатели. Сейчас компания тратится в основном только на разработку второй ступени Falcon 9 c жидкостным ракетным двигателем Merlin Vacuum.


Впервые SpaceX удалось вернуть части своих ракет в 2015 году среди них первая ступень и головной обтекатель.

Первая ступень


Первая ступень ракеты имеет высоту 14-этажного дома, в ней содержатся топливо и все основные двигатели, необходимые для старта ракеты. Это самая дорогая ее часть, бросать ее после запуска слишком дорогое удовольствие.

Как работает возвращение? Через несколько минут после запуска первая ступень отделяется от ракеты, далее сотрудники SpaceX осуществляют дистанционно управляемую посадку на космодром или на автономную платформу в океане.

Головной обтекатель




Еще одна б/у-составляющая ракет SpaceX головной обтекатель. Чтобы без проблем возвращать его половинки, конструкторы компании добавили в обтекатель управляемый парашют и двигатели.

После первого коммерческого запуска ракеты Falcon Heavy в 2019 году обе половины головного обтекателя совершили мягкую посадку на воду, после чего специалисты SpaceX эвакуировали их из воды на судно. Позднее в этом же году обтекатель использовали повторно. По итогам недавнего пуска 6 октября 2020 года одна из створок обтекателя, дважды использовавшаяся в предыдущих миссиях, была поймана в надводные сети корабля Ms. Tree.


Все ли гладко?


Илон Маск рассматривает уже использованные элементы ракет как надежные, поскольку они прошли испытание боем. Несмотря на скепсис некоторых представителей космической отрасли, компания продолжит использовать б/у-компоненты это явно выгодно. Главное, чтобы они не становились причиной отмены пусков. Тревожной стала отмена запуска ракеты-носителя Falcon 9 со спутником GPS III за две секунды до старта, предположительно из-за проблем с турбодвигателем. Причину проблемы пока выяснить не удалось.

В результате NASA также отложило до выяснения обстоятельств старт своей миссии Crew-1 на Международную космическую станцию, которая должна были состояться на ракете Falcon 9.


Следующий пуск


Вывод в космос следующей партии спутников Starlink запланирован на 22 октября. Если 14-я миссия состоится (она уже была перенесена с 21 октября), это будет третий запуск Starlink за месяц.

План проекта Starlink предполагает запуск около 12 тысяч спутников. Заявленная пропускная способность системы интернет-покрытия составит один гигабит в секунду на одного пользователя. Ожидается, что к концу этого года компания запустит в работу доступный пул спутников, дав доступ к сети определенному количество пользователей.




Подробнее..

Океанографический спутник. Запуски года 95 всего, 37 от США

22.11.2020 12:13:34 | Автор: admin

Вячеслав Ермолин, 21 ноября 2020 г.

Текущая статистика запусков 2020 годаТекущая статистика запусков 2020 года

Миссия:
Океанографический спутник для высокоточного определения уровня океана. Измерение влажности, давления и температуры над океаном. Совместный проект NASA и ESA Copernicus Sentinel-6/Jason-CS.

Инфографика текущего запускаИнфографика текущего запуска

Ссылка на изображение в высоком качестве.

Девиз:
Возвращение на Запад. Небольшой спутник на Falcon 9 американцы не мелочатся!

Время и место старта:
21 ноября 2020 года 17:17 UTC.
Космический стартовый комплекс (SLC)-4E, База ВВС Ванденберг (VAFB), Калифорния.

Ракета-носитель:
Falcon 9 (Block 5) от SpaceX. Серийный номер B1063.1. Первый полет. Частично многоразовая двухступенчатая ракета-носитель. Тяжелого (одноразовый вариант) или среднего (многоразовый вариант) класса. Вес полезной нагрузки до 15 600 кг на НОО (22 800 кг). Основная ракета-носитель SpaceX.

Полезная нагрузка:
Jason-CS A (Sentinel 6A/Sentinel 6 Michael Freilich) первый из двух океанографических спутников Sentinel 6. Запуск второго спутника планируется в 25-м году.

Оборудован высокоточным (до 1 мм) импульсным радиовысотомером уровня океана. Радиометром для определения концентрации водяного пара и температуры над океаном. Точная система позиционирования с отслеживания высоты орбиты до одного дюйма. Использование наземных лазеров для изучения атмосферы. Специальная сеть передачи данных DORIS.

Орбита:
ССО: 1 366 км. Наклон орбиты 66.

Интересное:
Запуск 99-го Falcon 9
100-я миссия Falcon 9 (включая АМОС-6)
Запуск 43-го Falcon 9 Block 5. Без аварий.
66-я попытка посадки первой ступени.
16-я успешная посадка подряд.
21-й запуск SpaceX в 2020 году (как в 2018 году)
95-й запуск 2020 года. 9 аварийных.
Стоимость этой миссии $97 млн.
Стоимость спутника $208 млн.

Ссылкана изображение в высоком качестве.
Информацияот Everyday Astrounavt

Эмблемы и нашивки миссииЭмблемы и нашивки миссииЛегенда к статистикеЛегенда к статистике

Личное мнение:
Научныйи полезный аппарат поставляющий данные прикладного и фундаментального характера. За тридцатилетнее наблюдение (разными океанографическими спутниками) установлено повышение уровня океана со скоростью выше 3 мм в год. Совместный проект США и Европы, частных и государственных компаний.

Запуск на Falcon 9 этого относительно небольшого спутника (вес полторы тонны) выглядит странно. Ракета-носитель тяжелого (среднего) класса со стоимостью миссии под 100 млн для подобных полезных нагрузок явно чрезмерна. Фактически это нагрузка для РН Vega (стоимость $37 млн) или Союз-2 (стоимость $48 млн).

Подробнее..

Миссия выполнима SpaceX запустила Falcon 9 с восстановленными первой ступенью и Crew Dragon

24.04.2021 14:08:39 | Автор: admin

Компания SpaceX и NASA запустили экипаж из 4 человек на Международную космическую станцию. В состав миссии вошли астронавты из NASA Шейн Кимбро и Меган МакАртур, из японского космического агентства JAXA Акихико Хошайд и Европейского космического агентства (ESA) Томас Песке. Миссия не совсем обычная в космос летят восстановленные первая ступень Falcon 9 и тоже восстановленный корабль Crew Dragon, который уже отправлялся в космос. Исторически полет станет первым пилотируемым с использованием уже побывавших в космосе ракете и корабле.

SpaceX не первый раз отправляет людей на МКС. Это уже третий такой полет после миссии Demo-2 год назад и Crew-1 в ноябре 2020 года. Компания, похоже, достигла главной цели осуществлять полеты полного цикла, заново используя отлетавшие ракеты-носители и отработавшие ступени ракет.

Запуск должен был состояться при благоприятных погодных условиях в пятницу. В случае очередного ухудшения погоды его собирались перенести еще раз на понедельник 27 апреля.


Вместе со SpaceX отработавшую ступень и корабль проверяли эксперты из NASA. После полета Crew-1 представители NASA провели детальную проверку системы и ее компонент. Аудит показал, что все 9 двигателей Мерлин полностью менять не надо. Однако в двух двигателях все же заменили элементы турбины.

SpaceX получило разрешение от NASA использовать отработанные системы при транспортировке астронавтов к МКС еще в июне 2020 года.

План полета



Перед запуском на стартовой площадке LC-39A в Космическом центре Кеннеди во Флориде ступень и ракету установили вертикально. Они прошли все необходимые проверки.


Известны некоторые предварительные планы полета:

  • За 2 часа 45 минут до начала полета в ракету поместят экипаж.
  • За 45 минут до старта после проверки состояния всех систем ракеты Falcon 9 и корабля Crew Dragon руководитель полета приступит к загрузке топлива.
  • Примерно через 9 минут после взлета ракеты выйдет на орбиту.
  • Почти 24 часа уйдет на согласование своей орбиты и орбиты МКС.
  • В 09:10 UTC субботы 25 апреля намечена стыковка кораблей.
  • 4 дня новые члены экипажа проведут на борту станции для акклиматизации.

Что дальше?


На МКС будет одновременно находиться 11 человек. Цифра внушительная, но не рекордная на пике в 2009 году на МКС находилось 13 астронавтов. Тогда на МКС прилетел экипаж на шаттле Индевор.

28 апреля в случае хорошей погоды у берегов Флориды приводнятся 3 астронавта NASA Майкл Хопкинс, Виктор Гловер и Шеннон Уокер и японский астронавт Соити Ногучи. Они провели в космосе в общей сложности 164 дня.

Через 7,5 часов после отстыковки астронавты приводнятся у побережья Флориды.

Новый экипаж вернется с МКС не раньше 31 октября.

Космические цели


На МКС будут проводиться научные эксперименты. В том числе, исследование поведения человеческих клеток, находящихся в небольших системах, обеспечивающих клеткам жизнь. Астронавты будут изучать, как они реагируют на стресс, лекарства и генетические изменения.

Почему все это осуществят в космосе? Микрогравитация провоцирует изменения в теле человека. Метаморфозы напоминают возрастные изменения клеток на Земле. В космосе можно увидеть всю картину и смоделировать ситуацию, на которую в земных реалиях ушли бы годы, но в космосе все процессы идут намного быстрее.

Потенциально новая технология поможет в разработке новых лекарств. В случае успешного завершения разработки астронавты смогут брать в полеты персонализированное устройство для трекинга изменения в организме.

Подробнее..

Успешный запуск. 45-й с начала года. 17-й от США. Навигационный спутник GPS Block III на Falcon 9 от SpaceX

04.07.2020 10:23:10 | Автор: admin
Вячеслав Ермолин, 30 июня 2020 г.



Миссия:
Запуск навигационного спутника GPS Block III для американских военных. Третий спутник нового поколения. Запуск на Falcon 9 (многоразовый вариант) от SpaceX. Спутник успешно выведен на переходную орбиту. Первая ступень успешно возвратилась, створки обтекателя выловлены из воды.



Девиз:
Всегда и везде

Время и место старта:
30 июня 2020 года 20:10 UTC. Космический стартовый комплекс-40,
Космический центр им. Кеннеди, Флорида


Ракета-носитель:
Falcon 9 (Block 5). Серийный номер B1060.1. Первый полет. Частично многоразовая двухступенчатая ракета-носитель. Тяжелого (одноразовый вариант) или среднего (многоразовый вариант) класса. Вес полезной нагрузки до 15 600 кг на НОО (22 800 кг). Основная ракета-носитель SpaceX.

Полезная нагрузка:
Третье поколение навигационных спутников GPS (запуски с 2018 года). Производство компании Lockheed Martin. Каждый спутник рассчитан на 15 лет работы и обеспечивает трансляцию расширенного набора сигналов для разных целей и потребителей. Имеет больший вес, срок службы и возможности, чем предыдущие спутники.
Орбита:
Переходная орбита к МЕО: 356 x 20 172 км x 55. Конечная орбита МЕО: синхронная 20 200 км x 55.
24 штатных спутника (минимум) находятся на шести синхронных средневысотных земных орбитах разнесенных на 60 градусов. период оборота два раза в сутки. На текущий момент в группировке 32 спутника.

Интересное:
88-й полет Falcon 9. Два запуска аварийные.
29-й полет Falcon 9 Block 5.
55-я посадка первой ступени (включая 9 аварийных).
10-я миссия для SpaceX в 2020 году. Плюс один суборбитальный.
3-й запуск спутника нового поколения GPS Block III.
Второй запуск Flacon 9 с серой полосой модификацией баков второй ступени для специальных миссий.
Стоимость запуска SV03 на Falcon 9 $96.5 млн.
Стоимость спутника SV03 $529 млн.
ВВС США заключили контракт на $7.2 млрд с Lockheed Martin на производство 22 КА серии GPS, что будет в среднем $327 млн за спутник.


Ссылка на изображение в высоком качестве
Статья с портала NSF
Статья от Everyday Astrounavt
Сайт GPS
Сайт SpaceX


Логотипы и патчи миссии

image
Легенда к шапке
Подробнее..

Как спасти вторую ступень ракеты?

08.05.2021 02:17:45 | Автор: admin

Это однажды сгоряча обещал сам Илон Маск для Falcon 9, но решил не заниматься ерундой


В 2015 году компании SpaceX удалось впервые в истории космонавтики посадить (не разбив) первую ступень ракеты Falcon 9, которая при этом ещё и выполнила основную задачу вывела спутник на заданную орбиту. Важный этап развития космической техники стал прекрасной реальностью, а затем просто рутиной, частью налаженной доставки космических аппаратов (КА) в ближний космос, на околоземные орбиты.

Лишнее обещание SpaceX как и зачем спасать вторую ступень?

Публика уже подзабыла, но ведь компания SpaceX в лице лично Илона Маска зачем-то ещё в сентябре 2011 года поведала об амбициозных планах мягко сажать на Землю и вторую ступень Falcon 9. Да, эта компания собиралась и вторую ступень со временем научиться спасать Вот ссылка.

В SpaceX даже ролик сняли на эту тему (деньги потратили) - там вторая ступень с ножками оптимистично входила в атмосферу тепловым щитом вперед, двигателем назад, а затем тормозилась у самой поверхности этим двигателем. Не простым двигателем, а оптимизированным для вакуума на высотах около 100 км реактивным двигателем Merlin 1D Vacuum с огромным соплом

Я сразу понял, что это пустые слова и забавные картинки. Понятно, что никому это достижение не нужно из-за чисто материальных причин, физических законов. Фанатам Илона Маска этого не объяснишь (имел опыт дискуссий с ними, в том числе и на этой площадке), они верят любым мечтам от своего кумира словно его слово это закон, который выше законов природы.

Говорил ли Илон Маск про посадку второй ступени искренне или просто троллил своих фанатов? Как он обожает делать уже несколько лет подряд, озвучивая совершенно нереальные сроки полёта Starship на орбиту. Рискну предположить, что с посадкой второй ступени скорее всего был именно второй вариант. Мы имеем дело с тонким троллингом, ну или, политкорректно говоря, социальным экспериментом в сфере доверчивости определённой группы людей. И дело тут не только в том, что Илон Маск вполне технически подкован, чтобы слёту или после пары дней раздумий и расчетов осознать, что затея с посадкой второй ступени Falcon 9 это мертворожденный цирковой трюк не приносящий никакой прибыли.

Куда более важно, что само распределение двигателей Merlin по ступеням Falcon 9 и соотношение массы ступеней и топлива в них говорит о четком и глубоко продуманном чисто экономическом решении Илона Маска и его коллег: спасать большую (увеличенную) первую ступень с 9 двигателями, жертвуя легкой и небольшой второй ступенью с 1 двигателем, стоимостью около 10 миллионов долларов. Выигрыш от спасения первой ступени перекрывает скорбь от потери второй ступени, примерно как 5 к 1. Вполне достаточно для коммерческого успеха. Ну, а наивных желающих спасти всё до конца, можно и слегка потроллить лет семь подряд.

Только в ноябре 2018 года Илон Маск открыто отказался от идеи повторного использования второй ступени Falcon 9 прямо в Твиттере, отвечая на вопрос пользователя, о чём написали статью. Есть и хорошая статья-разбор по этому решению в ряду статей о других отброшенных проектах SpaceX: https://www.elonx.net/tag/canceled-projects/

Ещё до этого официального решения (ещё в июне 2017 года) критический обзор этой затеи под соответствующим названием Can SpaceX reuse a second stage? - Может ли Space вторично использовать вторую ступень? сделал видео-блоггер Everyday Astronaut (Каждодневный космонавт) в этом видео: https://youtu.be/4rC2Z5El-8E

Он чётко показал, с использованием наглядных моделей из компьютерной игры Kerbal Space Program, что затея эта со второй ступенью весьма непростая, затратная и только чудом может быть доведена до успеха в рамках игры. Но при условии создания в 3 раза более мощной ракеты (типа Falcon Heavy) + увеличения массы второй ступени почти в 1.5 раза + уменьшения полезный нагрузки (ПН) в два раза! И это только в компьютерной модели, не беря в расчёт многочисленные и неприятные сюрпризы из нашей суровой реальности...

В ту ли сторону собирались спасать вторую ступень?

Мне в голову пришло, что нелепо спасать посадкой на Землю то, что уже почти выведено на орбиту Земли надо использовать вторую ступень (и оставшийся запас топлива в ней) именно в космосе! Надо спасать вторую ступень "вверх", на стабильную орбиту и там оставить, а не маниакально стремится спустить её вниз на Землю в целости и сохранности!

Тем более, что даже незапланированное пребывание вторых ступеней на орбите Земли иногда просто поражает воображение.

Каждый год в начале мая жди подарка от Китая...

Так 5 мая 2020 года вторая ступень китайской ракеты Чанчжэн-5B CZ-5B (номинально это ступень якобы первая, ибо CZ-5B имеет полуторную схему - в качестве первой ступени используются 4 боковых ускорителя, а первая ступень экономит топливо и включается на полную мощь только после их отстрела) успешно вытолкнула на орбиту Земли автоматический прототип китайского космического корабля (для будущих полетов к Луне). И эта "полуторная" ступень осталась на орбите на долгую неделю, пугая общественность.

Даже не попытавшись резко нырнуть в атмосферу, как это делают другие вторые/третьи ступени (например у Falcon 9) с остатком топлива и с продуманной утилизацией над кладбищем космических кораблей (пустая и безлюдная южная часть Тихого океана).

Новый способ доставки товаров Али-Экспресс в удалённые районы Африки! Получатели слегка удивлены бесплатной доставкой не заказанных ими титановых труб, но наверняка найдут им применение в своём хозяйстве...Новый способ доставки товаров Али-Экспресс в удалённые районы Африки! Получатели слегка удивлены бесплатной доставкой не заказанных ими титановых труб, но наверняка найдут им применение в своём хозяйстве...

Только 12 мая 2020 года эта огромная махина второй (номинально первой) китайской ступени упала в Атлантику около западноафриканской страны Кот-д'Ивуар (Берег слоновой кости). Причём одна труба длиной 12 метров упала в деревне Маоуну (Mahounou), по счастью никого ночью не задев. Фотографии обломков из facebook.

Особую пикантность истории добавила нервозность американцев, чья космическая оборона непрерывно отслеживала эту пустую ступень диаметром 5 метров и длиной в 31 метр с немалым сухим весом в 21.6 тонны. И проплывала эта ступень прямо над совсем не последними американскими городами (Лос-Анджелес и Нью-Йорк), задав американским военным весьма практическую задачку на тему: как точно рассчитать время и место схода с орбиты этой неуправляемой бандуры?

Как мы можем видеть сейчас, эта история повторяется и в мае 2021 с такой же пустой ступенью китайской ракеты CZ-5B, успешно запустившей 29 апреля на орбиту Земли главный модуль Тяньхэ (кит., Гармония неба и земли) для новой орбитальной космической станции Китая.

Не касаясь аспектов безопасности и ответственности стран за свои упражнения в космосе над головами обывателей, давайте зададимся простым вопросом: а можно ли вообще как-то оставить такие ступени в космосе? Можно ли отогнать их на более стабильные орбиты, чтобы потом их там использовать или заправить и послать дальше? Ведь вторые ступени (и популярные ранее третьи ступени) специально разработаны для работы не у Земли в атмосфере (как первые ступени), а для работы в космосе, в относительном вакууме. Зачем же пытаться насильно посадить в атмосфере то, что для атмосферы изначально не предназначено, что рождено летать в пустоте, а не ползать на дне атмосферы?

Может спасение и повторное применение вторых ступеней лежит в противоположном направлении: в космосе, на низкой опорной орбиты (НОО) или выше?

Идея о спасении второй ступени на орбите

Моему удивлению не было предела, когда я обнаружил, что эта идея уже оценена в космонавтике и озвучена даже в том же самом ролике видеоблоггера Everyday Astronaut, на 15 минуте: https://youtu.be/4rC2Z5El-8E?t=921 там говорится о планах ULA относительно второй ступени будущей тяжелой ракеты Vulcan Centaur.

Американский космический консорциум ULA с 2015 года собрался использовать вторую ступень своей ракеты тяжелого класса (ПН на НОО до 27.2 тонны) Vulcan Centaur (первый запуск ожидается в конце 2021 года) для накопления неизрасходованного при выводе на орбите топлива и его дальнейшего использования для полетов вне НОО. Грубо говоря, предлагается накапливать в одной такой ступени топливо от других ступеней (перекачивать его), чтобы потом использовать эту заправленную ступень как разгонный блок, для полёта какого-нибудь заново пристыкованного КА вне околоземных орбит.

Два семейства вторых ступеней (DCSS и Centaur V) с топливной парой водород/кислород достались консорциуму ULA по наследству от двух компаний Boeing и Lockheed Martin, теперь входящих в него, и от двух их ракет (Delta и Atlas соответственно). Возникла идея взять от них лучшее и расширить сферу применения такой объединенной второй ступени. Эта вторая ступень в ULA получила название Advanced Cryogenic Evolved Stage (ACES) - диаметр 5.4 метра, высота около 15-18 метров, объем около 300 м3 (3.14159 * 2.7 * 2.7 = 22.9 *15 = 343 м3), масса 5-9(?) тонн, 4 двигателя типа RL-10-C, с возможностью ставить меньшее количество двигателей. https://www.youtube.com/watch?v=Bu72H3jMpuY

Эта ступень ACES приобрела бы невиданное ранее применение на орбитах Земли (и далее) с технологией Integrated Vehicle Fluids (IVF). Суть технологии в том, чтобы лучше изолировать тонкими отражающими пленками/фольгой баки ступени с жидким криогенным топливом и окислителем, добавить снаружи (сбоку от основных двигателей) небольшие легкие двигатели внутреннего сгорания, работающий на парах водорода и кислорода. Такие двигатели нужны для выработки электроэнергии, умного расхода лишних паров топлива, для обеспечения импульсов ориентации в поперечном направлении, а также для поддержания давления в баках при помощи системы автогенераторного наддува (Autogenous pressurization). С этими двигателями ступень сможет сама поддерживать ориентацию в пространстве, снижать свой внешний нагрев от солнечных лучей и поддерживать в криогенных баках давление для уверенной работы двигателей даже с минимальным остатком криогенного топлива. Сама идея автогенераторного наддува состоит в том, чтобы подогревать и испарять небольшую часть жидкого топлива для создания давления в баках от испаряющегося газа (метод использовался в ракете Titan с 1968 года, потом в Space Shuttle, был выбран для многострадального супертяжа SLS). Метод позволяет отказаться от дополнительных баков с гелием или азотом для наддува, но требует датчиков и дополнительных устройств, небольших двигателей для нагрева топлива.

С технологией IVF вторую ступень можно было бы оставить на орбите на несколько недель или месяцев, используя её для длительных полётов с 10-кратными включениями основных двигателей. Или, заправив её под завязку (другими аналогичными вторыми ступенями как танкерами), использовать вторую ступень из первого запуска уже как разгонный блок, как буксир для новой ПН, нового КА (от второго запуска), для отдельно выведенного корабля, для полетов далеко от Земли. Судя по этому видео у ULA на эту ступень (и на концепцию раздельного запуска) было действительно много планов, просто целый ворох.

Но как много энтузиастов космонавтики про них хоть что-то слышали? Сколько людей эти планы запомнили?

В ссылках к статье в Википедии я нашёл статью аж 2010 года, где два автора из ULA рассматривают применение этой ступени (для ракет Atlas и Delta IV Heavy) на орбите в виде составной части хранилища топлива, своего рода бензоколонки для дозаправки по пути к Луне (на НОО, либо в точках Лагранжа L1 или L2 в системе Земля-Луна). Конечно, это требует усовершенствования самой ступени, снабжения её раскладным щитом в виде конической юбки, для защиты от нагрева солнечным излучением.

Спасенная вторая ступень в качестве "бензоколонки" с защитным щитом от нагрева в виде конической юбкиСпасенная вторая ступень в качестве "бензоколонки" с защитным щитом от нагрева в виде конической юбки

Также возможны усовершенствования для создания целого кластера из ступеней, прикрытых от солнечного света другим общим щитом-отражателем.

Авторы ориентировались на лунную программу Созвездие (Constellation), призывая сделать её более открытой для коммерческих участников (что случилось только недавно), которые могли бы доставлять топливо в эту станцию дозаправки. Увы, программа Созвездие от Буша-младшего ушла в небытие с приходом к власти Обамы, NASA стало как-то не до этого. В 2017 и программу усовершенствования второй ступени ACES тоже прикрыли, так как военным заказчикам (половина уже назначенных запусков новой ракеты Vulcan Centaur связана именно с военными спутниками США) эти возможности просто не нужны. Но потом оказалось, что сама программа IVF в ULA не совсем закрыта и конструкторы всё же верят в перспективы этой продвинутой технологии, понемногу работают над её применением ко второй ступени ракеты Vulcan Centaur. Искренне желаю им удачи и хочу заметить, что надо шире пропагандировать такой подход к повторному применению вторых ступеней.

Способы спасения и способы дальнейшего применения вторых ступеней

Итак, специалисты из ULA предлагают использовать их улучшенную вторую ступень ACES для дозаправки, накопления топлива на НОО, в точках L2 и L1, для полётов ещё дальше при полной дозаправке.

Я бы сконцентрировался на другом вопросе: как уводить вторую ступень на временную или постоянную орбиту без дозаправки?

А то получается странная экономия фактически ценой второго запуска ракеты. Да, вторую ступень из первого запуска ракеты мы спасаем для повторного применения в космосе, но для того, чтобы разместить её в нужной точке, на нужной орбите, нам нужен второй запуск, в котором ПН в виде танкера и/или вторая ступень будет использована для дозаправки второй ступени из первого запуска

И эти компоненты второго запуска будут потом потеряны на орбите дозаправки. Быстро потеряны, если эта орбита низкая, ниже 250-300 км там, где обычно застревают вторые ступени на неделю-другую.

Как этих потерь избежать?

Предлагаю рассмотреть вариант комбинации повторного импульса второй ступени (на остатках топлива) с применением буксира на ионной тяге. Допустим, что после выведения ПН на нужную орбиту, к примеру на ГеоПереходную Орбиту (самый частый случай ГПО: перигей 200 км, апогей 36000 км), во второй ступени ещё остаётся топливо после отделения ПН. Тогда оставшееся топливо можно потратить на переход на другую орбиту, корректировку орбиты, стыковку с прилетевшим (ожидающим там) ионным буксиром.

Такой буксир, помимо обычный для ионного КА составных частей (ионных двигателей, больших панелей солнечных батарей, бака с рабочим телом, систем связи и управления) должен в дополнение иметь: стыковочный узел, совместимый со стыковочным узлом в верхней части второй ступени (прямо под адаптером ПН), автоматическую систему сближения и стыковки, двигатели ориентации (необязательно ионные). В принципе текущие разрабатываемые буксиры трассы Земля-Луна на ионной тяге в той или иной степени этими элементами обладают.

К конструкции второй ступени добавляются: вышеописанная система IVF для длительного применения криогенного топлива, она же система ориентации/боковых импульсов, стыковочный узел в верхнем торце (прямо под адаптером ПН), система дозаправки (вверху, через стыковочный узел или сбоку), автоматическая система сближения и стыковки (совместимая с такой же системой на буксире). Много ли эти узлы добавят к массе второй ступени?

Пример спасения "вверх" второй ступени Falcon 9

Возьмём в качестве примера ту самую вторую ступень ракеты Falcon 9 FT.

Известно, что она весит около 4 тонн, вмещает около 107.5 тонн топлива (точные данные не разглашаются), имеет диаметр 3.66 метра и длину 12.6 метра (объём около 132.5 м3).

Изображение второй ступени Falcon 9 с сайта компании SpaceXИзображение второй ступени Falcon 9 с сайта компании SpaceX

Скромная по размерам (куда меньше вышеописанной ACES), но очень эффективная вторая ступень стоимостью около 10 млн долларов, с отличным массовым совершенством! На ней установлен двигатель Merlin 1D Vacuum + со специфическим импульсом в 348 (347) сек, которой может включаться и выключаться 5 и более раз, замолкая почти на сутки и давая тягу снова.

Если постараться, то можно удачно вписать стыковочный узел и систему дозаправки в верхний торец этой ступени, ограничившись добавлением только 150-200 кг массы. Автоматическая система ориентации и стыковки допустим уложится ещё в 50 кг (что-то на эту тему там уже есть), а дополнительные двигатели ориентации + вся система IVF должны уложиться в 200-300 кг. Итого около 400-550 кг дополнительной массы для 4000 кг не усовершенствованной второй ступени примем добавку в массе за 500 кг.

Уменьшим массу ПН для выхода на ГПО с 5500 кг (это норма для ракеты Falcon 9 FT с повторно используемой первой ступенью - максимум составляет 5800 кг, был достигнут при запуске спутника TelKom-4 в августе 2018) до скромных 4000 кг. Да, это потеря массы ПН, но не всегда ведь нужно выводить туда настолько тяжёлые спутники на ГПО (откуда спутники сами переходят на ГСО).

Итого вместо общей сухой массы в 9500 кг для обычной второй ступени (4000 кг) плюс массы обычной ПН (5500 кг) на ГПО выводится сухая масса в 8500 кг для усовершенствованной второй ступени (4500 кг вместо 4000 кг) плюс масса скромной ПН (4000 кг вместо 5500 кг). Уменьшение конечной массы составит 1000 кг или 10.5%.

Для выведения максимальной ПН массой 15600 кг + второй ступени массой 4000 кг на Низкую Опорную Орбиту (НОО) используется всё топливо в первой ступени (минус то, что остаётся для посадки первой ступени) плюс все 107.5 тонн топлива во второй ступени. Дельта Вэ (dV) в итоге составляет 9.4 км/сек.

Для перехода ПН массой 5500 кг + второй ступени массой 4000 кг с НОО на ГПО используется не все 107.5 тонн топлива из второй ступени, а меньше к сожалению, я не нашёл в сети даже приблизительных оценок остатка топлива во второй ступени в тот момент, когда она уже по высоте и скорости достигла НОО и начинает штурмовать ГПО, где потребуется дополнительная Дельта Вэ (dV) равная 2.5 км/сек. Буду благодарен читателям за ссылки, расчёты и прикидки насчёт этого остатка топлива в Falcon 9 для перехода на ГПО с НОО.

Однако для грубой оценки примем этот остаток условно за 11.5 % или 12.5 тонн топлива (это значение определено просто подбором).

Значит прямо перед ГПО для обычного запуска Falcon 9 общая масса системы: 12.5 + 5.5 + 4 = 22 тонны, а к концу маневра уже на ГПО общая масса системы равна: х + 5.5 + 4 = 10 тонн (с учётом небольшого остатка топлива х, в районе 0.5 тонн). Согласно формуле Циолковского для двигателя Merlin 1D Vacuum + с удельным импульсом в 348 (347) секунд у нас должно получиться dV = 2.5 км/сек достаточная для выхода на ГПО:

dV1 = I * g * Ln (22 / 10) = 348 сек * 9.8 м/сек2 * Ln ( 2.2 ) = 348 * 9.8 * 0.7885 м/сек = 2689.1 м/сек = 2.69 км/сек получилось и даже с небольшим запасом (остаток топлива побольше будет).

Для случая усовершенствованной выживаемой второй ступени с массой 4.5 тонны и уменьшенной до 4 тонн скромной ПН общая масса системы при том же остатке топлива составит до ГПО: 12.5 + 4.5 + 4 = 21 тонна, а на ГПО общая масса системы будет: 4.5 + 4 = 8.5 тонн (без учёта остатка топлива).

Заметим, что из-за уменьшенной на 1 тонну (10.5%) общей сухой массы системы второй ступени + ПН, перед ГПО во второй ступени останется не 12.5 тонн как в обычном случае, а на 10-11% больше около 14-15 тонн (тоже грубая прикидка). Тогда перед ГПО общая масса новой системы: 14 + 4.5 + 4 = 22.5 тонны.

Посчитаем оба варианта: с таким же остатком топлива до ГПО (12.5 тонн) и чуть увеличенным остатком топлива до ГПО (14 тонн) за счёт уменьшения массы ПН. И разумеется у нас обязательно должно опять получиться dV = 2.5 км/сек для ГПО:

dV2 = I * g * Ln (21 / 10) = 348 сек * 9.8 м/сек2 * Ln ( 2.1 ) = 348 * 9.8 * 0.741937м/сек = 2530.3 м/сек = 2.53 км/сек - получилось как раз.

dV3 = I * g * Ln (22.5 / 10.5) = 348 сек * 9.8 м/сек2 * Ln ( 2.143 ) = 348 * 9.8 * 0.7622 м/сек = 2599.4 м/сек = 2.6 км/сек - получилось с запасом (значит остаток топлива будет чуть больше 2 тонн).

В результате после выведения уменьшенной ПН на заданную орбиту (ГПО) в баках такой второй усовершенствованной второй ступени из 107.5 тонн топлива останется чуть больше 2 тонн. Дополнительная характеристическая скорость dVn достижимая для усовершенствованной второй ступени с сухой массой в 4500 кг и с запасом топлива в 2000 кг (уже после отделения ПН) равна:

dVn = I * g * Ln ( 6500 кг / 4500 кг) = 348 сек * 9.8 м/сек2 * Ln ( 1.4444 ) = 348 * 9.8 * 0.367694 = 1254 м/сек = 1.25 км/сек

Этого почти хватает для выхода с ГПО на почти вечную ГеоСтационарную Орбиту (ГСО) ведь для такого маневра нужна dV = 1.6 км/сек. Или на схожий по затратам орбитальный маневр.

Доставка буксиром на ионной тяге

Далее на высокой эллиптической орбите типа ГПО (или уже на ГСО) можно состыковать эту спасенную вторую ступень со специальным буксиром на ионной тяге. Буксир стыкуется со второй ступенью сверху. Вся сцепка затем своими двигателями ориентации разворачивается двигателем второй ступени вперед, двигателями буксира назад и медленно, не торопясь ускоряется дальше, за пределы околоземных орбит.

Возьмем в качестве примера ионного буксира элемент Лунной Орбитальной Станции (ЛОС) NASA под названием Электродвигательный Модуль, Power and Propulsion Element (PPE) массой в 5-9 тонн. Масса такой связки этого модуля со второй ступенью будет в районе 10-14 тонн. За предполагаемые 15 лет службы такой буксир даже по самым долгим и экономичным траекториям сможет отвезти в точки L1 или L2 или на ретроградную орбиту Луны от 8 до 12 таких вторых ступеней, при условии пополнения запаса рабочего тела буксира раз в 3-4 года на нем установлен бак для 2 тонн ксенона, ионные двигатели (их специфический импульс равен 2600 сек) выбрасывают ионы ксенона со скоростью 25 км/сек, расходуя до 22.9 мг ксенона в секунду (82.4 г в час или 1.979 кг в сутки), используя электричество от солнечных батарей (до 50 кВт).

Как создавать кластеры однотипных вторых ступеней?

Инженеры ULA для своих планов бензоколонки в космосе предлагали классическое соединение 2-3 ступеней ACES торцами. Но мне это показалось банальным и скучным, неудобным в плане маневров и защиты от нагрева солнечными лучами (щит-отражатель будет не оптимальным по форме).

Один из вариантов соединения второй ступени ACES в стандартном варианте с доработанной ACES в виде увеличенного топливного бака без двигателей.Один из вариантов соединения второй ступени ACES в стандартном варианте с доработанной ACES в виде увеличенного топливного бака без двигателей.

Потому я подумал о скреплении 6 одноразмерных вторых ступеней, например от ракеты Falcon 9, в более компактную связку параллельно, как на схеме ниже (вид с торца такой системы):

Схема пакетной сборки 6 вторых ступеней Falcon 9 в единый кластер для хранения топлива / воды. Вид с торца.Схема пакетной сборки 6 вторых ступеней Falcon 9 в единый кластер для хранения топлива / воды. Вид с торца.

Для сборки такой системы на место сначала нужно доставить центральную цилиндрическую часть (коричневый круг в центре схемы) для объединения пустых ступеней.

Для экономии центральная часть может иметь диаметр меньше 3.66 метра, например 2.1 метра, но она должна в рабочем режиме быть длиннее вторых ступеней Falcon 9 т.е. длиной более 13 метров. В ней могут располагаться свои маневровые двигатели (с небольшими баками), гироскопы для стабилизации всей системы, телеметрия и системы связи/стыковки с антеннами на одном из торцов, на противоположном торце вполне может быть расположена выдвижная штанга с солнечной батареей или элементы питания на базе РИТЭГ (радиоизотопный термоэлектрический генератор).

Внутри этой центральной цилиндрической части обязательно должны быть упрятаны надувные (или складные) консоли-фиксаторы (указаны на схеме зелёным) для фиксации параллельно 6 вторых ступеней. В полностью надутом состоянии они образуют структуру формой похожую на звезду, если смотреть с торца. Надувать их можно по команде в процессе стыковки с очередной привезённой на место второй ступенью и закреплять ступень тросами-стяжками между надутыми консолями (красные линии на схеме).

После окончании сборки всех 6 штук (или 4 или 8 штук эта звездообразная схема может быть разной) вторых ступеней можно закрыть их от Солнца. Натянуть щит из фольги, опираясь на выступающие части надувных консолей-фиксаторов, что даст защиту всей структуры от нагрева солнечными лучами.

В сумме 6 вторых ступеней от Falcon 9 FT в таком кластере это около 600-700 м3, до 600 тонн топлива или 700 тонн воды! Такое перспективное применение для накопления воды, добытой на Луне, как это обсуждалось в этой статье на Хабре.

Переработка воды на "бензоколонке"

В принципе, при наличии достаточной электрической мощности от солнечных батарей, такая бензоколонка может в ожидании клиентов заняться получением из воды топливной пары водород-кислород, как это уже предлагалось в проекте полета на Марс Mars Base Camp (2017 год) от компании Lockheed Martin.

Там выработкой аналогичной топливной пары из воды электролизом должны были заняться две автоматические топливные станции под названием Water Delivery Vehicle (WDV). На каждой предусмотрены баки с 52 тоннами воды и пустые изолированные криогенные баки для хранения 42 тонн водорода и кислорода. http://www.lockheedmartin.com/content/dam/lockheed/data/space/photo/mbc/MBC_Updates_IAC_2017.pdf (стр. 8-9)

Причём заниматься этим они должны были на орбите Марса, где солнечная энергия заметно скуднее.

Другие применения спасённых вторых ступеней

Что ещё можно делать с такими спасёнными вторыми ступенями?

Жилые и складские модули орбитальных станций? Почему бы и нет?

Два примера:

  1. Третья ступень S-IVB от сверхтяжелой ракеты-носителя Saturn V, выпущенная в рамках программы Аполлон (предварительный этап), была в 1970-73 гг переделана в первую американскую орбитальную станцию Скайлэб(Skylab =небесная лаборатория), которая худо-бедно, но пролетала с мая 1973 года 2249 дней на не совсем удачной орбите и приняла 3 экипажа по 3 человека.

  2. Третья ступень S-IVB от сверхтяжелой ракеты-носителя Saturn V, выпущенная в рамках программы Аполлон для экспедиции Аполло-20, была в 1970-73 гг переделана во вторую американскую орбитальную станцию Скайлэб Б (Skylab B или Advanced Skylab) с запланированным запуском сначала в 1975-76 гг, а потом в районе 1979 года (она слегка переделывалась для совместного применения в виде международной орбитальной станции International Skylab - планировалось даже состыковать её с советской станцией Салют). Но эта орбитальная станция не была доведена до полной готовности из-за недостатка финансирования и изменения в планах NASA. C 1976 года она выставлена в Национальном музее воздухоплавания и астронавтики в США под именемSkylab B Orbital Workshop.

Конечно, эти переделки целиком и полностью осуществлялись на Земле, в цеховых условиях с не заправленными ступенями. Но нельзя исключать, что со временем технологии и опыт работ в космосе разовьются настолько, что и в космосе можно будет сделать подобные работы.

Заключение

В данной статье я рассмотрел проблему спасения отработанной второй ступени с противоположных позиций: спасать не вниз, а вверх. Надо отметить, что в космонавтике ещё много проблем и аспектов применения вроде уже давно освоенных элементов для которых взгляд с необычной, иногда абсурдной точки зрения может давать интересные и перспективные решения.

Надо чётко осознавать, что освоение космоса - это пошаговая и комплексная задача по строительству не только инфраструктуры на Земле и запуска оттуда ракет, но и по постепенному строительству инфраструктуры и в космосе с использованием всего что доступно сейчас или в будущем.

Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru