Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Фз-152 «о персональных данных»

Персональные данные, права субъектов ПД

06.07.2020 14:13:22 | Автор: admin
image

Все мы пользуемся телефоном, ходим на работу или на собеседования, пользуемся банковскими картами или просто путешествуем по просторам интернета. Зачастую даже не задумываясь о том, что оставляем след из персональных данных. Оставлять свои данные стало настолько привычно, что большинство из нас уже не читает соглашения или другие документы, с которыми соглашается на автомате. При этом наши данные могут быть использованы для разных целей: для показа определенной рекламы, спам-рассылок, фишинга и т.д. В этой статье хотелось бы рассказать о правах субъектов персональных данных, т.е. нас с вами. Какие законы регулируют работу с персональными данными и как действовать в непростых ситуациях, как отстоять свои честь и достоинство и право на личное пространство, которого и так почти не осталось.

Что такое персональные данные?

Итак, начнем с самого простого, что же такое персональные данные? Согласно определению, приводимому в ст. 3 ФЗ-152 О персональных данных это: любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу. Другими словами это ФИО, номер телефона, электронная почта, паспортные данные, фотография и т.д. С этого момента уже начинаются вопросы, например, может ли ФИО считаться Персональными данными? Для ответа на этот вопрос обратимся к разъяснениям Роскомнадзора, в данном случае именно это ведомство выступает Регулятором.

Фамилия и инициалы гражданина это, несомненно, персональные данные субъекта. Однако, без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных невозможно. ФИО (фамилия, имя, отчество) наряду со многими другими способами используется для идентификации отдельного человека среди других. По своей природе это составной ключ, идентификатор, основанный на комбинациях трёх параметров фамилии, имени и отчества, на самом деле не идентифицирующий человека однозначно, а лишь сильно сокращающий выборку из тех, кому они могут принадлежать


Таким образом, только работа с комбинацией данных позволяющих определить конкретного человека может считаться обработкой персональных данных. Например, ФИО в комплексе с номером телефона и паспортными данными несомненно позволят идентифицировать человека.

ФЗ-152 О персональных данных

Основной документ, который регулирует отношения в сфере персональных был принят, еще в 2006 году и называется Федеральный закон О персональных данных. В него уже не раз вносились правки, но сейчас хотелось бы упомянуть о проекте нового КОАП, в данный момемнт активно обсуждается новый Кодекс административных правонарушений. В проект добавлена новая статья, которая предусматривает штрафы до 500 т.р. за утечку персональных данных. Раньше такой статьи не было, но не будем забегать вперед.

Сосредоточим внимание на 3-й Главе вышеупомянутого закона она так и называется Права субъекта персональных данных. И начнем со статьи 14. И первое на что имеет право субъект персональных данных доступ к своим персональным данным. Другими словами Вы можете в любой момент отправить любому оператору (не важно является ли он Государственным органом или нет) запрос на предоставление сведений касающихся Ваших ПД, и оператор обязан предоставить такую информацию. Сроки обработки такого запроса могут быть разными, но не превышать 30 дней. Например, если вы обнаружили в сети интернет, данные о себе, которые не соответствуют действительности, то владелец такого ресурса должен в срок не более 7-ми дней с момента получения Вашего запроса внести необходимые корректировки или вовсе удалить их.
Данный момент закреплен в статье 20 Федерального закона О персональных данных.

Как сформировать запрос оператору персональных данных?

При формировании такого запроса нужно соблюсти ряд требований, но они не очень сложны. Такой запрос должен содержать паспортные данные субъекта (Номер паспорта, дату выдачи, кем и когда он был выдан). Помимо этого Вы должны приложить подтверждение того, что оператор ведет обработку Ваших данных, это может быть номер и дата договора, скриншот или любые подтверждающие факт обработки сведения. Допускается даже словесное обозначение, т.е. просто описание того факта, что обработка Ваших персональных данных ведется конкретным оператором. Ну и конечно потребуется поставить подпись.
Допускается направлять запрос и в форме электронного документа, но в таком случае он должен быть подписан электронной подписью.

Если оператор предоставил Вам запрашиваемые сведения, то Вы имеете право запросить их повторно, но не ранее чем через 30 дней. Отсчет ведется с даты направления предыдущего запроса.

Если же оператор предоставил Вам не все сведения, которые Вы запрашивали, то ждать 30 дней не обязательно, в таком случае формировать повторный запрос можно сразу же. Но не забудьте обосновать свое обращение.

image

Какие сведения имеет право запросить субъект персональных данных?

На самом деле, оператор персональных данных должен соблюсти достаточно много условий для того, что бы иметь возможность работать с Вашей персональной информацией и поэтому список сведений, которые вы можете запросить достаточно большой. Давайте разберем их по порядку:

  • 1) подтверждение факта обработки персональных данных оператором;
  • 2) правовые основания и цели обработки персональных данных;

Правовыми основаниями могут выступать договор, устав, лицензия или норма закона, в памятке операторам РКН приводит следующий пример:

ст. 86-90 Трудового кодекса РФ; ст. 53, ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 07.07.2003г. 126-ФЗ О связи; п. 4.5 Лицензии _____от______ ., выдана ООО _________ Федеральной службой по надзору в сфере связи на осуществление деятельности по оказанию услуг связи; п.1 Устава ООО _________, утверждённого на общем собрании акционеров 01.01.0000г., протокол 1.

Цели обработки персональных данных должны быть конкретными, заранее определёнными, законными и соответствующими деятельности, при которой такая обработка осуществляется.

Цели оператор определяет заранее, при подаче заявления в Роскомнадзор, подробнее про определение целей и подготовке уведомления в Роскомнадзор можно прочитать в этой статье.


  • 3) цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных;

Способы обработки могут быть автоматизированными, т.е. с применением средств вычислительной техники и неавтоматизированными или смешанными. Причем цели для разных способов обработки данных одного и того же человека могут быть разными.

  • 4) наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании федерального закона;
  • 5) обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен федеральным законом;
  • 6) сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;
  • 7) порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных Федеральным законом О персональных данных;
  • 8) информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;

Трансграничная передача, это передача Ваших данных на территорию другого государства. Для такой передачи оператору необходимо иметь Ваше письменное согласие.

  • 9) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;
  • 10) иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.


Когда могут отказать в доступе к персональным данным?

Несомненно каждый человек имеет право запросить у оператора сведения об обработке собственных персональных данных. Но есть и ряд исключений, когда оператор может отказать. Как правило все эти случаи связаны с работой силовых ведомств. Это может быть оперативно-розыскная или разведывательная и контрразведывательная деятельность. Доступ к ПД может быть ограничен, если в отношении субъекта возбуждено уголовное дело или если обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о противодействии легализации( отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Ограничение доступа может возникнуть, если нарушаются права и законные интересы третьих лиц.

СПАМ, персональные данные и закон о рекламе

Многие компании используют персональные данные для направления сообщений, которые рекламируют услуги или товары оператора. Все мы периодически получаем на почту информацию о скидках, акциях и специальных предложениях, но зачастую такие сообщения нам не интересны, докучают и мы даже не помним когда согласились на это заманчивое предложение.

В данном случае, помимо федерального закона О персональных данных стоит обратиться еще и к закону О рекламе. Но давайте разбираться по порядку.

В ст. 15 ФЗ-152 говориться, что обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ и услуг при помощи средств связи может осуществляться только при условии согласия физического лица. Очень интересный момент заключается в том, что в случаях рекламы собственных работ и услуг, компания должна доказать, что такое согласие было получено.
В случае, если Вы все таки дали оператору такое согласие( путем проставления галочки в чек-боксе на сайте или заключая с ним договор), то в любой момент можете его отозвать. Для этого достаточно написать обращение в компанию, которая забрасывает Вас письмами и оператор обязан немедленно прекратить обработку Ваших персональных данных для целей носящих рекламный характер.
Более того, если сообщения Вы получаете на электронную почту, в письме должна быть ссылка для автоматического отказа и исключения Ваших контактов из рекламной рассылки.
image

Что же такое реклама, обратимся к определению информация, распространяемая любым способом и адресованная неопределенному кругу лиц направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке

Как и в ситуации с законом О персональных данных в законе О рекламе, в главе 2, ст. 18 написано, что распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии, что абонент дал на это предварительное согласие. Так же рекламодатель обязан доказать наличие такого согласия, как и в случае с требованиями 152-ФЗ. Требования законов сходятся и части того, что рекламораспостранитель обязан немедленно прекратить процесс распространения рекламы получив соответствующее требование от физического лица.

Если регулятором в области персональных данных выступает Роскомнадзор, то в случае закона О рекламе это Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС). Требования к оформлению жалобы, размещены на сайте регулятора. Выполнить их достаточно просто, во многом механизм подачи схож с требованиями к подачи обращения в РКН, нужно указать:

  • ФИО заявителя и его место жительства
  • Наименование рекламодателя

В случае если заявитель не может самостоятельно предоставить доказательства правонарушения, то он вправе указать на юридическое или физическое лицо, от которого такие доказательства могут быть получены.

  • Требования заявителя

Срок рассмотрения не должен превышать 1 месяц со дня его поступления, за исключением случаев когда доказательств не достаточно. При таком варианте развития событий ФАС должен уведомить Вас и может продлить срок рассмотрения жалобы, но так же не более чем на 1 месяц.

ПО результатам обращения ФАС может инициировать проверку. Результатом которой, вполне возможно, окажется штраф рекламораспространителю. Сумма штрафа в данном случае довольно существенная. Размер штрафов регламентирует ст. 14.3. КОАП РФ и достигать они могут 500 000р.
image
Пример из жизни, Сбербанк опять не на высоте

В качестве примера разберем случай произошедший с ПАО Сбербанк в 2018г. Суть данного судебного разбирательства состоит в том, что ПАО Сбербанк заключил с одним из своих клиентов договор на выпуск международной карты. При этом договор присоединения был составлен таким образом, что подразумевал отправку сообщений рекламного характера. Клиент не мог получить необходимую ему карту и при этом отказаться от навязанной банком услуги. В данной ситуации потребитель банковской услуги не растерялся и отозвал ранее данное согласие.
Когда же он получил очередную рассылку с рекламой услуг банка он обратился в Федеральную антимонопольную службу.
Не смотря на ряд доводов представителей банка, суд постановил Сбербанк выплатить штраф в размере 250 000р. В соответствии с ч.1 ст. 14.3. КОАП РФ.

Самое важное в одном абзаце

Физические лица достаточно хорошо защищены законодательством, в частности ФЗ-152 О персональных данных. Имеют право на доступ, изменение и уничтожение своей личной информации. В любой момент могут отозвать данное ранее согласие на обработку персональных данных. Имеют выигрышную позицию по отношению к оператору, который в свою очередь, должен доказывать, что получил вышеуказанное согласие. И как сказано в ст. 17 закона О персональных данных: Субъект имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в судебном порядке
Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru