Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Startup

Разработка в стартап-студии. Процессы, задачи, команда

08.09.2020 16:22:26 | Автор: admin
Станислав Сурский, CTO Admitad ProjectsСтанислав Сурский, CTO Admitad Projects

Это первый материал из серии про разработку в рамках стартап-студии. В первой части CTO Admitad Projects Станислав Сурский рассказывает про отличия в подходе к разработке разных компаний, о том, как все происходит в ADP и, само собой, как последние глобальные события повлияли на разработчиков.

Я могу сравнивать, как устроена разработка в разных компаниях. Работал разработчиком и в интернет-магазинах, и фрилансером, есть небольшой опыт в веб-студии. Так же плотно трудился ведущим разработчиком в антивирусном вендоре и там же был руководителем разработки. Очень часто приходилось работать с людьми, которые в разработке ничего не понимают и, самое главное, не прислушиваются к тому, что разработчик и техкоманда им говорят. У них бизнес-задачи и требования, они приходят: Дай мне вчера функционал. А такая разработка легко уляжется в годовой план И, самое главное, обратную связь не слышат. Им рассказывают парни-девелоперы не бывает чудес, есть воркфлоу: вот здесь планирование, декомпозиция, дальше анализ и самая малая часть, 30% это написание кода. В ответ: Нет-нет, это же легко, мне на прошлой неделе Вася-сосед точно такую же фигню делал за 2 недели, поэтому давайте, я в вас верю, мы сейчас с вами горы свернем!

Подход к тому, как относятся к разработчикам уже слабо зависит от того ИТ-компания или не ИТ. К примеру, если взять того же самого туристического оператора или интернет-магазин у них деятельность напрямую связана с IT, у них основные каналы продаж там. Нет таких компаний уже, которые без IT. Точнее есть, но это уже в другом мире каком-то.

В гигантах ИТ-индустрии есть другой нюанс. Там все зависит от позиции и направления, в котором ты работаешь. В какую команду попадешь. Можно прийти гребцом на галеру: тебя посадят у весла и ты будешь долгие годы мозоли натирать в одном направлении, совершая раз за разом, день за днем одно движение, а есть команды или проекты, где ты будешь Разработчиком. С потенциалом. Сможешь влиять на какие-то решения. И, конечно же, безумная бюрократия. Недавно собеседовал человека на техлида он работает в компании-подрядчике крупного телекома. Сейчас пилят личный кабинет для В2В., Он односложно отвечает на вопрос, почему уходит из компании -- бюрократия!. Как пример, миграция на более свежую версию фреймворк. Сам процесс написания кода, по его словам, занял, пусть, неделю, а утверждали и принимали решение о том, чтобы мигрировать, 9 месяцев. Это очень красочный и показательный пример.Эта ситуация мне видится не бюрократией ради бюрократии, а то что не те люди принимают решения. Выбор стека не должен уходить дальше технического директора, и то это когда парни, мы какую-нибудь дичь на новом проекте покатаем, надо смотреть, как проект будет развиваться в ближайшие полгода, и после этого решение должна принимать сама команда. Взглянуть немного в будущее и подумать, как мы это будем обслуживать. А когда это уходит на уровень людей, которые не будут решать проблемы технического характера с производительностью или с обслуживанием кода, то это теряет всякий смысл.

У нас процессы с точки зрения больших корпораций максимально расбюрократизированы. Хотя случались, конечно, моменты, когда бюрократия защитила бы нас от каких-то ошибок, но они были не настолько критичны, чтобы затягивать решения на те же самые полгода (это бы нас просто убило), да и стоимость ошибки невелика. Мы можем себе еще позволить ошибаться, но результат ошибок опыт. Мы понимаем, как это решать быстро, мы копим рецепты, как нам позволить сохранять скорость в дальнейшем.

С точки зрения задач работа в ADP мало чем отличается от того, что в других IT-компаниях. Есть продукты внутренние и внешние -- не важно. Внутренний продукт это тот же самый корпоративный портал на Bitrix, внешний, когда к тебе приходит основатель нового проекта и ты уже с ним что-то решаешь. Над каждым из этих продуктов трудится одна команда, либо одна команда тащит несколько задач.

Самое интересное начинается, когда отрываешься от трекера задач и видишь самые важные отличия от других компаний. Это та самая атмосфера, та политика, что транслируют сверху. У нас много тех, кто не разбирается (да и не должен) в нюансах, тонкостях разработки. Или просто с малым опытом управления цифровыми продуктами. Но люди прислушиваются и слышат что им говорят. То есть, если они что-то не знают они пойдут, почитают или поспрашивают у кого-то и примут к сведению. В других компаниях это в меньшей степени наблюдалось, прямо в разы.

Внутри наших команд разработки самое главное это отсутствие боязни ошибиться. Потому что, сравнивая с предыдущим опытом, если случилась какая-то ошибка, не важно по чьей вине то ай-ай-ай, разбор, наказание и все такое. Здесь это очень сильно отличается никого и не за какие косяки никогда не наказывают, не было такого что вот такой плохой накосячил! косячат все. Мы разбираем ошибки, вносим их в регламенты и учим, что больше так не надо делать. На мой взгляд, это позволяет формировать атмосферу возможности ошибиться, желания учиться и свободы действия.

Может показаться, что подход, когда за ошибки, косяки и факапы по большому счет не наказывают, людей расслабляет больше нужного. Конечно, везде есть дураки, которые будут косячить, но это зависит от мотивации. Когда мы ищем нового разработчика, для меня важно, чтобы он своими словами озвучил следующую мысль мне интересно писать код, и я хочу писать качественный код. Чтобы это была его личная морковка, и чтобы он этому следовал всегда! Эта внутренняя необходимость будет человека подталкивать. Он станет обращать внимание на свой прежний опыт, на ошибки, которые совершал, и стараться не делать их больше. Поэтому нам в первую очередь нужны ответственные разработчики.

Еще, конечно же, при собеседования потенциального сотрудника смотрю на общий бэкграунд, чем человек занимается, чем интересуется. Если придет разработчик, который, как под копирку под нашу вакансию, и будет второй, у которого точно такая же копирка в резюме, но он еще Arduino дома по вечерам крутит, то, естественно, приоритет второму -- у него шире бэкграунд. Он может более широкий спектр вопросов решить, у него компетенций будет побольше, и как правило, с такими людьми просто интересно работать.

С формальной точки зрения при найме у нас ничего необычного. Все собеседования проходят в три этапа: знакомимся, тестовое, а потом техническое интервью. Вылавливаем может ли человек адекватно общаться, его техскил, и как быстро выполнил тестовое, не тормозит ли он, быстро ли фидбечил. Cледующие три месяца испытательный срок, они показывают, вливается человек или нет.

Месяцы самоизоляции, конечно, много чего у нас перевернули. В общем-то, мем про технаря, который сидел все время за компом и потом удивленно спрашивает: Карантин?! Какой карантин?! -- не хохма, а жизнь. Многие наши разработчики уже точно не вернутся в офис. Это не удаленщики, которые и брались изначально на удаленку, это именно те, кто до всего этого аккуратно приходил на работу, хотя присутствия от и до никто никогда не требовал. Когда все начиналось были опасения, что мы будем неэффективно работать, где-то будут просадки, но на практике не все так страшно. Половина разработчиков стала эффективнее работать именно из дома.Если по цифрам, то у меня прогноз такой. Из 100 % тех, кто ходил в офисы, я думаю, процентов 50 перестанет это делать, процентов 30 будут в офисе 13 дня в неделю. Оставшиеся 20% семейные и с детьми сказали, что будут фуллтайм.

Но лично для меня за это время пропала важная часть работы в офисе -- социальная. Нет быстрых минутных встреч, когда вместо того, чтобы поговорить 3 минуты с коллегой на кофепоинте и прояснить вопросы, ты назначаешь колл и 30 минут про это разговариваешь. У меня сейчас есть дни, когда я сажусь на свой любимый балкон в 9 утра и встаю в 10 вечера, и в промежутке я не делаю ничего, кроме как разговариваю с компьютером. В этом я вижу большой минус: нагрузки стало больше, потому что нет быстрых коммуникаций, теперь нужно либо написать, либо позвонить. Созвониться долго, переписываться тоже долго -- коммуникации стали долгие.

Я никогда не думал до этого, что мне будет так хотеться живого общения, обычного человеческого, пусть не столь продуктивного, когда ты четко планируешь все по часам. Но все же этот период заставил использовать и комбинировать решения. Теперь доказано, что при наличии мотивации люди могут совместно эффективно решать задачи на больших расстояниях. Вот это мне кажется очень важным.

Подробнее..

Перевод В поисках единорогов классическая воронка стартапов сломалась

08.07.2020 20:14:18 | Автор: admin

Перевод статьи подготовлен в преддверии старта курса Product Manager IT-проектов.




Согласно отчету Global Entrepreneur Monitor (GEM) за 2019 год, ежегодно во всем мире запускается более 100 миллионов стартапов. То есть это примерно 3 стартапа в секунду.


Предприниматели появляются во всех слоях общества, они все относятся к разным возрастным группам, они разного пола и из разных мест. Стереотипные предприниматели это уже не два парня в гараже в Силиконовой долине.



Сейчас мы переживаем ренессанс в предпринимательстве, который таит в себе невероятные возможности.


За взрывной волной спроса последовала взрывная волна, которая выразилась в увеличении количества акселераторов, инкубаторов и университетских программ, и это все случилось за последние 10 лет. Всего 10 лет назад существовало лишь 50 акселераторов стартапов. Сегодня их насчитывается более 5000.


Но эта бочка меда не обошлась без ложки дегтя.


Несмотря на то, что мы плодим больше стартапов чем когда-либо, общий показатель успешности стартапов понизился, а не повысился. Так происходит потому, что в то время как начальная стадия запуска стартапа является самой легкой, она же является самой ненадежной и рискованной.


Сегодня задача акселераторов заключается не только в привлечении инвестиций к стартапам, но и в том, чтобы воспитать из их основателей стартаперов мирового уровня.


Массовый взрыв активности стартапов разрушает традиционную воронку стартапов и требует переосмысления стандартной модели работы акселераторов.


Что не так с 12-недельной моделью акселератора?


Типичный акселератор пропускает партию из 10 команд через 3-4 месячную воронку, которая в конце концов заканчивается днем демонстрации проектов, где стартапы выступают перед инвесторами.



Но привести команды к состоянию, в котором в них будет можно вливать инвестиции, за 12 недель невероятно сложно.


И вот почему.


Проблема 1: Стартапов стало гораздо больше, чем раньше


Поскольку верхняя часть воронки стартапов расширилась, стало проще отыскать множество приложений. Но сложнее стало найти и отобрать действительно стоящие команды, которые будут готовы занять ограниченное количество мест.


Типичный акселератор начинает подачи заявок за 3 месяца до запуска новой партии и за это время обрабатывает более 600 заявок.


Отсутствие четкой основанной на метриках эвристики приводит к тому, что на рассмотрение заявок тратится слишком много времени, что привносит субъективизм в процесс отбора. Поскольку продолжительная дальнейшая работа с командами невозможна, многие хорошие команды с плохими приложениями на этом этапе отсеиваются.


Ставки на команды слишком высоки, потому что от этого зависит результативность работы всей воронки.


Проблема 2: Больше времени тратится на обучение, а не на акселерацию команды


Когда команды набраны, начинается тяжелая работа по подготовке стартапов к питчу. Инвесторов волнует только одно: traction. Однако предпринимателей заботит совсем другое: их продукт.


Пока вы не знаете как проверить этот показатель, вполне реально найти стартапы с минимальным жизнеспособным продуктом и даже несколькими плажетеспособными клиентами Однако такой стартап не знает откуда придут их следующие 10 клиентов, но они изо всех сил будут пытаться эффективно донести свою историю traction.


Поэтому вы тратите время, и заполняете пробел, образовывая стартаперов. Вы выстраиваете учебный план по моделированию бизнес-процессов, lean-стартапу, метрикам и навыкам грамотного питча. Добавляете к этому UX, продажи, маркетинг, growth hacking и все, что вообще можете туда впихнуть.


Стартапы легко раздавить, когда они одновременно пытаются уделить время обучению, питчингу и развитию своего бизнеса.



Двенадцати недель НЕДОСТАТОЧНО на обучение и акселерацию.


Проблема 3: Воспитание латентных предпринимателей


Чтобы преодолеть вышеперечисленные трудности, многие акселераторы на ранних стадиях просто пытаются отбирать идеей с наибольшим показателем traction. Такой подход приводит к лучшим результатам.


Даже посредственный повар сможет приготовить хорошее блюдо с отличными ингредиентами.


Однако, легче сказать, чем сделать если только вы не входите в топ-5 акселераторов. Закон силы всегда дает о себе знать. Кроме того, когда у стартапа достаточный traction, он уже не нуждается в акселераторе и может сам прийти к инвесторам.


Искусство здесь в том, чтобы ловить стартапы на ранних этапах их жизненного цикла.


Идеальное время это pre-traction, еще до того, как они обратятся к акселератору сами.


Именно это Y-Combinator делает со Startup School и Hacker News то есть то, как они умудряются позиционировать себя с точки зрения самой желанной альтернативы и делают конкуренцию между собой неуместной.



Поскольку двенадцати недель слишком мало от перехода от идеи к инвестициям, многие акселераторы внедряют программы преакселераторов или инкубаторов.


Но эти концепции сами по себе добавляют проблем


Традиционные преакселераторы и инкубаторы тоже не панацея


Обычный преакселератор предлагает учебный план в течение более длительного 6-9 месячного периода с целью превращения стартапов на ранних стадиях (как правило только с идеей) в венчурные бизнесы, готовые к акселерации.



Несмотря на то, что звучит это в принципе разумно, проблемы, которые встают перед такими программами, кроются в их стоимости, эффективности и масштабируемости.


Проще говоря, традиционные преакселераторы/инкубаторы ломают всю модель бизнеса.


Проблема 1: Возрастают операционные расходы


Очевидно. Поскольку вы добавляете новый отрезок времени до этапа инвестиций, затраты на запуск соответствующей программы преакселератора значительно возрастают.



Проблема 2: Еще более запутанная стадия формирования идей


Чтобы контролировать расходы, большинство программ предлагают единую для всех учебную программу с фундаментальным образовательным контентом, разбавленную небольшим количеством добровольного менторства.


Однако стадия формирования идей (идеатон) представляет из себя тот еще бардак.


Идеатон это своеобразный медовый месяц стартапа, когда все представляется возможным. Также эта стадия, которая насквозь пронизана неопределенностью мы не знаем, чего сами хотим.


Беглое менторское консультирование команд стартапов на этом этапе обычно приносит больше вреда, чем пользы. Тут возникает проблема кнута советчика. Спросите совета у десяти опытных предпринимателей, и получите 10 разных ответов. Какому из них вы последуете?



Высокая неопределенность + противоречивые/прескриптивные советы = верный рецепт хождения кругами.


Проблема 3: Сложность в масштабировании


Для того, чтобы преодолеть капкан кнута советчика, вам нужно инвестировать в менторов, которые смогут предложить персонализированную учебную программу, а не просто в советчиков и не просто в одну программу, которая должна подойти всем.


Советчики-консультанты фокусируются на конкретных рецептах решений. В то время как менторы должны сосредоточиться на том, чтобы задавать правильные вопросы. Такие менторы помогают превратить основателей стартапов в предпринимателей, а не просто навязывают им свои идеи достижения успеха.


Правильный продукт на выходе преакселератора это не продвижение идеи, а продвижение основателя стартапа.


Однако такую модель непросто масштабировать без согласованной системы коучинга.



Как вы уже поняли, у нас сформировалась воронка. Чтобы получить 10 готовых к акселерации команд, вам нужно начать с очень большого пула команд на идеатоне.


Чтобы такая модель работала, вам нужно переосмыслить воронку запуска стартапов, чтобы она решала три основные проблемы:


  1. Поиск в этом шумном мире лучших стартапов на этапе pre-traction.
  2. Измерение готовности к инвестициям на этапе pre-traction.
  3. Увеличение количества наставников/менторов против количества советчиков.

И все это нужно сделать за 3-6 месяцев вместо обычных 9-12.


Возможно ли это?


Ответ да. Мы в LEANSTACK на протяжении последних нескольких лет скрипя зубами на ранних этапах жизни стартапов, работали с предпринимателями и акселераторами в поисках повторяемого и масштабируемого решения для создание новой воронки стартапов.


Ответ, который мы нашли, кроется в том, чтобы найти правильный баланс между своевременным образованием основателя, высокоэффективной системой коучинга и согласованными показателями прогресса.



Если вы запускаете акселератор (или университетскую программу) и хотите узнать больше, ознакомьтесь с нашей платформой LEANSTACK for Accelerators.




Узнать подробнее о курсе Product Manager IT-проектов



Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru