Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Laserdisc

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс

28.09.2020 02:15:18 | Автор: admin
В девяностых, в эпоху расцвета VHS в России, о лазерных дисках мне было известно только одно: что копия фильма на видеокассете с такого диска считается более качественной и стоит дороже. Просто подержать лазерный диск в руках мне удалось в середине нулевых: настолько это был редкий формат, доступный только богатым ценителям и профессионалам кинопиратства. Через 42 года после коммерческого запуска, через 20 лет после выпуска последних релизов, лазерные диски подешевели не сильно: потихоньку переползли из категории дорого и не нужно в разряд редкостей, радости для киноманов. И любителей технологий, конечно же. Недавно на Хабре была хорошая статья про историю этого носителя. Там подробно рассказано, почему лазерный диск не взлетел: нет возможности записи, как на VHS, тиражи маленькие, цена высокая. Еще и диски слишком нежные для того, чтобы пережить условия видеопроката, а без проката ни у одного видеоформата тех времен не было шансов.



В общем, интересный был формат. Только в моей ретрореальности я стараюсь избегать прошедшего времени. Можно ведь добыть стопку дисков, приличный проигрыватель из середины девяностых, и восстановить опыт многолетней давности. Так я и сделал. Эта статья результат практических экспериментов с лазерными дисками в 2020 году. Стоило ли оно усилий и затрат? По отношению к современным релизам в 4К, LD от VHS не сильно отличается. При всей бесполезности моего ретроувлечения есть один важный довод в пользу лазерных дисков: как музыку на виниле, фильмы на LD очень приятно коллекционировать. Большие 12-дюймовые блины в красочных глянцевых конвертах. Редкие издания в кожаном переплете и с книжкой. Под катом: особенности CLV и CAV, PAL и NTSC, практическая демонстрация laser rot и немного Звездных Войн, в которых Han shot first.

Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме.

Кратчайшая история лазерного диска


Фильмы на лазерных видеодисках, и проигрыватели к ним, поступили в продажу в конце 1978 года: через два года после запуска видеокассет формата VHS и за четыре года до выпуска первого по-настоящему популярного оптического носителя компакт-диска. Последний американский релиз на лазерном диске поступил в продажу в конце 2000 года. Последний релиз в Японии, где формат (как и многие другие) прижился гораздо лучше, вышел в конце 2001-го. Лазерный диск по физическим параметрам похож на пластинку: диаметр 12 дюймов (существовали также семидюймовые и даже пятидюймовые варианты), но чуть больше толщина.



По технологии LD дальний родственник CD, в том смысле, что для чтения данных также используется лазер с такой же длиной волны. Но лазерный диск носитель не цифровой, а аналоговый. На дисках, записанных по стандарту CAV, можно прямо на поверхности разглядеть место переключения между кадрами:



На одной стороне диска умещается в лучшем случае час видео. Абсолютное большинство фильмов записаны с двух сторон диска, то есть каждый LD это по сути два блина, склеенных между собой. Фильмы подлиннее приходилось выпускать на двух и более дисках. Лазерный диск вращается с частотой до 1800 (PAL) или 1500 (NTSC) оборотов в минуту. Учитывая, что весит диск немало (~300-400 грамм), даже при небольшом его искривлении просмотр сопровождается отчетливым гудением.


Как и на видеокассете, на лазерном диске хранится композитный видеосигнал. Главным отличием от VHS стала более высокая пропускная способность то, что в аналоговом мире определяет разрешение и другие качественные характеристики итогового изображения.



Картинка отсюда показывает, как видео и аудиосигналы распределены по частотам. Для видеоданных отведена полоса частот шириной в шесть мегагерц, в два раза больше, чем у VHS. По факту полоса частот шире: остается место для звука, в то время как у VHS он записывался отдельно. Этот запас по пропускной способности позволил сразу выпускать фильмы со стереодорожкой. С 1985 года на LD выпускаются фильмы с цифровым стереозвуком (и такими же параметрами, как у CD). В девяностых в некоторых релизах используются многоканальные звуковые дорожки в форматах AC-3 (Dolby Digital) и DTS звук 5.1 впервые появился на на DVD, а на лазерных дисках. Горизонтальное разрешение изображения составляет на LD 425-440 ТВ-линий, по сравнению с ~240 на видеокассете. Иными словами, до 1997 года лазерный диск был самым качественным потребительским видеоносителем, на голову выше VHS. Можно вспомнить о более качественном формате S-VHS, но на нем почти не выпускалось коммерческое кино.


О причинах провала лазерного диска относительно видеокассет неплохо рассказано на видео выше. И VHS, и Betamax, и лазерные диски появились примерно в одно время: и впервые, с разницей в пару лет, позволили смотреть кино в домашних условиях, в любое время. Больше не нужно было следить за программой телепередач. У видеокассет (любого стандарта) было одно важнейшее преимущество: возможность записи. Покупать фильмы в магазине к этому потребителя еще надо было приучить. Запись сериалов или футбольного матча для просмотра когда удобно это стало ключевым аргументом в пользу видеокассеты. Теоретически штамповать лазерные диски проще, чем тиражировать VHS, но на практике это преимущество не реализовалось в более низкой цене, из-за небольшого объема продаж в течение всей жизни формата. Я не считаю лазерный диск провальным, но и мейнстримом он тоже не стал, даже близко к этому не подобрался. Появление в продаже DVD поставило крест на формате, когда от него отвернулись даже киноманы: цифровое видео на пятидюймовом носителе было и качественнее, и удобнее в обращении.

Лазерный диск в 2020 году


Я долго не хотел добавлять лазерный диск в список форматов в моем ретрокабинете, пока не представился случай недорого купить и рабочий проигрыватель, и приличную коллекцию лазерных дисков в полторы сотни наименований. За лето я приобрел еще пару коллекций: это дешевый способ в пересчете на стоимость каждого диска. Но не очень качественный. Например, у меня теперь есть десять экземпляров фильмов из серии Star Trek и три экземпляра голливудского шедевра Karate Kid II.



Давайте посмотрим на проигрыватель:



Это Pioneer CLD-D515, модель среднего уровня 1998 года выпуска. Были устройства более навороченные, но скорее не по фичам, а по качеству обработки аналогового сигнала: в доцифровую эпоху это было важно. С точки зрения LD-неофита здесь есть все необходимое:

  • Автореверс. Без него придется раз в час (или даже раз в полчаса) вставать с дивана и переворачивать диск.
  • Поддержка цифрового и даже многоканального звука. Если вам попадется диск с дорожкой в формате AC-3, то для нее предусмотрен отдельный выход, и потребуется специализированный декодер.
  • Поддержка дисков в формате PAL и NTSC. В эпоху VHS и лазерных дисков это был естественный региональный ограничитель. Для лазерных дисков поддержка двух форматов даже важнее, чем для видеокассет: некоторые фильмы выпускались только в США (в формате NTSC). Если вы живете в Европе (для вас родной формат PAL), поддержка NTSС серьезно расширяет выбор.



Пульт с секретной секцией позволяет воспользоваться основными фичами формата.

Произвольный доступ к любой главе на лазерном диске. Для изданий CAV просмотр отдельных кадров в режиме паузы. Переключение между аудиодорожками в некоторых изданиях в аналоговый трек записывали режиссерский комментарий или перевод. Кнопка Last Memory позволяет возобновить просмотр там, где вы в последний раз нажали на кнопку Стоп. Есть возможность воспроизведения фрагмента по кругу. В общем, все, что позволяет носитель с произвольным доступом, в отличие от видеокассеты.



Сзади традиционный набор выходов. К старому ЭЛТ-телевизору плеер подключается единственным кабелем SCART, предком современного универсального интерфейса HDMI. Выступающая часть необходима для работы механизма реверса.



Плеер оказался полностью рабочим, потребовалось только профилактическая смена приводного ремня, отвечающего за открытие закрытие трея.



Дополнительная фича этой модели возможность воспроизведения обычных CD. Самые поздние проигрыватели поддерживали сразу три формата: LD, CD и DVD.


Характерная особенность лазерно-дискового экспириенса: переключение на другую сторону примерно в середине фильма (ну или как повезет). Механизм с лазерным диодом полностью перемещается по рельсам на верхнюю часть диска и продолжает воспроизведение там. Если бы формат LD просуществовал чуть дольше, могли появиться конструкции с двумя лазерными установками и быстрым переключением, но видимо в девяностые такое решение было еще слишком дорогим. Все лучше, чем переворачивать диск самостоятельно. При просмотре переключение выглядит так:


На односторонних дисках, например с часовым сборником видеоклипов, на второй стороне тоже есть короткая запись, с содержимым типа: Здесь ничего нет, переверните диск на другую сторону.


Что выпускалось на лазерных дисках?


Представление о провальности формата не стоит интерпретировать как отсутствие большого ассортимента фильмов. База релизов собрана на сайте LDDB.com, который и сам по себе является историческим артефактом. Там больше 60 тысяч наименований, включая, правда различные версии и переиздания одного и того же фильма. Когда я забрал самую первую партию лазерных дисков, вместе с проигрывателем, я понял, что это подходящий предмет для коллекционирования. Больше всего я увлекался кино в девяностые, во времена видеопроката, когда я учился в школе и имел массу свободного времени. Боевики, фантастика и триллеры последних двух десятилетий двадцатого века это моя тема: даже мягко говоря не гениальные фильмы тех времен имеют для меня ностальгическую ценность. LD сам по себе служит своего рода фильтром: при стоимости дисков от 15 до 100 долларов совсем уж хлам покупали редко.



Короче с первой попытки я получил коллекцию фильмов своей юности: Робокоп, Терминатор 1 и 2, Назад в будущее, Индиана Джонс, Детсадовский полицейский. Чуть более серьезные Запах женщины, Лицо со шрамом, Форрест Гамп. Ну и Титаник, конечно. Какие девяностые без Титаника?



Трешовый, но от того не менее прекрасный боевик Вспомнить всё Поля Верхувена нужно смотреть именно так: или на лазерном диске, или на видеокассете. Никаких переизданий на Blu-Ray, там слишком много четкости. При этом почти все диски в моей коллекции с цифровым стереозвуком, а к аудиодорожке у меня требования выше, чем к изображению. Тремя скриншотами обозначу качество LD по сравнению с видеокассетой и Blu-Ray на примере Терминатора.

VHS:



Лазерный диск:



Blu-Ray:



Разрешение лазерного диска заметно выше, чем у видеокассеты. Аналоговую природу носителя выдает шум в темных участках кадра, да изредка проскакивающие артефакты, следствие ошибок чтения коррекции нет, править их нечем.



Можно сказать, что почти все выдающиеся фильмы за период от 1920 до 1970-х, и почти все релизы 80-90х доступны на LD. Не все, впрочем, одинаково легко найти.

Коллекционная ценность


По своей исторической ценности диски делятся на обычные релизы как правило это фильм на одном диске, в формате CLV, простой конверт:



Чуть дороже стоят специальные релизы: поздние издания с многоканальной дорожкой, режиссерские версии и так далее.



В отличие от VHS, широкоформатные киноиздания на LD скорее норма, чем исключение, хотя самые дешевые диски обрезают кадр до телевизонного соотношения сторон 4:3. Такие издания обязательно предупреждают пользователя: есть полосы сверху и снизу, чтобы не жаловались.



Далее следуют лимитированные издания, пару версий я покажу на примере Терминатора 2. Вот релиз с режиссерской версией попроще, в картонной коробке. Четыре диска, на трех фильм, на четвертом документальный фильм о съемках.



А это совсем элитное издание: кожаный переплет, каждый из трех дисков в своем глянцевом конверте. Хотя визуально это издание дороже, по факту фильм уместили на двух дисках в формате CLV (без возможности покадрового просмотра).



Вот реклама кожаных курток а-ля Терминатор оттуда:


Еще дороже стоят либо специализированные издания (например, LD высокой четкости Hi-Vision), либо просто редкие или желанные фильмы. Меньше всего ценятся дешевые европейские издания, часто сопровождаемые субтитрами:



Кстати о субтитрах. Фильмы, выпущенные в Японии, обычно стоят дорого. Про них надо иметь в виду, что японские субтитры намертво вшиты в видео и не отключаются. Русский дубляж по понятным причинам недоступен в принципе, и мне интересно, как коллекционеры лазерных дисков в СССР и на постсоветском пространстве решали эту проблему? Возможно, тут помог бы мой любимый минидиск, за счет произвольного доступа и синхронизации: запускаем воспроизведение видео и одновременно с ним дубляж на минидиске.



Русских изданий крайне мало. Есть японские и американские релизы Сталкера и Соляриса Тарковского, Иван Грозный Сергея Эйзенштейна. В этой статье на Хабре с подробным описанием советской истории LD упоминаются два локализованных издания с музыкой и видеоэкскурсией по музею. Единственный условно русский лазерный диск в моей коллекции произведенный во Франции концерт Машины Времени:



CLV и CAV


Два способа записи видеоданных на лазерный диск непосредственно влияют на пользовательский экспириенс. CAV или постоянная угловая скорость предполагает вращение диска с постоянной частотой оборотов. CLV постоянная линейная скорость чем ближе к центру диска, тем медленнее он вращается. CLV позволяет уместить больше видео на стороне: до часа. На CAV-диск помещается максимум полчаса на сторону, в результате типичное издание на CAV разбито на два-три диска. Придется вставать и менять диск посреди просмотра, а многодисковые устройства, насколько мне известно, не выпускались. Недостаток CLV шум от неточного позиционирования лазерного диода, с которым лично я не сталкивался. Преимущество CAV: возможность покадрового отображения видеоданных для этого лазерный диод просто зависает над определенной дорожкой диска. Посмотрим на возможности CAV на примере издания фильма Blade Runner 1982 года компанией Criterion:



Чем хороши (или плохи, зависит от фильма) издания на LD на них часто перегоняли кинотеатральную версию фильма без каких-либо изменений. В случае Blade Runner это скорее минус, чем плюс: на данном LD представлена версия фильма с занудным закадровым текстом, который читает Харрисон Форд. Мне, как фанату данного кино, было интересно посмотреть и ее. Так как фильм выпущен в формате CAV, можно всегда остановить воспроизведение, чтобы рассмотреть кадр или последовательность кадров с медленной прокруткой это штатная фича проигрывателя.



В дополнительных материалах возможности CAV используются, по сути, для хранения данных. На последнюю сторону второго диска покадрово записаны изображения и текст, по которым можно перемещаться, переключая последовательно кадры. На диске записана метка, благодаря которой в начале такой секции воспроизведение ставится на паузу. Так это выглядит в материалах к Терминатору:



До массового распространения мультимедийных CD-ROM, лазерный диск единственный или один из немногих форматов, обеспечивающий произвольный доступ к аудиовизуальной информации. Благодаря этому формат ограниченно применялся в связке с компьютером. Для киноманов CAV возможность изучить любимый фильм в деталях, и делиться с друзьями замечаниями типа а вы видели, что на фрейме 18465 в кадр попадает кинокамера?.

Laser Rot


Laser Rot это деградация клея, которым скреплены две стороны лазерного диска. Из-за несоблюдения технологии между пластиковыми блинами проникает воздух и портит отражающий слой, что приводит к ошибкам или полной невозможности чтения. Судя по всему это типичная детская болезнь: диски c Laser Rot чаще всего встречаются среди ранних изданий (конец 70-х, начало 80-х). У меня в коллекции издания преимущественно поздние, и единственный диск с Laser Rot коллекция видеоклипов 1984 года, где подпорчена внешняя кромка:



Вот так подпорченный диск воспроизводится:


Кстати, оцените качество видеоклипа, который есть на этом LD:


Это современное переиздание клипа в 4К, а вот кадр из него с лазерного диска:



Я здесь вот что хочу показать: современные переиздания фильмов в FullHD и 4К результат применения очень сложных технологий сканирования кинопленки, что позволило вытащить все сохраненные на ней детали. А вот когда речь идет о менее качественном исходнике, включая этот видеоклип Элтона Джона, апскейл и чистка шумов дают какой-то результат, но разница между ним и лазерным диском 36-летней давности не принципиальная. На современном ТВ лазерный диск смотреть трудно мыльновато, много шумов. На ретро-ЭЛТ телевизоре разница между LD и DVD заметная, но не катастрофическая. В контексте своей эпохи лазерный диск был невероятно хорош. Как это часто бывает, массовая аудитория заплатила рублем за удобство, а не за качество.

Хан стрелял первым


Один из самых ценных экспонатов моей коллекции издание оригинальной трилогии Звездных войн (эпизоды 4, 5 и 6) на лазерном диске 1993 года, The Definitive Collection. Еще одно переиздание трилогии на LD произошло в 1997 году, но более поздний бокс-сет ценится в разы дешевле, чем более ранний. Дело в том, что в 1997 году режиссер Джордж Лукас улучшил все три эпизода, удалив часть сюжетов, добавив новые и снабдив существующие более совершенной компьютерной графикой.



В том числе произошло самое анекдотичное изменение: в кинотеатральной версии четвертого эпизода Хан Соло на переговорах с охотником за головами Гридо заканчивает встречу выстрелом из-под стола, ничем не спровоцированным. В переиздании 1997 года (и последующих) Хан стреляет в ответ на выстрел Гридо.



В культовом фильме даже такое незначительное (с точки зрения нефаната) изменение породило бурю комментариев (в том смысле, что не надо делать Хана Соло лучше, чем он есть, он нам и такой нравится). В издании Definitive Collection 1993 года Хан однозначно стреляет первым. В этом можно убедиться благодаря покадровому просмотру каждый фильм занимает три диска в формате CAV.


Помимо прочего, лазерный диск дает возможность прикоснуться к истории кино. Обазятельно ли для этого покупать проигрыватель и 12-дюймовые пластиковые блины? Нет конечно: все доступно в сети. Хотя Лукас и не любит трилогию в оригинальном виде, цифровой исходник, с которого печатали Definitive Collection, в начале нулевых выпускался на DVD. Фанатами сделана неофициальная копия театрального релиза в 4К, аккуратно отсканированная с нескольких кинолент.



Поэтому не работает и другой аргумент, что издание на LD самое качественное без поздних изменений. Тут есть другая особенность: для данного релиза применили цифровую систему, убирающую артефакты кинопленки, пыль, царапины и подобное. Работает она так: сравниваются два соседних кадра, и если на одном из них присутствует царапина, она замещается информацией с соседнего. Естественно, цифровая система начала девяностых была, мягко говоря, не идеальная, из-за чего у мелких объектов на заднем плане иногда пропадают ноги, как показано на скриншоте выше.

Капсула времени




В отличие от других ретроформатов, которыми я увлекаюсь, лазерный диск строго для чтения, не для записи. Записываемые LD существовали, но воспроизведение этого опыта в домашних условиях обойдется в несколько тысяч долларов. Результатом скорее всего будет один диск с 30-минутным видео. Коллекционная ценность у лазерного диска определенно есть: ассортимент фильмов совпадает с моими предпочтениями, издания красиво смотрятся на полке и вполне смотрибельны на старом телевизоре. Помимо всего прочего это единственная часть ретрохобби, в котором участвует моя жена: мы теперь по вечерам смотрим ретрофильмы. В другой раз я расскажу о нестандартных возможностях лазерного диска, а этот материал хочу закончить копией еще одного LD 1990 года, в котором демонстрируется прорывная (на тот момент) компьютерная графика. Наличие таких артефактов в моей коллекции очень радует. И еще: в отличие от Нетфликса, добавляющего или убирающего фильмы из библиотеки по желанию левой ноги, мои фильмы на LD доступны в любой момент, без доступа к интернету. Пока есть электричество и не сел лазер в проигрывателе.

Подробнее..

Нестандартный лазерный видеодиск, HDTV и Cудный День

08.10.2020 22:10:01 | Автор: admin
Изучая историю лазерного диска на практике, с использованием настоящего плеера и настоящих кинорелизов, я конечно же хотел выяснить, где у этого формата условный святой грааль. Я имею в виду нечто совсем уж редкое, нестандартное, странное и высокотехнологичное. В случае коллекционирования старых вещей, как правило с трудом добываемое. Для лазерных видеодисков как носителей существует как минимум четыре категории подобной дичи: так называемые Squeeze LD, первые кинорелизы в формате высокой четкости Hi-Vision, записываемые лазерные диски. И одна крайне интересная комбинация лазерного видеодиска с компьютером, известная как Domesday Project.



Про эти четыре категории я и хочу рассказать в нехарактерном для меня формате по материалам из интернета. Редкие устройства и диски из этого списка добыть можно, но у меня просто нет столько денег на хобби. К счастью, их довольно подробно описали более состоятельные коллекционеры. Прежде, чем начать, хочу поделиться вот такой мыслью. Мне показалось, что залогом долговременного успеха какой-либо технологии является некий запас прочности. В случае носителя данных я имею в виду задел под последующее расширение функциональности. Например, вслед за штампованными компакт-дисками появились записываемые однократно, а потом и перезаписываемые. Сама технология развилась до современных носителей Blu-Ray с емкостью более ста гигабайт на диск такого же размера.

Лазерный видеодиск появился слишком рано, чтобы стать массовым, но запас прочности у него был. Для цифрового звука, стерофонического и многоканального, а потом и для записи видео в формате почти FullHD, и для данных. Его аналоговая природа и большие размеры не позволили ему превратиться в популярный мультимедийный носитель данных для компьютеров в девяностых (им стал компакт-диск). Но попытки были, еще в восьмидесятые, незадолго до CD-ROM, но на самом деле из совершенно иной эпохи. И эти попытки были очень интересные.

Предыдущая статья про лазерные видеодиски с практическим опытом и впечатлениями.

Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме.

Squeeze LD

Начнем с простой дичи: диски в формате Squeeze LD. Так как лазерный видеодиск в итоге стал форматом для обеспеченных любителей кино, довольно много фильмов выпускались с кинотеатральным соотношением сторон, в широком формате. И это в те времена, когда стандартным телевизором был ящик с соотношением сторон 4:3. Обеспеченный любитель кино мог приобрести ранние широкоэкранные телевизоры или установить проектор (как правило огромный сундук с тремя трубками). Даже в этом случае происходила потеря вертикального разрешения кадра. Например, соотношение сторон фильма Терминатор 2 2.39:1. Вертикальное разрешение кадра в стандарте PAL 576 линий, соотношение сторон 4:3. Получается, что кадр из Терминатора в театральной версии по вертикали должен занимать 321 линию. Все остальное это горизонтальные черные полосы. Что если растянуть кадр по вертикали, используя полное разрешение кадра (576 линий в PAL или 480 в NTSC), а при воспроизведении сжать? Так и сделано на дисках формата Squeeze LD.



По сути была использована технология съемки на кинопленку анаморфированного изображения, только там за растягивание и сжатие отвечает специализированная оптика.



База фильмов на LD знает только про 34 релиза в формате Squeeze LD. Технология появилась слишком поздно, и давала слишком небольшой прирост качества изображения, чтобы стать популярной. На плеерах и ТВ, не умеющих тянуть картинку, она ломала совместимость. В общем, не прижилась. Из-за малого количества изданий, диски Squeeze LD ныне стоят дорого или очень дорого.



Hi-Vision и формат MUSE
Но по ценности артефактов Squeeze LD не может сравниться с дисками Hi-Vision. Представленный в 1993 году, Hi-Vision был по сути первым носителем видео в формате высокой четкости. За 10 лет до Blu-Ray и HD DVD. За пять лет до выпуска еще одного редкого формата D-VHS. Задолго до массового распространения собственно телевизоров и телевещания в формате HD.



История Hi-Vision подробно описана в видео на канале Techmoan. Эмбед выше первая часть, а вот здесь можно найти вторую. Hi-Vision это торговая марка для носителя. Cтандарт кодирования-декодирования видео называется MUSE, он также использовался в Японии для раннего аналогового (!) телевещания в формате высокой четкости. Параметры изображения (некоторые технические данные есть тут): разрешение 1035 вертикальных линий (совсем немного меньше, чем 1080 линий у современного стандарта FullHD), 30 кадров в секунду, несжатый сигнал требовал полосу частот шириной 30 мегагерц. После сжатия на лазерном диске сохранялся сигнал с полосой частот 8.1 мегагерца, чуть больше, чем стандартные ~6 мегагерц у обычных LD. Сделано это было за счет улучшения нескольких параметров носителя: скорость чуть выше (до 2700 оборотов в минуту против ~1800 у стандартного LD), данные записаны чуть плотнее.



Из того же видео Мэтта Techmoan приведу сравнение (ок, слегка пожатое ютюбом) обычного LD и релиза Hi-Vision. Разница есть, но она не выдающаяся: помимо возможностей стандарта, требовался еще и правильный перенос, сканирование исходника в высоком разрешении. В общем все то, чего в середине девяностых еще не было. Меня не перестает удивлять, что в тот же момент, когда мои родители радовались первому магнитофону, кто-то (очень богатый даже по меркам Японии) смотрел кино в высоком разрешении.



Близкий к идеальному пример HD-видео из девяностых показан выше. Это запись 1993 года, но переизданная позднее уже в цифровом формате, на кассете D-VHS. По сравнению с возможностями современных HD-видеокамер, и даже смартфонов, картинка слегка мыльная, но все равно лучше, чем аналоговое видео стандартного разрешения.



Чтобы сегодня посмотреть лазерный диск высокой четкости, придется отдать очень много денег. 3-5 тысяч долларов за рабочий проигрыватель, или тысячу за нерабочий, если вы хотите поиграть в рулетку с ремонтом. У Techmoan плеер ломался два раза, последний фатально. Более того, просто проигрыватель не покажет вам кино, нужен еще отдельный декодер формата MUSE в Японии он использовался и для просмотра Hi-Vision, и для декодирования ТВ-сигнала со спутника. Среди фанатов лазерного диска распространено мнение, что даже обычные издания плеер Hi-Vision читает лучше, за счет лазерного излучателя с меньшей длиной волны (670нм против 780нм). Да, параметры лазера почти такие же, как у формата DVD, выпущенного через четыре года после лазерного диска (там 650нм). Наконец, если вы купили аппаратуру, и она у вас работает, потребуются фильмы. В базе LDDB есть информация о 167 релизах. На eBay эти диски продаются примерно по 300 долларов.

Записываемые лазерные диски
Здесь, наконец-то, лазерные диски начинают приближаться к компьютерам тех времен. Но во всех случаях. Записываемые лазерные диски чаще всего использовались для хранения аналоговых данных тех же изображений или видео, а не цифровых. Два цифровых формата упоминаются здесь: это LV-ROM компании Philips и LD-ROM компании Pioneer. Используя разные файловые системы, эти диски могли вместить, соответственно, до 324 или до 540 мегабайт данных на сторону. Что, учитывая размеры носителя, как-то мало. У всех записываемых реинкарнаций лазерного диска есть одна особенность: они использовались только в профессиональной среде, стоили огромных денег, а сейчас информацию о них нужно собирать буквально по крупицам.



Популярное описание еще одного записываемого формата, на сей раз CRVdisc от Sony, есть в видео того же Techmoan. Он не поленился и нашел устройство для записи, а также диски. Данная установка предполагает работу с видеосигналом, и к компьютеру для передачи данных не подключается. Параметры CRVdisc чуть хуже, чем у заводского LD в формате CAV: 36 или 43 тысячи отдельных кадров, то есть 20-24 минуты видео. В видео приводятся примеры использования: библиотека изображений, например древний цифровой каталог в музее. Или динамический задник для ТВ-эфира, в который вклеивается изображение с ведущими телепередачи. В общем, записываемый лазерный диск был оправдан там, где требовалось что-то записать один раз, и потом регулярно это воспроизводить без деградации, и с достаточно высоким качеством. Комплект, похожий на тот, что тестировал Techmoan, на момент публикации статьи продавался в Нидерландах всего за 3500 евро (новый!). Диски (записываемые, напоминаю, однократно), нужно покупать отдельно. На eBay сейчас ровно одно предложение: два бэу (!) диска за 150 евро в Германии.

Domesday Project



История проекта Domesday начинается 900 с лишним лет назад, когда в средневековой Англии была проведена не то перепись населения, не то инвентаризация ресурсов народного хозяйства. Фолиант с результатами переписи называется "Книга Судного Дня". В названии книги смысловой акцент делается скорее не на библейском страшном суде, когда всем воздастся за их деяния, а на информации об этих самых деяниях. В смысле, когда бы этот Суд не произошел, необходимые для воздаяния данные уже собраны в книге. Это ценный источник исторических данных, и много лет спустя, в восьмидесятых годах прошлого века, концепцию решили воспроизвести, используя самые современные технологии. Была собрана информация о современной жизни Соединенного Королевства, записаны видеоролики о тогдашнем быте, написан сопроводительный текст. Все это получило название BBC Domesday Project (в честь книги) и было доступно на системе из компьютера BBC Master, производства компании Acorn, и лазерного проигрывателя Philips.



То есть: компьютер с восьмибитным процессором MOS 6502, 128 килобайт памяти. Лазерный проигрыватель управляется по интерфейсу SCSI, на дисках хранятся как данные (до 300 мегабайт на стороне), так и видео/изображения. На аналоговую картинку накладывается текст и компьютерная графика, и все это выводится на монитор. На видео выше показана работа этой системы в сборе, в том числе невероятная реализация того, что мы сейчас называем Google Street View. Очень круто: настоящий мультимедийный интерактив, который был сделан в 1986 году, за пять лет до распространения мультимедийных релизов для обычных IBM PC на компакт-дисках. Учитывая невероятно убогое качество видео и картинок на MPC CD-ROM, у Domesday Project было даже некоторое преимущество в качестве.

Да, но при этом проект является характерным примером преждевременного цифрового устаревания. Была сделана ставка на устаревающую уже тогда компьютерную архитектуру. На нежизнеспособный носитель для хранения цифровых и аналоговых данных. Даже язык программирования (BCPL) и тот устаревший. При этом нельзя просто взять и перенести кодовую базу на современный язык программирования, или запустить в эмуляторе: весь проект завязан на лазерный диск с аналоговой информацией. Ее мало просто оцифровать, нужно еще восстановить логическую последовательность: при каких обстоятельствах программа воспроизводит ту или иную картинку или видеоролик, обращаясь к необходимой области на определенном диске (их было несколько). В начале нулевых стало понятно, что когда у последнего специализированного LD-проигрывателя сдохнет электроника или лазер, проект Судного Дня, во всей своей интерактивной полноте, будет утерян.



Были предприняты попытки воссоздания проекта в вебе, которые сами по себе быстро устаревали, терялись в связи со смертью автора. Инициативам по выкладыванию контента мешал копирайт. Короче, можно сказать, что общество столкнулось с большими трудностями в сохранении современного наследия, состоящего из изображений, текста, кода, железа. Трудности были причем не только технические, но и юридические. Все это применимо не только к проекту Domesday, но и, например, к сохранению информации из веба и многим другим компьютерно-архивным задачам. Я вижу в этом некую иронию: с компьютерно-мультимедийным наследием 34-летней давности большие проблемы, а тысячелетний фолиант пожалуйста, доступен, бери и читай.

Нестандартная оцифровка лазерных дисков
И это приводит меня к последней истории про лазерный видеодиск на сегодня. Проект Domesday86 пытается решить все технические (но не юридические) вопросы сохранения BBС Domesday Project. Конечным результатом должна быть достоверная эмуляция оригинального кода, на современном железе. Самой большой трудностью, как я уже говорил выше, является сопряжение софта с железом в виде проигрывателя лазерных дисков, либо с эмулятором LD-проигрывателя, который будет отдавать по запросу то изображение, которое требуется. На сайте проекта есть много технической информации об оригинальном железе. Особенный интерес у меня вызвал проект Domesday Duplicator. Задача его авторов максимально качественно оцифровать видео и графику с лазерных дисков Domesday.

Для части материалов существуют исходники, с которых печатали LD на видеокассетах с дюймовой лентой. Они оцифрованы, но интерес представляет и то, как исходные видео и картинки сохранены на лазерных дисках. То есть недостаточно захватить видеосигнал, нужно каким-то образом записать аналоговые данные во всей полноте, например с метаданными и индексацией.



Для этого и был разработан Domesday Duplicator. Это АЦП с разрядностью 10-бит, захватывающий полосу частот шириной 20 мегагерц (для данных с LD достаточно 13 МГц с большим запасом). Устройство подключается к порту USB 3.0, а с другой стороны непосредственно к выводу RF Out лазерного проигрывателя. Таким образом аналоговая схема старого устройства в обработке сигнала не участвует, разделение данных на звук и изображение, сигналы яркости и цвета, происходит уже в цифровом представлении. Рип одной стороны лазерного диска (полчаса) занимает больше 100 гигабайт.



Для обработки сырых данных был разработан открытый софт, результат работы которого показан на картинке выше. Слева обычный захват видеосигнала с помощью потребительской платы захвата. Справа обработка сырых данных, считываемых лазером. Самое интересное, что данная технология применима почти к любому проигрывателю лазерных дисков, и к любым дискам. В другой жизни я бы обязательно занялся такой оцифровкой, ради эксперимента. Это же так интересно: вытащить видеосигнал с неидеального (по современным меркам) носителя с таким качеством, которое не обеспечит ни один готовый проигрыватель. Но нет, я пожалуй ограничусь просмотром фильмов, со старых дисков, на старом проигрывателе, и на старом телевизоре. Тем не менее, не могу не восхищаться упорством и фанатизмом авторов проекта Domesday86. Именно благодаря таким людям стремительно устаревающие, редкие, малодоступные технологии способны обрести вторую жизнь. Это такая вершина ретрохобби. Одно дело потратить много денег на воспроизведение редких HD-релизов для собственного удовольствия. Другое изучить ретроформат досконально и создать для него что-то новое, поделившись с сообществом. Если мне хватит сил и знаний, я таким обязательно займусь, но кажется с другим ретроформатом моим любимым минидиском.
Подробнее..

LaserDisc история несостоявшегося конкурента видеокассет (часть 2)

14.07.2020 18:11:56 | Автор: admin
Первая часть

Оглавление


  1. Не конкурент магнитной ленте
  2. Жизнь после DiscoVision
  3. Заключение

Не конкурент магнитной ленте


LaserDisc не завоевал рынок даже на ранних этапах, потому что он никогда не участвовал в гонке с видеокассетами. Такой вывод можно сделать, если ознакомиться с культурой домашних развлечений конца семидесятых в США.

Если отбросить печатные издания и индустрию игровых приставок в её зародыше, то дома американцу оставалось либо слушать музыку, либо смотреть сериалы на телевизоре. За музыку на радио платить не приходилось по крайней мере не деньгами. В ротации радиостанции держали набор песен, в котором одна и та же мелодия повторялась несколько раз за день. Если какая-то песня особенно нравилась, то музыкальные магазины продавали записи на магнитной ленте или виниловых пластинках. Телевизор даёт доступ к телепередачам и изредка транслируемым фильмам.

Может показаться, что здесь найдётся место устройству, которое умеет проигрывать фильмы. Реальность распорядилась иначе.

Сравним рекламу первых видеомагнитофонов в США и лазерных проигрывателей Magnavox.


Реклама проигрывателя Magnavox МР-8005 из журнала Home Video Entertainment от 1982 года. Реклама ложная, поскольку она продвигает интерактивные функции формата, а этот плеер доступ к главам или кадрам не поддерживает. На момент выхода рекламы 8005 уже не продавался, в продажу пошла модель 8010.

Реклама плееров LaserDisc продвигает систему как вертушку для видео, продвинутое устройство для интерактивных развлечений, которыми управляет пользователь. Чёткую картинку и стереозвук можно разглядеть и расслышать ещё и не на каждом телевизоре: на тот момент они были небольшими и с единственным динамиком. Рекламные буклеты рассыпаются в описаниях контента систем DiscoVision.

Конечно, с качеством звука и картинки футуристичного лазерного плеера спорить было невозможно, но он мог проигрывать только предварительно записанный контент, который покупался отдельно. Да и вообще, зачем покупать фильмы, которые собираешься посмотреть один, от силы два раза? LaserDisc решал проблему, которой у потребителей не было.


Реклама видеомагнитофона Sony Betamax SL-8600. Выпущен в 1979 году, то есть примерно на старте систем DiscoVision. Изначальная рекомендуемая цена 1 150 долларов. Первый плеер Betamax с цифровыми часами. Слоган гласит Смотри когда угодно что угодно.

Легко заметить отличие рекламы ранних видеомагнитофонов: в них нет ни слова о воспроизведении фильмов с предварительно записанных видеокассет. Это устройства для записи телевидения для просмотра в удобное время.

В пятидесятых годах прошлого века в культуру США вошло телевидение. В 1950 году лишь в 20 % американских домохозяйств был телевизор. Через три года ТВ есть у каждой второй семьи. К концу десятилетия телевизор был почти в в 9 из 10 американских домов.


Телевидение было настолько сильным символом статуса, что им брендировали далёкие от видеотехнологий продукты и очень успешно. К примеру, замороженная еда компании Swanson отчасти обязана своей популярности названию TV Dinner. Конечно, были и другие факторы: после Второй мировой всё чаще в семьях работали женщины, а ещё ужин у американцев главная трапеза дня. Но если ужин телевизионный, то он прочно ассоциировался c удобством и техническим прогрессом.

К 1975 году телевидение это норма: лишь 2,9 % семей США обходились без телевизора. Американцы сформировали привычку отслеживать программу передач, болеть за любимую команду при трансляции спортивных соревнований и регулярно смотреть телесериалы.

Неприятная деталь телевидения: оно происходит по расписанию, которым невозможно управлять. Не всегда серию любимой передачи удаётся застать вовремя, а некоторые шоу и вовсе идут слишком поздно для работающего человека. Раннее телевидение (до шестидесятых) вообще происходило исключительно в прямом эфире, и если записи кинескопа на плёнку не осталось, то до наших дней передача просто не дошла. К примеру, ранний Доктор Кто частично утерян. Если запись есть, сериал могут показать повторно (реран), но решение за телекомпанией.

Телевизор это устройство всей семьи. Хотя телеканалов на тот момент в США было три, иногда домочадцам требовалось смотреть разные каналы в одно и то же время.

Именно поэтому видеомагнитофоны рекламировали в первую очередь как устройства для записи по таймеру, а не плеер для фильмов. Даже стоимость кассет не была таким определяющим фактором: при большом желании можно обходиться одной. В первые годы LaserDisc просто не выполнял тех же функций и не конкурировал с Betamax/VHS напрямую.

Постепенно появился рынок предварительно записанных кассет.

Видеомагнитофоны лишь на старте стоили как крыло самолёта. JVC не требовала никакого лицензирования VHS и свободно распространяла стандарт, поэтому свои деки клепали все подряд. Уже к 1985 году видеомагнитофон за 250 долларов имел тот же набор функций, что и аппарат 1977 года за 1300. С LaserDisc аналогичного не произошло: Pioneer гордо лепила ценник в 800900 долларов на CLD-900.

Видеомагнитофоны появились у многих, что решало проблему курицы и яйца наличия рынка для сбыта контента, с которой LaserDisc поначалу справиться не мог. А сервисы видеопроката размазали себестоимость видеокассет на нескольких потребителей. Дорогую в изготовлении кассету не обязательно покупать её можно взять напрокат. В MCA забыли об этом подумать, когда изобретали свой формат.

LaserDisc выжил, но уже не в позиции победителя.

Жизнь после DiscoVision


В сентябре 1979 года MCA в партнёрстве с IBM основала для бизнеса видеодиска компанию DiscoVision Associates (DVA). Так MCA получает доступ к 50 миллионам долларов инвестиций IBM, которые, конечно, рано или поздно закончатся.

Тем временем Pioneer в Японии успешно наладила производство собственных плееров и потихоньку начала развивать технологию. Изначально японцы имели лицензию только на производство проигрывателей, но после ожесточённых переговоров MCA дала право тиражировать диски. Уже в октябре 1980 в Японии начали печатать диски, в том числе для США.

Беспорядок на фабрике MCA в Карсоне и высокая автоматизация чистого производства в Кофу превратили подпись на Напечатано в Японии на диске в гарантию работоспособности и относительной чистоты картинки. И планов наводить порядок на американской фабрике тиражирования у MCA не было, поскольку продажи не росли.


Примеры деградации различной степени тяжести на LaserDisc.

Не стоит думать, что у Pioneer не нашлось своих проблем. К 1984 году в обиход входит термин laser rot деградация носителей LaserDisc. На дисках, которые идеально выглядели в день покупки, внезапно появлялся снег. Картинка наполнялась помехами, звук приобретал статичный шум. Состояние диска могло ухудшаться либо до полной неработоспособности, либо до точки, когда даже плеер терял трекинг. Виной всему был клей, компонент которого негативно влиял на отражающий слой диска. К середине 1985 года Pioneer по большей части исправила проблему, хотя срок жизни оптических накопителей всё равно ограничен.


Первая страница последнего выпущенного буклета новых релизов DiscoVision, июль 1981.

К 1981 году каталог новых релизов DiscoVision давно перестал расти, а деньги у DVA начали подходить к концу. Штат сотрудников фабрики тиражирования дисков в Карсоне сократили до последнего предела, производство замедлилось, зашла речь о продаже мощностей. В буклете DiscoVision от июля 1981 года всего 35 тайтлов.

Через несколько месяцев переговоров, в феврале 1982 года, Pioneer объявляет о покупке фабрики в Карсоне. Этот завод японцы закрыли на переоборудование, по его окончании Карсон начал выпускать диски среднего качества. В 1989 году даже патенты перешли в Японию: IBM и MCA полностью продали остатки DiscoVision Associates за 200 миллионов долларов. Но и до этого Pioneer фактически полностью контролировала LaserDisc, внося коррективы в стандарт.

На всём периоде жизни LaserDisc чувствовал себя значительно лучше в Японии: там контент чаще покупают, а не арендуют, и низкая себестоимость носителя пришлась кстати. Но даже в Японии к концу жизни формата проигрыватель LD был лишь в 10 % домохозяйств.

Кроме японцев LaserDisc покупали любители видео высокого качества по всему миру. Для нас это может показаться странным, поскольку аналоговые лазерные диски обладали целым рядом если не недостатков, то точно особенностей.

30-сантиметровый оптический диск в точности повторяет размеры 12-дюймового винилового альбома. Разработчики технологии решили порадовать магазины и обычных пользователей схожестью размеров. Схожая упаковка, схожие полки, но не вес: каждый оптический диск весил чуть больше 200 граммов, чуть тяжелее виниловой пластинки того же размера. При этом в плеере он раскручивался до 1800 оборотов в минуту (1500 для региона PAL). Даже сам процесс раскрутки занимал несколько секунд, а ровный гул двигателя продолжался во время работы. Видеокассеты с их формой книги с твёрдым переплётом были куда приятнее для транспортировки.

Какой формат вы выберете, чтобы поставить ребёнку мультфильмы: изнашивающийся аналоговый оптический диск, который можно поцарапать, положив на журнальный столик, или твёрдый брусок пластика с защитой магнитной ленты? LaserDisc ещё и оказался оторван от реальной жизни.

Стоимость плееров начиналась от 300 долларов и доходила до 1500. И качество видео сильно варьировалось от модели к модели, поскольку формат аналоговый. Те же DVD читаются примерно одинаково в любом плеере, поскольку они цифровые. Если релиз на цифровом DVD из-за кодов коррекции ошибок может выдержать даже визуально заметную царапину по всему радиусу диска без деградации качества, то аналоговая природа LaserDisc превращала любой дефект на диске в дефект на экране и в динамиках.


Пример царапины на диске.

На диске CAV (Constant Angular Velocity) с постоянной угловой скоростью умещалось до 30/36 минут видео, CLV (Constant Linear Velocity) с постоянной линейной скоростью работали до 60/64 минут (NTSC/PAL, соответственно). CAV первый вариант, и все первые релизы фильмов были на нём. Стоп-кадр на дисках CAV работал без специального буфера памяти, который присутствовал только на дорогих проигрывателях. Диск CAV хранил 54 тысячи кадров, и пользователь мог немедленно перейти к любому из них. Этим, кстати, пользовались коммерческие системы хранения изображений.

С другой стороны, на две CLV-стороны одного диска умещается 120 минут видео, то есть один типичный полнометражный фильм. В CLV тоже работала навигация по главам, пусть и чуть медленнее из-за раскрутки диска.


На CAV-диске хорошо видна структура телевизионного растра, частотно модулированного и отпресованного на диск. На каждый оборот диска нанесены два полукадра. Крупные промежутки между ними это кадровый гасящий импульс, то есть темнота луча кинескопа во время обратного хода после окончания отрисовки полукадра. Также при увеличении видны строчные гасящие импульсы то есть составляющая для гашения луча в перерывах между отрисовкой строк.

Из-за ошибок мастеринга диска или неисправностей механизма наклона лазер иногда читал соседнюю или даже обе соседние дорожки, что приводило к артефактам на экране. Чтобы с этим бороться, Pioneer в 1982 году незначительно улучшила стандарт CLV, включив в него CAA (Constant Angular Acceleration) с постоянным угловым ускорением. У CAA-диска снижение угловой скорости происходит не постепенно, а шагами. Почти все производители приняли схему CAA, и на упаковках дисков её не выделяли никакими знаками новые проигрыватели уже поддерживали CAA. Впервые CAA применили в издании Звёздных войн, а вообще Pioneer в производстве переключалась между CAA и чистым CLV до середины 1993 года. Иногда даже в одном релизе были диски CAA и CLV.

Воспроизведение фильма действительно было связано со сменой диска. Хотя бы раз в час просмотр нужно было прерывать, подходить к проигрывателю и переворачивать диск, а затем ждать, пока он вновь раскрутится. Дорогие модели плееров умели перемещать лазер наверх, но пауза на раскрутку в обратном направлении всё равно присутствовала.


Вероятно, из-за высокой стоимости лазера использовалась сложная схема с транспортировкой, а не второй лазер. Здесь Sony установила U-образную направляющую, на которой ходит лазер.

При всех своих особенностях LaserDisc действительно имел более чёткую картинку, и маркетинг Pioneer смело обещал картинку на 60 % более чёткую, чем VHS. При правильном обращении и отсутствии брака оптические диски изнашивались слабее, чем магнитная лента. Это, кстати, определило интерес к ним в коммерческих организациях, школах и государственных структурах.

Ранние попытки телевидения высокой чёткости были аналоговыми. Стандарт MUSE был разработан для передачи картинки разрешением 19201035, в Японии MUSE-вещание началось ещё в 1991 году. Чтобы записывать такое на LaserDisc, были разработаны специальные плееры с более точной оптикой и более высокой скоростью вращения 2700 оборотов в минуту против 1800 у обычных дисков. Из-за высокой стоимости эта система не зашла далеко, и всего известно о 24 разных дисков в MUSE HiVision, выпускавшихся сугубо для японского рынка.


Арт с персонажами на пустой стороне диска. Источник: Reddit.

Оригинальный LaserDisc имел два канала аналогового звука, и их качество на момент выхода считалось высоким. Позднее для аналоговых каналов появилось шумоподавление CX. Аналоговые каналы для региона NTSC часто использовали для дополнительной информации к примеру, для дорожки с комментариями. Производство плееров с поддержкой только аналогового звука свернули в 1989 году.

В 1982 году потребитель познакомился с CD и несжатым цифровым аудио. В 1985 Pioneer добавила цифровой звук в LaserDisc с такими же характеристиками, что и у компакт-диска: 44,1 кГц (44 056 для NTSC) и 16 бит на каждый из двух каналов. Из-за технических особенностей на дисках PAL могли быть либо 2 аналоговых канала, либо 2 цифровых, у дисков NTSC такого ограничения не было. К концу восьмидесятых цифровая дорожка стала нормой, диски без неё выпускать перестали.

К девяностым обычного стерео стало мало даже от домашнего кинотеатра ждали окружения звуком. С технологией Dolby Surround Pro-Logic из цифрового стерео декодер получает 4-канальный звук: 3 канала (левый, фронтальный, правый) с полной шириной полосы (от 5 Гц до 20 кГц) и 1 тыловой канал с ограниченной полосой (1007000 Гц).

Поддержка Dolby Digital/AC-3 реализовывалась сжатым потоком данных 384 кбит/с на правом аналоговом канале. Без декодера AC-3 будет слышен только статичный шум, с ним 5 каналов от 5 Гц до 20 кГц и канал сабвуфера 2120 Гц. Наконец, звук 5.1 выполняли с помощью DTS, но с битрейтом 1,4 Мбит/с обоих цифровых каналов. Для этого опять же нужен был декодер DTS, который подключался к плееру.


Пульт плеера Pioneer CLD-3070 с колесом управления скоростью воспроизведения.

Бонусный контент расширенных изданий фильмов включал небольшие документальные фильмы и трейлеры. Стоп-кадр на LaserDisc не содержит искажений, которые неизбежны в видеомагнитофонах. Идеальный стоп-кадр дисков CAV допускал слайд-шоу картинок: мета-метки на диске сообщали плееру, что нужно остановить воспроизведение, а затем пользователь по кадру продвигался вперёд. Так на диск включали любые интересные изображения, к примеру фотографии со съёмочной площадки.


Пример изображений подобного слайд-шоу. Воспроизведение замедлено: в структуре видео это лишь отдельные кадры.

Интерактивные возможности дисков CAV сделали их привлекательным решением для создания интерактивных видеосистем для музеев или рекламы. В Японии LaserDisc долгое время оставался предпочтительным форматом для караоке.

Быстротой доступа дисков CAV воспользовались для создания игровых автоматов. При всей красоте графики геймплей Dragon's Lair ограничен: такое сегодня презрительно назвали бы катсценами и quick time events. Игрок нажимает правильную кнопку в нужный момент, и игровой автомат лишь переходит к фрагменту видео. Сегодня мы бы пошутили, что это уровень нажми , чтобы выиграть, но для 1983 года это казалось интересным. Игра даже попала в музей Смитсоновского института. До этого такой чести удостаивались только две игры (Pong и Pac-Man). Вслед за Dragon's Lair последовали похожие проекты, к примеру, Space Ace.


Прочитанный подряд диск игры Dragon's Lair.



Компактные камеры и доступность технологий заложили бум для домашнего и полупрофессионального видео. На кассетах распространялись видео на любую тему: от кустарных гайдов по фитнесу до полицейских фильмов об опасности холодного оружия. Домашняя видеокамера работала по любому удобному случаю, а потом семья смотрела это на видеомагнитофоне. Ничто из этого не случилось бы на огромном 12-дюймовом диске, за издание на котором нужно было платить лицензионные отчисления.

Для жителей пространства внутри железного занавеса наиболее интересно, что магнитная лента пусть и с потерями качества, но копируется. Кустарные переводы американского кино на территории СССР никогда не стали бы реальностью, если бы домашним видео руководил какой-то сложный проприетарный формат.

Технологии LaserDisc заложили основу для того, что стало CD. В конце девяностых LD передал эстафетную палочку своему наследнику DVD. Фильмы на LaserDisc выходили в США по 2000 год, в Японии последний релиз состоялся 21 октября 2001 года.

LaserDisc завоевал сердца синефилов восьмидесятых и девяностых. В эпоху аналогового видео он оставался более дорогой опцией для киноманов и людей с достатком.



По материалам AVS Forum, Blam1 (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10), Randocity и ura-CALDC.
Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru