Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Philips

Philips DCC в кармане и цифровой Hi-Fi 1994 года

03.12.2020 20:22:40 | Автор: admin
С форматом цифровой компакт-кассеты у меня сложилась своего рода любовь через ненависть. Я потратил кучу времени, чтобы починить хотя бы одно стационарное устройство, а когда починил стало жалко вложенных сил, пришлось пользоваться. Теперь записываю пару кассет в месяц, включая DCC-деку Philips каждый раз с опаской вдруг опять что-то отвалилось? Цифровая кассета стала бессмысленно переусложненным форматом, технически продвинутым, но устаревшим морально уже на момент выпуска в 1992 году. На полках магазинов магнитофоны Digital Compact Cassette прожили всего четыре года, и сейчас найти любой аппарат достаточно сложно. Тем более в хорошем состоянии. После опытов со стационарными устройствами я уже и не пытался переплачивать, и в результате купил два нерабочих портативных плеера.



Потом я их чинил (куда без этого), а заодно изучал историю Philips DCC чуть дальше. То, что в конце 1992 года, на старте продаж, портативное DCC-устройство так и не появилось это был серьезный недостаток формата от Philips. Конкурент от Sony, минидиск, наоборот стартовал с тяжелого, неудобного, но переносного устройства примерно в то же время. Основная проблема DCC была в волшебных магнитных головах. Чтобы уместить на обычную магнитную ленту цифровой аудиопоток с битрейтом 384 килобита в секунду, данные писали в девять параллельных дорожек (восемь данные, девятая сервисный трек). Это значит, что там, где у обычного магнитофона две магнитных головы (для левого и правого каналов), тут надо было разместить восемнадцать, по девять на чтение и на запись. И это для записи на одну сторону ленты, а для второй стороны применялся автореверс. Так вот, внедрить традиционный автореверс с поворотом головы в портативную технику никак не получилось бы. Пришлось прибегнуть к нетривиальным техническим решениям.

Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме.



Предыдущие статьи по теме:
Philips DCC, кассета-неудачник
Цифровая кассета как аудиофильский формат

Philips DCC130



Ладно, решение было тривиальное: в первом портативе не стали реализовывать функцию записи. В сборке для чтения данных все равно пришлось разместить 18 головок, но только для чтения по всей ширине ленты, чтобы можно было воспроизводить обе стороны, просто меняя направление перемотки. В прошлом году я нахожу такое устройство в состоянии не проверен, и вы посмотрите, какое оно крутое!



Аналоговая портативная кассетная техника к началу девяностых уже состоялась: уже были выпущены все легендарные аппараты, впереди только удешевление и дизайнерские изыски. Уже достигли и предельной компактности корпуса чуть больше кассеты. По сравнению со всеми этими достижениями Philips DCC130 тяжел, но очень приятен наощупь. Цельнометаллический корпус, большие кнопки тому виной. Как и первый минидисковый проигрыватель, портативный цифровой магнитофон вызывает уважение солидным подходом к конструкции. Сравним:



Что-то общее есть, только Sony MZ-1 умеет записывать музыку на минидиск, а DCC130 только воспроизводит. Время автономной работы у них примерно одинаковое: два часа. Аккумуляторы и там, и там проприетарные, просто так батарейки на ходу не заменишь. Сплошное страдание, а ведь вам пришлось бы еще купить стационарный аппарат (за 800 долларов или 1440 с учетом инфляции), чтобы записывать кассеты. В дополнение к портативному (за $500 или 900 современных), чтобы слушать на ходу.



Механика магнитофона DCC ничем не отличается от обычного: прижимные ролики, тонвалы и шестерни те же. Разница в особом блоке магнитных голов для чтения и в схеме обработки цифрового сигнала. С ней тоже были проблемы: во-первых, ее не получалось (по тем технологиям) сделать компактной. Во-вторых, она потребляла много электроэнергии. С этим столкнулись и создатели минидиска: первые два поколения рекордеров и плееров не умели работать от обычных батареек. Здесь та же проблема: в Philips DCC130 использован никель-кадмиевый аккумулятор с напряжением 4,8 вольта. Еще одна вынужденная экономия: схема зарядки аккумулятора в плеер не поместилась, сделали отдельное устройство (которого у меня нет).

Плеер включился после того, как я закоротил сгоревший предохранитель на плате. Судя по всему, в него воткнули чужой блок питания с другим напряжением, либо с неправильной полярностью.



Естественно, это была не единственная неисправность: если магнитофону 28 лет, у него обязательно протух приводной ремень, соединяющий мотор и два тонвала. На видео выше познавательная инструкция от главного хранителя DCC, основателя DCC Museum Ральфа Поранкевича. Почему он ремонтирует плеер на пляже? Не знаю, не спрашивайте. Как и Sony MZ-1, первый портативный плеер Philips DCC был скорее демонстрационным образцом. Смешное время автономной работы, вес в полкило, сложная схема зарядки батарей. Напоследок сравню этот плеер с самым компактным кассетным проигрывателем в моей коллекции, от Panasonic. В некотором смысле они родственники: электронику в DCC-портативе разрабатывала Philips, механику японский конгломерат Matsushita.



Philips DCC170
Philips DCC170 третье и последнее поколение портативных устройств формата цифровой кассеты. Это уже полноценное устройство с возможностью записи цифрового звука на DCC, воспроизведения цифровых и обычных аналоговых кассет. Чтобы объяснить, что такого сложного в реализации записи, покажу условное изображение блока магнитных головок для стационарного цифрового магнитофона:



Это сборка из девяти головок для чтения, девяти для записи и еще двух для воспроизведения обычных кассет. В портативе нельзя переворачивать голову, поэтому для реализации функции записи пришлось сделать новую сборку из сорока (!) элементов: по 18 головок для чтения и записи цифровых данных на каждую сторону, плюс по две на сторону для воспроизведения аналоговых кассет.



В DCC130 было проще: только чтение, и даже обычные кассеты считывались цифровыми магнитными головками. Естественно, нужно было добавить схему для оцифровки сигнала с аналоговых входов, сжатия с потерями по протоколу PASC и преобразования для последующей записи. Получилось вот что:



Дисплей и кнопки переехали на верхнюю панель, устройство получилось сделать достаточно компактным, но все равно крупнее обычного кассетного плеера, за счет большой никель-кадмиевой батареи. У минидисковых устройств второго и третьего поколения на тот момент применялись более емкие литий-ионные аккумуляторы. Здесь же время автономной работы подросло не сильно: 2,5 часа воспроизведения. Или записи, не принципиально.



Хотя DCC170 уже помещается в просторный карман, по толщине он чуть ли не в два раза крупнее обычного кассетника. Виной тому аккумулятор, дисплей и две платы с электроникой вместо одной. У моего DCC170 все работало, но пришлось поменять приводной ремень. Для этого в данной модели придется поработать паяльником: только так получится снять одну из двух плат. Вот так плеер выглядит изнутри:







А так выглядит кассетный плеер Panasonic RQ-SX33, механическая часть у них почти одинаковая.



В результате я получил слегка побитый жизнью, но полностью рабочий цифровой кассетный портатив. Набор фич у него примерно соответствует минидисковому рекордеру: запись с линейного и микрофонного входов, а также с цифрового (оптического или коаксиального). Воспроизведение цифровых и аналоговых кассет. Автореверс, естественно, без него DCC в принципе не работает. Большой экран с отображением тегов, но только на фирменных кассетах. Хотя на стационарном магнитофоне DCC951 можно прописать пользовательские теги, на портативном устройстве они не будут отображаться.



Удалось раскачать даже оригинальную аккумуляторную батарею: сначала от нее плеер работал буквально 10 секунд, но потом удалось добиться двух часов, почти как для нового аккумулятора. Для чего можно использовать это устройство? Как ни странно, оно вполне подходит для записи цифровых кассет, даже если у вас есть стационар.



Запись и страдания

Я как-то написал на реддите последовательность действий для записи цифровой кассеты. Приведу перевод здесь:

1. Почини устройство для записи. Что-нибудь обязательно будет сломано!
2. Выбери правильную ленту. Новые, запечатанные без проблем. В старых придется чистить подушечку, прижимающую ленту к головке. Иначе лента будет скрипеть, а запись будет неудачной.
3. Напиши план записи. Один или два альбома на кассету? Если один, то как будет происходить автореверс? Есть два варианта: мгновенное переключение на вторую сторону или сначала перемотка ленты до конца. В первом случае программа на первой стороне должна быть длиннее, чем на второй. Заранее почитай инструкцию, как автореверс при записи реализован на твоем магнитофоне.
4. Определи источник записи, в идеале цифровой (у нас же цифровой формат). Совсем хорошо, если будет цифровой источник высокого разрешения, в формате 44 кГц/24 бит. Толку от этого мало, но приятно.
4. Записывай! Вставь кассету, перемотай на начало, проведи процедуру lead-in (что-то вроде форматирования дискеты), включи запись, включи воспроизведение на источнике. Проставляй вручную маркеры треков, не забудь запрограммировать переход на вторую сторону кассеты. Проставь тег, перематывающий пленку на начало в конце фонограммы. Готово!



Ладно, если отвлечься от неизбежных особенностей формата DCC, портативный DCC170 вполне приятный аппарат. У него мощный усилитель для наушников, удобное управление, полный набор входов и выходов для подключения к любой внешней технике. Разве что современные импульсные блоки питания ему не по душе: наводки проникают в усилитель. Штатный линейный БП этой проблемы лишен.



Одна из особенностей формата DCC в целом и третьего поколения устройств в частности это поддержка разрешений чуть лучше, чем CD, а конкретно цифрового звука с разрядностью 18 бит. В теории это дает улучшенный динамический диапазон при записи. На практике, особенно в портативной технике, теоретические преимущества съедаются шумом аналоговой части. Вот это мне хотелось измерить. Ниже результаты замеров плеера DCC170 через линейный выход в программе RMAA.



И они практически ничем не отличаются от параметров стационарной деки Philips DCC951. Напомню, это портативное устройство 1994 года выпуска. О звуке высокой четкости никто даже и близко тогда не думал. Портативные CD-проигрыватели зачастую не могли толком реализовать потенциал компакт-диска. Параметры, демонстрируемые Philips DCC170, были тогда достижимы только в дорогой стационарной технике. Все исследованные мной портативные минидисковые устройства по динамическому диапазону значительно уступают этому древнему артефакту: вместо 101 дБ там в лучшем случае 92, а чаще 86-88.



Вот такой получился портативный hi-end середины девяностых, неожиданно для меня. Единственное, на что плеер оказался не способен это воспроизводить обычные, аналоговые кассеты. Точнее, он их воспроизводит, но результат вам не понравится. Резиновые прижимные ролики в механизме DCC170 микроскопические, так еще и уставшие от времени. Коэффициент детонации достигает 0,2%, что заметно на слух и очень неприятно. Я попытался заменить ролики на новые, но это не помогло. Цифровым кассетам на эту неравномерность наплевать, так как есть коррекция ошибок. Впрочем, и ладно, для обычных кассет у меня есть обычные плееры.



Минидисковые плееры от Sony успели развиться из больших и неудобных устройств в сверхкомпактные и многофункциональные. Портатив формата Digital Compact Cassette не успел. У него было фундаментальное ограничение в виде габаритов носителя меньше кассеты плеер не сделаешь. Еще бы пара лет жизни, и думаю создателям формата удалось бы создать по-настоящему миниатюрные устройства. Но не судьба. У меня же появились еще два артефакта для прослушивания и записи на этот редкий, и несмотря на странности, чем-то привлекательный древний цифровой формат. Коллекционирование DCC, пожалуй, на этом закончено. Но не закончены страдания, в данном формате они бесконечны. О них я как-нибудь еще расскажу.
Подробнее..

LaserDisc история несостоявшегося конкурента видеокассет (часть 2)

14.07.2020 18:11:56 | Автор: admin
Первая часть

Оглавление


  1. Не конкурент магнитной ленте
  2. Жизнь после DiscoVision
  3. Заключение

Не конкурент магнитной ленте


LaserDisc не завоевал рынок даже на ранних этапах, потому что он никогда не участвовал в гонке с видеокассетами. Такой вывод можно сделать, если ознакомиться с культурой домашних развлечений конца семидесятых в США.

Если отбросить печатные издания и индустрию игровых приставок в её зародыше, то дома американцу оставалось либо слушать музыку, либо смотреть сериалы на телевизоре. За музыку на радио платить не приходилось по крайней мере не деньгами. В ротации радиостанции держали набор песен, в котором одна и та же мелодия повторялась несколько раз за день. Если какая-то песня особенно нравилась, то музыкальные магазины продавали записи на магнитной ленте или виниловых пластинках. Телевизор даёт доступ к телепередачам и изредка транслируемым фильмам.

Может показаться, что здесь найдётся место устройству, которое умеет проигрывать фильмы. Реальность распорядилась иначе.

Сравним рекламу первых видеомагнитофонов в США и лазерных проигрывателей Magnavox.


Реклама проигрывателя Magnavox МР-8005 из журнала Home Video Entertainment от 1982 года. Реклама ложная, поскольку она продвигает интерактивные функции формата, а этот плеер доступ к главам или кадрам не поддерживает. На момент выхода рекламы 8005 уже не продавался, в продажу пошла модель 8010.

Реклама плееров LaserDisc продвигает систему как вертушку для видео, продвинутое устройство для интерактивных развлечений, которыми управляет пользователь. Чёткую картинку и стереозвук можно разглядеть и расслышать ещё и не на каждом телевизоре: на тот момент они были небольшими и с единственным динамиком. Рекламные буклеты рассыпаются в описаниях контента систем DiscoVision.

Конечно, с качеством звука и картинки футуристичного лазерного плеера спорить было невозможно, но он мог проигрывать только предварительно записанный контент, который покупался отдельно. Да и вообще, зачем покупать фильмы, которые собираешься посмотреть один, от силы два раза? LaserDisc решал проблему, которой у потребителей не было.


Реклама видеомагнитофона Sony Betamax SL-8600. Выпущен в 1979 году, то есть примерно на старте систем DiscoVision. Изначальная рекомендуемая цена 1 150 долларов. Первый плеер Betamax с цифровыми часами. Слоган гласит Смотри когда угодно что угодно.

Легко заметить отличие рекламы ранних видеомагнитофонов: в них нет ни слова о воспроизведении фильмов с предварительно записанных видеокассет. Это устройства для записи телевидения для просмотра в удобное время.

В пятидесятых годах прошлого века в культуру США вошло телевидение. В 1950 году лишь в 20 % американских домохозяйств был телевизор. Через три года ТВ есть у каждой второй семьи. К концу десятилетия телевизор был почти в в 9 из 10 американских домов.


Телевидение было настолько сильным символом статуса, что им брендировали далёкие от видеотехнологий продукты и очень успешно. К примеру, замороженная еда компании Swanson отчасти обязана своей популярности названию TV Dinner. Конечно, были и другие факторы: после Второй мировой всё чаще в семьях работали женщины, а ещё ужин у американцев главная трапеза дня. Но если ужин телевизионный, то он прочно ассоциировался c удобством и техническим прогрессом.

К 1975 году телевидение это норма: лишь 2,9 % семей США обходились без телевизора. Американцы сформировали привычку отслеживать программу передач, болеть за любимую команду при трансляции спортивных соревнований и регулярно смотреть телесериалы.

Неприятная деталь телевидения: оно происходит по расписанию, которым невозможно управлять. Не всегда серию любимой передачи удаётся застать вовремя, а некоторые шоу и вовсе идут слишком поздно для работающего человека. Раннее телевидение (до шестидесятых) вообще происходило исключительно в прямом эфире, и если записи кинескопа на плёнку не осталось, то до наших дней передача просто не дошла. К примеру, ранний Доктор Кто частично утерян. Если запись есть, сериал могут показать повторно (реран), но решение за телекомпанией.

Телевизор это устройство всей семьи. Хотя телеканалов на тот момент в США было три, иногда домочадцам требовалось смотреть разные каналы в одно и то же время.

Именно поэтому видеомагнитофоны рекламировали в первую очередь как устройства для записи по таймеру, а не плеер для фильмов. Даже стоимость кассет не была таким определяющим фактором: при большом желании можно обходиться одной. В первые годы LaserDisc просто не выполнял тех же функций и не конкурировал с Betamax/VHS напрямую.

Постепенно появился рынок предварительно записанных кассет.

Видеомагнитофоны лишь на старте стоили как крыло самолёта. JVC не требовала никакого лицензирования VHS и свободно распространяла стандарт, поэтому свои деки клепали все подряд. Уже к 1985 году видеомагнитофон за 250 долларов имел тот же набор функций, что и аппарат 1977 года за 1300. С LaserDisc аналогичного не произошло: Pioneer гордо лепила ценник в 800900 долларов на CLD-900.

Видеомагнитофоны появились у многих, что решало проблему курицы и яйца наличия рынка для сбыта контента, с которой LaserDisc поначалу справиться не мог. А сервисы видеопроката размазали себестоимость видеокассет на нескольких потребителей. Дорогую в изготовлении кассету не обязательно покупать её можно взять напрокат. В MCA забыли об этом подумать, когда изобретали свой формат.

LaserDisc выжил, но уже не в позиции победителя.

Жизнь после DiscoVision


В сентябре 1979 года MCA в партнёрстве с IBM основала для бизнеса видеодиска компанию DiscoVision Associates (DVA). Так MCA получает доступ к 50 миллионам долларов инвестиций IBM, которые, конечно, рано или поздно закончатся.

Тем временем Pioneer в Японии успешно наладила производство собственных плееров и потихоньку начала развивать технологию. Изначально японцы имели лицензию только на производство проигрывателей, но после ожесточённых переговоров MCA дала право тиражировать диски. Уже в октябре 1980 в Японии начали печатать диски, в том числе для США.

Беспорядок на фабрике MCA в Карсоне и высокая автоматизация чистого производства в Кофу превратили подпись на Напечатано в Японии на диске в гарантию работоспособности и относительной чистоты картинки. И планов наводить порядок на американской фабрике тиражирования у MCA не было, поскольку продажи не росли.


Примеры деградации различной степени тяжести на LaserDisc.

Не стоит думать, что у Pioneer не нашлось своих проблем. К 1984 году в обиход входит термин laser rot деградация носителей LaserDisc. На дисках, которые идеально выглядели в день покупки, внезапно появлялся снег. Картинка наполнялась помехами, звук приобретал статичный шум. Состояние диска могло ухудшаться либо до полной неработоспособности, либо до точки, когда даже плеер терял трекинг. Виной всему был клей, компонент которого негативно влиял на отражающий слой диска. К середине 1985 года Pioneer по большей части исправила проблему, хотя срок жизни оптических накопителей всё равно ограничен.


Первая страница последнего выпущенного буклета новых релизов DiscoVision, июль 1981.

К 1981 году каталог новых релизов DiscoVision давно перестал расти, а деньги у DVA начали подходить к концу. Штат сотрудников фабрики тиражирования дисков в Карсоне сократили до последнего предела, производство замедлилось, зашла речь о продаже мощностей. В буклете DiscoVision от июля 1981 года всего 35 тайтлов.

Через несколько месяцев переговоров, в феврале 1982 года, Pioneer объявляет о покупке фабрики в Карсоне. Этот завод японцы закрыли на переоборудование, по его окончании Карсон начал выпускать диски среднего качества. В 1989 году даже патенты перешли в Японию: IBM и MCA полностью продали остатки DiscoVision Associates за 200 миллионов долларов. Но и до этого Pioneer фактически полностью контролировала LaserDisc, внося коррективы в стандарт.

На всём периоде жизни LaserDisc чувствовал себя значительно лучше в Японии: там контент чаще покупают, а не арендуют, и низкая себестоимость носителя пришлась кстати. Но даже в Японии к концу жизни формата проигрыватель LD был лишь в 10 % домохозяйств.

Кроме японцев LaserDisc покупали любители видео высокого качества по всему миру. Для нас это может показаться странным, поскольку аналоговые лазерные диски обладали целым рядом если не недостатков, то точно особенностей.

30-сантиметровый оптический диск в точности повторяет размеры 12-дюймового винилового альбома. Разработчики технологии решили порадовать магазины и обычных пользователей схожестью размеров. Схожая упаковка, схожие полки, но не вес: каждый оптический диск весил чуть больше 200 граммов, чуть тяжелее виниловой пластинки того же размера. При этом в плеере он раскручивался до 1800 оборотов в минуту (1500 для региона PAL). Даже сам процесс раскрутки занимал несколько секунд, а ровный гул двигателя продолжался во время работы. Видеокассеты с их формой книги с твёрдым переплётом были куда приятнее для транспортировки.

Какой формат вы выберете, чтобы поставить ребёнку мультфильмы: изнашивающийся аналоговый оптический диск, который можно поцарапать, положив на журнальный столик, или твёрдый брусок пластика с защитой магнитной ленты? LaserDisc ещё и оказался оторван от реальной жизни.

Стоимость плееров начиналась от 300 долларов и доходила до 1500. И качество видео сильно варьировалось от модели к модели, поскольку формат аналоговый. Те же DVD читаются примерно одинаково в любом плеере, поскольку они цифровые. Если релиз на цифровом DVD из-за кодов коррекции ошибок может выдержать даже визуально заметную царапину по всему радиусу диска без деградации качества, то аналоговая природа LaserDisc превращала любой дефект на диске в дефект на экране и в динамиках.


Пример царапины на диске.

На диске CAV (Constant Angular Velocity) с постоянной угловой скоростью умещалось до 30/36 минут видео, CLV (Constant Linear Velocity) с постоянной линейной скоростью работали до 60/64 минут (NTSC/PAL, соответственно). CAV первый вариант, и все первые релизы фильмов были на нём. Стоп-кадр на дисках CAV работал без специального буфера памяти, который присутствовал только на дорогих проигрывателях. Диск CAV хранил 54 тысячи кадров, и пользователь мог немедленно перейти к любому из них. Этим, кстати, пользовались коммерческие системы хранения изображений.

С другой стороны, на две CLV-стороны одного диска умещается 120 минут видео, то есть один типичный полнометражный фильм. В CLV тоже работала навигация по главам, пусть и чуть медленнее из-за раскрутки диска.


На CAV-диске хорошо видна структура телевизионного растра, частотно модулированного и отпресованного на диск. На каждый оборот диска нанесены два полукадра. Крупные промежутки между ними это кадровый гасящий импульс, то есть темнота луча кинескопа во время обратного хода после окончания отрисовки полукадра. Также при увеличении видны строчные гасящие импульсы то есть составляющая для гашения луча в перерывах между отрисовкой строк.

Из-за ошибок мастеринга диска или неисправностей механизма наклона лазер иногда читал соседнюю или даже обе соседние дорожки, что приводило к артефактам на экране. Чтобы с этим бороться, Pioneer в 1982 году незначительно улучшила стандарт CLV, включив в него CAA (Constant Angular Acceleration) с постоянным угловым ускорением. У CAA-диска снижение угловой скорости происходит не постепенно, а шагами. Почти все производители приняли схему CAA, и на упаковках дисков её не выделяли никакими знаками новые проигрыватели уже поддерживали CAA. Впервые CAA применили в издании Звёздных войн, а вообще Pioneer в производстве переключалась между CAA и чистым CLV до середины 1993 года. Иногда даже в одном релизе были диски CAA и CLV.

Воспроизведение фильма действительно было связано со сменой диска. Хотя бы раз в час просмотр нужно было прерывать, подходить к проигрывателю и переворачивать диск, а затем ждать, пока он вновь раскрутится. Дорогие модели плееров умели перемещать лазер наверх, но пауза на раскрутку в обратном направлении всё равно присутствовала.


Вероятно, из-за высокой стоимости лазера использовалась сложная схема с транспортировкой, а не второй лазер. Здесь Sony установила U-образную направляющую, на которой ходит лазер.

При всех своих особенностях LaserDisc действительно имел более чёткую картинку, и маркетинг Pioneer смело обещал картинку на 60 % более чёткую, чем VHS. При правильном обращении и отсутствии брака оптические диски изнашивались слабее, чем магнитная лента. Это, кстати, определило интерес к ним в коммерческих организациях, школах и государственных структурах.

Ранние попытки телевидения высокой чёткости были аналоговыми. Стандарт MUSE был разработан для передачи картинки разрешением 19201035, в Японии MUSE-вещание началось ещё в 1991 году. Чтобы записывать такое на LaserDisc, были разработаны специальные плееры с более точной оптикой и более высокой скоростью вращения 2700 оборотов в минуту против 1800 у обычных дисков. Из-за высокой стоимости эта система не зашла далеко, и всего известно о 24 разных дисков в MUSE HiVision, выпускавшихся сугубо для японского рынка.


Арт с персонажами на пустой стороне диска. Источник: Reddit.

Оригинальный LaserDisc имел два канала аналогового звука, и их качество на момент выхода считалось высоким. Позднее для аналоговых каналов появилось шумоподавление CX. Аналоговые каналы для региона NTSC часто использовали для дополнительной информации к примеру, для дорожки с комментариями. Производство плееров с поддержкой только аналогового звука свернули в 1989 году.

В 1982 году потребитель познакомился с CD и несжатым цифровым аудио. В 1985 Pioneer добавила цифровой звук в LaserDisc с такими же характеристиками, что и у компакт-диска: 44,1 кГц (44 056 для NTSC) и 16 бит на каждый из двух каналов. Из-за технических особенностей на дисках PAL могли быть либо 2 аналоговых канала, либо 2 цифровых, у дисков NTSC такого ограничения не было. К концу восьмидесятых цифровая дорожка стала нормой, диски без неё выпускать перестали.

К девяностым обычного стерео стало мало даже от домашнего кинотеатра ждали окружения звуком. С технологией Dolby Surround Pro-Logic из цифрового стерео декодер получает 4-канальный звук: 3 канала (левый, фронтальный, правый) с полной шириной полосы (от 5 Гц до 20 кГц) и 1 тыловой канал с ограниченной полосой (1007000 Гц).

Поддержка Dolby Digital/AC-3 реализовывалась сжатым потоком данных 384 кбит/с на правом аналоговом канале. Без декодера AC-3 будет слышен только статичный шум, с ним 5 каналов от 5 Гц до 20 кГц и канал сабвуфера 2120 Гц. Наконец, звук 5.1 выполняли с помощью DTS, но с битрейтом 1,4 Мбит/с обоих цифровых каналов. Для этого опять же нужен был декодер DTS, который подключался к плееру.


Пульт плеера Pioneer CLD-3070 с колесом управления скоростью воспроизведения.

Бонусный контент расширенных изданий фильмов включал небольшие документальные фильмы и трейлеры. Стоп-кадр на LaserDisc не содержит искажений, которые неизбежны в видеомагнитофонах. Идеальный стоп-кадр дисков CAV допускал слайд-шоу картинок: мета-метки на диске сообщали плееру, что нужно остановить воспроизведение, а затем пользователь по кадру продвигался вперёд. Так на диск включали любые интересные изображения, к примеру фотографии со съёмочной площадки.


Пример изображений подобного слайд-шоу. Воспроизведение замедлено: в структуре видео это лишь отдельные кадры.

Интерактивные возможности дисков CAV сделали их привлекательным решением для создания интерактивных видеосистем для музеев или рекламы. В Японии LaserDisc долгое время оставался предпочтительным форматом для караоке.

Быстротой доступа дисков CAV воспользовались для создания игровых автоматов. При всей красоте графики геймплей Dragon's Lair ограничен: такое сегодня презрительно назвали бы катсценами и quick time events. Игрок нажимает правильную кнопку в нужный момент, и игровой автомат лишь переходит к фрагменту видео. Сегодня мы бы пошутили, что это уровень нажми , чтобы выиграть, но для 1983 года это казалось интересным. Игра даже попала в музей Смитсоновского института. До этого такой чести удостаивались только две игры (Pong и Pac-Man). Вслед за Dragon's Lair последовали похожие проекты, к примеру, Space Ace.


Прочитанный подряд диск игры Dragon's Lair.



Компактные камеры и доступность технологий заложили бум для домашнего и полупрофессионального видео. На кассетах распространялись видео на любую тему: от кустарных гайдов по фитнесу до полицейских фильмов об опасности холодного оружия. Домашняя видеокамера работала по любому удобному случаю, а потом семья смотрела это на видеомагнитофоне. Ничто из этого не случилось бы на огромном 12-дюймовом диске, за издание на котором нужно было платить лицензионные отчисления.

Для жителей пространства внутри железного занавеса наиболее интересно, что магнитная лента пусть и с потерями качества, но копируется. Кустарные переводы американского кино на территории СССР никогда не стали бы реальностью, если бы домашним видео руководил какой-то сложный проприетарный формат.

Технологии LaserDisc заложили основу для того, что стало CD. В конце девяностых LD передал эстафетную палочку своему наследнику DVD. Фильмы на LaserDisc выходили в США по 2000 год, в Японии последний релиз состоялся 21 октября 2001 года.

LaserDisc завоевал сердца синефилов восьмидесятых и девяностых. В эпоху аналогового видео он оставался более дорогой опцией для киноманов и людей с достатком.



По материалам AVS Forum, Blam1 (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10), Randocity и ura-CALDC.
Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru