Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Акустика

Выходной со звуком интервью с инженерами аудиосистем и отчеты с онлайноффлайн выставок

04.10.2020 00:22:46 | Автор: admin

Приглашаем вас прогуляться по импровизированной онлайн-выставке Аудиомании просмотреть избранные материалы с мероприятий, почитать и послушать фоном интервью с разработчиками аудиосистем, плюс посмотреть короткие видеоролики с обзорами новинок 2020-го года.

Автор фотографии: Petri R. Источник: Unsplash.comАвтор фотографии: Petri R. Источник: Unsplash.com

[У нас на Хабре] Ремонт для звука: акустическая подготовка помещения.

Знакомство с выставками аудио- и видеотехники (часть первая, часть вторая). Говорим простыми словами о мероприятиях разного масштаба от широкоформатных до профильных. Начинаем с High End Show в Мюнхене и одной из крупнейших выставок в России и СНГ. Во второй половине обсуждаем Internationale Funkausstellung Berlin, CES и отмечаем другие эвенты, включая NAMM Musikmesse Russia. Такой back-to-back обзор подойдет для начинающих аудиоманов.

Как это было: академия винила Pro-Ject и Аудиомании в Санкт-Петербурге. Детальный отчет с нашего мероприятия, вновь собравшего единомышленников для общения. В материале на 20 тысяч знаков делимся заметками о том, что рассказывали на лекциях и какую показывали аудиотехнику. Если вы не были на таких митапах, начните погружение с этой обзорной статьи.

Hi-Fi-выставка 2020 в онлайн-формате. Это плейлист весеннего эвента, для которого мы подготовили специальные обзоры новинок этого года. Далее пример ролика для системы с акустикой Penaudio Lumi, а еще мы показали вариант компактного Hi-Fi до 100 000 рублей.

Бренд Thorens на мюнхенской выставке High End Show 2019. Большой фоторепортаж со стенда компании, представившей проигрыватели виниловых пластинок. На снимки попали бесшумный двигатель с прямым приводом, обновленный блок питания и другие компоненты разных классов продукции бренда. В обзор вошли и фотографии обновлённой легенды Thorens TD 124 DD.

Интервью с Виктором Лагарповым, тех.директором World Audio Distribution. Эта компания занимается такими брендами Arslab, Penaudio, Old School и Cold Ray. В интервью Виктор рассказывает, как он попал аудиоиндустрию и пришел к сотрудничеству с Аудиоманией. Еще объясняет, как организовано производство акустических систем и другой аудиотехники на нашем заводе в Риге.

Альт ван ден Хул отвечает на вопросы Аудиомании. В прошлом году мы побеседовали с легендой мира звука, обсудили множество тем (таймкоды в описании к видео): от многоканального аудио в музыке до новой продукции и ведения Hi-Fi-бизнеса. Запись нашей встречи далее:

Продолжение осмотра на Барабанном. В прошлой подборке, где мы делились руководствами для акустической подготовки помещений, уже были затронуты наши кинозалы и выставка. На этот раз представляем подробный отчет о том, как у нас все устроено. Его подготовили специалисты Stereo.ru, снабдив свои оценки многочисленными иллюстрациями, а текст деталями из увиденного.

Репортаж с Munich High End Show 2018. У нас есть сразу несколько обзоров выставки 2018 года (вот еще один в двух частях первая, вторая). Здесь много фотографий, огромное количество интересный деталей и нюансов с мероприятия, которыми поделились журналисты Stereo.ru.

Музыка лучшая психоэмоциональная терапия. На московской выставке Hi-Fi & High End Show 2017 побывал Ларс Мёллер (Lars Mller) из DALI (Danish Audiophile Loudspeaker Industries). Он поделился мнением о работе с инженерными идеями, взаимодействии с клиентами, производстве, акустике DALI Katch, ее сходстве с аналогом от Bang&Olufsen, использовании винтажного дизайна и затронул множество других тем. Интервью получилось действительно подробным и глубоким.

Дополнительные материалы для чтения, просмотра и прослушивания:

P.S. А какие выставки нравятся вам? Что лучше личное присутствие или онлайн-версии?

[У нас на Хабре] Как наш мозг генерирует состояния сознания (новое исследование)

Подробнее..

Мыши, мозг, звуковой VR и шумоподавление

17.07.2020 00:16:45 | Автор: admin
Эксперименты на лабораторных мышах выявили способность мозга подавлять акустические шумы на уровне слуховой коры. Дэвид Шнейдер (David Schneider) с группой исследователей из Медицинской школы Университета Дьюка и Нью-Йоркского университета провели серию опытов, которая приблизила ученых к пониманию механизмов шумоподавления на уровне восприятия звука центральной нервной системой. Результаты исследования были опубликованы в журнале Nature. Ученые считают, что их исследование поможет понять, каким образом люди учатся говорить и исполнять музыку на различных инструментах, определить связь особенностей слуха человека и животных с конкретными участками слуховой коры. В экспериментах была использована аудиальная иллюзия (виртуальная реальность), разработанная для лабораторных животных.


Предмет исследования


В процессе эксперимента мышей заставили бегать на тренажере, при этом подменили звуки их шагов звуком, который существенно тембрально отличался от него. Известно, что источником шумов может быть как внешняя среда, так и действия индивида, например, шаги, речь и дыхание.

У человека, как и у животных в процессе эволюции развилась способность подавлять фоновые шумы, отличая их от внешних аудиальных раздражителей. Иными словами, мы предпочитаем не слышать постоянно шум нашего дыхания, а скорее будем прислушиваться к тому, что за неведомая бяка прискачет из внешней среды, может ли она нас съесть или, напротив, сгодится в пищу.

Эта способность стала одной из базовых основ нашего слуха. Сегодня нейронные цепи в слуховой зоне коры, которые учатся распознавать внешние и собственные звуки, а также маскируют и компенсируют их в восприятии, остаются малоизученными, если не сказать хуже, практически неизвестны нейробиологам.

Эксперимент


Ученые использовали 11 лабораторных мышей, сформировав у них ассоциацию постороннего звука с их шагами. Для этого было создано некое подобие виртуальной реальности, но не визуальной, а акустической. Животным фиксировали голову и ставили на миниатюрную беговую дорожку. В такт шагам воспроизводилась запись специальных звуков, которые назначались в качестве звукового сопровождения движений. Звук был принципиально новым и не похожим на естественный шум. При этом новый стимул от аудиального раздражителя постоянно отслеживался при помощи регистрации изменения локального потенциала поля (LFP).

Со временем кора перестала реагировать на раздражитель, а стимул с измененной частотой (изменение в пол октавы) был достаточно сильно подавлен и не вызывал столь выраженного возбуждения нервной ткани, как на старте эксперимента. Эффект был четко связан с движением мыши и не наблюдался в её отсутствие. В покое сенсорные нейроны слуховой зоны реагировали на тестовые звуковые раздражители также, как на прочие внешние звуки. Датчики также зафиксировали, что в инфрагранулярной части коры тестовые звуки вызывают более сильные изменения, нежели в супрагранулярной. Такая локализация ответной реакции свидетельствует, что в шумоподавлении принимают участие именно нейроны слуховой коры, а подавление происходит вне когнитивных процессов, как предполагалось в некоторых гипотезах ранее.

Подтверждение по Павлову и эволюционные закономерности


Для проверки результатов было проведено ещё несколько экспериментов. Мышей обучили поиску награды, который должен был начинаться после двух различных звуковых сигналов. Равно как и в первом эксперименте один из тестовых звуковых раздражителей ассоциативно привязали к двигательной активности.

Было отмечено, что сигнал, привязанный к движению, распознавался мозгом хуже, чем тот, что не был с ними связан. При этом в состоянии относительного покоя они одинаково хорошо распознавали оба сигнала.

В исследовании дополнительно упоминается эволюционная важность подавления собственных шумов. Особенно для мышей, которые являются потенциальными жертвами разнообразных хищников, а звук один из важнейших сенсорных индикаторов опасности. Многочисленные исследования подтверждают, что для человека аудиальные маркеры опасности также крайне значимы, что отмечается в исследовании о психоакустическом влиянии низких частот, работах о локализации источников звука в пространстве и т.д.

Система нейронного шумоподавления у человека, очевидно, выполняет и более сложные функции, уже привязанные к высшей нервной деятельности, таким как овладение устной речью, а также освоение исполнения на музыкальных инструментах. Дело в том, что этот, казалось бы, простой механизм на прямую связан с музыкальной памятью, которая в свою очередь имеет механизм репрезентативного предсказания звуков и способов их извлечения. Именно этот механизм позволяет связать слух, восприятие, память и моторные реакции в таких сложных комплексных процессах.

По словам Шнайдера В процессе речевого обучения и получения исполнительских навыков, мы прогнозируем извлекаемые звуки, которые намерены услышать. Например, перед тем, как нажать клавишу пианино. В дальнейшем (прим. авт.) сравниваем их с результатом в действительности. Несоответствие между ожиданиями и реальностью используем, чтобы корректировать исполнение. Со временем у нас получается все лучше, так как мозг стремится уменьшить количество ошибок.

В качестве заключения


Исследование Шнайдера и его коллег демонстрирует прямую зависимость между нейробиологическими возможностями слуха человека и животных с эволюционными механизмами, влияющими на их развитие. Полагаю, что пристальное изучение таких явлений и связей ключ к максимально глубокому пониманию феноменов и явлений, связанных с человеческим слухом.

Реклама
В нашем каталоге нет лабораторных мышей, литературы по нейробиологии, а в шоурумах не проводятся научные эксперименты, но мы готовы предположить широкий ассортимент аудио и видео электроники для бытовых и профессиональных нужд
Подробнее..

Хорошо забытое новое Falcon Acoustics возрождает DIY-акустику и продаёт колонки-конструктор за 150 000 рублей

24.09.2020 20:09:56 | Автор: admin
Неизвестно, что послужило толчком к появлению старого-нового формата, но один из крупнейших производителей динамических громкоговорителей в Европе решил порадовать покупателей акустическими системами для самостоятельной сборки. По словам производителя, это сделано для сокращения стоимости устройства. Известно, в западной Европе, тем более в Великобритании, акустические системы высокой верности стоят невменяемых денег (мы не говорим об аудиофильских изысках, которые дороги везде), речь о добротной HI-FI-акустике, но произведенной в Западной Европе. Британская компания решила исключить самую затратную часть себестоимости сборку, и делегировала этот процесс меломанам.



Тем самым уменьшилась стоимость полочников, которые произвели экономные британцы. Со среднестатистических 3 3,5 до очень привлекательных по европейским меркам 1,5 тысяч. Известно, что любое китайское изделие будет дешевле, и не факт, что сильно хуже, но не мало привередливых европейских меломанов подозрительно относятся к технике из поднебесной и предпочитают переплачивать за своё родное. Под катом подробнее о том, что за акустика получилась у производителя динамиков.


DIY-акустика как предмет роскоши


Итак, перед нами IMF 100 классическая полочная АС -конструктор, не требующая дружбы с паяльником и любви к канцерогенной канифольной дымке. Двухполосные полочники с очень приличными динамиками и хорошо рассчитанным фанерным корпусом. Акустическое оформление незаурядная для современной акустики трансмиссионная линия, которую так любят энтузиасты кастомной акустики в наших широтах.



Могу предположить, что ещё одна внушительная часть стоимости это как раз корпус из березовой фанеры, изготовление и сырье, для которого стоят совсем не дёшево в Европе. Можно долго спорить о влиянии или не влиянии пород древесины на верность воспроизведения, но факт в том, что деревянные АС (при правильном расчете) при прочих равных звучат определенно лучше (вернее), чем корпуса из ЛДСП и аналогичных материалов.

К слову, корпуса сделаны в Италии. И это я не про качество, а про стоимость, при соблюдении технологических норм и надлежащем контроле качества нет никакой разницы, кто собирал, европейцы, китайцы или жители центральной Африки. Но, видимо, британцы решили не экспериментировать с азиатской сборкой, что, наверняка, отразилось в стоимости. Толщина стенок корпуса достаточно внушительная 9 и 12 мм. Фанера богато декорируется на выбор натуральным ореховым или махагоновым шпоном.

Я не эксперт в ценообразовании на столярные работы, но рискну предположить, что факт итальянского происхождения фанерных корпусов прибавил к стоимости каких-нибудь ощутимых 15 % (особенно, учитывая маркетинговые манипуляции на этом факте).

Реинкарнация прототипа 1974 года


Вышеназванные составляющие уже позволяют отнести устройство не столько к бытовым утилитарным предметам, сколько к предметам роскоши, по факту, геморроя с фанерой и прочими танцами с аудиофильскими бубнами. Помимо прочего акустике подарили культовые динамики, как утверждает производитель, попарно подобранные Falcon B110 и T27. Именно эти драйверы стояли в прототипах студийных мониторов Falcon LS3/5a 1974 года.



Пара представляет собой пятидюймовый СЧ/НЧ-излучатель с бекстреновым диффузором и 9-мм майларовый твитер. Частотный диапазон устройств составляет от 38 Гц до 20 кГц с чувствительностью 86 дБ. Параметры в целом совпадающие с характеристиками студийных устройств.



Совокупная масса одной колонки около 12,5 кг, основная часть этой массы сосредоточена в толстостенном корпусе и достаточно мощном постоянном магните СЧ/НЧ динамика. В фильтре нет ничего сверхвыдающегося. Как меня заверили знакомые инженеры, вполне надежная и заурядная конструкция, почти стандартная для большинства двухполосных мониторов. Электролитические конденсаторы с запасом, годная катушка.



Колонки за 30 минут


По утверждениям производителя, сборка осуществляется за 30 минут, никакой пайки, все соединения при помощи стандартных разъемов и клемм. По сути, нужно соединить в единую цепь фильтр, клеммы и динамики, установить в корпуса демпфирующий материал и закрепить динамики в корпусе при помощи шурупов. Таким образом можно говорить о максимально простом варианте самостоятельной сборки, которую может провести даже ребёнок.



Можно также утверждать, что у АС не так много общего с классической аудиоэлектроникой для самостоятельной сборки, распространённой в послевоенные годы. То, что некогда было популярным, требовало много усилий, более продолжительное время, навыки пайки и, в идеале, чтобы всё было правильным, руководить процессом должен инженер.

В качестве заключения


Очевидно, что рынок DIY-конструкторов растёт, и на фоне коронавируса можно ожидать ещё более бурного роста. Насколько это хорошо или плохо, я пока утверждать не готов, но если будет запрос на создание статьи с тестированием этой акустике, не исключено, если на то будет читательский запрос, я опубликую полноценный материал, с помощью которого можно будет проверить информацию.



Реклама
Мы продаем электронику, в нашем каталоге много разного, в том числе акустические системы, наушники и многое другое.
Подробнее..

Теория и практика DIY-акустики экспертные обзоры по проектированию, реверс-инжинирингу и компонентам

04.11.2020 02:21:17 | Автор: admin

В этом дайджесте есть подробный теоретический блок из нескольких материалов, плюс статьи о практических проектах по разработке акустики, выборе компонентов и реверс-инжиниринге.

Фотография: Audiomania.ruФотография: Audiomania.ru

Поговорим о звуке. Подступиться к DIY-акустике поможет большой гайд по акустическим системам от Stereo.ru. Начинается он с разбора того, что стоит понимать под частотой звука, как человек воспринимает его громкость и локализует источник. Далее следует краткий ликбез: гармоники, диссонанс, консонанс, звуковое давление и базовые моменты в поведении звука.

Строение динамика. В качестве продолжения первой части авторами задуман специальный рассказ об истории появления динамика, его устройстве и компонентах. С помощью этой статьи вы сможете разобраться с диффузором, подвесами, катушкой, магнитной системой и корзиной.

Типы динамиков. Сразу после фундаментальных моментов рассматриваем различия типов. Как выглядит и ведет себя широкополосник, о каких компонентах твитера нужно знать, что показывает лазерный интерферометр для среднечастотного динамика и какие с ним есть сложности. Плюс разбираемся с вуфером, его отличиями от собратьев и строением коаксиального драйвера. В заключительной части обсуждаем динамики для наушников.

Варианты излучателей. Рассматриваем, какие еще есть возможности для преобразования электрического сигнала в акустический на примере магнитопланара [с ним в СССР выпускали пищалки 10ГИ-1 и наушники ТДС-7], электростатического варианта планарного излучателя, пьезоизлучателя, ионофона [представлен на ВДНХ в начале 50-х] и излучателя Хейла.

Фотография: Audiomania.ruФотография: Audiomania.ru

Стены, сферы, ящики, каналы. Продолжаем изучать теорию. На этот раз объясняем, почему сам по себе динамик еще не акустическая система. Говорим о кабинетах, их особенностях и вариантах акустического оформления: от закрытого ящика до лабиринта. Показываем, как выглядит акустика, где для каждой полосы подобрана своя комбинация динамика и оформления.

Читаем технические характеристики акустических систем. Бонусный материал, призванный завершить знакомство с базовыми понятиями в области акустики. С его помощью вы разберетесь, как узнать импеданс и диапазон частот, выяснить характеристики чувствительности и звукового давления. Помимо этого не забываем затронуть коэффициент нелинейных искажений, мощность и режим клиппирования. Дополнения о номинальной, пиковой, мгновенной и программной мощности, а еще ошибках в эксплуатации АС в этой статье.

Как появился конструктор акустической системы Audiocore Kit. В выпуске Звука [по ссылке его текстовая версия] мы поговорили о разработке Юрия Станиславовича Фомина, инженера-конструктора акустических систем и основателя лаборатории F-Lab. В интервью мы обсудили подход к проектированию и компоненты системы, подробнее о том, что входит в ее комплектацию, какие материалы здесь использованы описали в дополнительном материале.

Практика создания акустических систем высокого класса. Развернутая статья, в которой Юрий Кобзарь делится личным мнением о выборе материалов и компонентов АС, компромиссах при конструировании и отладке звучания. Это лонгрид, наполненный эмоциями и экспертизой. Еще один рекомендуемый материал для изучения по этой теме вы найдете в нашем Мире Hi-Fi.

Фотография: ThisisEngineering RAEng. Источник: Unsplash.comФотография: ThisisEngineering RAEng. Источник: Unsplash.com

Что нам стоит стример построить: комбинация Raspberry и Topping E30. Экспертный материал от Stereo.ru о том, как собрать бюджетный сетевой источник на Raspberry Pi3 B+. Представители издания рассказывают, что для этого делать с точки зрения железа и ПО, зачем нужен топпинг чем хорош этот ЦАП для DIY-проекта, а где у него наблюдаются недостатки.

Как я сделал диффузор Шрёдера. Объем черновика этой статьи превысил 40 тыс. символов. В первой части автор рассказывает, как прошел путь от покупки измерительного микрофона до разработки акустической мебели [мы затрагивали эту тему в одном из дайджестов об акустической подготовке помещений], объясняет конструктивную концепцию, делится параметрами, подходом к определению порядка сборки и надежного размещения.

Процесс исправления недостатков сопровождается фотографиями всего их тут более трех десятков. Второй проект учитывает опыт разработки предыдущего. Он получился сложнее, поэтому ход проектирования выглядит интереснее автор представил более 60 снимков.

Выбор плёночных конденсаторов. Объясняем, на что он влияет, и на какие группы по назначению можно разбить компоненты. Разбираем устройство пленочных конденсаторов, приводим таблицу характеристик, схему фольгового и плёночного полипропиленового конденсаторов. Во второй части рассказа делаем акцент на рабочие параметры, самовосстановление, диэлектрическую абсорбцию и типы диэлектриков конденсатора.

Фотография: schlae. Источник: GitHub Фотография: schlae. Источник: GitHub

Энтузиаст воссоздал Sound Blaster 1.0. Рассказываем, чем примечателен проект реверс-инжиниринга представителя одного из наиболее ярких семейств звуковых карт 1990-х годов.

Реплику сделали совместимой с оригинальным компьютерным железом того времени, а еще разработчики воспроизвели другие проекты. Дополнительный материал для чтения по теме реверс-инжиниринг звукового усилителя популярной портативной консоли того же времени.

Подробнее..

Нельзя так просто взять и выбрать акустическую систему более десяти экспертный гайдов, тестов и обзоров

12.12.2020 16:04:40 | Автор: admin

Вновь обращаемся к экспертизе, собранной в нашем Мире Hi-Fi. Ранее мы посмотрели, где производят аудиотехнику, рассказали о теории и практике DIY-акустики и настройке домашнего кинотеатра. На этот раз решили поделиться с вами руководствами по теме подбора акустики.

Фотография: Jeff Sheldon. Источник: Unsplash.comФотография: Jeff Sheldon. Источник: Unsplash.com

Как правильно выбрать акустическую систему. Эксперты What Hi-Fi? делятся рекомендациями и искрометными метафорами в гайде для тех, кто только начинает знакомиться с темой Hi-Fi-акустики. Для этого здесь есть все необходимое: глоссарий с базовыми терминами и важные нюансы, которые следует знать еще до начала подбора акустики, плюс ответы на следующие вопросы. Как подойти к расположению акустической системы в интерьере с учетом размеров последнего. На какую акустику смотреть? Что нужно обязательно взять с собой в магазин на пробное прослушивание? Как общаться с продавцами? Здесь вы найдете комментарии по этим моментам и не только, а еще советы о том, как разместить акустику дома.

Активная и пассивная акустика: что лучше. Справочный материал от журналистов What Hi-Fi? поможет быстро разобраться, что к чему. Рекомендуем пролистать и изучить его, чтобы быть на одной волне с консультантами в магазинах, которые будут вам что-то рекомендовать. Если вы сами разберетесь в теории, процесс подбора подходящей акустики будет в разы эффективнее.

Как выбрать колонки: дополнительные критерии. Двигаемся от общих моментов к частным в заметке Barnsly вы найдете базовую классификацию акустики по стоимости, обсуждение различий и особенностей в зависимости от страны-производителя, пару слов о форм-факторе систем и подборе усилителей. Помимо этого компактный рассказ о динамиках о том, как они устроены, какой может быть конструкция диффузора, что есть из альтернативных типов излучателей и разных вариантов акустического оформления так называемых кабинетов.

На что смотреть. Издание What Hi-Fi? делится подборкой бюджетной акустически Hi-Fi-класса. Это избранные модели 2020-го: ELAC Debut B5.2 без запросов к расположению и с точным звучанием, еще более доступные DALI Spektor 2 и десяток других систем. Для каждой эксперты журнала приводят паспортные данные и делятся мнением о плюсах и минусах.

Помимо этого мы опубликовали два компактных обзора: первый подготовили для колонок ELAC Debut Reference DBR62, а второй для DALI Oberon 3. Еще рекомендуем изучить наш топ-5 акустических систем, сформированный на основе предпочтений клиентов Аудиомании.



Тридцать две рекомендации для Sonos. Экспертный обзор возможностей системы мультирумных колонок от интеграции с уже имеющейся акустикой до использования различных стриминговых сервисов. Как засыпать под музыку? Что нужно, чтобы слушать подкасты? Зачем нужна функция Trueplay? Как здесь работает голосовое управление? Можно ли подключить внешний ЦАП? На все вопросы отвечают эксперты издания What Hi-Fi?.

Смотрим на беспроводные Denon Home 150/250/350. Специалисты SalonAV рассказывают о концептуальном повороте мультизонной линейки в сторону классических сменщиков HEOS. Они принесли с собой поддержку большего числа стриминговых сервисов, знакомые интерфейсы с новыми возможностями для расширения и прекрасную синхронизацию звучания. В материале мнение о каждой из трех моделей и соответствующие паспортные данные.

Инопланетные гости: Technics Ottava S SC-C50 и SC-C30. Изучаем эти аудиосистемы с помощью журналистов Stereo.ru. В этом материале они делятся своим видением того, что предлагают данные модели с точки зрения дизайна, юзабилити и звука. Здесь вы найдете огромное количество подмеченных нюансов, обсуждение технологической начинки вроде автокалибровки Space Tune и всего, что связано с синхронизацией и проигрыванием контента.

Особенности саундбара Sony HT-ZF9. Еще один обзор от Stereo.ru, включающий в себя экспертный анализ конструктивных моментов, многочисленных коммуникативных возможностей и различных режимов звучания системы. Как оценили Vertical Surround Engine? Справились ли виртуальные колонки с контентом в формате Dolby Atmos? Что показало прослушивание хайрезов с флешки? Выводы, достоинства и недостатки модели по ссылке.



Два теста полочников: ELAC Vela BS 403 и ELAC Carina BS 243.4. Журналисты Stereo.ru подготовили пару детальных обзоров акустических систем известной немецкой компании. В первом представлена флагманская модель, разобраны ее конструктивные особенности и подробно описаны впечатления от прослушивания. Во втором миниатюрные полочники, подходящие как для домашнего кинотеатра, так и для проигрывания самых разнообразных аудиокомпозиций. Что можно сказать об их звучании и специфике? Читайте в материале.

Как добавить сабвуфер к стереосистеме. Поможем дополнить полочные колонки или компактные напольники. Рассказываем, какие предложения на рынке стоит считать необходимым минимумом; что следует учитывать при подборе саба; какие есть достойные модели за разумные деньги; что нужно знать об интерфейсах, форм-факторе и позиционировании системы.

Лучшие колонки Bowers & Wilkins 2020 года. Обсуждаем бюджетные и премиум модели, полочники и напольники этого бренда вместе со специалистами What Hi-Fi?. Здесь вы найдете восьмерку наиболее примечательных моделей с характеристиками и подробностями о том, чем они хороши и что может, наоборот, оттолкнуть покупателя. В подборке есть как акустика в районе тридцати, так и чуть менее доступные собратья за семьдесят с лишним.


Что еще посмотреть и почитать по теме:


Подробнее..

Доступные мониторы для домашней студии и обычного прослушивания музыки делимся обзорами акустики

16.01.2021 16:12:10 | Автор: admin

В прошлый раз мы начали говорить об аудиотехнике для стримов, записи треков и подкастов написали про охватывающие наушники on a budget. Сегодня продолжим тему сборки собственной студии и на этот раз остановимся на доступных мониторных стереосистемах.

Фотография: Omid Armin. Источник: Unsplash.comФотография: Omid Armin. Источник: Unsplash.com

[8 210] Behringer MS16 годятся для мультимедиа и творческих задач начального уровня. Это достаточно старая модель, которую все еще можно найти за очень небольшие деньги. Здесь есть вход для динамического микрофона на фронтальной панели, дополнительный вход mini-jack на тыловой части для плееров и других гаджетов, плюс аналогичный выход для наушников 3,5 мм.


PreSonus Eris E3.5 BT предлагают приличный, но обоснованный ценовой скачек по сравнению с моделью выше. Они ближе к профессиональной акустике по возможностям, а стоимость этих мониторов остается средней даже для крепких мультимедийников. В обзоре есть анпэкинг, показаны резиновые ножки-наклейки для развязывания колонок с поверхностью, возможности коммутации и настройки, плюс рассмотрены характеристики системы. Акустика годится для прямого подключения смартфона, планшета или портативного плеера. Кстати, она почти в два раза массивнее MS16, но это полезная нагрузка, которая вместе с виниловым покрытием корпуса производит приятное впечатление и добавляет солидности этой модели.


[14 940] M-Audio BX4 весьма примечательная модель в нише мониторов для мультимедиа. Она ближе к профессионалам, чем может показаться на первый взгляд. Однако подходит и для домашнего использования в самых различных ситуациях от фильмов до игр и фоновой музыки. В обзоре есть аккуратное ревю комплектации (присутствует minijack-2RCA и minijack-minijack), продемонстрировано качество сборки (кабинеты выполнены из ДВП) и эквалайзер на задней части. Стоит заметить, что BX4 мощнее PreSonus Eris E4.5, о которой мы расскажем далее в подборке, поэтому данную пару мониторов точно стоит рассматривать для домашней студии.


Фотография: Petri R. Источник: Unsplash.comФотография: Petri R. Источник: Unsplash.com

[15 490] Pioneer DJ DM-40 это еще одна компактная стереопара. Как видно из обзоров, она неплохо вписывается в интерьер, светлый корпус не оттягивает на себя внимание там, где в этом нет какой-либо необходимости например, на рабочем столе [хотя доступен и классический черный вариант]. Комплектация, внешний вид, впечатления от использования в формате домашней студии есть в обзорах, которые мы залинковали выше, а у нас вы найдете компактное описание и паспортные данные модели. Помимо этого, есть версия этой системы с поддержкой Bluetooth и кодеков SBC, AAC и aptX за нее придется доплатить 2500 рублей.


[20 207] PreSonus Eris E4.5 гораздо более массивный комплект, хотя по начинке он мало чем отличается от E3.5. Здесь есть кевларовый диффузор, который, конечно же, чуть крупнее; присутствует аналогичный дюймовый твитер; а на выходе полностью совпадающая мощность и звуковое давление. Поэтому смело берите чуть более компактный вариант, если располагаете небольшой площадью поверхностей для размещения акустики и ограничениями по бюджету.


[20 600] Mackie CR4-X точно конкурируют с E3.5, но и вынуждены соперничать и с M-Audio BX4, которые мы рассмотрели чуть выше. К сожалению, в комплекте отсутствуют какие-либо средства для развязывания колонок с поверхностью (в том или ином виде идут практически с каждой системой из нашей подборки), а система не выделяется чем-то особенным по характеристикам, дизайну и звучанию, что подтверждают обзоры. Поэтому мы рекомендуем обязательно слушать акустику перед покупкой ставить знакомые вам композиции, чтобы быстро обнаружить возможные недостатки. У нас аудиотехника всегда доступна для ознакомления без каких-либо обязательств с вашей стороны по договоренности нужная система будет ждать вас в шоуруме, а менеджеры помогут подобрать подходящие альтернативы, чтобы вы могли сразу сравнить их.



[24 400] Monkey Banana Gibbon AIR это мощные, яркие по своей внешности и достойные по всем параметрам мониторы. Одним словом альтернатива раскрученным брендам. Что интересно, от инженеров из Германии. Есть поддержка Bluetooth, что объясняет и заметную прибавку к стоимости. Однако для совсем небольшой комнаты мониторы могут не подойти эта система мощнее большинства сопоставимых по габаритам коллег из этой подборки и в полной мере раскрывает свои возможности на достаточно приличной громкости, что в ограниченном пространстве может вызывать дискомфорт и ненужные искажения. До покупки нужно слушать.


Что мы решили вынести за скобки:

  • [10 900] Мониторы Artesia M200 без обзоров

  • [25 040] BL Pro Control 2P Stereo конкуренты Gibbon AIR


Дополнительные подборки:


Подробнее..

Доступные мониторы для работы со звуком и мультимедиа делимся обзорами настоящих студийников

30.01.2021 14:20:43 | Автор: admin

Ранее мы посмотрели на охватывающие наушники и стереосистемы базового уровня. Сегодня поделимся обзорами и обсудим чуть более серьезную аудиотехнику для рабочих задач и нейтрального прослушивания музыки [кстати, по этому поводу получилось достаточно занимательное обсуждение в комментариях к прошлому материалу с обзорами].

Фотография: Tatonomusic. Источник: Unsplash.comФотография: Tatonomusic. Источник: Unsplash.com

[13 342] PreSonus Eris E5 одна из наиболее востребованных моделей в нише профессиональной акустики ближнего поля. Монитор обладает фронтальным фазоинвертором, который дает чуть более насыщенный нижний диапазон частот и позволяет поместить колонку ближе к стене без заметных искажений звучания, НЧ-диффузором из плетеного композитного материала 5,25 и классическим дюймовым ВЧ-динамиком с шелковым куполом. Мощность встроенного усилителя распределена следующим образом 45 Вт для НЧ- и 35 Вт для ВЧ-секции. На задней панели монитора есть плавная настройка эквалайзера и переключатель Acoustic Space для регулировки низких частот в зависимости от расположения акустики.

Кстати, у нас доступен витринный экземпляр по сниженной стоимости, однако стоит обратить внимание на обновленную версию E5 PreSonus Eris E5 XT с широкой горизонтальной дисперсией и старших коллег E7 XT и E8 XT с большей мощностью и звуковым давлением.

Дополнительные обзоры на английском для дальнейшего изучения: раз, два и три для E5 XT.


[14 283] Behringer NEKKST K5 стоит рассматривать вместе с его старшими коллегой монитором K8. В совместном обзоре появились сразу обе модели их спроектировал Кит Клавиттер, основатель KRK. Из особенностей стоит выделить технологию Advanced Waveguide для расширения горизонтальной дисперсии звука, что помогает быстрее расположить акустику и чувствовать себя свободнее при передвижениях на рабочем месте. Еще как и у PreSonus есть возможность подстройки частотного диапазона под характеристики помещения и input trim для входного канала. Задняя часть с регулировками у K5 и K8 выглядит похожим образом.

Кстати, в обзоре рекомендуют сразу смотреть на старшую модель и по возможности брать к ней в комплект сабвуфер K10S, а компактный K5 использовать в качестве резервной системы в ситуациях, когда основную роль играет совершенно другая аудиотехника, а вам необходимо проверить ошибки сведения и звучание микса на различных колонках.



[14 490] Pioneer DJ S-DJ50X еще один пример доступного монитора для домашней студии. Он может быть чуть массивнее некоторых моделей, представленных выше. НЧ-динамик здесь выполнен из арамидного волокна, а для твитера есть подсветка. На передней части щелевой фазоинвертор, на тыловой ручка регулировки фильтра верхних частот и три входных разъема, как и у большей части моделей из этой подборки. Еще данный монитор может автоматически переходить в режим ожидания, если более 25 минут на него не поступает сигнал. Pioneer DJ S-DJ60X обладает большей мощностью и согласно некоторым обзорам может дать более насыщенное звучание, но мы рекомендуем сравнивать и слушать акустику самостоятельно.


[14 990] Fluid Audio FX50 выделяется благодаря весьма необычному для этого сегмента акустики и ценового диапазона дизайн-решению. Твитер здесь находится в центре вуфера.

Монитор получился компактным и легким, его можно расположить даже на небольшом рабочем столе или полке над экраном компьютера. При этом эта акустика не отстает от конкурентов по всем параметрам она достаточно мощная, есть Acoustic Space для подстройки при размещении колонки возле стены или в углу комнаты, один небалансный и два балансных входа, классический фазоинвертор под НЧ-диффузором и панель настроек на задней части корпуса. Он выполнен из МДФ и с черным виниловым покрытием. Кстати, мы бы рекомендовали взглянуть на гораздо более полный обзор старшей модели Fluid Audio FX80. Этот монитор дороже на десять тысяч рублей, но у нас есть уцененный экземпляр практически по одной стоимости с FX50.


[15 800] Behringer TRUTH B2030A еще одна модель с интересным внешним видом и конструкторским подходом. Большой НЧ-динамик 6,75 и два щелевых фазоинвертора по бокам от твитера 0,75 в комплексе практически с десятью килограммами веса действительно производят впечатление [для сравнения Fluid Audio FX50 всего 3,8 кг]. Звучание монитора соответствует массивному виду пиковая мощность составляет 125 Вт. Еще здесь есть эмуляция стереосистемы малого размера и три стандартных переключателя на задней панели монитора для адаптации к окружению и предпочтениям слушателя. [Доп. обзор на английском.]


Отзыв для Yamaha HS5 одного из наших клиентов [из обзора студийных мониторов]Отзыв для Yamaha HS5 одного из наших клиентов [из обзора студийных мониторов]

[16 900] Yamaha HS5 не выделяется чем-то особенным среди конкурентов и по характеристикам находится ближе к условному Eris E5, чем можно себе представить. Единственное фазоинвертор находится на задней стороне кабинета, а цветовое решение построено на комбинации белого и черного цвета корпуса и сегментов вуфера. Старшая модель HS7 может показаться многим более интересным решением, учитывая небольшую разницу в цене.

Дополнительные обзоры и сравнения для дальнейшего изучения: раз, два, три.


[19 190] ADAM T5V это примечательный монитор ближнего поля, который по стоимости и мощности находится рядом с Denon SM50 [подходит для средних помещений и диджеинга]. Трубу фазоинвертора здесь вынесли на заднюю часть, где есть традиционные регулировки для моделей начального класса. Вуфер классические пять дюймов, а твитер типа U-ART 1,9 [практически в два раза больше, чем у аналогов]. Последний, по ряду обзоров, за счет конструкции позволяет получить более точное звучание и меньший объем искажений.

Кстати, в этом ролике пусть и в формате компактной нарезки показана начинка монитора.


Обзоры аудиотехники для домашней студии и другие темы:


Подробнее..

Система пространственного звучанияна бумаге что напечатали в Техническом университете Хемница

30.01.2021 22:09:23 | Автор: admin

Пока одни вспоминают ambisonic-проекты из журналов 80-х, другие развивают, модернизируют и доводят их до работающих прототипов. Например, так действуют специалисты Хемницкого технического университета. Рассказываем, с чего они начали и что осуществили на этот раз.

Фотография: Kelly Sikkema. Источник: Unsplash.comФотография: Kelly Sikkema. Источник: Unsplash.com

Первый ти-бук

Концепцию музыкальной книги или открытки сложно назвать новой. Другое дело реализация. Как показывает проект T-Book, она может быть не совсем стандартной и подразумевать полное отсутствие видимых акустических элементов и сенсоров. Такого эффекта смогла добиться та самая группа специалистов из университета Хемница еще в 2015-м. За три года до этого она предложила технологию музыкальной бумаги T-Paper [Tone paper], а потом интегрировала аудиосистему прямо в страничкипечатного издания с полноценной графикой и текстом.

Прототип работал на аккумуляторных батарейках, воспроизводил соответствующие треки на нескольких разворотах и удостоился ряда наград на конференциях и научных фестивалях.

Технология позволила послойно напечатать для него пьезоэлектрические излучающие элементы и заинтересовала общественность с точки зрения потенциального применения в других отраслях. Однако тогда производство гибкой акустики с ее помощью не смогли полностью автоматизировать процесс печати был слишком трудоемким и не самым эффективным с точки зрения времени и ресурсов. Поэтому группа решила продолжить работу над проектом.

Обновленный ти-пейпер

В начале этого года в известном научном издании Advanced Materials вышла статья с результатами апгрейда T-Paper до полноценной рулонной технологии [roll-to-roll, R2R]. В новом проекте приняли участие специалисты из шести отраслей от акустики до электротехники.

Они не только улучшили первоначальную разработку, но и смогли адаптировать сопутствующие технологии например, для ламинирования функциональных слоев. Так появилась возможность подготовки продукции в различных форм-факторах, чем и воспользовались сами разработчики.

Изображение: John Baer. Источник: Flickr.com Изображение: John Baer. Источник: Flickr.com

Прототип аудиосистемы пространственного звучания изготовили в форме замкнутого кольца. Его назвали T-Ring по аналогии с T-Book. Поверхность разбили на семь сегментов, на них напечатали 56 излучателей. Вес прототипа составил 141 грамм, длина окружности 387 см.

Что дальше

Для такой технологии печати и акустики можно найти множество вариантов применения от выставок до офисов и опенспейсов, где нужно привести в порядок экосистему звука. Кстати, на Hacker News сразу вспомнили похожий проект, который так и не смог собрать достаточный объем средств в ходе фандрайзинговой кампании на Kickstarter около четырех лет назад.

Какое будущее ждет разработку инженеров из Германии, покажет время, а пока мы подготовили небольшую подборку материалов о необычной акустике из нашего Мира Hi-Fi:


P.S. У нас на Хабре обзоры доступных мониторов для работы со звуком и мультимедиа.


Подробнее..

Полочники в районе 50k три избранные пары

25.04.2021 14:23:00 | Автор: admin

Продолжаем говорить о полочных колонках в серии материалов [первый, второй, третий], в сумме набравших сорок пять тысяч просмотров. Сегодня затрагиваем избранные модели, расположившиеся в непосредственной близости от ценовой планки в 50 тысяч рублей.

На фотографии: Arslab Studio 10. Источник: Audiomania.ruНа фотографии: Arslab Studio 10. Источник: Audiomania.ru

[44 910] [обзор] Arslab Studio 10 как вы можете видеть из названия, эта акустика входит в серию Studio, а значит полностью соответствует смыслу этого слова. У колонок нейтральное звучание с хорошей динамикой и детализацией, да и по внешнему виду и габаритам [200 x 350 x 360 мм, 7 кг] они передают настроение классических студийных мониторов.

Технологическая начинка этой акустики не отстает от ее облика. Низкочастотник в 6,5 дюймов снабжен драйвером Wavecor, предназначенным для Hi-Fi и High End систем. Его разработали скандинавские специалисты, ранее сотрудничавшие с брендом аудиотехники Vifa. Диффузор здесь выполнен из бумаги, плюс присутствует система подвески с пауком Conex.

Высокочастотник в 30 мм тоже Wavecor с купольной мембраной из ткани со специальной пропиткой и неглубоким волноводом. В свою очередь, фазоинвертор установлен на тыльной части акустики, и некоторые эксперты рекомендуют пользоваться этой особенностью, чтобы улучшить восприятие звука. Для этого достаточно расположить колонки ближе к стене.

Для кроссовера использованы высококачественные компоненты вроде катушек Jantzen Air Core Wire Coil и Core Coil, конденсатора и резисторов Audiocore, плюс биполярного конденсатора Mundorf E-Cap AC RAW. Кабинеты, где все это функционирует в виде органичной системы, изготовлены из MDF и обеспечены демпфированием за счет специальных распорок, битумных листов и звукопоглотителя. Отделка выполнена из шпона черного ясеня, есть грили.

Универсальный характер позволяет задействовать Studio 10 в домашнем кинотеатре.


[48 890] [обзор] DALI Oberon 3 является частью относительно свежей серии акустики бренда. Для нее производитель впервые использовал технологию SMC (Soft Magnetic Compound), снижающую вероятность возникновения искажений. Габариты [200 x 350 x 315 мм, 6,3 кг] тут скромнее тех, которыми обладает Studio 10, но выбран крупный басовик в 7 дюймов с бумажным диффузором и антирезонансной корзиной. Максимальное звуковое давление здесь 108 дБ. Акустика без проблем справляется с озвучиванием небольших и средних пространств.

На фотографии: DALI Oberon 3. Источник: Audiomania.ruНа фотографии: DALI Oberon 3. Источник: Audiomania.ru

Высокочастотник в 29 мм, как и у других систем серии, обладает тканевым куполом с легкой, но жесткой структурой и выдает широкий диапазон. По сравнению с предыдущими моделями бренда производитель заявляет об определенном развитии в этом отношении. Еще в комплекте есть аккуратные защитные сетки с интересным с точки зрения внешнего вида выбором типа ткани [на фото выше]. В целом кабинеты выполнены с прицелом на акустическую инертность. В обязательном порядке тут есть ребра жесткости и виброгасящие маты.

По звучанию акустика представляет собой универсальную систему с относительно ровными характеристиками, однако в ряде обзоров выделяют небольшой переизбыток в верхней части спектра и нехватку пусть и весьма малозаметную в нижней. Есть мнение, что защитные грили выравнивают ситуацию, но и с ними система легко задает широкую звуковую сцену.


[52 490] B&W 607 S2 Anniversary Edition это седьмое поколение, изготовленное к двадцатипятилетнему юбилею появления этой акустики на рынке. Если смотреть на модели, разобранные выше, обладает относительно компактными кабинетами [165 x 300 x 207 мм] и весом [4,7 кг]. Низкочастотник в 130 мм оснащен диффузором Continuum из тканного материала, а твиттер в 25 мм диффузором Decoupled Double Dome, выполненным из алюминия.

На фото: B&W 607 S2 Anniversary Edition. Источник: Audiomania.ruНа фото: B&W 607 S2 Anniversary Edition. Источник: Audiomania.ru

Что интересно, фазоинвертор Flow Port вынесен на верхнюю часть задней панели акустики. Сам корпус изготовлен из MDF, обеспечен демпфированием и поставляется в трех вариантах внешней отделки. Присутствуют и защитные сетки на магнитах, сочетающиеся с дизайном системы. Как и существенная часть колонок, представленных в наших обзорах, 607 S2 обладает универсальным характером и годится еще и для озвучивания тыловых каналов домашнего кинотеатра.

Более крупная система этого бренда 606 S2 стоит дороже и обойдется в 62 990 рублей.


Другие обзоры более доступных полочников на Хабре:


Подробнее..

Напольникидо ста тысяч рублей за пару четыре модели, на которые стоит обратить внимание

29.05.2021 14:11:58 | Автор: admin

Мы начали с обзоров систембазового сегмента, постепенно перешли к чуть более дорогостоящей акустике и добрались до напольников в диапазоне 60-80 тысяч рублей. Сегодня продолжаем обсуждать примеры наиболее заметных моделей и вплотную приближаемся к планке в сто тысяч рублей. Посмотрим, что предлагают за эти деньги.

Напольная акустика Arslab Classic 2.5 Audiomania.ruНапольная акустика Arslab Classic 2.5 Audiomania.ru

[87 120] Arslab Classic 2.5 собирают и тестируют вручную, уделяя внимание каждой паре колонок. Согласно проекту, здесь сделан существенный акцент на демпфировании и обеспечении высокой инертности кабинетов, поэтому внутри них можно найти высококачественный звукопоглощающий материал, распорки и битумные листы. Вес колонок соответсвует задаче [по 20 кг], да и габариты не отстают [200 x 930 x 300 мм] они позволяют акустике работать с двумя крупными СЧ/НЧ-динамиками в 168 мм, изготовленными Wavecor по спецификации Arslab. Драйверы снабжены тончайшими диффузорами из бумаги с синтетическим покрытием. На борту системы есть и 30-мм купольный высокочастотник, расположенный в углублении рупора. Фазоинвертор вынесен на тыльную сторону кабинета.

Рекомендуемая мощность усилителя 25-150 Вт.

Как и другие модели Arslab, данные колонки могут похвастать решениями и компонентами премиум-класса: от катушек Jantzen и конденсаторов Audiocore до навесного монтажа. Помимо этого систему Classic 2.5 комплектуют съемными защитными грилямииз ткани.

В целом акустика получилась универсальной и хорошо справляется со своими задачами, в том числе и в роли фронтальных каналов домашнего кинотеатра. Как отмечают эксперты издания What Hi-Fi?, помимо обширного фронта прослушивания колонки обеспечивают точную фокусировку и просторную музыкальную сцену. В Stereo.ru рекомендуют выбирать эту модель тем, кто не приемлет окрашенности и отступлений от задумки авторов композиций.

Еще для Classic 2.5 компания предоставляет гарантию в два года.


Напольная акустика JBL Studio 680 Audiomania.ruНапольная акустика JBL Studio 680 Audiomania.ru

[89 990] JBL Studio 680 являются представителями линейки Studio 6 и тоже обладают приличным весом [22,6 кг] и габаритами [230 x 1005 x 300 мм]. Под капотом здесь стоят два 165-мм СЧ/НЧ-динамика с композитными диффузорами PolyPlas, полимерным покрытием и рельефом. Дюймовые компрессионные высокочастотники, чуть больше характерные для профессиональной акустики, помещены в глубокие прямоугольные рупоры, позволяющие добиться широкого и при этом равномерного рассеивания звука. Фазоинвертор, как и у большей части конкурентов этой системы, находится на тыльной стороне кабинетов.

Рекомендуемая мощность усилителя 200 Вт.

Систему хвалят за плавные линии и качественную отделку виниловой пленкой. Помимо этого кабинеты покрыты глянцевым рояльным лаком, а в комплекте тканевые грили и шипы. С другой стороны, ярких декоративных элементов здесь не найти словом, ничего лишнего.


[89 990] Monitor Audio Bronze 500 6G это флагман серии Bronze 6G. Он чуть легче [18 кг] соседей по этой подборке, но с не менее объемным корпусом [294 x 975 x 364 мм]. Поэтому и динамики сюда поставили крупные два низкочастотника по восемь дюймов с диффузорами C-CAM [Ceramic-Coated Aluminium/Magnesium]. Они имеют керамическое покрытие и обновленную геометрию. Дюймовый твиттер тоже с куполом C-CAM. Он помещен в звуковод, закрытый защитной сеткой с сотами, как у других систем этой линейки. Два фазоинвертора HiVe II расположили на тыльной стороне, но разнесли их по верхней и нижней части кабинетов.

Рекомендуемая мощность усилителя до 200 Вт.

Напольная акустика Monitor Audio Bronze 500 6G Audiomania.ruНапольная акустика Monitor Audio Bronze 500 6G Audiomania.ru

В обзорах часто отмечают интересный и дорогой облик системы. Как вы можете видеть на фотографии выше, защитные сетки здесь соответсвующие они выглядят весьма аккуратно и обладают магнитными креплениями. Выделяются толко опоры, выступающие за пределы основания кабинетов. Они могут содержать шипы или резиновые ножки.


[90 000] Klipsch RP-5000F очередной пример отличной акустики до ста тысяч рублей. Легкие [16,8 кг] и относительно компактные колонки [208 х 917 х 365 мм] снабжены двумя 5,25-дюймовыми НЧ/СЧ-динамиками с диффузорами из металлокерамики с медным покрытием. Дюймовый твиттер с компрессионным динамиком и купольной мембраной из титана находится в глубине рупора Tractrix гибрида из конусной воронки со стенками-трактрисами. Порт фазоинвертор выполнен по аналогичной технологии и вынесен на тыльную сторону кабинета.

Напольная акустика Klipsch RP-5000F Audiomania.ruНапольная акустика Klipsch RP-5000F Audiomania.ru

Стоит отметить хорошо демпфированный корпус системы с несколькими вариантами отделки, аккуратные защитные сетки в полный рост на магнитных креплениях и интересную платформу с литыми алюминиевыми ножками. Как и в случае с другими колонками бренда, экстерьер здесь выполнен на высшем уровне и действительно заслуживает внимания.


Больше обзоров и материалов в нашем блоге на Хабре и в Мире Hi-Fi:


Подробнее..

Аудиофилькина грамота о частотном диапазоне, возрасте, виниле и АЧХ тарелок Pink Floyd

01.10.2020 20:16:38 | Автор: admin
В комментариях не впервые нарвался на рассуждение о том, что равномерность АЧХ выше 16 кГц это чуть ли не самый главный параметр для верности воспроизведения. По крайней мере очень и очень значимый. С подобным мнением от людей, которым больше тридцати лет от роду, а иногда и за сорок, мне приходится сталкиваться часто. И, как правило, те же люди утверждают, что частотный диапазон записей на виниле, якобы, выше, чем у CDDA (равно как и верность воспроизведения). Они же совершенно безапелляционно заявляют, что не просто слышат до 20 кГц (а порой и выше), но и приводят спектрограммы, где любимый многими Ник Мейсон (ударные золотого состава Pink Floyd), якобы, извлекает из своих тарелок эти самые 20 + кГц.



Когда людям в комментах пытаешься объяснить, что они упорствуют в заблуждении, начинаются рассказы, что они великие практики, на спектрограмме всё видели, их мутью теоретической не обманешь. В силу образования, я знаком с физиологией слуха, а в силу увлечений с практикой звукозаписи. Под катом постараюсь подробно объяснить, почему рассказы про 20 кГц в тарелках у Pink Floyd, волшебную широту диапазона виниловых записей и способность слышать 20 кГц после 30 лет, не имеют ничего общего с реальностью.

Стартуем с возможностей слуха и его возрастной потери


Всем известно, что человек способен слышать в диапазоне от 20 Гц (по другим данным, от 16) до 20 кГц (по другим данным, до 21 кГц). При этом многие забывают, что этот диапазон со временем уменьшается, и чем старше становится, тем ниже частоты способен услышать. Отоларингологи, в частности, сурдологи считают, что потолок в 8000 Гц является нормой и позволяет человеку нормально жить (я, конечно, уточнил бы, что аудиофилы не смогут, но сурдологи пишут, что 8 кГц хватит). Те же сурдологи не редко оперируют упрощенной возрастной таблицей, где приблизительно описано снижение слуха с возрастом:

до 19000 Гц младше 20 лет.
до 17000 Гц младше 24 лет,
до 16000 Гц младше 30 лет,
до 15000 Гц младше 40 лет,
до 12000 Гц младше 50 лет,
до 8000 Гц должны слышать все,.

Эти данные достаточно условны. Например, мне 35 лет и я слышу 17500 Гц, а кто-то в моем возрасте с трудом различает 15,5 кГц, а на 16 уже ничего не слышит. В среднем, для большинства людей усредненно пороговым значением считаются 16 кГц. На эту частоту опираются практически все, в том числе и звукооператоры. Но существуют также индивидуальные особенности, такие как собственная АЧХ.



Психоакустические эксперименты демонстрируют, что люди слышат не одинаково, и есть индивидуальные различия в частотном восприятии. Иногда диапазон может ограничиваться частотой в 15 кГц, он не слышит всё, что выше, но способен, например, избирательно услышать звуки с частотой 18,5 кГц. Я не встретил точно объяснения такого феномена, но факт в том, что он описан и существует.

Интенсивность возрастного снижения слуха зависит от целого ряда факторов, и, пожалуй, основным является регулярное воздействие шума, а также громких звуков, травм, воспалений. Деградация слуха в современных условиях в той или иной степени происходит у всех (по крайней мере, если говорить о жителях городов), так как регулярное шумовое воздействие поражает ресничные клетки улитки.

Помимо шумового и травматического поражения А. Саксен и Н. Фианд установили другие распространенные причины естественной возрастной деградации слуха (пресбиакузиса). Выделим две основные. Первая нарушение кровоснабжения лабиринта улитки в результате ишемии (сужение просвета кровоснабжающих улитку сосудов), нарушению кровообращения может способствовать также изменения реологических свойств крови (в т.ч. тромбоза), атеросклероза и т.д.

В результате таких нарушений волосковые клетки улитки (аудиальные рецепторы) испытывают кислородное голодание, функция рецепторов нарушается. Иногда возникает местная гибель клеток некроз, которая приводит к значительной тугоухости. Но чаще просто нарушается корректная трансформация звуков в электроимпульсные и синаптические процессы нервной ткани, от которых зависит передача информации в центры слуха в коре головного мозга.

Вторая дегенеративные процессы в нервных клетках, которые сегодня изучены недостаточно для выводов об их механизмах. Известно при этом, что при нейронной дегенерации возникает не только изменение электрических характеристик импульсов, генерируемых при нарушенной работе волосковых клеток (в качестве патологически измененного ответа на звуковую стимуляцию), но и проблемы со скоростью обработки сигналов в центральной нервной системе, которые сегодня считаются основной причиной сужения диапазона.

Также доказано, что эффект возрастного сужения частотного диапазона характерен для всех людей, разница лишь в скорости наступления изменений. Последняя, с высокой вероятностью, обусловлена индивидуально (особенностями нервной ткани, качеством жизни, сторонним негативным влиянием). Между тем, сурдологи и специалисты по психоакустике отмечают снижение верхней границы частотного диапазона минимум на 1 кГц каждые 8 -10 лет (что вполне соотносится с приблизительными цифрами, приведенными выше).

Т.е. даже если предположить, что кто-то смог в 2 раза снизить скорость этого процесса по сравнению с той, что отмечается в исследованиях (такое не описано в литературе, но гипотетически представим), то к 30 годам такой гипотетический человек при всем желании не сможет слышать за пределами 18500 Гц. Тут следует сделать оговорку по поводу феномена избирательной чувствительности к конкретным высоким частотам, который не влияет на картину в целом. При этом всё это время он должен проживать в сельской местности, а лучше в лесу, и тщательно беречь слух от сильных раздражителей, которые могут способствовать ускорению дегенеративных процессов.

Для того, чтобы оценить собственный слух, я рекомендую использовать онлайн генератор. Важно также применять наушники (акустику), которые точно способны воспроизводить эти частоты. Некоторые недобросовестные малоизвестные производители бюджетных звуковоспроизводящих устройств порой завышают воспроизводимый диапазон для того, чтобы показать красивые цифры.

Вывод 1: таким образом, стареющие аудиофилы, рассуждающие о недостаточном воздухе у тарелок в районе 20 кГц и провале на частоте 24 кГц это картина для юмористического шоу. Ну или предмет интереса для психиатра, слуховые галлюцинации о частотах, которые человек физиологически не способен слышать это симптом.

Немного о частотах инструментов


В сети достаточно информации о частотах звучания инструментов, включая разнообразные обертона, призвуки и прочие нюансы. Учебники для звукоинженеров также изобилуют такой информацией. Что интересно, нигде, кроме пары филофонистских форумов нет разного взгляда на частоты звучания и обертонов инструментов (разница в оценках обертонов не превышают 1 кГц).



Один из аргументов аудиофилов в пользу необходимости воспроизведения 20+ кГц часто звучит так: Диапазон обертонов тарелок (хайхет, крэш, райд, чина и т.д.) заканчивается за пределами 20 кГц. Действительность разительно отличается от этого представления, так, все без исключения источники, описывающие эквализацию и диапазон ударных инструментов (кроме 2-х аудиофильских форумов рунета), дают следующую информацию (я брал максимальные из найденных значений):
диапазон стандартных тарелок, как правило, не определяется, в зависимости от типа звукоизвлечения и размера тарелки стандартного комплекта (хэт, крэш, райд, чина) способны звучать в диапазоне от 300 10 000 Гц, воздух до 15000 Гц.
Эквализация оркестровых тарелок имеет более точные значения:
Диапазон также определять не принято
Раструб оркестровой тарелки 220 Гц (с обертонами до 3,5 кГц)
Ясность 7,5 кГц
Воздух 10 кГц -13 кГц

Все редкие перкуссионные тарелки и нестандартные тарелки также не выходят за пределы этих значений. Кроме знатоков с аудиофильских форумов нет упоминаний о том, что тарелки могут давать воздух, а тем более обертона выше 15 кГц.

Ради справедливости, следует отметить, что существуют инструменты, которые способны давать обертона выше 16 кГц, это:

  • скрипка пикколо обертона до 18000 Гц
  • флейта пикколо обертона до 17000 Гц
  • человеческий голос (Колоратурное сопрано) обертона до 16500 Гц

Приведены максимальные значения, найденные в авторитетной литературе. У Алдошиной в Основах психоакустики, материалах www.otsema.ru, zwook.ru и других, практически везде указаны частоты ниже, но я беру возможный максимум.

Вывод 2:Тарелочки легко выше 20к улетают не улетают.

Немного про винил


Подробно останавливаться на том, почему грамзапись не имеет шансов в соревновании даже с mp3 320 kb/s по верности воспроизведения, при сравнении объективных параметров не стану. Могу лишь напомнить о детонации, убогом динамическом диапазоне, ограничении по записи низких частот, а также о записи оных в моно, причем и в той области, в которой уже можно локализовать источник НЧ, а также о пределе грамзаписи по соотношению сигнал/шум.

Вопрос исключительно о частотном диапазоне записей на виниловых дисках. Если речь идёт о старых грампластинках, выпущенных во времена расцвета индустрии (60-е, 70-е, 80-е) то в них, на уровне мастеринга частота ограничена максимум 20 кГц, иногда 16 кГц. В любом случае RIAA-стандарт частоты за пределами 20 кГц в записи не предполагает (до 1978-го стандарт гарантировал 15 000 Гц). Откуда же тогда на спектрограммах виниловых хайрез-рипов, улетающие в дали пики под 100 и 200 кГц?, спросят пытливые аудиофилы.



И начнут ссылаться на волшебные тарелки, сверху ощущения высоких частот и золотые уши, способные определить воздух на частотах за пределами, определенными недалекими физиками и сурдологами.



Ответ на этот вопрос очень прост. Это ничто иное, как гармонические искажения, появившиеся при оцифровке винила. В силу хайрезности формата, искажения остались в том спектре частот, на которых это самый хайрез рассчитан. В первоначальном произведении этих ультразвуковых составляющих просто не было, как минимум потому, что мастер-лента, с которой записывали винил, имеет ограничения по частоте.

Мифология сверхвысокого диапазона записей на пластинках перекликается с данными о том, что на винил можно записать ультразвук с частотой до 100 кГц. Это действительно так, например, квадрозаписи конца 70-х делали, записывая при помощи модуляции сигнала на частотах выше 40 кГц. Именно для этого, а не для неведомых пространственных эффектов повышался частотный диапазон картриджей и использовались иглы с заточкой шибата.

Вывод 3: Верхняя граница частотного диапазона записей на виниле до 70-х годов (до появления стандарта RIAA-78) редко находится выше 15 кГц, для 1970-х 80-х в лучшем случае достигает 20 кГц, при первых прослушиваниях.

В сухом остатке


Условный потолок, который способен слышать человек, несколько выше реального плюс-минус на 3-4 кГц. Тридцати сорокалетние люди утверждающие, что способны слышать 20 кГц, вероятнее всего лгут или заблуждаются(допускаю крайне маловероятный казуистический единичный случай). Обертона выше порога 15, 5 16 кГц имеют только 3 инструмента (скрипка-пикколо, флейта-пикколо, человеческий голос колоратурное сопрано, нет зафиксированного случая, чтобы обертона этих инструментов (звуков) достигали отметки в 20 кГц (потолок 18 кГц у скрипки-пикколо). Пластинки, выпущенные с 1952-го до 1978-го года не гарантируют частотный диапазон 20 кГц, в них стандартом определен потолок в 15 кГц. Именно к этому периоду относятся т.н. эталонные альбомы Pink Floyd, про которые так любят рассуждать аудиофилы.

В увеличении воспроизводимого частотного диапазона за пределы слышимого частотного спектра в акустических системах и наушниках действительно есть технический смысл. Но это не попытка передать метафизические особенности музыки неведомым науке способом, а известный способ улучшить переходную характеристику, которая не настолько очевидна как АЧХ, но сильно влияет на верность воспроизведения. Именно по этой причине многие студийные мониторы и дорогие hi-fi колонки имеют заявленную верхнюю границу частотного диапазона значительно выше, чем условно слышимые 20 кГц.

Прошу поделиться в комментариях, а какой у вас порог высокочастотного восприятия. Напомню, что генератор можно найти здесь. onlinetonegenerator.com

Использованы фото:
rmmedia.ru
Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru