Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Винил

Выходной со звуком интервью с инженерами аудиосистем и отчеты с онлайноффлайн выставок

04.10.2020 00:22:46 | Автор: admin

Приглашаем вас прогуляться по импровизированной онлайн-выставке Аудиомании просмотреть избранные материалы с мероприятий, почитать и послушать фоном интервью с разработчиками аудиосистем, плюс посмотреть короткие видеоролики с обзорами новинок 2020-го года.

Автор фотографии: Petri R. Источник: Unsplash.comАвтор фотографии: Petri R. Источник: Unsplash.com

[У нас на Хабре] Ремонт для звука: акустическая подготовка помещения.

Знакомство с выставками аудио- и видеотехники (часть первая, часть вторая). Говорим простыми словами о мероприятиях разного масштаба от широкоформатных до профильных. Начинаем с High End Show в Мюнхене и одной из крупнейших выставок в России и СНГ. Во второй половине обсуждаем Internationale Funkausstellung Berlin, CES и отмечаем другие эвенты, включая NAMM Musikmesse Russia. Такой back-to-back обзор подойдет для начинающих аудиоманов.

Как это было: академия винила Pro-Ject и Аудиомании в Санкт-Петербурге. Детальный отчет с нашего мероприятия, вновь собравшего единомышленников для общения. В материале на 20 тысяч знаков делимся заметками о том, что рассказывали на лекциях и какую показывали аудиотехнику. Если вы не были на таких митапах, начните погружение с этой обзорной статьи.

Hi-Fi-выставка 2020 в онлайн-формате. Это плейлист весеннего эвента, для которого мы подготовили специальные обзоры новинок этого года. Далее пример ролика для системы с акустикой Penaudio Lumi, а еще мы показали вариант компактного Hi-Fi до 100 000 рублей.

Бренд Thorens на мюнхенской выставке High End Show 2019. Большой фоторепортаж со стенда компании, представившей проигрыватели виниловых пластинок. На снимки попали бесшумный двигатель с прямым приводом, обновленный блок питания и другие компоненты разных классов продукции бренда. В обзор вошли и фотографии обновлённой легенды Thorens TD 124 DD.

Интервью с Виктором Лагарповым, тех.директором World Audio Distribution. Эта компания занимается такими брендами Arslab, Penaudio, Old School и Cold Ray. В интервью Виктор рассказывает, как он попал аудиоиндустрию и пришел к сотрудничеству с Аудиоманией. Еще объясняет, как организовано производство акустических систем и другой аудиотехники на нашем заводе в Риге.

Альт ван ден Хул отвечает на вопросы Аудиомании. В прошлом году мы побеседовали с легендой мира звука, обсудили множество тем (таймкоды в описании к видео): от многоканального аудио в музыке до новой продукции и ведения Hi-Fi-бизнеса. Запись нашей встречи далее:

Продолжение осмотра на Барабанном. В прошлой подборке, где мы делились руководствами для акустической подготовки помещений, уже были затронуты наши кинозалы и выставка. На этот раз представляем подробный отчет о том, как у нас все устроено. Его подготовили специалисты Stereo.ru, снабдив свои оценки многочисленными иллюстрациями, а текст деталями из увиденного.

Репортаж с Munich High End Show 2018. У нас есть сразу несколько обзоров выставки 2018 года (вот еще один в двух частях первая, вторая). Здесь много фотографий, огромное количество интересный деталей и нюансов с мероприятия, которыми поделились журналисты Stereo.ru.

Музыка лучшая психоэмоциональная терапия. На московской выставке Hi-Fi & High End Show 2017 побывал Ларс Мёллер (Lars Mller) из DALI (Danish Audiophile Loudspeaker Industries). Он поделился мнением о работе с инженерными идеями, взаимодействии с клиентами, производстве, акустике DALI Katch, ее сходстве с аналогом от Bang&Olufsen, использовании винтажного дизайна и затронул множество других тем. Интервью получилось действительно подробным и глубоким.

Дополнительные материалы для чтения, просмотра и прослушивания:

P.S. А какие выставки нравятся вам? Что лучше личное присутствие или онлайн-версии?

[У нас на Хабре] Как наш мозг генерирует состояния сознания (новое исследование)

Подробнее..

Технодекаденты как продукт бенефициаров копирайта воскрес не только винил, на очереди компакт-кассеты

27.07.2020 02:23:20 | Автор: admin
Когда NINM Lab решили выпустить новый кассетный walkman с Bluetooth, я молчал, я ведь вкладывал в это на кикстартер. Когда в Европе начали возобновлять производство и запись компакт-кассет, я не переживал, ну, чем бы дитя не тешилось Когда в 2019-м продажи кассет достигли рекордного уровня за 15 лет в Британии, я тоже не дергался, бывает всякое. И даже когда группа 25/17 решила ностальгически записать аудиокассету, я счел это не более чем данью памяти самому демократичному из всех аналоговых аудиоформатов.



Но потом они пришли за мной случилось неожиданное, в Британии опять купили много кассет, не просто много более 65 000 кассет за пол года. Не 65, не 650, не 6500, шестьдесят пять тысяч. И это только в Британии! Тут я понял, кранты прекрасной Британии будущего пока нация доедает последнюю овсянку без соли в предвкушении коронавирусной стагнации, кто-то купил рекордное за последние 15 лет количество компакт-кассет, а к концу года прогнозируют цифру в 100 000.

Предыдущий рекорд был поставлен в прошлом 2019-м (за год в UK купили около 60 000 кассет). По информации BBC, в настоящий момент цифры приблизительно в два раза больше прошлогодних за аналогичный период. Под катом рассуждаем о том, с чем связан парадоксальный рост кассетных продаж, казалось бы, отжившего своё формата, и о том, как с этим связано авторское право.


Кассеты и качество звука


Полагаю, версию о более высокой верности воспроизведения с кассет отбросим сразу. Не вдаваясь в подробности, можно определить основные проблемы аналогового звука, воспроизводимого с компакт-кассет, это:

  • ограниченный частотный диапазон;
  • детонация;
  • нелинейные искажения, возникающие на различных этапах тракта.

Таким образом, Хороший звук не является причиной кассетного ренессанса, равно как предшествовавшего ему винилового. Существует также некий феномен аналогового звука, который многими людьми воспринимается как более приятный, живой, качественный.



Этот феномен мы также не будем рассматривать. Дело в том, что в слепых тестах люди, заявляющие о способности безошибочно определить аналоговый звук, были не способны дифференцировать записи, воспроизводящиеся непосредственно с аналоговых носителей, и цифровые копии с этих аналоговых носителей (mp3-копии с битрейтом 320 kb/s), например, винилов, с характерным треском и детонацией.

Кассеты и авторское право


Я склонен считать, что помимо притягательной ритуализации процесса, о которой я писал здесь, причиной кассетного ренессанса может стать позиция крупных правообладателей. Винил имеет один существенный недостаток, ограничивающий его применение. Он стационарен, его практически невозможно использовать портативно.

Во времена расцвета компакт-кассеты, она была прямым конкурентом грамзаписи, главным образом за счет того, что позволяла производить почти неограниченное количество аналоговых копий. Магнитофоны стоили сравнительно недорого, а их освоение не требовало специальных знаний. Именно в связи с распространением компактов возникла проблема массового аудиопиратства. Сегодня же кассетные магнитофоны относительная редкость, их можно приобрести только на барахолках. Сами кассеты тоже редкость, есть лишь несколько интернет магазинов, которые ими торгуют.

Более того, новое поколение не очень хорошо представляет себе, как использовать оборудование для записи кассет, и даже если разберется, вряд ли будет его применять. Кассеты превращают в коллекционную ценность, вещь в себе, при условии их лицензионного издания. Аналогичные процессы происходили на волне винилового ренессанса.

Предполагаю, что сначала кассеты будут позиционировать, как нечто редкое и элитарное, выпуская небольшие тиражи, которые будут меньше ожидаемого спроса. Затем созданный дефицит начнут удобрять публикациями соответствующих СМИ и скрытой рекламой в фильмах, которые будут демонстрировать, что кассеты это модно и круто. Таким образом будет сформирован достаточно приличный нишевый спрос. Уже не на тысячи, но на миллионы копий. Дабы его поддерживать, потребителям предложат нечто вроде культуры прослушивания.

Никакой конспирологии, просто бизнес


Почему я склонен считать кассетный ренессанс, если не проектом крупных правообладателей, то процессом, который получил поддержку или был инициирован ими? Всё просто, достаточно соотнести несколько фактов и попробовать понять, кто является их бенефициаром.

Итак, факты. Самые крупные продажи кассет последнего времени в UK это кассеты 5 Seconds of Summer и Lady Gaga. Каждый их этих исполнителей продал около 12 000 кассет только в Британии, в соответствии с данными What Hi-Fi. Что раньше считалось невозможным в силу смерти формата. Причем альбому Lady Gaga для столь впечатляющего результата понадобилось всего два месяца (данные за начало июля 2020).

Издателем вышеупомянутых рекордсменом является Sony/ATV Music Publishing, которые в свою очередь являются частью одного из крупнейший правообладателей мира Sony Entertainment. Таким образом, издателями наиболее продаваемых альбомов на кассетах является один транснациональный конгломерат Sony Corporation. Издательские подразделения которого известны тем, что пытаются присвоить себе авторские права на всё, что угодно, и известны самыми драконовскими страйками на том же Youtube.

Возьмём ещё одного музыканта, который относительно успешно издался на кассетах в недавнем прошлом. Billie Eilish продал 4000 копий When We All Fall Asleep, Where Do We Go? на кассетах всего за 5 месяцев. Он раньше также сотрудничал с Sony/ATV Music Publishing, но к изданию этого альбома они не имеют отношение. Зато имеет другой крупнейший правообладатель музыки в мире Universal Music Group, которому принадлежит выпустивший альбом лейбл Interscope Records.

Universal Music Group, равно как Sony Entertainment, заинтересованы в максимально разнообразных способах извлечения прибыли из авторских прав. Тем более, что он решает проблему портативного воспроизведения, которое не доступно на виниле. Естественным выглядит то, что издатели защищают свои финансовые интересы, в том числе столь необычным способом, как откапывание и репопуляризация архаичного формата для желающих придаваться ностальгическим воспоминаниям или приобщиться к триумфальному прошлому забытого формата. Мне это не представляется совсем уж лютой конспирологией, хотя я, безусловно, могу ошибаться. Так или иначе, популярность старых форматов, при всех их недостатках выгодна издателям и правообладателям.

Впереди


Попробую поразмышлять о будущем магнитного феникса. Какое-то время кассеты будут нишевой историей, а их продажи на фоне интернет-продаж музыки и стриминга не будут заметны от слова совсем, даже если они начнут расти в геометрической прогрессии. Между тем, динамика роста очевидная и совсем не исключено, что при достаточных усилиях по продвижению идеи модности кассет и магнитофонов, через лет десять мы станем свидетелями того, что сегодня происходит с винилом. Возможно Sony даже заново запустят кассетный Walkman. Я убежден, что главная мотивация воскрешения архаичных носителей извлечение прибыли из дополнительной ценности, созданной усилиями маркетинга и внедрения нужных издателям стереотипов. Буду признателен за ваши мнения по теме в комментариях.

Реклама
Мы продаем электронику, в нашем каталоге много разного, аудиокассет пока нет. Но не исключено, что появятся в будущем.
Подробнее..

Как развивалось домашнее аудио эра винила

20.06.2020 14:17:11 | Автор: admin
В прошлый раз мы рассказывали, как домашнее аудио становилось массовым в частности, затронули эпоху радио. Сегодня говорим о виниле как он пришел в дома людей.


Фото Juliane Mergener / Unsplash

Первые пластинки


В конце XIXI века Томас Эдисон представил свой фонограф, где роль звуконосителя играл восковый валик. Запись на него осуществлялась с помощью иглы, присоединенной к мембране-микрофону. Но используемый материал был довольно капризным легко деформировался, требовал особых условий хранения. Эти особенности негативно сказывались на качестве звучания. Поэтому инженеры начали искать альтернативу. Одну из них предложил немецко-американский изобретатель Эмиль Берлинер.

В 1897 году он получил патент сразу на два устройства: рекордер и граммофон. Первый служил для записи звука на плоский диск из цинка все так же с помощью рупора и иглы. В последствии этот диск использовали в качестве пресс-формы для производства копий. Их делали сперва из эбонита (вулканизированного каучука), а затем из шеллака.

Первое время граммофоны устанавливали в клубах, ресторанах и образовательных учреждениях. Однако устройства довольно быстро прижились и в домах меломанов. Ключом к популяризации пластинок стали новые технологии. В 1920 году для записи звука начали использовать электрические микрофоны. Игла, продавливающая дорожки на мастер-диске, тоже контролировалась электроникой.

Все это позволило повысить качество записи и расширить частотный диапазон пластинок. Арсенал устройств воспроизведения пополнился модифицированной версией граммофона электрофоном. Также на рынке появились проигрыватели, которые делали акцент на низких частотах, и началась работа и над новой акустикой, чтобы извлечь больше преимуществ из электрической звукозаписи.

Переход на винил


Следующий эволюционный этап наступил после Второй мировой войны. Тогда американская компания Columbia Records занялась производством пластинок, изготовленных из специального полимерного материала винилита. Он составляет основу и современных пластинок, хотя за прошедшее время технология производства была значительно усовершенствована.

В 1948 году лейбл выпустил первую долгоиграющую пластинку (LP long play), получившую массовое распространение. Она имела скорость вращения 33 об/мин и диаметр 12 дюймов.


Фото Eric Krull / Unsplash

Следом за Columbia Records на рынок пластинок устремилась другая компания RCA Victor. Началось противостояние двух фирм, которое сегодня известно как война скоростей. В 1950-х RCA разработали свой виниловый формат EP (extended play). Это был 7-дюймовый диск со скоростью 45 об/мин. Спустя несколько лет два формата фактически поделили между собой американский рынок. LP в основном стали использовать для записи музыкальных альбомов, а EP для синглов.

ВСССРпервые долгоиграющие грампластинки выходили со скоростями вращения 78 и 33 об/мин. Производство было крупнейшим в мире. Апрелевский завод, предприятие фирмы Мелодия, в 19701980 годах выпускал около ста миллионов пластинок ежегодно. Правда, изготавливались они из так называемого полихлорвинила. В 1990-х объемы выпуска виниловых пластинок по миру значительно уменьшились. На смену им постепенно пришли компактные кассеты и CD.

Что сейчас


Казалось, что пластинки навсегда покинули музыкальную сцену. Однако сегодня индустрия винила переживает то, что критики называют вторым рождением. Все началось в 2007 году, когда был учрежден так называемый День музыкального магазина. Именно тогда число продаваемых пластинок выросло до 2 млн экземпляров в год и продолжили расти.


Фото Jamakassi / Unsplash

В 2019-м продажи винила почти практически перегнали продажи компакт-дисков впервые за 40 лет. По данным Американской ассоциации звукозаписывающих компаний, за первую половину прошлого года резиденты США потратили на пластинки 224 млн долларов, а на CD 247 млн.

Почитать о причинах возрождения винила можно в нашем блоге:

Винил вернулся, и он разный
Почему вернулся винил, и как с этим связаны стриминговые сервисы
Кто выпускает винил: самые интересные лейблы на сегодняшний день
Что такое HD-винил и действительно ли он так хорош
Подробнее..

Послушать на выходных русскоязычный подкаст о домашних кинозалах, вишлисте аудиомана и звукоцехе

20.06.2020 18:10:45 | Автор: admin
Представляем вашему вниманию только избранные выпуски одной из немногих передач об аудиотехнике на русском языке. Обсуждаем, как обустроить кинозал, что он может из себя представлять, какие подарки понравятся аудиоману, и что нужно знать о работе звукорежиссера.


Фото Free To Use Sounds / Unsplash



Dolby Atmos и его друзья [Хабр] [Веб-плеер] [Apple Podcasts]. Вместе с экспертом по домашним кинотеатрам обсудили, как обстоят дела в индустрии почему Dolby Atmos назвали глотком свежего воздуха, и как сейчас выглядит принцип создания звукового погружения. Поговорили и о том, как поменялись запросы аудитории, дали пару советов относительно обустройства домашнего кинотеатра: кому подойдёт вариант из коробки, а кому лучше озаботиться более дорогим решением. Плюс рассказали, где можно оценить качество звука перед покупкой.



Как делают звук для кино [Хабр] [Веб-плеер] [Apple Podcasts]. Взяли интервью у Евгения Переяславцева, который изучал кинопроизводство в Лос-Анджелесе и работал на разных проектах звукорежиссёром. Для начала выяснили, кто работает в звукоцехе и как в него попасть.

Фрагмент выпуска: Это, наверное, был один из самых творческих подходов, который я видел. Они специально собрали установку из палок и досок на кусках ДСП, купили на барахолках, AliExpress, eBay всяких деталей, собрали звуковую установку, ревуна, который максимально близко по звуку подходил на звучание сирены 70-х годов.

Закрепили эту конструкцию на крышу автомобиля и записывали именно проносящийся мимо автомобиль, чтобы получить эффект Доплера. У них была задача воссоздать как можно больше звуков с минимумом компьютерной обработки. Не просто взять чистый ровный тон сирены, а записать еще, как машина проносится мимо, как этот тон понижается и повышается.

Во второй части рассказали, как пишут звук, что такое театр в банке и кто всё-таки говорит в кино актёр или звуковой дублёр. Завершили выпуск рассуждением о том, почему фильмы лучше смотреть в оригинале, вспомнили удачные и не очень с точки зрения звукомонтажа картины.


Фото Arun Shakya / Unsplash



Ещё про домашние кинотеатры [Хабр] [Веб-плеер] [Apple Podcasts]. Решили обсудить то, какие изменения произошли в области кинозалов. Затронули Dolby Atmos и Auro-3D, разобрались, какие технологии ушли в массы, а какие не добились популярности. Еще мы попробовали предположить, как будет развиваться звуковое погружение и коснулись темы 3D для дома.

Плюс поговорили о том, как апргрейдить оборудование, чтобы оно соответствовало новым технологиям, что из аудиотехники стоит обновить, а что можно оставить на длительный период. Большой блок посвятили выбору проектора и его роли в экосистеме домашнего кинотеатра.




Выпуск-шпаргалка [Хабр] [Веб-плеер] [Apple Podcasts]. Продолжаем тему кинозалов, но большую часть времени отводим на обсуждение вишлиста аудиомана того, какую аудиотехнику дарить.

У нас все есть для самодельщиков: припои, разъемы, кабели, динамики от ведущих производителей динамических головок, которые являются поставщиками лучших марок акустических систем. Можно купить у нас, на сайте производителя взять готовые проекты колонок и сделать их самому.



Cтарый новый винил [Хабр] [Веб-плеер] [Apple Podcasts]. Говорим о том, как поменялись технологии производства пластинок по сравнению с серединой прошлого века, есть ли у винила срок годности и что влияет на качество сохранности носителя. Объясняем, как ориентироваться в качестве, если решили собирать пластинки, и что влияет на их коллекционную ценность. Не забыли поговорить и про проигрыватели: как их настраивать, чтобы ничего не испортить, какие есть аксессуары, за какими элементами аппаратуры надо следить, и как всё это правильно хранить.



Дополнительные материалы:

Как запустить свой подкаст, руководство для начинающих
Ситуация: приложения для медитации становятся успешнее, чем подкасты
Проклятие кинематографа: кто недоволен motion smoothing в современных ТВ
Книги для тех, кто неравнодушен к музыке от классики до хип-хопа
Фрагменты выпуска о трендах из Мира Hi-Fi



У нас на Хабре:



Подробнее..

История домашнего аудио золотая эра Hi-Fi

07.07.2020 20:09:59 | Автор: admin
Магнитная звукозапись и винил, получившие массовое распространение после Второй мировой войны, изменили акустическую экосистему в домах людей. Они не только преобразили подход к прослушиванию музыки, но и поменяли саму музыку. Рассказываем, как это произошло.


Фото Markus Spiske / Unsplash

Новые форматы


Магнитная лента и долгоиграющие пластинки, которые появились после Второй мировой войны, изменили музыкальную культуру. Новые технологии звукозаписи и материалы позволили увеличить объем накопителей, и на них стало влезать больше музыки. Тот же двенадцатидюймовый винил мог уместить до 23 минут аудио, а бобина порядка 30 минут. До этого момента для музыкантов было нормой выпустить всего одну песню, но тогда начали выходить целые альбомы, часто объединенные какой-либо темой.

Первопроходцами эры концептуальных альбомов по праву считают The Beatles и их Rubber Soul он вышел в 1965 году. Вскоре последовали работы других коллективов Aftermath от The Rolling Stones, Pet Sounds от The Beach Boys и Blonde on Blonde Боба Дилана.

Новый звук


Новые форматы стали пространством для выражения музыкальных идей, которые не всегда возможно воплотить вживую. Ярким примером может быть Nowhere Man с уже упомянутого альбома Rubber Soul. В записи этой песни использовалось наложение вокала поэтому во время живого концерта она звучала гораздо проще, чем на альбоме.

Отпечаток на музыке оставили и технические особенности форматов. Магнитную ленту можно было регулярно записывать и перезаписывать, и музыканты начали экспериментировать с новым звуком. Например, частью песни Tomorrow Never Knows с альбома Revolver The Beatles стали пять пленочных семплов, проигрываемых в разном направлении и на переменной скорости. Некоторые музыканты даже нарезали магнитную ленту с аудиозаписями на кусочки и собирали из них оригинальные композиции практика получила название tape splicing (склеивание ленты).

После многократной перезаписи магнитная лента начинала деградировать, что сказывалось на звучании. Эту особенность музыканты также использовали в своих работах. Среди них был британский композитор и один из основателей жанра эмбиент Брайан Ино. Он использовал эффект, который накладывала деградировавшая пленка, во время записи альбома Discreet Music.


Чтобы в полной мере раскрыть звучание новых акустических приемов, понадобилось более совершенное домашнее звуковое оборудование. И оно начало появляться в 50-х 60-х годах прошлого века период называют золотым веком Hi-Fi.

Золотая эра Hi-Fi


Это период, в который была задана звуковая планка и сформированы ожидания потребителей. Именно в 50-е в США появились полочные колонки. Одним из первых подобное устройство представил бренд Acoustic Research, основанный изобретателем и популяризатором колонок закрытого типа Эдгаром Вильчуром (Edgar Villchur). Их колонки были выпущены в 1954 году под названием AR-1. По сравнению с конкурентами устройство имело небольшие размеры и неплохое качество звучания. Однако популярным продукт Acoustic Research стал лишь спустя пять лет, с выходом AR-3.

Каждая из колонок AR-3 содержала три динамика: конический вуфер, купольный твитер и излучатель средних частот. AR-3 быстро стали классикой, повысив планку звучания для домашней аудиотехники.

В Acoustic Research даже устраивали слепые тесты в формате концертов, во время которых музыку попеременно играли живой оркестр и акустическая система. По словам очевидцев, отличия были практически незаметны. Вплоть до 1966 года компания удерживала почти треть американского рынка домашней акустики достижение, не превзойденное ни до, ни после.

Параллельно с рынком акустики начал развиваться рынок аудиоусилителей. Лидером в этой категории долгое время оставался ламповый усилитель Dynaco ST-70, впервые представленный публике в 1959 году. За тридцать с небольшим лет существования модели было продано более полумиллиона экземпляров а современную версию ST-70 производитель поставляет и сейчас.


Фото Fred von Lohmann / CC BY / На фото: Dynaco ST-70

В 1970-х началась гонка за мощностью. Тогда на рынок пришли усилители McIntosh MC3500. Эти устройства до сих пор популярны и уходят с молотка на аукционах за приличные деньги.

Тогда же развивались проигрыватели пластинок. Первая вертушка с прямым приводом без вызывающих излишних вибраций ремней Technics SP-10 вышла в 1970 году. Именно такая разновидность проигрывателей стала популярной среди диско-диджеев, и привела к появлению хип-хопа и электронной музыки. Но не стоит думать, что в золотой век Hi-Fi все было хорошо.

Тогда аудиотехника была, как правило, дорогой, и многие американские установки регулярно выходили из строя. Из-за этих недостатков рынок США (как, впрочем, и мировой) начали постепенно захватывать азиатские компании Pioneer, Kenwood, Sensui. Они производили более дешевое оборудование и проводили активные маркетинговые кампании. Результат налицо по сей день, когда мы говорим о доступном Hi-Fi, первыми в голову приходят имена именно этих производителей.

В любом случае рынок аудио-оборудования в золотую эру был очень бурным. За четверть века конкуренции и технологических гонок была сформирована культура меломанов.



Дополнительное чтение по теме в Мире Hi-Fi:

Как развивалось домашнее аудио от песенных вечеров до первых проигрывателей
Как домашнее аудио становилось массовым
Как развивалось домашнее аудио: эра винила
Терменвокс: инструмент будущего родом из прошлого
Запекать до готовности: кто спасает раритетные записи на магнитной ленте таким способом
История аудиоформатов эпоха кассет и развитие технологий синтеза речи


Подробнее..

Знакомство с проигрывателями винила и находками по теме обсуждаем экспертные обзоры и гайды

05.12.2020 02:17:06 | Автор: admin

Делимся детальными руководствами и разборами по теме винила, обсуждаем необычные находки и исторические примеры, показываем наши видеооброзы и тематические подборки.

Фотография: Adrian Korte. Источник: Unsplash.comФотография: Adrian Korte. Источник: Unsplash.com

Знакомство с темой, выбор и настройка

Сто вопросов о виниле: с чего начать знакомство с форматом. Разбор от Stereo.ru в нескольких частях. Здесь есть все от того, где найти информацию о релизах и сами пластинки, включая вторичку, до рекомендаций по уходу за ними и подбору проигрывателя. Последнему больше внимания уделяют во второй части, где объясняют конструктивные основы: компоненты, типы приводов, плюс коротко обсуждают примеры избранных моделей проигрывателей.

В третьем подразделе есть больше подробностей о моторах, подшипниках и так называемых столах. Дополнительно рекомендуем изучить компактный гайд от What Hi-Fi? о том, как добиться оптимальной работы проигрывателя настроить тонарм и прижимную силу.

О выборе звукоснимателя и картриджа можно почитать здесь и вот тут.


Как подойти к выбору проигрывателя. Свежее руководство, подготовленное журналистами What Hi-Fi?. От обсуждения бюджета и тонкостей, связанных с сопутствующими тратами на периферию при покупке проигрывателя виниловых пластинок, до разбора вопросов оснащенности, базовой настройки и комплектации на примерах популярных моделей.

Для дополнительного чтения по теме рекомендуем изучить этот материал.


В ролике выше наше новое пространство на Ходынском бульваре [вот, что внутри].


Как оцифровать коллекцию винила. Пробуем подступиться к этой теме, требующей времени, терпения и некоторой подготовки. Более ранние материалы по этой теме есть здесь и тут, а в рамках еще одного компактного разбора мы поделились советами о том, как ухаживать за винилом правильно хранить и чистить пластинки, плюс сам проигрыватель.

Необычные находки по теме винила

От игр до тайных сообщений. Обсуждаем пасхалки и скрытые треки в виниловых релизах. Кто-то использует для этого многосторонние пластинки, другие пишут послания задом наперед, третьи идут дальше и делятся на своих виниловых альбомах целыми программами. Не забывают и об оформлении конвертов обложки с секретом достаточно известная тема, но последнее слово в упаковке тайных сообщений голограммы. Рассказываем об этом.


От левитирующих пластинок до звука из картонной коробки. Рассказываем, какими бывают гаджеты для винила. У нас есть шесть примеров: портативный Sound Burger; бегающие Soundwagon и Void; модульный Spinbox; лазерный Turntable и 8ban для трехдюймового винила.


Винил вместо почтовой марки. Делимся находкой необычным раритетом, который может заинтересовать коллекционеров. Обсуждаем статистику продаж и историю марок-пластинок, приводим примеры записей на таких носителях и другие необычные варианты пластинок.

Историческая рубрика

Сказки в СССР: история детского винила. Наш материал о том, что многим знакомо с самого детства. ГолосНиколая Литвинова, виниловые сказки и мюзиклы с участием Владимира Высоцкого, Всеволода Абдулова и других звезд эстрады. Философия, странности, цензура обсуждаем вот это все и делимся приятными воспоминаниями из общего прошлого.


Новые-старые форматы: HD-винил и DIY-пластинки. С ростом спроса на виниловые пластинки возникла проблема ограниченные возможности производственных мощностей. Рассказываем, в какие технологии инвестируют те, кто хотел бы изменить эту ситуацию, в чем они видят перспективу и какие сложности ожидают их на пути к новому винилу.


Между винилом и кассетой. Говорим об истории тефифона одного из технологических предшественников винила, которому он уступал по качеству звучания, но все-таки превосходил возможности шеллачных пластинок. Этот аудионоситель обладал весьма интересными конструктивными особенностями, хотя он так и не стал действительно массовым.


Дополнительное чтение (и виде для просмотра) по теме:


Подробнее..

Лонгбокс между CD-кейсом и конвертом для LP

20.03.2021 16:14:02 | Автор: admin

Этот способов упаковки и презентации музыки на оптических дисках был распространен в Северной Америке на протяжении 80-х годов и в первой половине 90-х. Рассказываем, как он появился, чем был примечателен и по какой причине внезапно исчез с прилавков.

Пример выдачи конвертов музыкальных альбомов по запросу longboxПример выдачи конвертов музыкальных альбомов по запросу longbox

На пике творчества

Шестидесятые и семидесятые принесли миру немало заметных работ в области дизайна и оформительского искусства. Конверты для виниловых пластинок не были исключением и, пожалуй, один из наиболее интересных представили на грани смены эпох в момент, когда инженеры Philips и Sony уже готовились представить новый носитель компакт-диск.

За несколько месяцев до его появления, а именно 15 августа 1979 года на виниле вышел последний студийный альбом Led Zeppelin под названием In Through the Out Door. Его оформлением занималась британская дизайн-студияHipgnosis, подготовившая сразу несколько версий конверта. Согласно задумке продюсера, они попадали на прилавки в кавер-пэке из непрозрачной оберточной бумаги. Покупатель не знал, какая обложка будет в наличии и окажется в его руках, что только добавляло интриги и интереса к новому альбому.

Этот конверт проиллюстрировали ситуацией с мужчиной, решившим посетить бар после расставания с любимой. На него смотрят сотрудники и посетители заведения, которые, как и главный герой, расположились за стойкой, рядом с ней и за столиками в зале.

На лицевой и задней стороне конверта находятся изображения, снятые с разных ракурсов. С их помощью мы смотрим на происходящее глазами участников.

Но вариативность не единственная фишка издания. Определенную ценность оформлению придала обработка и эффекты, позволившие добиться впечатления как от состаренной фотографии и сделать часть изображения более контрастной. Яркий элемент выделили кистью, напоминающей следы от дворников, и по словам автора кавера намекал на новое, скрытое за потускневшей действительностью.

Однако коллекционеры старались собрать их все, зная еще об одной пасхалке свойствах вкладыша фактически третьего конверта, если учитывать оберточный. Его изготовили из тонкой бумаги, на которую нанесли черно-белое изображение предметов со стойки бара. Смысл в том, что при соприкосновении с влагой на вкладыше проступают пастельные цвета.

Столь необычное оформление иллюстрирует отношение к упаковке записей того времени. Лонгбоксы, появившиеся в начале 80-х вместе с первыми альбомами на CD, не могли его не учитывать. Впрочем, как и инфраструктуру магазинов, продолжавших продавать винил.

У кого видно, тому не стыдно

Производители понимали, что диски первое время придется размещать на прилавках, предназначенных для двенадцатидюймового винила. Обновлять магазины ради непроверенной новинки мало кто будет, а вот поставить ее на видное место точно захотят. Поэтому первая стандартизированная упаковка для CD и получила такой странный форм-фактор шесть на двенадцать дюймов. На верхней полке прилавка, где пластинки размещали лицевой стороной к покупателю, можно было аккуратно уложить два лонгбокса и показать их во всей красе.

В новые конверты включали всего лишь один диск и только через несколько лет стали чаще задействовать пустующее внутренне пространство, добавляя второй. На них печатали адаптацию с релиза на виниле, а внутрь включали пластиковый кейс с диском. Кстати, лонгбоксы по размеру напоминали боксы-киперы, призванные защитить мелкие товары от кражи. Это не было совпадением производители действительно старались сделать носитель привлекательным для магазинщиков: диски в такой упаковке было сложнее незаметно вынести в кармане, а значит продавцы могли отказаться от возни с боксами, в которых часто выставляли даже кассеты.

Фотография: Warren B. Источник: Flickr.comФотография: Warren B. Источник: Flickr.com

Что интересно, релизы в лонгбоксах потянули за собой и другие форматы [на фото выше] их стали размещать в похожих конвертах, чтобы прилечь внимание покупателей. Все это вместе в какой-то степени напоминало и привычный для того времени подход к выкладке комиксов.

Борьба с излишествами

Однако, как выяснилось позже, лонгбокс добавлял около доллара к себестоимости каждого диска. Да и конверт зачастую просто-напросто срывали после покупки. Как только масштаб потребления музыки на CD стал значительным, в индустрии заговорили об оптимизации.

По оценкам экспертов, за счет изменения упаковки можно было избавиться от 8,3 тонн мусора, ежегодно генерируемого теми, кто выкидывал лонгбоксы. Некоторые музыканты сразу же поддержали эту инициативу, причем прямо на своих альбомах: Дэвид Бирн сделал стикер с надписью this is garbage на лонгбоксе с записью Uh-Oh, а у вымышленной группы Spinal Tap вышел 18-дюймовый суперлонгбокс, демонстрирующий избыточность этого типа упаковки.

Потом появилось целое эко-движение Ban the Box. Его лидеры убеждали производителей в том, что они смогут не только сэкономить, но и отвести гнев общественности от ритейла, где аудитория сталкивалась с лонгбоксами, ставшими к тому моменту настоящим раздражителем, лицом к лицу. Тогда в магазинах уже установили специализированные полки для дисков, поэтому упираться никто не стал этот вариант оформления растерял преимущества и его быстро упразднили. Лонгбоксы исчезли с прилавков сперва в Канаде, а к середине 90-х и в США.

Наиболее распространенными, конечно же, стали классические CD-кейсы. Хотя и у них появилось множество альтернатив вроде диджипака. Это была хорошая попытка вернуться к преимуществам лонгбокса с точки зрения красочности упаковки. Однако с началом эры DVD прилавки наводнили кип-кейсы из гибкого пластика качество оформления упаковки отошло на второй план. На него обращали внимание лишь в ситуациях, когда речь шла о подарочных и коллекционных изданиях, либо о личных предпочтениях любителей музыки и фильмов.


Дополнительное чтение на выходные в нашем Мире Hi-Fi:


Подробнее..

Холодный, не ламповый обзор Audio-Technica AT-LPW40WN

15.06.2020 22:10:10 | Автор: admin
Этот пост начнёт новый цикл, в котором будут обзоры электроники без субъективной оценки автора и громких заявлений производителей, мнения и выводы будут строиться исключительно на технических данных об устройствах и фактах об их функциональности и потребительских свойствах.



Во многих обзорах, затрагивающих виниловую тему, очень много эмоциональной составляющей, субъективизма и вкусовщины. Именно по этой причине я решил начать цикл с пилотного обзора винилового проигрывателя. Если удастся сделать такой обзор не предвзятым, полезным и при этом не слишком скучным, значит формат цикла имеет право на жизнь. Под катом сугубо технический обзор Audio-Technica AT-LPW40WN. Холодным и не ламповым он назван от того, что сознательно избавлен от тёплого лампового маркетинга.

Мой подход к винилу в наше время


(если вам знакома или не интересна моя позиция можете сразу переходить к следующему заголовку)

После наших публикаций, касающихся тем, связанных с виниловым ренессансом, некоторые из читателей обращались ко мне за советом по выбору подходящего проигрывателя. Обычно я переадресовывал такие вопросы экспертам шоурумов Pult.ru и лишь пару раз публиковал обзоры продуктов, связанных с винилом. Дело в том, что виниловые проигрыватели мне интересны как парадоксальный тренд, как архаичная техника с интересной конструкцией, но не как устройства ежедневного использования и тем более не как передовые разработки.

Я разделяю мнения тех, кто считает, что проигрыватели грампластинок достигли точки своего наивысшего технического развития в конце прошлого столетия и фундаментально улучшать в них нечего. Можно лишь оптимизировать конструкцию и применять испытанные решения, чтобы попытаться повысить верность воспроизведения. Но радикально новые устройства ничего не улучшают, так как грамзапись физически ограничена спецификациями грамзаписей.

Общие сведения


Audio-Technica AT-LPW40WN полностью ручной электрофон с ременным приводом, что существенно отличает его от диджейских проигрывателей, в сегменте которых компания известна несколько больше. Эта особенность явно ориентирована на меломанов и филофонистов, идеологически далеких от диджейских аппаратов с прямым приводом. Дело в том, что в среде аудиофилов существует устойчивое убеждение в том, что ременной привод стабильнее, лучше и аудифильнее чем прямой при равной стоимости проигрывателей.



Отчасти эта убежденность подтверждается тем, что в прямом приводе могут возникать большие импульсные токи, которые плохо сочетаются с низким напряжением на выходе картриджа. При этом, как правило, действительно высокие импульсные токи могут возникать в момент пуска диска, когда тонарм с головкой находятся на подставке и не осуществляют съем, а соответственно, никак не отражаются на звуке в этот момент. Если же, по какой-то причине, высокий импульсный ток появится после запуска двигателя в момент воспроизведения это вызовет посторонние шумы. Вероятно, это во многом надуманная проблема прямых приводов, но учесть мнение потенциальных покупателей это продать половину устройства.

Двигатель


AT-LPW40WN оснащен двигателем постоянного тока с системой автоматической стабилизации. Двигатель поддерживает две скорости воспроизведения пластинок, 33 и 45 оборотов в минуту. Сегодня достаточно тяжело найти людей, которые слушают шеллаковые пластинки, требующие воспроизведения на скорости 78 об. Таким образом, лишив проигрыватель малоиспользуемой функции, инженерам удалось упростить конструкцию и удешевить устройство.

Шасси и диск


Шасси устройства изготовлено из толстого листового МДФ, масса шасси составляет без малого 5 кг. МДФ отделан материалом, имитирующим тиковый шпон, который, по заявлениям производителя, несет не только эстетическую функцию, но и дополнительно снижает риск появления акустической обратной связи. Высокая масса корпуса предотвращает значительную часть паразитных вибраций и резонансов, которые могут серьезно влиять на звук.



Опорный диск изготовлен из литого алюминия, на нём расположен традиционный резиновый мат. Применение литья из алюминия позволяет сделать диск достаточно лёгким, при этом не допустить деформации, риск которой выше при использовании пластика.

Тонарм


Прямой тонарм из углепластика с микролифтом и антискейтингом делает управление воспроизведением лёгким и безопасным для пользователей с небольшим опытом(предупредить ситуации следующего типа однажды, после корпоратива, с похмелья тонарм рухнул на пластинку со всей дури, поцарапал диск и сломал иглу и убил меломана). Регулировка прижимной силы не оставит равнодушными опытных пользователей, для которых критически важны кастомные настройки. Углепластиковый тонарм редкость для устройств этого ценового сегмента. На тонарм закреплен штатный MM-картридж, о котором стоит рассказать подробнее.



Картридж


По дефолту с проигрывателем на тонарм установлен универсальный полудюймовый шелл AT-HS4, к которому крепится головка AT-VM95E. От винилофилов доводилось слышать о том, что девяносто пятая, мол, легенда среди бюджетных головок. Это косвенно подтверждает более чем сорокалетняя история её производства. За это время их воспроизвели аж пять миллионов штук.



Эволюционным продолжением 95-й стала линейка AT-VM95. Это картридж, состоящий из общей базы с кантилевером и сменных игл с разными заточками. В качестве базовой производитель предложил иглу с эллиптической заточкой, что не характерно для сравнительно бюджетных проигрывателей, где обычно используют сферическую.

Применение MM-картриджа позволяет получать сравнительно высокую громкость без необходимости использовать мощное фонокоррекционное предусиление. Для бюджетных (до 1000 долларов) решений этот тип картриджа также полезен тем, что в случае повреждения иглы потребуется замена только иглы, без необходимости менять весь картридж (что почти неизбежно при использовании MC звукоснимателя, так как МС-картридж крайне редко оснащают сменными иглами).

Фонокорректор


Встроенный фонокорректор это то, что выгодно отличает модель от многих ценовых и конструктивных аналогов. Пользователи, не претендующие на аудиофильские изыски в виде ламповых фонокорректоров и родиевых проводов, вероятно, оценят такую интеграцию по достоинству.

Встроенной коррекции достаточно для того, чтобы выравнивать RIAA со штатной головкой. При замене головки на более требовательные MC варианты, штатный фонокорректор можно отключить и использовать внешнее устройство.

Спецификации


Ещё раз сухо о характеристиках:

Характеристики проигрывателя

  • Тип ременной передачи с ручным поворотным столом
  • Мотор AT-LPW40WN: двигатель постоянного тока с активной стабилизацией скорости вращения
  • Скорости 33-1 / 3 об / мин, 45 об / мин
  • Детонация < 0.15% WRMS (33 об / мин) при 3 кГц
  • Соотношение сигнал/шум > 60 дБ

Уровни выхода

  • PHONO номинал 4,0 мВ при 1 кГц, 5 см / с
  • LINE номинальная 200 мВ при 1 кГц, 5 см / с
  • Усиление фонокорректора 35 дБ номинал, RIAA выровнено

Характеристики тонарма

  • Тип AT-LPW40WN: статический сбалансированный прямой углеродный тонарм
  • Эффективная длина 223,6 мм
  • Максимальный угол ошибки отслеживания менее 2,0
  • Регулировка давления стилуса от 0 до 3,0 г
  • Применимый вес картриджа (включая шелл) от 12 до 17 г

Характеристики картриджа и иглы

  • Модель картриджа: AT-VM95E
  • Тип картриджа MM
  • Рекомендуемое сопротивление нагрузки 47000 Ом
  • Выходное напряжение 4,0 мВ (мВ при 1 кГц, 5 см / с)
  • Игла AT-LPW40WN: эллиптическая заточка 0,3 0,7 мил
  • Алюминиевый кантеливер
  • Диапазон усилия отслеживания от 1,8 до 2,2 г (стандартная 2,0 г)
  • Вес картриджа 6,1 г (0,22 унции)

Шелл

  • модель шелла AT-HS4
  • Вес шелла 8,5 г (без учета свинцовой проволоки)
  • Регулировка шелла 5 мм

Сухие остатки


Вывод простой универсальное устройство для воспроизведения грамзаписей. Оно вполне подойдет как базовый первый проигрыватель для не очень опытных пользователей, которые хотят узнать об этой технике немного больше, а также вполне удовлетворит потребности опытного винилофила, не располагающего средствами для High End изысков, но ощущающего необходимость в использовании разных картриджей, параметров фонокоррекции и воспроизводящих записи со скоростью не только 33, но и 45 об.

Достоинства:

  • Тяжелые шасси
  • Картридж с эллиптической иглой в комплекте
  • Фонокорректор
  • Легкий углепластиковый тонарм
  • Небольшая детонация и неплохое соотношение сигнал/шум
  • Активная стабилизация

Недостатки:

  • Нельзя слушать шеллак, нет скорости 78 об.
  • Масса шасси могла бы быть ещё больше.
  • Фонокорректора не достаточно для полноценного MC-картриджа.

О ценах ничего писать не буду, так как у всех разные возможности, а критерии ценообразования в аудиотехнике мне ясны не всегда. В нашем каталоге сабж стоит 33 000. При характеристиках и возможностях, не слишком отличающихся от устройств, которые в 5-10 раз дороже, вероятно, она справедлива. Сухой вывод вполне годная вертушка, рассчитанная на относительно массового пользователя. Заранее благодарен читателям на мнения в комментариях.
Подробнее..

Аудиофилькина грамота о частотном диапазоне, возрасте, виниле и АЧХ тарелок Pink Floyd

01.10.2020 20:16:38 | Автор: admin
В комментариях не впервые нарвался на рассуждение о том, что равномерность АЧХ выше 16 кГц это чуть ли не самый главный параметр для верности воспроизведения. По крайней мере очень и очень значимый. С подобным мнением от людей, которым больше тридцати лет от роду, а иногда и за сорок, мне приходится сталкиваться часто. И, как правило, те же люди утверждают, что частотный диапазон записей на виниле, якобы, выше, чем у CDDA (равно как и верность воспроизведения). Они же совершенно безапелляционно заявляют, что не просто слышат до 20 кГц (а порой и выше), но и приводят спектрограммы, где любимый многими Ник Мейсон (ударные золотого состава Pink Floyd), якобы, извлекает из своих тарелок эти самые 20 + кГц.



Когда людям в комментах пытаешься объяснить, что они упорствуют в заблуждении, начинаются рассказы, что они великие практики, на спектрограмме всё видели, их мутью теоретической не обманешь. В силу образования, я знаком с физиологией слуха, а в силу увлечений с практикой звукозаписи. Под катом постараюсь подробно объяснить, почему рассказы про 20 кГц в тарелках у Pink Floyd, волшебную широту диапазона виниловых записей и способность слышать 20 кГц после 30 лет, не имеют ничего общего с реальностью.

Стартуем с возможностей слуха и его возрастной потери


Всем известно, что человек способен слышать в диапазоне от 20 Гц (по другим данным, от 16) до 20 кГц (по другим данным, до 21 кГц). При этом многие забывают, что этот диапазон со временем уменьшается, и чем старше становится, тем ниже частоты способен услышать. Отоларингологи, в частности, сурдологи считают, что потолок в 8000 Гц является нормой и позволяет человеку нормально жить (я, конечно, уточнил бы, что аудиофилы не смогут, но сурдологи пишут, что 8 кГц хватит). Те же сурдологи не редко оперируют упрощенной возрастной таблицей, где приблизительно описано снижение слуха с возрастом:

до 19000 Гц младше 20 лет.
до 17000 Гц младше 24 лет,
до 16000 Гц младше 30 лет,
до 15000 Гц младше 40 лет,
до 12000 Гц младше 50 лет,
до 8000 Гц должны слышать все,.

Эти данные достаточно условны. Например, мне 35 лет и я слышу 17500 Гц, а кто-то в моем возрасте с трудом различает 15,5 кГц, а на 16 уже ничего не слышит. В среднем, для большинства людей усредненно пороговым значением считаются 16 кГц. На эту частоту опираются практически все, в том числе и звукооператоры. Но существуют также индивидуальные особенности, такие как собственная АЧХ.



Психоакустические эксперименты демонстрируют, что люди слышат не одинаково, и есть индивидуальные различия в частотном восприятии. Иногда диапазон может ограничиваться частотой в 15 кГц, он не слышит всё, что выше, но способен, например, избирательно услышать звуки с частотой 18,5 кГц. Я не встретил точно объяснения такого феномена, но факт в том, что он описан и существует.

Интенсивность возрастного снижения слуха зависит от целого ряда факторов, и, пожалуй, основным является регулярное воздействие шума, а также громких звуков, травм, воспалений. Деградация слуха в современных условиях в той или иной степени происходит у всех (по крайней мере, если говорить о жителях городов), так как регулярное шумовое воздействие поражает ресничные клетки улитки.

Помимо шумового и травматического поражения А. Саксен и Н. Фианд установили другие распространенные причины естественной возрастной деградации слуха (пресбиакузиса). Выделим две основные. Первая нарушение кровоснабжения лабиринта улитки в результате ишемии (сужение просвета кровоснабжающих улитку сосудов), нарушению кровообращения может способствовать также изменения реологических свойств крови (в т.ч. тромбоза), атеросклероза и т.д.

В результате таких нарушений волосковые клетки улитки (аудиальные рецепторы) испытывают кислородное голодание, функция рецепторов нарушается. Иногда возникает местная гибель клеток некроз, которая приводит к значительной тугоухости. Но чаще просто нарушается корректная трансформация звуков в электроимпульсные и синаптические процессы нервной ткани, от которых зависит передача информации в центры слуха в коре головного мозга.

Вторая дегенеративные процессы в нервных клетках, которые сегодня изучены недостаточно для выводов об их механизмах. Известно при этом, что при нейронной дегенерации возникает не только изменение электрических характеристик импульсов, генерируемых при нарушенной работе волосковых клеток (в качестве патологически измененного ответа на звуковую стимуляцию), но и проблемы со скоростью обработки сигналов в центральной нервной системе, которые сегодня считаются основной причиной сужения диапазона.

Также доказано, что эффект возрастного сужения частотного диапазона характерен для всех людей, разница лишь в скорости наступления изменений. Последняя, с высокой вероятностью, обусловлена индивидуально (особенностями нервной ткани, качеством жизни, сторонним негативным влиянием). Между тем, сурдологи и специалисты по психоакустике отмечают снижение верхней границы частотного диапазона минимум на 1 кГц каждые 8 -10 лет (что вполне соотносится с приблизительными цифрами, приведенными выше).

Т.е. даже если предположить, что кто-то смог в 2 раза снизить скорость этого процесса по сравнению с той, что отмечается в исследованиях (такое не описано в литературе, но гипотетически представим), то к 30 годам такой гипотетический человек при всем желании не сможет слышать за пределами 18500 Гц. Тут следует сделать оговорку по поводу феномена избирательной чувствительности к конкретным высоким частотам, который не влияет на картину в целом. При этом всё это время он должен проживать в сельской местности, а лучше в лесу, и тщательно беречь слух от сильных раздражителей, которые могут способствовать ускорению дегенеративных процессов.

Для того, чтобы оценить собственный слух, я рекомендую использовать онлайн генератор. Важно также применять наушники (акустику), которые точно способны воспроизводить эти частоты. Некоторые недобросовестные малоизвестные производители бюджетных звуковоспроизводящих устройств порой завышают воспроизводимый диапазон для того, чтобы показать красивые цифры.

Вывод 1: таким образом, стареющие аудиофилы, рассуждающие о недостаточном воздухе у тарелок в районе 20 кГц и провале на частоте 24 кГц это картина для юмористического шоу. Ну или предмет интереса для психиатра, слуховые галлюцинации о частотах, которые человек физиологически не способен слышать это симптом.

Немного о частотах инструментов


В сети достаточно информации о частотах звучания инструментов, включая разнообразные обертона, призвуки и прочие нюансы. Учебники для звукоинженеров также изобилуют такой информацией. Что интересно, нигде, кроме пары филофонистских форумов нет разного взгляда на частоты звучания и обертонов инструментов (разница в оценках обертонов не превышают 1 кГц).



Один из аргументов аудиофилов в пользу необходимости воспроизведения 20+ кГц часто звучит так: Диапазон обертонов тарелок (хайхет, крэш, райд, чина и т.д.) заканчивается за пределами 20 кГц. Действительность разительно отличается от этого представления, так, все без исключения источники, описывающие эквализацию и диапазон ударных инструментов (кроме 2-х аудиофильских форумов рунета), дают следующую информацию (я брал максимальные из найденных значений):
диапазон стандартных тарелок, как правило, не определяется, в зависимости от типа звукоизвлечения и размера тарелки стандартного комплекта (хэт, крэш, райд, чина) способны звучать в диапазоне от 300 10 000 Гц, воздух до 15000 Гц.
Эквализация оркестровых тарелок имеет более точные значения:
Диапазон также определять не принято
Раструб оркестровой тарелки 220 Гц (с обертонами до 3,5 кГц)
Ясность 7,5 кГц
Воздух 10 кГц -13 кГц

Все редкие перкуссионные тарелки и нестандартные тарелки также не выходят за пределы этих значений. Кроме знатоков с аудиофильских форумов нет упоминаний о том, что тарелки могут давать воздух, а тем более обертона выше 15 кГц.

Ради справедливости, следует отметить, что существуют инструменты, которые способны давать обертона выше 16 кГц, это:

  • скрипка пикколо обертона до 18000 Гц
  • флейта пикколо обертона до 17000 Гц
  • человеческий голос (Колоратурное сопрано) обертона до 16500 Гц

Приведены максимальные значения, найденные в авторитетной литературе. У Алдошиной в Основах психоакустики, материалах www.otsema.ru, zwook.ru и других, практически везде указаны частоты ниже, но я беру возможный максимум.

Вывод 2:Тарелочки легко выше 20к улетают не улетают.

Немного про винил


Подробно останавливаться на том, почему грамзапись не имеет шансов в соревновании даже с mp3 320 kb/s по верности воспроизведения, при сравнении объективных параметров не стану. Могу лишь напомнить о детонации, убогом динамическом диапазоне, ограничении по записи низких частот, а также о записи оных в моно, причем и в той области, в которой уже можно локализовать источник НЧ, а также о пределе грамзаписи по соотношению сигнал/шум.

Вопрос исключительно о частотном диапазоне записей на виниловых дисках. Если речь идёт о старых грампластинках, выпущенных во времена расцвета индустрии (60-е, 70-е, 80-е) то в них, на уровне мастеринга частота ограничена максимум 20 кГц, иногда 16 кГц. В любом случае RIAA-стандарт частоты за пределами 20 кГц в записи не предполагает (до 1978-го стандарт гарантировал 15 000 Гц). Откуда же тогда на спектрограммах виниловых хайрез-рипов, улетающие в дали пики под 100 и 200 кГц?, спросят пытливые аудиофилы.



И начнут ссылаться на волшебные тарелки, сверху ощущения высоких частот и золотые уши, способные определить воздух на частотах за пределами, определенными недалекими физиками и сурдологами.



Ответ на этот вопрос очень прост. Это ничто иное, как гармонические искажения, появившиеся при оцифровке винила. В силу хайрезности формата, искажения остались в том спектре частот, на которых это самый хайрез рассчитан. В первоначальном произведении этих ультразвуковых составляющих просто не было, как минимум потому, что мастер-лента, с которой записывали винил, имеет ограничения по частоте.

Мифология сверхвысокого диапазона записей на пластинках перекликается с данными о том, что на винил можно записать ультразвук с частотой до 100 кГц. Это действительно так, например, квадрозаписи конца 70-х делали, записывая при помощи модуляции сигнала на частотах выше 40 кГц. Именно для этого, а не для неведомых пространственных эффектов повышался частотный диапазон картриджей и использовались иглы с заточкой шибата.

Вывод 3: Верхняя граница частотного диапазона записей на виниле до 70-х годов (до появления стандарта RIAA-78) редко находится выше 15 кГц, для 1970-х 80-х в лучшем случае достигает 20 кГц, при первых прослушиваниях.

В сухом остатке


Условный потолок, который способен слышать человек, несколько выше реального плюс-минус на 3-4 кГц. Тридцати сорокалетние люди утверждающие, что способны слышать 20 кГц, вероятнее всего лгут или заблуждаются(допускаю крайне маловероятный казуистический единичный случай). Обертона выше порога 15, 5 16 кГц имеют только 3 инструмента (скрипка-пикколо, флейта-пикколо, человеческий голос колоратурное сопрано, нет зафиксированного случая, чтобы обертона этих инструментов (звуков) достигали отметки в 20 кГц (потолок 18 кГц у скрипки-пикколо). Пластинки, выпущенные с 1952-го до 1978-го года не гарантируют частотный диапазон 20 кГц, в них стандартом определен потолок в 15 кГц. Именно к этому периоду относятся т.н. эталонные альбомы Pink Floyd, про которые так любят рассуждать аудиофилы.

В увеличении воспроизводимого частотного диапазона за пределы слышимого частотного спектра в акустических системах и наушниках действительно есть технический смысл. Но это не попытка передать метафизические особенности музыки неведомым науке способом, а известный способ улучшить переходную характеристику, которая не настолько очевидна как АЧХ, но сильно влияет на верность воспроизведения. Именно по этой причине многие студийные мониторы и дорогие hi-fi колонки имеют заявленную верхнюю границу частотного диапазона значительно выше, чем условно слышимые 20 кГц.

Прошу поделиться в комментариях, а какой у вас порог высокочастотного восприятия. Напомню, что генератор можно найти здесь. onlinetonegenerator.com

Использованы фото:
rmmedia.ru
Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru