В прошлой статье я писал о том, как мы делали решение вокруг
Akeneo, а пришли к собственному PIM. Один из выводов, который мы
тогда сделали: PIM сам по себе не решает существующие проблемы
e-commerce и нуждается в дополнительных сервисах, таких как DAM
(Digital Asset Management), MDM (Master Data Management) и TCM
(Transformations and Channels Management).
Часто MDM и DAM воспринимаются как отдельные системы, но в этой
статье я предлагаю рассмотреть их как нераздельные части PIM, и
показать, как они работают в связке.
PIM в e-commerce решает несколько больших проблем:
Проблема 1 систематизация каталогов;
Проблема 2 создание и хранение контента, при заведении товара на
витрину;
Проблема 3 оптимизация процесса вывода нового товара на витрину,
сокращение этого времени к минимуму.
Это то, над чем работают все вендоры PIM в мире. Нюанс в том, что
сам по себе PIM (без MDM и DAM), эти проблемы решает лишь
частично.
DAM это система для управления, организации, поиска, хранения и
преобразования мультимедийных файлов. В PIM это своеобразная
подсистема, где хранятся фото, видео, 3D обзоры товаров. Эти данные
можно легко организовать, сделать их более портативными и легко
доступными. Здесь все просто хранилище картинок и видео.
MDM (мастер-данные) в PIM это система управления точными исходными
данными о товарах. Они содержат сегментацию продуктов,
категоризацию, детализацию и другие детали.
У нас есть клиент, дистрибьютор, у которого сотни тысяч SKU. Эти
товары хранятся на физическом складе. И все их нужно внести в
систему, создав под каждый карточку товара. Пока эти карточки
заполняются, товар пылится на складе, и бизнес терпит убытки. При
этом у них даже есть какой-то свой PIM, но товаров много, и
внесение их в систему занимает много времени. Элементарно, нельзя
просто заменить картинку в карточке товара, нужно создавать новую.
И так далее.
MDM в PIM это предзаполненные карточки товара. Звучит просто, но на
деле это колоссальное облегчение работы и оптимизация временных
затрат.
Возьмем стандартный маркетплейс. Без мастер-данных происходит
следующее. Мерчант 1 добавил карточку товара iPhone красного цвета,
а мерчант 2 добавил iPhone алого цвета. Система думает, что это два
разных айфона, и продает SKU по-разному. В результате плодятся
дубли, затрудняется аналитика и страдает скорость работы
маркетплейса в целом.
Мастер-данные в PIM решают эту проблему. Когда первый из мерчантов
создал карточку товара iPhone красный, он вносит в систему все его
характеристики. Таким образом в системе появляются мастер-данные
красного айфона. Затем, когда второй мерчант попытается ввести
iPhone алый, система ему подскажет: Есть красный. Вы этот товар
имеете в виду? Мерчант 2 нажимает Да, и тем самым подвязывает товар
к мастер-данным, которые уже существуют в системе. Поставщик уже не
заполняет 10 полей характеристик на товар, а фактически вводит
только название и получает уже заполненную карточку.
Можно сказать по-другому, что предзаполненные карточки товара (MDM)
это предустановленные наборы атрибутов для товара. Каким должен
быть этот набор атрибутов? Это уже настраиваемая внутренняя логика
системы. К примеру, у вас маркетплейс, и вы выставляете в
настройках, что у модели телефона должен быть определенный набор
атрибутов: размер экрана, память, батарея, размер коробки и пр.
Но основной смысл мастер-данных в том, что можно хранить не только
атрибуты, а абсолютно все данные. Какие это также внутренняя
логика, которая задается на этапе внедрения.
Мастер-данные дают всю необходимую информацию для аналитики. Это
можно сделать не только с помощью внешних подрядчиков, но и
самостоятельно. Подключив, например, Power BI систему, можно
получить крутые данные для аналитики:
Сделать прогноз продаж товара;
Понять сезонность;
Понять, как количество атрибутов влияет на продажи и прочее.
Я убежден, что PIM + DAM + MDM + TCM (преобразователи в разные
каналы отображения контента) это будущее технологий для ритейла и
e-commerce.
Мы сейчас завершаем большой проект с крупным DIY-ритейлером.
Перевели его маркетплейс, сделанный на битриксе, на PIM платформы
Scallium. Этот процесс сложный и длительный. Но уже показал
результат. Провели А/В тест на витрине: 40% показов витрины,
подвязанной к PIM Scallium, а 60% старая витрина. Визуально они
ничем не отличаются для покупателя. Так вот, конверсия в новой
витрине в 6 раз больше. Просто за счет того, что PIM быстрее
обрабатывает данные, и, соответственно, пользователь видит более
быструю витрину. На старой он ждет 3 секунды, и уходит. На новой
витрине показатель отклика страницы составляет 500
миллисекунд.