Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Яндекс.карты

Яндекс.Карты API, я устал. Я ухожу

22.12.2020 18:11:09 | Автор: admin
О последней и других каплях в чаше решения о прекращении использования Яндекс.Карты API.

Что случилось?


С 1 ноября Яндекс.Карты уменьшили лимиты на бесплатное использование HTTP API Геокодера с 25 000 до 1 000 запросов в сутки. Но не всех об этом уведомили.

В добавок, хоть новые лимиты и касаются только HTTP API Геокодера, он остался спаренным с сервисом встраивания карт. Теперь случайное превышение по использованию геокодера отрубает вам на сутки и карты, несмотря на прежний лимит для встраивания в 25 000.

Конечно же, у нас так и произошло. И не только у нас. Яндекс признал проблему и даже предложил компенсацию.

И вот по поводу компенсации начинается переписка с поддержкой.

Сначала она не видит, что мы вообще используем API. Но прозревает после нашего скриншота.

Потом она перенаправляет на оформление коммерческого использования.

Дальше она не видит, как мы используем геокодер, чем объясняет отсутствие уведомление о новых лимитах. Хотя у нас обычный характер использования геокодера это до 100 ежедневно со скачками до 1 000, и несколько раз в год до 25 000.

Разговор завершается отсылкой к договору, где написано, что Яндекс вам ничем не обязан все так и должно работать.

Переписка заняла 3-и дня, из которых первый день карты не работали, т.к. никто ничего не стал компенсировать даже на время разбирательства.

Но ноги этого начали расти чуть больше года назад. Почему появилась эта статья что-то напоминает да? :)

Версионирование Шрёдингера и др.


До лимитов основной проблемой было версионирование.

Вот вы если указываете номер версии, скажем, 1.65, какую рассчитываете получить в итоге?
Я думал, что 1.65. Но нет, в Яндекса.Картах свято уверены, что это может и 1.72, и 1.75, и т.д. Хорошо хоть только возрастает. Но это не точно.

На вопрос, где они узнали, что это хорошая практика, ответили ссылкой на свою же документацию о версионировании. Ловко да? :)

Таким образом вам прилетают баги, которых вы не ждали. Править их нужно немедленно вас опять же никто не уведомил, и откатиться некуда.

По началу я рационализировал такой подход задумкой быстрой обратной связи и внесением правок. Поэтому сообщал о всем, что находил. Но опять не угадал. Как я Вас понимаю, @ReDev1.

Поддержка могла реагировать годами. И даже поправленные баги могут возвращаться.

Т.е. вы должны сами отслеживать и знать все изменения, даже те, которые внутри кода, и вносить правки в соответствии с планом работ Яндекса.

Так и получается, что работаешь то с отсутствием отзывчивых стилей карт, то с неработающей потайловой загрузкой у объектных карт, то с недокэшем тайлов подложки и др.

Не буду уже тратить время на документацию и архитектуру кода, которая часто напоминает итальянское блюдо.

Это просто бизнес, ничего личного.


Циничный это подход. И бизнес выходит хреновый, когда маркетологи-двоечники ставят бабло выше репутации.

Лишнее тому подтверждение недавний срыв большой сделки с Яндексом. Все-таки кто-то считается с настроениями пользователей.

Свои проекты мы строим по-другому.

До этого API Яндекс.Карт использовался больше 7 лет из-за их покрытия и удобных лимитов. Но теперь, учитывая характер использования, новые лимиты, расценки и качество поддержки, в этом нет смысла. Значительно дешевле, удобней и гибче использовать собственные решения на основе других открытых и бесплатных продуктов.

Тем более, что и так приходилось писать свои обертки для решения проблем сервисов Яндекс.Карт. Например, тот же геокодер натренирован на статистике пользовательского ввода. Из-за чего нередко бывает, что точный адрес не гео-кодируется, а вот, например, без вида улицы находится.

Думаю, многие другие проекты среднего размера поступят также. В итоге, на Картах останутся только небольшие проекты, которые используют самую базовую функциональность, и коммерческие пользователи, которые будут получать все больше пропущенных багов. Как результат начнется и их отток.

Еще одно интересное следствие всей этой истории это то, что я перестал воспринимать сотрудников Яндекс как серьезных специалистов. И приходится делить, минимум на 10-ть, все что они говорят, даже если и появляется желание их послушать.

Из, возможно, забавного.


Как-то у Яндекса в Недвижимости появилась функциональность, которая очень напоминала то, что являлось уникальным предложением нашего проекта.

После чего внутренний параноик задумался о случайности совпадений. Т.к. мы за 5 лет до того начали решать проблему поиска жилья с учетом качества жизни. В частности, с учетом экологии, и используя интерактивные карты. А это до сих пор очень нишевый сервис.

P.S.
Есть что-то похожее и про Google. Думаю как-нибудь тоже написать, если допечет.

Кто знает, есть ли плагин для leaflet, чтобы можно было его использовать с backend'ом под API Яндекс.Карт? Если что я уже начал писать похожее решение.
Подробнее..

Как мы нарисовали на карте несколько тысяч интерактивных объектов без вреда для перформанса

29.07.2020 10:12:50 | Автор: admin

Привет, меня зовут Дарья, и я Frontend-разработчик юнита Гео вАвито. Хочу поделиться опытом того, как мы сделали навебе новый поиск покарте, заменив кластеры более удобным решением и сняв ограничение наколичество отображаемых объектов.


В статье я расскажу, какая перед нами стояла задача и как мы справлялись спроблемами впроцессе реализации.



Чем нас не устраивал старый поиск покарте


Раньше впоиске накарте объявления отображались кластерами, а при приближении или на небольшой выборке пинами. Кластеры это когда близкие объекты накарте собраны водну большую группу, обозначенную кружком сцифрой. Пин это объект собъявлениями вдоме.


Решение скластерами было неудобным понескольким причинам. Во-первых, пользователям нужно было сделать оттрёх досеми кликов поним, прежде чем появлялась возможность кликнуть наконкретный пин и посмотреть объявления изнего всписке слева. Во-вторых, кластеры плохо считывались нужно было сравнивать цифры внутри них или сопоставлять визуально размеры кластеров. Витоге пользователю приходилось прилагать много усилий длятого, чтобы найти интересующие его объявления.


Выглядело это так:



Что мы решили изменить


Мы исследовали описанные выше проблемы, обращая внимание нато, как их решают конкуренты, и увидели, что многие ушли откластеров впользу отдельных точек. Точки хорошо подсвечивают, вкаком месте карты объявлений больше там выше плотность точек.


Мы пришли квыводу, что нам подойдёт решение сточками вместо кластеров. Пины же останутся наближних уровнях зума и наборе фильтров, которые дают небольшую выдачу, когда реально нарисовать все объявления вобласти и не закрыть ими всю карту.


Поскольку мы решили рисовать пины или точки взависимости отплотности объектов наэкране и полноты выборки, нам понадобилась формула, которая бы говорила, когда рисовать какой тип объектов. Переменные этой формулы размер карты и размер пина впикселях. Константы вней подбирали наоснове наших ощущений того, какая плотность пинов кажется нам уместной, и здесь всё индивидуально. Мы выбрали вариант, прикотором каждый девятый элемент сетки состоронами, равными диаметру пина, может быть занят. Получилось так:


$limit = viewPort.width viewPort.height / (pinDiameter^2 9)$


Если количество найденных объявлений меньше этого лимита, то показываем пины, а иначе точки.


Мы хотели сделать консистентное поведение длявсех объектов накарте, чтобы пользователю было удобно пользоваться поиском. Поэтому нужно было применить дляточек те же требования, которыми обладают пины. Витоге получился такой список:


  • точки должны быть кликабельными навсех уровнях зума (сокращаем трудозатраты пользователя);
  • точки должны реагировать нанаведение (подсказываем пользователю, что они кликабельны);
  • точки должны становиться просмотренными, если поним кликали, и сохранять просмотренность надлительное время (чтобы пользователю было легче ориентироваться накарте).

Приведу примеры целевого состояния поиска покарте дляразных случаев:



Много объявлений безфильтров показываем точки. Голубой цвет точек обозначает просмотренность, красный ховер



Выбраны фильтры, которые дают небольшую выдачу показываем пины



Приблизились на уровень, когда виды дома, и можем отобразить все объявления показываем пины


Далее я перечислю вопросы, скоторыми мы столкнулись впроцессе реализации, и расскажу, как их решали.


Как нарисовали на карте несколько тысяч точек


Когда унас были кластеры и пины, мы рисовали накарте меньше 1000объектов. Вслучае сточками нужно уметь рисовать много объектов, чтобы подсвечивать пользователям, где объявлений больше. Например, так:



Поиск двухкомнатных квартир повсей России


Мы используем Яндекс-карты, API которых предоставляет разные способы отрисовки объектов. Например, кластеры мы рисовали черезинструмент ObjectManager, и он отлично подходит дляслучаев, когда количество объектов накарте не превышает 1000. Если попробовать нарисовать сего помощью, например, 3000объектов, карта начинает подтормаживать привзаимодействии сней.


Мы понимали, что может появиться необходимость отрисовать несколько тысяч объектов безвреда дляпроизводительности. Поэтому посмотрели всторону ещё одного API Яндекс-карт картиночного слоя, длякоторого используется класс Layer.


Основной принцип этого API заключается втом, что вся карта делится натайлы (изображения вpng или svg формате) фиксированного размера, которые маркируются через номера X, Y и зум Z. Эти тайлы накладываются поверх самой карты, и витоге каждая область представляется каким-то количеством изображений взависимости отразмера области и разрешения экрана. Собственно, API берёт насебя всю фронтовую часть, запрашивая нужные тайлы привзаимодействии скартой (изменении уровня зума и сдвиге), а бэкенд-часть нужно писать самостоятельно.



Разбиение натайлы. Длянаглядности их границы выделены черными линиями. Каждый квадрат отдельное изображение


Этот механизм подходит длярешения нашей задачи, ведь мы можем отрисовать набэкенде любое количество точек и отдать нафронт готовые изображения. Приэтом количество изображений не будет зависеть отданных.


Чтобы реализовать бэкенд, мы взяли формулы дляприведения координат точек ксистеме тайлов впроекции Меркатора:


func (*Tile) Deg2num(t *Tile) (x int, y int) {    x = int(math.Floor((t.Long + 180.0) / 360.0 * (math.Exp2(float64(t.Z)))))    y = int(math.Floor((1.0 - math.Log(math.Tan(t.Lat*math.Pi/180.0)+1.0/math.Cos(t.Lat*math.Pi/180.0))/math.Pi) / 2.0 * (math.Exp2(float64(t.Z)))))    return}func (*Tile) Num2deg(t *Tile) (lat float64, long float64) {    n := math.Pi - 2.0*math.Pi*float64(t.Y)/math.Exp2(float64(t.Z))    lat = 180.0 / math.Pi * math.Atan(0.5*(math.Exp(n)-math.Exp(-n)))    long = float64(t.X)/math.Exp2(float64(t.Z))*360.0 - 180.0    return lat, long}

Приведённый код написан наGo, формулы длядругих языков впроекции Меркатора можно найти поссылке.


Нарисовав svg поданным, мы получили подобные изображения тайлов:



Поскольку нам необходимо учитывать разные фильтры впоиске покарте, мы добавили значения выбранных фильтров вGET-запросы затайлами. Реализация нафронте свелась кнескольким строкам кода:


const createTilesUrl = (tileNumber, tileZoom) => {// params - выбранные фильтры в формате строки параметров, которые можно передать в GET-запросreturn `/web/1/map/tiles?${params}&z=${tileZoom}&x=${tileNumber[0]}&y=${tileNumber[1]}`;};const tilesLayer = new window.ymaps.Layer(createTilesUrl, { tileTransparent: true });ymap.layers.add(tilesLayer);

В итоге карта стайлами, подготовленными набэкенде и отрисованными черезLayer, выглядит так:



Как оптимизировали бэкенд


Используя механизм тайлов, мы будем присылать накаждую область примерно 15-30запросов отодного пользователя, и примаксимальном трафике накарте нагрузка насервис будет достигать 5000rps. Приэтом наш сервис только формирует изображения длякарты наосновании запросов сфронта, а данные дляобъектов собирает сервис поиска. Очевидно, всервис поиска не нужно ходить накаждый запрос.


Решая проблему сетевых походов вдругой сервис, мы придумали запрашивать данные дляобласти внесколько раз больше, чем реально отображаемая область. Будем называть её большой областью. Приэтом дляразных уровней зума мы установили разный коэффициент. Например, дляуровня, когда отображается вся Россия, это 4, а максимальное значение равно 25.


На изображении ниже разными цветами выделены разные большие области. Призапросе определённой области накарте, данные длянеё могут формироваться изнескольких больших областей.



Ответ побольшой области отсервиса поиска мы складываем вRedis схэш-ключом, содержащим всебе фильтры, диапазон тайлов и зум. Длякаждого запроса бэкенд проверяет, есть ли вкэше данные дляэтих фильтров и тайлов, и если есть, они отдаются изкэша. Если соответствий не нашлось, то дляэтих тайлов строится новая большая область и выполняется запрос впоиск поней.


Большая область геостационарна, то есть она строится всегда одинаково, независимо оттого, накакой тайл пришёлся первый запрос. Это избавляет отнакладок больших областей, чем обеспечивает консистентность данных и уменьшает размер кэша.


Время жизни разных запросов вRedis отличается. Дляшироких и популярных запросов, например, повсей России безфильтров, оно больше, чем длязапросов сузкими фильтрами. Кроме долгого кэша вRedis есть быстрый кэш непопулярных запросов вin-memory. Он позволяет уменьшить нагрузку насеть и освободить место вRedis.


Поскольку наш сервис горизонтально масштабирован и поднят нанескольких десятках подов, важно, чтобы параллельные запросы отодного пользователя попали наодин под. Тогда мы можем взять эти данные изin-memory cache пода, и не хранить одну и ту же большую область наразных подах. Этот механизм называется стики-сессиями. Насхеме его можно представить так:



Сейчас среднее время ответа запроса тайла на99перцентиле составляет ~140ms. То есть 99% измеряемых запросов выполняются за это или меньшее время. Длясравнения: вреализации черезкластеры запрос выполнялся ~230ms натом же перцентиле.


Работу пода упрощённо можно представить следующим образом: навход поступает запрос затайлом, строится большая область, проверяется кэш. Если вкэше есть данные, поним рисуется svg. Если данных дляэтой большой области нет, происходит запрос всервис поиска.



Итак, мы решили проблему сотрисовкой большого числа объектов накарте. Осталось разобраться синтерактивностью.


Кликабельность, ховер и просмотренность точек


Кликабельность. Самой критичной длянас была кликабельность, поэтому мы начали снеё. Врамках ресёрча мы сделали простое решение отправку запроса скоординатами набэк, бэк проверял, есть ли вкэше объявления поэтим координатам срадиусом 50метров. Если объявление находилось, рисовался пин. Если вкэше не было данных по области, вкоторой находились координаты, то есть истекло время хранения кэша, бэк запрашивал данные изсервиса поиска. Это решение оказалось нестабильным иногда пин рисовался втом месте, где не было точки как объекта накарте. Так происходило потому, что кэш набэке протухал, и появлялись новые объявления данные расходились стем, что есть накарте.


Мы поняли, что стабильнее будет реализовать кликабельность нафронте. Помимо запросов затайлами, унас всегда отправлялся один запрос запинами. Пины мы рисуем нафронте, и фронт ничего не знает прото, рисовать вданный момент времени пины или точки. Запросы запинами и тайлами уходят всегда накаждый сдвиг или изменение уровня зума. Чтобы не усложнять и рисовать всё быстрее, тайлы длянепустых выдач всегда возвращаются сточками. Если нужно рисовать пины, они рисуются поверх точек, перекрывая их. Поэтому всё, что нам оставалось длякликабельности точек, добавить вответ запроса запинами объект точек, который будет содержать координаты, id и количество объявлений вэтой точке. Этих данных достаточно для того, чтобы нарисовать поклику наточку пин.



Ховер. Идея присылать данные нафронт отлично решала также проблему ховера мы могли подписаться насобытие движения мыши покарте и проверять, попадают ли координаты курсора врадиус какой-то източек, что нам прислал бэкенд. Если совпадения найдены, рисуется красная точка накарте. Понашему опыту даже для10 тысяччерез forEach точек это выглядит нормально.



Просмотренность. Просмотренность пинов накарте уже была реализована наклиенте. Мы хранили вlocalStorage стек из1000id объявлений. Ids вытеснялись более свежими, которые были просмотрены позже других. Бэкенд ничего не знал пропросмотренные объявления, отдавал одинаковые данные всем пользователям, а клиент делал пин просмотренным наосновании данных изlocalStorage.


Для простоты мы поддержали это решение, распространив его наточки. Разница между точками и пинами втом, что пины это физические объекты карты, а точки нет. Поэтому наэтапе обогащения данных нам приходится рисовать просмотренные точки как объекты карты.


Поскольку запросы затайлами и запрос запинами и точками независимые, иногда мы можем видеть небольшой лаг вокрашивании точек вбледно-голубой. Тайлы обычно приходят раньше ответа запроса поточкам/пинам, и соответветственно, сначала мы увидим все синие точки, а потом нарисуем просмотренные точки как объекты. Сейчас длянас это не выглядит критичным моментом.


В целевом состоянии мы планируем перевести хранение просмотренных объявлений набэкенд и обогащать данные наэтапе рисования svg и формирования ответа запроса запинами. Тогда тайлы будут рисоваться сразу сбледно-голубыми точками.



Просмотренный пин выделен бледно-голубым



Просмотренная точка выделена бледно-голубым


Заключение


Качественные и количественные исследования показали, что решение сточками вместо кластеров облегчило поиск покарте дляпользователей выросло использование карты и сократились трудозатраты досовершения контакта.

Подробнее..

Из песочницы Ленивая загрузка для карт

26.08.2020 18:04:13 | Автор: admin
Если на странице есть интерактивная карта Яндекса или Google, то она может отнять несколько секунд в скорости загрузки, и здорово испортить отчет Google PageSpeed.

В этой статье опишу пример оптимизации подключения Яндекс карты, где она будет подгружаться ленивым способом при наведении курсора мыши.

1. Сначала построим карту Яндекса (тут) и получим скрипт, примерно такой:

<script type="text/javascript"         charset="utf-8"         async         src="http://personeltest.ru/aways/api-maps.yandex.ru/services/constructor/1.0/js/?um=constructor%3A1ad4887964fc2e0a6f07c6246ffe638b138f8baacc8983f9a6a0f401a02e833a&width=1280&height=400&lang=ru_RU&scroll=true"></script>

2. На своем сайте напишем контейнер для блока карты:

<div id="map_container" class="map container-fluid"><script id="ymap_lazy"        async        data-src="http://personeltest.ru/aways/api-maps.yandex.ru/services/constructor/1.0/js/?um=constructor%3A1ad4887964fc2e0a6f07c6246ffe638b138f8baacc8983f9a6a0f401a02e833a&width=1280&height=400&lang=ru_RU&scroll=true"></script></div>

И стили для нашей статичной картинки (её легче сделать любым скриншотером):

<style>    .map.container-fluid {        height: 340px;        padding: 0;        background-image: url(/uploads/common/ymap0.png);        background-position: center center;    }</style>

3. Самое интересное, напишем JavaScript код, который будет отслеживать события наведения мыши или нажатия на тач экран телефона, и подменять статичную картинку на интерактивную карту:

<script>    let map_container = document.getElementById('map_container');    let options_map = {        once: true,//запуск один раз, и удаление наблюдателя сразу        passive: true,        capture: true    };    map_container.addEventListener('click', start_lazy_map, options_map);    map_container.addEventListener('mouseover', start_lazy_map, options_map);    map_container.addEventListener('touchstart', start_lazy_map, options_map);    map_container.addEventListener('touchmove', start_lazy_map, options_map);    let map_loaded = false;    function start_lazy_map() {        if (!map_loaded) {            let map_block = document.getElementById('ymap_lazy');            map_loaded = true;            map_block.setAttribute('src', map_block.getAttribute('data-src'));            map_block.removeAttribute('data_src');            console.log('YMAP LOADED');        }    }</script>

4. Profit! Теперь ваш сайт стал грузиться гораздо быстрее!

P.S.: Данный способ так же возможно адаптировать и для других объектов, не обязательных JS и CSS, благодаря чему скорость загрузки страницы может составить меньше секунды.
Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru