Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Длиннопост

Из песочницы Субъективный обзор некоторых российских бесплатных образовательных платформ

02.08.2020 18:05:07 | Автор: admin
Expose the lies that enrage me (с) Arch Enemy

Случается, закончил человек не самый плохой ВУЗ, работает себе без особых проблем, но вокруг постоянно появляется что-то новое, неизведанное и хочется не отстать А бывает, студент ощущает, что с его ВУЗом что-то не то, учат чему-то не тому и за свою судьбу как-то страшновато пойдешь то ли на биржу труда, то ли в светлое IT будущее. Казалось бы, в чем проблема?! Займись самообразованием ресурсов в сети полно. Однако хотелось бы получить все в одном месте, с какой-то гарантией качества (свободного времени и так не хватает). Поэтому я попробовал бесплатно поучиться на ряде российских обучающих платформ. Оказалось, что и там с IT темами все довольно печально много никчёмных материалов, пустых обещаний, неудобств и откровенной халтуры. Expose the lies. В этой статье хочу поделиться субъективными впечатлениями о своем опыте прохождении ряда бесплатных IT курсов на российских обучающих платформах за примерно 1 год. Напишу о Skillfactory, Открытом образовании (openedu), GeekBrains и Stepik. В конце я подведу краткие итоги. Предлагаю заинтересовавшимся читателям обсудить статью и свой опыт онлайн обучения в комментариях.

Дисклеймер. Ни с одной из перечисленных платформ я не связан и не был связан никакими отношениями, кроме бесплатного обучения. Статья не несет в себе цель оскорбить кого-либо, нанести финансовый урон, осудить чей-то выбор, призывать к выбору чего-либо, а также раздуть холивар и прочий баттхёрт. Если же кто-то решит, что это очередная жалобная статья, то предлагаю обратить внимание на первое слово заголовка и на эпиграф.

1. Skillfactory



Платформа Skillfactory (далее SF) предназначена для предоставления платных образовательных услуг. По адресу https://lms.skillfactory.ru/courses на русском языке предлагаются 147 курсов. По адресу https://skillfactory.ru/events имеются и другие бесплатные материалы. Меня они не заинтересовали.


Из курсов SF бесплатным является только один: Открытый курс по Python.

Согласно описанию на сайте, этот курс позволяет освоить Python для анализа данных с нуля. Далее все выводы о SF делаются по опыту прохождения указанного курса.

Курс включает следующие темы: Python; Pandas; визуализация данных; NumPy; HTML-страницы и API ВКонтакте; классы и ООП; базы данных т.е. достаточно много полезных тем в одном месте. Сам курс мне в целом понравился, особенно Pandas, NumPy и визуализация.

Курс состоит из текстовых материалов и нескольких видео. Эти видео рекомендую не смотреть все очень затянуто. Достаточно текстов.

В самом начале курса указано, что коммуникация по курсу будет проходить в Slack (далее Слак). На деле общение ведется только силами обучающихся на курсе сама команда SF на вопросы и замечания по курсу не отвечает ни в Слаке, ни на сайте.

Тестирующая система SF недоработана основная проблема состоит в том, что не все правильные ответы принимаются (об этом в основном и идет общение в Слаке) складывается впечатление, что авторами предусмотрен только очень ограниченный набор вариантов правильного ответа. Дедлайнов по курсу нет. Сертификат не выдается. Поэтому, если нужно хоть какое-то свидетельство успешного прохождения этого курса, то остается довольствоваться скриншотом.


Т.к. это единственный пройденный бесплатный курс на платформе, то бросить его я не пробовал и о легкости процедуры ничего сказать не могу. У GeekBrains, например, без запроса в тех поддержку это невозможно курс так и будет висеть в личном кабинете подробнее про это рассказано ниже.

2. Открытое образование



Платформа Открытое образование (далее ОО) предназначена для предоставления бесплатных образовательных услуг (почему бесплатных в кавычках поясню позднее). Платных курсов я там не видел. По адресу https://openedu.ru/ на русском языке предлагаются 601 курс по разным направлениям подготовки (не только компьютерные науки см. скриншот). Фильтры для выбора интересующих курсов неудобны надо выбирать код направления подготовки, если знаешь. Поэтому понять, сколько на этой платформе именно IT курсов, сложно. Проще периодически просматривать новые курсы и записываться на интересные. Практически у всех курсов есть интервал времени, когда на курс можно записаться. Не успел жди следующего года (семестра или иной даты).

Курсы на ОО готовятся кафедрами различных (не только столичных) ВУЗов.


Научиться делать что-то самостоятельно, пройдя только соответствующий курс на платформе ОО, не получится, т.к. курс соответствует лекциям в ВУЗе, а соответствующих им семинаров нет: решать задачи тут не научат. Рейтинга курсов по отзывам на ОО мне найти не удалось приходится ориентироваться по названию самого курса и ВУЗа. Как оказалось ВУЗ роли не играет: у всех все однотипно. Приятно то, что курсы записаны профессиональными лекторами, поэтому мычания, пауз, повторов практически нет. Однако почти все курсы сделаны в стиле говорящая голова лектор монотонно произносит текст лекции примером такого курса может служить https://openedu.ru/course/spbstu/BIGDATA/.

Некоторые курсы в одном и том же виде без изменений размещаются на разных платформах, например, Санкт-Петербургский Государственный Университет поместил свой курс по базам данных и на ОО, и на Стэпике, и на Coursera: соответственно https://openedu.ru/course/spbu/DTBS/,https://stepik.org/course/2614/promoи https://www.coursera.org/learn/data-bases-intr. Качество от этого не выросло оценка курса на Стэпике 3.8 и 4.1 на Coursera. На самом ОО узнать мнения слушателей о курсах невозможно. Вот некоторые отзывы со Стэпика и Coursera: Курс очень сложен для восприятия, простые вещи объясняются сложным языком; Курс отбивает желание изучать БД; Тестовые задания типичные для российских универов: в лекции упоминается малозначительный факт, а потом тебя просят вспомнить его дословно, например год, в котором произошло событие; в курсе наблюдаются неточности, в частности с пояснениями и слайдами на некоторых видео.

Общение по проблемам на платформе ОО ведется с командой ВУЗа, который разработал курс. Отвечают студенты, а не тот преподаватель, что ведет курс, поэтому качество ответов зачастую вопрошающих не удовлетворяет: в одном случае при выборе определенных ответов система засчитала их как верные, в другом случае как неверные. Как так?? Это была ошибка с нашей стороны Приносим свои извинения Переписывался с сотрудником курса по электронной почте что-либо исправить они уже не могут. Безобразное сопровождение курса (переписка не моя, но с оценкой я согласен). Ответы иногда задерживаются; на некоторые вопросы совсем неотвечают. Пример: Из видео с практикой не понятны формулы, которые использовались для проверки гипотезы по А/В тесту.... На момент написания этой статьи ответа нет, а прошло 3 месяца.

Тестирующая система примитивная в подавляющем большинстве курсов можно только отмечать правильные варианты ответов радиокнопками или чекбоксами. Более продвинутую систему проверки я заметил у курсов ИТМО там код прогоняется на наборе тестов, но эта система загружается по внешней ссылке и крайне немногословна или задача решена (100%), или задача не решена (0%).

Почти все курсы с дедлайнами, как на отдельные темы, так и на весь курс. За это платформе ОО жирный минус. Сертификат о прохождении курса предоставляется только за деньги 1800 рублей с отдельным экзаменом под видеоконтролем это к вопросу бесплатности. Еще один минус. Пишут, что сертификат можно зачесть в своем ВУЗе. Если не хочется платить за сертификат, то опять делаем скриншот на память. Интересно, что скриншот будет выглядеть практически так же, как у Skillfactory (сравните со скриншотом в разделе про SF) кроме заголовка, конечно. Кто у кого скопировал или еще какой-то вариант?


Последнее домашнее задание (HW12 на скриншоте) по курсу Введение в ИИ от ВШЭ было таким: написать эссе Можно ли считать наложение стилей и генерацию картинок творчеством и могут ли нейронные сети стать новым трендом в искусстве?. Вот обсуждение этого задания. Восторгов я не заметил.

Как Вы уже могли заметить по скриншоту, делать эссе я не стал. Полагаю, что такое задание могло бы быть полезно только для будущих журналистов, пишущих на около IT темы. Похоже, что ОО контент курса не контролирует. Кстати, интересно, кто будет проверять эти эссе? Добровольцы из числа студентов?

Если курс на ОО не понравился, то бросить его легко и в личном кабинете его больше не будет видно. Однако в каталоге курсов он будет отображаться.

3. GeekBrains




Это платно. А это бесплатно.


Платформа GeekBrains (далее GB) предназначена для предоставления платных образовательных услуг. По адресу https://geekbrains.ru/ на русском языке предлагаются 10 бесплатных IT курсов и 17 интенсивов. Также можно бесплатно посмотреть много (обещают 1197 не считал) вебинаров и пройти ряд тестов. Сами тесты заточены под читаемые в GB курсы, поэтому в них попадаются сомнительные вопросы, например, чему равно значение выражения 0 or () or [] про Python. Полезность такого сокровенного знания под большим вопросом. Если кто-то использует подобный код в реальной жизни, прошу поделиться примерами в дискуссии. Сложилось впечатление, что эти тесты также являются экзаменами по некоторым курсам: сдал я тест по Python, например, потом решил курс по нему же посмотреть гляжу, а финальный экзамен по курсу я уже сдал и некоторое количество баллов за курс мне начислено. Сами баллы, кстати говоря, совершенно бесполезны: их нельзя на что-то потратить и они не отображаются в сертификате за тест.


На главной странице платформы GB завлекают скидками сразу дают 40%. Создалось впечатление, что все бесплатные материалы на этой платформе рекламные, для продвижения платных курсов. По содержанию бесплатных интенсивов и вебинаров это тоже видно в начале будет про GB и как это круто, а в конце обязательно про возможности и преимущества платного обучения на этой платформе минут так 10, наверно. С гарантированным трудоустройством (это написано в каталоге курсов GB см. скриншот), под которым, похоже, понимается получение одного оффера с неуказанной GB оплатой.


Однако тут (http://personeltest.ru/aways/habr.com/ru/company/ozontech/blog/512026/) можно узнать, что Александр Скударнов, EdProduct направления Программирование образовательного портала GeekBrains, начал с того, что отметил: гарантию трудоустройства никто не даст. Expose the lies

Фильтры для выбора курсов на платформе GB есть. Уровень бесплатных курсов примерно одинаковый для совсем начинающих (у SF курс по Питону был тоже для начинающих, но куда содержательней). После каждого урока предлагают оставить отзыв о нем для контроля качества, т.е. твой отзыв другие учащиеся не увидят.

Качество лекторов очень разное некоторые ведут урок очень живо и излагаемое протеста не вызывает; других можно слушать только на скорости 1.25х или быстрее, иначе уснешь, и к излагаемому ими следует относиться скептически. У одного из таких лекторов я узнал, что в базах данных для приведения таблицы в третью нормальную форму (3НФ) нужно все повторяющиеся значения (например, название производителя) заменить ссылками на строки новой таблицы производителей. Про проверку на транзитивность (https://ru.wikipedia.org/wiki/Третья_нормальная_форма) не было сказано ни слова. Кстати, этот курс уже стал платным стоимость 5500руб.

Техподдержка GB на вопросы отвечает быстро. Недостатки в курсах обещают исправить не проверял. Есть контроль работы техподдержки после обращения присылают письмо с просьбой оценить ответ. Про ситуацию с 3НФ тоже им писал ответили, что ну он, наверно, сказал, как на практике делают. Устроит ли такой ответ про 3НФ на каком-нибудь собеседовании вот в чем вопрос (с).


Аналогично платформе Открытое образование, тестирующая система GB примитивная выбор вариантов радиокнопками или чекбоксами. Основной упор делается на взаимопроверку одногруппниками решений друг друга, что раздражает. Особенно, если заплатил GB деньги. Я считаю, что платформа GB просто поленилась сделать проверочную систему и деньги сэкономила. Да и доверять проверку заданий новичкам (а кто еще будет курс проходить) сомнительная идея.

У курсов GB есть дедлайны для домашних заданий и на весь курс в целом. Независимо от показанных на курсе результатов, дадут сертификат о его прохождении. С тестами все сложнее есть минимальный порог прохождения: перед началом прохождения отображается и время на тест, и минимальный проходной балл, но в сертификате набранный балл не виден.


На сертификаты в GB вообще не скупятся (за время карантина я получил суммарно примерно 30 сертификатов) бесплатно дают их и за интенсивы, и за курсы, и за тесты. Это приятно. Можно и на английском языке, и на русском образец ниже. Ценность такого сертификата можно обсудить.


Если курс не понравился, то бросить его (так, чтобы он не отображался в личном кабинете) можно только через обращение в техподдержку. Однако в каталоге курсов он будет отображаться.

4. Stepik



Платформа предназначена для предоставления образовательных услуг. Перечень курсов по различным предметам размещен по адресу https://stepik.org/catalog. Количество курсов 700. Курсы в основном бесплатные, но есть и платные (22 штуки). В каталоге курсов кроме названия и авторства отображаются: число записавшихся на курс, его стоимость, соответствие критериям Стэпика и средняя оценка по отзывам. К критериям Стэпика и средней оценке у меня накопилось много вопросов см. далее. Наличие сертификата за курс в каталоге не отображается.

Фильтры по курсам есть, но проще периодически просматривать новые курсы и записываться на интересные. Уровень курсов разный есть и для начинающих, и более продвинутые, например, по алгоритмам от Computer Science Center. После прохождения 80% курса Стэпик предлагает оставить отзыв о нем. Предложение довольно навязчивое если один раз отказался, то потом оно повторится. Бывает, что предложение оставить отзыв поступает, даже если отзыв уже оставлен. В таком случае при попытке сохранения нового отзыва появится неинформативное сообщение об ошибке.

Можно попытаться общаться с командой, которая разработала курс, но это платформой не гарантируется и зависит от желания авторов. Поэтому ряд ошибок и опечаток так и не исправляются. Сам Стэпик их тоже исправлять не будет проверено лично.

Техподдержка от самого Стэпика формально есть, доступна она по электронной почте. Но ни один вопрос через нее решить мне не удалось ни по работе самой платформы, ни по курсам. Осталось впечатление, что основная задача поддержки утомить пользователя так, чтобы он прекратил переписку, потому что поймет, что переписка ничего ему не даст. Возможен вариант, что это разница менталитетов или мои завышенные ожидания от команды Стэпика. Чтобы не выглядело голословно, опишу несколько примеров переписки.

1. Долгая работа проверочной системы: линейная программа на Kotlin из 5 строк проверяется на сайте Стэпика секунд 20-30. Почему так долго? Что-то можно сделать? Ответ: время проверки ответа зависит от загруженности сервера.
Формально все правильно, но осадок остался Хотелось бы, чтобы техподдержка почувствовала испытываемые пользователями неудобства и сама бы предложила сделать, например, более информативное сообщение об ожидании (о его причинах).

2. Некорректная работа сайта: элементы страницы проверочной системы отображаются с задержкой сначала появляется надпись Вы получили 1 балл из 1, а через пару секунд (или дольше) загружаются остальные элементы страницы см. скриншот ниже. Ответ: это нормальное поведение интерфейса. Запишите скринкаст.
А если пользователь, например, не знает, как скринкаст сделать? Я раньше считал, что это обязанность поддержки пытаться воспроизвести issue.

3. Некорректное отображение курса: в курсе про Шахматы не отображаются рисунки, в том числе и позиции на шахматной доске, поэтому проверочные задания невозможно выполнить. Ответ: мы написали письмо автору курса, но больше ничего сделать не можем, т.к. за курс мы не отвечаем, а только предоставляем платформу.
Получается, что после размещения на Стэпике, за курс никто не отвечает. Даже в случае некорректного его отображения и невозможности прохождения.

Скриншот одной такой переписки я сохранил:


Например, вот эта программа (https://stepik.org/lesson/67625/step/3) проверяется секунд 20-30, после чего появляется надпись про полученные баллы. Потом, еще через пару-пятерку секунд, надпись Проверяем исчезнет, и только тогда появятся поздравления и удобная кнопка перехода к следующей задаче. Непонятно, почему возникает такое дополнительное ожидание.



Есть и забавный момент. Иногда авторы курса с помощью проверочной системы Стэпика собирают статистику, например, Будете ли Вы рекомендовать этот курс?. Независимо от выбора ответа, например, Нет, появляется надпись вида Молодец! Все правильно.

Контроля качества курса со стороны Стэпика нет все возлагается на добросовестность автора. Если тот ошибку исправлять не хочет, то курс останется в изначальном виде см. фрагмент переписки выше. Поэтому при прохождении курса на Стэпике не удивляйтесь, если некоторые ошибки не исправляются по 5 лет примером является тот же курс по алгоритмам от Computer Science Center. Предложения по улучшению сервиса, например, обязательный входной контроль курса или блокировка курса при низких оценках его составных частей (т.н. стэпов), поддержкой также не принимаются мол, спасибо, но у нас на Стэпике свое видение.

Бывает, что ВУЗы халтурят и размещают не специально записанные для курса лекции, а нарезку низкокачественного видео из зала, например, https://stepik.org/course/65388 (средняя оценка курса 4.4, 5318 учащихся). Можно насладиться разговорами лектора с аудиторией или увидеть, как лектор выходит за пределы кадра и там, видимо, что-то чертит маркером на доске. Что именно, можно только догадываться по аудио. Некоторые видео в этом курсе от МФТИ почему-то записаны в зеркальном отражении буквы на слайдах идут справа-налево. Ну а Стэпик опять не при чем.

Не удивительно, что качество курсов на платформе самое разнообразное: ни количество учащихся, ни соответствие критериям Стэпика, ни средняя оценка не гарантируют качество. Пример: курс Нейронные сети и обработка текста от Самсунга 12 731 учащийся, средняя оценка 4.8. Все вроде бы хорошо. А финальную задачу смогли решить 59 человек (https://stepik.org/lesson/261085/step/10?unit=241829). Можно ли такой курс назвать качественным?

Чтобы заранее ответить на возможные вопросы: я в эти 59 человек вхожу, результат по курсу 86% мой худший результат на Стэпике (еще один курс от Самсунга первый мой курс на Стэпике 97%, остальные по 100%. Комплекс отличника, Ja Ja):


На этом же курсе авторы очень плохо отвечали (чаще нет, чем да) на вопросы и замечания. Ответы были зачастую бесполезны: почему сделали вот так ну, так сделали. Сам курс сырой: много опечаток, неточностей Зачем было выкладывать в таком виде, без проверки? Забавный пример: один прогон нейронной сети у авторов курса на некоторых семинарах занимает 1 час (на их оборудовании). Слушателям рекомендуется использовать облачные вычисления в Гугл Колабе, там вычисления происходят соответственно в 2.5 раза дольше. Авторы в качестве задания предлагают подобрать гиперпараметры, что подразумевает прогон обучение несколько раз. А это обычное задание на курсе за 1 балл! По совокупности за этот курс поставил авторам оценку 1.

Заметил, что в положительных отзывах на курсы Стэпика учащиеся часто подчеркивают, что бесплатно приобрели некие знания. На мой взгляд, этого мало для положительной оценки курса. Бывает, что лектор не является профессионалом мычит, заикается, нагнулся и пишет на планшете перед собой (я столкнулся с таким в курсе по Алгоритмам). И к заданиям бывают претензии дольше пытаешься понять, что хотят от тебя авторы, чем решаешь. И примеры из видео не воспроизводятся, т.е. авторы курса выложили код, показали результаты его работы, а эти результаты у учащихся другие, причем найти хоть кого-то, у кого авторский код заработал без изменений, не удалось (https://stepik.org/course/54098) все тот же курс от Самсунга. Это всё к вопросу отсутствия проверки курса со стороны Стэпика при его приеме на платформу, т.к. авторам кажется, что у них все хорошо и поэтому они на замечания реагируют зачастую агрессивно (чаще вообще не реагируют), а на деле все печально. Критерии оценки за курс также обсуждаемы.

Вернемся к платформе. Тестирующая система Стэпика способна проверять код программы допускаются несколько вариантов правильного ответа. Информация о том, какой тест не пройден, не отображается, поэтому примерами тестов учащиеся обмениваются сами в комментариях. В целом, это лучшая система из рассмотренных здесь образовательных платформ. Если бы еще тормознутость убрать, то будет совсем хорошо. Для Котлина, например, могу сослаться на https://play.kotlinlang.org/ там реакция практически мгновенная. А с учетом того, что Стэпик это порождение JetBrains (https://ru.wikipedia.org/wiki/Stepik), то как-то даже странно, почему не обратились к родителю за помощью. Кстати, при активном решении задач по Питону, например, Стэпик предлагает бесплатные лицензии на продукты JetBrains, т.ч. родственные связи и ныне действуют.

У некоторых курсов на Стэпике есть дедлайны. После них баллы за правильные ответы не начисляются. Точнее так: после мягкого дедлайна начисляется половина балла, после жесткого дедлайна ничего не начисляется. Сертификаты имеются и обычные (примерно 70-80 % правильных ответов зависит от автора курса), и с отличием (примерно 90 % правильных ответов). Сертификаты выдаются не за все курсы. На сертификате отображается имя пользователя, введенное в личном кабинете. Ценность сертификатов Стэпика мне не известна.


Если курс не понравился, то бросить его на Стэпике можно в любой момент без обращения в поддержку. Однако в каталоге курсов он будет отображаться.

Выводы

  1. Желание научиться чему-то бесплатно на русском языке вполне выполнимо. В наличии несколько образовательных платформ.
  2. Проблемы с такими бесплатными курсами отличаются от платформы к платформе. Общими являются следующие проблемы: многочисленные ошибки в курсах и отсутствие желания у авторов и платформы их исправлять.
  3. На платных платформах (SF, GB) бесплатные курсы являются, по моему мнению, скрытой рекламой. У GB так и не особо скрытой. С учетом этого, я не рекомендую там искать бесплатных знаний. А с учетом гарантированного трудоустройства и платных тоже.
  4. На ВУЗовской платформе ОО добавляется еще и влияние стиля российского высшего образования: авторы читают лекции в той же манере, что и в аудитории голая теория без практики. Возможно, что поэтому и есть возможность зачесть курс в своем университете какая разница, очно ты лекцию слушал или её же, но онлайн? Поэтому, если Вам не нужен такой зачет за 1800 рублей, то на ОО учиться я также не рекомендую.
  5. Из числа протестированных курсов остается один Стэпик. Недостаток из второго пункта присущ и ему. В техподдержке, такое ощущение, сидит один человек, но толку с него (точнее с неё) никакого. Однако на Стэпике попадаются курсы с большим количеством практических заданий, в том числе и довольно сложных (иногда чересчур). Поэтому искать знаний я рекомендую именно тут, не ожидая особо качественного сервиса, конечно бесплатно же.

Ну и в самом конце статьи хочу предложить читателям обсудить следующие предложения по повышению качества курсов. На Стэпике особенно, с учетом моей рекомендации по выбору платформы.

  1. Перед размещением курса на образовательной платформе курс проходит независимое тестирование, т.е. тестер сотрудник платформы, или фрилансер, или доброволец проходит этот курс и дает авторам список замечаний. После их устранения курс размещается на платформе. Непроверенные курсы в каталоге не отображаются.
  2. Доступность всех материалов размещенного курса обеспечивает платформа.
  3. Курс должен быть создан специально для платформы никаких записей с семинаров или лекций. На мой взгляд, лучший формат курса демонстрация интерактивных слайдов с закадровой озвучкой (без мычания, естественно). Изображение лектора никакой полезной информации не несет.
  4. На курсе не должно быть дедлайнов. Сертификат о прохождении курса обязателен.
  5. После размещения курса, его авторы обязаны отвечать на вопросы учащихся в течение 1 недели и устранять замечания по курсу в течение гарантийного срока, например, 1 год. Срок окончания поддержки должен быть ясно указан в описании курса.
  6. Курс с завершившейся поддержкой должен специально выделяться в каталоге курсов, например, красной рамкой.
  7. Должна быть возможность фильтрации таких курсов в каталоге.
  8. Если авторы нарушают свои обязательства, то запись на курс блокируется, а курс в каталоге платформы не отображается. Уже обучающиеся на заблокированном курсе могут его завершить.
  9. У учащихся должна иметься возможность оценивать как весь курс в целом, так и его отдельные темы, с возможностью оставить пояснение. Если оценка за курс или тему опускается ниже 4.0, то запись на курс блокируется, аналогично предложению 8.
  10. У учащихся должна быть возможность заблокировать отображение курса в каталоге для себя например, если курс не понравился или уже пройден.

Если этот пост вызовет интерес напишу продолжение о нероссийских платформах, бесплатных, конечно.
Подробнее..

Субъективный обзор некоторых англоязычных образовательных платформ. Часть 1 Hyperskill.org

13.09.2020 18:19:09 | Автор: admin
Как и обещал в предыдущей статье, продолжаю свои изыскания. Для тех, кто не читал мою первую статью про российские бесплатные образовательные платформы, сообщаю, что я пришел к следующему выводу: с учебой там все довольно печально много никчемных материалов, пустых обещаний, неудобств и откровенной халтуры.

Поскольку сейчас карантина нет, то свободного времени на изыскания не так уж и много, поэтому буду публиковать обзор англоязычных платформ по частям. Сейчас речь пойдет о Hyperskill.org (далее HS) aka Академия JetBrains (далее JB). Предлагаю заинтересовавшимся читателям обсудить статью и свой опыт онлайн обучения в комментариях. Также будут полезны предложения о выборе интересных англоязычных образовательных платформ.

Дисклеймер. Ни с одной из образовательных платформ я не связан и не был связан никакими отношениями, кроме бесплатного обучения. Статья не несет в себе цель оскорбить кого-либо, нанести финансовый урон, осудить чей-то выбор, призывать к выбору чего-либо, а также раздуть холивар. Если же кто-то решит, что это очередная жалобная статья, то предлагаю обратить внимание на первое слово заголовка.

Hyperskill.org



Платформа HS предназначена для предоставленияплатныхобразовательных услуг. По адресуhttps://www.jetbrains.com/academy/на английском языке предлагается пройти обучение по 4 направлениям, из них 2 еще не полностью готовы (помечены как beta) см. далее. Русского языка нет и, похоже, не планируется.



Для давно зарегистрированных пользователей, обучение по 1 января 2021 года бесплатное. Я зарегистрировался давно
Приятно то, что тут нет лжи о каких-либо гарантиях трудоустройства: We believe that learning at JetBrains Academy will definitely help you become more prepared for your first job interview. The more complex projects are inspired by test assignments for junior developer positions. We do not have any special agreements with IT companies and therefore cant give any guarantees.
Очень хотелось бы узнать, на чем базируется эта вера. Обычно подобная уверенность основана на впечатляющих регалиях автора/авторов контента. На HS ничего подобного я не увидел Подробнее про авторов HS я напишу чуть ниже в этой статье.

На главной странице HS где-то внизу упомянуто, что для прохождения курса потребуется установить соответствующий продукт JB. Полагаю, что мало кто это прочитает я, вот, не прочел Далее в курсе (например, в теме про IntelliJ IDEA) расскажут о крутости продуктов JB. Но вам не скажут, что делать, если уже установлена другая IDE. Продукт JB ставить обязательно для продолжения курса? Позднее выясняется, что да: без установки продолжить обучение не получится.

Продолжу обзор.



На первом шаге HS предлагает выбрать направление обучения: Java, Python, Kotlin и, судя по скриншоту выше, JavaScript. Время обучения такое:
  • The full Java track takes 144 hours to complete on average.
  • The full Python track takes 93 hours to complete on average.
  • The full Kotlin track takes 47 hours to complete on average.



С JavaScript ситуация на HS непонятная после нажатия кнопки Choose your track, этот пункт отсутствует. Но вот по этому адресу один проект на JavaScript все же есть.

Я решил изучать Java: трек Java Developer, 29 projects, 144 hours, 371 topics. Далее все выводы о HS делаются по опыту изучения Java.
Сразу возник вопрос о реальности оценки времени на обучение: как тут, например, сочетаются уровень сложности и среднее время решения? Ну это только HS может ответить



После выбора трека HS предлагает выбрать проект для обучения одного из четырех уровней сложности: от Easy до Challenging. Я легких путей не искал. Для каждого проекта можно узнать его среднюю оценку учащимися, среднюю продолжительность, количество изучаемых в проекте тем. Выдача сертификата не предусмотрена.



Если промотать список полностью, то видно, что даже самый сложный проект затрагивает меньше 1/3 всех доступных тем: 110 из 371. Поэтому, после завершения первого проекта, можно взяться за следующий или посмотреть т.н. Knowledge map и изучать оставшиеся интересующие темы прямо оттуда.



Каждая тема состоит из теории и нескольких вопросов и/или упражнений. Теория дается в виде текста видео нет. Для меня это плюс. И под теорией, и под вопросами можно подискутировать с другими учащимися. Иногда там появляются и посты членов команды HS: в основном про исправление ошибок в теме fixed.
И вопросам, и теории можно поставить оценку и дать пояснение. Уже отметил, что явные ошибки в контенте HS старался исправить. Но не все

Изучение карты знаний позволяет (highly likely) предположить, что проект задает последовательность изучения тем, а сам материал темы под проект не адаптируется. Заметно, что темы создаются разными людьми наблюдается различие стилей. Попадаются забавные образцы. Например, в теме про IDE можно увидеть следующий оборот: If you're thinking wait, it sounds too good, what's the catch? you are right. Эта тема общая для всех языков в HS: Java, Kotlin, Python.

Принцип создания контента HS затрудняет усвоение материала, т.к. авторы контента не полностью учитывают, что уже было изучено конкретным учащимся, а что нет. Это несколько странно, т.к. зависимости тем на Карте знаний есть, и в большом количестве. Скорее всего, традиционно, что-то пошло не так и какие-то зависимости потерялись. Например, Theory: Standard output дается уже после задач на вывод. Или, другой пример из самого начала курса.


Поработай JVM.

В переписке с HS удалось выяснить, что контент создается по следующей модели: желающий (скорее всего учащийся) пишет тему и несколько примеров к ней. За это он получает 20003000 руб. Я попытался убедить представителя HS, что такая модель, очевидно, ведет к невысокому уровню курса и наличию ошибок. Успеха я не достиг. Однако, как часто бывает, Хабр помог: я наткнулся на статью об онлайн-школах. Там я нашел возможное объяснение такой позиции HS: третья ошибка высокая себестоимость продукта авторы хотят, чтобы курс был максимально качественным. HS, похоже, эту ошибку не хочет совершать: при их подходе стоимость контента будет близка к минимальной, а пипл хавает и так. Хотя и не всегда достаточно часто в обсуждении советуют почитать тему на, например, http://tutorials.jenkov.com/ на HS информации для решения задачи зачастую не хватает.
Со своей стороны могу также порекомендовать известный JavaRush. Читал их статьи мне понравилось
Если кто-то хочет поработать в HS за указанный выше прайс (а может и больший как договоритесь), то обращайтесь по адресу https://vk.com/wall-118500697_392.

Интересной особенностью HS является попытка определения уровня учащегося перед началом прохождения курса ему задаются несколько вопросов. Потом, по итогам входного тестирования, некоторые темы в треке предлагается пропустить. Это называется персональный учебный план. Но даже после успешного прохождения теста, при обучении попадаются странные задачи вида: вставьте в это поле код выше. Пример на скриншоте. Это считается средним уровнем сложности! А в тесте были вопросы, например, про наследование
Чтобы было понятно: я на все вопросы теста о наследовании ответил. И на другие тоже



При прохождении персонального плана встречаются и другие странности могут предложить уже решенную при тестировании задачу.

Большим недостатком платформы HS является тестирующая система проверки заданий идут очень медленно: эта задача, например, проверяется порядка 5 секунд.



А вот эта больше 30 сек.



Похоже, что проблемы HS одинаковые с рассмотренным в предыдущем моем обзоре Stepik.org. С учетом общего родителя, можно предположить, что задачи проверяются на общих мощностях. Поскольку дедлайнов нет, то курс, при желании, вы пройдете даже при такой медлительной проверке, но, возможно, придется оплатить лишний месяц

Еще одним предполагаемым средством затягивания учебного процесса является т.н. Code quality не ясно на что он влияет; я лично такого влияния вообще не заметил. Но предупреждениями утомляет (а отключить их нельзя) и побуждает больше времени провести над задачей. А $$$ идут Похоже, что это заговор, да
На скриншоте пример грубой с точки зрения HS стилистической ошибки отняли одну ракету.



Другой пример грубой стилистической ошибки: int x2 = 0, x3 = 0, x4 = 0, x5 = 0;. Считается, что так писать нельзя. И пропуск пробела это тоже грубая ошибка.
Или еще пример проверки стиля: correct, but can be improved.



При этом сам HS такие конструкции часто использует в теории, например, тут.



И в рекомендованных решениях тоже:


Editors choice!

Кстати, после этого я прошел еще с десяток тем, но про ошибку The user-supplied array is stored directly мне еще ничего не рассказали. Ну, мы то знаем А вот тот, кто не знает, при таком лоскутном обучении может и зависнуть над этой ошибкой.

Полагаю, над контентом работают в основном студенты за малый прайс. Их труды, похоже, проверяются аналогичным способом; если вообще проверяются писал выше про посты членов команды HS. Их основное содержание: исправлено, исправлено Поэтому попадаются глупые ошибки, на которые учащиеся не указали. Например, в уже упомянутом тесте на знание Java в одном из вопросов попались два одинаковых ответа. Или задачи в тесте формально разные, но по факту для их решения надо помнить ключевые слова при объявлении метода main.
Аналогично и при решении задач по определенной теме уже в треке: зачастую задачи отличаются лишь именем переменной и её типом.

Задачи HS также могут отличаться искусственной громоздкостью, например, напишите несколько наследников базового класса. Для понимания сути достаточно было бы одного наследника, тем более что наследники практически идентичны.



Огромным недостатком HS является затрудненность свободного перемещения в треке по темам и по задачам в теме. Это уже недостаток не контента, а самой платформы.



Предположим, застрял я на какой-то задаче в треке. В других системах я могу продолжить изучать курс дальше: наберусь ума вернусь к этой задаче. Или не вернусь А тут непонятно, как это сделать. Это опять, на мой взгляд, к вопросу о $$$.

Имеются и другие ошибки в самом интерфейсе платформы HS: сколько-сколько мне секций осталось до конца темы?!



Думаю, что про Hyperskill написал достаточно. Перехожу к выводам.
  1. Платформа HS первая из рассмотренных мной англоязычных образовательных платформ.
  2. Старожилы продолжают до конца года учиться бесплатно, а новичкам придется заплатить по 25$ в месяц после 67 дней халявы.
  3. Несмотря на платность платформы, её проблемы схожи с бесплатными родственниками: ошибки, как в контенте, так и на самой платформе, а также отсутствие желания у платформы эти ошибки полностью исправлять. Похоже, что на тестировании сэкономили.
  4. Имеются и специфические для HS проблемы, связанные со способом формирования контента множеством отдельных безымянных авторов по темам а именно: видимая лоскутность как по стилю, так и по последовательности предлагаемых для изучения тем. Естественно, что на обучении все это сказывается негативно. Информации систематически не хватает.
  5. Достоинством такого лоскутного подхода является возможность предложить учащимся множество проектов без особых денежных затрат HS.
  6. Периодически возникает ощущение, что скорость прохождения трека HS искусственно замедляет. Полагаю, что это связано с повременной оплатой обучения. Доказать это, естественно, я не могу. Возможно, что просто бюджет на доводку платформы закончился. Об этом может свидетельствовать и предлагаемый HS трек по JavaScript, которого, на самом деле, практически нет.
  7. Бюджета, похоже, не хватило и на тестирующую систему работает крайне медленно. Об этом свидетельствует и принудительный перевод тестирования предлагаемых задач на собственный компьютер учащегося начиная с определенного этапа обучения.
  8. Можно приветствовать входное тестирование уровня знаний ученика для составления персонального плана обучения. Вот если бы этот план был доведен до ума и при обучении не предлагались тупые задачи при правильных ответах в тесте на относительно сложные вопросы!
  9. Ну и самое главное: рекомендую ли я учиться на HS? За 25$ в месяц я бы не стал, тем более за 50$ в месяц. Бесплатно поучиться можно, но помните про п.2 выше.
Подробнее..

В поисках ДРЕВНЕЙ жизни. История под ногами

27.09.2020 14:13:04 | Автор: admin
Как же надоел этот город. Куча машин, шум, воздух наполненный тысячами тонн сгоревшего топлива. Вечная суета, все куда-то спешат, проживая жизнь день за днем забывая про самое основное. Про себя! Как вы отдыхаете? Кто-то едет на рыбалку, кто-то на охоту, а кто-то за грибами. Мы же отправляемся в одно удивительное место, где можно изучить свою историю, историю наших предков, историю древних существ, живших на земле много миллионов лет назад. Мы охотники за сокровищами. И сегодня вы узнаете что может таить в себе земля под вашими ногами.



Мне всегда нравилось уединение вдали от города. Там как то все спокойней, тише, чище.
По старой традиции начинаем накидыватся с самого утра, чтобы остановить время путешествуя в далекие края. Самое важное правило в любом путешествии, это хорошая компания. В нашем случае есть специалист по местности, эксперт по находкам, мастер выживания, оператор и человек фильтр который со всеми бухает. Это Я! Моя основная задача наливать. Шучу!
Дорога у нас оказалась непростая. Где-то приходилось толкать машину севшую в грязь, а где-то идти много километров через бесконечный лес с амуницией за плечами. Шли мы достаточно долго.



Нет лучше красоты, чем смотреть с высоты! Это река Днепр. Пришли мы на место фактически к закату. Солнце смотрело на нас из-за горизонта, как бы намекая что дальнейшее время придется проводить в темное время суток. Сопроводив закат взглядом мы передохнули какое-то время и сфотографировали момент на память.



В процессе похода все изрядно проголодались. К тому же близилась ночь, потому первое, что нужно было сделать это развести костер и приготовить хорошую порцию сытной еды. Еда это вообще отдельная тема во время походов. Сейчас у нас готовится вкусный плов. Время его приготовления занимает два часа. Пока он настаивается, пойдем посмотрим что там твориться на берегу реки.

Найденный пляж, одно из самых уникальных мест которые мне доводилось встречать. На первый взгляд он может показаться самым обычным местом, но представление об этом развеивается, когда начинаешь всматриваться в воду. Когда-то, много миллионов лет назад на этом месте был бескрайний океан, в котором жили множество удивительных существ. Одним из семейств тогдашнего разнообразия были свирепые акулы. Они любили поесть в свободное от работы время и редко следили за здоровьем своих зубов, вследствие чего они выпадали, и падали на дно, покрываясь сверху многометровыми донными отложениями.



В процессе движения земной коры, некоторые участки, которые таят в себе тайны океана могут приподняться и как страницы книги рассказать историю о той жизни, которая обитала тут много миллионов лет назад. Вдоль берега видно богатый выход морских отложений юрского, мелового и возможно еще каких-то более поздних периодов. К этому мы еще вернемся.



Спали мы в первую ночь как бомжи. На утро все оказались кто где. Кто-то в кустах, кто-то развалился прямо на берегу. Ночью особо выбирать не доводилось. Дождавшись первых солнечных лучей и пения птиц, мы дружно почесали искусанные комарами лбы и начали решать что будем есть на завтрак. Утро должно быть легким, а значит будем есть овсянку. Быстро, сытно и невкусно. Просто добавь воды. После трапезы кашу-малашу запиваем отваром из альпийских трав.



Набравшись сил, мы наконец приступили расставлять палатки. Первое правило в этом процессе, одну минуту работаем, десять отдыхаем или на оборот, это кому как нравится.



Вернемся на пляж и детальней изучим берег. Все окаменелости которые попадаются на этом месте берут свое начало из отвалов. Обрывы тут состоят из белой глины. Вода подмывает породу, та частично отваливается и все находящиеся в ней окаменелости оказываются в воде.

Тут видно как слои глины разделены двумя линиями. Я не эксперт в строении почв, но есть предположение, что эти следы оставил большой ледник, который в те времена любил ползать туда-сюда. В некоторых местах, линии разделяющие породу содержали в себе кристаллы гипса или кальцита, еще не разобрался. Эти же структуры пытались прорости по всему объему отпавших валунов и весь этот беспредел протянулся на много километров вдоль береговой линии. Это место настоящая находка для какого-нибудь начинающего палеонтолога.



И так, как же найти окаменелые зубы акул!? Тут все просто. Нужно медленно ходить по берегу и тщательно всматриваться в воду. Первое время долго не мог адаптировать зрение к нужным артефактам, но как оказалось они отлично выделяются цветом и формой. Походив пару часов по пляжу и собрав все видимые зубы, мы применили лайфхак с перемыванием песка. Для этого нужно мелкое сито или к примеру сковорода для барбекю.

По статистике, примерно каждая десятое пересеивание давало по одному акульему зубу. Часами на пролет мы ходили и перемывали камушки с берега, прям как те старатели, что добывают золото в приисках. Раньше мне даже в голову не пришло, что глина, которая осыпается с Днепровских круч может содержать в себе доказательства существования древних акул, которые обитали тут 60 миллионов лет назад. Немыслимо.



Кроме зубов тут попадались и другие не менее интересные вещи. К примеру окаменелые позвонки разных рыб, отпечатки древних двустворчатых моллюсков на кусках глины и фрагменты окаменелого черного дерева, которые в изобилии валялись везде где ни попадя.

Забегая на перед скажу что оно оказалось непростое. Слышали когда-нибудь про радиоактивные ископаемые? Так вот, гамма-спектрометр при измерении минерала на содержание радионуклидов, показал в образце повышенное содержание природного урана. Превышение это настолько незначительное, что замер длился в течение 10 часов. На спектре видны пики, характерные для радия 226, а радий это как раз дочерний продукт распада урана.

Рекомендую посмотреть фильм на канале про гамма-спектрометрию. Радиаскан 701 с чувствительным слюдяным датчиком намерял от образца 20 мкР/ч при фоновых 11 мкР/ч.
Сами зубы на удивление оказались чистыми, в них ничего не было обнаружено.



Вернемся на пляж. Посмотрев на отвал можно заметить сколько инородных вкраплений в нем содержится. Подозреваю когда-то это были живые существа которые оставили свой отпечаток на глиняном полотне. Возможно один из них был нашим далеким пра-пра-прадедом. Кто знает. Коричневый цвет артефактам придает содержание железа в образце. Что бы это ни было, попробуем извлечь один экземпляр для детального изучения.

Мне вот любопытно, сколько всего интересного спрятано под нашими ногами. Мы Каждый день ходим по земле и даже не догадываемся какие тайны в ней могут таиться.

В результате операции у нас в руках оказался бесформенный кусок неизвестного происхождения и с непонятными включениями внутри. Возможно это какая-то минеральная конкреция. Пожалуй выбросим каку.



Кроме зубов и окаменелого дерева здесь повсеместно попадаются фрагменты керамической посуды времен Древней Руси. Это не спроста. Когда-то на этих холмах располагались древние поселения. Культурный слой бывшей жизнедеятельности в процессе отвалов оказался в воде и этого добра на берегу оказалось в избытке. Вот один из таких холмов.

Обратите внимание на глубину культурного слоя сверху в виде черного грунта. Эти земли когда-то удобрялись, чтобы на ней можно было выращивать злаки и пшеницу для производства пинты. Представляю какой вид открывался местным жителям в те далекие времена. Позже мы поднимемся на вершину утеса и попробуем там найти что-то интересное. А сейчас посмотрим что у нас получилось найти на берегу Днепра.



К сожалению больше половины найденных зубов оказались поломанными. Но были и достойные образцы. Дальнейшее их изучение показало что на месте бывшего океана обитало как минимум четыре вида древних акул. Там есть целая наука по идентификации данных артефактов, которую в рамках данного выпуска мы касаться не будем.



За день мы знатно нагуляли аппетит, потому самое время подкрепиться. Более увесистым аргументом против голода будет уха! Приготовление пищи на природе напоминает некий ритуал, в который подобно искусству затягивает художника в процесс создания шедевра на полотне. Напоследок, по старой традиции нужно опустить в получившиеся чачу тлеющее бревно, говорят это придает ухе, вкус костра. Ну все, насыпаем себе, не жалеем, рыбы побольше.

За столом в это время наполняются фужеры и звенит хрусталь. Тут важно больше двух стаканов не закидывать, иначе усталость придет быстрей чем ночь на дворе. А у нас еще полно работы впереди.



После обеда рекомендую отдохнуть и набраться сил перед следующим марш-броском. За это время можно изучить меню нового приобретенного металлодетектора Gauss от фирмы M@rs MD. Пакуем амуницию и выдвигаемся на поселение Древней Руси. Проведем разведку боем так сказать.



Дойдя к месту назначения, на поселении нас ждало разочарование. Место крестиков и прочих атрибутов тех далеких времен нам полезли находки времен Второй мировой войны. Это гильза от советского крупнокалиберного пулемета типа ДШК, размер 12,7 * 108 мм.

Рядом, в паре метрах в земле лежала гильза поменьше, на этот раз немецкая. Когда-то на этом месте сидел немец и надеялся что сможет захватить власть над миром.



Почему мы остановились на металлодетекторе Gauss MD. За много лет поиска наша команда поняла одно нерушимое правило в поисковом деле. Прибор обязательно должен быть легким. Для меня дрыща выходить день махая клюшкой это еще та задача. Марсовцы создали двухчастотный прибор весом всего в 1.25 кг. Ко всему цена заманчивая, несмотря на богатую комплектацию прибора. Тут и наушники беспроводные, и пинпоинтер, две катушки в комплекте, плюс удобная магнитная зарядка, которая позволяет зарядить прибор прямо в поле от павербанка. Те кто разбираются в теме, меня поймут, что найти хороший прибор по принципу цена-качество это задача непростая.



Мы сравнивали Гаус с Эквиноксом, Рейсером вторым и с Аськой 250, все они не дотянули по дальности обнаружения целей в грунте.

В приборе реализовано три интересных режима поиска. Один аналоговый и два цифровых. Преимущество цифрового режима состоит в том, что его алгоритмы обработки помогают подавить паразитный сигнал от грунта и хорошо дискриминировать цветные цели.

Что необходимо иметь на поисковом выезде? Первое, это хорошо дискриминирующий металлодетектор. В идеале если он будет с наушниками чтобы лучше различать слабые сигналы в земле. Зачастую в далеких уголках тридевятого царства может отсутствовать мобильная сеть, потому обязательна нужна рация для связи. Перекапывать тонны грунта рекомендую давно зарекомендовавшей себя лопатой Fiskars длинной 80 сантиметров. Так же нужна сумка для находок и ручной пинпоинтер для ускорения обнаружения целей в ямке.



Что-то мы отвлеклись от поиска на поселении Древней Руси. Шел второй час разведки на местности, кроме военных атрибутов тут ничего не попадается. Похоже война активно прокатилась через эти земли. Что не сигнал, то гильза. Иногда попадались немецкие, иногда советские. Все стрелянные. Ребятам удалось зацепить хороший глубокий сигнал. Для понимания происходящего, эту яму в слое глины мы копали около тридцати минут. Грунт вообще не копается. В результате тут оказались две трубы разного диаметра. Кто и для чего их использовали останется загадкой.



Подобные покапушки напомнили мне как начиналось мое увлечение в данной тематике 11 лет назад. Это был третий курс университета, и один знакомый попросил собрать самодельный металлоискатель, попутно рассказывая о кладах и прочих интересных фактах из мира археологии. Увлечение в электронике помогли мне разобраться в теме и вскоре был собран цифровой импульсный металлоискатель Clone Pi-2. Он вроде как даже определял тип металла, показывая разные секторы на нижней шкале экрана. Сейчас в интернете схемы этого прибора уже не найти, автор почему-то удалил все наработки. Но по хорошему стечению обстоятельств у меня остались все исходники.

Примерно три года мы проходили с такими самоделками и это были ярки времена. Мы чуть ли не жили в лесу по выходным. Иногда случалось такое, что самоделка на ровном месте начинала глючить, это было нормально. Учитывая уровень сборки прибора на то время мне становиться смешно, но тогда мы ничего другого позволить себе не могли. По хорошему плата тут должна быть экранирована, покрыта маской, и прочим. Тогда мы рисовали дорожки фломастерами для CD дисков.

После полевой настройки прибора на коленке, металлоискатель успокаивался и можно было продолжить поиск. Дальность обнаружения тут не очень большая, но найти крупные объекты в земле не составит особого труда. Скучаю за теми теплыми временами.

Теперь важный момент! С каким бы приборам вы не копали, у поисковика существует одно неписаное правило, закапывать ямки после себя! Если вы не способны оставлять природу в нетронутом состоянии, вам даже прибор в руки брать не стоит. Запрещаю!



Вернемся на местность где мы встретили боевые действия. По статистике тут больше всего доминировали немецкие находки. Это гильза от 37 мм противотанковой пушки PAK-36. Довольно редкий экспонат. За все время разведки с металлодетектором на месте древнего поселения мы обнаружили исключительно военный хлам. Местность была полностью усеяна осколками, гильзами и прочей требухой. Для меня подобные находки особого интересна не представляют, потому отнесу все эти трофеи в местный школьный музей. Может они заинтересуют детишек в изучении истории и прочего интересного.



Возвращаемся на базу. День сегодня был довольно жаркий и насыщенный. Не терпится спустится и окунутся в прохладную воду. Вам не передать тех ощущений, когда в конце дня ты смываешь с себя тонны пыли и песка. Это просто сказка. Распалив у лагеря костер, мы приготовили отменный вкусный шашлык. Он приготовился довольно быстро, и мы незамедлительно принялись его уничтожать, чтоб набраться сил перед следующим походом на дальние земли.

Однажды, прогуливаясь по бескрайним просторам нам посчастливилось найти клад. Да-да. Самый настоящий клад тех времен. Вот только дело в том, что представление о ценностях в разное время было своё. На метровой глубине находился схрон кричных заготовок. Кто не в курсе это такие болванки из сыродутного железа, которые получали в специальных высокотемпературных печах методом обжига руды вместе с древесным углем. Дальше этот продукт отправлялся к кузнецу, где в процессе дальнейшей перековки материал превращался в наконечники стрел, ножики, топоры и прочий нужный в быту инструмент. Помню в школе рассказывали байку, что в те времена горсть железных гвоздей можно было обменять на целого барана!

Принеся домой пару найденных образцов, мне стало интересно как они выглядит внутри. Узнать это можно только распилив ком железа на части. Местами материал пилился легко, а местами нет. И это не спроста. На срезе было видно насколько разнородный материал по свой структуре. В процессе выплавки железо нахватало в себя частиц шлака, несгоревшего угля и прочего мусора. Частички железа которые напрямую соприкасалось с углем могли превратится в сталь, другие же нет. Это кричное тесто требует дальнейшей многократной перековки для получения более-менее однородного куска металла. А это требует много сил и терпения. Вот почему железо так ценилось.

Мне неоднократно приходилось слышать миф, что средневековая сталь в разы превосходила по качеству современную. Смешно ведь! Или нет? Мне стало интересно, можно ли найденную крицу 12 века превратить в готовое изделие.

Собрав небольшую посылку, мы отправили заготовки Славе из канала World of Armor. Он как раз занимается ковкой рыцарских доспехов, делает их краш-тесты и проверяет исторические факты про старинное вооружение. С удовольствием смотрю его работы! Всегда было интересно как из куска металла можно создать шедевр, имея только молоток, огонь и прямые руки. Если Слава сможет превратить крицу в какое то изделие, я буду бесконечно рад!



Полагаю на сегодня достаточно приключений, будем понемногу двигаться к лагерю и собирать его в рюкзаки. Нам снова предстоит возвращение через густые чащи. Надеюсь на этот раз мы не потеряемся. Собрав манатки, мы уставились на самое фантастическое место на земле. Тут и окаменелости доисторических существ, и древняя Русь, и следы великой отечественной войны. Для поисковика сокровищ это просто какое-то раздолье. В общем держим путь к машине. После последнего марш-броска через бесконечный лес, мы наконец добрались к транспорту. Уставшие, грязные и по уши довольные прошедшим отдыхом.

Многие спрашивают, что самого интересного мы находили? Тут каждая находка по своему интересна. Но есть тройка лидеров, которые вызывают вопросы:

Глиняная писанка примерно 12 века. Похоже, что пасхальные традиции у нас начали существовать очень давно.

Фигурка казака вырезанная из кости какого-то животного. Довольно старая. Были предположения что это пузырек для жидкости с закруткой сверху, но просветив артефакт рентгеном, выяснилось, что это фигурка полнотелая, полостей в ней нет. Ниже были видны следы ремонта, какой-то металлический стержень находится между головой и туловищем. Детальный осмотр показал трещину на шее казака, чего мы раньше не замечали. Любопытный артефакт, вызывает только море вопросов.

Скелет это вообще фиг пойми что, патина как будто предмету лет 800, ничего подобного никто не находил. Единственное что интересно, так это тремя годами ранее, в сотне метром от артефакта был поднят кошелек серебряных Полтораков 1624 года. Связаны ли эти находки между собой мне не известно. Это самые любопытные предметы которые были найдены за много лет поиска.



Часто попадаются кошельки разных времен. Римские серебряные динарии найденные за много лет поиска, моя любимая монета. Неоднократно отливал подобные изделия из серебра и золота.

Что делать с остальными находками, которые из года в год накапливаются в коробках? Что-то можно отдать в музей, что-то подарить знакомым. Из некоторых предметов можно создать картину. К примеру коллаж из средневекового железа, некоторые предметы которых, мы сегодня подняли на поле.



Для справки. В процессе поездки больше всего досталось машине. Где-то на пути лестных дорог начали отваливаться пластиковые пороги, где-то при управлении задним ходом мы умудрились поцарапали краску на крыльях и бампере. Тачка не моя, не жалко. Подготовка к этому путешествию планировалась давно и все с нетерпением ждали отпуска чтобы побыстрей поехать на природу. Весь съёмочный процесс в среднем занял четыре дня.

Вода. Это вообще отдельная тема. Она тяжелая и донести ее в необходимом количестве вместе с амуницией не предоставляется возможным. В последние дни она естественно закончилась и нам пришлось фильтровать воду из реки старым дедовским способом с последующем ее кипячением. Чай воняющий болотом это непередаваемое ощущение.

Большую часть всего путешествия мы дурачились, рассказывали разные байки про клады и в общем развлекались как могли. За десятки пройденных километром мне посчастливилось привезти домой подарок на яйцах. Клещ прожил на мне около трех дней, после чего чисто случайно был обнаружен. Наелся он от пуза. Надеюсь не энцефалитный.

Снимать материал под осыпающимся утесом было на самом деле страшно. В некоторых местах булыжники висели буквально на волоске и ночью они часто падали с характерным громким хлопком. Не хотелось бы оказаться на пути таких обрушений.

Особый интерес представляет кусок янтаря, который нашел знакомый на берегу Балтийского моря. Примерно 40 миллионов лет назад, когда янтарь еще был в виде древесной смолы, в него попалось несколько маленьких комаров. Они оказались как бы в капсуле времени, которая перенесла их будущее с невероятной детализацией всех мелких деталей. Тут даже видно пух на усиках насекомого и соты на глазах. Невероятно.



У каждого должно быть хобби, кто-то собирает марки, кто-то монеты, мне же интересно какова судьба предметов, пролежавших в земле много сотен, тысяч или миллионов лет.
Как говорится, каждому свое.



Полное видео проекта на YouTube
Архив с полезностями (Clone PI2)
Наш Instagram
Подробнее..

Кто, зачем и как связывает блокчейны

16.01.2021 00:08:21 | Автор: admin
С каждым днём количество блокчейн-проектов увеличивается (а ещё размер инфраструктуры, на них построенной). Появляется проблема существование множества самостоятельных блокчейнов, взаимодействие которых между собой затруднено. Становятся нужными технологии для общения блокчейнов между собой. Ниже рассказываю о том, какими путями пытаются решить проблему (не)совместимости блокчейнов.
image
Cхема релейной цепи Polkadot

BTC Relay


Первым серьёзным шагом к связыванию блокчейнов стал проект BTC Relay команд ConsenSys и Ethereum. BTC Relay представляет собой мост между блокченами Bitcoin и Ethereum то есть позволяет взаимодействовать со смарт-контрактами Ethereum из блокчейна Bitcoin. Как это может проявляться:

  • оплата биткоинами внутри смарт-контрактов;
  • свопы BTC-ETH;
  • BTC Relay может передавать информацию о блокчейне Bitcoin в смарт-контракт;
  • можно использовать блоки Bitcoin для генерации случайных чисел, вместо Ethereum (что гораздо безопаснее).

Безопасная генерация случайных чисел в смарт-контрактах Ethereum одна из сложнейших задач. Об этом есть отдельная хорошая статья на хабре.

Работа BTC-Relay заключается в том, что он выплачивает комиссии ретрансляторам тем, кто передаёт заголовок блока из блокчейна Bitcoin в BTC Relay. При этом взимая газ со смарт-контрактов, которые используют BTC Relay.

image

Немного про сайдчейны


Сайдчейн это цепочка, двусторонне связанная с родительским блокчейном. Если не создавать отдельный блокчейн, а создать боковую цепь для уже существующего (к примеру, Ethereum), то это объединит в себе преимущества: собственной цепочки, совместимости с родительским блокчейном.
image

Правда не всем проектам подходит сайдчейн, поэтому не буду останавливаться на этом варианте. Да и вообще, сайдчейны, в первую очередь, создавались для увеличения масштабируемоcти Ethereum, а не для совместимости с другими проектами.

Cosmos



image
Коммуникация между блокчейнами в Cosmos

image
Проекты, построенные на Cosmos

Polkadot



Polkadot амбициозный проект релейного блокчейна. Основная идея блокчейнам не нужны собственнные валидаторы, чтобы поддерживать работу сети. Блоки будут валидирвоать майнеры Polkadot, а проекты будут брать парачейн в аренду. Парачейны выстраиваются параллельно друг другу вокруг основного блокчейна. Эти парачейны можно рассматривать в качестве клиентов основного релейного блокчейна, целью которой является обеспечение безопасности и координации.

image
Релейное устройство сети Polkadot и схема коммуникаций в ней

Основная сеть была запущена 26 мая 2020.

image
Проекты, построенные на Polkadot

А в чём вообще разница?


Сначала кратко общие моменты, а потом различия именно в технической части.

Преимущества Cosmos:

  • Cosmos более гибок в разработке;
  • На Cosmos SDK уже построены видные проекты, в том числе (!) Binance Chain;
  • Дешевле, чем Polkadot;
  • Неограниченное количество проектов в отличие от Polkadot.

Преимущества Polkadot:

  • Безопасность цепи поддерживает Polkadot, а не разработчики проекта, как в Cosmos;
  • Упрощённый обмен сообщениями между цепочками.


Алгоритм консенсуса


Relay chain Polkadot использует алгоритм консенсуса, который позволяет быстро завершать многие блоки из всех парачейнов, а также может вместить большое количество валидаторов (более 1000). Это связано с тем, что не всем валидаторам нужно голосовать за каждый отдельный блок вместо этого валидаторы могут голосовать за единственный самый высокий блок, который они считают валидным, и алгоритм транзитивно применит голосование ко всем предкам этого блока. В наборе для разработки программного обеспечения Substrate от Polkadot есть 3 алгоритма консенсуса из коробки: GRANDPA, Rhododendron и Aurand.

В сети Cosmos же каждый блокчейн может использовать любой консенсусный алгоритм, который соответствует спецификации ABCI. Эта спецификация создана для стандартизации связи между цепочками. По факту, только Tendermint сейчас соответствует ABCI. Tendermint же имеет большое преимущество и большой недостаток с одной стороны, он асинхронен, то есть при завершенный блок не может потерять валидность даже при разделении цепи, с другой стороны, из-за этого скорость Tendermint обратно пропорциональна количеству транзакций.

Участие


В Polkadot есть лишь одна релейная цепь, с ограниченным цепочек, которые могут в ней запущены. На данный момент это 100 цепочек, которые распределяются посредством аукциона нужно удерживать большое количество нативных токенов проекта (DOT), чтобы запустить и поддерживать работу цепочки.

В сети Cosmos, с другой стороны, нет фиксированных правил членства любой может построить хаб или зону. Хабы сами по себе являются суверенными блокчейнами, созданными с целью соединения множества других блокчейнов. Модель hub-and-zone делает межцепочечную связь более эффективной, потому что вместо подключения к любой другой цепочке блоков каждая цепочка блоков должна подключаться только к хабу.

image
Фото отсюда

Ссылки


Мой пост об оракулах;

ConsenSys решения для разработчиков (Metamask, Infura, BTC Relay и другие);
Tendermint (сайт);
BTC Relay мост между блокчейнами Bitcoin и Ethereum;
Cosmos Whitepaper (eng);
Polkadot Lightpaper (eng) и Whitepaper (eng);
Polkadot Wiki;

Статья на Medium (eng), которая помогла разобраться в отличиях Cosmos и Polkadot.
Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru