Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Internship

Стажировка и наставничество как инструмент развития команд

27.04.2021 18:13:12 | Автор: admin

Стажировка - классический термин, описывающий путь развития молодого специалиста в процессе старта его трудовой деятельности.

Каждый из нас, так или иначе, проходил этот, сложный и волнительный, но, в любом случае, интересный период.

Имея за плечами многолетний опыт создания, управления и взаимодействия с командами хочу поделиться своим опытом и принципами как из привычного процесса создать инструмент развития команд.

В сфере цифровых продуктов мы имеем постоянно нарастающий, меняющийся объем знаний и подходов, что, зачастую, никак не может обеспечиваться подготовкой в процессе обычного обучения и приходе уже готового специалиста, которого просто надо ввести в курс дела по его обязанностям на новой должности.

Особенностью создания инновационных продуктов является подготовка специалистов фактически с нуля, в большей мере не на базе фундаментальных знаний, а исходя из практических кейсов и на основе передового опыта с максимальным вовлечением в реальный продукт.

Свою работу я начинал еще в начале нулевых с формата обучения именно под наставничеством тех, кто уже имел опыт работы в зарождающейся сфере интернет-проектов.

Такой формат стажировки я в дальнейшем успешно развиваю, постоянно трансформируя, в своих командах.

Основные принципы и подходы:

I этап - подбор кандидатов:

  1. В небольшие проекты или стартапы (зачастую в рамках личного нетворкинга) кого-то приглашаю я, а кто-то проявляет инициативу сам.

  2. В крупных компаниях подбор кандидатов происходит через программы организованные HR и, в таком случае, итоговый отбор происходит из списка кандидатов.

II этап - отбор потенциальных стажеров:

  1. Тестовое задание до личной встречи, что, как можно лучше, расскажет о теоретических знаниях (hard skills).

  2. Личная встреча или общение, дает четкое понимание о личных качествах (soft skills) и представление о том насколько кандидат подходит и сможет вписаться в текущие процессы, разделить и перенять дух команды.

  3. Импровизация от кандидата. Интересный кейс был в Vodafone Ukraine - когда кандидаты создавали свою презентационную видео визитку и раскрывали свои личности через креатив.

III этап - развитие молодых специалистов:

  1. Обучение: формирование образовательного процесса и вовлечение в него стажеров.

  2. Командообразование: помощь в адаптации и легком погружении в командные процессы, как рабочие, так и неформальные.

  3. Доступность: готовность отвечать на вопросы, уделять достаточно времени и быть открытым к диалогу.

  4. Чуткость: понимание рабочего настроения и внутреннего ощущения стажера.

IV этап - вовлечение новых коллег:

  1. Равноправие: стажеры - полноправные члены команды и нет никакого разделения.

  2. Вовлеченность: все задачи из реальных процессов и их решение ведет к полноценному продукту или успешному завершению определенной продуктовой стадии.

  3. Осознанность: никакой рутины или ненужных задач, особенно тех, которые не относятся или никак не влияют на реальные продукты.

  4. Неформальность: демонстрация работы других команд и возможность познакомиться с разными подходами, проведение митапов с другими группами специалистов, зачастую вне рабочего формата.

  5. Мотивация: выделение небольших задач, реализация которых будет постоянно показывать результат и прогресс.

Для себя такой подход я назвал достижение маленьких побед, которые будут постоянно драйвить всех - как самих стажеров, так и, в ничуть не меньшей степени, наставников.

Одним из наиболее успешных за последнее время стал кейс в инновационном направления Vodafone Ukraine:

В разработке одного из продуктов, понимая определенную дезориентацию молодого продакта в результатах ее работы и процессах, которые ушли в сторону операционки мной был выбран путь обсуждения проблемы и внутренних противоречий:

Первично проговорив и определив цели и желания в развитии, я привлек свою внешнюю команду и дал возможность реализовать нашу общую идею в полноценном видении и под полным и самостоятельным руководством вышеупомянутой молодой продакта.

В результате я увидел горящие глаза и высочайшую мотивированность, а уже через пару месяцев мы показывали proof of concept продукта.

Отзыв product owner Марины:

Чувствовалась поддержка, ты давал нужные знания, инструменты для развития

Чувствовалось доверие, в том числе при работе с твоей внешней командой. Я ощущала полную ответственность за то что я делаю с продуктом, но в то же время при необходимости ты подключался и мог помочь с моими вопросами. Не было микроменеджмента и меня это очень драйвило. Это доверие мотивировало сделать всё максимально круто.

Сама работа с командой дала мне очень много практики, навыков написания тз, общения с командой, донесения идей.

Иногда не хватало помощи в операционных водафоновских вопросах (прописать договор, создать какие-то внутренние заявки), поэтому у меня на них уходило много времени и они слегка дизморалили

Отзыв product owner Максима:

"Для меня стажировка принципе отложилась в памяти как супер крутое время и в том числе благодаря крутым наставникам.

Соответственно, самое позитивное:

1) готовность инвестировать время в мои знания. А с учетом постоянной нехватки времени - это супер круто

2) правильные советы и в нужное время

3) правильная мотивация. То есть, не просто "работай и будет круто", а на своем примере показывали каких результатов можно достичь, если продолжать работать

Из моментов, которые мне хотелось исправить во время стажировки - не всегда хватало четкости в постановке задач и из-за этого я не понимал чему надо уделять больше времени. Но позже я понял, что это наоборот была самая крутая фишка в наставничестве, т.к. мне давали возможность самому выбрать направления в продукте и работать над ним. Это научило правильно приоритизировать задачи в будущем"

Важным пониманием для меня стало то, что такая программа развития молодых специалистов эффективна не только для стажеров, но и, в не меньшей степени, важна для развития самого наставника.

Участие в развитии молодого специалиста позволяет перейти совсем на другой уровень - уровень наставничества: систематизировать свои знания, методики и подходы, научиться более стратегическому мышлению, способности нести ответственность и выстраивать взаимоотношения в совсем других плоскостях коммуникаций.

Поэтому во всех командах я практикую такие подходы не только в своей работе, но и в работе других направлений, например, в командах разработки, которые я создавал, а разработчики более высокого уровня курировали новичков и развивали их в профессиональном плане, поднимая их, свой и уровень всей команды.

Отзыв tech lead Федора:

1. Был опыт наставничества ранее, но с меньшим пониманием процессов и чуть в другом аплуа. Ранее скорее я был в роли тимлида + разработчика, а сейчас скорее техлид + PM и немного CTO

2. Думаю тут все сложилось. И я хотел попробовать в таком формате и ты предложил. win-win

3. Результат очевиден. Удалось построить команду, поднять уровень навыков ребят и выстроить процессы. Когда начинали сотрудничество вся команда была на базовом уровне, а сейчас существенно увеличен багаж знаний в разработке, системным процессам в команде и это уже специалисты другого уровня.

4. Да, для меня это тоже развитие однозначно, пусть и не такое стремительное. Мне нравится эта роль в команде.

5. Перспективность брать и развивать джунов больше зависит от трудолюбия каждого конкретного человека. Также есть риски, что получив такие знания он (джун) захочет развиваться не в том коллективе, которые эти знания дал, а там, где за эти знания заплатят больше, но это нормальная ситуация, если компания к этому готова. Что касается построения процессов понятных для разработчика и роли тех. лида, как таковой, то для команды работающей на результат это must have

Отзыв fullstack backend разработчика Александра:

Кураторы адекватные, менторы толковые

Учат понятно, потенциал видят) поддержка есть)

Финальным этапом и постоянной задачей становится своевременная и честная обратная связь, причем двухсторонняя. Именно в таком формате можно и нужно выявлять слабые или проблемные места взаимодействия, возможные рабочие тревоги и недопонимание.

Зачастую отсутствие обратной связи в режиме one-to-one создает проблему, которая может привести к негативу, разладу в работе и уходу человека из команды.

Способность к предвидению, ощущению нормальных взаимоотношений или внутренних тревог и дезориентированности подопечного - ключевая обязанность наставника.

Высший уровень компетенций наставника и руководителя - это готовность к своевременному разговору, желание выслушать, принять и понять возможно не самые приятные слова, а после взвешенно предложить варианты решения, которые будут понятны и приемлемы для всех.

Отзыв product ownerЭда:

В компании Vodafone я менял направление работы 3 раза: стажировка стратегом, работа PM партнерских развлекательных сервисов и, наконец, junior PM продуктов с собственной разработкой (eHealth, eLearning). Собственно последний этап и был самым интересным. Каждый день драйвило то, что именно вы с командой определяете список задач в гибких условиях, а от твоих действий зависит результат всего продукта. Эта зависимость и мотивировала гуглить новую информацию или спрашивать совет старших, а информация касалась буквально всего: интернет-маркетинг, брендинг, копирайтинг, кросс-функциональная коммуникация и многого другого.

Про работу со старшими расскажу подробнее. Не было ощущения что работаешь с начальником-боссом, скорее как со старшим коллегой. Проявлялась такая связка следующим образом: получая задачу, я пытался решить ее сам и обращался за помощью только после долгих безрезультатных усилий. И под помощью я имею ввиду не однозначный ответ о том, что нужно сделать, а скорее корректировку направления мысли. Как следствие, заканчивал задачу я с более тщательным пониманием специфики вопроса и ощущением того, что силы были потрачены правильно.

Но такое построение процессов далось не просто. Не сразу было понятно как следует взаимодействовать, распределять обязанности и у кого какая зона ответственности из-за того, что каждый стоял на своем и не хотел уступать. Решался этот пробел в коммуникации не быстро, а финальное понимание того, как все следует построить, появилось только после настоящего разговора по-душам. Потому моей рекомендацией всем читающим будет: говорите обо всем прямо и сразу расставляйте точки над и - это здорово сэкономит вам время и быстрее приведет к результату.

Спустя время я понимаю, что весь этот этап качественно повлиял на мои профессиональные навыки. Более того, сейчас советы Антона могут не ограничиваться конкретным рабочим вопросом, но и дополняться чем-то более обыденным по типу что посмотреть или почитать? что определенно круто и ценно.

Важно понимать, что процесс отбора и подготовки стажеров до уровня juniors и выше, как и система наставничества и внутреннего развития специалистов до следующих уровней профессиональных компетенций - это не попытка сэкономить на привлечении уже готовых соответствующих ролей с рынка, а более сложный путь построения выдающейся команды и постоянное развитие всего коллектива.

Система наставничества куда более затратна по времени и ресурсам, чем обычная адаптация уже готовых специалистов. Но это крайне перспективная инвестиция в нематериальную выгоду и эффективность в дальнейшем.

Подробнее..

Из песочницы О чем поговорить на собеседовании с выпускником онлайн-курсов по тестированию

03.08.2020 00:21:10 | Автор: admin

Немного о себе


Всем привет, меня зовут Лилия, я QA lead и преподаватель, последние лет 10 читаю курсы по тестированию в, так сказать, ведущих компаниях отрасли. И конечно, мне очень интересно, как преподают мои коллеги на онлайн-курсах и какие специалисты получаются в результате ведь собеседовать джунов, в том числе и после курсов, тоже приходится частенько.

Об этой статье


Знаменитый Cem Kaner, автор множества профильных статей, курсов и книг, как-то рассказал о своем способе найма неопытных тестировщиков. Он просто давал им практическую задачу на тестирование, доску и фломастер и предлагал подумать над решением. Не вмешиваясь в процесс, он смотрел, как кандидат думает и способен ли какие-то разрозненные теоретические знания применить на практике. Если да не задумываясь брал его на работу.

А статья будет о том, что можно спросить на собеседовании у выпускника онлайн-курсов для тестировщиков, как анализировать ответы и почему. Статья может быть интересна как техническим интервьюерам, так и HR. Вопросы технического и нетехнического собеседования намеренно не разделены ведь процесс найма в компании может быть устроен как угодно.
Итак, представим себе на минутку, что к вам на позицию стажера или джуна пришел соискатель с дипломом онлайн-курсов, но без опыта работы, и вы начинаете задавать вопросы

Вопрос: какова была продолжительность курсов?


Первый вариант ответа: две-три недели


Если вы получили такой вариант ответа, задайте соискателю пару простых теоретических вопросов. Ответил отлично, а теперь предложите практическое задание из повседневной жизни. Скорее всего, на этом этапе начнутся сложности, ведь за две-три недели можно выучить чуть-чуть теории, но вот с практикой обычно дело обстоит хуже.

Конечно, всегда есть вариант, что знания о тестировании соискателю нужны не затем, чтобы работать тестировщиком: например, он девелопер и хочет понять, что эти странные люди от него постоянно требуют и почему, или, скажем, он менеджер, выросший из девелоперов и хочет разобраться в основах другой специализации в этом случае двух-трехнедельных курсов вполне достаточно, а пара теоретических вопросов даст представление о том, не проспал ли соискатель лекции. Но приглашать на работу студента, прошедшего только двухнедельные курсы и желающего устроиться именно тестировщиком это не очень хороший вариант (хотя у каждого правила могут быть исключения, разумеется).

Второй вариант ответа: 9 месяцев год


Уже интереснее. Обязательно спросите соискателя, что конкретно он изучал на курсах, если вдруг он забыл указать это в своем резюме. Годичные курсы обычно покрывают все, что есть и не учитывают специализацию, и на выходе получается этакий full-stack QA, который понемногу умеет и тест-кейзы писать, и автоматизацию, а еще чуток мобильное тестирование, и SQL немножко, и Git издалека видел, и WebUI, а еще английский, и на машинке, и вышивать. Пройдитесь по каждому пункту, используя тот же принцип: несколько теоретических вопросов, а после задачи из практической жизни. Идеально, если они будут напоминать реальные задачи того проекта, на который вы собеседуете вашего соискателя, и позволят применить вот это всего понемножку системно.

После можно спросить, считает ли соискатель, что он уже получил год опыта работы, обучаясь на курсах ведь в ярких рекламных материалах маркетологи очень любят писать что-то вроде Наша школа заменит вам год работы! и сопровождать это убедительной инфографикой. Если студент ответил утвердительно, это должно насторожить: возможно, он слишком самоуверен и не станет развиваться дальше, полагаясь на свои пока еще разрозненные знания.

На самом деле вам нужен мидл, а студент снова поверил маркетологам и считает себя таковым, показывая сертификат годичных курсов?

Студент, прошедший годичные курсы хороший вариант, если вам нужен джуниор или стажер, готовый учиться дальше, но чудес от них тоже ждать не стоит: теория и немножко практики не сделает человека мидлом, это происходит только на полях сражений за реальный проект.

Третий вариант ответа: 3-4 месяца


Не стоит бояться такой, казалось бы, небольшой продолжительности. В нашей практике чаще всего бывали курсы трехмесячные, но интенсивные. Чем же это лучше? спросите вы. Стайеров, готовых регулярно заниматься целый год без выходных, праздников, отпусков и прокрастинации среди представителей человеческой расы не так уж много. А вот собраться и позаниматься 3 месяца, посулив себе в конце ведро шоколада или трехдневный отрыв с друзьями смогут гораздо больше людей.

Спросите соискателя, почему он предпочел 3-4 месячные курсы годичным. Возможно, ответ будет предпочитаю работать интенсивно, но на год меня бы не хватило что ж, так вы получите важную информацию о характере вашего кандидата и возможно, вам нужен как раз такой на короткий проект с переработками? А может быть, он скажет, что именно на этих курсах ему понравились практические работы и возможность задавать вопросы преподавателю значит, перед вами вдумчивый кандидат, желающий развиваться, что тоже, согласитесь, неплохо.

Стоит ли нанимать студента после трехмесячных курсов? спросите вы. Почему бы и нет. Если было достаточно практики, а знания подтверждены сданным экзаменом, а еще лучше тестовым собеседованием с экспертом. Во всяком случае, мы принимали на работу лучших студентов нашей школы и ни разу об этом не жалели: джуны приходили с горящим взором, готовые учиться, работать и развиваться.

Вопросы и задачи в данном случае можно давать те же, что и после годичных курсов, и конечно, не ожидать, что перед вами волшебным образом возникнет мидл инженер.

Вопрос: Вы слушали запись лекций или занимались с преподавателем в реальном времени?


Первый вариант ответа: запись лекций


Представьте себе ситуацию: приходите вы в свой институт на пару, которая вам действительно интересна и на которой вы совсем не собирались спать (предположим, что такое возможно), удобно устраиваетесь в аудитории и вам демонстрируют фильм, в котором преподаватель рассказывает что-то на фоне слайдов. В процессе просмотра у вас возникают вопросы, уточнения либо критика, но сделать вы ничего не можете, ведь препод виртуальный. Как вы думаете, в каком случае усвоение материала будет более эффективным в записи или с живым преподавателем?

Если же все-таки преподаватель был виртуальным, полезными могут оказаться такие дополнительные вопросы:
Была ли возможность общаться с преподавателем после прослушивания лекций?

Если нет, читал ли студент дополнительные материалы, искал ли в интернете разъяснение непонятных терминов? (конечно, попросите привести несколько примеров, ведь социально значимый ответ в данном случае очевиден)

Если общаться было можно, то использовал ли студент эту возможность? Как часто? (ну, и примеры, разумеется).

Думаю, в данном случае излишним будет подчеркнуть, что внимание студента к деталям и желание прояснить непонятные места это прекрасные качества, необходимые каждому тестировщику.

Второй вариант ответа: лекции читал преподаватель в реальном времени


Очевидно, что для понимания материала такой вариант является более правильным. Однако для некоторых студентов прослушивание живой лекции может ничем не отличаться от просмотра видео, ведь они, как на скучной паре, спят или переписываются с другом по поводу весело проведенных выходных.

А значит, дополнительные вопросы тоже не помешают.

Как часто студент задавал вопросы во время лекции? (с примерами, разумеется)
Все ли было понятно из объяснений преподавателя? интересно, что ответ все понятно в 99% случаев вовсе не означает, что перед вами гений. Скорее, такой ответ говорит о том, что или курс выбран неправильно и он слишком прост для студента, или что студент просто невнимательно слушал лекции.

Читал ли студент дополнительные материалы, искал ли в интернете разъяснение непонятных терминов? независимо от способа подачи, чтение дополнительных материалов к лекции говорит о вдумчивости студента и желании разобраться во всем досконально.

Вопрос: как выглядела ваша домашняя работа?


Первый вариант ответа: задания на повторение материала или тесты


Если студент прошел такие курсы, есть опасность, что перед нами теоретик, который не соотносит знания с практическими задачами. Представим ситуацию, что такой тестировщик в свой первый рабочий день столкнется, скажем, с нестандартным дефектом, записанным техподдержкой со слов разъяренного пользователя и не будет знать, как действовать, ведь на курсах ему показали только причесанные дефекты и не привили практических навыков поведения в сложных ситуациях. Он, разумеется, в этом не виноват, но все-таки стоит проверить его способность применять знания на практике.

Дополнительные вопросы:


Как Вы думаете, чего не хватало вашим домашним работам? адекватный студент ответит, что хотелось бы больше практики и пообещает непременно учиться. Студент не слишком вдумчивый, вероятно, ответит, что все было хорошо.

Практические задания разумеется, на собеседованиях вы даете задачи либо описания нестандартных ситуаций, способы выхода из которых должен предложить соискатель. В данном случае полезно посмотреть, как человек думает и сможет ли он теорию сопоставить с практикой, даже если на курсах его этому не учили. Помогите ему и не ждите немедленного правильного ответа, действуйте, как Канер, о котором упоминалось во вступлении.

Второй вариант ответа: практические задания, жизненные ситуации


К сожалению, таких курсов крайне мало, ведь разработать тест или попросить повторить теорию значительно проще, чем придумать случай из жизни. Но если вашему соискателю повезло и он столкнулся именно с такой методикой, можете переходить к следующим дополнительным вопросам:

Какое практическое задание понравилось Вам больше всего? Почему? так вы сможете узнать, насколько ваш кандидат любит сложные задачи. Загорелись глаза, с увлечением рассказывает, как полночи гуглил и писал преподавателю или сокурсникам, уточняя непонятные места? Или говорит, что вот такую задачку решить было просто, поэтому и понравилось?

Ну, и конечно, предложите соискателю свой вариант практических задач. Без этого никак

Вопрос: был ли экзамен или дипломная работа? Что от вас требовалось?


Проверка знаний это всегда хорошо. Во-первых, это помогает студентам: вспомните, сколько раз вы наконец разбирались в теме, только когда приступали к написанию шпор? Во-вторых, это нужно учебному центру, ибо исключает ситуации, когда сертификат, выданный неподготовленному студенту, бьет по репутации курсов.

Первый вариант ответа: экзамена или диплома не было


Не очень хорошая ситуация, крайне типичная для краткосрочных курсов и совсем нетипичная для долгосрочных. Можно задать дополнительный вопрос, как студент повторял или систематизировал материал в конце курса, ну, и позадавать побольше технических вопросов, разумеется.

Второй вариант ответа: экзамен или диплом был


Что включать в экзамен и достаточно ли простого теста, который предлагают некоторые курсы? На наш придирчивый взгляд, экзамен или диплом должен максимально имитировать ситуацию, с которой столкнется незадачливый студент, когда сядет за настоящий рабочий стол. Давайте же дадим студентам на экзамене настоящий проект и настоящие требования к нему и сыграем роли тест-лида, бизнес-аналитика и заказчиков? Ну, разумеется, в том случае, если мы на курсах об этом рассказали. Такие жизненные случаи обязательно пойдут в зачет вашему гипотетическому соискателю ведь он не только способен заученно отвечать на теоретические вопросы, но и практики не испугается. Разумеется, такой вариант может и не встретиться в практической жизни, поэтому можно сымитировать ситуацию прямо на собеседовании, предложив будущему тестировщику проанализировать требование заказчика в том виде, как это принято в вашей компании, позадавать вопросы вам как ИО бизнес-аналитика или продакт овнера, после чего рассказать, как он собирается это протестировать и так далее словом, проверить, понимает ли соискатель, как ему предстоит работать. (Конечно, если время, отведенное на собеседование, позволяет это сделать).

Итоги


Прекрасно, что на рынке сейчас столько учебных центров, предлагающих свои услуги по обучению тестировщиков. Отрадно, что большинство из них работает онлайн, что позволяет студентам получать знания даже в условиях коронавируса. Курсы очень разные, и по-разному подходят к обучению студентов. Это не значит, что какие-то из них хороши, какие-то плохи ведь они ориентированы на разную целевую аудиторию и преследуют разные цели. Но в любом случае не стоит бояться приглашать на собеседование выпускников курсов, ведь толковый выпускник с горящими глазами и желанием учиться может принести не меньше пользы вашей компании, чем джун с формальным опытом работы и потухшим взором. Главное распознать правильного выпускника, в чем, мы надеемся, эта статья вам поможет.
Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru