Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Цифровая грамотность

Из песочницы Цифровой след новые задачи системы образования в эпоху данных

03.08.2020 18:13:27 | Автор: admin

В современном мире ученик больше не привязан ни к учителю, ни к своей среде обитания. Цифровые коммуникационные технологии дают ему возможность выбирать, где и чему учиться, в какой среде развиваться, в какую деятельность включаться.


Успех в этой новой, все больше цифровой системе образования определяется не только тем, насколько обучение адаптирует человека к текущему социально-экономическому укладу. Успех все больше зависит от способности адаптироваться постоянно, изменяться, эффективно осваивать новую деятельность и приобретать новые профессиональные качества.


Это предъявляет новые, принципиально другие требования к системе образования. В мире, где студент имеет возможность выбирать, где, как, когда и чему учиться, задача системы не в том, чтобы обеспечить качественно высокий уровень каждого конкретного учителя, обучающего конкретному предмету, а в том, чтобы:


  • обеспечить студента инструментами для осознанного выбора,
  • технологиями навигации в пространстве образовательных возможностей (с учетом их релевантности целям, личным качествам, способностям обучающегося),
  • надежными средствами оценки эффективности того или иного образовательного процесса.

При этом, само понятие эффективность меняется, приобретает новый смысл. Эффективность образования в новой цифровой реальности это мера затраченных ресурсов на освоение человеком новой деятельности (способности решать новый тип задач). Ключевой при этом становится возможность предсказать эту эффективность для конкретного человека с учетом его особенностей, его имеющихся навыков и знаний, его мотивации к освоению этих знаний.
В случае, если преподаватель или формат освоения новой деятельности, конкретная компетенция оказываются потенциально эффективными для большого числа обучающихся, встает вопрос о максимальном масштабировании образовательного решения, как правило, сопровождающимся автоматизацией, сокращением трудоемкости работы держателя компетенции с каждым обучающимся.


Такие цифровые изменения отчасти происходят сами по себе за счет появления, а затем и конкуренции сотен образовательных стартапов и десятков глобальных образовательных платформ. А отчасти нуждаются в согласованных действиях крупных, в том числе государственных, образовательных субъектов, способных вместе решить базовую задачу, открывающую дверь этому цифровому переходу: создать эффективные методы цифровой фиксации и интерпретации фактов в образовании, а также систему хранения, доступа и обмена этими данными между всеми участниками рынка.


Создание таких методов и такой системы это инвестиции в развитие базовой инфраструктуры данных, без которой создающие новую образовательную реальность ключевые цифровые инструменты будут невозможны.


Речь идет о таких инструментах, как рекомендательные системы по персональным траекториям развития, системы мониторинга эффективности образовательных процессов, системы цифровых профилей обучающихся.


Для того, чтобы помогать студентам строить свои траектории развития, мы должны научиться отражать в данных все значимые элементы этих траекторий, фиксировать цифровой след развития человека, факты освоения новой деятельности, движения к успеху в решении новых задач.


Гипотезы и эксперименты Университета 20.35 в области цифрового образования


Базовая гипотеза, с которой работает Университет 20.35, состоит в том, что образовательный опыт не индивидуален. Опыт человека, освоившего определенные компетенции, может быть использован для рекомендаций по развитию другого человека, который имеет схожие личные качества, текущий уровень развития компетенций и проч. Благодаря большим данным могут быть созданы системы, которые помогают человеку принять правильное решение о ближайшем шаге развития. Большие данные сопоставляют эффективность тех или иных образовательных методов для конкретного человека или типов людей, а искусственный интеллект способен самообучаться при формировании рекомендаций по оптимальной траектории развития.
Но для того, чтобы использование этих методов и технологий стало возможным, нужно проникнуть вглубь образовательного процесса, построить систему наблюдения за тем, что происходит внутри черного ящика под названием курс, активность, семинар, лекция, тренинг и так далее. Задача, открывающая возможность применения цифровых технологий, состоит в том, чтобы научиться фиксировать связь между конкретным актом обучения (во всей его сложности, с учетом всего контекста, в котором он происходил) и результатом обучения для студента.


О развитии человека необходимо иметь значительно больше данных, чем традиционные для консервативной сферы образования данные об успеваемости, посещаемости и поведении, которые скорее характеризуют результативность системы, чем открывают возможность анализировать, с какими событиями связаны образовательные успехи человека, благодаря чему он освоил ту или иную деятельность, и какая именно образовательная активность поможет другому человеку совершить такой же шаг.


В начале деятельности перед Университетом 20.35 стояла задача научиться собирать эти данные, упорядочивать их. Формализуя сложное содержание образовательного процесса, резко увеличить объем данных о человеке и его процессе развития. Первым опытом работы в этом направлении стали образовательные проекты Нейронет-1 и Нейронет-2, прошедшие зимой-весной 2018 года, участниками которых стали команды компаний рынка NeuroNet Национальной технологической инициативы. Для того, чтобы заглянуть внутрь черного ящика, перейти на другой уровень детализации в описании образовательного процесса и соединить при этом формальный и содержательный характер этих описаний, команда Университета использовала в качестве базовых две концепции:


  • концепцию модели компетенций
  • концепцию фиксации прецедентов проявленности компетенций в деятельности.

Модель компетенций, с одной стороны, позволяла студентам зафиксировать свои текущие навыки и цели развития, а с другой стороны, позволяла команде организаторов описывать все события, происходящие в образовательном процессе, на одном унифицированном языке, допускающем однозначные сопоставления и формализацию образовательных результатов в рамках, заданных моделью компетенций.


Концепция фиксации прецедентов проявления компетенций, в свою очередь, предполагала, что данные о происходящем внутри образовательного мероприятия будут возникать благодаря работе специалистов, фиксирующих факт проявления той или иной компетенции у участника процесса, с описанием конкретных обстоятельств, в которых эта компетенция была проявлена.
Все факты проявления компетенций заносились в цифровую платформу, каждый человек и каждое мероприятие получали свой цифровой след проявленных компетенций. Это позволяло создавать специальный цифровой профиль участников и в нем фиксировать динамику прироста компетенций. А организаторам, в свою очередь, описывать мероприятия с точки зрения того, какие именно компетенции могут быть во время них проявлены, чем именно в рамках мероприятия участникам удается овладеть (или, как минимум, какие компетенции проявить).


Эксперимент весны 2018 года позволил сделать несколько важных выводов, касающихся формального описания содержания образовательных мероприятий и сбора цифрового следа:


  1. Модель компетенций должна быть максимально предметной, фиксирующей не только компетенцию как таковую, но и предметную область, в которой эта компетенция применяется. Только тогда модель становится языком для формулировки образовательных целей обучающимися и языком описания образовательных результатов мероприятия для аналитиков.
  2. Фиксация прецедента проявления компетенции в деятельности недостаточна с точки зрения анализа образовательных результатов мероприятия. Для подробного анализа и сопоставления результатов различных мероприятий требуется фиксировать тип мероприятия, его структуру, его результаты в привязке к каждому конкретному участнику. Без этой детализации интерпретировать описанный прецедент практически невозможно.
  3. Проявленная компетенция должна фиксироваться в артефакте, возникшем в результате деятельности. Свидетельства очевидца недостаточно для того, чтобы считать компетенцию действительно проявленной. Качество цифрового артефакта при условии правильно спланированной деятельности, в которой он создается, говорит о компетенции его создавшего больше, чем оценка свидетеля создания этого артефакта. Особенно важно это для так называемых hard-skills.
  4. Фиксация и глубокий анализ деятельности внутри образовательного мероприятия возможен и оправдан только в том случае, если мероприятие предполагает сложную и насыщенную деятельность его участников. Лекционные и другие форматы односторонней трансляции знаний, которые привычны преподавателям, не порождают достаточного потока событий, актов деятельности участников, на основании которых можно было бы делать выводы об эффективности мероприятия и трансляции успешного опыта.

  • Сергей Салкуцан, и.о. директора Института передовых производственных технологий Санкт-Петербургского политехнического университета.
    Сама идея сбора цифрового следа перспективна. По сути, это ведь не только инструмент фиксации определенных действий, но и инструмент понимания того, какой результат приносят те или иные действия студента в процессе освоения. Например, это могло бы стать более точной моделью получения обратной связи, нежели экзамены. Идея цифровизации и принятия решений на основе данных не нова, но практики применения таких подходов в образовании пока еще новации.
    При сборе цифрового следа вузы сталкиваются с рядом сложностей. Если собирать все, что только можно, то объем информации будет расти по экспоненте, а полезную информацию из этого объема будет все труднее получить. Сдерживающим фактором, на мой взгляд, является отсутствие однозначного понимания цифрового портрета студента.
    Кроме того, в процессе обучения в университете большую роль играет неформальное обучение: круг общения, обсуждаемые темы, совместная подготовка к экзаменам и выполнение заданий и т.д. Это пока трудно оцифровать.
    И не стоит забывать об этической стороне вопроса. На самом деле интерес к цифровому следу скорее от тех, кто хочет получить информацию и на основе нее принять решение. А интереса со стороны тех, о ком собирается информация не наблюдается. А ведь часть информации нужно собирать при их активном участии. Также здесь возникнет и вопрос сохранности персональных данных.*


Цифровой след на образовательном интенсиве Остров 10-21: планирование и подготовка


Опыт работы с цифровым следом был использован при подготовке первого масштабного проекта Университета 20.35 образовательного интенсива Остров 10-21. За 11 дней с 10 по 21 июля 2018 года в кампусе ДВФУ прошло более 2 000 мероприятий, развивающих технологические, личные и предпринимательские компетенции участников. Уникальная особенность интенсива в течение всех основных дней мероприятия траектории каждого из 1021 участника формировались индивидуально с использованием технологий искусственного интеллекта на основе данных цифрового следа прошедших активностей. Требовалась тщательная подготовка к сбору и анализу цифрового следа, машиночитаемому описанию всех мероприятий.


В первую очередь, была разработана новая модель компетенций и соответствующие ей компетенционные профили, отражающие приоритет тех или иных компетенций для определенных ролей, которые выбирали себе участники.


image
Целевой компетенционный профиль Дата-Аналитика. Насыщенность цветов означает приоритетность тех или иных компетенций.


Учитывая те выводы, которые были сделаны по итогам проектов Нейронет-1 и Нейронет-2, подготовка к сбору и анализу цифрового следа началась заранее и предполагала погружение в содержание, структуру и результаты каждого из мероприятий программы, с участием преподавателей, чтобы понять, как усилить деятельностную составляющую со стороны обучающихся.


Наряду с программной дирекцией и преподавателями носителями передовых компетенций в организационную команду Острова вошли специалисты, отвечающие за описание мероприятий с точки зрения их структуры, образовательных результатов, связей этих результатов с цифровой компетенционной моделью участников, возможности отчуждения результатов участников в цифровом виде в конкретных видах деятельности обучающихся.
Результатом их работы с преподавателями стала Анкета сбора цифрового следа документ, являющийся основанием для формирования рекомендаций по участию в мероприятии для обучающихся, для фиксации цифровых артефактов по ходу мероприятия, последующего анализа собранных на мероприятии данных.


Работа специалистов выявила, что даже лучшие преподаватели, приглашенные на Остров из ведущих вузов и компаний, никогда не задумывались о необходимости сбора цифрового следа или фиксации каких-либо образовательных результатов, отличных от субъективной оценки. На этом этапе стало понятно, что дальнейшая работа с цифровым следом потребует развития у участников системы образования новой компетенции, связанной как с работой с данными, так и с педагогическим дизайном, обеспечивающим необходимый уровень деятельностной составляющей в обучении. Эту роль на себя на Острове 10-21 взяли привлеченные специалисты, которые к началу реализации образовательного интенсива работали в команде, насчитывающей более 70 человек получивших неофициальное название фиксики, а официальное специалисты по фиксации цифрового следа.


Параллельно работе с преподавателями шло создание цифровой платформы Университета 20.35, позволяющей собрать в цифровом виде всю информацию о мероприятии, его авторах и ведущих, участниках этого мероприятия, его соответствии модели компетенций, специфических знаниях и умениях, которые невозможно освоить время интенсива, и дающей возможность привязать к мероприятию все цифровые артефакты, возникшие в процессе его проведения.


Эта привязка, вместе с Анкетой сбора цифрового следа, давала возможность интерпретировать собранный на Острове цифровой след и составить компетенционные профили всех участников интенсива.


image
Интерпретация собранного на Острове цифрового следа в цифровом профиле компетенций участника


Сбор цифрового следа на Острове: процесс, трудности, выводы


Чтобы интерпретация цифрового следа стала возможной, требовалось построить процедуру его фиксации непосредственно в процессе образовательного интенсива. Одной из главных проблем стал масштаб мероприятия. В Острове 10-21 принимало участие более 1000 человек, которые впервые в своей жизни сталкивались с процессом сбора цифрового следа. Одномоментно проходило до 40 мероприятий, на которых требовалось организовать фиксацию цифрового следа. Аудитории кампуса ДВФУ не имели специального оборудования для фиксации посещений, записи звука и видео.


Вся работа по цифровому следу легла на команду фиксиков, в чьей ответственности оказалась оцифровка с использованием всех доступных средств диктофонов, фото- и видеооборудования, сотовых телефонов, бумажных документов деятельности обучающихся и ее результатов.


image
Команда специалистов по работе с цифровым следом на Острове 10-21

На каждом образовательном мероприятии Острова присутствовал минимум один специалист, который сопоставлял происходящее на мероприятии с Анкетой сбора цифрового следа, отмечая соответствие реально происходящей деятельности той, которая была спроектирована совместно с преподавателем. Он фиксировал присутствие участников мероприятия, вел фото- и видеосъемку, собирал результаты работы, возникшие в ходе мероприятия и размещал их на цифровой платформе, с привязкой к конкретному человеку или команде. Командные результаты маркировались особым образом для последующей интерпретации компетенций, связанных с командной работой и организацией сложной деятельности.


image
Работа фиксиков на мероприятиях


С определенного момента участники Острова активно включились в самостоятельное наполнение цифрового архива мероприятий цифровыми артефактами. Часто загруженный таким образом цифровой след не имел никакой информационной ценности (например, часто встречалась фотография объекта или групповой работы без всякого описания), но часть артефактов, сохраненных благодаря распространению культуры бережного отношения к данным, помогла составить максимально полную картину прошедших мероприятий и проявленных участниками компетенций. Уже на следующем образовательном интенсиве Остров 10-22, который был проведен для команд вузов в 2019 году, с цифровой культурой участников работа велась целенаправленно, и к концу 10-дневного интенсива удалось достичь показателя, связанного с осознанным отношением участников к цифровому следу своей деятельности более 50% загруженных участниками артефактов имели ценность для последующего подтверждения компетенций.


image
График роста цифровой культуры на Острове 10-22


Роман Котов, проректор по учебной работе, Кемеровский государственный университет
Работа с цифровыми следами студентов началась после образовательного интенсива Остров 10-22 в 2019 году. Внедрение автоматизированного расписания в связке с системой управления доступом в кампус позволили накапливать большие объемы данных и проводить исследования, анализ и прогнозирование загрузки университетской инфраструктуры столовой, библиотеки, аудиторного фонда и т.д. Сейчас прорабатываются оптимизационные модели, в том числе с использованием искусственного интеллекта, позволяющие управлять потоками студентов для повышения эффективности использования инфраструктуры, экономической эффективности работы подразделений.


Следует признать, что, несмотря на предварительную работу, часть мероприятий Острова 10-21 была проведена преподавателями без активной деятельности участников и не порождала артефактов, которые могли бы быть интерпретированы как свидетельство той или иной компетенции. К сожалению, Остров 10-21 подтвердил доминирование пассивных форматов в образовании. Слом традиционного подхода к обучению как к трансляции знаний является важной задачей не только с точки зрения компетентностного, деятельностного образования, но и с точки зрения переходу к концепции data-driven education. Работа команды специалистов на Острове 10-21 показала путь для решения этой задачи и подчеркнула необходимость развития компетенций преподавателей в этой области и выделения новой роли в образовании по работе с данными.


Значение эксперимента на Острове 10-21 трудно переоценить:


  1. Впервые в истории российского образования было собрано такое количество данных (более 12 тысяч элементов цифрового следа), и эти данные включали фиксацию фактов деятельности и созданных артефактов, были соотнесены с более чем 50 иными видами данных о человеке, его состоянии, его активностях, решениях по выбору шага развития. Часть этих данных в обезличенном виде опубликована в открытом доступе и используется при проведении хакатонов и исследовательских работ.
  2. Впервые в истории российского образования более 2000 мероприятий, прошедших за 11 дней, были описаны в рамках одной компетентностной модели, и 1000 студентов получили размеченный по этой модели цифровой след и реальную возможность для формирования персональной траектории развития при поддержке искусственного интеллекта.
  3. Впервые в истории российского образования цифровой след, собранный в результате мероприятия такого масштаба, был интерпретирован в цифровых профилях обучающихся, и каждый элемент цифрового профиля имел подтверждающий цифровой артефакт.

image
Аналитический экран анализа цифрового следа на Острове 10-21


Дальнейшие шаги: цифровые среды, стандарты, новые компетенции


По результатам работы с цифровым следом на Острове 10-21 стало очевидно, что современные образовательные форматы редко ориентированы на доказательность и проверяемость результатов обучения. Данные, которые могут помочь развиваться в будущем, строить траектории развития других студентов, не являются ценностью для студентов и преподавателей, потому что эта ценность для них не представлена в явном виде. Трудно рассчитывать, что формальные требования или рекомендации по сбору цифрового следа приведут к желаемым изменениям в отношении к сбору данных у студентов, преподавателей. Включение каждый раз в процесс специалистов по сбору данных затратно.


Выходов из этой ситуации Университетом 20.35 было предложено два. Первый перенос по возможности всей деятельности обучающихся и преподавателей в в специально оборудованном пространстве, где активность людей может быть зафиксирована в точной и многоаспектной цифровой модели. Это тот путь, который доступен сегодня цифровым платформам, платформам онлайн-обучения, что дает им преимущества в работе с данными. Задача Университета 20.35 в этой части состоит в том, чтобы в цифровой среде отражались разные виды деятельности, не всегда предполагающие исключительно формат онлайн-обучения. Понимание этой проблемы во многом определило процесс проектирования следующих мероприятий Университета 20.35, в частности, образовательного интенсива Остров 10-22, где значительная часть активностей участников происходила в цифровых средах, а физические пространства были оснащены базовыми средствами фиксации происходящего регистраторами входа и выхода, камерами высокого разрешения, направленными микрофонами и т.п.


Второй путь развитие культуры и компетенций преподавателей и студентов, создание стандартов и образовательных программ по работе с цифровым следом и извлечению ценностей из его анализа, развитие сообщества специалистов по работе с цифровым следом в образовании. Значимые шаги в этом направлении Университету 20.35 удалось сделать только в 2020 году на регулярной основе началась работа школ Education Data Engineer, был создан проект профессионального стандарта специалиста по моделированию, сбору и анализу цифрового следа, началось использование открытого технологического стандарта цифрового следа, запустились совместные программы с вузами в области работы с данными в образовании.


В основу прорывных достижений легло цифровое решение, способное в реальном времени подтягивать свежие данные с кадровых и событийных порталов и строить общую онтологию высокотехнологичных предметных областей. В его основе лежит датасет из более 150 миллионов вакансий как в России, так и за рубежом, а также данных профессиональных сообществ, профильных мероприятий и данных о траекториях обучения. Это решение получило название Цифровая модель компетенций. С ее помощью была построена основа профессиональных стандартов специалиста по моделированию, сбору и анализу цифрового следа и специалиста по внедрению технологий искусственного интеллекта. Особенность этих стандартов возможность мгновенного обновления на основе потока данных из всех источников. Их внедрение в образовательных организациях это выход на новый уровень адаптивности образовательных программ, скорости их обновления, требующий компетенций по работе с данными у руководителей образовательных программ.


Востребованность специалистов, способных моделировать, собирать, анализировать и интерпретировать данные в сфере образования растет на рынке как в вузах, так и в коммерческом, корпоративном обучении. Профессия Образовательный дата-инженер, опробованная в ходе работы Университета 20.35 еще на Острове 10-21, начала развиваться в образовательном сообществе. Магистерская программа Цифровая трансформация образования в Высшей школе экономики была одной из первых, где рассматривались вопросы внедрения цифровых методик и технологий в образовательной среде. В 2020 году появилась профильная магистерская программа Дата инжиниринг в области образования в Финансовом университете при правительстве РФ.


Университет 20.35 ведет обучение по направлениям Образовательный дата инжиниринг и Цифровой педагогический дизайн в формате ДПО. В партнерстве с более чем 40 вузами проводятся проектно-образовательные интенсивы, на которых также практикуется сбор и анализ следа проектной работы и персональных траекторий развития. Благодаря этим активностям сформировалось сообщество образовательных дата инженеров, которые внедряют технологии работы с данными цифрового следа в своих образовательных проектах и получают сертификацию со стороны Университета 20.35 по факту успешной реализации подходов. Для развития системы сертификации образовательный дата инжиниринг был подан в качестве компетенции FutureSkills и в 2021 году ожидается его появление в списке компетенций с методикой проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills.


Основная цель работы с цифровым следом расширение возможностей для каждого человека по реализации персональных траекторий развития. Однако работа с данными о человеке и цифровым следом всегда имеет обратную сторону риск утечки, неправомерного использования персональных данных, и дополняется возможными последствиями по нарушению прав человека. В этой связи крайне важной является работа над подготовкой этического кодекса, над оценкой гуманитарных последствий внедрения технологий работы с данными цифрового следа в сфере образования. Объединение усилий философов, технокультурологов, социологов и представителей образовательного сообщества в решении задачи по созданию и закреплению этических и гуманитарных норм работы с цифровым следом станет важным шагом на пути повышения прозрачности и открытости в работе с данными о человеке и поможет значительному повышению эффективности и конкурентоспособности российского образования.

Подробнее..

Как стать цифровым куратором для своей бабушки

15.09.2020 18:11:52 | Автор: admin
Вконце 2018 года вРоссии появился профстандарт для новой профессии цифрового куратора. Зарубежом цифровые кураторы это технические специалисты, отвечающие засбор ихранение данных. ВРоссии так будут называться консультанты вобласти развития цифровой грамотности. По-видимому, наиболее востребованы они будут среди пенсионеров, преимущественно тех, которые много лет старались держаться отгаджетов подальше.



Подготовка специалистов поновой профессии началась в20192020году. Винтернете можно найти информацию онаборе слушателей (курсы очень разные ипоколичеству часов, ипостоимости; есть ибесплатные для студентов ишкольников), нопока неизвестно, каковы перспективы трудоустройства. Хотя российские СМИ неоднократно писали отом, что цифровой куратор перспективная профессия итакие специалисты будут востребованы, всентябре 2020 года вакансий для них наэлектронных досках объявлений пока необнаружено.

Тем пенсионерам, укого есть дети ивнуки, конечно, живётся легче: импомогут настроить смартфон или совершить онлайн-платёж. Выможете пойти дальшеи, недожидаясь появления специально обученных людей, самим выступить цифровыми кураторами инаучить ваших родителей, бабушек идедушек пользоваться современными технологиями.

Почему мыобэтом пишем? Одна изтем, которую мырегулярно поднимаем иизучаем вЦентре подготовки РЦТ, это тема доступности технологий иэтичной разработки цифровых государственных услуг. Таких услуг, которые будут доступны всем получателям, анетолько технически грамотным, схорошим зрением изнанием канцелярита.

Немного опрофстандарте


Председатель Российского общества Знание, зампред Комитета Государственной Думы РФпообразованию инауке Любовь Духанина выделяет два уровня подготовки цифровых кураторов. Базовый смогут освоить старшеклассники, более высокий будет доступен студентам, аспирантам итем людям, кто выберет это занятие вкачестве второй профессии. Задача таких специалистов помогать людям виспользовании цифровых сервисов.

Что должен знать иуметь цифровой куратор вРоссии

Изпрофстандарта следует, что цифровой куратор должен работать наперсональном компьютере науровне уверенного пользователя, атакже:

  • знать правила делового этикета ипереписки, грамотно оформлять документацию;
  • уметь обращаться споисковыми системами, отбирать иструктурировать информацию;
  • владеть основными программами для ведения баз данных;
  • вести диалог, учитывая возрастные ииндивидуальные особенности собеседника;
  • организовывать консультирование граждан сограниченными возможностями здоровья спривлечением специалистов;
  • отбирать иприменять инструменты обеспечения информационной безопасности.

Необходимые знания:

  • Виды иосновные пользовательские характеристики мобильных устройств.
  • Основные функции операционных ифайловых систем; программы, входящие впакет типовых приложений операционной системы.
  • Браузеры ипрограммы электронной почты, основные онлайн-сервисы пооказанию электронных услуг, порталы государственных имуниципальных услуг.
  • Методы обработки информации.
  • Базовые принципы организации ифункционирования компьютерных сетей, принципы построения ифункционирования баз данных.
  • Основы законодательстваРФ вобласти персональных данных иинтеллектуальной собственности, атакже правила использования информационных материалов.

Цифровой куратор напрактике помощник для пенсионеров


Пока неясно, когда российские пенсионеры начнут массово пользоваться услугами цифровых кураторов, ноочевидно, что такая помощь имочень нужна.

В2020 году вовремя пандемии COVID-2019 особенно остро встал вопрос оприкладных навыках. Люди, которые могут самостоятельно решить свои проблемы спомощью интернета умеют связываться сблизкими поSkype, заказывать еду, развлекаться иобучаться, оказались ввыигрышном положении. Новыяснилось, что вРоссии очень много людей, укоторых нет компьютера исмартфона (или один компьютер насемью). Кроме того, многие пенсионеры, являясь владельцами банковских карт, понятия неимеют ниобанкинге, ниопокупках винтернете идосих пор постаринке получают пенсию наличными.

Этой весной, когда наличные уроссийских пенсионеров закончились, они привычно двинулись всторону отделения банка, порой даже мимо банкомата кзнакомому ипонятному оператору (часть пенсионеров имела выписку посчёту ввиде сберкнижки инепользовалась пластиковыми картами). Нобольшинство отделений были закрыты всвязи спандемией. Через некоторое время банки придумали способ доставлять наличные пожилым людям спомощью курьера, которого можно вызвать потелефону, новсёже история про аналоговых пенсионеров вцифровом мире очень грустная.

Зарубежом дела обстоят нелучше. ВВеликобритании исследование Доступ кналичным деньгам, проведённое позаказу правительства, показало, что17% взрослого населения (более 8млн человек) непользуется банковскими картами.

Базовые цифровые навыки первое, что необходимо освоить пенсионерам


Вмире всё больше пожилых людей, получающих услуги через интернет, нопока ниодна страна неможет похвастаться стопроцентной компьютерной грамотностью. Чему впервую очередь нужно научить пожилого человека, входящего воставшиеся проценты? Ключевое понятие базовые цифровые навыки (basic digital skills), тоесть навыки, которыми владеет любой уверенный пользователь.

Вот основные навыки, которые помогут пожилому человеку стать чуть более независимым исчастливым:

  • госуслуги (основной портал gosuslugi.ru ирегиональные порталы);
  • онлайн-банкинг карты иличный кабинет;
  • онлайн-покупки, заказ такси;
  • мессенджеры исоцсети;
  • поиск информации иразвлекательного контента;
  • основы цифровой безопасности, обращение спаролями, способы обезопасить себя отмошенничества.

Топ цифровых навыков пользователей вдругих странах


ВВеликобритании существует нацстандарт побазовым цифровым навыкам, свежая версия опубликована в2019году.

Начальный пользовательский уровень вВеликобритании

  1. Использование устройств. Пользователь знает, что такое оборудование, программное обеспечение, операционная система иприложение, может найти иустановить приложение, применить системные настройки, втом числе для обеспечения доступности.
  2. Поиск информации. Умение перемещаться поонлайн-контенту спомощью гиперссылок, использование навигации, поиска необходимой информации; использование поисковиков.
  3. Управление информацией. Открытие, чтение исохранение информации, работа сфайлами ипапками для хранения, организации иизвлечения информации сиспользованием локального иудалённого хранилища.
  4. Выявление ирешение технических проблем. Умение распознать, что возникла техническая проблема, простые проблемы решать самостоятельно, сосложными обратиться запомощью.

Несколько лет назад Центр изучения пенсионных реформ (ЦИПР) провёл исследование Иная старость: социальный портрет продвинутых пенсионеров. Вописанные специалистами атрибуты продвинутого пенсионера попало ииспользование интернета: покупки, соцсети, банкинг, госуслуги, почта, развлекательный контент.

Топ-3 цифровых навыков пенсионеров, которые продвигает правительство Сингапура:

  • оставаться насвязи сдрузьями исемьёй спомощью интернет-приложений;
  • использовать интернет-банкинг иэлектронные платежи исовершать покупки через интернет;
  • читать прессу иэлектронные книги, слушать аудиокниги.

Навремя карантина жители Сингапура получили бесплатный онлайн-доступ косновным СМИ. Вмае 2020 года потелевидению Сингапура прошло шоу Учись вместе сомной его ведущий игости-знаменитости делились советами ирассказывали олюбимых сервисах иприложениях. Обучающие занятия транслировались ионлайн. Пожилые люди Сингапура также могут связаться потелефону сцифровым волонтёром изадать ему вопросы.

Индивидуальные консультации поосновным функциям часто используемых мобильных приложений или настройкам телефона пользователи могут получить навидеоплатформе Microsoft Teams. Покупки винтернете ибанкинг для пожилой аудитории активно рекламируют блогеры. Опросы, проведённые вСингапуре, показывают, что, хотя уровень социальной удовлетворённости упенсионеров всвязи спандемией снизился, утех изних, кто пользовался цифровыми технологиями, оноставался более высоким.

ВИндии тоже борются ссоциальной изоляцией пожилых людей спомощью цифровых технологий. Местные благотворительные фонды учат своих пожилых подопечных пользоваться смартфоном, совершать онлайн-транзакции, бронирование, заказывать такси иоплачивать счета спомощью интернета, атакже общаться вСети иискать развлекательный контент.

Главным стимулом кцифровизации становятся социальные связи. 74-летняя жительница Австралии рассказала отом, что кцифровым технологиям еёподтолкнула пандемия: книжный клуб, вкотором она состоит уже 10лет, впервые провёл встречу дистанционно. Мыбыли вынуждены овладеть технологиями, чтобы сохранить качество жизни, говорит пенсионерка. Дистанционно объяснить, как работает сервис, нетак просто. Очень многие люди столкнулись сэтим, занимаясь экстренной цифровизацией своих родителей накарантине. Ноесли есть мотивация, обучение продвигается быстро.

Австралийские исследователи изИнститута третьего возраста изучают влияние технологий насоциальные связи пожилых людей. Они отмечают, что потребность вобщении побуждает пожилых людей повышать цифровую грамотность. Если допандемии человек был членом кружка или группы, тоесть хорошие шансы, что встречи продолжатся вонлайне. Язнаю 94-летнего мужчину, который уговорил своего 93-летнего приятеля купить старый iPad инаучил его каждое утро нажимать накнопку для видеозвонка, рассказал один изпреподавателей австралийского Университета третьего возраста.

Особенности обучения пожилых людей


При обучении пожилых людей необходимо учитывать ихособенности. Это нетолько возрастные изменения снижение активности, памяти икогнитивных функций, ноижизненный опыт. Нестоит недооценивать людей пенсионного возраста, считая ихзависимыми ибезынициативными, иобщаться сними снисходительно, как сдетьми. Возможность устанавливать приоритеты ипринимать решения очень важна для пожилых студентов. Неменее важна иподдержка близких.

Мексиканские специалисты поцифровым технологиям рекомендуют учитывать при обучении пожилых людей следующие моменты:

  • Знания должны отвечать личным исоциальным потребностям человека.
  • При групповом обучении важно сотрудничество: командная работа, взаимодействие иподдержка.
  • Полученные знания должны способствовать общению: обучение даёт возможность написать родственникам, найти друзей юности, завязать новые связи, записаться кврачу.
  • Пожилой человек должен быть главным действующим лицом всобственном обучении. Контент истиль курса должны разрабатываться сучётом его интересов иожиданий.

Главным фактором является мотивация. Приступая кобучению, люди старшего возраста должны понимать, какие преимущества понятные именно для них дадут имновые знания. Бабушка сможет посмотреть любимый фильм онлайн ипрокачать навыки садовода, адедушка-рыболов узнает оместах случшим клёвом инайдёт расписание электричек. Или наоборот. Методики обучения также могут быть разными: кому-то достаточно одного объяснения, кто-то захочет конспектировать, одним удобнее изучать гаджеты покниге, другие предпочитают видеоуроки. Наберитесь терпения, объясняйте проще, будьте готовы ктому, что всё придётся повторить, инеодин раз.

ВРоссии программы цифрового ликбеза пенсионеров есть вомногих регионах, новсвязи спандемией непонятно, когда они возобновятся икак изменятся. Так что, если вырешили стать цифровым куратором для своего родственника, вэтом году уже точно пора сделать это!

Полезные ссылки:

Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru