Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Космический корабль

Что помешало экипажу Crew Dragon выйти из корабля?

04.08.2020 10:19:03 | Автор: admin


Вчера, во время трансляции посадки американского космического корабля Crew Dragon, многие обратили внимание на заминку, которая возникла перед открытием бокового люка. Газоанализатор показал превышение концентрации тетраоксида азота токсичного топливного компонента двигателей корабля. Астронавтам пришлось полчаса ждать чтобы химия выветрилась, а команда спасателей это время провела в противогазах.

Некоторые российские комментаторы поспешили сообщить, что корабль опасен для людей, а всему виной Илон Маск, одержимый идеей сажать корабли на ракетных двигателях вместо парашютов. Планы ракетодинамической посадки у SpaceX действительно были, но от них отказались несколько лет назад по настоянию заказчика NASA. Корабль будут сажать по старинке на воду, как возвращали Mercury, Gemini и Apollo полвека назад. Конкуренты же SpaceX из компании Boeing решили проблему иначе сделали надувные подушки, как у десантной техники, и планируют сухопутные приземления.

Однако мощные двигатели Super Draco, которые SpaceX планировала использовать для посадки, в корабле всё же оставили и теперь они там на всякий случай как двигатели системы аварийного спасения.



Предполагается их использовать только в случае аварии ракеты, в нормальном же полете они не участвуют. Штатная система ориентации и коррекции орбиты использует малые двигатели Draco, которые имеют независимую топливную систему. Так первый испытательный беспилотный полет Crew Dragon в 2019 году прошел успешно, но в послеполетных испытаниях включение Super Draco привело к уничтожению корабля на стенде.

Быстрая непреднамеренная разборка



Причина аварии оказалась в клапанах между гелиевыми баками наддува и топливными баками Super Draco. На следующем корабле опасные клапаны заменили на одноразовые разрушаемые мембраны, и отправили людей в космос. При возвращении снова возникли проблемы с топливом, но на этот раз снаружи корабля. На трансляции посадки можно увидеть этот момент на 7:03:56: специалист подносит газоанализатор к замку бокового люка корабля, и тут же дает команду отойти от корпуса:



Достаточно быстро выяснилось, что газоанализатор показал присутствие тетраоксида азота окислителя, который используется в двигателях ориентации Draco и двигателях системы аварийного спасения Super Draco. После получасового ожидания люк всё же открыли и астронавтов успешно извлекли из корабля. Экспедиция завершилась, а ситуацию прокомментировали представители SpaceX: Да, нашлись пары NTO, в следующий раз будем лучше проветривать двигательную систему, а вообще ветра нет, волнения на море нет, мы такое не ожидали.

Попробуем разобраться насколько серьезна эта проблема, почему она возникла и причем тут вода и ветер.

Идея использовать ядовитое топливо на пилотируемых космических кораблях кажется не самой удачной, но это не выдумка хипстера Маска. У конструкторов кораблей в принципе выбор не большой: топливо в полете должно храниться недели и месяцы, поэтому криогенные кислород или водород не годятся. Ионные или плазменные двигатели на пилотируемых кораблях использовать нельзя из-за слишком малой тяги. Есть еще перекись водорода, но и она в высоких концентрациях токсична, а эффективность как топлива хуже в два раза. Поэтому остается летать на вонючке, она еще и самовоспламеняется, что упрощает конструкцию двигателя. На ней в космосе летают практически все пилотируемые космические корабли за последние полвека, включая Space Shuttle и Международную космическую станцию. Исключение только у Бурана, но там применялась сложная система хранения кислорода.

Во время использования ракетных двигателей в вакууме далеко не всё топливо стремительно улетает от корабля. Часть разлетается с малой скоростью или оседает вокруг двигателя. Вот как выглядит процесс маневрирования российского корабля Союз при стыковке:



А служебный модуль МКС Звезда за двадцать лет покрылся заметными ядовитыми коричневыми пятнами вокруг двигателей коррекции. В следующий раз, когда увидите наших космонавтов карабкающихся по корпусу станции, вспоминайте эти пятна. Не удивительно, что перчатки там расходный материал.



Значит топливо и на Союзах и на Crew Dragon одинаково токсичное, однако газоанализаторы на посадке наших кораблей не требуются, и тому есть причины. Во-первых, российские корабли в космосе снаружи покрыты экранно-вакуумной теплоизоляций, которая защищает корабль от перегрева на солнечном свету или от переохлаждения в тени. Компоненты топлива оседают на этой оболочке, которую срывает воздушным потоком во время посадки.



Во-вторых, в Союзах обитаемое пространство (бытовой отсек и спускаемый аппарат) физически отделено от служебного (приборно-агрегатного) отсека, на котором размещаются двигатели и баки с токсичным топливом.



Подобная конструкция также идет с первых кораблей, и сохраняется на большинстве современных и будущих: Союз, китайский ПТК НП, Starliner, Orion, Федерация/Орел



Все новые корабли предполагают многоразовое использование спускаемого аппарата, но служебные отсеки у них одноразовые и сбрасываются перед входом в атмосферу. Crew Dragon также состоит из двух частей, но в его случае вторую часть, с модными крылышками, целесообразнее называть грузовым отсеком или вспомогательным, а не служебным.



Большая часть служебных систем Crew Dragon, включая двигатели ориентации и баки с топливом, включены в возвращаемый корпус, хотя и никак не сообщаются с обитаемым пространством.



На спускаемых аппаратах Союзов тоже есть небольшие двигатели, для управляемого спуска в атмосфере, но там уже перекись водорода, которая не представляет опасности в малых концентрациях. Перед приземлением у наших кораблей срабатывают твердотопливные двигатели мягкой посадки, которые также не дают токсичных осадков.



Crew Dragon использует токсичное топливо не только на орбите, но и во время управляемого снижения в атмосфере. Внешней экранно-вакуумной теплоизоляции у него нет, а для отражения солнечного света достаточно белой краски. Всё это способствует тому, что остатки топлива могут оказаться на корпусе и после посадки. Зато садится он на воду, и в сочетании с атмосферой это должно помогать в очищении корабля до безопасного уровня. В NASA не возражали против такого технического решения, видимо, потому что подобная практика была и раньше, например, во время программы Apollo. Командные модули Apollo также оборудовались двигателями ориентации на токсичном топливе, экранно-вакуумная теплоизоляция наклеивалась на корпус и частично оставалась после посадки на воду.



Но между посадкой Apollo и Crew Dragon можно заметить разницу. Двигатели ориентации Apollo располагались в нижней части модуля, которая заливалась водой в ходе приводнения. Crew Dragon же имеет ватер-линию ниже блока двигателей ориентации. Кроме морских волн, в очистке корпуса остается полагаться только на атмосферное воздействие, и, судя по всему, оно неплохо справляется с внешней поверхностью. Но вот с механизмом замка уже не вышло.



Посмотрим на то место, где располагается замок бокового люка Crew Dragon, где обнаружилось загрязнение тетраоксидом азота.



Видим, что один из двигателей Draco смотрит почти прямо на замок, под заметным углом к поверхности. Включения этого двигателя могли доставить топливные компоненты в механизм замка, где они и остались в следовых количествах. Вероятно, в будущем конструкцию заглушки замка изменят или в регламент обслуживания добавят дополнительную продувку этого элемента сжатым воздухом.

Осталось разобраться почему такая проблема могла возникнуть.

Все вышеперечисленные технические решения Crew Dragon:
Система аварийного спасения внутри спускаемого аппарата;
Отсутствие внешней экранно-вакуумной теплоизоляции;
Служебные системы внутри спускаемого аппарата;
Двигатели ориентации выше ватер-линии
Преследуют одну цель: максимально возможное снижение стоимости многократного использования космического корабля. Стремление Илона Маска снизить стоимость доступа в космос, как для спутников, так и для людей, намного важнее красивой ракетной посадки. Эта цель неоднократно декларировалась основателем SpaceX, и практически каждое его решение связано с этим.

Не всегда получается задуманное, например пока ракеты с ножками смогли снизить стоимость запуска спутников в космос только в два раза, хотя Маск надеялся в десять. Crew Dragon пока дороже Союзов, но при достижении определенной частоты полетов, все заложенные конструктивные решения позволят реализовать свой экономический потенциал.

Как часто бывает в инженерном деле, чтобы выиграть в одном приходится чем-то пожертвовать в другом. В данном случае десятью минутами на продувку замка двери в космос.
Подробнее..

К Луне и обратно в наличии 8 бесплатных мест

03.03.2021 20:06:54 | Автор: admin
Источник: dearmoon.earthИсточник: dearmoon.earth

3 марта 2021 года японский миллиардер Юсаку Маэдзава в своем твиттере объявил о поиске 8 попутчиков для полета к Луне, причем все расходы оплачивает сам бизнесмен. Старт миссии планируют в 2023 году.

Предыстория

Еще в 2018 году Илон Маск объявил, что компания SpaceX заключила контракт с первым космическим туристом, который отправится к Луне. Через несколько дней после этого заявления стало известно и имя человека, который сможет облететь спутник Земли и наслаждаться зрелищем через иллюминатор космического корабля. Им стал Юсаку Маэдзава японский предприниматель, основатель компании Start Today и онлайн-магазина по пошиву индивидуальной одежды Zozotown.

После договоренности с Маэдзавой, Маск решил поделиться таким фото со своими подписчиками в Твиттере:

Маск и Маэдзава. Источник: twitter.com/elonmuskМаск и Маэдзава. Источник: twitter.com/elonmusk

Стоимость контракта до сих пор не разглашается, но в одном из интервью Маска при оценке суммы промелькнуло прилагательное значительная. В SpaceX подтвердили, что Маэдзава внес аванс не только за себя, но и еще за 8 попутчиков, которые отправятся с ним.

Техническая сторона

Предполагается, что весь полет займет почти 6 суток. Помимо Маэдзавы, на борту будут находится 8 туристов, несколько пилотов SpaceX и 1-2 астронавта. Траектория полета будет схожа с той, по которой двигался пилотируемый корабль Аполлон-13.

План полета. Источник:dearmoon.earthПлан полета. Источник:dearmoon.earth

Для полета будут использовать сверхтяжелую ракету-носитель SpaceX Starship. Испытания корабля проводятся с апреля 2019 года. За все время планируется построить около 20 прототипов, каждый последующий из которых будет модернизирован, и, благодаря этому, сконструировать первую полноценную версию Starship V1.0. Ближайшие испытания планируются на апрель 2021 года.

Маэдзава и проект #dearMoon

Согласно Forbes в 2017 году Маэдзава занял 14-ю строчку в рейтинге самых состоятельных японцев. Его чистые активы на тот момент составляли 3,6 млрд. долларов.

Помимо немаленького состояния, предприниматель известен своими прогрессивными взглядами на управление бизнесом, любит современное искусство и занимается благотворительностью. В 2019 году японец раздал 900 тыс. долларов случайной сотне людей. Сообщение о розыгрыше он опубликовал в Твиттере этот пост стал самым популярным в истории этой социальной сети.

Предстоящую космическую миссию Маэдзава назвал dearMoon. Мысли о ней, по его словам, пришли в момент разглядывания одной из картин своей коллекции: какое полотно создал бы художник, если бы смог увидеть Луну совсем рядом?

Стартовое изображение сайта dearmoon.earthСтартовое изображение сайта dearmoon.earth

В полет Маэдзава планирует пригласить творческих людей, при этом выдвигает два условия:

  • во-первых, претенденту нужно описать суть своей работы и то, как это путешествие поможет ему сделать нечто большее для общества в целом;

  • во-вторых, человек должен быть готов разделить надежды и увлечения людей, которые отправятся вместе с ним.

По словам японца, он верит, что эта миссия способна помочь человеку раскрыть свой потенциал и вдохновить на небывалые творческие проекты.

Чуть позже, Маэдзава внес некоторое уточнение, сказав что художником себя может почувствовать каждый. Это наталкивает на мысль, что заявку может подать человек любой профессии. Регистрация на сайте dearMoon доступна до 14 марта, после чего начнется отбор и уже в конце мая команда пройдет заключительное собеседование и медицинскую комиссию.

P. S.

До того, как позвать с собой 8 добровольцев, Маэдзава планировал найти себе спутницу для полета к Луне с помощью ТВ-шоу. Претендентка должны была быть старше 20 лет, интересоваться космосом и быть готовой оказать помощь в подготовке экспедиции. Но через 17 дней после старта сбора анкет, предприниматель полностью отказался от этой идеи, сославшись на личные причины. После этого он извинился перед людьми, которые готовили запуск шоу, а также перед 27 722 девушками, которые уже подали анкеты и претендовали на участие в полете.

Подробнее..

Оно живое! Или есть ли шанс вдохнуть жизнь в частную российскую космонавтику?

11.03.2021 14:15:49 | Автор: admin

В 2014 году Павел Пушкин создал первую частную российскую компанию, которая планирует развивать космический туризм. Ниша интересная, перспективная ну и пока, вроде как, еще не слишком занятая. По крайней мере в Virgin Galactic откладывают начало туристических полетов на 2022 года, а вот Blue Origin планирует запустить свой New Shepard уже в апреле 2021. Но планировать не значит полететь, ведь мало-ли что может пойти не так.

Имея впереди таких конкурентов, сможет ли российский КосмоКурс соперничать с ними или хотя бы повторить опыт?

Основание и идея проекта

Павел Пушкин выпускник Московского авиационного института. После работал в Центре Хруневича, который знаменит ракетами семейства Протон и разработкой Ангары. В этой структуре Пушкин занимал должность заместителем руководителя проектно-исследовательского центра.

По словам основателя КосмоКурса, сама идея космического туризма возникла когда на глаза попался проект Virgin Galactic по суборбитальному полету в космос. Американцы вели разработку многоразового космического корабля, который доставляется на пусковую высоту (20 км) самолетом и далее выполняет самостоятельный полет.

Чтобы удешевить проект, в КосмоКурсе сделали ставку не на суборбитальный самолет, а на использование многоразовых ракет-носителей и капсул для пассажиров. Такую же технологию начала разрабатывать в 2006 году компания Blue Origin.

Какого-то громкого названия проект КосмоКурса не получил и пока именуется Многоразовым суборбитальным космическим комплексом или МСКК. Состоит он из многоразовых суборбитальных ракеты-носителя и космического аппарата МСРН и МСКА соответственно.

После вертикального взлета МСКК на высоте около 66 км разделяется. МСРН снижается и совершает посадку с помощью маршевых двигателей. МСКА продолжает полет по инерции и, после достижения максимальной высоты, идет на посадку с помощью парашютов и реактивных двигателей.

Схема полета. Источник: cosmocourse.comСхема полета. Источник: cosmocourse.com

Весь полет займет около 15 минут, из которых порядка 6 минут придется на состояние невесомости. МСКА рассчитан на шестерых туристов и инструктора. Планируемая высота полета 180-220 км при цене за одно место на борту 200-250 тыс. долларов.

Будущие туристы должны пройти медицинское обследование на предмет обнаружения серьезных заболеваний, которые могут угрожать жизни при полете. Если со здоровьем все в порядке, далее предстоит трехдневная подготовка, а после страт к космическим высотам. При благоприятном стечении обстоятельств, первый полет состоится в 2025 году.

Частный прецедент и деньги

После основания, КосмоКурс пошел на штурм Роскосмоса и в 2016 году техническое задание на постройку космического корабля было согласовано. Компания Пушкина стала первой частной организации в России, которую допустили к подготовке космических туристов.

Еще одним знаковым событием можно назвать участие КосмоКурса в тендере 2020 года на постройку ракеты с возвращаемой первой ступенью. Среди претендентов кроме компании Пушкина были Центр Хруничева и РКЦ Прогресс. Конкуренции с такими организациями КосмоКурс не выдержал тендер остался за Прогрессом. Причем компания Пушкина предложила реализовать проект за 203 млн. рублей. Цена же РКЦ составила вдвое больше 407 млн. рублей.

Возможно целью КосмоКурса здесь и не была победа в тендере. Скорее участие рассматривалось как возможность заявить о себе и получить дополнительное внимание в СМИ, по крайней мере, отечественных.

Но едем дальше. На одном энтузиазме далеко не улетишь и все упрется в деньги. По словам Павла, у проекта один инвестор, который полностью готов его профинансировать. Пока затраты от проектирования до полета первого туриста оцениваются в 150-200 млн. долларов.

С инвестором Пушкина познакомили коллеги из Сколково. По их словам предприниматель хочет вложиться во что-то ракетное. На встрече Павел объяснил, что ввязываться в гонку тяжелых ракет практически на 100% утопия. Но можно повернуться передом к легким ракета-носителям и суборбитальном полетам. Договоренность была достигнута, но имя инвестора не раскрывается.

Кто-то считает, что КосмоКурс финансируется Искандером Махмудовым. Это генеральный директор Уральской горно-металлургической компании (УГМК), занимающий 16 строчку в российском списке Forbes. Его состояние на 2018 год оценивалось в 7,3 млрд. долларов. Но связь с компанией Пушкина здесь только косвенная: Александр Тукацинский, бывший член совета директоров УГМК, владеет 70% уставного капитала КосмоКурса. По вопросам инвестирования Махмудов никаких комментариев не давал.

Космодром: быть или не быть?

В 2019 году в интервью Коммерсанту Пушкин обрисовал проблемы выбора космодрома. По его словам, в начале для испытаний рассматривались классические полигоны типа Капустин Яр. Но на таких объектах плотно работают военные скорее всего получилась бы лишние проблемы с согласованием, разрешениями и т. д. Такой гигант как Байконур отметается в виду далекого расположения организовывай доставку туристов, трать дополнительные средства, ну и всё-таки другая страна.

И здесь вырисовывается, вроде бы, логичное решение: если тебе что-то нужно, но этого нигде нет, то сделай это сам. КосмоКурс берется за строительство своего космодрома первой частной стартовой площадки в России. Разместить ее решили в Нижегородской области.

Выбор обосновывался в основном подходящим расположением недалеко от Москвы. В 2019 году было подписано соглашение с правительством Нижегородской области и Корпорацией развития Нижегородской области. КосмоКурс приступил к выбору места для стройки. Объем инвестиций оценили в 2,6 млрд. рублей. Предположительное место строительства на видео ниже. Оригинал - по ссылке.

Далее последовал длительный этап согласования, на котором, по словам Пушкина, все и завязло:

Чего же у нас нового по проекту космодрома? А практически ничего. Мы завязли в разработке обоснований для прохождения различных процедур. Какая тут роль Нижегородской области и их правительства? А практически никакая. Мы всё делаем в соответствии с законодательством. Многие вопросы вообще федерального уровня и область получит только заключения на руки. Разбираться в хитросплетениях взаимодействия ведомств тоже приходится самим. Хотя область и старается в меру сил, за что им большое спасибо. Значит тут велика роль Роскосмоса? Да её вообще нет. Нормативку они нам выдать не могут. Часть нормативки им не принадлежит, остальной как оказалось не существует. По вопросам согласования космодрома они нам сказали, что сами умеют только работать в рамках постановления Президента или Премьер-министра. И вообще они нам всячески сочувствуют, но помочь ничем не могут. Зато есть замечательные советы, типа бросить это дело и не париться. Короче обосновываем мы выхлоп каждого дизель-генератора на космодроме, канализацию и прочие штуки. Сами планы космодрома давно готовы. По подсказке Нижегородской области готовим проект санитарно-защитных зон на местности. То есть для каждого участка местности определяется вид и объёмы воздействия, вероятность воздействия, время воздействия и т.п. Это позволит более подробно зонировать местность. Кстати штука полезная очень. Но всё это очень трудоёмко и совершенно не связано с ракетами, космосом и т.п.

Павел Пушкин, 7 июня 2020 года. Читать в источнике.

По имеющейся информации на начало марта, дело пока что с мертвой точки не сдвинулось. Поэтому станет ли Нижегородская область космическим регионом большой вопрос.

Вместо заключения

Борьба с бумажками и кабинетами, видимо, отнимает много сил: на официальном сайте компании не так много информации о продвижениях в разработке. Последняя новость датируется 4 декабря 2020 года. Ребята сообщают, что проведены первые огневые испытания многоразовой электрической системы зажигания жидкостного ракетного двигателя собственной разработки.

Получается, какое-то движение все же есть, и пока проект не стал мертвым грузом. Но что будет дальше, остается только гадать. Здравый смысл подсказывает, что в российских реалиях воплотить такую идею в жизнь шансов не много, но попробовать стоит. Пусть даже если пуск состоится с опозданием, а не в 2025, путь даже если это будет повторением успеха Безоса, который планирует полет уже в апреле, для российской частной космонавтики это станет знаковым событием. Но до этого момента еще минимум 4 года.

Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru