Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Образовательные программы

Где стажировку проходили, там и работайте 4 истории стажёров Сбербанка

10.08.2020 12:13:56 | Автор: admin
image

Это истории тех, кто учится в Школе 21, успешно прошёл стажировку и остался работать в Сбербанке. Я уже рассказывала, что этот проект путь в IT и он крайне эффективен. Если очень коротко мы научились готовить джунов с нуля за год, делая упор на soft skills. Учиться нужно умению мыслить как разработчик от анализа требований до взаимодействия внутри команды. Что, собственно, в Школе 21 и происходит на базе C, где ребята в полубоевых условиях работают над проектами не по учебному материалу, а ищут всю информацию сами. Не все верят, что люди после такой подготовки могут быстро освоить новый язык или фреймворк за время стажировки и начать работать разработчиком.

Могут. Вот истории четырёх участников Школы 21, которые прошли как раз такой путь.

С вузами у меня как-то не сложилось


image

Меня зовут Максим Фролов. Родился в Волжском (маленький городок под Волгоградом). Из образования только 11 классов школы, с вузами у меня как-то не сложилось. Один Школьник написал в чат: Ребят, тут стажировки на разные направления, кому надо?. Я ответил: Можно попробовать, и понеслось.

Все-таки Школа 21 это ресурс для получения знаний самостоятельным путём, значит в теории, самостоятельно копаясь в недрах стаковерфлоу и технической литературе, параллельно выполняя проекты любого рода, можно было бы добиться того же, что я имею сейчас. Но Школа 21 даёт нереальный буст по времени. Почему? Это экосистема, в которой твой досуг сбалансирован так, что при разумном подходе ты успеешь и поиграть в настольный теннис или приставку, и обсудить с друзьями новый киберпанк, но в то же время сделаешь кусок сложного командного проекта, у которого скоро дедлайн, не потеряв при этом мотивацию и не перегорев. С этим обычно есть проблемы у онлайн-курсов. Ты заходишь на Курсеру, потому что понимаешь надо что-нибудь изучить. Приходится контролировать себя самому. В Школу 21 же можно приехать просто так, и нужный досуг сам найдёт тебя.

В Сбере работал в ДИТ Сервисы и безопасность, офис был на Чайке. Про проект сказать не могу, так как NDA. Занимался проектами под WebGL/Android+iOS на Unity. Сейчас компания занимается продуктом Revizto визуальным интегратором для строительного софта (Revit, Navisworks, SketchUp, Tekla и т. д.) Под визуальным интегратором имеется ввиду такой инструмент, в который можно запихнуть наработки из разных отделов и в реальном времени посмотреть как идёт проектирование, где есть пересечения частей зданий и т. д. Я занимаюсь непосредственно этим продуктом, работаю на связке Unity/.NET.

Что было самым важным? В реалиях нынешнего рынка это, наверное, софтскиллы, полученные во время командной работы. И расширение кругозора. В Школе 21 много интересных проектов, которыми можно позаниматься для души, если есть время. Я вот сейчас забрёл в ветку кибербезопасности и пытаюсь что-то делать с низкоуровневыми уязвимостями бинарников. Пригодится ли это мне когда-нибудь? Очень сомневаюсь. Но это как решать задачки для математиков, приносит неописуемое удовольствие:)

Планов как таковых нет. Жизнь штука динамичная. Я не знаю, что будет через месяц. Точно буду продолжать учиться и работать. Возможно, займусь каким-то собственным делом, давно хочу создать бесплатный образовательный ресурс в сфере GameDev, но никак не хватает времени.

Из советов важно не расстраиваться в начале. У всех когда-то не было понимания, как работает Hello World. И не расслабляться, когда уже преодолел порог вхождения. Свои навыки надо постоянно развивать, чтобы быть актуальным на рынке специалистов. Ну и искать ответы на интересующие тебя вопросы в разных источниках. О чём-то может подсказать знакомый, который работает над похожим с тобой проектом, о чём-то лекция на Ютубе, какая-то полезная информация есть на Хабре и Курсере/Степике, о чём-то может быть написано в книге, а что-то ты вынесешь для себя сам во время экспериментов.

Обратите внимание, что Максим говорит про вузы и Курсеру. Каждый в Школе 21 выбирает тот метод, который больше ему подходит: кто-то слушает лекции и читает те же учебники, что дают в вузе, кто-то проходит курсы в интернете, кто-то просто спрашивает всех вокруг и пытается вывести сам закономерности. Многие классические вузы во всех странах подходят к внедрению новых методик: проектная работа, peer-to-peer проверки, кросс-специальности. Но система образования всегда очень консервативна, и все изменения занимают годы, тогда как в Школе 21 мы можем проверить гипотезу, проведя A/B тестирование на одном потоке, и уже в следующем квартале внедрить нововведение. Появился спрос на новый язык или стек технологий уже в этом же году это может стать частью нашей программы.

До Школы 21 почти примирилась с тем фактом, что IT это не моё


image

Меня зовут Орлова Елена, учусь на бакалавриате в НИТУ МИСиС, третий курс, направление Информационные системы и технологии. Работаю в подразделении Государственные продукты и сервисы. Автоматизируем документооборот между банком и государством. Конкретно я занимаюсь разработкой на Java. В одном из проектов дорабатывала задачи из техдолга, в другом изучала и внедряла новую технологию для нашего трайба. В новом проекте буду изучать DevOps. До Школы 21 почти примирилась с тем фактом, что IT это не моё.

Удивил темп решения задач никогда не думала, что могу так быстро разбираться в совершенно новых темах. Также меня удивили люди они находят нестандартные решения, быстро мыслят. Плюс классно, что вместе собраны те, кому 18 и те, кому за 45. Ожидала, что новая методика обучения поможет переосмыслить подход к образованию. Всё оправдалось. Когда тебя не контролируют, не подпинывают и разрешают приходить в любое время, появляется больше желания что-то делать и даже задачи решаются креативнее.

Случай Лены характерен для половины наших участников, она, как и многие, не думала, что IТ это её. Мы вообще довольно часто слышим такое. Они пробуют, смотрят и понимают, что могут стать разработчиками.

Запуская проект, мы понимали, что уровень снобизма на отечественном IТ-рынке высокий и вчерашний лингвист/юрист/экономист/кондитер/музыкант должны будут пройти через первичное недоверие, многочисленные тесты и получить определённую долю отказов.

Звучит очень здорово, но мы не верим, что за год можно стать разработчиком


image

Меня зовут Кирилл Иванов, мне 26 лет, родом я из Вологды, до поступления в Школу 21 я жил в Санкт-Петербурге. У меня высшее образование, закончил я Петербургский государственный университет путей сообщения по специальности Управление ж/д перевозками и логистика на транспорте. Стажировка в Сбербанке у меня закончилась ещё в декабре 2019 года. В мае 2019 года меня и ещё шестерых участников Школы 21, кто был готов к выходу на стажировку, пригласили на спиддейтинг в Сбербанк. С каждым из нас по очереди общались несколько руководителей команд. По сути, это несколько быстрых собеседований в один день. Некоторым из нас предложили устроиться на работу в качестве стажёров. Если честно, то я не уверен, что без Школы 21 у меня вообще был путь в IT.

Сейчас продолжаю работать в той же команде. Ведущий инженер по разработке в розничном блоке, трайбе Забота о клиентах. Команда занимается разработкой платформы мониторинга трайба. Этот продукт нужен для визуализации бизнес, аппликационных и инфраструктурных метрик. Например, сколько звонков поступило в кол-центр, сколько сообщений пользователи написали в чате в Сбербанк Онлайн и многое другое. Администраторам систем необходимо наблюдать за состоянием своей системы, приложений и серверов. Я непосредственно занимаюсь разработкой этой платформы и настройкой интеграций с другими системами. Помню свой первый день, когда пришёл на очную встречу в Школе 21. Я увидел кластеры с iMac на столах, мне рассказали о методике обучения. Первой моей реакцией было: Офигеть, а так можно было???. В этот же день я уволился с работы и сразу же записался на прохождение бассейна. Не было каких-то особых ожиданий от обучения в Школе 21. Это просто было очень весело и интересно. Изначально я не знал, что это так далеко зайдёт, и я буду работать разработчиком в Сбербанке. Иногда я до сих пор думаю об этом.

Когда я искал стажировку, Школе 21 было всего полгода, и никто из компаний о ней не знал. Когда рассказывал о Школе 21, реакция многих была: Звучит очень здорово, но мы не верим, что за полгода можно стать разработчиком. Сейчас же, практически все IT-компании знают о существовании Школы 21, и о том, какие крутые участники в ней учатся. Если ты скажешь, что ты участник Школы 21, то тебя определённо возьмут на стажировку. Ну и, конечно, обучаясь в Школе 21, ты получаешь не только IT-знания, но и навыки, о которых я рассказывал выше.

Планы продолжу работать в IT, хотел бы поработать где-то не в России, и с новыми знаниями вернуться обратно.

В Школе 21 Кириллу дали достаточно много знаний и навыков, что сильно поможет ему в выстраивании дальнейшей карьеры. Предполагаю, что после получения крепких хард и софтскиллов у нас, он поработает где-то в Долине, а потом лет через пять вернётся в Россию. Ну или мы будем читать о нём в Forbes.

Методология помогла мне упорядочить мои разрозненные знания


image

Меня зовут Наталия Талантова, я из города Чебоксары, последние восемь лет живу в Москве. Закончила Чувашский государственный педагогический университет по специальности Связи с общественностью. Моя стажировка уже закончилась, но я осталась работать в том же самом месте. Работаю в Сбербанке, в трайбе ИСУ (Интеллектуальная система управления). У нас разрабатываются несколько продуктов, в совокупности они и образуют интеллектуальную систему управления, позволяющую понять эффективность работы сотрудника. Если его работа не соответствует метрике, то даётся ряд рекомендаций, направленных на то, чтобы устранить отклонение. Я вхожу в команду разработчиков одного из этих продуктов. Основной язык Python, библиотека pandas, также активно работаю с базами данных Oracle, Postgres.

На стажировку попала после одного из собеседований моей подруги, которая также учится в Школе 21. Она дала мне контакты моего текущего руководителя, и после собеседования меня позвали на работу. Да, я получила оффер ещё до окончания стажировки, и вот уже год как я работаю на этом месте.

Методология, которую использует Школа 21, помогла мне упорядочить мои разрозненные знания. До своего первого бассейна я самостоятельно изучала основы, проходила онлайн-курсы. Но у меня нет технического образования, и до Школы 21 я никогда не занималась программированием. В 21, за довольно небольшой промежуток времени, при должной мотивации, получаешь достаточно навыков для начала своей карьеры. Конечно, можно и самому развиваться, но это намного сложнее, да и нет такого мощного стимула, как плотное взаимодействие с другими участниками. Это тоже отличный способ изучать новое и понимать непонятное спросить другого или рассказать самому.

Ожиданий не было. Я из первого потока участников, и поначалу не было почти никакой информации о том, что представляет собой Школа 21, и вообще зачем всё это. Так что я относилась к этому как к небольшой авантюре: будет что-то путное хорошо, а если нет так и терять было особо нечего.

На работе используешь довольно узкий круг технологий. Решение школьных проектов позволяет оставаться в тонусе. Тем более планируются новые проекты на Python, а это прекрасная возможность подтянуть свои знания в языке и улучшить навык написания кода. Кроме обучения Школа 21 предлагает ещё массу других активностей. Например, лекции и вебинары, языковые и музыкальные клубы, спортивные секции и многое другое. Многие мероприятия организуют сами участники. Ну и просто интересно увидеть, что будет дальше.

Скорее всего, моя дальнейшая карьера уже не будет зависеть от того, когда я завершу обучение. К этому моменту у меня уже будет некий опыт работы, который позволит мне себя чувствовать увереннее. Планирую и дальше развиваться в разработке, углублять свои знания. Вершин для покорения тут множеств, скучно точно не будет.

Звучит, наверное, банально, но планирование карьеры в IT я бы начала с выработки стратегии. IT-сфера огромная, стоит понять, какая область вызывает наибольший интерес. Дальше узнать какие компетенции необходимо развивать. И, конечно, определить каким образом получить новые навыки сегодня есть масса образовательных возможностей. Это очень общая схема, но для меня стала рабочей.

Наталия PR-специалист по образованию, который применяет математический подход к планированию своей карьеры. Не думаю, что айтишники по образованию понимали на первом курсе, куда именно они идут и что конкретно будут делать и спланировали свою карьеру как продукт.

В результате


Истории участников Школы 21 очень разные. Мы знаем всё обо всех наших участниках и остаёмся с ними на связи даже во время прохождения стажировки, поэтому точно можем сказать кажется, мы нащупали именно ту образовательную инициативу, которой очень не хватает совершенно разным поколениям. Кому-то может показаться, что мы жестоки в плане отсева, непохожи на привычные вещи, вызываем вал критики и недопонимания но теперь нам не нужно никого убеждать предположениями, как в первый год. Теперь есть численные результаты: из 200 первых участников, которые вышли на стажировку, только двое не получили предложения о работе по окончании.
Подробнее..

Новое поколение разработчиков. Чем они отличаются и почему это нормально

31.08.2020 16:23:29 | Автор: admin
image

Существует мнение, что незаметно в IT произошла революция. Для того чтобы стать разработчиком, сейчас не обязательно иметь профильное высшее образование. Многие вузы во всех странах стараются внедрять новые методики обучения, но система образования очень неповоротлива, любые изменения занимают большое количество времени, а рынок ждать не будет.

Именно эту реальность мы учли в Школе 21, где обучение построено на способностях человека находить информацию. Здесь используются методики без учителей, лекций и оценок, и это работает. Среди участников и те, кто никогда не программировал, и те, у кого есть какой-то опыт и техническое образование.

Одна из проблем в процессе обучения предложения о работе, которые получают большое количество участников, ещё не пройдя даже половины пути. Из-за высокого спроса на разработчиков профессия программиста стала доступна практически всем.

Мы решили обсудить плюсы и минусы такого положения дел с руководителем IT-департамента, тимлидом и двумя участниками Школы 21.

Андрей Карлов, руководитель IT-департамента блока Сервисы и безопасность


image
В культуре, к которой я привык, разработчик это творец. Ты чувствуешь, что создаёшь что-то новое, уникальное, то, чего ещё нет. Придумываешь, проектируешь. В той культуре, если в твоём коде находили ошибки, ты не считался квалифицированным разработчиком. Сейчас человек пишет тонны строк кода, рассчитывая на то, что кто-то другой их после него тестирует и проверяет, он об этом может не думать. Когда ты считаешь, что твоя работа только писать код, а проверять его дело тестировщика, теряется ответственность за качество твоей работы.

Это, на мой взгляд, очень сильно девальвирует профессию. Из разработчиков мы превращаемся в кодеров, которым сказали что-то написать, вот они и пишут. Я переживаю на эту тему, но вижу, что сейчас это распространённая тенденция. С другой стороны, я задумался, а почему это обязательно что-то плохое? Изменилось время, задачи, возможности. В департаменте, где я работаю, проходили стажировку 40 участников Школы 21, и 80 % из них получили офферы.

Я приверженец классической системы образования и считаю его очень важным.
При этом не из всех вузов выходят ребята с любовью к профессии, многие из нас ненавидят половину предметов, которые изучали. И многие считают, что им не повезло с преподавателями. Это не предмет плохой, это у тебя был плохой наставник. Но полюбил бы ты какой-то предмет, если бы у тебя не было вообще наставника, тоже большой вопрос. Наставник сформировал у тебя какое-то к нему отношение: либо положительное, либо отрицательное. А когда ты механически учишься, у тебя, скорее всего, никакого отношения к этому не будет. Это набор каких-то алгоритмов, действий, подходов. Айтишники всё больше стали нужны не только классическим IT-компаниям, а всему большому бизнесу. Их постоянно не хватает, рынок давно перегрет.

Это очень сильно влияет на самомнение. Люди считают, что они с лёгкостью найдут работу, если у них в резюме просто написано Java. При этом они часто очень мало что пробовали и видели в жизни, а тем более не создавали сложные системы.

В итоге как только ты окунаешься в какой-то большой проект, начинаешь ощущать, сколько ещё знаний и опыта тебе нужно получить. Особенно это проявляется, когда что-то идёт не так. Обычно сначала у всех всё хорошо, пока всё получается, все бодрые и весёлые, а когда возникает первая проблема не успеваешь в дедлайн, кусок твоего кода повлёк инцидент, и система начала падать ты не знаешь, что с этим делать.

Всё циклично, это изменится, и я думаю, что мы снова начнём воспринимать профессию разработчика как человека, который создаёт что-то новое, уникальное, качественное и классное, а не просто выполняет задачу.

Никита Полежаев, руководитель группы разработки


image
Каждый стажёр определяется в команду, которая работает над реальным продуктом на том технологическом стеке, который интересен стажёру. Стажёр закрепляется за тимлидом и начинает своё обучение. По разным направлениям программы обучения немного отличаются, но основной концепт везде один и тот же, где стажёры получают:

  • Ресурсы, откуда можно черпать знания.
  • Учебное задание. Обычно это какой-то самостоятельный проект, который он должен написать сам. Тимлид в процессе разработки продукта проверяет код, рассказывает лучшие практики. Таким путём мы оттачиваем правильный подход к разработке и даём фундаментальные знания по работе с промышленными фреймворками.

После стажёр начинает работу в реальном проекте вместе с командой, в которую его определили. Там он изучает паттерны проектирования программ. На этом этапе ему обычно даются отдельные компонентные задачи, которые проверяют и с которыми помогают остальные разработчики.

На финальном этапе стажёр перестает быть стажёром и становится младшим разработчиком. Джун может сам выполнить отдельные поставленные перед ним задачи, в его коде не бывает серьёзных архитектурных или функциональных ошибок. На этом этапе мы обычно принимаем решение о зачислении в штат.

На мой взгляд, самое сложное это понять, что промышленная разработка, это не просто написать маленький учебный проект. Есть релизный цикл, тестирование, DevOps и реальные пользователи. Стажёры понимают, что работа разработчика это не всегда занятие прикольными, интересными и инновационными вещами. Порой мы сталкиваемся с муторной работой, но это обязательная часть работы любого разработчика.

Камиль Алиев, участник Школы 21


image
Моё основное образование бизнес-менеджмент, которому я учился даже не в России, а в штате Вирджиния. Сейчас я уже окончил стажировку и успел попробовать как разработку игр на Unity, так и DevOps. Работаю над сборкой, тестированием и хранением артефактов по коммиту. В банке существуют свои требования по безопасности и качеству кода, и до моего прихода такими вещами занимались сами разработчики. Эту часть работы сейчас выполняет наша небольшая команда. В основном я помогаю iOS и macOS проектам, однако в последние пару месяцев мною решалась задача деплоя системы с нуля, которая включала в себя полноценный фронт и бэк. Стек Jenkins, Docker, Ansible, Fastlane, Xcode, Nginx, SonarQube, Python.

Ещё до Школы 21 я решил попробовать сферу IT, но думаю, без неё не удалось бы совершить этот переход так быстро. Школа 21 дала мощный толчок в начале, который я лично считаю очень важным. В этом заслуга программы обучения в виде бассейна с множеством заданий разного уровня, которые не дают тебе прийти в себя и осознать, что происходит, однако по прохождению ты наконец осознаёшь объём материала, который удалось перелопатить.

Школа 21 больше про прокачку навыка поиска нужной информации, про работу в команде и про правильную оценку результатов. Главное преодоление страха в отсутствии хард скилов. Мне несколько раз приходилось изучать что-то с нуля, и при должном отношении к этой проблеме она становится обыденной.

Андрей Карлов, руководитель IT-департамента блока Сервисы и безопасность


Наше подразделение отвечает за технологическую поддержку работы всех зданий и связанных процессов. И мы были первым департаментом, который вошёл в эксперимент со Школой 21.

Как это выглядело для меня? Много людей, которые раньше не имели никакого отношения к IT, бросили всё и сделали ставку на развитие в этой области. У нас было скептическое отношение, мы как-то привыкли, что айтишники это своего рода отдельная каста. Вход только для своих людей с классическим математическим или техническим образованием. Чтобы с пелёнок разбирал-собирал компьютер, в девять лет уже написал три разные программы, поиграл с друзьями по сети.

Как мы думали до встречи со стажёрами Школы 21, основной риск был в том, что с участниками нужно будет нянчиться. Участники, которые пришли к нам на стажировку, по методологии Школы 21 были на седьмом уровне. И это, мягко говоря, не сильно применимо к нашим реалиям. Мы ожидали, что ребят нужно переучивать. Дальше был вопрос насколько это будет трудоёмко.

Но и так оказалось, что наши опасения не оправдались. Именно тяга к знаниям, изменениям и навык учиться и переобучаться даёт свои плоды. Многие ребята перешли на постоянную работу, при этом продолжая обучение. В итоге с нашей стороны только позитивные отзывы. Мы начинали в рамках одного управления, на текущий момент ребята работают уже в более чем половине департаментов Сбера.

Действительно, все очень скептически к этому относились, но всё получилось, на наш взгляд, очень хорошо. Именно идейность и целеустремлённость помогает ребятам очень быстро обучаться, получать удовольствие от новой работы и двигаться вперёд.
В целом работа со стажёрами Школы 21 в команде почти не отличается от того, как наша команда адаптирует обычных джунов с небольшим опытом работы и техническим образованием.

Участники включаются в команду, в которой есть тимлид, эксперты и которой поставлены общие задачи. Сначала им даются задачи попроще, ребятам подсказывают, с чего начать, что почитать, что изучить. Они знают, к кому обратиться, если что-то непонятно. Стажёры такие же полноценные участники команды, и, как и у всех, у них могут быть какие-то затыки, сложности и проблемы. Они у всех разные, но всегда известно к кому обратиться, с кем пообщаться. Начинают стажёры, когда у них есть простые тестовые задачи, когда они занимаются какими-то исследованиями.

Например, мы готовимся к реализации новой функциональности. И чтобы стажёрам не было страшно, что они что-то натворят и проект из-за этого встанет, мы просим их исследовать какие-то вещи, попробовать что-то простенькое, прикинуть что и как. И по мере того как ребята вливаются, они получают боевые задачи.

Ирина Дровянникова, участница Школы 21


image
Я переехала в Москву из Воронежа, где заканчиваю Воронежский государственный университет по двум направлениям менеджмент и бизнес-администрирование.

Мне нравится, что в Школе 21 нет никакой конкуренции, все учатся в своём темпе и всегда готовы прийти на помощь, если ты в ней нуждаешься. Я проходила самый первый бассейн самого первого набора, о Школе 21 не было практически никакой информации. Многое казалось неправдой: непонятно было, зачем Сберу открывать это, почему бесплатно, как это без учителей? Казалось, что в этом есть какой-то подвох. Поэтому особо не строила ожиданий.

Я из тех участников, кто впервые увидел терминал во время бассейна. Сейчас работаю в Сбербанке, получив оффер через пять месяцев стажировки. За это время работала над разными проектами. Например, в лаборатории робототехники Сбербанка разрабатывала интерфейсы для роботов, у которых есть экраны. Сейчас работаю над двумя проектами. Первый это приложение, которое поможет рассчитать более выгодный тариф при расходовании электроэнергии для разных объектов банка и его экосистемы. А второй приложение, в котором команды разработки смогут грамотно управлять доступными им серверами или арендовать новые без кучи заявок или отдельных специальных людей, отвечающих за это. Здесь постоянно идёт упрощение процессов, с которыми сталкиваются разработчики, и мне нравится участвовать в этом.

Итог


Это только часть историй участников Школы 21. Например, ещё есть востоковед, ставший Java-разработчиком, архитектор iOS-разработчик, стоматолог data scientist, специалист управления ж/д перевозками сегодня ведущий инженер по разработке в одном из блоков IТ-департамента. Все они доказывают, что желание стать айтишником может появиться в абсолютно любой момент и у совершенно разных людей.

Очень круто, что наш проект даёт возможность начинающим специалистам осваивать IТ-сферу. Даже если у них нет технического бэкграунда, участники Школы 21 на равных конкурируют с теми, кто получал профильное образование. В течение обучения в Школе 21 участники учатся получать информацию разными способами, работать над командными проектами. Результат такого опыта эффективное использование полученных знаний на стажировке и во время полноценной работы в компании.
Подробнее..

Что такое Школа 21, и почему она устроена именно так

16.06.2020 18:07:02 | Автор: admin
Привет, Хабр! Меня зовут Светлана Инфимовская, я директор Школы 21. Знаю, что многие из вас слышали о ней, а кто-то даже участвовал в наших отборочных бассейнах. При этом сама идея проекта, его методология не всегда правильно понята. Кому-то кажется, что в Школе 21 одна тусовка, кто-то, наоборот, считает её слишком жёсткой, третьи со скепсисом относятся к идее обучать разработке людей без фундаментальной базы.

Я постараюсь рассказать о том, что такое Школа 21, в чём специфика подхода и методологии так, чтобы ожидания от школы и реальность обучения подошли друг у другу максимально близко. Можно уйти в детали педагогического дизайна, но суть Школы именно в её участниках и атмосфере.



По своему опыту я знаю, что методология может вызывать скепсис, так как сама сначала так относилась к Ecole 42 французскому проекту, франшизой которой является наша школа. В России об Ecole 42 заговорили в 2017 году, когда о ней восхищённо написал Павел Дуров. Мне же повезло познакомиться со школой на четыре года раньше, в первый год её существования. Под катом я расскажу, как от мнения, что подход Ecole 42 полный абсурд, я пришла к тому, что стала искать возможность открыть такую школу в России.

Так вышло, что я давно знакома с Николя Садираком, сооснователем оригинальной Школы 42, ещё со времён его работы в Эпитехе, частном французском технологическом университете, который во многом стал прототипом Ecole 42. Являясь частью российского ИТ, сначала я отнеслась к идее со снобизмом. Разве могут люди, которых обучают в таком формате, писать нормальный код? Плюс я с большим пиететом отношусь к классическому образованию. Я сказала себе, что нужно подождать, как первые выпускники будут оценены работодателями. Хотя особых сомнений в их трудоустройстве у меня не было, так как последние 20 лет мы все наблюдаем экспоненциальный рост потребности в айтишниках уже во всех отраслях.

Время шло, и в 2016 году Школа 42 открылась уже в Калифорнии. О ней стали говорить руководители и основатели Twitter, Snapchat, Slack, Nest, Airbnb, писать Bloomberg и The New York Times. Люди, которые в ней учились, стали вливаться в международные компании, и работодатели были ими довольны. Оказалось, что для них сотрудник, который пишет код, просто решающий бизнес-задачу, уже хорош. Речь уже не шла о дипломе топового университета, ребят брали без традиционной базы. Каждый год школа готовила почти тысячу джунов силами команды из 25 человек.

В России айтишники тоже стали нужны не только ИТ-компаниям. Промышленность, финансы, телеком, логистика цифровая трансформация захватывала всё большие отрасли. Ни классическое высшее образование, ни даже собственные образовательные инициативы интернет-компаний до сих пор не могут удовлетворить весь спрос на кадры.

Я загорелась идеей открыть Ecole 42 у нас в стране, стала выходить на различные компании, которые могли бы в этом поучаствовать, а вскоре узнала, что франшизу для России купил Сбербанк и сделал обучение в ней бесплатным. Я со своей стороны выразила готовность всячески помогать проекту.

Сложно придумать более скучное и пугающее для русскоязычного человека словосочетание, чем директор школы, но тут дело в ложных друзьях переводчика. Во Франции школой называется высшее учебное заведение. И одна из глобальных задач, которую хотят решить основатели Ecole 42, изменить подход к образованию профессионалов и их менталитет. Чтобы они не стремились заслужить одобрение преподавателя или получить заветный зачёт. Они должны уметь нести ответственность за себя и те результаты, которые от них ожидают будущие работодатели.

Четыре недели отбора


В Школе 21 нет классических вступительных экзаменов, поэтому к поступлению нельзя подготовиться. В течение четырёх недель абитуриенты смогу попробовать проплыть бассейн.

Бассейн это, с одной стороны, интенсив по программированию, а с другой уникальная эмуляция реальной жизни. У каждого из нас задач больше, чем мы можем сделать за день; так и на бассейне задач больше, чем ты обычно можешь успеть. Это учит тебя приоритизации. У тебя каждый день дедлайны это учит тебя правильно планировать своё время. Система проверяет до первой ошибки это учит тебя внимательности, что является одним из столпов программирования. Ты должен проверять других участников, а они тебя, что учит общаться кратко и по сути с незнакомыми людьми. У нас в крови пренебрежительное отношение к инструкциям Школа 21 показывает важность и этого элемента в части экономии времени для достижения результата.

За месяц все эти навыки войдут в привычку, и участник сможет увидеть эффект, который в рамках одной или даже двух недель просто не достижим.



На мой взгляд, бассейн это испытательный срок не только для абитуриентов, но и для Школы: треть участников уходит в первую неделю. Кому-то не подходит ритм, кто-то не готов к самостоятельности, кого-то выбивают из колеи досадные ошибки. Те, кто доходят до конца, как 300 спартанцев, только живых и закалённых в бою! Объединяет их одно несмотря ни на что, им нравится программировать. Из них обычно половина становится нашими участниками. Многие из тех, кто не прошёл, не бросают программирование и продолжают свой путь, но уже не в рамках Школы.

Бассейн период самой высокой нагрузки за весь период обучения. Именно у тех, кто отсеялся на этом этапе, остаётся впечатление, что Школа это невыносимо сложно. Часто кто-то пытается это совместить с работой или учёбой из этого ничего не выходит. Половина участников здесь впервые начинает программировать, а треть осваивать английский язык, на котором у нас все задания.

Те же, кто даже не поступил, но дошёл до конца, совсем иного мнения о бассейне как о фантастическом опыте познания и испытания самого себя. Психологически сложно ребятам с синдромом отличника банально нет времени всё перепроверить и успеть сделать все задачи. Но так и в реальной жизни, к которой обычная школа и университет нас не готовят. Поэтому у нас это тоже часть учебного процесса.

Мы часто дискутируем с участниками, что важнее: вгрызаться в проблему, разбирая её по кусочкам, или быстро вникнуть и предложить вариант решения? На это нет однозначного ответа в компаниях нужны и те и другие. Одни смогут быстро делать прототипы, вторые доводить их до ума.



Принимать ли человека на основное обучение или нет, решает динамика самого абитуриента относительно самого себя. На первых четырёх бассейнах участники сами делали классические рейтинги абитуриентов, и удивлялись тому, что они не совпадали с результатом.

Тем, кто ни разу не программировал, сложно первые две недели, а тем, кто что-то изучал или пробовал кодить, последние две. Часто те, кому сначала легко, показывают отрицательную динамику и не попадают на дальнейшие обучение, тогда как вчерашний курьер может стать частью Школы 21.

Обучение


Эти четыре недели заставляют человека по-новому взглянуть на планирование и свои возможности. Школа 21 работает без учителей 24 часа в сутки семь дней в неделю. У нас нет лекций, семинаров и экзаменов. У нас можно закончить обучение за полтора года, а можно за три с половиной. Людям, которые привыкли к структурности, заданной обычной школой, университетом или работой с девяти до шести, нужно перестроить своё сознание, чтобы суметь быть продуктивным в условиях такой свободы и существующих требований. Если ты откладываешь проект до последнего дня, то точно не успеешь его сдать. Если ты учишься без сна и обеда, то сил в конце концов у тебя не останется. Это очень меняет людей.

Всё обучение геймифицировано. С одной стороны студент соревнуется с самим с собой, с другой он часть команды, которая меняется каждую неделю. Так что шутки о двух баллах Гриффиндору и распределительной шляпе у нас уже все пошучены. При этом каждый студент движется по своей уникальной траектории. Ты сам выбираешь направление, по которому будешь учиться. Сейчас среди направлений алгоритмы, графика, мобильная разработка, Unix, системное администрирование, кибербезопасность и т.д. Но при этом, если в процессе ты понимаешь, что выбранное направление не твоё, ты легко можешь сменить траекторию. Например, очень много студентов выбрали графику, но, осознав её сложность, перешли на другую ветку. Можно идти по нескольким направлениям, а можно по всем сразу. Всё зависит от человека и его умения оценивать и переоценивать свои силы и расставлять приоритеты.
Все студенты должны проходить и защищать стажировки, которые они ищут сами без помощи со стороны школы. Первую из них нужно начать максимум через год после старта обучения. Ребята сами пишут CV, с которым мы им помогаем, готовятся к собеседованиям, делятся лайфхаками.

В методологии Ecole 42 есть 21 уровень, но это не значит, что закончить такую школу можно только достигнув заветного 21 уровня. Только ты решаешь, какая твоя стажировка финальная. При этом почти все получают оффер по итогам первой, и здесь перед тобой стоит выбор, где учиться дальше: в школе или на работе. Важно понимать, что скорость твоего карьерного роста прямо пропорционально связана с тем, как далеко ты продвинулся в уровнях обучения. У всех разные жизненные обстоятельства. Есть студенты, первый же оффер которых после стажировки превышает их доходы от старой работы в разы. Но если сейчас человек пойдёт на перегретый рынок, бросив обучение, то имеет большие шансы застрять на джуниорской позиции. С этим вызовом сталкиваются все школы Ассоциации 42. Мы с этого года активно перерабатываем проекты, доступные после первой стажировки, разрабатываем учебные интенсивы по новым и востребованным языкам программирования, чтобы у участников не было сомнений, что продолжать учиться им просто жизненно необходимо.

Если на бассейне у тебя каждый день задания, которые нужно сдать на следующий день, то на основном обучении у тебя есть дедлайны от одного до трёх месяцев. Ты должен спланировать своё время так, чтобы успеть сделать и оттестить свой проект, пройти проверку пятью другими участниками и системой. Если ты оставил всё на последний момент, есть шансы не успеть и вылететь. В Школе нет классического академа, все форс-мажоры уже заложены в эти дедлайны. Конечно, есть исключения, например, мы ждём уже пятерых ребят из армии, и двоих девушек из декрета.

Для нас важно дать участнику ускорение, перестроить его отношение к учёбе, показать ценность общения и сообщества, научить не бояться спрашивать, пробовать и ошибаться, найти свой путь получения знаний. Уже более 300 наших участников приняли на стажировки в 50 компаний, от голубых фишек до стартапов. Это здорово, но я не призываю спешить с выводами об успешности. Думаю, что мы сможем их сделать через три года, когда первые выпускники выйдут на работу, и мы сможем посмотреть за их динамикой, относительно других студентов.

Peer-to-peer и важность коммуникации


Главный метод обучения в Школе равный равному. Он состоит в том, что сегодня ты проверяешь кого-то, а завтра кто-то проверяет тебя. Роли постоянно меняются. Очень быстро, ещё на бассейне люди выявляют центры знаний по определённым направлениям и часто обращаются к ним. Найти ответ на каждый вопрос можно погуглив, задав вопрос в слаке или спросив соседа справа или слева. Гарантирует ли это, что тебе дадут верный совет? Конечно, нет, но научит ещё одному из навыков, который будет полезен в работе, критическому мышлению и способности находить валидную информацию.



В Школе 21 учатся и те, кто окончил Физтех, и те, кто вчера работал курьером, бортпроводником или юристом. При этом выпускник мехмата (или матмеха) вряд ли приходит к нам научиться основам программирования, скорее за опытом командной работы и другим софтскилам, которым нет места в классическом образовании. Такой сплав людей с разным опытом, образованием, возрастом и знаниями просто невозможен ни в одном университете и даёт неоценимый опыт и возможности.



На мой взгляд, коммуникация важна всегда и для всех, даже для самых угрюмых интровертов. Разве не ценнее писать код, понимая, частью какого проекта он является, как он будет внедрён и что это даст людям? В Школе царит атмосфера, где каждый может найти себе единомышленников, которые подойдут ему по темпераменту, интересу и знаниям. Но софтскилы не ограничиваются только общением. Одна из важнейших целей вернуть ответственность за себя самим участникам. Ты сам составляешь своё расписание (тайм-менеджмент), ты сам формируешь команду (командная работа), ты сам ищешь путь к новым знаниям для выполнения проектов (автономность), ты сам защищаешь проекты (ответственность за результат), ты сам выбираешь, когда будет твоя сессия до выхода на стажировку ты должен сдать серию из пяти экзаменов, которые проходят каждую неделю (планирование), ты можешь переделывать и пересдавать экзамены столько, сколько тебе потребуется (право на ошибку) и так далее.
Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru