Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Блог компании команда цифровой трансформации татарстана

Как мы разрабатывали приложение для школьников со школьниками космический дизайн и job story для домашки

12.10.2020 14:18:52 | Автор: admin
Я школьник это что-то вроде Todoist, Trello и календаря, только для школьников.
В приложении они могут пользоваться электронным дневником, следить за своей успеваемостью и получать подсказки о том, на какие предметы нужно обратить особое внимание. Все по-серьезному: job story и продуктовый подход на домашке и табелях успеваемости.


Приложение разработано в Центре цифровой трансформации Татарстана. Как все было рассказывает руководитель проектов и продуктов цифровизации Булат Габдрахманов.


500 респондентов рассказали о школьных обедах, домашке и секциях
Вообще приложение задумывалось как полноценный сервис для школьников, который будет помогать им учиться с интересом, служить поддержкой в процессе обучения и сосредотачиваться на важном.

Сначала мы сформировали гипотезы, что может быть необходимо школьнику. Гипотез было много, и на первом этапе мы выбрали три основные:

  • Чтобы получать информацию, школьникам нужен мобильный канал для этого, а не веб-платформа.
  • От учителей она плохо запоминается, родители ее могут не доносить.
  • У школьников не хватает мотивации, чтобы заниматься чем-то полезным после уроков.

Чтобы их проверить, мы пошли к школьникам, родителям и учителям и вовлекли более 500 человек на интервью, фокус-группы, воркшопы и usability-тестирования. Спрашивали о том, как проходит обычный день в школе: как дети добираются до нее, что делают на переменах, как возвращаются домой. А еще поговорили про нагрузку, домашние задания, олимпиады и секции.

Главное, что мы выяснили школьники хотят свой мир в приложении, без учителей и родителей.

Некоторые родители и учителя, наоборот, оказались против самой идеи цифрового помощника. Конечно, никакое приложение не сможет заменить учителя, но у нас такой цели и не было. Мы не хотели переносить школу в телефон, но хотели придумать помощника для детей, с которым они готовы взаимодействовать в привычном интерфейсе телефона. Я школьник лишь инструмент, который помогает в учебе и мотивирует к высоким результатам.

Многие школьники отмечали, что приложение должно быть современным и ярким, и мы выбрали космическую тему. Космос ассоциируется с движением вперед и достижением новых высот, поэтому для приложения, которое направляет школьника к его цели, мы выбрали космос, чтобы школьники могли добраться до своих целей как на ракете.

Еще школьники отметили, что они хотят подстраивать дизайн интерфейса под себя: для младших классов более мультяшный и спокойный дизайн, а для старших более деловой и серьезный.

CJM для школьников: путь от дома до успеха
После исследования мы выкатили первую версию CJM: как школьники собираются в школу, как идут до нее, чем занимаются на уроке (никто ведь не слушает все 45 минут учителя) и как ведут себя на перемене.


Вы тоже любите хвастаться, какую большую и красивую CJM вы нарисовали?

Например, мы знали что в приложении должно быть домашнее задание, но реализовать мы могли по разному: список, календарь, напоминание. Выбрать решение помогла job-story: Когда у меня есть достаточно свободного времени / Я хочу сделать много уроков сразу / Чтобы иметь больше свободного времени на неделе.

Этот сценарий натолкнул нас на решение оформить домашку в виде чек-листа. В ходе интервью мы выяснили, что многие школьники отдельно выписывают всю домашку наперед. Им так удобно: планируют его выполнение, по очереди вычеркивая выполненные.Не зная потребности и контекста, решений может быть очень много, и ни одно из них не закроет потребность. Короче, мы не делаем фичи ради фичи.

Все job-story родились из CJM, который составлялся на основе качественных исследований, и мы рекомендуем разрабатывать его для любого продукта, даже если все кажется вам очевидным и понятным.

image
Все потребности мы формулируем так: контекст что я хочу для чего это нужно

Мы понимали, что времени у нас в обрез: мы нарисовали CJM в начале июня, а приложение должно быть готово в сентябре. Итого у нас 2,5 месяца, из которых полмесяца это тестирование, но ведь не написано ни одной строчки кода. Поехали!

MVP с электронным дневником
Чтобы максимально ускорить процесс мы не стали реализовывать все фичи сразу, а сконцентрировались на главном и выкатили первую версию с базовыми потребностями: посмотреть расписание занятий, подготовить домашнее задание и посмотреть оценки. Электронный дневник одна из базовых вещей и он должен был оказаться в mvp.

imageБороться с соблазном сделать бесполезную фичу помогала система приоритезации задач, которую мы частенько прорабатывали на командных воркшопах. Чем выше стикер и больше голосов от команды, тем приоритетнее фича.

В Татарстане есть портал edu.tatar.ru на котором ведется электронный дневник, но это web-решение, которое не всегда удобно для школьников. Подобные мобильные приложения уже были, но все неофициальные и работали плохо.

Нам хотелось сделать качественное приложение с точки зрения UX и дизайна. С этим проблем не было, но, как это бывает с подобными проектами, сложности возникли с интеграцией. edu.tatar.ru был разработан еще в 2009 году backend на PHP, API не было, поэтому пришлось попотеть.

Всего на разработку приложений для Android и IOS ушло два месяца.

Тестирование в чате и эксперименты на школьниках
Любую фичу мы тестируем на школьниках. Для этого не нужно тратить миллионы и выводить фичу в прод например, мы проводим простые эксперименты в специальном чате в телеграме: проводим опросы, отправляем скрины, прототипы и получаем мгновенную реакцию.

Некоторые школьники участвовали в прототипировании: они приходили к нам в офис и мы вместе рисовали первые макеты приложения, а потом показывали их другим школьникам и оценивали с точки зрения удобства. Конечно, мы могли и сами все нарисовать, но узнать как это видят сами школьники, было намного интереснее.

image
На воркшопе обсуждали гипотезы, в рамках которых будет развиваться сервис

Кроме этого, было несколько воркшопов, на которых ребята делились между собой на 6 групп и генерировали идеи, играли в ассоциативные игры, устраивали мозговые штурмы. Участники предложили много интересных дополнений:

  • помимо электронного дневника ребята хотят видеть виртуального бота, который дает подсказки по дневнику
  • создать виртуальную школьную карту питания вместо физической
  • узнавать с помощью приложения о школьных и городских мероприятиях
  • хотят темную тему
  • и очень не хотят рекламу. Мы не планировали, но, похоже, школьников она настолько бесит, что почти каждый второй упоминал об этом.

Первые интерактивные прототипы еще в июле мы обсуждали со школьниками в зуме. Они проходили по интерфейсу, а мы делали тест-юзабилити: просили выполнить задания, посмотреть домашнее задание или расписание.

Работать со школьниками клево мы приятно удивились, насколько они вовлечены в процесс. Надеемся, что этот опыт сделает из них классных UX-дизайнеров и разработчиков или позволит лучше узнать про процесс разработки цифровых продуктов.

Бортовой журнал, система достижений и космический дизайн
Понятно, что сделать приложение, которые показывает расписание и говорит, по каким предметам нужно поднажать несложно, это первый шаг и mvp. Мы идем к тому, что приложение будет из помощника превращаться в наставника, для этого исследуем и проектируем следующий функционал.

image
Концепция цифрового наставника Я-школьник

Вообще мы не смотрим на это приложение как на автоматизацию процессов или государственную услугу. Главная мысль в нашей голове спроектировать новый пользовательский опыт для школьников. Поэтому и разработка стала похожа на игру, в которой мы открываем новые участки карты по мере прохождения.

Вот какие гипотезы мы начали исследовать.

Бортовой журнал. По окончании дня школьники будут получать сводку о том, как прошел его учебный день, каких результатов он добился, где улучшилась успеваемость и за счет каких качеств это удалось сделать. Цель показать наглядно прогресс от недели к недели, приучить к рефлексии над учебными результатами, тем самым объяснять реальный смысл обучения.

imageВ бортовом журнале собираются вся информация: достижения в виде фишек, качества и навыки, которые прокачивались, опросы и советы

Система достижений. Есть дети, которые активно себя проявляют, участвуют в олимпиадах, но остаются незамеченными. Для таких детей важна некая система, чтобы она фиксировала их успехи, а на линейке или президентской елке они могли получить похвалу и подарки.

Индивидуальный дизайн. В следующей версии мы планируем сделать динамичные виджеты: если ребенок любит играть в компьютерные игры, ему покажут джойстик, а если музыкой то скрипку. Школьникам важно иметь возможность подстраивать дизайн под себя и чтобы он отражал их внутренний мир и увлечения.

Геймификация. Мы планируем внедрить еще больше игровых механик, которые сделают процесс достижения результатов в учебе максимально интересным и продуктивным. В качестве эксперта по игровым механикам для приложения Я-школьник выступил Илья Курылев, основтель студии Gamification Now!:

В основе приложения лежат простые, утилитарные функции школьного дневника: показать расписание, напомнить о домашнем задании, хранить оценки. Геймификация поможет выйти за рамки школьной рутины, сместить акцент с оценок и переместить фокус на смысл учебы развитие навыков, подчеркнуть связь школьных предметов с интересами и увлечениями ребенка, помочь в рефлексии образовательных результатов и эмоций: как прошел школьный день, в чем школьник был крут, благодаря чему он этого добился.

Сейчас Я-школьник это электронный дневник с красивым и удобным дизайном, виджетами по домашним заданиям, подсказками и элементами геймификации причем на двух языках: русском и татарском. В следующих версиях планируем реализовать агрегатор мероприятий, возможность создавать свои записи для рефлексии над результатами и дайджест персональный отчет школьника за неделю, который помогает рефлексировать над результатами и мотивирует заниматься лучше.

Основные нововведения в приложении будут касаться геймификации, вот что по этому поводу говорит Илья:

Когда мы делаем приложения для школьников, полезные приложения, а не игры, нам нужно стараться не отвлекать их от учебных задач, не создавать искусственных поводов для соревнований, коллекционирования или персонализации своего аватара. Поэтому рейтинги и одежки для аватаров нам не подойдут. С точки зрения учебы они смысла не несут, а внимания привлекают много.

Нам нужны механики, которые помогут лучше понимать для чего они ходят в школу, ощущать свой прогресс, осознавать свои сильные и слабые стороны. Соответственно, нам подойдет: развитие навыков (это должны быть именно реальные навыки, такие как логическое мышление или креативность), прогресс-бары, показывающие что они уже прошли в рамках предмета, или учебного года, а также достижения. В данном случае достижения это не просто красивые бейджики, а что-то, чем ребенок правда мог бы гордиться.

Игровые механики в приложении местами сливаются с современными приемами UI и UX. К разработке инструментов саморефлексии мы привлекаем психологов и педагогов, поэтому типичной геймификации вы там можете и не заметить. Но внимательный зритель увидит под капотом виртуальные награды, прокачку навыков и другие механики из ролевых игр. Возможно не прямо сейчас, но уже в ближайших версиях приложения

Надеемся, что это приложение даст результаты в оффлайне: поможет школьникам развиваться, улучшит оценки и организует учебную и внеучебную деятельность максимально эффективно.
Подробнее..

4 мифа о работе ИТ-специалиста в госсекторе

17.08.2020 14:17:22 | Автор: admin
Вокруг работы в госсекторе существует много мифов: зарплаты 20 тысяч рублей, неадекватное руководство, семь кругов ада для согласования, а про agile никто не слышал. Откуда взялись эти мифы, и что из них правда, а что нет, рассказывает Константин Черников, HR-директор Центра цифровой трансформации ИТ-компании внутри Министерства цифрового развития Татарстана.



Сначала немного экспозиции и закрепления очевидных вещей: как ни крути, но айтишников мало, а вакансий для них много. Поэтому они могут выбирать сферу, работодателя и условия, а не соглашаться с первым попавшимся вариантом и трудиться за МРОТ. Когда базовые потребности вроде нормальной зарплаты закрыты, айтишник выбирает работу, исходя из интересных задач, конкретных видимых результатов и пользы, которую он может принести.

В ИТ, как и везде, существуют свои тренды и мода. Сначала все ринулись в крипту. Потом финтех. Далее бигдата, VR и прочие модные штуки. Но госсектор обычно никто не воспринимает как реальный вариант. Хотя именно там сейчас самые интересные задачи, новейшие технологии и стабильный бюджет, но сам госсектор окутан дымкой из мифов. Ниже те сомнения и возражения, которые мы слышим от кандидатов, и наше мнение о них.

В госухе бесполезная работа
Есть миф, что в госсекторе придется делать работу ради работы. Даже если глобально польза от кода есть, из-за растянутых процессов и долгого запуска все кажется нудным и бесполезным.

Эта проблема есть в любой сфере, и в каждой из них есть подобные задачи. Да и сотрудники разные: кому-то нравится сидеть за компом, чтобы никто не трогал, а кому-то нужно общаться с людьми и выяснять их потребности. Кому-то нравятся быстрые задачи и быстрые победы, кому-то взять legacy и неспешно переписать часть кода, который был разработан другой командой. А есть джуны, которые вообще на все готовы.

Важно понимать, что почти любой результат в государственном проекте будет виден. Ну, по крайней мере, у нас так: мы стараемся, чтобы бабушки могли проще получать медицинскую помощь, семьи субсидии на ребенка. Каждый сможет увидеть, а часто и воспользоваться тем продуктом, который он сам разработал

Например, сейчас мы разрабатываем технологию для оплаты ЖКУ и других госуслуг с помощью чат-бота.

Отсутствие гибких подходов
Часто говорят, что в государстве кровавый enterprise, установленные сроки и вообще умри, но сделай все по регламенту. Конечно, это ужасно на фоне идеальных ИТ-компаний, где можно использовать один подход, понять, что он нерелевантен, и попробовать другой. А потом и третий, и десятый и так, пока не кончатся деньги

Но суть в том, что сейчас государственные структуры отдают на откуп специально нанятым экспертам выстраивание внутренних процессов.

Хотя внутренние процессы выстраивают сами айтишники, есть большая проблема, которую как раз и решает Центр цифровых технологий это нагромождение законных и подзаконных актов, которые не дают вести нормальную разработку ИТ-продуктов.

Вот реальная ситуация: мы хотим, чтобы субсидия приходила через мобильное приложение сразу на счет жителя Татарстана. Но есть условный закон 1993 года, который гласит, что эта субсидия должна быть выдана рублями в кассе по предъявлению бумажки с тремя синими печатями. И все оцифровывать нельзя. Тут нужен бизнес-аналитик со стороны государства, который выстраивает процесс и инициирует изменение законодательного акта.

Чтобы иницировать только те проекты, которые приносят пользу населению, ЦЦТ разработал критерии проектной деятельности. Любая инициатива оценивается с точки зрения охвата и социальной значимости. Критерии легли в основу распоряжения кабинета министров РТ по проектной деятельности, которое позволяет подходить ко всем инициативам министерств как к нормальным IT-проектам.

Теперь любая инициатива проходит предпроектное обследование, и получается сформулированная задача, которую можно оцифровывать и реализовывать.

Есть еще одно сито технологическое: продукты должны уметь обмениваться данными, быть масштабируемыми и, при необходимости кроссбраузерными и кроссплатформенными. До принятия распоряжения о проектной деятельности системы вообще никак не общались и дублировали друг друга, поэтому сейчас одна из задач ЦЦТ создать единый цифровой ландшафт, на котором можно без проблем поднять любой проект без шаманства.

Устаревший стек технологий
Да, он действительно есть. Но есть структуры, готовые его менять. Но суть даже не в этом: сейчас большая часть государственных услуг предоставляется на бумаге, поэтому устаревшего кода просто нет. Вообще никакого кода нет. Поэтому специалисты могут использовать самые новые технологии и языки программирования, чтобы это сделать.

Тому же порталу госуслуг в Татарстане уже 10 лет, и некоторые называют его устаревшим. Но мы следуем правилу: пока работает не трогай. Конечно, написано все не на коболе, но развитие идет: совершенствуются и бизнес-процессы, и технологическая база.

Неадекватное руководство
На собеседованиях я иногда слышу такие истории: В этой фирме было неадекватное руководство, начальник забегал в офис каждые полчаса и проверял, работаю ли я, кидался матом и чем потяжелее. Но опять же эта проблема встречается повсеместно.

Мы понимаем, что от директора зависит многое. Как говорят, приходят в компанию, а уходят от руководителя. Вот наше видение того, каким должно быть начальство, от которого не уйдут.

  • Умеет доверять
Все зависит от готовности руководителя доверить изменения человеку-нечиновнику. Чтобы сделать что-то новое, нужно признать свою некомпетентность и взять специалиста, который в этом разбирается.

  • Отсутствие микроменеджмента
Руководитель не должен вмешиваться в каждый этап и говорить, что сотрудник делает что-то не так и проверять код каждые полчаса. Сотрудники сами справляются со своими задачами.

  • Пришел с рынка
Сейчас есть тренд на набор айтишников в госорганы, а не делать государственные IT-компании. Администратора не ставят сверху, а нанимают айтишника с рынка.

  • Не любит бюрократию
Если руководитель заинтересован в том, чтобы преодолеть все бюрократические трудности, то он будет руководствоваться аджайл-манифестом: главное продукт, а не документ.

Идеальный руководитель сам должен быть погружен в ИТ: не быть уверенным пользователем ПК, а знать R, работать с большими данными и быть в курсе последних изменений в сфере ИТ.

И что теперь, бежать в госуху?
А почему бы и нет. Мы не футурологи, а обычная ИТ-компания в госсекторе, но, вероятно, госсектор сейчас становится самой привлекательной сферой для ИТ и повторяет тот путь, который раньше проделали банки и финтех в целом. Смотрите сами:

Государственный персонал рано или поздно будет переходить на аутсорс. Нет единой компетенции государственное управление это набор компетенций, которые постоянно меняются. Поэтому нет смысла выращивать каких-то специальных ИТ-специалистов для работы в государственном секторе государство будет привлекать вендоров и создавать инхаус-команды из специалистов с рынка.

Государство становится сервисом. Существует четыре стадии цифрового развития государственных услуг:

Бумажная. Приносишь бумажку и получаешь бумажку;
Частично оцифрованная. Приносишь бумажку, получаешь документ на email;
(мы где-то здесь)
Цифровая. Все онлайн;
Предиктивная. Без вмешательства человека ребенок родился, и он уже записан в детский сад, а мама получает выплату.

Вот как раз третью и четвертую стадию мы и стараемся приблизить, а для этого всегда нужны классные сотрудники. Сотрудники, которые не верят в мифы :)
Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru