Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Право

Зачем дизайнеру юрист или как не получить административный штраф за видео или стоковое фото на своем сайте

24.03.2021 00:15:52 | Автор: admin

Как-то раз мне прислали на согласование макет . Макет предназначался для размещения на сайте интернет-магазина, а также в торговых залах. На макете изображена девушка, слоган заказчика и его рекламные предложения. Спрашиваю дизайнера - пришлите договор с девушкой, которая позировала для этого фото. Нужно проверить ее согласие на то, что мы ее лицо по всей стране разместим на билбордах. В ответ дизайнер сообщает, что с девушкой на фото никакого договора не было, она ее вообще не знает т. к. фото девушки она скачала в интернете. На каких условиях и с какого сайта, объяснить не может - просто нашла в гугле картинку, скачала, обработала и все. Молодец.

По закону использовать изображение человека можно только по его письменному согласию и определенным в согласии образом (это написано в статье 152.1 Гражданского кодекса). Фотостудии, например, именно для этого берут у заказчиков согласие в договорах на использование фотографий в портфолио, потому, что без согласия - такое использование будет незаконным.

Но это по общему правилу, есть и исключения. Например, без согласия можно использовать фото или видео изображения человека, которому заплатили за позирование. Не требуется согласия если гражданин является публичной фигурой, государственным деятелем, известным политиком, или если изображение человека сделано в "массовке" в общественных местах и местах открытых для свободного посещения.

Через некоторое время присылает дизайнер новый макет с изображением уже другой девушки и сообщает, что фото скачано с сайта "стоковых" изображений, но они купили лицензию у сайта и теперь все законно. Очень хорошо, значит учатся. Прошу прислать договор с сайтом. Присылают - читаю, договор на одном листе, в котором никакой конкретики, только сумма за некую "стандартную" лицензию и ссылка на условия использования на отдельном сайте. Они их не читали. Не поленился прочитать условия на сайте, что входит в эту "стандартную" лицензию, читаю, так и есть - лицензия без ограничения для некоммерческого использования или, а для вот коммерческого только в наружной рекламе на аудиторию не более 500 000 человек. Перезваниваю дизайнеру, спрашиваю, где планируете это использовать и узнаю, что реклама будет размещаться на билбордах в Москве и Санкт-Петербурге, а также выйдет рекламой на телевидении. Уточнил у дизайнера читала ли она условия использования лицензии - не читала (а что надо было?). Макет рекламы не согласовал т. к. для такого объема нужно покупать расширенную лицензию и есть риски получить иск о запрете использования изображений и демонтаже уже размещенных рекламных конструкций.

Если человек обнародовал свою фотографию или видео в сети Интернет, то это также не дает право использовать это фото без его согласия.

С фото понятно, а если я хочу видео снять и разместить на сайте или в блоге?

Если Вы решили снять видео (фильм, рекламный ролик,) с музыкальным сопровождением и сюжетом помимо договора с актером(ами), нужно оформить с ними договор о предоставлении Вам прав на результаты творческого труда, которых Вы намерены использовать в фильме - с автором музыки, которая используется в ролике, с автором сценария и режиссером - при создании видео, или как его называет закон - аудиовизуального произведения и т. д. Интересующиеся могут почитать статью 1263 Гражданского кодекса.

Правда у этого правила тоже есть исключение - есть такие произведения, которые считаются "народным достоянием" и их можно использовать без получения согласия автора или его наследников. Но для того, чтобы произведение стало общественным достоянием нужно, чтобы прошло более 70 лет со дня смерти автора.

Однажды коллега попросил прислать форму договора с актером, который будет участвовать в съемках рекламного видеоролика. Договор я прислал и уточнил - нужны ли договоры с другими участниками этого процесса? С композитором? Исполнителем песен? Автором сценария? Где будет использоваться музыка?

В таких договорах должен быть зафиксирован способ использования результатов интеллектуальной деятельности или их фрагментов любыми способами с правом сообщения в эфир, по кабелю, на распространение путем продажи, на доведение до всеобщего сведения, на публичное исполнение, на использование образа в печатных материалах для распространения в местах продаж товаров, наружной рекламе неограниченным тиражом, в профессиональных публикациях, стендах, на выставках и т.д. на территории России на конкретный срок. Кроме того, не лишним будет заранее договориться и предусмотреть использование изображений в составе видео являющихся его фрагментами для создания трейлеров, тизеров, рекламных роликов и т. п.

Наш конкурент нагло копирует разработанные нами образы детских игрушек. Создает похожие и продает. Как его наказать и пресечь незаконное использование?

Направьте конкуренту по юридическому адресу требование ценным письмом в свободной форме о прекращении незаконного использование результатов интеллектуальной собственности, товарных знаков и иных образов, автором которых являетесь Вы. Приложите доказательства Вашего авторства. Если после получения требования получите отказ или требование будет проигнорировано - обращайтесь в полицию с заявлением с просьбой привлечь нарушителя к административной ответственности и в суд с иском о запрете незаконного использования образом и взыскания убытков.

За нарушение этих требований можно получить административный штраф до 40 тыс. руб. с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм (см. 7.12 КоАП РФ) или лишение свободы сроком до 2 лет (статья 146 Уголовного кодекса РФ).

Практика показывает, что правообладатели весьма успешно защищают свои права и запрещают незаконное использование. ООО Смешарики, например, имеет более 500 судов с коммерсантами о взыскании компенсации за нарушение исключительных авторских прав на произведения изобразительного искусства рисунки: Лосяш, Нюша, Крош, Копатыч с ожидаемым исходом. В этом можно убедиться, если зайти на сайт арбитражного суда https://kad.arbitr.ru/ и вбить в поиск ООО Смешарики. Тем кому лень открывать и что-то искать можно почитать решения судов о том, как правообладатель наказывает рублем кондитеров: раз, два, три.

Кроме государева "ока" за соблюдением авторских прав бдят и видеосервисы и по заявлению правообладателей достаточно оперативно удаляют видео.

А как понять, что тот, с кем я заключаю договор - законный собственник прав на музыку или текст, а не шарлатан?

Если Вы хотите узнать, кто собственник помещения, здания или земельного участка - Вы обращаетесь к единому Государственному реестру недвижимости Росреестра. Если хотите узнать собственника товарного знака - Вы обращаетесь к сайту Роспатента. Какого-то единого реестра прав на музыку или текст песен нет. Поэтому проверку легальности продажи вам прав на произведение придется проводить самому с определенным допуском достоверности.

Для уже опубликованных произведений можно проверить дату когда была первая публикация музыки или текста (если она публиковалась) с указанием автора или текста опубликовать с указанием депонирование. Если произведение не публиковалось рекомендуется пользоваться услугой по "депонированию произведения", то есть фиксацию того, что вы "зафиксировали" в конкретную дату существование и обладание таким объектом. В случае спора это поможет доказать, что Вы первый правообладатель. Депонированием занимаются нотариусы, отдельные некоммерческие организации. Но риск купить контрафакт у мошенника в любом случае имеет место.

Ок, а кто с кем должен заключать договоры?

При создании фильма порядок оформления отличается от оформления прав на фото. Договор с правообладателями музыки, сценария заключает лицо, которое организовывает создание фильма - продюсер. Это лицо занимается организацией создания фильма - приобретением прав на использование музыки в видео, права на использование сценария, на экранизацию(если необходимо), ищет актеров и заключает с ними договоры, заключает договор с режиссером, решает организационные вопросы. Кроме того, продюсер получает права на фильм в целом - это единственный "собственник" фильма, только он, как правило, впоследствии может распоряжаться видео, продавать его или сдавать в прокат. У остальных авторов фильма/видео - композитора, автора сценария, актеров, режиссеров и иных соавторов есть право быть указанными в качестве авторов и право на вознаграждение, но распоряжаться таким видео т. е. продавать права на него другим людям они не могут.

В этом смысле нет существенной разницы между полнометражным художественным фильмом, рекламным роликом и коротким видео в Youtube, Instagram или на ином сервисе. Регулирование рекламного ролика и художественного фильма одинаковое.

Наш класс школьному фотографу предпочел фотосъемку в фотостудии. В предыдущие годы, по разговорам, др. классы поступали аналогично, но сталкивались с тем, что директор отказывалась сниматься у сторонних фотографов. Собственно, вопрос. Наш родительский комитет предложит все же директору посетить выбранную ими фотостудию и сфотографироваться на альбом. Если фотограф из фотостудии возьмет фото директора с официального сайта школы и разместит в школьных альбомах, это будет законно? Приравнивается ли в этом случае директор к публичным людям вроде политиков и т.д.?

Директор школы не государственный служащий. А вот принадлежность его к политической деятельности понятие субъективное и определяется деятельностью самого директора, а не его должностью. Верховный суд по этому поводу сказал следующее: Без согласия гражданина обнародование и использование его изображения допустимо в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 152.1 ГК РФ, то есть когда имеет место публичный интерес, в частности если такой гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым.Вместе с тем согласие необходимо, если единственной целью обнародования и использования изображения лица является удовлетворение обывательского интереса к его частной жизни либо извлечение прибыли.Не требуется согласия на обнародование и использование изображения гражданина, если оно необходимо в целях защиты правопорядка и государственной безопасности (например, в связи с розыском граждан, в том числе пропавших без вести либо являющихся участниками или очевидцами правонарушения).

Если я заключу договор с конкретным человеком или ЮЛ на создание звуковой композиции или изображения, например, для компьютерной игры, которую я делаю, а потом окажется, что они это украли, то нести ответственность мне?

Это так. Но у вас будет право переложить на них убытки в виде тех сумм, которые вы заплатили правообладателям. Какие именно расходы включаются в такие убытки желательно прописать в соглашении.

Я - человек, который не любит фотографироваться. Я часто замечаю, как граждане снимают видео/фото в общественном месте. Если у меня есть все основания полагать, что я был запечатлен чужой камерой, имею ли я хоть какие-то права? Что реально может сделать человек, которого фотографируют без его на то согласия?

Если вы попали в кадр на улице случайно и вас не снимали специально и видео не о вас - то ничего противозаконного нет. Но если конкретно вас специально снимали на фото или видео - то вы можете требовать удаления этих фото или видео в суде. Если они появятся в соцсетях - требовать удаления таких материалов от самих соцсетей и т.п.

Я могу потребовать если я попал в кадр новостей чтобы меня не показывали?

В законе о СМИ прописаны требования для журналисткой деятельности и они такие же - журналист обязан получить ваше согласие кроме случаев если вас снимали вследствие обсуждения какого-либо вопроса - то есть если вас остановили на улице задали вопрос и вы ответили на него, то вы приняли участие в общественной дискуссии и тем самым согласились на съёмку. В целом у судов неоднозначный подход к этому вопросу. Вот что пишет Конституционный суд, например, "Кроме того, фотографии, на которых А.О. Безрукова позировала фотографу, были сделаны во время проведения публичного мероприятия с участием прессы, что могло свидетельствовать о наличии ее волеизъявления не только на фотосъемку, но и на дальнейшее обнародование и использование этих изображений в средствах массовой информации."

Размещенные изображения и текст на сайте целесообразно "защитить" знаком охраны авторства. (копирайт). Знак охраны авторского права состоит из латинской буквы "С" в окружности, наименования объекта защиты права, имени правообладателя и цифрового обозначения года первого опубликования произведения (без слова "год" или сокращения "г."). От копирования он, сам по себе не спасает, но может быть полезен при доказывании своего авторства. Если кому интересно, то правилам написания копирайта посвящен целый ГОСТ Р 7.0.1-2003.

Спасибо, что дочитали до конца. Если у Вас остались вопросы - Вы можете задавать их в комментариях и прислать по почте по адресу p_slizky@mail.ru .

Подробнее..

Скажи мне свой адрес и я скажу как зовут твоего соседа, или как дешево и быстро проверять любой объект недвижимости

04.05.2021 00:05:30 | Автор: admin

Все, что понадобится подтвержденная учетная запись на Госуслугах и небольшая плата за сведения

СМИ время от времени сотрясают скандалы связанные с тем, что у того или иного государственного служащего находят дома, квартиры, участки и другую недвижимость. Их сменяют другие скандалы о том, что имя чиновника в государственных реестрах зашифровывается.

Как удается узнавать собственников недвижимости? Неужели любой может узнать кто владеет тем или иным участком, домом или квартирой?

Да, данные о собственниках недвижимости открыты всем желающим. В этом посте Вы узнаете как получить данные о настоящем и предыдущем собственнике, залогах, арестах на любой объект недвижимости в России, будь то соседние квартиры по лестничной клетке или земельный участок на Камчатке.
Все что Вам нужно для этого - подтвержденная учетная запись на госуслугах. С помощью нее заходим на официальный сайт Росреестра https://lk.rosreestr.ru

Сколько это стоит?

Официальная плата Росреестра от 1 до 5 рублей за одну выписку. Доступ к выпискам оплачивается по УИН на сайте Росреестра пакетами от 100 шт. до 500 000 шт.

Как узнать собственника недвижимости?

На сайте Росреестра заходим в раздел запрос к ФГИС ЕГРН https://rosreestr.gov.ru/wps/portal/p/cc_present/ir_egrn

В окне вводим код доступа (его получаем в личном кабинете Росреестра, но об этом позже) и попадаем вот на такую страницу:

Нажимаем раздел Поиск объектов недвижимости и видим вот это:

Выбираем мышкой объект недвижимости, заполняем капчу и в открывшемся окне видим две кнопки - "Отправить запрос" и "Подписать и отправить запрос". Нажимаем "Отправить запрос". Выписки можно заказывать раз в пять минут.

Форма содержит рядом еще одну кнопку - "Подписать и отправить запрос". Ее лучше не нажимать - она нужна, если Вы хотите получить информация по самому себе и если Вы ее нажмете - сайт потребует от Вас электронную подпись. Кроме заказа самой выписки - можно здесь же получить выписку по истории собственников.

Кроме заказа самой выписки - можно здесь же получить выписку по истории собственников.

Кстати искать можно "по маске", то есть если указать только номер дома без указания номера квартиры - Росреестр покажет список всех квартир в доме и предложит выбрать любую для заказа выписки.

Получение выписок осуществляется в разделе Мои заявки. Готовность выписки определяется статусом завершена и дискетой в графе скачать. Для скачивания нужно нажать на дискету.

Скачанная выписка представляет собой архив с названием Response-80-97060661.zip, где 80-97060661 номер заявки. Внутри архива находится два файла архив с выпиской и электронная подпись Росреестра.

Внутри архива находится файл XML, который следует открывать с помощью Internet explorer. Результат должен отображаться в виде таблицы (пример ниже).

В выписке видно описание объекта, ФИО собственника или название организации (если организация собственник), а также кадастровый номер, все зарегистрированные ипотеки, залоги, обременения, аресты, запреты, охранные зоны и план объекта(не во всех выписках присутствует).

И что с этим делать?

Выписка предоставляется в электронном виде, но с электронной подписью Росреестра. Такие выписки можно направить нотариусу и получить от нотариуса заверенную нотариально выписку, содержание, которой соответствует электронной (правда это удовольствие недешевое - если заходите иметь на руках легальный бумажный документ, нотариусу придется заплатить 150-200 руб. за страницу). Такие документы принимаются государственными органами наравне с выписками, полученными через МФЦ.

А где взять код доступа в этот раздел Росреестра?

Код находится в личном кабинете гражданина на сайте Росреестра в разделе "Мои ключи". Ключ предоставляется бесплатно.

Перед заказом выписок нужно оплатить Росреестру пакет предоплаченных выписок. Самый дешевый пакет из 100 выписок стоит 460 руб. После оплаты заказ выписок доступен на следующий день. Для заказа пакета перейдите в раздел "Мой баланс", нажимте на кнопку "Предоставление сведений из ЕГРН" и нажмите кнопку "Внести оплату". Далее выбираете нужное количество выписок и Росреестр предложит варианты оплаты (онлайн или квитанция сбербанка)

Если Вас интересует собственник земельного участка, но Вы не знаете его адреса или кадастрового номера - то можно просто найти этот участок на Публичной кадастровой карте Росреестра и увидеть его кадастровый номер, который можно использовать для получения выписке по вышеуказанному алгоритму.

Но в отношении земельных участков следует проверять также наличие охранных зон (линий электропередач, подземных трубопроводов). В таких охранных зонах есть ограничения по строительству и использованию земельного участка. Если Вы пользуетесь сервисом для целей проверки участка проверьте на градостроительном плане земельного участка наличие санитарных охранных зон. Их не видно на карте Росреестра, но они имеют большое значение при разрешении строительства на таком участке.

Если у Вас остались вопросы - Вы можете задавать их в комментариях и прислать по почте по адресу p_slizky@mail.ru

Подробнее..

Когда прокурор и адвокат в разных метрических пространствах. Случай в Манхэттене

27.03.2021 22:10:41 | Автор: admin

Сегодня хочу Вам рассказать одну занимательную историю из юридической практики, когда от теоремы Пифагора буквально зависел достаточно большой срок заключения. В марте 2005 года в Нью-Йорке на пересечении 40-й Западной улицы и 8-й авеню в Манхэттене некто Джеймс Роббинс был задержан за сбыт не самых законных веществ.

Всё бы ничего, но оказалось, что тяжесть преступления увеличивается, ведь торговля проводилась менее, чем в 1000 футах от ближайшей школы Holy Cross School, находившейся на 43-ей западной улице.

Впрочем, это была позиция обвинения, адвокаты подозреваемого были совсем другого мнения. Взгляните на карту:

Адвокаты рассуждали так: чтобы непосредственно дойти от места задержания до входа в школу необходимо пройти по 8-й авеню, а затем свернуть на 43-ю западную. Итого по карте примерно 350 метров, что в переводе в буржуйские единицы равняется примерно 1160 футов.

Прокурор же вместе с полицейским департаментом настаивал, что для измерения расстояния необходимо применить теорему Пифагора: в этом случае расстояние по прямой будет равняться чуть менее 900 футов, которые выльются в 5-6 дополнительных лет тюрьмы в связи с отягчающими обстоятельствами.

Интересно, что у американцев выражение расстояние по прямой звучит как as the crow flies дословно, как летит ворона.

Все доводы адвокатов, что расстояние надо измерять по реально возможному маршруту, а вороны, дескать, наркотики не продают, не были услышаны судом присяжных из 7 человек, и Джеймс Роббинс получил более тяжкую статью.

Это далеко не единственный случай подобного рода споров, но, в целом, американскую судебную практику можно назвать пифагорейской, потому что такие вопросы всегда трактуются в пользу измерения расстояния по прямой.

В Индии закон сработал немного по-другому. Владельцу бара удалось выдержать расстояние 500 м от федерального или регионального шоссе, построив проход-лабиринтВ Индии закон сработал немного по-другому. Владельцу бара удалось выдержать расстояние 500 м от федерального или регионального шоссе, построив проход-лабиринт

А что там про метрические пространства ?

Строгая математическая позиция же на этот счет такая: стороны обвинения и защиты просто находились в разных метрических пространствах!

Напомню, что метрическое пространство это множество точек и заданная на нём особая функция метрика, определение которой принципиально разрешает нам говорить о расстоянии. Задать метрику значит написать функцию, которая удовлетворяет трём аксиомам метрики. Определить расстояние значит вычислить эту функцию для двух точек множества.

В метрическом пространством R, в котором находилась сторона обвинения, метрика задается известной всем со школы функцией:

А теперь давайте определим метрику таким образом, как будто мы не можем перемещаться в пустоте между клеток, а только по линиям координатной сетки:

Для такой метрики, как и для привычной нам евклидовой, все аксиомы выполняются. Пространство с такой метрикой называется манхэттеновским, потому что правила игры в нём очень сильно напоминают передвижение по прямоугольной сетке городских кварталов. Находясь в нём, сторона защиты вполне могла рассчитывать на снисхождение, но это был не их день.

Кстати, в качестве заключения. Окружность это геометрическое место точек. равноудаленных от данной точки, которая называется центром окружности. Число отношение длины окружности к диаметру. Смотрим дальше:

Да, только что я показал Вам, что число может быть равно 4. Но это ничего не меняет, ведь результат похож на финт ушами, который так бы хотелось сделать Джеймсу Роббинсу. Не получилось, не фартануло.

(Ссылка на судебный процесс) дело Граждане против Джеймса Роббинса

Ссылка на статью про предприимчивого индуса

Подробнее..

Новое законодательство РФ о цифровых финансовых активах и цифровой валюте

17.08.2020 22:18:10 | Автор: admin


В РФ с 01 января 2021 г. вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон). Этот закон значительно изменяет существующий (см. Юридические аспекты операций с криптовалютами для резидентов РФ // Хабр 2017-12-17) правовой режим использования криптовалют и блокчейна в РФ.


Рассмотрим основные понятия, определенные данным Законом:


Распределенный реестр


Согласно п. 7 ст. 1 Закона:


Для целей настоящего Федерального закона под распределенным реестром понимается совокупность баз данных, тождественность содержащейся информации в которых обеспечивается на основе установленных алгоритмов (алгоритма).

Данное определение никоим образом не является определением распределенного реестра в традиционном понимании, формально под него подпадает любая совокупность баз данных, в которых осуществляется репликация и или периодически выполняется бэкап (backup). Следует учитывать что любые базы данных, как и вообще программное обеспечение (ПО), работают на основе установленных алгоритмов. То есть, формально, любая система, в которой несколько баз данных синхронизируют данные с точки зрения Закона является распределенным реестром. Любая банковская информационная система формально с 01.01.2021 будет считаться распределенным реестром.


Конечно, настоящее определение распределенного реестра, является совсем другим.


Так, стандарт ISO 22739:2020 (en) Блокчейн и технологии распределения реестра словарь, дает следующее определение блокчейна и распределенного реестра:


Блокчейн распределенный реестр с подтвержденными блоками организованными в последовательно добавляемую цепочку с использованием криптографических ссылок.
Блокчейны организованы таким образом чтобы не допускать изменения записей и представлять законченные определенные неизменные записи в реестре.

Распределенный реестр реестр (записей), который распределен в наборе распределенных нод (или узлов сети, серверов) и синхронизирован между ними использованием механизма консенсуса. Распределенный реестр спроектирован таким образом чтобы: не допускать изменения записей (в реестре); обеспечивать возможность добавления, но не изменения записей; содержать проверенные и подтвержденные транзакции.

Представляется, что в данном Законе ошибочное определение распределенного реестра дано не случайно, а намеренно, о чем свидетельствуют изложенные в законе требования к тому, что обозначено как информационная система, и в которую также включаются и информационные системы на основе распределенного реестра. Эти требования таковы, что данном случае речь явно не идет о распределенном реестре в общепринятом значении этого термина.


Цифровые финансовые активы


Согласно п. 2 ст. 1 Закона:


Цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы.

Определение цифрового права содержится в ст. 141-1 ГК РФ:


  1. Цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу.
  2. Если иное не предусмотрено законом, обладателем цифрового права признается лицо, которое в соответствии с правилами информационной системы имеет возможность распоряжаться этим правом. В случаях и по основаниям, которые предусмотрены законом, обладателем цифрового права признается иное лицо.
  3. Переход цифрового права на основании сделки не требует согласия лица, обязанного по такому цифровому праву.

Поскольку ЦФА названы в законе в качестве цифровых прав, следует предположить, что на них распространяются положения ст. 141-1 ГК РФ.


Однако цифровыми финансовыми активами согласно закону являются не все цифровые права, например утилитарные цифровые права определенные в ст. 8 Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к ЦФА не относятся. К ЦФА относятся только четыре вида цифровых прав:


1) денежные требования,
2) возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам,
3) права участия в капитале непубличного акционерного общества,
4) право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг


Денежные требования это требования передачи денег, т.к. рублей РФ или иностранной валюты. Кстати криптовалюты, такие как биткойн и эфир деньгами не являются.


Эмиссионные ценные бумаги согласно ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О рынке ценных бумаг" это любые ценные бумаги, которые характеризуются одновременно следующими признаками:


  • закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных настоящим Федеральным законом формы и порядка;
  • размещаются выпусками или дополнительными выпусками;
  • имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска независимо от времени приобретения ценных бумаг;

Российское законодательство к числу эмиссионных ценных бумаг относит акции, облигации, опционы эмитента и российские депозитарные расписки.


Также следует отменить что к ЦФА в РФ относятся только права участия в капитале непубличного акционерного общества, но не права участия в других хозяйственных обществах, в частности, к ним не относятся права участия в обществе с ограниченной ответственностью зарегистрированного в РФ. Тут следует принять во внимание что корпорации или компании зарегистрированные в других юрисдикциях могут не соответствовать в точности определениям хозяйственных обществ установленных законодательством РФ.


Цифровая валюта


Согласно п. 3 ст. 1 Закона:


Цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам.

Не совсем понятно, что имелось в виду под международной денежной или расчетной единицей, опять же, чисто формально, таковыми могут считаться Ripple или биткойн, и, таким образом, на них не будут распространяться ограничения предусмотренные законодательством РФ о цифровых валютах. Но мы бы все же предположили, что на практике Ripple или биткойн будут рассматриваться именно как цифровые валюты.


Оговорка в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных дает основание предположить, что речь идет о классических криптовалютах вроде биткойна или эфира, которые создаются централизованно и не означают обязательств какого-либо лица.


Если же такое средство платежа означает денежное обязательство какого-либо лица, что имеет место в некоторых стейблкойнах, то оборот таких инструментов в РФ будет незаконным вне одобренных Банком России информационных систем, в силу того что такие инструменты подпадают под определение ЦФА.


Резиденты РФ согласно закона имеют право иметь, покупать и продавать цифровую валюту, брать и давать ее в долг, дарить, передавать по наследству, но не имеют права использовать ее для расчетов за товары, работы и услуги (п. 5 ст. 14 Закона):


Юридические лица, личным законом которых является российское право, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения международных организаций и иностранных юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданные на территории Российской Федерации, физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг).

Т.е. цифровую валюту резидент РФ может купить, скажем, за доллары у нерезидента, и может продать за рубли резиденту. Но не может цифровую валюту принимать в оплату или рассчитываться нею за товары, работы, услуги.


Это похоже на режим использования иностранной валюты в РФ, хотя следует подчеркнуть что ЦВ иностранной валютой не является, и нормы законов об иностранной валюте напрямую к ЦВ неприменимы. Резиденты РФ также имеют право иметь, покупать и продавать иностранную валюту. Но использовать, скажем, доллары США, для расчетов не разрешено.


Закон прямо не говорит о возможности внесения цифровой валюты в уставной капитал российского хозяйственного общества. В РФ такая практика уже имела место, в уставный капитал компании Артель был внесен биткойн, оформлено это было передачей доступа к электронному кошельку (см. Karolina Salinger Биткоин впервые внесли в уставный капитал российской компании // Forklog 25.11.2019)


Поскольку внесение в уставной капитал не является операцией продажи работ или услуг, мы полагаем, что данный Закон не запрещает такие операции и в будущем.


Как мы указывали ранее, (см. Юридические аспекты операций с криптовалютами для резидентов РФ // Хабр 2017-12-17) до вступления в силу Закона в РФ отсутствовали какие-либо ограничения на операции с криптовалютой, в том числе на обмен ее на товары, работы, услуги. И, таким образом, цифровая валюта полученная резидентом РФ при продаже своих товаров, работ, услуг в обмен на цифровую валюту до вступления в силу Закона, после его вступления в силу должна считаться правомерно приобретенным имуществом.


Судебная защита владельцев цифровых валют


В п. 6 ст. 14 Закона содержится следующее положение:


Требования лиц, указанных в части 5 настоящей статьи (т.е. резидентов РФ авторы), связанные с обладанием цифровой валютой, подлежат судебной защите только при условии информирования ими о фактах обладания цифровой валютой и совершения гражданско-правовых сделок и (или) операций с цифровой валютой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Таким образом, Закон устанавливает, что для резидентов РФ права связанные с обладанием цифровой валютой подлежат судебной защите только при условии предоставления информации в налоговую, а для нерезидентов такого ограничения нет.


Т.е. если человек проживает на территории РФ менее менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, и он дал взаймы цифровую валюту другому лицу, то он может взыскать в российском суде сумму займа независимо от того информировал ли он налоговую о сделке, а вот если это резидент РФ, то в принятии или удовлетворении иска о возврате займа по смыслу данной статьи должны отказать, если будет установлено что о сделке займа истец не проинформировал налоговую.


Это, конечно же, неконституционная норма, и она не должна применяться судами на практике.
Ч. 1 ст. 19 Конституции РФ устанавливает, что все равны перед законом и судом, и у нерезидентов не должно быть больше судебной защиты чем у резидентов.
Но, даже и если бы такое ограничение ввели для нерезидентов, это все равно было бы неконституционно, т.к. ч. 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав.
Также следует принять во внимание, что ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека, которая действует в РФ, гарантирует каждому право на судебное разбирательство в случае спора о гражданских (цивильных) правах и обязанностях.


Информационная система и оператор информационной системы.


П. 9 ст. 1 Закона гласит:


Понятия "информационная система" и "оператор информационной системы" используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ содержит следующее определение информационной системы (п. 3 ст. 2) и оператора информационной системы (п. 12 ст. 3):


информационная система совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств
оператор информационной системы гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных;

Закон устанавливает ряд требований к информационной системе в которой могут осуществляться записи с помощью которых осуществляется учет обращение цифровых финансовых активов. Требования эти таковы, что технически такая информационная система никоим образом не может быть блокчейном или распределенным реестром в общепринятом понимании этих терминов.


В частности речь идет о том, что у такой информационной системы (далее ИС) должен быть оператор информационной системы.


Решение о выпуске ЦФА возможно не иначе как с размещением на сайте оператора ИС этого решения. Иными словами, если оператор отказывается разместить у себя на сайте такое решение, то выпуск ЦФА по Закону произвести нельзя.


Оператором ИС может быть только российское юридическое лицо, и только после включения его Банком России в реестр операторов информационных систем (п. 1 ст. 5 Закона). При исключении оператора из реестра операции с ЦФА в ИС приостанавливаются (п. 10 ст. 7 Закона).


Оператор ИС, в которой осуществляется выпуск ИС, обязан обеспечить возможность восстановления доступа обладателя цифровых финансовых активов к записям информационной системы по требованию обладателя цифровых финансовых активов, если такой доступ был им утрачен (пп. 1 п. 1 ст. 6 Закона). Тут не уточняется что имеется ввиду под доступом, имеется ли в виду доступ на чтение или доступ на запись, однако из смысла п. 2 ст. 6 можно предположить что у оператора все же должен быть полный контроль над правами пользователя:


Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан обеспечить внесение (изменение) записей о цифровых финансовых активах на основании вступившего в законную силу судебного акта, исполнительного документа, в том числе постановления судебного пристава-исполнителя, актов других органов и должностных лиц при осуществлении ими своих функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо выданного в порядке, предусмотренном законом, свидетельства о праве на наследство, предусматривающего переход цифровых финансовых активов определенного вида в порядке универсального правопреемства, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего требования таким оператором информационной системы

В соответствии с п. 7 ст. 6 Закона:


Последствием приобретения цифровых финансовых активов, соответствующих признакам, определенным Банком России в соответствии с частью 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, лицом, которое не является квалифицированным инвестором, в том числе при неправомерном признании указанного лица квалифицированным инвестором, является возложение на оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск таких цифровых финансовых активов, обязанности по требованию указанного лица, которое приобрело цифровые финансовые активы, приобрести у него эти цифровые финансовые активы за свой счет и возместить ему все понесенные им при этом расходы.

На практике это означает, что по сделками с ЦФА приобретение которых может осуществляться только лицом, являющимся квалифицированным инвестором, переход ЦФА будет осуществляться не иначе как с одобрения оператора ИС.


Сфера действия законодательства РФ о ЦФА.


В соответствии с п. 5 ст. 1 Закона:


К правоотношениям, возникающим при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе с участием иностранных лиц, применяется российское право.

Если подойти к данной формулировке чисто формально, то российское право применяется только к тем финансовым активам выпуск, учет и обращение который происходят именно так как описано в Законе. Если же они происходят не так, то ним вообще не применяется российское право. Даже если все участники сделки резиденты РФ, все сервера в РФ, предмет сделки акции или денежные обязательства российской компании, но ИС работает не так как описано в законе то она вне действия российского права. Вывод абсолютно логичный, но странный. Возможно авторы закона хотели сказать что-то другое, но сформулировали так, как сформулировали.


Другая возможная трактовка: российское право применяется к любым ЦФА описанным в законе, даже для иностранных лиц. Иными словами, если предмет сделки подпадает под определение ЦФА в законе, даже если стороны сделки иностранные лица, к сделке должно применяться российское право. Иными словами, при этой трактовке российское право распространяется на деятельность всех фондовых бирж в мире торгующих облигациями и другими инструментами подпадающими под определение ЦФА по российскому праву. Мы полагаем, что такая трактовка все же неправомерна, так как мы не можем предположить, что этот Закон может регулировать деятельность, скажем Токийской или Лондонской фондовой биржи если там осуществляются сделки с электронными облигациями и другими активами подпадающими под понятие ЦФА.


На практике мы предполагаем, что будет осуществляться запрет на доступ резидентов РФ к любым информационным системам не соответствующим требованиям Закона, т.е. к любым не одобренным Банком России, в том числе к зарубежным биржам и системам основанным на блокчейне, кроме как через оператора обмена цифровых финансовых активов (см. п. 1 ст. 10 Закона).


Операторы обмена цифровых финансовых активов


Согласно ч. 1 ст. 10 Закона (выделение шрифтом авторов):


Сделки купли-продажи цифровых финансовых активов, иные сделки, связанные с цифровыми финансовыми активами, включая обмен цифровых финансовых активов одного вида на цифровые финансовые активы другого вида либо на цифровые права, предусмотренные законом, в том числе сделки с цифровыми финансовыми активами, выпущенными в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, а также сделки с цифровыми правами, включающими одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, совершаются через оператора обмена цифровых финансовых активов, который обеспечивает заключение сделок с цифровыми финансовыми активами путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок на совершение таких сделок либо путем участия за свой счет в сделке с цифровыми финансовыми активами в качестве стороны такой сделки в интересах третьих лиц.

Вот тут уже начинается про блокчейн.


Как мы уже установили выше, согласно Закону в РФ выпускать ЦФА используя блокчейн нельзя, согласно Закону любая информационная система, в том числе распределенный реестр должны быть жестко централизованы.


Однако, эта статья дает право резидентам РФ совершать сделки с ЦФА выпущенными в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом (то есть в информационных системах которые уже не должны соответствовать требованиям российского права), если такие сделки обеспечиваются оператором обмена цифровых финансовых активов (далее ООЦФА).


ООЦФА может обеспечивать заключение таких сделок двумя способами указанными в Законе:


1) Путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок на совершение таких сделок.
2) Путем участия за свой счет в сделке с цифровыми финансовыми активами в качестве стороны такой сделки в интересах третьих лиц.


В Законе это прямо не указано, однако представляется что ООЦФА может продавать и покупать цифровые валюты за деньги (в сделках с резидентами РФ за рубли, с нерезидентами за иностранную валюту).


Одно и то же лицо может быть оператором обмена цифровых финансовых активов и оператором информационной системы в которой осуществляется выпуск и обращение ЦФА.


ООЦФА по данному закону получается неким аналогом криптобиржи. Банк России будет вести реестр операторов обмена цифровых финансовых активов, и осуществлять такую деятельность смогут только лица внесенные в реестр.


ООЦФА в РФ может таким образом выступать шлюзом между иностранными, децентрализованными системами (нам кажется в этом отношении особенно интересен Ethereum), и финансовой системой РФ. Так же как и на криптобиржах, на аккаунтах пользователей в ООЦФА могут отражаться права на активы выпущенные в децентрализованных системах, и они даже могут передаваться с аккаунта одного пользователя на аккаунт другого пользователя, а также покупаться и продаваться за деньги. Напрямую покупать ЦФА за ЦВ в РФ нельзя, но ООЦФА может предоставлять возможность продать ЦВ за деньги, и купить за эти же деньги ЦФА.


Иными словами в централизованной ИС могут осуществляться операции с ЦФА выпущенных в централизованных иностранных системах, в частности может осуществляться их получение от иностранных контрагентов из децентрализованных систем, или отчуждение иностранным контрагентам в выводом в децентрализованную систему.


Например: ООЦФА может предоставлять резидентам РФ услуги по приобретению определенного вида ЦФА выпущенного на блокчейне Ethereum. Приобретенный актив в системе Ethereum находится на адресе ООЦФА (из положений Закона вытекает что ООЦФА может это делать), а в информационной системе оператором которой выступает ООЦФА этот актив будет отражаться на счету резидента РФ. Это даже некоторым образом упрощает для резидента РФ работу с такими активами, если для него более привычной является работа с централизованными системами доступ к которым осуществляется с помощью логина и пароля, чем с децентрализованными системами на основе криптографических ключей, потеря которых, например, не предполагает возможности восстановления доступа.


Резидент РФ у которого на счету в ООЦФА имеются ЦФА, может эти ЦФА с помощью ООЦФА продать или обменять, причем другой стороной сделки может выступить как резидент имеющий аккаунт у того же ООЦФА, так и нерезидент пользующийся децентрализованной иностранной системой.


Примеры цифровых активов.


Акции/доли компании на блокчейне.


Первой в мире корпорацией акции которой легально были выражены в токенах на блокчейне Ethereum была зарегистрированная в 2016 г. в Республике Маршалловы Острова корпорация CoinOffering Ltd. В уставе корпорации были установлены следующие положения:


Акции корпорации представлены токенами выпущенными в электронном виде в смарт контракте задеплоенном на адресе 0x684282178b1d61164FEbCf9609cA195BeF9A33B5 на блокчейне Ethereum.

Передача акций корпорации может осуществляться только в форме передачи представляющих акции токенов в указанном смарт контракте. Никакая другая форма передачи акций не считается действительной.

В случае CoinOffering Ltd. такие правила устанавливались уставом самой корпорации, используя либеральную юрисдикцию. Подробнее см. Выпуск, управление и торговля акциями на блокчейне, как это было сделано у CoinOffering // FB, 2016-10-25


В настоящее время есть юрисдикции в которых закон прямо предусматривает возможность ведения реестра акций/акционеров на блокчейне, в частности это американские штаты Делавэр (см. Delaware Passes Law Permitting Companies to Use Blockchain Technology to Issue and Track Shares и Вайоминг (см. Caitlin Long What Do Wyoming's 13 New Blockchain Laws Mean? // Forbes, 2019-03-04)


Сейчас есть проекты разрабатывающие платформы для выпуска электронных акций на блокчейне используя законодательство указанных штатов, например, cryptoshares.app


Новый Закон открывает возможности для создания аналогичных конструкций в РФ. Это могут быть также гибридные конструкции в виде иностранной компании, например в США, у которой выпущены токенизированные акции на децентрализованном блокчейне, и у которой есть дочерняя компания в РФ, причем эти токенизированные акции могут приобретаться (и продаваться) резидентами РФ через российского оператора обмена цифровых финансовых активов в соответствии с новым Законом.


Электронные векселя.


Первый вид ЦФА о котором говорит Закон это денежные требования.
Наиболее удобным и универсальным видом денежных требований которые могут передаваться от одного лица к другому является вексель. Вексель вообще очень удобный и продуманный инструмент расчетов, к тому же можно сказать древний, и по нему наработана огромная практика. Реализовать обращение векселей на блокчейне было бы очень интересно, тем более понятие ЦФА в Законе на это сразу же намекает.


Однако, ст. 4 Федерального закона от 11 марта 1997 г. N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе" устанавливает:


Переводной и простой вексель должен быть составлен только на бумаге (бумажном носителе)

Возможно ли при этом реализовать на практике цифровые права, включающие денежные требования о которых говорит п. 2 ст. 1 Закона в виде токенов на блокчейне?


Мы полагаем что это возможно, исходя из следующего:


В РФ действует Женевская конвенция 1930 года, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях.
Ст. 3 этой Конвенции устанавливает:


Форма, в которой приняты обязательства по переводному или простому векселю, определяется законом той страны, на территории которой эти обязательства были подписаны.

То есть, ст. 4 ст. 4 Федерального закона от 11 марта 1997 г. N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе" должна применяться с учетом положений ст. 3 Женевской конвенции 1930 года, имеющей целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях.


Если обязательства по векселю были подписаны на территории РФ, то такое подписание должно быть исполнено только на бумаге, если же обязательства по векселю были подписаны в месте где векселя в электронном виде не запрещены, но такой вексель в силу положений Женевской конвенции 1930 года, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях даже оказавшись на территории РФ и/или во владении резидента РФ будет действительным. Для соблюдения требований Закона, опять, же возможна гибридная конструкция, при которой вексель выпущенный в соответствии с иностранным правом, может рассматриваться в РФ как ЦФА (денежное требование) и, приобретаться/отчуждаться через оператора обмена ЦФА резидентами РФ, пусть даже и формально не считаясь векселем по российскому праву (с учетом положений ст. 4 Федерального закона от 11 марта 1997 г. N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе")


Например, выпуск таких электронных векселей в соответствии с нормами английского права возможен на платформе cryptonomica.net/bills-of-exchange (см. описание на русском). Место выпуска векселя и платежа по векселю при этом может быть в Великобритании, однако такие ЦФА могут приобретаться и отчуждаться российскими резидентами через оператора обмена цифровых финансовых активов, и возможен их вариант обращения в централизованной информационной системе оператором которой является резидент РФ в соответствии с положениями Закона.


Заключение.


В целом закон вводит существенные ограничения по использованию цифровых валют по сравнению с существующим положением в РФ. При этом он открывает интересные возможности для работы с цифровыми финансовыми активами (ЦФА), которое однако требуют соответствующего подхода со стороны операторов информационных систем и операторов обмена цифровых финансовых активов зарегистрированных Банком России.


Препринт.
Авторы: Виктор Агеев, Андрей Власов


Литература, ссылки, источники:
  1. Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Гарант
  2. Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // КонсультатнтПлюс
  3. ISO 22739:2020 (en) Блокчейн и технологии распределения реестра словарь (Blockchain and distributed ledger technologies vocabulary)
  4. Гражданский кодекс РФ
  5. Артём Ейсков, CoinOffering красивая идея. Но только идея. // Bitnovosti, 2016-08-11
  6. Выпуск, управление и торговля акциями на блокчейне, как это было сделано у CoinOffering // FB, 2016-10-25
  7. Устав корпорации CoinOffering Ltd.
  8. Delaware Passes Law Permitting Companies to Use Blockchain Technology to Issue and Track Shares
  9. Caitlin Long What Do Wyoming's 13 New Blockchain Laws Mean? // Forbes, 2019-03-04
  10. В.Агеев Юридические аспекты операций с криптовалютами для резидентов РФ // Хабр 2017-12-17
  11. Федеральный закон от 11 марта 1997 г. N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе"
  12. Дмитрий Березин Электронный вексель: будущая реальность или фантастика?
  13. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ
  14. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ
  15. Федеральный закон от 02.08.2019 N 259-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
  16. Онлайн-дискуссия ЦФА на практике // Waves Enterprise 2020-08-04
  17. Karolina Salinger Мнение: несовершенный закон О ЦФА лучше, чем отсутствие регулирования // Forklog 2020-08-05
  18. Karolina Salinger Биткоин впервые внесли в уставный капитал российской компании // Forklog 25.11.2019
  19. Биткойн зачли по уставу. Виртуальную валюту впервые внесли в капитал российской компании // Газета "Коммерсантъ" 216/П от 25.11.2019, стр. 7
  20. Саженов А.В. Криптовалюты: дематериализация категории вещеи в гражданском праве. Закон. 2018, 9, 115.
  21. Толкачев А.Ю., Жужжалов М.Б. Криптовалюта как имущество анализ текущего правового статуса. Вестник экономического правосудия РФ. 2018, 9, 114-116.
  22. Ефимова Л.Г. Криптовалюты как объект гражданского права. Хозяиство и право. 2019, 4, 17-25.
  23. Digital Rights Center Закон о цифровых финансовых активах теоретический шаг к регулированию криптовалюты
Подробнее..

Законотворчество и программирование заметка об интерпретации текстов

09.06.2021 18:07:37 | Автор: admin

Все юристы работают с текстами. Читают, пишут, изучают, трактуют, убеждают в своих трактовках. Программисты работают с текстами. Читают, пишут. Убеждают компилятор в своей правоте. Я разработчик. Я пишу много текста, вроде такого:

class HelloWorld {    public static void main(String[] args) {        System.out.println("Hello World!");    }}

Этот текст пишется по некоторым правилам, а потом компилятор его разбирает. Хорошо бы знать правила, чтобы компилятор понял всё правильно. При составлении иска в суд тоже хорошо бы знать правила. К сожалению, в праве нет такие четких правил, как у компилятора, но есть всё-таки какие-то общие правила, которых придерживаются интерпретаторы.

Иногда мне приходится писать или читать тексты юридические заявления, жалобы, иски. Писать жалобы про парковки на газоне или готовить тридцатистраничные иски в суд. В процессе погружения в право я подмечаю некие аналогии с программированием. О них-то я и хочу рассказать.

Переменные

В программировании всё начинается с переменных. В тексте юридическом обычно значение слов известно заранее (а кстати, значений у них может быть много, но это другая история), но можно вводить и переменные:

Статья 24.7 Федерального закона от N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее закон N89-ФЗ) предполагает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению
...На основании закона N89-ФЗ прошу того-то и того-то.
В данном случае мы в начале текста вводим переменную закон N89-ФЗ (такие переменные всегда final), и можем её использовать дальше.

В пользоветльском соглашении habr.com все переменные объявляются в первом разделе перед основным текстом:
1.1. Внастоящем документе ивытекающих или связанных сним отношениях Сторон применяются следующие термины иопределения:
Соглашение настоящий документ совсеми дополнениями, изменениями иуказанными внем обязательными документами, атакже договор, заключенный наего основании.
Пользователь дееспособное физическое лицо старше 18лет, присоединившееся кнастоящему Соглашению всобственном интересе либо выступающее отимени ивинтересах представляемого имюридического лица.
И так далее.

Если переменные не определены, то могут возникнуть проблемы:

public static void main(String[] args) throws IOException {    System.out.println(hello);}java: cannot find symbol  symbol:   variable hello

В примере выше нам везёт нам об ошибке скажет компилятор. Но в праве нет компилятора:

УК РФСтатья 43. Понятие и цели наказания:
1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений.

Когда читаешь этот текст, сразу возникает неоднозначность, ведь используется неопределённая переменная: социальная справедливость. Что это? Убийство за убийство? Зуб за зуб? А может, посчитаем справедливость в рублях? Есть ли уверенность, что два интерператотора будут понимать это одинаково?
Кстати, тут есть ещё кое-что интересное: предупреждение совершения новых преступлений. Самый простой и гарантированный способ предупреждения совершения новых преступлений смертная казнь. Тогда цель выполняется полностью: процент рецедивов будет нулевым. Но то ли имелось ввиду при написание текста закона? Ведь используются другие методы предупреждения, и причины их использования остаются вне этого текста.

Плагины и бланкетные нормы

Бланкетная норма это норма, предоставляющая государственным органам, должностным лицам право самостоятельно устанавливать правила поведения в определённых рамках. К примеру, Федеральный закон N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" устанавливает полномочия государственных органов, давая им право устанавливать правила дорожного движения (определим в этом тексте переменную, будем называть правила дорожного движения покороче ПДД). В свою очередь, постановлением правительства (то есть уже не законодательного, а исполнительного органа) устанавливаются ПДД. Ещё есть глава 12 КоАП, которая устанавливает санкции (и процедуру их применения) за нарушения ПДД. Таким образом, имея закон N 196-ФЗ и КоАП, можно менять ПДД хоть каждый день, не меняя при этом тексты законов (постановление правительства законом не является).

То есть не надо менять и компилировать тексты чтобы поменять логику поведения. Собственно говоря, это не что иное как подключение плагинов!

Магазин расширеней Chrome. Нам не нужно менять исходники браузера чтобы добавить или поменять функциональность.Магазин расширеней Chrome. Нам не нужно менять исходники браузера чтобы добавить или поменять функциональность.

Версионирование

В мире разработки ПО мы всё время работаем с разными версиями программ, библиотек, API и так далее. В мире права тоже всё время идёт работа с версиями. Только там всё очень продвинуто всегда используются самые последние версии законов, постановлений, регламентов и прочего! Никакого legacy. Релизим новую версию, и всё, она сразу везде применяется!

Есть аналогия. К примеру, в Android SDK есть класс Context, у которого есть метод:

public abstract int checkSelfPermission (String permission)

Однако, в документации отмечено, что он добавлен в версии SDK 23. Это значит, что если приложение работает на устройстве с версией Android < 23 (Android 6.0), то мы его использовать не можем.

А теперь давайте взглянем на этот документ:

см. http://personeltest.ru/aways/habr.com/ru/post/480510/ - Хроника противостояния Рамблера и Nginxсм. http://personeltest.ru/aways/habr.com/ru/post/480510/ - Хроника противостояния Рамблера и Nginx

Да, это постановление о производстве обыска по делу Rambler & nginx. В тексте мы читаем:

В соответсии со ст. 1295 ГК РФ, программа для ЭВМ энджиникс является служеюным произведением, и исключительное право на нёё, а именно в соовтесии со ст. 1229 ГК РФ право использовать распоряжатться ей, принадлжеит ООО Рамблер Интернет Холдинг.

Однако, постановление описыват событие, имевшее место в 2004 году, когда ст. 1295 и 1229 ещё не существовало! NoSuchMethodError!

Diff

А что, если нам нужно старый закон заменить новым? Но не целиком, а внести небольшие правки? В данном случае всё просто:

git checkout -b new_lawgit commit -m "new speed limit"git push origin new_law

Да, с правками в текст законов работают также как и с правками в исходные коды. Их можно сравнивать:

А сам диф (в данном случае диф называется Федеральный закон от 24.07.2007 N 210-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях") при этом выглядит примерно так:

в статье 12.9:
а) утратил силу с 1 сентября 2013 года. - Федеральный закон от 23.07.2013 N 196-ФЗ;
б) в части 2: в абзаце первом слова "от 20 до 40" заменить словами "более 20, но не более 40";

---

А какие аналогии подмечали вы?

Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru