Десять лет назад в штаб-квартире компании Research In Motion (RIM), расположенной в городе Уотерлу (Канада, провинция Онтарио, округ Уотерлу), кипела жизнь. Офисы были наполнены сотрудниками, а свет в окнах не потухал до полуночи, демонстрируя проезжающим мимо водителям силуэты занятых работой людей. Сегодня здесь офис-призрак. И пусть на входе по-прежнему горит свет, никто уже не проходит через турникеты, не толпится в курилках и не ходит по этажам, а на пустой парковке можно проводить дворовые турниры по футболу. Напоминает заброшенный завод General Motors в Детройте. Что же случилось с некогда известной компанией, выпускавшей телефоны BlackBerry, которые покорили весь мир в начале XXI века и которые до сих пор ценят настоящие эстеты и поклонники безопасной связи?
История BlackBerry началась гораздо раньше, чем наступили 2000-е. А первые устройства, которые компания Research In Motion выпускала в 1984 году, напоминали скорее пейджеры, нежели смартфоны. Непосредственно сам бренд BlackBerry появился только в 1997 году, а первый телефон с QWERTY-клавиатурой под этим названием вышел аккурат в 2000-м. Назывался он BlackBerry 957 Proton. С этого момента на рынке мобильных технологий и началась экспансия ежевичных коммуникаторов, телефонов и смартфонов компании.
BlackBerry 957 ProtonВпрочем, не будем сразу забегать далеко вперед. Начнем с того, что индустриальный городок Уотерлу никогда не был и не претендовал на звание технического центра. Его население к началу 80-х годов XX века составляло около 120 000 человек. Но все изменилось в 1984 году, когда Майк Лазаридис и Дуглас Фреган, два студента-инженера из Университета Уотерлу, основали здесь компанию Research In Motion по разработке устройств беспроводной передачи данных. Никто и не думал, что в следующие несколько десятилетий RIM станет одним из столпов, изменивших способ общения людей во всем мире. А с ростом компании начнет расти и население города.
Благодаря BlackBerry, Уотерлу стал местом, где можно было запросто встретить знаменитых персон: например, Research In Motion посещала английская королева, знаменитый физик Стивен Хокинг, велогонщик Лэнс Армстронг и другие. Более того, некоторые из сотрудников BlackBerry также стали знамениты благодаря популярности смартфонов и коммуникаторов. Майк Киркуп, глава отдела по связям с разработчиками, даже получил личную охрану во время поездки в Индонезию, чтобы защитить себя от толп поклонников нашумевшей марки телефонов.
Канадская Research In Motion стала пионером на рынке смартфонов со своими кнопочными телефонами BlackBerry. К 2005 году штат компании насчитывал свыше 20 000 сотрудников. При этом рыночная стоимость самой RIM оценивалась в 80 миллиардов долларов. Выпускаемые телефоны были настоящим феноменом, покупатели сходили по ним с ума, а финансовые учреждения с Уолл-Стрит и даже правительство США приобретали их для своих сотрудников, потому что выпускаемые устройства не просто позволяли удобно и быстро печатать, но и обеспечивали безопасное подключение к Сети, а также предоставляли круглосуточный зашифрованный доступ к электронной почте.
Барак Обама и его BlackBerryВ числе больших фанатов смартфонов BlackBerry был и сам президент США - Барак Обама. Когда в ходе предвыборной гонки на рубеже 2007-2008 года журналисты спросили его: Что вы будете делать, если вам не позволят пронести свой BlackBerry в Белый Дом?. Ведь, согласно американским законам, президенту США нельзя иметь личные средства связи. Им придется вырывать его из моих рук, - ответил тогда Обама. В итоге ему все-таки удалось найти лазейку в Конституции и оставить любимый коммуникатор при себе. Популярная певица Мадонна признавалась, что спала со своим BlackBerry под подушкой, а рэпер Jay-Z в 2014 году упомянул о линейке телефонов BlackBerry Bold в своей песне Venus vs. Mars строкой If Hovs a Blackberry Bold, Shawty is a Sidekick.
Мадонна и ее BlackBerryBlackBerry была самой крутой компанией, потому что каждый носил ее часть в своем кармане, - вспоминает инженер Майкл Литт, - И мы чувствовали, что никто и ничто не может остановить это. Жители Уотерлу также были целиком преданы RIM: по словам сотрудников Research In Motion, никто в городе не носил телефоны Nokia или Motorola. Равно как никто не водил Хонду в Детройте. Даже когда эпоха смартфонов BlackBerry, вопреки священной вере в бесконечный успех, пошла на спад, а в адрес компании посыпалась критика, всегда находились выходцы из Онтарио, которые напоминали зарвавшимся блогерам о том, что каждая компания встречает препятствия на пути и у BlackBerry в конечном счете все наладится.
Падение BlackBerry началось в 2007 году, когда iPhone продемонстрировал миру, что смартфоны должны быть не только практичными, но и красивыми. Я понял, что у нас проблемы, когда парикмахер, который стриг меня, вытащил из кармана iPhone, - вспоминает Дэвид Яч, технический директор по программному обеспечению в RIM с 1998 по 2012 год. В 2008 году Apple продала 10 миллионов устройств по всему миру и начала проникать на корпоративный рынок, оплот BlackBerry.
Банкирам и юристам, возможно, и не нравилось то, что печатать на iPhone не получается так же легко, как на BlackBerry, но им нравился новый интерфейс с сенсорным экраном и большой набор функциональных приложений. С приходом на рынок смартфонов Samsung, финансовые потери Research In Motion начали расти. В то время руководство RIM отказывалось принимать реальность и не спешило переходить от аналоговой клавиатуры к сенсорному вводу. Тем не менее, в 2011 году наступление конкурентов заставило компанию выпустить на рынок непродуманную серию планшетов BlackBerry PlayBook. А после этого менять курс было уже слишком поздно.
BlackBerry PlayBookВ январе 2012 года Research In Motion была передана в руки нового генерального директора из Германии - Торстена Хейнса. Начались тотальные увольнения: сто человек здесь, двести - там. Венцом сокращений и многочасовых переработок оставшихся инженеров стал выход в 2013 году смартфона BlackBerry Z10, который обладал полностью сенсорным экраном и не имел аппаратных кнопок. При этом сенсорная клавиатура была разработана на основе принципов взаимодействия пользователей с аналоговой клавиатурой и предлагала автоматическую подборку слов в духе режима T9 для ускорения печати.
Поскольку BlackBerry урезал рабочую силу, владельцы местного бизнеса в Уотерлу беспокоились, что они почувствуют на себе основной удар. Так и произошло. Переехавшие в канадскую провинцию талантливые инженеры начали разъезжаться, количество посетителей в ресторанах и барах снизилось, а многочисленным местным безработным было уже не до вечерних посиделок в забегаловках.
Но тут произошла интересная вещь. Часть компаний, которая не захотела перебираться в Силиконовую долину, перебралась в городок Китченер, расположенный в провинции Онтарио (Канада), неподалеку от Уотерлу. Там обосновался один из офисов Google, Electronic Arts, Intel и даже китайский Huawei планировал открывать в регионе новый технологический центр. Местная экономика быстро начала приходить в норму, несмотря на падение BlackBerry, а Уотерлу не посчастливилось повторить судьбу Детройта. Но вместе с тем дни королевских визитов в Уотерлу и хип-хоп-песен с упоминанием ежевички, прошли, как и времена, когда весь регион был наполнен гордостью за смартфоны BlackBerry.
BlackBerry PrivНа 2015 год в Research In Motion работало около 7000 человек, а капитализация компании составляла 5,25 миллиардов долларов, упав более чем на 90%. При этом доля ежевичных смартфонов на мировом рынке составляла менее 1%. Даже несмотря на выпуск успешного слайдера BlackBerry Priv годом ранее, в последнем квартале 2016 года из более чем 432 миллионов смартфонов, проданных по всему миру, только 207 900 были устройствами BlackBerry. Тогда-то компания и объявила, что больше не будет заниматься выпуском смартфонов, полностью передав создание и производство новых устройств китайской компании TCL. Сама же Research In Motion полностью сосредоточилась на разработке программного обеспечения для корпоративной безопасности.
Сделка с TCL подразумевала под собой следующее: китайской IT-компании предлагалось разрабатывать и производить оборудование для новых телефонов, в то время как компания BlackBerry обещала предоставлять программное обеспечение. Сотрудники TCL не скрывают, что были очень взволнованы, когда Research In Motion заключила с ними соглашении о лицензировании и технической поддержке бренда BlackBerry. Тем не менее, китайцы не спасовали и решили во что бы то ни стало продолжить выпуск ежевичных смартфонов. Вышедший в 2017 году BlackBerry KeyOne был высоко оценен фанатами бренда. Затем появились BlackBerry Motion, BlackBerry Key2 и облегченный BlackBerry Key2 LE.
BlackBerry Key2Сегодняшние телефоны BlackBerry по-прежнему имеют культовую клавиатуру, но работают на Android, предоставляя пользователям популярный магазин приложений и гораздо больше возможностей для настройки, нежели BlackBerry OS. Более того, эти мобильные аппараты по-прежнему продаются конкретному типу пользователей: людям, которым нужны лучшие функции для сохранения конфиденциальности и безопасности в мобильных сетях. Однако 2019 год прошел без анонсов и появлений новых моделей BlackBerry, что насторожило поклонников ежевички. И настороженность эта оказалась небезосновательна.
В начале февраля 2020 года китайский производитель TCL заявил, что планирует прекратить продажи ежевичных смартфонов после истечения срока действия лицензии в конце августа 2020 года. При этом обслуживание и поддержка клиентов, которые по-прежнему остаются владельцами ежевичных телефонов, будет проводиться до 31 августа 2022 года.
Стоит принять во внимание и тот факт, что телефоны BlackBerry с Android в качестве операционной системы в последнее время практически не играли значимой роли на рынке смартфонов. Таким образом, появления нового лицензиата не предвиделось. А значит, смартфоны BlackBerry окончательно должны были исчезнуть с рынка мобильных устройств.
Однако в конце августа 2020 года, как раз к сроку истечения лицензии, стало известно, что новый смартфон BlackBerry все-таки выйдет... в 2021 году. Его разработкой занимается стартап-компания OnwardMobility, выкупившая права на бренд и заключившая соглашение с FIH Mobile Limited (это дочерняя компания Foxconn, которая поможет в реализации амбиций OnwardMobility). По слухам в телефоне появится поддержка беспроводных сетей поколения 5G и сохранится фирменная QWERTY-клавиатура. Но вот найдутся ли покупатели?
Впрочем, даже независимо от того, увидим ли мы новые аппараты BlackBerry или нет, телефоны этого бренда навсегда останутся кирпичиком в фундаменте истории смартфонов.
Я был предупрежден за месяц, так что у меня было время спланировать дальнейшую жизнь.
И я подумал Что ж, это наш шанс открыть компанию. Мой деловой партнёр и я просто нашли клиентов. Мы пошли стучаться в двери по коридору от нашего офиса. И у нас появились оплачиваемые проекты. Мы получили проекты на 13 000 и 32 000$. Даже до получения лицензии на бизнес.
Вместо того чтобы игнорировать проблему, Бен и Дэн определили это как возможность помочь своим клиентам решить её. Они взяли код из созданного ими неудавшегося продукта цифровой поздравительной открытки и настроили его, чтобы в 2001 году запустить MailChimp для клиентской базы своей веб-студии.
Бен: Контент, который мы выпускаем, похож на Второй шанс в жизни Как узнать, когда нужно держаться, а когда сдаться С такой борьбой [малые] предприниматели сталкиваются постоянно. [ ] Мы хотим помочь им выбраться из кухни.
Бен: Для нас это время было интересным. Это были первые дни SaaS, никто по-настоящему не решал проблемы с помощью подхода SaaS или для малого бизнеса. Так что у нас была хорошая возможность пойти на это в одиночку. И мы всегда просто зарабатывали кучу денег, потому что мы были единственными, кто был готов заниматься электронной почтой (очень непривлекательным бизнесом) для малого бизнеса, который тоже не очень привлекателен.
Бен: Я в этом бизнесе уже 19 лет. Так что у меня были волны конкурентов, которые брали деньги инвесторов, и я прошёл через стадии, когда говорил: Господи, сейчас они меня убьют. Финансирование становится всё больше и больше и, кажется, ничего не происходит. Мы просто держим прицельный фокус [...] и всё в порядке.
Когда тучи сгущаются и становится тяжело что часто бывает, когда ты предприниматель, я вспоминаю кое-что, что я понял, когда вырос в Апсоне, в Джорджии. Это то, что я сказал друзьям, когда мы заблудились, бродили по лесу. Я сказал: Ребята, никто не придёт. [Бен смеётся] Это звучит не очень позитивно или как-то так, простите, но это то, что вы должны понять: никто не придёт! Всё зависит от нас! Когда ты предприниматель, никто не придёт тебе на помощь. Тебе решать, что нужно делать, чтобы выбраться из этого бардака. Но если ты выберешься из него, к тебе присоединится много людей. [...] Я постоянно говорю это себе.
Я был предупрежден за месяц, так что у меня было время спланировать дальнейшую жизнь.
И я подумал Что ж, это наш шанс открыть компанию. Мой деловой партнёр и я просто нашли клиентов. Мы пошли стучаться в двери по коридору от нашего офиса. И у нас появились оплачиваемые проекты. Мы получили проекты на 13 000 и 32 000$. Даже до получения лицензии на бизнес.
Вместо того чтобы игнорировать проблему, Бен и Дэн определили это как возможность помочь своим клиентам решить её. Они взяли код из созданного ими неудавшегося продукта цифровой поздравительной открытки и настроили его, чтобы в 2001 году запустить MailChimp для клиентской базы своей веб-студии.
Бен: Контент, который мы выпускаем, похож на Второй шанс в жизни Как узнать, когда нужно держаться, а когда сдаться С такой борьбой [малые] предприниматели сталкиваются постоянно. [ ] Мы хотим помочь им выбраться из кухни.
Бен: Для нас это время было интересным. Это были первые дни SaaS, никто по-настоящему не решал проблемы с помощью подхода SaaS или для малого бизнеса. Так что у нас была хорошая возможность пойти на это в одиночку. И мы всегда просто зарабатывали кучу денег, потому что мы были единственными, кто был готов заниматься электронной почтой (очень непривлекательным бизнесом) для малого бизнеса, который тоже не очень привлекателен.
Бен: Я в этом бизнесе уже 19 лет. Так что у меня были волны конкурентов, которые брали деньги инвесторов, и я прошёл через стадии, когда говорил: Господи, сейчас они меня убьют. Финансирование становится всё больше и больше и, кажется, ничего не происходит. Мы просто держим прицельный фокус [...] и всё в порядке.
Когда тучи сгущаются и становится тяжело что часто бывает, когда ты предприниматель, я вспоминаю кое-что, что я понял, когда вырос в Апсоне, в Джорджии. Это то, что я сказал друзьям, когда мы заблудились, бродили по лесу. Я сказал: Ребята, никто не придёт. [Бен смеётся] Это звучит не очень позитивно или как-то так, простите, но это то, что вы должны понять: никто не придёт! Всё зависит от нас! Когда ты предприниматель, никто не придёт тебе на помощь. Тебе решать, что нужно делать, чтобы выбраться из этого бардака. Но если ты выберешься из него, к тебе присоединится много людей. [...] Я постоянно говорю это себе.
4 февраля где то между 16-00 и 16-15 1985 года в подвале дома супругов Билла Ричи и Андреа Бартелло в Вирджинии родилась идея создать компанию, которая должна была воплотить идеи самых безумных математиков, инженеров и изобретателей в простые игрушки, которые оценят мальчики и девочки во всем мире.
80-е были тяжелым временем для индустрии игрушек. Компания Toys R Us занимала доминирующее положение на рынке, независимые магазины игрушек и игр прекращали свою деятельность, а крупные универсальные магазины отказывались от продажи настольных игр и головоломок на Рождество, что было для них традицией. Увлечение кубиком Рубика начала 1980-х годов, которое создатели восприняли как знак того, что их головоломки будут успешными, фактически оставило владельцев магазинов с огромным избытком Кубиков, которые безуспешно распродавались еще долгое время после.
Продуктовая линейка компании Binary Arts (так изначально ее назвали), на старте состояла из четырех игр-головоломок, изобретенных другом семьи Уильямом Кейстером (Spin-out, The Cat, The Horse и Hexadecimal Puzzle). Они использовали эти продукты в качестве стартовой площадки и в течение шести месяцев они смогли переместить штаб-квартиру компании из своего подвала в более удобное место и смогли начать расширять свою продуктовую линейку.
В 1990 году произошли две вещи, которые позволили компании выстрелить. Во-первых, рецессия 1989 года оставила без работы множество яппи (молодых городских профессионалов). Они стали искать менее дорогие игрушки и гаджеты для себя, в качестве которые идеально подошли сложные головоломки компании за 10 долларов.
В это же время начался рост пригородных торговых центров сети Edge City, которые привнесли новый формат магазинов для взрослых и жаждали свежих продуктов, включая сложные головоломки. Такие магазины, как The Museum Company, Natural Wonders, Brookstone, Chesapeake Knife and Tool, World of Science, Hudson Trail Outfitters и InGear, появились примерно в 1990 году и полностью изменили ландшафт розничной торговли в Америке. Мир розничной торговли изменился за несколько лет, и внезапно головоломки стали популярны и их перестали воспринимать как забаву только для детей. В компании начался творческий рост, и она стала привлекать множество авторов головоломок, нацеливаясь на взрослых.
В компании часто отмечают момент, когда к ним на стенд выставки Toy Fair зашел начальник по закупке игрушек из самого известного лондонского универмага Harrods Иззи Даддабой и сказал: Нам нужно вести совместный бизнес, а затем разместил огромный заказ.
Но не все шло так гладко. Осенью 1990 года, в преддверии войны в Персидском заливе американские военные по факту реквизировали фабрику по изготовлению головоломок под военный заказ. В ThinkFun вспоминают, что им выделили только одну машину, которой пришлось работать 24 часа в сутки, чтобы справляться с большими заказами, поступающими из новых магазинов.
Знаменательный момент для компании наступил в 1995 году, когда Ноб Йошигахара показал ей свою головоломку Tokyo Parking. Летом 1996 года она вышла на рынок как Rush Hour (Час пик) и в итоге стала культовым бестселлером.
Но рынок розничной торговли претерпел изменения, и на смену высококлассным магазинам, предназначенным для взрослых, пришло новое поколение высококлассных магазинов детских игрушек. В атмосфере конца 1990-х годов такие сети, как LearningSmith, Zany Brainy, Store of Knowledge, Noodle Kadoodle, а также интернет-магазин игрушек eToys, росли, как грибы после дождя. Этот период с 1995 по 2000 год был самым творческим и ярким в истории американской розничной торговли.
Компания смогла быстро перестроиться, позиционировав Час пик для детей. В кратчайшие сроки они выпустили на рынок Stormy Seas, Hoppers, Railroad Rush Hour, River Crossing, Lunar Lockout, Safari Rush Hour и многие другие сложные логические головоломки.
ThinkFun начали экспериментировать с научными игрушками, оптическими иллюзиями, простыми головоломками и начали работать со школами на местном уровне, чтобы узнать, какие игры могут быть использованы для обучения. Розничные покупатели жаждали чего-то необычного и главное полезного. Компания попыталась даже выйти на рынок компьютерных развлечений, но
Весной 2000 года пузырь доткомов лопнул, и множество
технологических компаний сразу же обанкротились. Вместе с ними туда
же отправились все модные ритейлеры, появившиеся на сцене в 1990-е
годы. Рынок интеллектуальных игр и головоломок рухнул снова.
Компания решила вернуться к том, с чего начинала. Они продолжали
делать отличные головоломки, но появилось новое направление
настольные игры для дошкольников и детей младшего школьного
возраста. Как и в момент основания компании, владельцы не совсем
понимали в новой для себя ниш и их первые продукты Silly Stories,
Picture Link и the Same Game не нашли своих покупателей. Но в это
же время они выпускают ZINGO!
Простое детское лото Обучай-ка! оказалось настолько успешным, что позволило компании преодолеть кризис и стать вторым после Часа Пик продуктом, который до сих пор приносит прибыль компании.
В 2003 году BinaryArts меняют свое название на современное ThinkFun.
ThinkFun была одной из первых компаний-производителей игрушек, которая вышла на рынок приложений, и версии ее игр Rush Hour, Solitaire Chessи Chocolate Fixбыли запущены на iPhone, iPod touch и Android.
В 2014 году компания приобретает права мегауспешной на Кикстартере обучающей программированию игры Robot Turtles.
Впоследствии образовалась серия настольных игр Coding Games, которая сейчас состоит из следующей линейки:
Упомянутая ранее Robot Turtles.
Code Master - соло-игра для обучения программированию в стиле MineCraft.
Серия игр-головоломок для 1 человека //CODE: On The Brink - программирование команд движений робота, Rover Control - программирование пути, Robot Repair - логические связи.
Hacker - игра об буднях специалистов в области кибербезопасности (тут можно играть уже с соперниками
Potato Pirates - игра также успешный выпускник Кикстартера о войне картофеля, где вам необходимо программировать успешные боевые действия для вашей армии.
Я упоминал часть этих игр в своей статье: http://personeltest.ru/aways/habr.com/ru/post/482140/
Но не только программирование, но и другие "скиллы" ThinkFun
охватывает своей продукцией.
Та же головоломка Circuit Maze будет полезна будущим
инженерам-электронщикам для развития логических навыков построения
электрических цепей.
Линейка логических игр и головоломок компании достаточно обширна и ее можно посмотреть у них на сайте: https://www.thinkfun.com/products/type/logic-games/