Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Пилотируемая космонавтика

Проводы российской Науки

27.08.2020 08:21:11 | Автор: admin


Многострадальный многоцелевой лабораторный модуль Наука прошел этап заводских испытаний и отправлен на Байконур. Модуль должен стартовать в космос в 2021 году и стать частью российского сегмента Международной космической станции. Он добавит комфорта для российских космонавтов, но, самое главное, должен повысить научную эффективность российской пилотируемой космонавтики.

Несколько лет назад мы анализировали успехи российской науки на Международной космической станции. Простой подсчет научных публикаций вышедших на английском языке показал, что даже у японцев отдача пилотируемой космонавтики выше, хотя японские астронавты посещают МКС гораздо реже российских. Отчасти это связано с высокой занятостью наших экипажей по обслуживанию станции, отчасти с бюрократическими сложностями в оформлении экспериментов на станции, отчасти с неготовностью наших ученых публиковать результаты на международном языке науки. Но важное значение имеет и ограниченность внутреннего пространства российских модулей. Там просто нельзя разместить всё научное оборудование какое хотелось бы ученым. И теперь всё ближе день когда хотя бы эту проблему удастся решить.



Многоцелевой лабораторный модуль прошел долгий путь. Конструкция была разработана как Транспортный корабль снабжения, ещё в 70-е.



В 90-е он был произведен как инженерный макет модуля Заря в Центре им. Хруничева по заказу Boeing и на деньги NASA. В 2000-е и его стали готовить к полету в космос, как самостоятельный модуль российского сегмента станции. Наука должна была оказаться в составе МКС еще в 2007 году, но потом планы начали движение вправо. Поза-поза-поза-прошлый руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов обещал запуск МЛМ к 2011 году, но на заводе-изготовителе модуль смогли закончить только в 2012 году.



Одна из важных причин почему Наука до сих пор на Земле обнаруженная в 2013 году металлическая стружка в топливной системе. Эта система необходима для достижения модулем Международной космической станции, и для дальнейшей работы на ней. Ведь исторически модуль развивается от космического корабля, который должен уметь летать самостоятельно. Это преимущество и это слабость МЛМ по сравнению с американскими модулями МКС, большинство из которых доставлялись Шаттлами. Вообще самостоятельность это хорошо, но слабостью это стало, когда пришлось оставить модуль на Земле и заняться чисткой баков и топливной системы.



Баки Науки это забытая технология исчезнувшей цивилизации, которую сейчас отечественная промышленность повторить уже не может. Сложность в том, что они многоразовые, и для эффективной работы в невесомости внутри бака размещена сложная сильфонная система. Проще говоря гармошка, которая сжимаясь выдавливает топливо в трубопроводы к двигателям. Благодаря гармошке баки можно перезаправлять и использовать много раз. И, конечно, никакие засоры там недопустимы.



Баки чистили как могли, но полностью от стружки не избавились. Возможно даже, она возникает в процессе работы гармошки, и у предыдущих кораблей и модулей были те же проблемы, которые никак не повлияли на их работоспособность. Короче, испытания показали, что должно сработать и так, поэтому волевым решением Наука назначена в полет, с упованием на чудо советского конструкторского гения, авось и хусим. Трубопроводы, правда, заменили на новые.



Последний экзамен перед выпуском модуль проходил в вакуумной камере. Из-за долгого нахождения в земных условиях резиновые уплотнители могли покоробиться и утратить герметичность. Уплотнители, какие смогли, сменили, а этим летом модуль проверили вакуумом, чтобы убедиться в отсутствии утечек.

За несколько дней до отправки модуля на Байконур постсоветского динозавра к его телу были допущены журналисты и блогеры. Чтобы подчеркнуть отличие от прежней Науки прошлых десятилетий, к названию добавили У, теперь это Многоцелевой лабораторный модуль усовершенствованный, в знак прошедшей модернизации.



Внутрь пускали не только лишь всех. Большинству приходилось заглядывать через открытый люк стыковочного узла. Такая забота диктуется прежде всего требованиями чистоты. На МКС, из-за невесомости, у людей ослабляется иммунитет, поэтому непрошенные гости с Земли не нужны. Впрочем, журналистам Комсомолки все-таки удалось заглянуть внутрь ещё раньше.

Для дополнительной защиты от грязи с улицы перед входом в модуль предусмотрели предбанник, где дополнительно очищалась одежда и обувь всех кто даже приближался к открытому люку космической лаборатории.





Внешние участки станции защищались не столь тщательно. Здесь можно было оказаться прямо рядом с теми самыми многострадальными топливными баками.

С точки зрения безопасности космонавтов это уже не так страшно, ведь непосредственного контакта с этими элементами модуля в космосе уже не будет. Тут сравнение со скелетом динозавра неслучайно. С внешней стороны будет добавлено еще служебное оборудование, противометеоритные щиты и теплоизоляция. Последнюю подготовку модуль пройдет уже на Байконуре.



Неподалеку в углу, стояли маршевые двигатели модуля, незамеченные журналистами. Судя по всему, их смонтируют тоже на космодроме.



Несмотря на нашествие журналистов работа с модулем продолжалась. Это было уже не завершение сборки, а подготовка к перевозке по железной дороге. Все кабели надо зафиксировать, отверстия закрыть, трубы заглушить. Традиционно, всё, что надо удалить перед стартом на аппарате красного цвета: изолента, крышки, элементы с красными бирками.







По словам представителя предприятия, многолетняя задержка модуля на Земле позволила пройти неплохую школу для нового поколения сотрудников. Преемственность поколений заметна и на фото, как по возрасту участников работы, так и по технологическому оборудованию.











После нашего ухода работа с модулем продолжалась несколько дней. Завершающим испытанием стал переворот модуля, который показал, что всё закреплено и готово к транспортировке.

Перевозили МЛМ в транспортном контейнере похожем на головной обтекатель ракеты. Чтобы не перепутать этот контейнер с летным головным обтекателем, его тоже выкрасили в красный.

Сейчас Наука уже на Байконуре, проходил электрические испытания, наращивает мясо, и готовится к старту. Если всё пройдет успешно, то запуск МЛМ-У приурочат к 60-летию первого полета человека в космос.



Выражаю признательность пресс-службе Роскосмоса за помощь в подготовке фоторепортажа.
Подробнее..

Crew Dragon условия отмены пуска и режимы работы системы спасения

16.11.2020 12:07:26 | Автор: admin
Сейчас Crew Dragon с первой штатной миссией летит к МКС, но на момент написания этого материала вероятность подходящей погоды для запуска составляла 50%. В любом случае будет небезынтересно разобраться в условиях отмены пуска и в том, на какие этапы делится участок выведения с точки зрения работы системы аварийного спасения.


Вывоз ракеты-носителя с кораблем на старт, фото NASA

Что отменяет пуск


Первая попытка запуска миссии Crew-1 14 ноября была перенесена на сутки из-за погодных условий прибрежного ветра и тропического шторма Эта, задержавшего выход из порта и прибытие в расчетную точку баржи для посадки первой ступени. А список погодных условий, из-за которых отменяется пуск ракеты-носителя Falcon 9 с пилотируемым кораблем Crew Dragon, представлен на сайте NASA. Факторов довольно много:


Ракета и корабль перед пуском 30 мая, фото NASA/Bill Ingalls

Сильный ветер, превышающий 48 км/ч на отметке (высоте) 50 метров стартового комплекса, или высотный сдвиг ветра (явление, когда с небольшим увеличением высоты ветер заметно меняет силу или направление) означают отмену пуска.
Молния, гроза или грозовое облако также недопустимы. Замеченная в радиусе 16 км молния откладывает пуск минимум на 30 минут, за исключением специальных условий. Тот же радиус 16 км (т.е. 10 миль) применяется к грозовым облакам с характерной наковальней. Также недопустимы кучевые облака, сформировавшиеся в результате столба дыма, или соединенные с землей через такой столб.
Условия обледенения также отменяют пуск трасса ракеты не может пройти через облако толщиной 1,3 км, которое достигает высоты, где температура ниже нуля, или, без специальных условий, вообще проходить рядом с облаком, верхняя часть которого находится в зоне отрицательных температур.


Электростатический флюксметр

На фото электростатический флюксметр, специальное устройство, измеряющее напряженность электростатического поля, или, говоря простыми словами, насколько наэлектризована атмосфера. На мысе Канаверал стоит три десятка таких устройств, и одного, показывающего значение больше 1500 вольт на метр достаточно, чтобы отменить пуск. 1000 вольт на метр допустимы при наличии специфических условий.

Также за погодой наблюдают в примерно 50 участках по трассе полета недопустимые значения ветра, волн, осадков в точке, которая может стать местом аварийной посадки, также отменяют пуск.

Стоит отметить, что эти ограничения формировались на протяжении всей истории американской космонавтики и не связаны с конкретными кораблем или ракетой. Например, до Аполлона-12, в который ударила молния, единственным запретом, касающимся опасности атмосферных разрядов, был запрет на пролет непосредственно сквозь грозовое облако. Также ограничения пришлось ужесточить после того, как в 1987 году удар молнии привел к ошибочной команде на поворот и разрушению в воздухе ракеты-носителя Атлас-Центавр. А эксперименты с флюксметрами в 1990-1992 позволили, наоборот, несколько ослабить ограничения, разрешив пролет через облака, верхняя часть которых имеет температуру -5С (до этого было +5С).

Аварийные режимы



Испытания системы спасения в полете, фото SpaceX

Аварийные режимы спейс шаттла имели свои названия RTLS (возвращение на старт), TAL (посадка на другой стороне Атлантического океана), ATO (аварийный режим с выходом на орбиту). У Crew Dragon используется нумерация в стиле Аполлонов от 1a до 2e.

1a начинается в момент старта (0:00). В случае аварии ракеты-носителя корабль отделится от нее и уйдет в сторону на восьми двигателях SuperDraco. Затем двигатели ориентации развернут его дном по направлению полета, и парашютная система раскроется сразу или, если корабль уже успел подняться высоко, в процессе снижения на стандартной высоте. Корабль должен будет приводниться на линии, проходящей от штата Флорида до штата Северная Каролина.
1b активируется в 01:15 и отличается только районом приводнения у берега штата Вирджиния.
Самый длинный режим 2a включается в 02:36, в районе отделения первой ступени, и длится до начала девятой минуты полета. В этом случае корабль включит двигатели, чтобы прицелиться в конкретную точку аварийной посадки в северной Атлантике.
2b должен включиться в 08:05, и в этом случае корабль развернется и притормозит, чтобы приводниться в точке аварийной посадки недалеко от канадской провинции Новая Шотландия.
Очередь 2c наступит в 08:29, и корабль будет разгоняться, чтобы достигнуть района посадки недалеко от Ирландии.
Для 2d, начинающегося в 08:39 район посадки будет тем же, но кораблю придется тормозить.
И самый последний и самый короткий режим 2e, который активен последние две секунды полета 08:49-08:50, является аналогом ATO у шаттла корабль довыведется своими двигателями на орбиту и продолжит полет.

Общая информация


Миссия SpaceX Crew-1, она же USCV-1 или просто Crew-1 первый штатный, не испытательный, полет корабля Crew Dragon к Международной космической станции. Четыре астронавта, Майкл Хопкинс, Виктор Гловер, Соити Ногути (JAXA) и Шеннон Уокер должны присоединиться к уже работающим на МКС росиянам Сергею Рыжикову, Сергею Кудь-Сверчкову и американке Кэтлин Рубинс и проработать на станции обычную полугодовую вахту.

Этапы типового полета корабля Crew Dragon к МКС можно посмотреть по реконструкции в симуляторе Orbiter на примере испытательной миссии DM-2.
Подробнее..

Космический 2021 Орбитальные станции и долгожданные миссии

04.01.2021 12:22:00 | Автор: admin
Пандемия и сопутствующий экономический кризис усложнили, но не смогли остановить космическую жизнь человечества. 2021 год подает надежды на облегчение условий работы и исчезновение масок с фотографий проводов очередного экипажа на МКС. Но даже если излечение планеты займет больше времени, чем хотелось бы, на этот год запланированы весьма интересные миссии.


Солнцезащитный экран телескопа James Webb в последний раз развернули на земле, фото NASA/Chris Gunn

Пилотируемая космонавтика



Макет Тяньхэ на выставке, фото Синьхуа, оно же в большом размере

Одним из главных событий года будет начало строительства китайской орбитальной многомодульной станции, которая в полностью развернутом виде будет иметь три модуля и вес примерно в два раза меньше советско-российского Мира. В первой половине года на орбиту отправится первый модуль Тяньхэ (Млечный путь). Он будет иметь массу в районе 24 тонн и функционал базового модуля двигатели, систему ориентации, один кормовой и четыре носовых стыковочных узла, люк для выхода в открытый космос и прочие необходимые элементы. На этот же год запланирован запуск лабораторного модуля Вэньтянь с дублирующими критически важные элементы агрегатами, дополнительным пространством для хранения, солнечными панелями и шлюзовой камерой. Модуль должен будет пристыковаться к переднему осевому стыковочному порту, а затем, используя аналог манипулятора Ляппа станции Мир, переместится на боковой стыковочный порт. Также запланированы две экспедиции посещения на кораблях Шэньчжоу и два пуска грузовых кораблей Тяньчжоу.


Работы с модулем Наука на Байконуре, фото РИА Новости/Алексей Куденко

МКС в этом году будет продолжать стареть, и кроме продолжения эпопеи с попытками определить и заделать места утечки воздуха в переходном отсеке модуля Звезда, боюсь, мы еще услышим новости об очередных поломках и проблемах. Но станция, наконец, должна пополниться модулем Наука его запуск запланирован на 15 июля. А в конце года в космос отправится модифицированный Прогресс МС-УМ с модулем Причал. Одновременно, 2021 год может стать годом резкой активизации туризма на космическую станцию на декабрь запланирован пуск Союза с двумя туристами, и в конце года к станции должен отправиться Crew Dragon от Axiom Space с тремя туристами. Еще один пилотируемый Дракон от компании Space Adventures должен также в конце года совершить полет на орбиту высотой до 1000 км без стыковки с МКС. 29 марта к МКС планируется отправить Boeing Starliner в беспилотном варианте, это вторая попытка провести испытательный полет корабля, который также будет возить людей на станцию. А обогнавший его Crew Dragon должен будет стартовать в марте и сентябре с новыми вахтовиками по программе Commercial Crew Program NASA.


Схема корабля Гаганьян

Ну и, наконец, на этот год запланировано начало испытаний индийского корабля Гаганьян, пока что в беспилотном варианте. Ожидается, что после двух испытательных полетов, в районе 2022 года, Индия станет четвертой страной (после СССР, США и Китая), самостоятельно запустившей в космос человека.

Беспилотная космонавтика



Запуск ровера Perseverance, фото Alex Polimeni / Spaceflight Now

Прежде всего, в начале года должны будут приступить к работе отправленные прошлым летом марсианские миссии. 18 февраля, сразу с перелетной траектории, войдет в атмосферу Марса ровер Perseverance NASA. А в течение февраля на марсианскую орбиту выйдут китайский Тяньвэнь-1 и Аль-Амаль ОАЭ. Затем китайский аппарат в апреле высадит на поверхность ровер.


Lucy, изображение NASA

31 октября в долгожданный полет должен отправиться телескоп James Webb, который по первоначальным планам должен был приступить к работе в 2007 году и с тех пор много раз превышал и сроки и бюджеты, вызывая раздражение многочисленных высокопоставленных комиссий. В том же месяце, 1 октября с резервной датой 30 октября, должна полететь Луна-25, проект, который придумали еще в 1997 (но он проигрывал конкурсы и какое-то время не двигался совсем, так что самой ранней из известных запланированных дат запуска был 2011 год). Также к Луне планируется отправить сразу несколько аппаратов два по программе NASA Commercial Lunar Payload Services, посадочные аппараты Nova-C от Intuitive Machines (октябрь) и Peregrine от Astrobotic Technology (4 квартал). А еще три орбитальных и один посадочный зонд отправятся в первый испытательный полет ракеты-носителя SLS в ноябре. Также в октябре или ноябре должен полететь очень любопытный аппарат Lucy он отправится изучать троянские астероиды Юпитера, которые могут представлять собой остатки зародышей планет и рассказать о том, как в молодой Солнечной системе происходило формирование планет. Отсюда и название зонда: Люси скелет австралопитека, и зонд может обнаружить останки эпохи формирования планет.

Ракеты-носители



Центральный блок (вторая ступень) ракеты SLS, фото NASA

В ноябре впервые полететь должен еще один долгострой сверхтяжелая ракета-носитель SLS. Если испытательный полет пройдет успешно, то именно она отправит людей в облет луны в 2023 на корабле Orion, и в 2024 на ней отправятся астронавты для новой высадки на Луну. Также на этот год запланирован первый полет ракеты Vulcan Centaur от ULA, более дешевой, чем Atlas V и Delta IV от той же компании. Также на 2021 год запланированы первый полет тяжелой ракеты New Glenn от Blue Origin и орбитальный полет Starship от SpaceX. В первой половине года ожидается испытание новой индийской ракеты-носителя SSLV, а во второй разработанной самостоятельно южнокорейской Nuri (ракета Naro-1 использовала российскую первую ступень). Японское космическое агентство собирается испытать новую ракету-носитель H3. Ну и, конечно же, новые ракеты собираются испытывать частные стартапы южнокорейский, тайваньский, несколько китайских и американских.

Российские пуски


Кроме отмеченных выше, к интересным российским пускам стоит отнести Арктику-М 1, которая отправится на орбиту Молния, спутник радиолокационного наблюдения за Землей Обзор-Р 1, четвертый Ресурс-П (тут можно почитать про российскую группировку ДЗЗ) и три пуска Ангары, один тяжелой А5 и два легкой А1.2. Должны полететь три ГЛОНАСС-К, из них один модификации -К2. Также ожидается активное выведение спутников группировки OneWeb, так что пусков должно быть больше обычного.
Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru