Константин Архипов менеджер проектов в МТС, эксперт в
инновациях, а также член жюри, автор конкурсных заданий и
амбассадор Цифрового прорыва. В прошлом году кейс, соавтором
которого он являлся, занял второе место по популярности среди
команд. В преддверии второго полуфинала в Приволжском IT-хабе
Константин провел вебинар, в котором дал советы участникам проекта,
как успешно выступить на хакатоне. Для тех, кто пропустил прямой
эфир, публикуем текстовую версию выступления эксперта.
Участники хакатона находятся в ограниченных временных рамках. Часто
они работают в новых для себя командах и боятся завалить задание. В
результате несоразмерно много времени уходит на второстепенные
вещи. Вот ряд рекомендаций, как вовремя заметить проблему и не
допустить такую ситуацию.
Шаг 1: сформулируй долгосрочные цели
Все участники хакатона приходят с одной целью на ближайшие
несколько часов победить. Но что будет, если не получится? Неужели
без первого места участие в соревновании потеряет смысл?
Я всегда советую сформулировать для команды и лично для себя
долгосрочные цели, помимо победы. Научиться быстро работать на
результат, прокачать hard/soft компетенции, получить опыт работы в
новой команде, пообщаться с экспертами, получить предложение о
работе. Так мотивация каждого участника будет выше, а выступление
команды станет более эффективным!
Маркер проблемы: ты считаешь, что без победы после хакатона
твоя жизнь останется прежней.
Шаг 2: познакомься с командой и попробуй поработать в
ней
Много времени может уйти на то, чтобы наладить взаимодействие
внутри команды. Особенно если вы познакомились непосредственно
перед хакатоном. Поэтому я рекомендую заранее собраться и
пообщаться. Определите стек технологий, распределите роли в
команде, попробуйте вместе разобрать пару заданий прошедших
хакатонов их обычно можно найти в открытых источниках. Оптимальный
состав команды пятеро специалистов со следующим распределением
ролей: лидер, аналитик, дизайнер, front разработчик, back
разработчик.
Много времени может уйти на то, чтобы наладить взаимодействие
внутри команды. Особенно если вы познакомились непосредственно
перед хакатоном. Поэтому я рекомендую заранее собраться и
пообщаться. Определите стек технологий, распределите роли в
команде, попробуйте вместе разобрать пару заданий прошедших
хакатонов их обычно можно найти в открытых источниках. Оптимальный
состав команды пятеро специалистов со следующим распределением
ролей: лидер, аналитик, дизайнер, front разработчик, back
разработчик.
Маркер проблемы: ты ни разу не видел(а) в лицо участников
своей команды, ты ничего про них не знаешь, у вас нет контактов
друг друга.
Шаг 3: разработайте стратегию выбора темы/трека
Скорее всего, слишком простая и детально описанная задача привлечет
много команд и конкуренция будет выше, чем на более сложных кейсах.
Это стоит учитывать.
Кроме того, детальное описание задачи часто содержит в себе
предпосылку к решению. Велика вероятность, что в итоге все будут
делать одно и то же. Лучше выбрать кейс, в котором есть больше
свободы. Так ты и твоя команда сможете креативно решить задачу,
проявить себя и повысить компетенции.
Маркер проблемы: после прочтения задачи ты уже знаешь, что
нужно делать, вплоть до архитектуры БД.
Шаг 4: добавьте к решению работающую изюминку
Нужно найти то, что будет отличать решение твоей команды от
остальных. Всегда удивляет, когда авторы много рассказывают про
форму входа, сбора данных и мало про принцип работы. Хакатон это не
соревнование по разработке простых базовых форм. Зачастую авторам
задачи они не нужны у них уже есть экосистема продуктов и
инструменты для сбора персональных данных. Эту часть лучше
пропустить или сделать в последний момент если в задании не указано
иного, она не в приоритете. Потратьте это время на то, чтобы
заставить работать основную идею решения!
Маркер проблемы: команда начала сразу кодить решение без
обсуждения его ценности.
Шаг 5: работайте с экспертами всё отведённое время
На хакатоне всегда присутствует несколько отраслевых экспертов.
Рекомендую узнать как можно больше о них заранее и использовать их
знания и опыт по-максимуму они здесь для этого. Подготовьте вопросы
вместе с командой. Попросите эксперта оценить идеи, предложить
что-то от себя. Если вы закончили консультацию досрочно, значит
команда плохо подготовилась к встрече.
Маркер проблемы: перед встречей с экспертами у тебя нет к
ним вопросов или через 5 минут беседы тебе нечего спросить.
Шаг 6: на первом чек-поинте накидайте миллион идей
CustDev это ваше все! Если на первом чек-поинте команда
представляет одну (!) готовую идею решения, то, скорее всего, вы
слишком узко воспринимаете задачу, и это решение может быть очень
похожим на остальные. В таком случае будет сложно выделить решение
из общей массы и оценить его. Не торопитесь.
Накидайте сначала много идей, а эксперты помогут выбрать 2-3 самые
интересные. Главный вопрос, который необходимо себе задать для кого
это решение?
Маркер проблемы: вы не знаете своего пользователя или уже на
первом чек-поинте показали часть работающего решения.
Шаг 7: на втором чек-поинте уже должен быть представлен прототип
презентации
На втором чек-поинте команды представляют решение и обсуждают его
реализацию. Но часто упускают из вида, что должен быть готов
черновик презентации, чтобы эксперты могли проверить его и позже
оценить финальный результат.
Маркер проблемы: команда не начала делать презентацию и не
знает, кто будет выступать.
Шаг 8: на третьем чек-поинте необходимо уже представить свой
продукт как будет перед жюри, на время
На выступление перед жюри дается всего несколько минут. Надо
потренироваться, чтобы успеть сказать самое важное о твоем
продукте. Поэтому на третьем чек-поинте я как эксперт всегда прошу
команды выступить на время. Это очень помогает!
Маркер проблемы: презентация или ролик для выступления не
готовы.
Шаг 9: вам должны быть понятны критерии оценки
В самом начале хакатона внимательно прочитай и обсуди с экспертами
критерии оценки решений. Для каждого из них должен быть четкий
ответ в вашей презентации, чтобы жюри могли его оценить. Пойми,
если работа была проделана, но ты не рассказал об этом жюри, то они
не смогут догадаться о твоем успехе сами.
Не трать время на описание проблемы задачи жюри ее и так знает. Нет
смысла долго представлять участников команды и расписывать ваши
компетенции. Главное в презентации это рассказ о вашем решение с
учетом критериев оценки.
Маркер проблемы: ты не знаешь критериев оценки на
хакатоне.
Шаг 10: стойко воспринимай оценки и критику
Конечно, эксперты и жюри стараются быть беспристрастными. Но, тем
не менее, все оценки в той или иной степени субъективны и зависят
от представления проекта и мнений конкретного члена жюри. При
подведении итогов на треках, где заявилось много команд, часто
определяют судьбу 1-2 балла от одного человека, принимающего
решение. Поэтому вашей команде нужно изначально добиться большего
отрыва от остальных. Для этого нужно учесть все предыдущие
советы.
Я верю, что после прочтения этой статьи ты сможешь правильно
организовать свою работу на хакатоне. Удачи!