Кажется, что, если в интернете полно курсов, рекомендаций, статей,
то всему можно научиться самостоятельно. Но когда мы не понимаем, с
какого конца взяться за дело, мы его оттягиваем, складируем
закладки с полезными статьями, качаем книжки и по инерции
продолжаем делать, как привыкли.
Фокусировать, когда вокруг тысяча возможностей объективно сложно.
Вот ты читаешь базовую литературу, потом англоязычную статью, а в
итоге оказываешься на странном польском форуме в ветке от 2016
года. И он не относится к теме исследования. Что я хотел
узнать?..
До знакомства с моим неформальным ментором Алексеем Шинкаренко в
2017, я совершала какое-то невероятное количество действий, которые
мне казались проявлениями ответственной работы. Помню собственное
негодование, когда он прерывал меня в этой кипучей деятельности
вопросами Остановись, прекрати суетиться. Что именно ты сейчас
делаешь? Чтобы что?, рисовал майндмэпы, подсунул курс Business
Foundations на Coursera и задал основу структурного подхода к
обучению и работе.
Меня увлекла эта тема, и я пошла разбираться в ней с друзьями из
мира IT, которые соприкасались с этим явлением. Мы определили, с
чем может помогать ментор и как его искать. Как позиционировать
занятия, чтобы ментору тоже было интересно. А ещё я порассуждала,
почему на Западе этот формат привычнее.
Преимущество ментора перед курсом и книжкой
Давайте назовём это грубо шорткатом к цели: не важно, какой
карьерной или личной.
Ментор задаёт неудобные вопросы и сталкивает с некомфортными
моментами: возвращает к цели, замечает недостаточную декомпозицию и
оценки задач, отсекает лишнее и выступает в роли точки контроля,
чтобы убрать прокрастинацию.
1) Со стороны виднее, что тебе мешает
Свят Задорожный, технический директор HR-платформы Headz.io и
компании Shortex, говорит о том, что наблюдает сам в своей
практике:
Разберись, какую проблему решаешь, а потом ищи
человека. Наравне с хардскиллами, разработчикам нужна помощь с
навыками общения умением презентовать себя или свои идеи, общаться
с командой.
Ментор неформальный лидер для конкретного человека. Необязательно
это должен быть эксперт из той же области, даже если говорим о
развитии в профессии. Он точно в вопросе должен быть сильнее тебя,
но какой профиль у него будет, зависит от того, как ты определяешь
границы задачи.
Возьмём выгорание проблема возникает не только тогда, когда у тебя
неинтерсные задачи. Может, тебе не подходит программирование:
ментор это заметит быстрее, чем ты, потому что у него нет
заинтересованности в том, чтобы это не замечать, а у тебя есть.
Возможно, тебе интересно IT, но по складу личности ближе управление
продуктом или BizDev, тогда стоит сформулировать шаги по переходу в
другую профессию.
2) Дорожная карта с подводными камнями есть у тех, кто уже
проходил маршрут
Курсы и книги не решают задачи отсутствия опыта: когда в голове
куча возможностей, но на что сделать ставку в первую очередь? Когда
остановиться и вместо того, чтобы узнавать, начать действовать?
Одни из самых удачных кейсов концентрированного знания и
прикладного решения задач, с которыми работала, были в формате
консультаций с экспертом, который прицельно указывал на то, что
надо порешать в первую очередь, выводил на уровень большой
картинки.
Кирилл Осипенко, Product Manager в McKinsey & Company, считает, что
человек чаще всего даже сам может ответить на свой вопрос, но
ментор помогает сориентироваться и выявить слепые пятна:
Наставники не указывают туда ходи, а туда не ходи.
Фундаментальная роль менторства выводить на поверхность то, что
человек и так знает, и давать больше информации о том, что
скрывается за каждым из сценариев. Часто у человека есть ответ на
вопрос и внутреннее решение, и он формулирует его в вашем
взаимодействии.
3) Зрелый специалист знает правильную точку приложения
усилий
Наставник вовремя задаёт вопросы и останавливает. Переключение
между большой картиной и деталями это тоже навык. В процессе легко
вгрузиться в то, что займёт много времени, но сдвинет не к
результату, а от него.
Иван Евтухович, управляющий партнер Экспресс 42, поясняет:
Ментор это старший друг. Он находится не внутри процесса, а
сбоку, и может заметить, что что-то идёт не так.
Приведу пример: человеку привычнее делать то, что он уже умеет.
Если умеешь пользоваться молотком, хочется пойти забивать гвозди.
Надо подняться на один уровень и понять А для чего я это делаю?
При работе с начинающими разработчиками всегда видно, как им
хочется пойти кодить. А ментор остановит вопросом С чего начнёте? К
чему хотите прийти? Кому и в каком виде нужно то, над чем будете
работать? и отсечёт ненужные задачи, сфокусирует, не даст свалиться
на уровень реализации.
И ещё раз, только коротко:
- Работа с наставником похожа на шорткат к карьерной или личной
цели, потому что
- Ментор видит большую картинку и смотрит на неё непредвзятым
взглядом со стороны
- Ментор источник концентрированного знания: он знает людей,
самые подходящие инструменты, книги и видит подводные камни
- Ментор уже знает самые эффективные точки приложения усилий, и
повышает скорость роста
Менторство работает не только на рост в технических навыках:
чем ещё может помочь ментор?
Работа с ментором начинается с очерчивания границ вопроса, над
которым вы будете работать. Важно их установить в самом начале,
чтобы понять, хватает ли компетенций у ментора, чтобы работать с
задачей, а ещё, для того, чтобы договориться, как вы поймёте, что
цель достигнута. Отработка технической задачи очевидно займёт
меньше времени и сил, чем что-то более глубокое.
Свят Задорожный делает акцент на психологии процесса:
Во-первых,
ментор проявит глубинные цели: он выведет человека на более высокий
уровень, вы проработаете карьерные хотелки и пожелания. Можно
сравнить это с профессиональной психотерапией.
Во-вторых, он может тонко намекнуть оптимальный путь развития
покажет, что твоя цель достижима сотнями путей, чтобы ты мог
выбрать тот, что ближе.
В-третьих, вы обсудите, что тебя беспокоит синдром самозванца,
нелюбовь к предметной области проекта, деньги и неинтересные
задачи.
А ещё вместо того, чтобы сидеть фрустрировать и читать тысячу книг,
вы озвучите конкретные действия, на которых ты будешь
фокусироваться.
У программистов есть такая штука как rubber duck programming:
резиновую уточку для ванны ставишь перед собой и задаёшь ей свои
вопросы. В процессе мозг находит решение.
Людям часто не хватает исключительно того, чтобы грамотно озвучить
свою проблему, правильно структурировать её у себя своей голове, и
самому найти ответ.
Евгений Толмачёв, инженер группы разработки команды Api4biz в
компании Avito же говорит о более прикладных вопросах:
Задача
ментора не давать новичкам закапываться и помогать с направлением,
куда двигаться.
По опыту, большинство ребят уровня Junior приходят с идеалистичными
взглядами, потому что в книжках рассматривается концепция
совершенного мира.
Если говорить о чисто технической части, здесь ментору важно
подсказать, где проявить гибкость не в ущерб задаче сделать
упрощённый вариант и выпустить быстрее, не закопаться в
задаче.*
Самая дорогая ошибка застрять на реализации. Важно в этот момент
пойти за помощью, найти её и сделать, а не ковыряться самому,
растрачивая время впустую. Вот здесь обращение к ментору уместно и
полезно.
И ещё раз, только коротко:
- через наставничество можно не только решать вопрос прикладных
задач, но и проявлять глубинные цели
- это возможность увидеть дополнительные возможности
- с ментором можно проработать то, что волнует от низкой зарплаты
до конфликта с работодателем
- взять фокус на действия, а не на рефлексию
- не потратить время на детали
Как общаться, чтобы было комфортно обоим?
Знаю, что вот так просто подходить к тому, кто на голову опережает
в профессии, морально сложно. С чего начать, как зайти,
познакомиться.
Надо помнить, что если ты приходишь со слабой позицией и ощущением
попрошусь, чтобы меня научили, скорее всего откажут. Есть несколько
важных вещей, о которых надо серьёзно подумать и идти общаться с
правильным ощущением и готовностью, что действительно могут
отказать раз десять, но на одиннадцатый согласиться. И это будет
хорошо!
1) Сменить привычную парадигму учитель-ученик, задавать
недежурные вопросы, общаться на равных и брать ответственность
Наставничество имеет разные формы, главное здесь нет учителя и
ученика. Работа совместная через наводящие вопросы. Заниматься с
наставником можно через корпоративную программу по стандартному
плану и со знающим товарищем за кофе по субботам, вдвоём или
собирая группу.
Важно понимать несколько вещей для себя: какая у тебя задача, что
ты хочешь получить в итоге, и кто уже этот путь проходил. Нужно всё
это предельно чётко рассказать человеку, чтобы он мог принять
решение а сможет ли тебе помочь.
Организационные моменты частота встреч и обратной связи, формат
взаимодействия индивидуальны, главное, чтобы в этом была система.
Не бойся предлагать и быть инициативным.
Вдвоём вы разбираетесь, какие есть пути, с чего начать.
В этот же момент важно обговорить периодичность встреч, в каком
формате будете обсуждать прогресс, как ты будешь получать обратную
связь.
Для работы нужен запрос составить карьерный план на год или три,
развить конкретный навык, вырасти из Middle в Senior разработчика.
Нет понятной цели нет менторства. Разговор за кофе, пусть даже о
делах, больше похож на нетворкинг или консультацию.
2) Чётко понимать, в чём ценность ментора в общении с тобой, и
смело делать на этом акцент
В любом партнёрстве нужна зрелая позиция: сформулируй заранее то,
что ты готов предложить ментору время для помощи с его проектом,
знакомства или экспертизу.
Обязательно расскажи, что для тебя значит твоя цель. Вероятность
положительной реакции будет выше, если человек узнает, ради чего ты
идёшь к своей цели, и ему это откликнется. Может, ты готовишься к
запуску своего социального проекта, и тебе нужно прокачаться во
фрондтенде, чтобы улучшить экологию? Расскажи настоящую историю про
твои ценности, и обоим станет ясно, подходите ли вы друг другу.
Кирилл Осипенко:
Главное, не подходить к этому как к игре с
нулевой суммой, поскольку любой подобный разговор иметь ценность
для обеих сторон. Если ты делишься с ментором своей историей, то он
скорее всего тоже что-то в этом для себя находит новые знания,
новые отношения, возможность помочь. Вы вместе что-то создаёте
получается партнёрство.*
Важно помнить о балансе решительности и тактичности. Ты четко
представляешь то, что тебе нужно, и открыто об этом говоришь с
уважением к собеседнику. Я замечаю, что в контексте нетворкинга,
многие бояться обращаться напрямую (скажем, через LinkedIn), хотя,
если задуматься, терять при этом абсолютно нечего!
После того, как я уехал в Америку и получил там MBA в бизнес-школе
Чикаго, я остался на связи с компанией, которая помогала мне с
поступлением. Они проводят панельные дискуссии с выпускниками
американских бизнес-школ. Когда я приезжал в Москву, выступал у них
как спикер и знакомился. Одно из таких знакомств переросло в
менторство: молодой человек из аудитории проявил интерес, мы
обменялись контактами, написали пару email'ов, а это положило
начало нашим регулярным встречам, в которых мы оба растём.
3) Проявлять инициативу, исследовать самостоятельно сферу
интересов ментора и область, в которой хочешь вырасти
Не заходи к людям в холодную тебе самому нужно собрать первичные
данные для содержательного питча-знакомства.
Наблюдения очень помогают заметить мотивацию людей, разобраться в
том, что ими движет и найти подход.
Если тебе хочется попасть к определённому эксперту отрасли, есть
шанс услышать о том, что для него важно, в выступлениях: часто
говорят мне нравится видеть горящие глаза и много энергии это меня
заряжает, хочу работать с теми, кто интересуется не кодом, а
пользой, которую этот код создаёт.
Запоминай такие вещи, находи пересечения с тем, что тебя драйвит, и
пиши об этом.
Кирилл Осипенко говорит о разных сторонах мотивации:
Менторство
важная часть моей жизни. Для меня много значит быть полезным для
другого человека. Я получаю удовольствие, когда помогаю людям
размышлять. Если честно, я иногда задумываюсь о том, чтобы через
710 лет уйти на академическую позицию и начать заниматься
преподаванием.
Есть и более практические соображения: менторство развивает навыки
лидерства. А ещё в процессе менторских бесед иногда неожиданно
осознаёшь, что все советы применимы в первую очередь к своей же
собственной ситуации.
Свят Задорожный:
Мне интересно делиться специфичным опытом.
Например, как я решал нетривиальную задачу как выбирал фреймворки
на новом проекте. Там, где сейчас работаешь, такое может быть не
нужно, но кому-то это прийдётся кстати.
Наставничество возможность проявить и подтвердить свою экспертность
в кругу специалистов не на словах, а на деле. Часто получаются
крутые диалоги на темы, которые меня увлекают, и полезные
знакомства.
Считаю, что для настоящего ментора эта история не про деньги это
взаимное общение, интересное обеим сторонам.
И ещё раз, только коротко:
- Заходить к человеку за менторством нужно из позиции равного: а
это значит, очень чётко понимать, с каким запросом ты идёшь, почему
к этому человеку, что можешь предложить взамен и быть
инициативным
- Говорить о том, что вас объединяет смыслы, ценности, доносить
это смело и прямо
- Проявлять много любознательности и интереса к сфере и ментору:
это поддерживает огонь в ваших отношениях, вызывает расположение и
желание обучать
Почему на Западе формат наставничества более развит?
Классическое менторство появилось в западных корпорациях намного
раньше и стало стандартом, который постепенно перешёл от корпораций
в стартапы, а потом уже и в Россию.
По исследованиям Американского общества обучения и развития, в
355 компаниях списка Fortune 500 есть корпоративные менторские
программы. При этом 75% руководителей утверждают, что менторство
сыграло важную роль в получении ими этой должности.
В России менторство в компаниях понимается широко: иногда так
называют программы обучения у крупных игроков Яндекса, Mail.ru,
Авито, Сбертех, но подразумевают что угодно, в том числе оплаченный
доступ к онлайн-платформам, бюджет на обучение и performance
review.
Я предполагаю, что в Великобритании и США менторство органично
вплетено в деловые отношения из-за того, что люди привыкли активно
участвовать в жизни сообщества.
Например, есть понятие alumni association ассоциации выпускников
вузов. Студенты обращаются туда, чтобы понять расклады по рынку
профессий, подготовиться к собеседованию в конкретную компанию,
придумать план развития. А потому и во взрослой жизни обратиться к
коллеге по рынку за помощью вполне естественно.
Меня поразил рассказ
Юли Нечаевой, product-менеджера из Youtube, по мотивам её
обучения в Haas School of Business, UC Berkeley о том, что
натаскивать друг друга на интервью в компании вообще норма.
Кирилл Осипенко, выпускник MBA университета Чикаго, рассказывает: В
американской культуре принято сплочение вокруг чего-то
университета, организации, профессионального сообщества. Когда люди
рассказывают свои истории, они непременно говорят, что для них
важно чувствовать вклад в общее дело. У нас были встречи с
выпускниками, где они давали советы и проводили панельные
дискуссии. Подобные связи помогают не только в бизнес-школах: если,
например, писать людям в LinkedIn и ссылаться на какие-то
пересечения в плане образования или профессионального опыта, то,
скорее всего, ваши сообщения не останутся без ответа.
К слову, ментор необязательно один человек. Билл Райт-Сводл из
Дьюкского универсистета
озвучивал концепцию, что каждому неплохо обзавестить
собственным метафорическим Советом директоров (Board of directors)
знакомыми экспертами по разным дисциплинам. А затем устраивать
регулярные короткие встречи и наращивать навыки, а ещё обращаться с
точечными запросами. При этом хорошо, если они из разных контекстов
кто-то преподавал у тебя в вузе машинные алгоритмы, кто-то учился в
параллели и уже тогда обожал экономику, с кем-то вы сошлись на
первой работе. Такой подход даст широкий взгляд от людей из разных
профобластей, с разным опытом.
И ещё раз, только коротко:
- Хотя менторство инструмент с довольно очевидной пользой, в
России он распространён намного меньше, особенно в формализованном
виде
- На Западе он привычнее. Возможно, во много из-за того, что в
вузах есть ассоциации выпускников и традиция помогать друг
другу
- Ментор необязательно один человек. На разных стадиях и по
разным вопросам могут быть разные советники
Как найти ментора в наших реалиях?
1) Можно искать ментора самостоятельно на конференциях, в
социальных сетях и Facebook-группах о менторстве, по знакомым
В этом случае больше внимания стоит уделить исследованию своей
цели, понаблюдать за экспертами и понять, что ты можешь предложить
взамен, чтобы точно знать, к кому и зачем идёшь. Некоторые берут к
себе mentee за деньги. В Facebook есть группа
Наставников в диджитал.
Свят Задорожный рекомендует:
Начинайте с того, чтобы
определиться, а точно ли нужен эксперт именно в области IT? Может,
подойдёт кто-то с опытом по командной работе? Тогда и искать можно
в других местах например, в институтах коучинга.
Сформулируйте задачу и найдите тех, кто уже такое делал. Хотите
запустить стартап выпишите топ-50 успешных стартапов и найдите их
CTO в социальных сетях, предложите бесплатно или за символические
деньги сделать конкретный инструмент, который им может пригодиться.
Большая часть вам не ответит, но кто-то может откликнуться.
Занимайтесь больше нетворкингом, спрашивайте рекомандации зрелых
людей из отрасли. Я не советую искать менторов на конференциях: это
не топовые спикеры. Их не всегда видно, часто ребята с хорошим
практическим опытом даже не ходят в такие места, как HighLoad++ у
них просто нет на это времени и желания.
2) Можно устроиться в компанию, где уже практикуют
наставничество или даже обратиться к своему прямому руководителю в
текущем проекте
Обязательно уточняйте, какие конкретно процессы есть в компании.
Иногда наставничество в компании существует на уровне идеи, но не
на уровне реализации. Если пойдёте искать ментора в компании
предлагайте понятный процесс, как будете работать.
Тут всё зависит от компании, корпоративной культуры и
структуры.
На мой взгляд, важный блок задач CTO развивать команду:
архитектурные, технические и бизнесовые навыки людей. Делиться
знаниями и подходами, передавать особенности мышления и объяснять,
как ты принимает решения.
Такое не всегда поощряется на корпоративном уровне в больших
компаниях. Если в компании структура плоская, есть понятие команды
как единой сущности, где каждый может пообщаться с каждым CTO
вполне может выступать в роли ментора, и это будет идти на пользу
всем бизнесу и сотрудникам.
Структура сильно влияет на форму: часто ты физически не можешь
пообщаться с каждым. Когда у меня было три команды, я делал
обучающие семинары и воркшопы. При этом я рассказывал, как я думаю
и предлагал опробовать мои методы самостоятельно и рассказать, что
получилось в итоге.
При таком подходе все мотивированы, понимают бизнес-цель, знают,
что и зачем мы делаем, добавляет Свят.
3) Участвовать в проектах, где менторство вплетено в обучающий
процесс
Существуют образовательные программы, где есть групповое
менторство, сопровождение в решении задачи.
Ментор обсуждает задачу с командой многократно задаёт вопрос для
чего вы хотите это сделать?, подсказывает, как выбрать инструмент и
технологию, что нужно точно брать в работу, а что совсем не важно,
даже делится полезными контактами и инициирует мини-лекции по
острым вопросам.
Менторы указывают на слабые места проекта, рефлексируют вместе с
командой, почему вышло именно так, закладывают правильный подход и
мышление.
Познакомиться с форматом в таком ключе выходит проще, потому что не
нужно самостоятельно организовывать занятия.
И ещё раз, только коротко:
- Искать ментора можно самому, через компанию, где работаешь или
программы, на которых есть менторство.
***
В общем и целом, обращение к ментору вне зависимости от того, в
каком формате это будет работать у тебя это большой шаг в мир
возможностей. Однажды прочувствовав драйв совместной работы, можно
перенести этот же подход из рабочей сферы в другие, и быстрее
приходить к результату через экспертизу людей вокруг, самому быть
им полезным.
Требуется усилие, чтобы перейти из привычной модели учитель ученик
в позицию равного диалога, научиться задавать недежурные, настоящие
вопросы, которые продвигают вперёд, научиться быть смелым в
признании того, что пока чего-то не знаешь. Но оно точно того
стоит.
Кто писал
- Алиса Гозина-Плеханова, развиваю менторское сообщество;
Кто мне помогал
- Свят Задорожный, технический директор криптобанка Shortex и
HR-платформы Headz.io. Свят видел много разноплановых проектов и
наблюдал, как растут специалисты в больших компаниях и бодрой
стартаперской среде;
- Кирилл Осипенко, Product Manager в McKinsey & Company,
рассказал о своём опыте менторства и нетворкинга в США;
- Евгений Толмачёв, инженер группы разработки команды Api4biz в
компании Avito, прокомментировал, в чём он видит основную пользу
менторства;
- Иван Евтухович, управляющий партнер Экспресс 42, уже более 15
лет в отрасли. Иван долгое время был в разработке, а сейчас
занимается развитием бизнеса и привык фокусировать на вопросе
пользы для бизнеса.