Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Наставничество

Бесплатная Школа наставников для разработчиков, тестировщиков и аналитиков стартует 5 июля

04.06.2021 12:23:32 | Автор: admin
Школа наставников это онлайн-интенсив из 5 занятий, где обучают будущих наставников сервиса онлайн-образования Яндекс.Практикум.

Наставники это опытные IT-специалисты, которые отвечают на вопросы студентов и проводят воркшопы по особенно сложным темам курса. Специалисты совмещают наставничество с основной работой, в зависимости от курса это занимает от 6 до 12 часов в неделю. Это оплачиваемая занятость.



Наставники это как преподаватели в университетах?


Нет. Это не та система онлайн-образования, где преподаватель разрабатывает программу, проверяет работы студентов и проводит вебинары. У нас наставники помогают студентам преодолевать сложности в обучении: общаются со студентами в Slack, объясняют сложные темы, проводят групповые вебинары и поддерживают мотивацию.

Кроме наставников у студентов в Практикуме есть целая команда сопровождения на протяжении обучения:

  • код-ревьюеры проверяют работы ребят и дают фидбэк в письменном виде;
  • кураторы модерируют чаты со студентами, составляют расписание, следят за дедлайнами;
  • менеджеры поддержки помогают с вопросами в онлайн-тренажере.

Подробно о том, чем занимаются наставники можно почитать в посте Наставничество в IT: растём сами и помогаем расти другим.

Или посмотрите доклад руководителя факультета backend-разработки Сони Техажевой Наставничество, или как вернуть огонь в свои отношения с программированием (с 4:15:00).


Зачем Практикуму нужны наставники со стороны? Почему нельзя обойтись силами специалистов Яндекса?


Часть наших наставников это, действительно, специалисты разных проектов Яндекса. Но мы не ограничиваемся этим и ищем специалистов из других компаний. Во-первых, наставничество это дополнительная занятость в нагрузку к основной работе, не каждый специалист из Яндекса к ней готов, а это значительно сужает количество потенциальных наставников. Во-вторых, мы хотим демонстрировать студентам широту взглядов в разработке, дизайне, аналитике и маркетинге, для этого у наставников должен быть разнообразный бэкграунд.

Какие требования есть к наставникам?


Необходимо быть специалистом по одному из указанных ниже направлений от уровня мидл и выше. Опыт преподавания и наставничества это дополнительный плюс, но не критичное умение. Главное, чтобы потенциальному наставнику нравилось передавать знания, объяснять простым языком сложные вещи, чтобы он не чувствовал себя дискомфортно при повторяющихся вопросах от новичков.

Все наставники проходят Школу наставников: мы обучаем их перед тем, как они начинают общаться со студентами, и снабжаем всеми материалами.

Как происходит отбор в Школу наставников?


При регистрации нужно заполнить небольшую анкету и приложить резюме. Если вы подходите по опыту, мы предложим сделать тестовое задание, следующий этап приглашение в Школу наставников.

Как выглядит и сколько времени занимает Школа наставников?


Школа наставников это двухнедельный интенсив по общению и управлению командой. Вы узнаете, как передавать знания и опыт начинающим разработчикам и создавать условия для развития самостоятельности у студентов. Научитесь проводить воркшопы: мы объясним, как в онлайне сделать их вовлекающими, компактными и результативными.

В Школе наставники отрабатывают типичные образовательные ситуации и получают обратную связь. Вы научитесь работать с потребностями студентов и их мотивацией.

Обучение состоит из групповых созвонов и индивидуальной практики. Вас ждёт пять воркшопов в вечернее время продолжительностью 2,5 часа и небольшие домашние задания, рассчитанные на 30-60 минут.

Всем, кто успешно пройдёт Школу, мы предлагаем работу наставником.

Подробности


Наставничество можно совмещать с основной работой, оно занимает от 6 до 12 часов в неделю. Вознаграждение от 35 до 50 тысяч рублей в зависимости от курса и потраченного времени.

Прямо сейчас мы ищем наставников на направления:

  • Java-разработчик
  • Go-разработчик
  • Python-разработчик
  • Мидл фронтенд-разработчик
  • Инженер по автоматизации тестирования
  • Аналитик данных
  • Специалист по Data Science
  • Дизайнер коммуникаций
  • Менеджер проектов в IT

Старт новой Школы наставников 5 июля 2021 года. До этого необходимо оставить заявку и выполнить тестовое задание.
Подробнее..

Из песочницы Наставничество польза, история вопроса и рекомендации по работе с форматом

01.09.2020 14:23:02 | Автор: admin
Кажется, что, если в интернете полно курсов, рекомендаций, статей, то всему можно научиться самостоятельно. Но когда мы не понимаем, с какого конца взяться за дело, мы его оттягиваем, складируем закладки с полезными статьями, качаем книжки и по инерции продолжаем делать, как привыкли.

Фокусировать, когда вокруг тысяча возможностей объективно сложно. Вот ты читаешь базовую литературу, потом англоязычную статью, а в итоге оказываешься на странном польском форуме в ветке от 2016 года. И он не относится к теме исследования. Что я хотел узнать?..

До знакомства с моим неформальным ментором Алексеем Шинкаренко в 2017, я совершала какое-то невероятное количество действий, которые мне казались проявлениями ответственной работы. Помню собственное негодование, когда он прерывал меня в этой кипучей деятельности вопросами Остановись, прекрати суетиться. Что именно ты сейчас делаешь? Чтобы что?, рисовал майндмэпы, подсунул курс Business Foundations на Coursera и задал основу структурного подхода к обучению и работе.

Меня увлекла эта тема, и я пошла разбираться в ней с друзьями из мира IT, которые соприкасались с этим явлением. Мы определили, с чем может помогать ментор и как его искать. Как позиционировать занятия, чтобы ментору тоже было интересно. А ещё я порассуждала, почему на Западе этот формат привычнее.

Преимущество ментора перед курсом и книжкой


Давайте назовём это грубо шорткатом к цели: не важно, какой карьерной или личной.

Ментор задаёт неудобные вопросы и сталкивает с некомфортными моментами: возвращает к цели, замечает недостаточную декомпозицию и оценки задач, отсекает лишнее и выступает в роли точки контроля, чтобы убрать прокрастинацию.

1) Со стороны виднее, что тебе мешает


Свят Задорожный, технический директор HR-платформы Headz.io и компании Shortex, говорит о том, что наблюдает сам в своей практике: Разберись, какую проблему решаешь, а потом ищи человека. Наравне с хардскиллами, разработчикам нужна помощь с навыками общения умением презентовать себя или свои идеи, общаться с командой.

Ментор неформальный лидер для конкретного человека. Необязательно это должен быть эксперт из той же области, даже если говорим о развитии в профессии. Он точно в вопросе должен быть сильнее тебя, но какой профиль у него будет, зависит от того, как ты определяешь границы задачи.

Возьмём выгорание проблема возникает не только тогда, когда у тебя неинтерсные задачи. Может, тебе не подходит программирование: ментор это заметит быстрее, чем ты, потому что у него нет заинтересованности в том, чтобы это не замечать, а у тебя есть. Возможно, тебе интересно IT, но по складу личности ближе управление продуктом или BizDev, тогда стоит сформулировать шаги по переходу в другую профессию.


image

2) Дорожная карта с подводными камнями есть у тех, кто уже проходил маршрут


Курсы и книги не решают задачи отсутствия опыта: когда в голове куча возможностей, но на что сделать ставку в первую очередь? Когда остановиться и вместо того, чтобы узнавать, начать действовать?

Одни из самых удачных кейсов концентрированного знания и прикладного решения задач, с которыми работала, были в формате консультаций с экспертом, который прицельно указывал на то, что надо порешать в первую очередь, выводил на уровень большой картинки.

Кирилл Осипенко, Product Manager в McKinsey & Company, считает, что человек чаще всего даже сам может ответить на свой вопрос, но ментор помогает сориентироваться и выявить слепые пятна: Наставники не указывают туда ходи, а туда не ходи. Фундаментальная роль менторства выводить на поверхность то, что человек и так знает, и давать больше информации о том, что скрывается за каждым из сценариев. Часто у человека есть ответ на вопрос и внутреннее решение, и он формулирует его в вашем взаимодействии.

3) Зрелый специалист знает правильную точку приложения усилий


Наставник вовремя задаёт вопросы и останавливает. Переключение между большой картиной и деталями это тоже навык. В процессе легко вгрузиться в то, что займёт много времени, но сдвинет не к результату, а от него.

Иван Евтухович, управляющий партнер Экспресс 42, поясняет: Ментор это старший друг. Он находится не внутри процесса, а сбоку, и может заметить, что что-то идёт не так.

Приведу пример: человеку привычнее делать то, что он уже умеет. Если умеешь пользоваться молотком, хочется пойти забивать гвозди. Надо подняться на один уровень и понять А для чего я это делаю?

При работе с начинающими разработчиками всегда видно, как им хочется пойти кодить. А ментор остановит вопросом С чего начнёте? К чему хотите прийти? Кому и в каком виде нужно то, над чем будете работать? и отсечёт ненужные задачи, сфокусирует, не даст свалиться на уровень реализации.


И ещё раз, только коротко:


  • Работа с наставником похожа на шорткат к карьерной или личной цели, потому что
  • Ментор видит большую картинку и смотрит на неё непредвзятым взглядом со стороны
  • Ментор источник концентрированного знания: он знает людей, самые подходящие инструменты, книги и видит подводные камни
  • Ментор уже знает самые эффективные точки приложения усилий, и повышает скорость роста

image

Менторство работает не только на рост в технических навыках: чем ещё может помочь ментор?


Работа с ментором начинается с очерчивания границ вопроса, над которым вы будете работать. Важно их установить в самом начале, чтобы понять, хватает ли компетенций у ментора, чтобы работать с задачей, а ещё, для того, чтобы договориться, как вы поймёте, что цель достигнута. Отработка технической задачи очевидно займёт меньше времени и сил, чем что-то более глубокое.

Свят Задорожный делает акцент на психологии процесса: Во-первых, ментор проявит глубинные цели: он выведет человека на более высокий уровень, вы проработаете карьерные хотелки и пожелания. Можно сравнить это с профессиональной психотерапией.

Во-вторых, он может тонко намекнуть оптимальный путь развития покажет, что твоя цель достижима сотнями путей, чтобы ты мог выбрать тот, что ближе.

В-третьих, вы обсудите, что тебя беспокоит синдром самозванца, нелюбовь к предметной области проекта, деньги и неинтересные задачи.

А ещё вместо того, чтобы сидеть фрустрировать и читать тысячу книг, вы озвучите конкретные действия, на которых ты будешь фокусироваться.

У программистов есть такая штука как rubber duck programming: резиновую уточку для ванны ставишь перед собой и задаёшь ей свои вопросы. В процессе мозг находит решение.

Людям часто не хватает исключительно того, чтобы грамотно озвучить свою проблему, правильно структурировать её у себя своей голове, и самому найти ответ.


Евгений Толмачёв, инженер группы разработки команды Api4biz в компании Avito же говорит о более прикладных вопросах: Задача ментора не давать новичкам закапываться и помогать с направлением, куда двигаться.

По опыту, большинство ребят уровня Junior приходят с идеалистичными взглядами, потому что в книжках рассматривается концепция совершенного мира.

Если говорить о чисто технической части, здесь ментору важно подсказать, где проявить гибкость не в ущерб задаче сделать упрощённый вариант и выпустить быстрее, не закопаться в задаче.*

Самая дорогая ошибка застрять на реализации. Важно в этот момент пойти за помощью, найти её и сделать, а не ковыряться самому, растрачивая время впустую. Вот здесь обращение к ментору уместно и полезно.


И ещё раз, только коротко:


  • через наставничество можно не только решать вопрос прикладных задач, но и проявлять глубинные цели
  • это возможность увидеть дополнительные возможности
  • с ментором можно проработать то, что волнует от низкой зарплаты до конфликта с работодателем
  • взять фокус на действия, а не на рефлексию
  • не потратить время на детали

Как общаться, чтобы было комфортно обоим?


Знаю, что вот так просто подходить к тому, кто на голову опережает в профессии, морально сложно. С чего начать, как зайти, познакомиться.

Надо помнить, что если ты приходишь со слабой позицией и ощущением попрошусь, чтобы меня научили, скорее всего откажут. Есть несколько важных вещей, о которых надо серьёзно подумать и идти общаться с правильным ощущением и готовностью, что действительно могут отказать раз десять, но на одиннадцатый согласиться. И это будет хорошо!

1) Сменить привычную парадигму учитель-ученик, задавать недежурные вопросы, общаться на равных и брать ответственность


Наставничество имеет разные формы, главное здесь нет учителя и ученика. Работа совместная через наводящие вопросы. Заниматься с наставником можно через корпоративную программу по стандартному плану и со знающим товарищем за кофе по субботам, вдвоём или собирая группу.

Важно понимать несколько вещей для себя: какая у тебя задача, что ты хочешь получить в итоге, и кто уже этот путь проходил. Нужно всё это предельно чётко рассказать человеку, чтобы он мог принять решение а сможет ли тебе помочь.

Организационные моменты частота встреч и обратной связи, формат взаимодействия индивидуальны, главное, чтобы в этом была система. Не бойся предлагать и быть инициативным.

Вдвоём вы разбираетесь, какие есть пути, с чего начать.

В этот же момент важно обговорить периодичность встреч, в каком формате будете обсуждать прогресс, как ты будешь получать обратную связь.

Для работы нужен запрос составить карьерный план на год или три, развить конкретный навык, вырасти из Middle в Senior разработчика. Нет понятной цели нет менторства. Разговор за кофе, пусть даже о делах, больше похож на нетворкинг или консультацию.

2) Чётко понимать, в чём ценность ментора в общении с тобой, и смело делать на этом акцент


В любом партнёрстве нужна зрелая позиция: сформулируй заранее то, что ты готов предложить ментору время для помощи с его проектом, знакомства или экспертизу.

Обязательно расскажи, что для тебя значит твоя цель. Вероятность положительной реакции будет выше, если человек узнает, ради чего ты идёшь к своей цели, и ему это откликнется. Может, ты готовишься к запуску своего социального проекта, и тебе нужно прокачаться во фрондтенде, чтобы улучшить экологию? Расскажи настоящую историю про твои ценности, и обоим станет ясно, подходите ли вы друг другу.

Кирилл Осипенко: Главное, не подходить к этому как к игре с нулевой суммой, поскольку любой подобный разговор иметь ценность для обеих сторон. Если ты делишься с ментором своей историей, то он скорее всего тоже что-то в этом для себя находит новые знания, новые отношения, возможность помочь. Вы вместе что-то создаёте получается партнёрство.*

Важно помнить о балансе решительности и тактичности. Ты четко представляешь то, что тебе нужно, и открыто об этом говоришь с уважением к собеседнику. Я замечаю, что в контексте нетворкинга, многие бояться обращаться напрямую (скажем, через LinkedIn), хотя, если задуматься, терять при этом абсолютно нечего!

После того, как я уехал в Америку и получил там MBA в бизнес-школе Чикаго, я остался на связи с компанией, которая помогала мне с поступлением. Они проводят панельные дискуссии с выпускниками американских бизнес-школ. Когда я приезжал в Москву, выступал у них как спикер и знакомился. Одно из таких знакомств переросло в менторство: молодой человек из аудитории проявил интерес, мы обменялись контактами, написали пару email'ов, а это положило начало нашим регулярным встречам, в которых мы оба растём.


3) Проявлять инициативу, исследовать самостоятельно сферу интересов ментора и область, в которой хочешь вырасти


Не заходи к людям в холодную тебе самому нужно собрать первичные данные для содержательного питча-знакомства.

Наблюдения очень помогают заметить мотивацию людей, разобраться в том, что ими движет и найти подход.

Если тебе хочется попасть к определённому эксперту отрасли, есть шанс услышать о том, что для него важно, в выступлениях: часто говорят мне нравится видеть горящие глаза и много энергии это меня заряжает, хочу работать с теми, кто интересуется не кодом, а пользой, которую этот код создаёт.

Запоминай такие вещи, находи пересечения с тем, что тебя драйвит, и пиши об этом.

Кирилл Осипенко говорит о разных сторонах мотивации: Менторство важная часть моей жизни. Для меня много значит быть полезным для другого человека. Я получаю удовольствие, когда помогаю людям размышлять. Если честно, я иногда задумываюсь о том, чтобы через 710 лет уйти на академическую позицию и начать заниматься преподаванием.

Есть и более практические соображения: менторство развивает навыки лидерства. А ещё в процессе менторских бесед иногда неожиданно осознаёшь, что все советы применимы в первую очередь к своей же собственной ситуации.

Свят Задорожный: Мне интересно делиться специфичным опытом. Например, как я решал нетривиальную задачу как выбирал фреймворки на новом проекте. Там, где сейчас работаешь, такое может быть не нужно, но кому-то это прийдётся кстати.

Наставничество возможность проявить и подтвердить свою экспертность в кругу специалистов не на словах, а на деле. Часто получаются крутые диалоги на темы, которые меня увлекают, и полезные знакомства.

Считаю, что для настоящего ментора эта история не про деньги это взаимное общение, интересное обеим сторонам.


И ещё раз, только коротко:


  • Заходить к человеку за менторством нужно из позиции равного: а это значит, очень чётко понимать, с каким запросом ты идёшь, почему к этому человеку, что можешь предложить взамен и быть инициативным
  • Говорить о том, что вас объединяет смыслы, ценности, доносить это смело и прямо
  • Проявлять много любознательности и интереса к сфере и ментору: это поддерживает огонь в ваших отношениях, вызывает расположение и желание обучать

image

Почему на Западе формат наставничества более развит?


Классическое менторство появилось в западных корпорациях намного раньше и стало стандартом, который постепенно перешёл от корпораций в стартапы, а потом уже и в Россию.

По исследованиям Американского общества обучения и развития, в 355 компаниях списка Fortune 500 есть корпоративные менторские программы. При этом 75% руководителей утверждают, что менторство сыграло важную роль в получении ими этой должности.

В России менторство в компаниях понимается широко: иногда так называют программы обучения у крупных игроков Яндекса, Mail.ru, Авито, Сбертех, но подразумевают что угодно, в том числе оплаченный доступ к онлайн-платформам, бюджет на обучение и performance review.

Я предполагаю, что в Великобритании и США менторство органично вплетено в деловые отношения из-за того, что люди привыкли активно участвовать в жизни сообщества.

Например, есть понятие alumni association ассоциации выпускников вузов. Студенты обращаются туда, чтобы понять расклады по рынку профессий, подготовиться к собеседованию в конкретную компанию, придумать план развития. А потому и во взрослой жизни обратиться к коллеге по рынку за помощью вполне естественно.

Меня поразил рассказ Юли Нечаевой, product-менеджера из Youtube, по мотивам её обучения в Haas School of Business, UC Berkeley о том, что натаскивать друг друга на интервью в компании вообще норма.

Кирилл Осипенко, выпускник MBA университета Чикаго, рассказывает: В американской культуре принято сплочение вокруг чего-то университета, организации, профессионального сообщества. Когда люди рассказывают свои истории, они непременно говорят, что для них важно чувствовать вклад в общее дело. У нас были встречи с выпускниками, где они давали советы и проводили панельные дискуссии. Подобные связи помогают не только в бизнес-школах: если, например, писать людям в LinkedIn и ссылаться на какие-то пересечения в плане образования или профессионального опыта, то, скорее всего, ваши сообщения не останутся без ответа.

К слову, ментор необязательно один человек. Билл Райт-Сводл из Дьюкского универсистета озвучивал концепцию, что каждому неплохо обзавестить собственным метафорическим Советом директоров (Board of directors) знакомыми экспертами по разным дисциплинам. А затем устраивать регулярные короткие встречи и наращивать навыки, а ещё обращаться с точечными запросами. При этом хорошо, если они из разных контекстов кто-то преподавал у тебя в вузе машинные алгоритмы, кто-то учился в параллели и уже тогда обожал экономику, с кем-то вы сошлись на первой работе. Такой подход даст широкий взгляд от людей из разных профобластей, с разным опытом.

И ещё раз, только коротко:


  • Хотя менторство инструмент с довольно очевидной пользой, в России он распространён намного меньше, особенно в формализованном виде
  • На Западе он привычнее. Возможно, во много из-за того, что в вузах есть ассоциации выпускников и традиция помогать друг другу
  • Ментор необязательно один человек. На разных стадиях и по разным вопросам могут быть разные советники

Как найти ментора в наших реалиях?


1) Можно искать ментора самостоятельно на конференциях, в социальных сетях и Facebook-группах о менторстве, по знакомым


В этом случае больше внимания стоит уделить исследованию своей цели, понаблюдать за экспертами и понять, что ты можешь предложить взамен, чтобы точно знать, к кому и зачем идёшь. Некоторые берут к себе mentee за деньги. В Facebook есть группа Наставников в диджитал.

Свят Задорожный рекомендует: Начинайте с того, чтобы определиться, а точно ли нужен эксперт именно в области IT? Может, подойдёт кто-то с опытом по командной работе? Тогда и искать можно в других местах например, в институтах коучинга.

Сформулируйте задачу и найдите тех, кто уже такое делал. Хотите запустить стартап выпишите топ-50 успешных стартапов и найдите их CTO в социальных сетях, предложите бесплатно или за символические деньги сделать конкретный инструмент, который им может пригодиться. Большая часть вам не ответит, но кто-то может откликнуться.

Занимайтесь больше нетворкингом, спрашивайте рекомандации зрелых людей из отрасли. Я не советую искать менторов на конференциях: это не топовые спикеры. Их не всегда видно, часто ребята с хорошим практическим опытом даже не ходят в такие места, как HighLoad++ у них просто нет на это времени и желания.


2) Можно устроиться в компанию, где уже практикуют наставничество или даже обратиться к своему прямому руководителю в текущем проекте


Обязательно уточняйте, какие конкретно процессы есть в компании. Иногда наставничество в компании существует на уровне идеи, но не на уровне реализации. Если пойдёте искать ментора в компании предлагайте понятный процесс, как будете работать.

Тут всё зависит от компании, корпоративной культуры и структуры.

На мой взгляд, важный блок задач CTO развивать команду: архитектурные, технические и бизнесовые навыки людей. Делиться знаниями и подходами, передавать особенности мышления и объяснять, как ты принимает решения.

Такое не всегда поощряется на корпоративном уровне в больших компаниях. Если в компании структура плоская, есть понятие команды как единой сущности, где каждый может пообщаться с каждым CTO вполне может выступать в роли ментора, и это будет идти на пользу всем бизнесу и сотрудникам.

Структура сильно влияет на форму: часто ты физически не можешь пообщаться с каждым. Когда у меня было три команды, я делал обучающие семинары и воркшопы. При этом я рассказывал, как я думаю и предлагал опробовать мои методы самостоятельно и рассказать, что получилось в итоге.

При таком подходе все мотивированы, понимают бизнес-цель, знают, что и зачем мы делаем
, добавляет Свят.

3) Участвовать в проектах, где менторство вплетено в обучающий процесс


Существуют образовательные программы, где есть групповое менторство, сопровождение в решении задачи.

Ментор обсуждает задачу с командой многократно задаёт вопрос для чего вы хотите это сделать?, подсказывает, как выбрать инструмент и технологию, что нужно точно брать в работу, а что совсем не важно, даже делится полезными контактами и инициирует мини-лекции по острым вопросам.

Менторы указывают на слабые места проекта, рефлексируют вместе с командой, почему вышло именно так, закладывают правильный подход и мышление.

Познакомиться с форматом в таком ключе выходит проще, потому что не нужно самостоятельно организовывать занятия.

И ещё раз, только коротко:


  • Искать ментора можно самому, через компанию, где работаешь или программы, на которых есть менторство.

***


В общем и целом, обращение к ментору вне зависимости от того, в каком формате это будет работать у тебя это большой шаг в мир возможностей. Однажды прочувствовав драйв совместной работы, можно перенести этот же подход из рабочей сферы в другие, и быстрее приходить к результату через экспертизу людей вокруг, самому быть им полезным.

Требуется усилие, чтобы перейти из привычной модели учитель ученик в позицию равного диалога, научиться задавать недежурные, настоящие вопросы, которые продвигают вперёд, научиться быть смелым в признании того, что пока чего-то не знаешь. Но оно точно того стоит.

Кто писал


  • Алиса Гозина-Плеханова, развиваю менторское сообщество;

Кто мне помогал


  • Свят Задорожный, технический директор криптобанка Shortex и HR-платформы Headz.io. Свят видел много разноплановых проектов и наблюдал, как растут специалисты в больших компаниях и бодрой стартаперской среде;
  • Кирилл Осипенко, Product Manager в McKinsey & Company, рассказал о своём опыте менторства и нетворкинга в США;
  • Евгений Толмачёв, инженер группы разработки команды Api4biz в компании Avito, прокомментировал, в чём он видит основную пользу менторства;
  • Иван Евтухович, управляющий партнер Экспресс 42, уже более 15 лет в отрасли. Иван долгое время был в разработке, а сейчас занимается развитием бизнеса и привык фокусировать на вопросе пользы для бизнеса.
Подробнее..

Онбординг наставников или быстрое погружение в наставничество

08.02.2021 16:12:50 | Автор: admin

Тыбудешь наставником! Новый сотрудник выходит завтра именно так начинается история прото, как ястала наставником. Уновенького наставника рождается масса вопросов: Смогули я? Счего начать? Как преподнести информацию иничего незабыть?

При этом я в Екатеринбурге, а новый сотрудник в Москве. Страх, испуг и непонимание.

В Альфе мы решили бороться с такой ситуацией и придумали онбординг для новых наставников. В итоге мы получили подготовленного наставника и довольного испытательным сроком нового сотрудника. Но не будем забегать вперед, а начнем сначала.

Что мы сделали

  1. Придумали формат общения руководителя и наставника.

  2. Подготовили памятку для наставника.

  3. Создали обучение для новых наставников.

  4. Разработали процесс онбординга с шаблонами планов на 100 дней (испытательный срок).

Формат общения руководителя и наставника

Раньше руководитель пользовался разными каналам коммуникаций (почта, телефон, slack и прочее) для передачи информации наставнику, и из-за этого мог отправить не весь материал. В день выхода новичка наставник судорожно искал всю недостающую информацию, спрашивал руководителя, но возможность ответить сразу была не всегда.

Представьте себе ситуацию: руководитель забыл отправить в систему телефон новичка и рабочее место. Новый сотрудник звонит HR, HR ищет через руководителя телефон наставника, потом все вместе ищут рабочее место, которое зарезервировали под сотрудника. А в это время новичок сидит у входа в офис и ждет, негромко матерясь

Мы поняли, что нужно придумать формат общения руководителя и наставника и договориться о сроке предоставления информации до выхода сотрудника.

За неделю до выхода новичка руководитель передает всю информацию наставнику в формате:

  • ФИО

  • Мобильный телефон

  • Адрес офиса

  • Формат работы (удаленно или рабочее место)

  • Дата выхода

  • Команда и контакты product owner/project manager

  • Дополнительная информация

За неделю наставник успевает подготовиться к выходу сотрудника.

Памятка для наставника

Вы, наверное, подумаете, а зачем наставнику-то памятка, он же опытный специалист и так все знает, но наставник должен быть не только опытным специалистом, но и обладать другими не менее важными качествами.

  • Терпение. Наставник должен быть готов к частым и простым вопросам новичка, отвечать и рассказывать. Вопросов будет много. От новичка к новичку они будут повторяться, надо уметь отвечать на них так же нормально что в первый, что в десятый разы.

  • Умение формулировать свои мысли. Если мысль электрический ток, а наш язык передатчик, то важно передать мысли собеседнику без помех. Правильные формулировки помогают нам передать знания и опыт.

  • Желание передавать опыт. Поставьте себя на место новичка и поймите, как важно передавать накопленный у наставника опыт

  • Способность мотивировать. Мотивирующий наставник - это как топливо для двигателя, пока есть мотивация для новичка, двигатель работает и выполняет поставленные задачи

  • Чувствовать правильную атмосферу. Наставнику нужно понимать, в каких ситуациях оказывается новичок. Например, у сотрудника ремонт, переезд, поэтому стоит пару дней подождать и только потом рассказать сложный материал.

Еще в памятке мы описали шаги на каждый день испытательного срока.

До выхода новичка

До выхода новичка у наставника есть время лучше подготовиться к этому дню, потому что именно в этот день обязательно будет много совещаний, задач и не хватит времени на нового сотрудника.

За 2-3 дня до выхода наставник

  • Отправляет новичку SMS :

Привет! Меня зовут , ятвой наставник вАльфа-Банке. Твое рабочее место икартинку спояснением, как найти это место. Сейчас наставники работают удаленно, анекоторым новичкам приходится приехать впервый день вофис.

  • Проверяет, подготовлено ли рабочее место.

  • Отправляет приветственное письмо с полезными ссылками на первый день.

  • Назначает встречу на второй день после выхода, чтобы познакомиться и обсудить вопросы.

День первый (выход новичка)

Вот он, день Х. Наставник в ожидании, уточняет у новичка, удалось ли ему найти рабочее место, получилось ли зайти в учетную запись на ПК.

В первый день у новичка стресс, волнение, поэтому рекомендуется не слишком грузить его информацией, поэтому наставник:

  • проводит установочную встречу (созвон) не более 30 минут. На этой встрече рассказывает верхнеуровнево, как все устроено в команде, что примерно предстоит делать;

  • добавляет новичка в каналы коммуникации и знакомит с командой

  • добавляет в обязательные встречи;

  • создает план на испытательный срок по шаблону;

  • добавляет задачи в jira для прохождения обязательных курсов и испытательного срока;

  • создает обязательные встречи 45 дней, 90 дней прохождение испытательного срока.

День второй

Новичок уже чуть освоился, познакомился с командой и почитал статьи из приветственного письма наставника. Можно сильнее погружать в рабочий процесс.

Наставник во второй день проводит встречу (не более часа), на которой рассказывает:

  • как устроена система, которой будет заниматься новичок ;

  • как будет проходить испытательный срок;

  • знакомит новичка с планом на испытательный срок и критериями его прохождения (это важно, чтобы новичок не нервничал);

  • рассказывает о организационной структуре компании (отдела);

  • показывает задачи в jira;

  • находит бизнес задачу с product owner команды на испытательный срок.

Наставник помогает включиться новичку в работу, получить задачи на первое время и не чувствовать себя ненужным. Только вспомните, как часто вы слышали: Почитай это, почитай то и так проходила неделя, пока у наставника находилось время и задачи для вас

3-4 дни

Новичок знакомится с информацией в плане на 100 дней, а у наставника есть время заняться своими командными задачами и поставить еженедельную встречу 1-to-1 (не более 30 минут)

На встречах 1-to-1 наставник и новичок обсуждают вопросы по плану 100 дней, закрывают задачки из него. Также наставник интересуется, нравится он новичку или нет, так как наставник = друг. Эти встречи рассказывать информацию порционно. Новичок при этом чувствует поддержку и нет ситуации "Меня бросили и плыви как хочешь". Регулярность встреч поначалу 1-2 в неделю, потом уменьшается спустя месяц до 1-2 раз в неделю..

45-й день

Экватор, половина испытательного срока.

Наставник, руководитель и ребята из команды собираются вместе и задают вопросы новичку, делятся обратной связью.

Такая встреча позволяет вовремя подсветить сложности в работе или ситуации, которые нужно исправить, и дать новичку возможность за 45 дней исправить положение.

90-й день

Наставник за неделю начинает готовиться к этой встрече. Он запускает опрос для сбора обратной связи и готовит мини-презентацию с итогами. Опрос составлен так, что перекликается с планом на испытательный срок по темам.

Презентация состоит из трех частей:

  • слушаем нового сотрудника;

  • наставник показывает итоги опроса, подсвечивает зоны роста, плюсы и минусы;

  • техлид и product owner команды дают обратную связь.

Скриншоты опроса (много картинок)
Скрины презентации

В день Х все собираются (наставник, руководитель, новичок и команда).

Встреча проходит по формату:

  • Говорит новичок что удалось сделать за испытательный срок, что понравилось, а что нет.

  • Руководитель и команда дает обратную связь.

  • Наставник показывает план 100 дней и презентацию с итогами прохождения.

Главное не забыть поздравить новичка с прохождением испытательного срока и рассказать, что же дальше. Если новичок не прошел испытательный срок, тоже поддержать и дать обратную связь, почему так произошло.

Вы, наверное, думаете, что здесь слишком много информации для нового наставника? Чтобы наставник не потерялся по всей этой информации ему проводит обучение более опытный наставник.

Обучение наставников

Более опытный наставник (обучил 3 и более новичков) рассказывает, какие есть материалы, из чего состоит процесс онбординга и что нужно для успешного прохождения.

Наставники такие же люди, и каждому из нас нужно пояснить, рассказать, а не только читать памятку (инструкцию). Процесс и шаблоны планов на испытательный срок расписаны в статье Как мы унифицировали онбординг аналитиков удалённых каналов доступа.

Мы смогли привлекать к наставничеству большое количество аналитиков, потому что ребята перестали бояться неизвестности.

Сталкивались ли вы с подобным, когда впервые были наставниками?

Подробнее..

Наставничество в IT растём сами и помогаем расти другим

18.01.2021 14:21:57 | Автор: admin
Достигнув уровня мидла, разработчики не всегда понимают, как и куда развиваться дальше. Проекты требуют примерно тех же умений, и выполнять их сравнительно легко. Кто-то захочет пойти в техлиды, кто-то сделает ставку на горизонтальный рост и изучение новых языков программирования. А кому-то захочется сделать следующий шаг и начать работать с командой, передавать свои знания и руководить. Но для того, чтобы перейти на эту ступень, нужно прокачать софт-скиллы: уметь мотивировать, давать качественную обратную связь, разрешать конфликтные ситуации. Один из способов прокачаться в этом наставничество.

Это может быть наставничество в компании, когда более опытный сотрудник берёт на себя помощь более молодому. Или наставничество студентов, как у нас в Практикуме.



В этом посте разберемся, что вообще такое наставничество, что делает наставник и почему наставничество полезно не только новичкам, но и опытным программистам.

Кто такой наставник в Практикуме


Наставник это опытный специалист, задача которого помочь студенту преодолеть сложности в обучении, стать увереннее в себе и своих силах. Да, человек может всему научиться сам, и среди нас есть такие примеры. Но есть и те, кому важно, чтобы рядом был профессионал с большим опытом, который подскажет и поможет.

В Практикуме студенты осваивают всю теорию в онлайн-тренажёре и выполняют самостоятельные работы, которые проверяют код-ревьюеры. Наставники же помогают студентам пройти путь в новую профессию быстрее и эффективнее. Они делятся опытом, помогают с мотивацией, поддерживают и вводят студента в профессиональный контекст.





Каждый наставник курирует группу из десятков студентов: общается в Slack, проводит групповые вебинары, помогает со сложностями. И так на протяжении всего обучения.





Все наставники проходят Школу наставников: мы обучаем их перед тем, как они начинают общаться со студентами, и снабжаем всеми материалами.

Часто думают, что наставники в Практикуме это сотрудники самого Яндекса, но на самом деле у нас работают люди из множества других компаний: Сбербанка, MailRu Group, Huawei, Wildberries, Joom, АТОЛ, Хоум Кредит, Билайна.

Иногда к нам приходят наставники, открыто заявляя, что ищут себе джунов из числа студентов. И мы этому только рады, ведь это дополнительно помогает ребятам с трудоустройством.

Что делает наставник



Наставники часто заглядывают на выпускные студентов, и это всегда очень трогательный момент

1. Помогает идти к цели. С самого начала наставник помогает студенту определиться с целью и во время обучения ведет до неё оптимальным путём: где-то даёт конкретные знания, где-то помогает найти ответ на сложный вопрос, где-то поддерживает мотивацию.
Ключевая роль быть опорой, но не делать всё за человека, а направлять. Маленький ребенок идёт сам, но мама всегда рядом. Так же и ученик ещё не понимает, куда идёт, а наставник в случае чего подставит плечо, поддержит, не даст больно упасть и совершить неприятные ошибки. Наставник это связующее звено между теорией и реальной жизнью. Они рассказывают про кейсы на работе, личный опыт, проекты и задачи то, что не прочитаешь в книжках.

Ирина Гольцман, наставник на курсе Специалист по Data Science, руководит группой геолокации в Яндексе

2. Делится примерами из жизни. Общаясь со студентами, наставники рассказывают о своём профессиональном опыте, личных победах и фейлах. Такие истории важны, потому что они показывают студентам, что они не первые на этом пути и всем бывает нелегко.



3. Поддерживает. Наставник должен реагировать на эмоциональное состояние студента, потому что бывает, что студент не очень хорошо что-то усваивает или начинает выгорать. И в этот момент важно подключиться и помочь.



В большинстве российских компаний не очень принято хвалить людей за то, что они хорошо выполняют свою работу. В случае с обучением и первыми шагами хвалить студентов важно и нужно. Наставник обязательно даёт обратную связь и мотивирует студента.

Тут стоит сказать, чего наставник не делает: он не несёт ответственности за выбор и результаты студента. Наши студенты взрослые люди, и их развитие это их ответственность.

Тёмная сторона наставничества


Важно понимать, что наставничество это дополнительная работа, и она требует времени. Надо почти каждый день быть на связи в Slack и готовиться к вебинарам.

Вебинары это не основной канал обучения, а хорошее подспорье для наших онлайн-тренажёров и самостоятельных работ. На вебинарах наставники разбирают сложные темы и устраивают лайфкодинг. Темы вебинаров довольно серьёзные, нужно успеть нормально подготовиться и сделать презентацию, за которую не стыдно.
Нужно быстро и качественно проверять работы. По таймингу наставник должен укладываться с проверкой задания в 30 минут. У меня получалось успевать далеко не всегда. Проверять домашние работы нужно в среднем раз в две недели. Кроме этого, есть ещё вебинары для группы, где участникам курса надо объяснить какую-то тему. В общей сложности на эту работу трачу по 810 часов в неделю.

Иван Черданцев, наставник на курсе Специалист по Data Science, тимлид в компании Rubbles
[Уточним, что наставники проверяют работы не везде, на курсах школы программирования это делают код-ревьюеры.]

Никто не застрахован от получения не самых лестных отзывов от студентов. Все люди разные, кто-то может считать, что ему уделяют недостаточно внимания, кто-то будет недоволен манерой конкретного наставника объяснять, кто-то просто начнёт стрессовать от обилия новых тем. Конечно, мы меняем наставника, если у ребят не получилось сработаться, но в целом это может демотивировать обе стороны процесса.

А если наставник очень болеет за своих студентов и искренне переживает за их неудачи, то это дополнительный стресс для него.

Что наставничество даёт самому наставнику


1. Дополнительную уверенность в себе и своих лидерских качествах
Наставник в условиях, приближенных к реальным, оттачивает менеджерские обязанности, понимает, что ему нужно подкрутить и поправить: давать полезную и развивающую обратную связь, работать с мотивацией, сохранять собственные границы, быть навигатором для новичков в новой сфере. После такого опыта вы не будете бояться управлять командами, а ещё это может стать удачной строчкой в резюме, если вы рассчитываете на управленческую позицию.
Моя руководительница перешла в другую команду, возник вопрос: искать нового руководителя или назначить кого-то из нас? Моя начальница предложила мне занять её место. С учетом того, что у меня был опыт наставничества, я этого не так испугалась это был новый этап. Если бы у меня не было этого опыта, я бы не была уверена, что смогу.

Ирина Гольцман
2. Развитие софт-скиллов
Наставничество отличный инструмент для прокачки софт-скиллов. Вам придётся общаться с разными людьми, объяснять им сложные вещи и находить подход к каждому. Вы научитесь давать обратную связь и решать конфликтные ситуации.
С софт-скиллами и хорошим уровнем программирования шансов на успех в своём деле больше, чем с одним только хорошим уровнем программирования. Конечно, есть специалисты, которые отлично пишут код и не любят общаться с людьми, но чтобы развиваться и делать карьеру, им нужно писать код условно лучше всех. Если ты такого уровня обеспечить не можешь, то без софт-скиллов тебе будет тяжеловато.

Иван Черданцев
3. Умение передавать знания и делегировать
Даже если в будущем вы не рассчитываете занять должность, которая будет основываться на этом умении, оно в любом случае пригодится. Чем доступнее вы что-то объясняете и делитесь знаниями, тем проще работать всем. Например, вам гораздо проще будет проводить онбординг новых команд или отдельных сотрудников.
Мне было сложно делегировать то, что я могу сделать сама, не потратив кучу времени на объяснение. У меня не было понимания, что наставничество это не когда ты разжёвываешь и всё делаешь за человека, а когда помогаешь ему самому в чём-то разобраться. Раньше я не давала самому человеку потыкаться, ошибиться, а потом прийти ко мне. После того, как я глубже разобралась в том, как происходит наставничество, осознала, что не нужно всё делать за человека. Тут есть тонкий момент перехода от момента я показываю ты слушаешь до ты сам делаешь.

Ирина Гольцман
4. Отчётливое понимание проблем новых сотрудников
Если вы давно работаете в компании или в конкретной команде, вы, скорее всего, забыли то самое чувство новичка. Из-за этого вы можете не заметить какие-то сложности, которые возникают у новых сотрудников во время испытательного срока или стажировки. Работая со студентами, вам придётся вспомнить о том, каково это погружаться в новую тему, адаптироваться в коллективе. Это поможет лучше понимать новых сотрудников и находить им подходящее место в команде.

5. Новые знания
Да-да, наставничество это тоже своего рода обучение. Как бы вы ни разбирались в теме, всегда может найтись студент, который со своим свежим взглядом задаст неожиданный вопрос, и для ответа на него придётся порыться в учебниках или мануалах, попутно узнавая новое.

6. Возможность побороть синдром самозванца
Наставничество и опыт объяснения сложных терминов очень хорошо помогают справиться с этим синдромом. Вы передаёте знания, вас слушают, задают вопросы, вы прокачиваетесь вместе с аудиторией вы не самозванец.

7. Любовь и благодарность
Наставники получают от студентов много любви и благодарности. Представьте себе: вы девять месяцев ведёте человека, а он бац и устраивается в Intel или в ivi. Или в менее известную компанию, но всё равно добивается своей цели получает новую работу. И вы ему в этом помогли. И это огромный кайф.

Школа наставников


Для желающих работать со студентами в Практикуме создали Школу наставников. Это двухнедельный интенсив о том, как взаимодействовать со студентами и передавать знания. В него входит пять вебинаров по 2,5 часа и небольшие домашние задания, рассчитанные на 3060 минут.

В школе рассказывают про здоровую коммуникацию и мотивацию, учат объяснять сложные вещи простыми словами, отрабатывать конфликтные ситуации и проводить ёмкие и понятные воркшопы. Обучение будущих наставников бесплатное. Ближайший набор стартует в марте.

Если вам интересно узнать про школу подробнее, дайте знать об этом в комментариях, и мы подготовим об этом отдельный пост.

Что посмотреть


Доклад руководителя факультета backend-разработки Сони Техажевой Наставничество, или как вернуть огонь в свои отношения с программированием (смотрите с 4:15:00).


Что почитать


Книги, которые рекомендуют наши наставники.

  1. Ненасильственное общение, Маршалл Розенберг про суть процесса ненасильственного общения: множество примеров, где, когда и как им пользоваться.
  2. Джедайские техники, Максим Дорофеев про то, как оперативно и с пользой для себя и окружающих очистить папку Входящие, создать работающий список задач и добиваться результатов.
  3. Rework: бизнес без предрассудков, Джейсон Фрайд и Дэвид Хайнемайер Хенссон про то, как начать свой бизнес параллельно с основной работой.
  4. Remote: офис не обязателен, Джейсон Фрайд и Дэвид Хайнемайер Хенссон про продуктивную совместную работу удаленно, в любом помещении, в любом регионе, когда угодно и где угодно.
  5. Кто. Решите вашу проблему номер 1, Джефф Смарт и Рэнди Стрит про решение главной проблемы бизнеса сегодня по версии The Economist неэффективного найма.


Будем рады, если напишете в комментариях своё отношение к наставничеству, как со стороны ученика, так и наставника: плюсы, минусы и болевые точки, которых хотелось бы избежать.

А если вы увидели в себе будущего наставника смело подавайте заявку в Яндекс.Практикум и станьте героем, который ведёт своих учеников к поставленным целям.
Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru