Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Туризм

Золотое кольцо скучнейших экскурсий как это пытаются исправить

10.09.2020 14:18:39 | Автор: admin
Привет! Мы сейчас всерьёз упарываемся по развитию внутреннего туризма. Обычно я пишу про эту часть работы не на Хабр, но на днях появился один крутой пример, по которому можно отследить интересное продуктовое мышление и UX-подход. В реальном мире. В общем, компания внезапно поняла, что мир изменился, старые подходы не работают, и вообще-то вокруг есть много крутых технологий. Меня позвали как эксперта всё это оценивать и тестировать раннюю альфу турпродукта, и я просто хочу показать, как рациональное мышление может повлиять на туризм.

Итак, у нас есть экскурсии по Золотому кольцу России. Для пенсионеров это желанное приключение, для молодёжи особый подвид предельно скучного и бессмысленного занятия. 20 храмов за 3 дня, Самые нудные экскурсоводы, сыпящие датами, Очереди в банальных местах вроде заселения в отель это из отзывов. Думаю, вы и сами можете себе всё это представить.


Вот так должно выглядеть заселение в отель: без людей и анкет, чёрт побери!

Первый вопрос к любой деятельности это зачем она делается. Обычно после грамотных ответов процентов 20 проектов в компании можно закрывать, потому что они плюс-минус бессмысленны. Второй вопрос как всё декомпозировать и переделать каждый кусочек в соответствии с целью.

В примере подошли немного иначе: переписали всё, что бесит, и просто начали думать, как это убрать. Подход, очень знакомый мне по рознице это способ резко поднять уровень сервиса до небывалых высот. Давайте пройдёмся по тому, что конкретно сделали в этом примере.


Пробки на выезде из Москвы


Туроператор Анкор делает туры с 96-го года. Сначала была Европа, в какой-то момент добавилась Россия. Наш маршрут Золотое кольцо. Цель альфа и бета-тесты с группой экспертов. Сюрпризы пошли сразу: мы выехали утром понедельника. Большинство тургрупп отправляется на выходных, как раз тогда, когда народ едет в этом направлении на дачу, а возвращается вместе с теми, кто едет на работу. Это даёт примерно 2 часа потерь в первый же день.

И вот всего 50 лет туризма нужно, чтобы понять, что начать отправляться можно в понедельник.

Почему так? Потому что большинство туров по кольцу это туры выходного дня плюс пара будних. Но, внезапно, туристы могут выезжать и без привязки к выходным. Этот тур спланирован как модуль группы развлечений, чтобы туристы (в том числе иностранные) могли гулять по Москве на выходных. Программа такая: приехали в пятницу, погуляли по городу, осмотрели фрагмент Ленина и выставку достижений китайского хозяйства, а на будние взяли Золотое кольцо. По будням свободнее отели, рестораны, нет очередей на входах в кремли и нет пробок. Логистика становится предсказуемее, и можно закладывать меньшие интервалы на если застрянем. Это значит, что будет меньше скучных историй, когда приехали раньше и нужно тянуть полчаса.


Если вы забыли дома компас и карту, то отличить границу Московской области можно по торговым автоматам

Ужимание гида


Одна из самых страшных историй это когда гид на Золотом кольце на полном серьёзе намерен прочитать двухчасовую карательную экскурсию. В нашем эксперименте Анкор попросил гидов на каждой точке читать сокращённые версии экскурсий.

Например, на комплекс в Суздале было заложено 2 часа, а надо уложиться в час. Золотая кладовая 15 минут, показать, что она есть, дать сделать фото, подсветить 3 главных объекта. Колокола показать, что они звенят и сказать, как сложно это всё, показать звонаря за работой. Тюрьма показать, что там сидели немцы (важно для иностранных групп) и пару камер. Архитектура и огород ещё 15 минут.

Результат получился странный. Никто вообще не поменял программу. Часть гидов просто игнорировала на тайминги (Ну как так-то, экскурсию же надо рассказать), а потом обижалась на то, что мы не идём в ещё какую-то часть комплекса. Другая часть поняла про тайминги, но не поняла про контент, и просто говорила в два раза быстрее. Что довольно страшно вообще-то, особенно, когда тебя засыпают датами. Меня особенно поразила экскурсия в Ярославле, где гид до кучи не ответила ни на один вопрос (это будет дальше по экскурсии, не отвлекайте).


Рассказывать 18 минут про одно украшение? Подержи моё пиво!

Ещё одна проблема то, что гиды во многих городах любят деньги больше, чем впечатления туристов, и не дают приезжим проводить экскурсии по своим комплексам. То есть нужно привезти им туристов, отдать гиду на месте деньги, и он сделает экскурсию. Схема отдать деньги юрлицу и провести свою экскурсию тоже не работает, только местный гид, только хардкор. Просто не пускают на территорию комплекса не своих, не дают вести экскурсии, не сертифицируют и вообще мешают организационно.

Как вы, возможно, знаете, это сейчас успешно решается IZI travel и другими аудиогидами, просто напрочь выбрасывающими местных гидов с рынка. К сожалению, в том же IZI при прекрасных экскурсиях по Европе и всяким окраинам есть невероятное количество той же залепухи с мешаниной дат и имён всех отпрысков царя, что и в речи официальных гидов. С прекрасными интонациями моей школьной учительницы по литературе, которая надолго привила ненавсить к русской классике ученикам.

В итоге Анкор решил переходить на масс-персонализацию с помощью мобильного приложения для группы. Но сначала надо поговорить о том, что группы планируются мультиязычные.

Мультиязычные группы


Аудиогид не привязан к языку. С коллективом из русских туристов может поехать пожилая пара немцев, американец, четверо французов и молчаливый японец. Это решает сразу огромное количество проблем от раннего бронирования (критичного для Европы у нас не каждый оператор может обеспечить выезд в нужные даты, если предупредить за полгода) до контента. Иностранцы хотят общаться с настоящими русскими жителями, и для них это очень ценно. Это мы знаем по опыту Транссиба, когда самое большое счастье сутки ехать в плацкарте с мужиками в пижамах (на самом деле, майках-алкоголичках до колен), не знающими языка, но старающимися дружить. Как умеют. Кончается, конечно, катастрофически, но всем нравится.

Нашим тоже интересно, как японец откроет бутылку казацкой шашкой (похожей на катану, точнее, пехотную саблю сингуто), на что похож вкус борща для французов, можно ли споить американца, и что немцы думают по поводу дороги от Гаврилова Посада до Иваново.

В общем, впечатления на каждом шагу просто из взаимодействия с окружающим миром. Русский, немец и поляк пошли как-то в баню.... Единственный момент в том, что иностранцы обычно хотят как минимум один рынок и побольше русского быта. Быт здесь будет в общении с другой частью группы, а рынок будет сокращён до чего-то необычного ярмарочного, всё же нас развалами с рыбой удивить сложно.

В тестах мы тоже общались между собой потихоньку и узнавали новое. Владелец парка автобусов рассказал, как правильно сливать бензин при всех датчиках. Туроператор что было, когда в Италии ночью угнали автобус (группа не заметила). Гид как в Амстердаме купили групповые билеты на метро, а полицейский пытался разогнать экскурсию со словами демонстрации запрещены. Я знаю, что делают геологи, когда уходят в кусты пописать на трассе, а автобус уезжает. Узнал, что страховка не покрывает попадание в дурку в Европе, ну и услышал, как бабушка сдала в Лувре в сейф кастрюлю с тушёнкой.

Но, как вы понимаете, всё равно нужно что-то, что заменит гида.

Масс-персонализация


Это технология, когда продукт построен так, что кажется вам нежной ручной сборки, но на деле автоматизировано собран под вас. Первой ласточкой был Диснейленд ещё в аналоговый век.

Предполагается, что это будет приложение на терминале в автобусе или на телефоне туриста, которое умеет делать следующее:
  • Проигрывать аудиоблоки по несколько минут про то, что сейчас видит группа.
  • Запускаться от координат или от команды гида (гид предлагает перейти к такому-то фрагменту).
  • Трекать гида, автобус и туалеты на карте и отвечать на запрос координат (гид просит отправить геопозицию, да/нет).
  • Показывать разные вспомогательные вещи вроде карты кремлей, калькулятора валют, адреса отеля, программы на день и так далее.

Интересное, конечно, с блоками гида. Во-первых, весь маршрут нужно декомопзировать на блоки по 3-5 минут. Во-вторых, каждый блок нужно не только перевести, но локализовать. Когда мы говорим про квас, всем всё понятно. А вот японцу нужно будет пояснить, что такое этот русский хлебный перебродивший сок. Опять же, нам, возможно, интересно, какая связь между Киевом и Москвой через исторического персонажа, а вот иностранцам пофиг то есть каждый кусок подаётся с учётом специфики. Предполагается, что модуль делится на ядро (что нужно точно рассказывать) и локаль-часть (обычно около 15% дополнений).

Тематические блоки тоже варьируются. Понимание региона отличается для разных локалей, в каждом регионе подсвечивается одна из ценностей или особенностей, объясняется культура. То есть к моменту приезда в город какой-то фон уже есть. Самое сложное музеи из большого объёма сделать главное и интересное.

Как вы понимаете, доведенная до ума такая схема в целом позволит не только избавиться от местных скучных гидов, но и тестировать каждую экскурсию по интересности по каждому блоку. А, ну и да, снять человеческий фактор вместо гида будет робот. А сам сопровождающий сосредоточится на решении проблем туристов.

Итого этот план позволит и выравнивать загрузку, и добавлять приключений между иностранцами и россиянами и вообще звучит круто. Но остро нуждается в тестах. Пока эта часть для туркомпании самая сложная, потому что, очевидно, они не разработчики.

Автобус с розетками и большим расстоянием между креслами


Люди живут с гаджетами, и поэтому на каждом пассажирском сидении автобусов оператора есть USB-розетки. Поскольку планируется делать мобильное приложение с языковыми версиями, так и так электросеть нужна либо под терминалы, либо под зарядки. Вайфая нет, но почти везде по пути (за исключением пары мест по 20 км между городами) есть хорошее сотовое покрытие.


Большое расстояние между креслами = спинка нормально откидывается. Вторая кнопка сбоку сдвиг на 6 см в сторону прохода.

Заселение до экскурсий


Канонический путь ушатать группу вусмерть пятью экскурсиями, а потом привезти в отель и заселить вечером. Чтобы спали ровно и не выделялись по городу. Селить днём почти нельзя: ведь туристов водят по музеям, а музеи в регионах закрываются рано, обычно 17:00, максимум 18:00.

Наши протагонисты выбрали другой подход: заселение обычно сразу после переезда (то есть днём), а после обзорная экскурсия по очередному городу и ужин в ресторане. То есть люди могут бросить часть вещей, переодеться под погоду в городе, принять душ, что-то поставить на зарядку и так далее. Обычно на заселение примерно минут 20-25 до обеда, и этого времени хватает. В тестах было видно, что люди, в целом, не склонны пропускать обеды, поэтому на следующую экскурсию никого ждать не приходится.

Классическое заселение выглядит как верх идиотизма бронирование идёт с копией паспорта, а потом туристы встают на стойке в очередь на получение ключей и проходят стандартные процедуры: заполнение анкеты, ксерокопия первой страницы паспорта, получение ключа. Да, это по полторы минуты на номер, но при группе 20 человек уже проблема. Что характерно, никто не задумывается, что примерно половина действий бессмысленна.

Сканы паспортов можно взять из почты и распечатать они отправляются при бронировании. Ключи можно разложить на стойке и подписать фамилиями туристов пусть расхватывают сами. Анкету можно давать либо при выселении, либо положить в номер и попросить заполнить к выселению.

Анкор проинструктировал отели по дороге сделать именно так. Для двух даже при наличии подробного объяснения, как улучшить процесс, это оказалось шоком. И сделать правильно они не смогли. Я ни разу не удивлён, потому что вижу такое почти в каждой стране. Но всё же один раз получилось на 100% правильно.

Отдельно стоит сказать про выбор отеля. Как в путешествиях по миру ты никогда не угадаешь, как именно работает кран в душе, так и в наших отелях самый первый квест найти розетку. На Золотом кольце ныкание розеток выделяется особой изобретательностью: я видел и всего одну в комнате для холодильника, задвинутую столом; и подключенную прямо в линию подложку для чайника без розетки; и единственную розетку около входа в номер, видимо, для обуви. К счастью, наконец-то нашлись люди, которые выбирают отели в том числе по одному из весовых коэффициентов удобная розетка.

Правильная еда


Знаете, что иностранцы говорят в Ярославле, когда идут обедать? Опять этот красный суп!. Потому что на Золотом кольце каждый ресторан старается удивить традиционной русской кухней. В итоге у нас на первое всегда борщ, на второе всегда картошка с мясом в разных формах, салат селёдка под шубой, а десерт водка. Три раза в день каждый день в разных местах.

Надо сказать, что рестораны почувствовали это по отзывам и начали менять предложение. Кто-то уходит во фьюжн-кухню, кто-то пытается играть компонентами и так далее. Получаются знакомые блюда, приготовленные так, что их хочется пробовать. Ну, знаете, разница между классической перловой кашей и вот этим с куриными сердечками как между Терминатором и Терминатором 2:



А так надо просто заказывать разные блюда, а не отдавать выбор на откуп заведению с их набор еды туристу 1.

Завтрак: когда в отеле большой поток туристов, то обычно есть шведский стол, и это устраивает всех без исключения. Я сейчас не говорю про финский шведский стол, означающий можешь выбрать из супа и трёх видов сухарей, но пополнять тарелку можно сколько угодно. У нас ещё до такого не дошли, к счастью. Когда поток поменьше, либо оператор ужимает бюджет, накрывается комплексный завтрак, состоящий из реальной каши с хлебом и мнимой части. Так вот, группам нужен континентальный завтрак, если он порционный потому что наши любят поесть, а иностранцы должны чувствовать, что русские пытаются убить их едой. Это называется гостеприимство.

Обед и ужин на турпрограмме важны не только едой, но и сервировкой. Люди вообще-то ездят переключать картинку и вырываться из обычной рутины, и часть впечатления чтобы всё было похоже на праздник. Обедать в столовой даже на Золотом кольце не круто.

Ещё фиксы


Организатору до выезда нужно рассчитать график туалетов и проверить их. Если на точке с санузлом проблема (он создаёт бутылочное горлышко, он создаёт неизгладимое впечатление и т.п.), то в этом месте экскурсии не будет, либо она будет очень короткой, в районе 15 минут. Подводить иностранцев к дырке в полу вообще очень интересно для погружения в атмосферу Древней Руси, но цель не в этом. Как мне кажется, причинять душевные страдания это всё-таки принцип оказания государственных услуг (почти в любой стране), а не коммерческих.

Потом язык гида: предполагается максимально простой. Сейчас уже спам-маркерами считаются причастные обороты, больше трёх дат на блок и так далее. Сейчас уже обкатываются в тестах фрагменты для Золотого и Усадебного колец. В общем, верной дорогой идут товарищи.

В ходе тестов кто-то из экспертов отметил, что 56% впечатлений от экскурсовода складывается по тембру голоса. То есть в отзывах бывает он заботливый, добрый, но поменяйте, голос с нотками визга пенопласта по стеклу. Точнее, обычно это сформулировать не получается, но людей бесит. Ещё нужно в аудиоблоках постоянно чередовать женский и мужской голоса, чтобы было оживлённее.



Что интересно, ещё подход с приложением и языковыми блоками открывает турпродукт интровертам. Сейчас эта аудитория очень сильно недооценена из-за того, что нормальный интроверт просто не поедет в автобусе с очень высокой вероятностью. Кстати, потому, что нужно ходить за гидом и ловить его слова, что очень напрягает на экскурсиях. В рамках теста мы ходили с радиогидами (не было записанных блоков, но гид давала тот же материал в канал), что оказалось очень крутым. Ощущение почти как от самостоятельной поездки даже если ты через два квартала от группы рассматриваешь отличного мутольва в узоре на стене, можно услышать про то, что монголы вовсе не при делах при сожжении Суздальского кремля. Кстати, наш гид рассказывала, что в автобусах есть штатная переключалка на радиомикрофон, но её мало кто использует. Как-то благодаря этому её экскурсия транслировалась на 17 автобусов на площади.

В общем, получается довольно интересно под нишевую аудиторию. Продукт чуть дороже обычного, но заплатить 5-7% сверху за то, чтобы не вспоминать детскую травму от советского экскурсовода такие люди есть. Собственно, я очень хорошо знаю из своих исследований, что около 18% людей считают вообще любые путешествия по России унылыми. Тут надо сказать, что Анкор вообще-то уже доказал, что умеет раскрывать нишу до целого рынка. В 96-м году они возили в Париж и Рим, тогда запрос был на 5 стран за неделю на автобусе. Потом появился неожиданный запрос на комфорт: стали стыковать самолёт в Европу и автобус на месте, а для иностранцев чтобы в России была ночь в поезде. Для немцев, например, это дико прикольно, потому что поезд просто не может столько ехать, чтобы там спать. Потом запрос наших туристов эволюционировал на тематические экскурсии, и Анкор стал возить своих гидов (получалось дешевле, чем нанимать на месте). Уже где-то в 2005 стало важно переходить к качественному контенту внутри тура: чтобы и отдых, и изыски, и тематичность. Уровень гидов менялся: нужен был не только знаток, но и психолог, понимающий, какая тактическая обстановка в автобусе. Кроме выбора темы ещё важно делать так, чтобы хотя бы 15-20% подаваемой информации человеку были знакомы и понятны, иначе будет отторжение. На Золотом кольце, к слову, такой информации должно быть до 25-30%, иначе люди будут думать, что вообще не знают своей страны, а это портит настроение и порождает небольшой комплекс неполноценности. Человек должен чувствовать себя комфортно, потребляя информацию. Это тоже важный тренд.

Первые технологии для кольца были отработаны с немцами, которые давно возили по Европе своих туристов. Отсюда появилось бронирование места в автобусе при покупке тура (для некоторых это очень важно). Немцы проходили десятилетия назад те же проблемы, что у нас сейчас: хороших экскурсоводов мало, наушники никто брать не хочет (А что, я так расскажу! у нас в тестах 4 гида просто отказались работать с техникой). Нет элементарного понимания физиологии людей (или уважения к группе). У региональных гидов часто есть склонность заставлять людей страдать у памятника, пока идёт рассказ сколько метров и сколько кирпичей потрачено. Да, дождь, да, град, да, дует ветер, но туристы же заплатили! Получение информации это труд, вот и пускай отработают! То же самое можно рассказать в автобусе заранее. А если гид умный то не рассказать, а сделать интерактивно, предложить прикинуть высоту заранее, угадать, сколько оно весит. Очень многое из того, что рассказывают про гидов бьётся с тем, как вообще нужно подавать научпоп-информацию. Это безумно интересно, и я про это тоже расскажу чуть позже, когда систематизирую опыт ещё пары человек.



Получается?


Мне понравился подход. Иру (руководителя проекта) многие в туризме не понимают, а в регионах так вообще при попытке переформулировать из здесь вы можете прикоснуться к уникальной атмосфере Древней Руси и ощутить дух времени в Смотрите, какой крутой храм, тут льва на стене нарисовали по словесному описанию, вот он чуть ли не поднимают на вилы со словами: Да как вы смеете, вы ничего не понимаете в туризме!. Правильно, потому что кое-кто учился 5 лет, а потом 10 лет стажировался, чтобы сейчас вылетать с рынка. Ещё суеверный ужас вызывают такие ходы как проезд города насквозь с остановкой на один музей (привет, Иваново, пока Иваново!), исключение всяких значимых мест типа ещё 10 храмов в программе и так далее.


Вот это незаконно, точнее, это объявление касается только для персонала объекта


А вот это неожиданно

Но где-то воспринимают нормально и даже хорошо. Потому что понимают, что теперь рынку нужно другое. Возможно, потому что видели результаты наших исследований, что только 3% жителей Европы готовы поехать в Россию. Потому что невидимая рука рынка показывает тем, кто не меняется, невидимую фигу. В этом плане мне особенно нравится история с краеведческим музеем в Иваново. Там была старая история про то, что в музее живёт привидение. То кошки на него реагировали, то его кто-то видел. В общем, вопрос закрыли установкой датчиков движения и камер. Привидение перестало проявляться. Музей не растерялся и сделал регулярные ночные экскурсии по тёмному музею с фонариками под рассказы про несчастного духа. А за группой на границе света крадётся младший научный сотрудник в костюме.

С другой стороны, в каждом городе всё ещё есть фильм, рассказами про который тебя задолбают. При посещении некоторых храмов группа всё ещё обязана зайти в конце на 10 минут в церковную лавку, иначе на территорию не пускают. Даже платный корм для уточек может оказаться в другом конце кремля задолго после самих уточек. Уровень сервиса почти везде просто потрясает своей ужасностью (а я знаю, о чём говорю после 10 лет розницы-то), и исправляться это будет с трудом, потом и соплями. В общем, если бы не закрытие международки, то многие эксперты в жизни не поехали бы по Золотому кольцу. А так получилось не только показать первые изменения, но и подсветить многие города. Я хочу вернуться в Кострому за лосиной фермой, в Гаврилов посад за музеем русских напитков и конезаводом, в Иваново ради конструктивизма, а в Суздаль просто погулять.



С нами были здравый смысл и Ира Маштакова, директор туроператора Анкор. Надеюсь, в итоге с продуктом всё получится.
Подробнее..

Владельцы MAPS.ME отменили изменения и вернули старое приложение. Надолго ли?

01.02.2021 12:14:39 | Автор: admin

Слева старое приложение, справа декабрьская версия от южнокорейцев. Источник: Смерть MAPS.ME?

В ноябре 2020 года Mail.Ru Group продала MAPS.ME южнокорейской компании Daegu Limited (входит в состав платёжной системы Parity.com), и уже 20 декабря 2020 года новые владельцы выпустили обновление, которое практически убило приложение.

Много лет это бесплатное приложение для мобильных устройств работало на свободных картах OpenStreetMap, отличалось великолепной производительностью и маленьким размером карт, но новые хозяева его переписали. На скриншотах вверху сравниваются карты одного и того же места.

К счастью, новые владельцы осознали глубину своей ошибки и откатили изменения. В апдейте от 30 декабря 2020 года восстановлена вся функциональность. Казалось бы, победа? Справедливость восторжествовала? Нет, в это слабо верится.

Продажа MAPS.ME


Приложение MAPS.ME (первоначально MapsWithMe) создал белорусский стартап MapsWithMe в апреле 2011 года. Разработчиков было четверо Юрий Мельничек (автор проекта, бывший сотрудник Google), Александр Золотарёв, Виктор Говако и Сергей Речицкий.


Юрий Мельничек, Александр Золотарёв, Виктор Говако и Сергей Речицкий в 2011 году. Источник: 42.tut.by

Изначальной идеей было выпустить карты, которые работают в офлайне, в отличие от Google Maps. Во-первых, они доступны без интернета и не нужно платить за роуминг. Во-вторых, такое приложение по своей сути будет быстрее. Идея оказалась отличной. Хотя к тому времени на рынке уже было небольших приложений с картами в офлайне, но большинство из них сохраняли данные в виде статических изображений, а это не позволяло скачать и использовать целиком карту страны в виде векторных тайлов.

За основу сразу взяли OpenStreetMap, но в приложении изменили стили, чтобы карты OSM стали удобнее и симпатичнее. Впоследствии ссылку на OpenStreetMap спрятали, что можно считать нарушением лицензии OSM.

Команда работала над проектом примерно полтора года. Было тяжело, инвестиции из собственного кармана достигли $250 тыс. Двум основателям пришлось продать свои квартиры. Первой вышла версия для iOS, потом для Android. Затем платная версия за 169 рублей, которая позволяла загружать карты в высоком разрешении. Приложение нашло аудиторию по всему миру: на первом месте по количеству пользователей были США, потом Россия.

В 2014 году компанию купила корпорация Mail.Ru Group за 542 млн рублей ($11,48 млн по курсу на 14 ноября 2014 года) и основатели получили свои доли. Приложение стало бесплатным.

Сразу после покупки был закрыт допотопный фирменный сервис Карты@Mail.ru. Вместо него планировалось везде использовать MAPS.ME, но не получилось. Он остался независимым мобильным приложением. В остальных продуктах (доставка, такси) Мейл по-прежнему использует карты Google Maps, которые стоят огромных денег.

Нужно заметить, что автономия проекта MAPS.ME в составе Mail.Ru была одним из условий его продажи. И его не получилось никуда интегрировать.

Может, оно и к лучшему, потому что тогда Mail.Ru мог бы и прибить отдельное мобильное приложение.

К 2019 году приложение преодолело отметку в 140 млн скачиваний и 10 млн месячных активных пользователей. Выручка составила около $2,5 млн, чистый убыток около $385 тыс. Команда разрослась, набрали менеджеров и т. д.


Команда MAPS.ME в Mail.Ru, источник

По мнению пользователей, с 2014 года приложение не стало хуже, что является заслугой разработчиков Mail.Ru. Они его не испортили. Хотя пытались. Например, в 2019 году сервис запустил платную подписку на каталог путеводителей, которые бесплатно доступны в других местах это не очень красиво.

В ноябре 2020 года MAPS.ME решили продать корейской компании Daegu Limited (входит в состав платёжной системы Parity.com) за 1,557 млрд рублей, это $19,33 млн по курсу на 2 ноября 2020 года. К тому времени компанию давно покинули основатели, а проект до самого конца оставался убыточным.

Возможно, финансовые показатели стали одной из причин продажи. К тому же, у совместного предприятия Сбера и Mail.ru есть доля в картографическом сервисе 2ГИС, который Сбербанк целиком купил в июне 2020 года. Кроме того, и OpenStreetMap, и MAPS.ME опенсорсные проекты, и кто угодно может создавать продукты на их основе. Сейчас Mail.Ru начала работать над собственными сервисами картографии на основе OpenStreetMap.

Что изменилось в декабре 2020 года


Для начала вспомним этот ужас, который появился в декабрьском обновлении. Создалось ощущение, что новые владельцы из Южной Кореи понятия не имеют, что за программа попала им в руки, как она работает и за что её любят миллионы человек.

Небольшой список сделанных изменений:

  • Для получения карт внедрили Mapbox SDK. В результате карты практически перестали работать в офлайне
  • Фоновое скачивание работало плохо
  • Пропали карты метро и навигация по метро
  • Испортилась пешеходная навигация, исчезла диаграмма с перепадом высот
  • Пропали личные данные: подписки на отключение рекламы, отзывы, записи пройденных маршрутов
  • Интерфейс стал монструозным, сильно напоминая Google Maps. Размер карт увеличился в четыре раза, при этом ухудшилась детализация. Например, размер карт Москвы вырос с 50 до 200 МБ
  • Исчез ландшафтный режим
  • Приложение стало тормозить

Зато появился кошелёк. Ведь новый владелец это платёжная система.

Для разработчиков MAPS.ME выход новой версии оказался сюрпризом.

Разразился большой скандал, поэтому вскоре изменения откатили и вернули оригинальную версию.

Но есть основания полагать, что корейцы не просто так переделали приложение и поэтому могут со временем вернуться к изначальному плану. Ведь нужно понимать, что проект убыточный. Если приложение бесплатное, то остаётся монетизация через рекламу. Кафе, рестораны и магазины платят за баннеры прямо на картах. Чтобы реализовать такую модель, разработчикам нужна удобная платформа, куда будет интегрироваться эта реклама. Вероятно, с этой целью они и переделали приложение.

Поэтому существует ненулевая вероятность, что ситуация повторится. Изменения просто ненадолго откатили, а потом Daegu Limited снова вернётся к первоначальному плану. Деньги есть деньги.

Форки MAPS.ME


К счастью, в 2015 году Mail.Ru сделала хорошее дело и открыла исходный код на GitHub под лицензией Apache 2.0 для свободного использования (официальный репозиторий). Его можно использовать частично (например, для добавления отображения офлайн-карт) или целиком, для создания нового сервиса с помощью модификации Maps.me.

Репозиторий форкнули более 1100 пользователей GitHub. Это гарантирует сохранность исходного кода.

Благодаря открытым исходникам, вскоре после продажи проекта был запущен проект по восстановлению оригинального облика MAPS.ME. В телеграм-канал Original MAPS.ME Project добавилось более 250 человек.

И уже много лет поддерживается свободный форк F-Droid.

Хотя инициатива с форками сейчас не так актуальна, потому что корейцы откатили изменения и вернули оригинальную версию MAPS.ME, но какая-то работа всё равно идёт, судя по активности в телеграм-канале и репозиториях. Например, разработчики заменяют иконки, на которые может распространяться копирайт. Они заменили уже 100 из 400 иконок.



Но если владельцы MAPS.ME опять испортят приложение, можно какое-то время не устанавливать новую версию. Просто скачать все нужные карты и пользоваться старым приложением. Форк исходного кода гарантирует, что эта версия приложения никуда не исчезнет.

Альтернативы MAPS.ME


На самом деле MAPS.ME это просто одна из многих оболочек для рендеринга OpenStreetMap, и вся суть именно в свободных картах, которые редактируются силами сообщества. Туда люди вносят тропинки и другие объекты, которые вы никогда не найдёте на Google Maps. Лучшая информативность OSM по сравнению с Google Maps особенно хорошо заметна в труднодоступных местах и не очень популярных туристических маршрутах.

Вообще, карты Google Maps предназначены в первую очередь для автомобилистов и обслуживания бизнесов. А для прогулок по городу, туризма, велосипедного спорта и любого другого активного отдыха OpenStreetMap просто без конкуренции.


Для сравнения, одна и та же лесная зона в черте города. Слева OpenStreetMap (MAPS.ME), справа Google Maps. Источник

Чтобы карты отображались в офлайне, нам нужны векторные тайлы и программа для их рендеринга.

OpenStreetMap главная причина популярности MAPS.ME. Но OSM это по сути база геоинформационных данных, а не векторные тайлы. Чтобы сгенерировать тайлы, требуется специальный движок, так как MapTiler, Mapbox или опенсорсный OpenMapTiles (на базе MapTiler), который можно установить на своём сервере и пользоваться им бесплатно. Этот сервер подготавливает векторные тайлы для загрузки в мобильное приложение.

И хорошая новость: есть целый ряд альтернативных программ для рендеринга тайлов. Вот небольшой список мобильных приложений, которые импортируют данные из OpenStreetMap, загружают тайлы на устройство и работают в офлайне. Хотя приложения основаны на свободных картах, некоторые из них платные или продают платный контент:

  • OsmAnd, есть бесплатная и платная версии (треки и тропинки, поддерживаются тепловые карты Strava и тайлы OpenTopo), не требует создания аккаунта, поддерживает закладки, работает в офлайне, отличается насыщенным UI, iOS, Android. В последних версиях под Android исправлен баг с поиском, из-за которого раньше поиск на карте практически не работал. Если кому-то интересно, вот телеграм-канал с разработчиками.


    OsmAnd для Android
  • Mapy.cz (есть популярные трейлы, горизонтали высот, хорошо подходит для велоспорта), работает в офлайне, Android-версия Mapy.cz Cycling & Hiking offline maps, также версии под iOS, Windows и AppGallery. Это приложение фокусируется на Центральной Европе, а международная версия называется Windy Maps
  • Guru Maps
  • Bike Citizens
  • Naviki
  • MapFactor Navigator
  • Pocket Earth, только для iOS
  • MapOut, только для iOS


    3D-эффект в MapOut
  • Gaia GPS, походы и путешествия

Что касается альтернатив, то одной из лучших считают OsmAnd. Здесь поддерживаются GPS-навигатор, предупреждения о камерах контроля скорости (POI) и другие необходимые функции. Правда, некоторые функции платные, хотя при желании можно сэкономить. Например, вот бесплатная версия от F-Droid (3.8.5) и бесплатные карты. Карты скачиваются заранее и хранятся на устройстве, как и положено. Есть мнение, что карты OsmAnd даже полнее и информативнее, чем у MAPS.ME.



Итак, старое приложение MAPS.ME пока остаётся с нами. Но если что-то пойдёт не так мы знаем, что делать.

P. S. Кстати, в картографических магазинах ещё продаются бумажные карты разных масштабов. Иногда в походе такая карта удобнее, чем экран мобильного телефона, хотя в 21 веке это уже какой-то экстремальный дауншифтинг.



На правах рекламы


Наша компания предлагает серверы не только с CPU от Intel, но и серверы с процессорами AMD EPYC. Как и для других типов серверов, огромный выбор операционных систем для автоматической установки, есть возможность установить любую ОС с собственного образа. Попробуйте прямо сейчас!

Подробнее..

SpaceX использует вернувшийся на Землю корабль Crew Dragon для отправки на орбиту первых космических туристов

03.05.2021 20:08:12 | Автор: admin

Недавно на Хабре публиковалась короткая новость о том, что SpaceX удалось без проблем вернуть команду астронавтов с МКС на Землю. Это во многом примечательный рейс, поскольку он, во-первых, доказывает надежность техники компании, во-вторых, показывает, что космические аппараты можно использовать многократно, и в-третьих, открывает для SpaceX и ее клиентов дорогу в космический туризм.

Стоит напомнить, что Crew Dragon вернул команду, которая провела на станции 167 дней. За это время она совершила 2688 оборотов вокруг Земли. После входа в атмосферу капсула приводнилась ночью в Мексиканском заливе. Сразу после того, как капсулу обнаружили, оказалось, что астронавты находятся в отличной форме, насколько это возможно после стольких дней в космосе в условиях невесомости, и не менее отличном расположении духа. Майк Хопкинс, один из членов команды, заявил, что искренне считает, что SpaceX меняет мир к лучшему. Что предстоит сделать теперь?

Планы на ближайшее будущее



Похоже на то, что мнению Хопкинса можно доверять. В ближайшие несколько недель компания планирует восстановить капсулу, затем инженеры уберут стыковочный адаптер, который использовался для подключения Crew Dragon и заменят его купольным окном.

Ну а затем аппарат запустят уже не на МКС, а на низкую орбиту Земли, на высоту в полтысячи километров. Экипаж не профессиональные астронавты, а группа космических туристов. Новая миссия получила название Inspiration 4. Ее участниками станут четверо обычных людей. На орбите они проведут всего три дня. Ну а отправят их туда уже в середине сентября этого года.

Главой первой команды туристов станет IT-предприниматель Джаред Айзекман. Он пожертвовал около $100 млн детской больнице Св. Иуды, и решил, что с ним полетят те, кто тоже пожертвовал средства этой же больнице не менее $10. Предприниматель оплатил всю миссию, включая места для своих спутников.

В ходе миссии было подано свыше $70 тысяч заявок, так что помимо транша Айзекмана, больница получила еще несколько миллионов долларов США.

Состав всей команды уже известен, кроме Айзекмана это еще три человека:

  • Врач больницы Св. Иуды Хейли Арсено. Она начала работать здесь после того, как врачи больницы сумели спасти ей жизнь в детстве. Вполне логично, что она будет выполнять роль врача в ходе полета.
  • Крис Семброски, экс-военный ВВС США. После завершения службы он получил степень бакалавра в области профессиональной аэронавтики в Авиационном университете Эмбри-Риддла. В ходе миссии Семброски будет выполнять роль бортинженера.
  • Сиан Проктор, геолог по профессии. Она является финалисткой программы астронавтов NASA 2009 года. Ей доверили роль пилота.

Миссия будет запущена в космос с космодрома SpaceX 39A в Космическом центре Кеннеди НАСА во Флориде на ракете Falcon 9. Естественно, вся команда пройдет специальную подготовку ею руководят представители SpaceX. Особое внимание будет уделено орбитальной механике, работе в условиях микрогравитации, невесомости и другим нюансам пребывания в околоземном космическом пространстве.

Другие успехи SpaceX



В общем-то, их много, здесь стоит вспомнить лишь самый недавний запуск Falcon 9 с восстановленной ступенью и восстановленным же кораблем Crew Dragon. Это первый в истории полет, когда и большая часть ракеты, и корабль уже побывали в космосе, затем были восстановлены и отправлены в космическое путешествие снова.

Тогда, в конце апреля, SpaceX не первый раз отправила людей на МКС. Это уже третий такой полет после миссии Demo-2 год назад и Crew-1 в ноябре 2020 года. Компания, похоже, достигла главной цели осуществлять полеты полного цикла, заново используя отлетавшие ракеты-носители и отработавшие ступени ракет.

SpaceX получило разрешение от NASA использовать отработанные системы при транспортировке астронавтов к МКС еще в июне 2020 года.

В общем, ждем теперь новых достижений SpaceX. Здесь можно снова привести слова Майка Хопкинса, астронавта, заявившего, что SpaceX меняет мир. Действительно, компания уже изменила очень многое и продолжает оказывать мощнейшее положительное воздействие на развитие космонавтики.

Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru