Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Cd-text

Болванки, минидиски, CD-TEXT и ретрорадости

10.09.2020 14:18:39 | Автор: admin
Среди всех моих ретроувлечений минидиск выделяется необходимостью поиска нетривиальных решений каких-то вроде бы базовых задач. Созданный в 1992 году, этот аудиоформат был предназначен для записи звука в режиме реального времени: как кассета, только цифровой и магнитооптический. Он вроде бы ничем концпептуально не отличался от компакт-диска, а ведь CD-болванки последовательно прокачивались по части скорости записи данных: сначала 2-4х, и вплоть до 54х или больше 8 мегабайт в секунду. Нарезать часовой музыкальный альбом за пару минут легко. С минидиском ничего легко не происходит. Нет даже компьютерного способа записи: когда выбираешь файлы или хотя бы музыкальные треки на компьютере, щелкаешь мышкой, и они записываются.

Точнее, способ есть, но для поздней реинкарнации минидиска, и с уменьшенным в два раза битрейтом. До сих пор нет способа записать минидиск в оригинальном (1992 года издания) формате ATRAC SP, с битрейтом 292 килобита в секунду, напрямую с компьютера, быстро, надежно и без потерь в качестве. Можно записать ненадежно. Или с потерями. Быстро вообще никак. Но есть специальный прибор, который таки может переписывать музыку на MD с ускорением в четыре раза. Как большой фанат этого устаревшего формата, я не мог пройти мимо. Рассказываю, что вышло. Заодно в этом тексте я начинаю исследовать сам компакт-диск формат хоть и тоже устаревший, но невероятно интересный, успешный, удобный, и доступный по сей день.

Предыдущие статьи про минидиск:


Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме.

Ретрофанат должен страдать
1999 год. В продвижение минидиска вложены немалые средства. Продажи, до этого в Европе и США колебавшиеся если не около нуля, то близко, начинают расти. Миллионы устройств, портативных и стационарных, десятки миллионов носителей. Устройства хоть и дорогие, но интересные, модные, достаточно удобные в общем это пока не похоже на провал, хотя все предпосылки к скорому закату уже созданы. Представьте себя на месте обеспеченного фаната самых современных технологий 20-летней давности. У вас есть бюджет почти на любую техническую новинку, вы любите музыку, хотите слушать ее максимально удобно и дома, и в путешествии, и по пути на работу в автомобиле. Самый очевидный вариант компакт-диск. Цифровой звук, умеренно надежный носитель, большой ассортимент устройств на любой вкус. Правда релизы на CD достаточно дорогие, и (допустим) вы серьезный коллекционер музыки, и не хотите допустить неизбежных при обращении на ходу царапин. Что делать? Можно делать копии CD на болванки CD-R или даже на CD-RW, но это дело относительно новое, еще не совсем понятное, а сами записываемые носители не очень дешевые, от 2 долларов за диск и выше.



Если вы живете в Японии, то в вашей стране распространена услуга проката CD вечером после работы берете новый музыкальный альбом домой, на следующее утро возвращаете, в процессе, чего уж там, сделав копию для себя. Для этого идеально подходит минидиск: на тот момент доступны недешевые, но очень компактные портативные устройства, можно поставить MD-магнитолу в автомобиль или даже купить машину со штатным приводом (такая опция была у BMW, ну и почти у всех японских брендов). Покупаете (берете в аренду, одалживаете у знакомых) CD, делаете копию на минидиск и слушаете сколько душе угодно и где угодно. Короче, 21 год назад для минидиска хоть и с большими оговорками, но существовал реалистичный сценарий использования. Если вы могли такое себе позволить: это же надо купить и CD-проигрыватель, и минидисковый рекордер, да и сами диски тоже стоят денег в лучшем случае чуть-чуть дороже тех самых болванок CD-R, примерно 2,5 доллара за штуку, если брать мелким оптом.



В предыдущей статье про этот винтажный аудионоситель я упомянул пример переписывания музыки с помощью отдельных CD и MD-устройств, подключенных по цифровому интерфейсу S/PDIF. Это не самый удобный способ: все происходит в режиме реального времени, после записи желательно прописать на минидиске теги название альбома и отдельных треков. Хочется делать это всё одной кнопкой, и для этого существует специальное устройство: комбинированная CD-MD-дека. В августе 2020 года я покупаю такой аппарат, выпущенный в 1999 году комбайн Sony MXD-D3.



Для поклонника Sony MD это прекрасное домашнее устройство оно позволяет и записывать минидиски с внешних источников, и переписывать CD напрямую на минидиск, и слушать музыку на двух носителях. Для истинных ценителей с бездонным кошельком это не самый лучший вариант. Например, в нем отсутствует цифровой оптический выход, а качество аналоговых входов и выходов хоть и достаточное, но бывает и лучше. Это уже третий комбайн от Sony, но только в нем появляется интересующая нас фича запись музыки на минидиск в четыре раза быстрее, чем в режиме реального времени. Насколько мне известно, до этого такой фичи не существовало вообще. Да и после была выпущена еще пара моделей CD/MD-дек и несколько музыкальных центров, способных переписывать быстро. Для большинства людей цена на этот аппарат все равно запредельная 400 долларов (620 с учетом инфляции). MXD-D3 единственная модель, широко продававшаяся в Европе и США, и то сейчас ее достаточно сложно найти. Все остальные устройства серии скорее всего придется искать в Японии. И еще: CD-рекордер с двумя приводами, с такой же функциональностью, стоит на тот момент столько же.



Это редкий аппарат конца девяностых, большие размеры которого оправданы: тут два механизма, каждый со своей управляющей платой, и общая система управления, преобразования аналогового сигнала в цифровой, и прочего. MXD-D3 умеет почти все, на что способна специализированная минидисковая дека: запись звука с широкими возможностями редактирования, воспроизведение музыки с повтором, случайно, и по программе. Функция машина времени (запись шести секунд звука до нажатия на кнопку помогает в ситуации началась хорошая песня по радио, но слишком поздно среагировал). Автоматическое разделение записи на треки по тишине между песнями или через заданные интервалы, автоматическое начало записи при появлении сигнала. И так далее: хороший набор фич для домашней студии, готовое и простое решение, в отличие от компьютерного звука.



Очень интересно сделан дисплей. По умолчанию, на нем в две строки отображаются данные и для компакт-диска, и для минидиска. Кнопкой на корпусе можно переключить экран в режим только CD или только MD. Два набора кнопок управления позволяют удобно управлять воспроизведением каждой из половинок устройства, а вот на пульте пришлось сделать аппаратный переключатель режимов.



Что нас сегодня больше всего интересует: две кнопки между приводами, для копирования всего компакт-диска на минидиск одним нажатием, соответственно со скоростью 1x и 4x. В режиме реального времени можно параллельно слушать музыку, в ускоренном понятно, нельзя. Кроме того, возможность переписывать диск в режиме реального времени была предусмотрена для плохо читающихся CD поцарапанных, гнутых. Впрочем, инструкция обещает, что в скоростном режиме при ошибках чтения устройство автоматически снизит скорость.



Еще один вариант быстрого переписывания с диска кнопка Rec-IT. Работает это так: слушаем CD, нам нравится какой-то трек, нажимаем эту кнопку. Воспроизведение начинается сначала, и один трек переписывается на минидиск. Если на нем, конечно, хватит места: имеющаяся запись не стирается, в любых режимах новые треки добавляются в конец. Итого: можно пиратствовать от души, переписывая CD целиком (хотя для персонального использования это не возбраняется), можно делать сборники из отдельных треков, с разных компакт-дисков, просто и без лишней возни с редактированием.



Хотите сложно? Тоже можно: специальный режим делает CD-привод как бы внешним устройством он работает сам по себе, а режим записи вы выбираете сами, можно даже уровень сигнала поменять, записать только фрагмент одного трека, или даже вставить музыкальную цитату в любое место на минидиске.



Все это очень здорово, но покупал я этот ретро-девайс не для этого. В 2020 году у меня все еще есть музыка на компакт-дисках, но большую часть новых альбомов я покупаю в виде кучки файлов, скачивая их, например, с сервиса Bandcamp. Задача: (почти) одним нажатием создавать копию на минидиске по всей форме: с разбиением на треки, названиями композиций и прочим. Прежде чем рассказывать об этом методе прикручивания современной музыки к древнему формату, отвлекусь на историю CD.

Аудио-CD с бонусами
Музыка на CD впервые появилась в продаже в 1982 году. В конце восьмидесятых компакт-дисков продается больше, чем пластинок, и вообще это самый успешный в истории носитель звука: продажи цифровой музыки на оптическом носителе растут вплоть до 2000 года. В прошлом году в США было продано 46 миллионов CD: хотя на данный момент абсолютно все физические носители устарели, музыку на дисках до сих пор можно купить в любом крупном магазине. По состоянию на 1982 год CD представлял собой однозначный технический прорыв, и до сих пор параметры CD-качества достаточны для любого непрофессионального применения. Почти 40 лет назад это была еще и крайне сложная, дорогая технология: объем и скорость обработки данных были на порядок выше, чем у первых персональных компьютеров. Наконец, на базе одного оптического носителя позднее создается множество производных стандартов. В конце восьмидесятых CD-ROM для хранения данных, тогда же CD-R для однократной записи. В конце девяностых компьютерная инкарнация компакт-диска становится доступной и универсальной: в каждом десктопе и почти в каждом ноутбуке есть оптический привод, для музыки, чтения и записи данных.

Это важная часть в истории компьютерной техники и бытовой электроники, про которую можно рассказывать очень долго, вспоминая такие подзабытые сущности как овербёрнинг, защита от опустошения буфера, стандартное смещение при чтении и записи, и подобное. В конце девяностых ассортимент форматов на базе компакт-диска пополняется двумя важными для этого рассказа. В 1997 году в продажу поступают перезаписываемые диски CD-RW это прямой конкурент минидиска. Чуть больше диаметром, чуть менее долговечный (1000 перезаписей по сравнению с миллионом), больше подверженный царапинам из-за отсутствия защитного кейса. Зато на CD-RW можно сделать точную копию аудиодиска или записать 650 (позднее 700) мегабайт данных. В 1996 году добавляется расширение стандарта Audio CD под названием CD-TEXT: можно сделать аудиодиск с тегами, которые будут отображаться при воспроизведении.



CD-RW должен поддерживаться устройством для воспроизведения дисков: старые CD-проигрыватели их не видят. Комбайн Sony MXD-D3 поддерживает CD-RW, что сейчас позволяет не портить одноразовые болванки, ведь моя цель записать минидиск с промежуточным звеном в виде компакт-диска. D3 также поддерживает CD-TEXT и умеет переносить теги на минидиск при копировании! Вернемся на минуту к нашему меломану из 1999 года. Мог ли он воспользоваться всеми этими удобствами? Вряд ли. CD-TEXT поддерживают далеко не все фирменные аудиодиски. Из 50 имеющихся у меня под рукой официальных релизов я нашел только один альбом с тегами. Но здесь меня ждала еще одна абсурдная рогатка копирайта: музыку на минидиск копировать можно, а метаданные CD-TEXT нельзя! Устройство выводит сообщение TEXT PROTECT: стандарт этих тегов позволяет выставить бит, запрещающий копирование. Почти во всех случаях копирование запрещено. На сайте minidisc.org приводится очень сложный способ обойти данное ограничение. В любом случае, зачем это было сделано? Для чего нужна защита тегов? Впрочем, минидисковая часть моего ретрохобби настолько насыщена страданиями вокруг копирайта, что я уже перестал удивляться.



Мог ли наш меломан записать диск с тегами самостоятельно? Тоже не факт: данную возможность должен был поддерживать рекордер. В 2020 году я хочу поначалу обойтись малой кровью и использовать внешний CD-привод с интерфейсом USB. Не получается: он не умеет в CD-TEXT. Приходится доставать умеренно старый IDE-привод LG и подключать его к моему умеренно современному десктопу. В корпусе компьютера нет отсеков под пятидюймовые устройства, пристраиваю привод где-то сбоку. Начинается тонкая операция по сравнительно безболезненному изготовлению минидисков.

Запись CD-TEXT
Как правило для чтения и записи аудиодисков я использую ту самую программу Exact Audio Copy. Увы, при попытке записи CD-TEXT эта программа зависает. Пришлось использовать утилиту ImgBurn. Это бесплатная и очень функциональная утилита для записи дисков вплоть до Blu-Ray. Ссылку на официальный сайт не прикладываю, так как распространяемая там версия, увы, снабжена суровым рекламным довеском.



Еще одна бесплатная утилита CUETools используется для подготовки образа для записи, состоящего из одного wav.файла и текстового файла .cue для разметки.



CUETools интересный софт для пиратов любителей точных копий CD. Помимо различных вариантов преобразования образов CD в отдельные файлы любого формата, и файлов в образы, он еще сверяет альбомы с пополняемой сообществом базой контрольных сумм. Для большинства популярных релизов на CD вы можете проверить, что в вашей копии (в любом из форматов сжатия без потерь) нет ошибок.



Процесс простой: я выбираю папку с альбомом, который хочу записать. Исходные файлы в форматах FLAC или Apple Lossless. CUETools сверяет диск с общедоступной базой метаданных, откуда можно позаимствовать названия треков. У меня теги и так прописаны, я лишь меняю название альбома на строчку вида Исполнитель Год выпуска Альбом это потом станет названием минидиска. Sony MXD-D3 поддерживает только латиницу, и даже диакритические знаки конвертирует в обычные. Кириллица не поддерживается совсем, вместо нее дека показывает нули. Возможно (но маловероятно), устройство понимает теги на японском языке. Но их не понимает ImgBurn. Вероятно японские иероглифы удастся прописать с помощью linux-утилиты на базе библиотеки libcdio. В описании к ней есть подробный анализ структуры данных CD-TEXT, а при записи образа CD можно отдельно прикрепить файл с тегами в расширенном формате.



CUETools сохраняет пару из .wav и .cue файлов, которые можно открыть в ImgBurn и записать диск. CD-TEXT в случае поддержки приводом будет записан автоматически. Дальше я вставляю болванку в деку, вставляю туда же минидиск, нажимаю кнопку и максимум через 20 минут получаю полностью оформленный альбом на древнем носителе.



Маленькие радости
Вся эта история пример такого особого состояния ретрофаната, когда ему непростыми методами удается решить ретропроблему. Редкий случай, когда все работает как запланировано. Ну почти то ли в силу возраста, то ли из-за специфики CD-RW минидисковая дека Sony изредка пропускает фрагмент трека при копировании. К счастью это легко определяется: длительность исходника и копии получается разная. Это очень сложный способ, позволяющий хоть как-то автоматизировать запись минидисков в их оригинальном формате. Создание промежуточной версии на CD-RW занимает меньше времени, чем запись минидиска в режиме реального времени с последующей простановкой тегов вручную.

Когда я изучал конкурента минидиску, формат Digital Compact Cassette компании Philips, я натолкнулся на причину, по которой кажется были созданы оба этих носителя. В конце восьмидесятых разработчики DCC (возможно и создатели минидиска тоже) исходили из того, что в цифровом мире будет реализована пара носителей, аналогичная аудиокассете и винилу. Пластинки формат сугубо домашний, для прослушивания музыки с высоким качеством, достаточно хрупкий и не очень удобный. Кассеты чуть менее качественные, но пригодные для портативного использования. Винил только для прослушивания. Кассета для записи.

Меняем пластинку на компакт-диск (дорогой, хрупкий). Вместо кассеты появился минидиск надежный, компактный. Никаких компьютеров в этом уравнении вообще не предусматривалось. Вместо этого мы каждый день используем звукозапись как технологию: когда общаемся голосом в мессенджере, постим видео в Инстаграм. Но вообще об этом не задумываемся: отдельное устройство для записи звука используют только профессионалы со своими специфическими требованиями. Невозможность предсказать такое резкое изменение и стала причиной провала цифровых перезаписываемых носителей. Да и сам CD упорно не желал становиться дорогим форматом только для дома. Он был достаточно компактным и надежным как единственный носитель, когда это было актуально.

Этот устаревший взгляд на принцип работы персонального аудиоустройства в компании Sony соблюдали в течение всей жизни формата. Если бы минидиск создавался по лекалам CD-ROM, это был бы просто универсальный перезаписываемый носитель данных. И тогда я бы нашел какой-нибудь ретроноутбук, вставил в него MD, нажал кнопку и переписал на него желаемую музыку с десятикратной скоростью. Но нет. Вместо этого приходится изобретать подобные ретровелосипеды. Надо сказать, делаю я это не без удовольствия.
Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru