Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Стартовые сооружения

Экскурсия на космодром Восточный

17.09.2020 12:16:31 | Автор: admin
Роскосмосу стоит всячески поддерживать туризм по своим объектам. Потому что по окончании экскурсии по космодрому Восточный у группы блогеров возникла серьезная проблема: хвалить отечественную космонавтику не принято, а мы видели новые, просторные, светлые и чистые корпуса, молодых сотрудников и признаки хорошей организации процессов. Напишешь восторженный материал не поймут-с. А ужасов, проблем и косяков что-то не наблюдается. Лично мне так вообще пришлось давить желание написать панегирик в стиле советских индустриальных очерков. В итоге под катом информативный и безэмоциональный рассказ о том, как работает космодром и как идет стройка стартового комплекса для Ангары.


Мобильная башня обслуживания на стартовом комплексе РН Союз

Наиболее полное ощущение присутствия на космодроме вы получите, если посмотрите отснятое мной в формате 360 видео.


Путем ракеты


Космодром это находящиеся на значительном расстоянии друг от друга рабочие площадки, такому расположению трудно подобрать бытовую аналогию. Восточный гораздо компактней Байконура, и перемещение между объектами занимает заметное, но не значительное время. На космодроме идет активное строительство, так что имеет смысл привести схему того, как он будет выглядеть в будущем.


Изображение Роскосмоса

Вряд ли имеет смысл воспроизводить в рассказе порядок нашей поездки, мне кажется, будет понятней, если выбрать последовательность, напоминающую перемещение ракеты на старт универсальный технический комплекс, стартовый комплекс, командный пункт, командно-измерительный пункт и напоследок склады с оборудованием и строящиеся объекты второй очереди космодрома.

Унифицированный технический комплекс


Для того, чтобы понять, как работает унифицированный технический комплекс (УТК), лучше всего взять спутниковую фотографию и дополнить ее пояснениями, что и куда движется.



Ракеты-носители, разгонные блоки и спутники прибывают в УТК на склад блоков, затем развозятся по своим монтажно-испытательным комплексам (МИКам) при помощи так называемой трансбордерной галереи. Она особенность Восточного, на Байконуре или в Плесецке такого нет. Представьте себе поддон размером с железнодорожный вагон, который перемещается в галерее не вдоль, а поперек. А вот так она выглядит изнутри. Поддон желтая ферма в отдалении.



Передвижение поддона автоматизировано, и позиционируется он при помощи лазеров. Главный плюс трансбордерной галереи сокращение перевозки блоков на мостовых кранах. Вид на поддон вблизи.



УТК построен с расчетом на дальнейшее развитие и будет наращиваться по принципу конструктора. Например, нам показали неприметную дверь, на месте которой будут располагаться ворота МИКа пилотируемых кораблей.

На складе блоков во время нашего визита располагались свежепривезенные части огромной барокамеры для пилотируемого корабля Орел. Из-за диаметра в 9 метров ее пришлось доставлять Северным морским путем. Вообще, это довольно редкий случай доставки на российский космодром чего-либо морем. Воображение, конечно, начинает рисовать картины идущих по Северному морскому пути ракет большого диаметра, не скованных больше ограничениями железной дороги, но это пока что фантазия, даже в проекте сверхтяжелой ракеты предполагается использование блоков железнодорожного диаметра.

Огромные ангары и широкоугольные объективы скрадывают масштаб. Вот общий вид.



А вот с полем зрения, близким к нашему глазу, восприятие размера сильно меняется.



На стоящих рядом плакатах указано, что монтаж барокамеры будет вестись с 2020 по 2022 год, затем она будет испытываться, а сроком готовности названо первое мая 2023.

Переходим в МИК разгонных блоков и космических аппаратов (РБ и КА). Здесь реализована любопытная схема, при которой большой ангар поделен на множество огороженных рабочих мест каждому спутнику или разгонному блоку выделили свою комнату. На фото ниже слева эти комнаты, а справа кантователь устройство, на котором собирают в одно целое разгонный блок, диспенсер, спутник(и) и половинки головного обтекателя.



Заглядываем внутрь. Например, вот оснастка для работы с разгонным блоком Фрегат. Чтобы мы не нанесли грязи и пыли с улицы, ходим по МИКу в халатах и бахилах. А работу системы кондицирования можно заметить по ощутимо более влажному, чем на улице, воздуху.



Порядок подчеркивается тем, что у оборудования стоят таблички. Большое черное на заднем плане грузомакет, а на переднем плане грузозахватные приспособления 373СМ83.



Переходим в МИК ракет-носителей. По обе стороны стоят два почти собранных Союза-2 первая и вторая ступени в сборе, третья отдельно. Обратите внимание на лестницу на заднем плане, по которой можно примерно оценить размеры зала.



В этот зал из МИК РБ и КА доставляют головную часть, ракета собирается в одно целое, ставится на транспортер-установщик (бело-синяя конструкция на фото ниже) и отправляется на старт. По сторонам ангара стоят укутанные в транспортировочную ткань половинки головного обтекателя и еще один Союз-2 в разобранном состоянии.



Стартовый комплекс


Отправляемся на стартовый комплекс. Особенность Восточного мобильная башня обслуживания (МБО). Она основана на проекте для космодрома Куру во Французской Гвиане, больше и тяжелее первой версии 1600 тонн против 800. Основное достоинство башни она укрывает от ветра, холода, дождя и снега не только технику, но и, главное, людей (почитать про стартовые сооружения). Подготовка к пуску ракеты на открытых площадках Байконура или Плесецка гораздо менее комфортна.



После установки ракеты-носителя в стартовое сооружение МБО наезжает на нее для выполнения предпусковых подготовительных работ. Незадолго до старта башня отходит на примерно сто метров. Скорость движения башни 12 метров в минуту.

Заходим внутрь. Нужен очень широкоугольный объектив, чтобы охватить стартовое сооружение. Внизу корзина обслуживания, она нужна чтобы, в том числе, установить 32 березовые спички, которыми запускают двигатели первой и второй ступени. Перед стартом корзина убирается под стартовый стол.



Поднимаемся на верхнюю площадку башни. На месте камеры при подготовке к старту стоит ракета.



Сбоку на башне есть маленький балкончик системы аварийной эвакуации персонала. С высоты примерно 50 метров открываются прекрасные виды.



Переключаемся на телеобъектив. Вот вид на УТК с расстояния 4 км.



Строящийся стартовый комплекс для ракеты-носителя Ангара почти в два раза ближе. Слева будущее стартовое сооружение, по центру можно разглядеть накрытые зеленым огромные баки для хранилищ компонентов ракетного топлива (старт будет хранить две полные заправки Ангары), белые здания в отдалении жилье рабочих. Наши экскурсоводы (как в анекдоте не знаю, что это за блогеры, но экскурсоводы у них Дмитрий Рогозин и генеральный директор ЦЭНКИ Андрей Васильевич Охлопков) всячески подчеркивали их комфортность. Это действительно важно для нормальной работы.



Вид на газоход и окружающие пейзажи. Прямо скажем, повезло нам с погодой.



А вот это неблаговидно выглядящее отверстие система аварийной эвакуации персонала с башни. Принцип прост прыгаем в рукав, растопыриваем колени и локти и тормозим ими до поверхности. Если прыгнуть с прямыми ногами и прижатыми к туловищу руками, то можно разогнаться очень небезопасно для здоровья. Так что для пользования системой персонал проходит тренаж и сдает зачет.



Глубина чаши газохода 22 метра, и, чтобы он поместился в кадр вблизи, приходится использовать возможности 360 камеры.



Командный пункт


Следующая наша остановка командный пункт, с которого управляют подготовкой ракеты к запуску и непосредственно дают команду на пуск. Здание спроектировано с учетом возможных аварий, мы проходим сквозь бронированные двери, и нам не один раз рассказывают про избыточное давление внутри здания, сделанное специально для безопасности персонала. А на Байконуре вообще бункер с перископами.

В первом помещении расположены рабочие места операторов наземных систем термостатирования, обеспечения сжиженными газами и др. За терминалами сидит сплошь молодежь, лично меня это порадовало.



А во втором помещении операторы работают с ракетой и управляют пуском.



Легендарный ключ на старт на Восточном превратился из физического ключа в поворотный тумблер.



Командно-измерительный пункт


Когда ракета оторвалась от стартового стола, она передает телеметрию и кадры с бортовой камеры. Когда спутник выходит на орбиту, с ним налаживается двусторонняя связь. Данные принимают и передают антенные системы на командно-измерительном пункте (КИП), расположенном в 11 км от старта. КИП Восточного это небольшое здание (он самый компактный из четырех российских), со всех сторон окруженное антеннами.



Самая большая антенна на фото работает с одним из спутников-ретрансляторов Луч-5. Ретрансляторы на геостационарной орбите расширяют зоны видимости. Иначе бы связь со спутником пропадала, когда он заходит за горизонт.



Сотрудники обижаются, когда слышат, как антенные системы называют тарелками, тем более, что под некоторыми сферическими куполами расположены совсем не тарелкоподобные антенны с фазированной решеткой.

Строящаяся часть космодрома


Сейчас на Восточном активно строятся объекты второй очереди для ракеты-носителя Ангара стартовое сооружение (ГП-1), командный пункт (ГП-3), помещения для хранения компонентов ракетного топлива (ГП-6 и -7), здание для обеспечения температурного режима и снабжения потребителей сжатыми газами (ГП-4). Стартовый комплекс строится с заделом на будущее, предусмотрены сооружения для работы с жидким водородом (ГП-5), который будет использовать разрабатываемый разгонный блок КВРБ. Он значительно поднимет грузоподъемность Ангары.

Склады оборудования


Стартовый комплекс это огромное количество оборудования, которое производится по всей России и привозится на космодром крупными блоками. Наша экскурсия началась со склада, в котором хранится оборудование, требующее постоянной температуры и влажности. Например, своей очереди ждет система заправки жидким кислородом. Гид рассказывает, что оборудование доставляется в срок или даже раньше срока.



Рядом под открытым небом лежат блоки кабель-заправочной башни. Огромное сооружение высотой 66 метров и массой 3000 тонн было произведено, разобрано на блоки массой от 17 до 50 тонн и доставлено на Восточный.



Стартовый комплекс


Строящееся здание командного пункта. Функционально он похож на уже виденный нами командный пункт для Союза, здесь так же будет два главных помещения, для наземного оборудования и ракеты, только здесь они расположатся на разных этажах. Не меньше внимания уделяется безопасности, строение рассчитано на прямое попадание аварийной ракеты, здесь так же будет система, создающая избыточное давление.



А это часть доставленного совсем незадолго до нашего визита стартового стола для Ангары.



Вдалеке виднеется мобильная башня обслуживания стартового комплекса Союза.



Масштабы стройки отлично передает взгляд со стороны газохода. Старт Ангары будет похож на союзовский, только больше, и со стационарной башней обслуживания. Газоход будет аналогичной чашей, но, конечно же, больше и глубже.



Вид строго с торца.



А теперь мы спускаемся под поверхность будущего стартового сооружения. Уже скоро арматуру будут заливать бетоном.



Обратите внимание на количество стяжек и то, что пруты арматуры соединяют муфтами. Вместе с особенным бетоном, про который нам рассказывают, конструкция должна суметь выдержать огромные нагрузки.



Выражаю благодарность Роскосмосу за приглашение на пресс-тур.
Подробнее..

Что известно о китайском Морском старте?

28.09.2020 12:18:44 | Автор: admin
Так получилось, что пока я обрабатывал фото и видео с поездки на космодромы Восточный и Морской старт, Китай во второй раз запустил ракету-носитель Великий поход 11 с корабля, находящегося в море. Случайное совпадение является отличным поводом поговорить об этом проекте что мы о нем знаем, и похож ли он на российский Морской старт?


Фото: Синьхуа

Ракета


Очень многое в китайском Морском старте станет понятным, если мы сначала посмотрим на используемую ракету-носитель. Великий поход 11 (Чанчжэн-11, CZ-11) иногда называют первой твердотопливной ракетой-носителем Китая, но это неверно твердотопливная Куайчжоу-1 впервые полетела на два года раньше первого пуска CZ-11, а в начале нулевых было проведено два неудачных пуска твердотопливной Кайтюоже-1. Но вот в семействе Великий поход она, действительно, является первой, использующей твердое топливо. Также, говорят, что ракета базируется на технологиях межконтинентальной баллистической ракеты DF-31, и это, скорее всего, содержит зерна истины. По крайней мере механизм старта у нее типично военный минометный. Газогенератор под ракетой выталкивает ее из пускового контейнера, а двигатель ракеты-носителя включается, когда она уже находится в воздухе. Аналогичным образом стартует, например, ракета-носитель Днепр, являющаяся, по сути, адаптированной для запуска спутников межконтинентальной баллистической ракетой Р-36М.

На видео пуска это прекрасно видно. Черный дым от газогенератора, поддон, выталкивающий ракету, улетает вправо, а затем все окутывается белым дымом от маршевого двигателя первой ступени.



Возможное военное прошлое, похоже, повлияло и на очень высокую мобильность ракеты она собирается и устанавливается в контейнер, который затем перевозится автотранспортом. На фото ниже справа видно, что контейнер состоит из двух частей справа для ракеты, слева для полезной нагрузки.



На наземном космодроме установщик выполнен также на колесной базе.



А на морской платформе старт сделали неподвижным, но он остался очень компактным.



Конструкция ракеты-носителя позволяет запускать ее с самых разных стартовых комплексов. При желании, можно сделать в дополнение к стационарным наземным и морскому еще и мобильный на колесном шасси. Собственно говоря, Великий поход-11 и позиционируют как ракету быстрого запуска, способную стартовать в течение 24 часов.

Но, конечно, за высокую мобильность приходится платить CZ-11 относится к легкому классу ракет-носителей и при стартовой массе 58 тонн может вывести на низкую орбиту примерно 700 кг, а на солнечно-синхронную 500 кг. Сравнимая грузоподъемность из существующих у, например, РН Electron 300 кг на низкую орбиту и 200 кг на солнечно-синхронную, или Minotaur I 580 и 331 кг. Конструктивно CZ-11 немного напоминает Минотавр I у нее тоже четыре ступени.


Сборка ракеты-носителя в монтажно-испытательном комплексе

Морские пуски


Великий поход 11 впервые стартовала 25 сентября 2015, и с тех пор провели 10 запусков, все успешные, 7 с космодрома Цзюцюань, один с космодрома Сичан и два с морских платформ.

Первый морской пуск состоялся 5 июня 2019. Для него воспользовались построенной в 2013 полупогружной баржей (по сути, плавучим доком) Tai Rui и спасательным буксиром Bei Hai Jiu 101. Модификацию ракеты назвали CZ-11H, скорее всего от хайан океан



Ракета стартовала из Желтого моря (34,90 N, 121,19 E) и отправила на низкую околоземную орбиту семь спутников.



Второй раз с моря CZ-11H стартовала 15 сентября 2020 в 01:23 UTC. В этот раз стартовый комплекс установили на спущенное на воду в 2017 судно для перевозки тяжелых негабаритных грузов De Bo 3. Полезной нагрузкой стали девять спутников дистанционного зондирования Земли Jilin-1 Gaofen-3, которые отправились на орбиту также из Желтого моря (34,31 N, 123,76 E).





Заключение


Есть некоторая ирония в том, что Морской старт и CZ-11H практически во всем отличаются друг от друга. Два судна Морского старта строились по специальному заказу, для CZ-11H просто ставили стартовый стол на уже спущенные на воду суда для крупногабаритных грузов. Ракета Зенит-3SL относится к среднему классу грузоподъемности, использует жидкостные двигатели и три ступени, CZ-11H легкая, твердотопливная и четырехступенчатая. Морской старт использовал возможность выйти на экватор, чтобы запустить спутник на геостационарную орбиту с максимальной эффективностью (единственная попытка запуска на не-геостационарную орбиту закончилась неудачей), CZ-11H выводила аппараты из Желтого моря на низкую околоземную и солнечно-синхронную орбиты, и старт с моря давал только преимущество выбора удобных районов падения отработанных ступеней. По сути, китайский Морской старт является следствием высокой мобильности ракеты-носителя Великий поход 11, а не отдельным самобытным проектом. Но это не является недостатком, а, наоборот, расширяет возможности к ограниченным диапазонам доступных наклонений орбиты наземных космодромов теперь добавилась возможность выйти в нужную точку океана и запустить спутник практически в любом направлении.
Подробнее..

Космодром Восточный. Май 2021. Стройка

08.06.2021 08:13:41 | Автор: admin

В конце мая мне повезло попасть в группу блогеров, приглашенных Роскосмосом на пуск спутников OneWeb с космодрома Восточный. Под катом первая часть - рассказ о стройках: стартовом комплексе ракеты-носителя "Ангара" и жилом городке.

Строящийся стартовый комплекс РН "Ангара", вид с торца газоотражателяСтроящийся стартовый комплекс РН "Ангара", вид с торца газоотражателя

Ощущение присутствия лучше всего передаст 360 видео.

Начинается наша прогулка с командного пункта (ГП-3). Отсюда 400 человек и тонны оборудования будут управлять пуском. Когда строительство закончится, получится практически квадратный (58,5х57,5 м) укрепленный бункер с плоской крышей из бетона высотой 120 см. Сооружение рассчитано на самый худший вариант - прямое попадание аварийной ракеты. Из 700 тонн "Ангары А5" примерно 600 занимают компоненты топлива, кислород и керосин у поверхности взрываются примерно как тротил той же массы, так что командный пункт способен выдержать подрыв тактического ядерного боеприпаса в полкилотонны.

Но пока строительство еще не закончено, и мы можем подняться на внутреннюю кровлю. Фото сделано с одного из углов сооружения. Черное - внешняя стена, промежуток засыпят песком.

За бункером командного пункта уже возводится служебное здание. Фото сделано стоя спиной к стартовому комплексу.

Заходим внутрь через боковой вход. В плане сооружения четыре боковых входа и один главный по центру дальней от стартового сооружения стороны. Уже появились внутренние стены из кирпича, усиленного металлическими лентами. Сверху проложены магистральные коммуникации, и сооружение уже практически готово к монтажу вентиляционного, слаботочного, энергетического оборудования, сетей водоснабжения и водоотведения.

Уже обозначены запланированные комнаты. Всего в сооружении во время заправки ракеты и пуска будет располагаться 400 человек, которые смогут полностью изолироваться от внешнего мира на 4 часа 40 минут.

Вторая остановка - площадка перед централизованным сооружением (ГП-4). Оно предназначено для хранения сжатых газов. Также ГП-4 снабжает ими потребителей стартового комплекса и обеспечивает на них требуемый режим температуры и влажности. Вся площадка заставлена баллонами, которые установят в централизованное сооружение. Всего на космодром привезли больше 1700 таких баллонов, каждый массой 4 тонны и длиной более 6 метров.

Глядя на их количество даже не очень верится, что они займут только левую, более высокую часть сооружения.

На этой же площадке чуть в стороне ждут своей очереди блоки стартового стола, доставленные сюда северным морским путем в самом конце лета 2020. Каждый блок массой 88 тонн, а общая масса стартового стола превышает 2000 тонн.

Ну и, конечно же, гвоздь программы, стартовое сооружение ракеты-носителя "Ангара". Вот над этим углублением и будет располагаться ракета в момент старта.

Что любопытно, выступы (по центру фото внизу) и проемы (заставлены лесами другой плотности и сверху закрыты досками) обозначены в плане, так что это уже торец стартового сооружения, в направлении ближе к нам оно уже расширяться не будет.

Изогнутая деталь и вообще все углубление - монтирующийся газоотражатель. Стальные плиты толщиной 100 мм будут выдерживать примерно тысячу тонн тяги от пяти двигателей первой и второй ступени "Ангары А5".

Взгляд сбоку. Такой ракурс позволяет оценить готовность сооружения - фото сделано с уровня земли, отметка 0, до которого осталось уже немного.

Общий план. Глубина котлована - 28 метров.

Между стартовым сооружением и централизованным сооружением расположен технологический блок кислорода и азота (ГП-7). Он предназначен для заправки ракеты жидким кислородом и обеспечивает жидким азотом предпусковые операции. Каждый из баллонов в длину 36 метров, весит 92 тонны и имеет объем 250 кубометров.

Вид чуть сбоку.

И по оси сооружения с дальнего торца газохода.

Вторая часть нашей экскурсии выглядит гораздо более прозаично, но тоже очень важно. Город Циолковский был основан в 1961 году как поселок Углегорск. Но под видом угольных шахт здесь располагалась ракетная дивизия. Дивизию расформировали в 1993, некоторое время здесь располагался космодром Свободный, но, в общем, к 2010 году, когда приняли решение строить космодром Восточный, место, где и так стойко переносили тяготы и лишения воинской службы, успело поистрепаться. Переводя это на простой бытовой язык - жилой фонд, и раньше не блиставший, пришел в совсем удручающее состояние. Специалисты нового космодрома нуждаются в соответствующего качества жилье, которое и строится сейчас.

Это как полевая кухня - выглядит не героично, но голодный солдат даже с высокотехнологичным снаряжением много не навоюет. Тем более, что здесь требуется не минутный порыв, а долгая работа.

На этом наша прогулка по строящимся объектам заканчивается, во второй части будет экскурсия на старт с установленной ракетой и виды пуска с обзорной площадки.

Выражаю благодарность Роскосмосу за приглашение на пресс-тур.

Подробнее..

Космодром Восточный. Ракета на старте. Пуск спутников OneWeb

17.06.2021 06:04:26 | Автор: admin

Вторая часть репортажа о поездке на космодром "Восточный". Здесь мы посмотрим на ракету "Союз" в стартовом сооружении, пройдемся по унифицированному техническому комплексу и посмотрим на пуск.

Вид на ракету-носитель "Союз" снизуВид на ракету-носитель "Союз" снизу

Наиболее полно ощущение присутствия передает 360 видео.

Мы попали на космодром после вывоза, ракета уже установлена в стартовом сооружении, над которым сейчас стоит мобильная башня обслуживания. Ракета еще не заправлена, но перед башней стоит заправщик перекиси водорода. Она используется как рабочее тело для привода турбонасосов - разлагается на катализаторе, превращается в горячий парогаз и крутит турбину, стоящую на одном валу с насосами, качающими горючее и окислитель в камеру сгорания.

Особенностью семейства ракет-носителей "Союз" является то, что они устанавливаются в стартовое сооружение за середину. Это изящное технологическое решение, при котором нагрузки на стоящую на старте и летящую ракеты получаются очень близкими. Также самую широкую часть, хвостовую, убрали под стартовое сооружение, снизив ветровую нагрузку.

Район крепления более крупным планом. Синее - фермы-опоры, желтое - подвижные фермы обслуживания, они крепятся на башне и отводятся перед тем, как башня отъезжает за час до пуска.

К ракете подведено множество коммуникаций - заправочные и прочие. Серая труба с выступами в самом низу кадра - система эжекции. Во время пуска в нее подается сжатый газ, из-за чего после пуска старт почти не приходится подкрашивать.

Серый металлический шланг вдоль фермы-опоры - система дренажа кислорода. Жидкий кислород постоянно испаряется из баков заправленной ракеты, и, поскольку башня обслуживания закрытая, испарения дренируют наружу, чтобы не создалось опасной концентрации кислорода в замкнутом объеме. Но вообще закрытая башня обслуживания имеет больше плюсов, нежели минусов. Главный из них - удобство работы людей, укрытых от холода, осадков и ветра.

Смотрим вдоль фермы-опоры, в ней есть лаз.

Белые цилиндры - "укротитель гравитации" или, по-простому, противовес. Когда ракета при старте поднимается на 49 миллиметров, клыки ферм-опор выходят из карманов, и фермы-опоры откидываются сами по себе без каких-либо моторов.

Выходим наружу. Вот одна из четырех тележек, на которых передвигается башня обслуживания. У тележек есть основные и резервные моторы, которые обеспечивают скорость движения до 12 метров в минуту.

Совсем рядом со стартом притаился один из автоматических пожарных гидрантов.

Спускаемся на минус третий этаж и оказываемся в нише кабины обслуживания. Перед пуском кабина складывается и отъезжает по рельсам ближе к нам. Защитная обшивка (серое в нижней части кабины) закрывает проем и защищает кабину обслуживания от вырывающегося из дюз пламени с температурой более 2000С.

Поднимаемся в кабину обслуживания и оказываемся прямо под ракетой. Двигатели закрыты красными защитными кожухами.

Один из четырех боковых блоков первой ступени. На нем 4 больших маршевых камеры сгорания и 2 маленьких подвижных рулевых, собранные в один двигатель РД-107. На центральном блоке (второй ступени) стоит двигатель РД-108, имеющий 4 маршевых и 4 рулевых камеры сгорания.

Отлично виден обтекатель, внутри которого поворачивается рулевая камера сгорания.

Черное справа - удерживающие хвостовую часть ракеты устройства. Белое прямо по центру, к которому подведен белый провод, - один из датчиков, формирующих сигнал "контакт подъема".

Поднимаемся обратно на поверхность. Любопытная конструкция - стопор для мобильной башни обслуживания.

Перемещаемся на унифицированный технический комплекс, из которого собранная ракета отправилась на старт. На входе под стеклом стоит аэродинамический руль с первого пуска с Восточного и привезенный из тех же районов падения рулевой двигатель бокового блока.

В монтажно-испытательном комплексе (МИК) ракет-носителей заканчиваются работы по размещению оборудования после вывоза ракеты - можно заметить, что у одного из кранов опущен крюк. Слева стоят собранные в один поезд передвижной агрегат термостатирования и транспортно-установочный агрегат. Справа в чехлах расположились детали ракет-носителей "Союз".

Учебный стенд стыковки боковых блоков к центральному.

К стене прижато оборудование рабочего места ракеты-носителя "Союз". В этой части ангара уже скоро его начнут заменять на рабочее место для "Ангары", места и оборудования для работы с "Союзом" в одной части МИКа и "Ангарой" в другой хватит.

Удобно, когда практически у всего есть табличка с подписью. Вот это вот, например, - "комплект механо-технологического оборудования 373СМ82".

Трансбордерная галерея соединяет все три ангара - МИК ракет-носителей, МИК космических аппаратов и разгонных блоков, а также склад блоков.

Переходим в склад блоков. Здесь ведутся работы по монтажу барокамеры диаметром 9 метров для пилотируемого корабля "Орел".

Монтаж основных деталей почти закончен, прорезаются технологические отверстия.

Рядом стоят контейнеры, в которых на космодром приехали 36 спутников OneWeb.

Изначально пуск должен был состояться 27 мая. Но по техническим причинам его перенесли на резервную дату спустя сутки. К счастью, наши билеты обратно еще давали шанс посмотреть на вторую попытку. На фото выше следящий телескоп с камерами для съемки улетающей ракеты.

Ночь, идет дождь, от старта до нашей наблюдательной площадки два километра, поэтому надежды заснять хоть что-то у меня тают.

Но вот звучат команды "Пуск!", "Зажигание!", "Предварительная!", "Промежуточная!", "Главная!", "Подъем!" И ракета отрывается от земли. На фото первые мгновения ее полета, фермы-опоры уже разошлись в стороны, ракета уже летит, но пламя двигателей еще под стартовым столом и не засвечивает кадр.

Масса ракеты в примерно 300 тонн и тяга двигателей в районе 450 тонн - это умозрительные цифры и слова. А вот зрелище факела от двигателей, который заметно больше ракеты, и, кажется, в высоту имеет градусов сорок (неужели мои глаза превратились на время в бинокль?) - это яркий опыт. Ракета летит вежливо, она не оглушает и не ослепляет, но на несколько секунд ночь превращается в день, а грудная клетка отчетливо дрожит от звуковых волн. Еще через несколько мгновений полностью засвеченное небо гаснет - ракета пробила несколько уровней облачности, и ее свет уже никак не доходит до нас. И тут ты слышишь по громкой трансляции "шестьдесят". Вот оно, волшебство века технологии - тебе кажется, что прошло всего несколько мгновений после старта, а равнодушные приборы фиксируют, что полет продолжается уже целую минуту.

Едем на старт. Здесь парит израсходованная больше чем наполовину цистерна какого-то сжиженного газа.

Стартовое сооружение после пуска. Фермы-опоры раскрыты в момент старта, кабель-мачта отведена за несколько минут до, мобильная башня обслуживания отъехала за час до запуска.

Ракета-носитель отработала благополучно, очередь за разгонным блоком "Фрегат". Люди, которые готовили ракету и пуск, уже могут праздновать. Идет торжественное построение и вручение памятных подарков.

Нам пора в обратную дорогу. Уже потом придет подтверждение, что пуск прошел успешно, 36 спутников OneWeb выведены на заданную орбиту. В общем, это было круто. Надеюсь, после пандемии Роскосмос будет развивать туризм, возможность посмотреть на пуск ракеты, почувствовать на себе ее вежливую мощь - это уникальный и очень классный опыт, который стоит получить в своей жизни.

Благодарю Роскосмос за приглашение на пресс-тур.

Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru