В своей предыдущей статье я писал о росте важности автомобильного
ПО и использовал концепцию
Разработка-сборка-маркетинг-использование для того, чтобы показать
чем ПО отличается от аппаратной части. Суть той статьи заключается
в том, что стратегия использования программных платформ лучший
способ добиться успеха на рынке автомобильного ПО.
Печально известен тот факт, что разработку ПО очень сложно
планировать и реализовывать особенно трудно оценивать времязатраты
на создание больших программных продуктов. Такое положение дел
тянется уже с 1960-ых годов, все это подробно описано в книге
Мифический человеко-месяц. Это книга Фреда Брукса, она была
опубликована в 1975 и дополнена в 1995. Проблемы доведения процесса
разработки программных продуктов до конца могут быть сформулированы
законом Брукса: если вы не укладываетесь в сроки, дополнительные
человеческие ресурсы только увеличат время на разработку.
В этой статье мы рассмотрим текущее состояние рынка платформ
автомобильного программного обеспечения. Любая программная
платформа полагается на аппаратную, требующуюся для работы
программ. Я расскажу о сегментах рынка автомобильного ПО и приведу
примеры важных продуктов. Но сначала нам нужно понять что такое
программные платформы, а также рассмотреть их преимущества и
недостатки.
Обзор платформ
Платформа это технология, позволяющая создавать похожие между собой
продукты, использующие результаты прошлых разработок. В рамках
стратегии реализации платформ многие продукты или семейства
продуктов могут быть разработаны с гораздо меньшими затратами, чем
при разработке каждого продукта по отдельности. В автомобильной
промышленности широко используются распространенные шасси с
различными двигателями, салонами и форм-факторами. Платформы BEV в
настоящее время становятся важной тенденцией в автомобильной
промышленности. Кроме того, этот подход очень распространен в
компьютерной индустрии часто можно встретить платформы разных
уровней (начиная с процессорных и аппаратных, и заканчивая
программными платформами и платформами приложений).
Использование программных платформ стало ключевой стратегией во
всех сегментах компьютерной индустрии от мейнфреймов и
миникомпьютеров до персональных компьютеров и планшетных ПК.
Программные платформы также являются основой на рынке смартфонов и
стали ключевым фактором, за счет которого лидерами рынка стали iOS
и Android. Программные платформы также приобретают все большее
значение в автомобильной промышленности и становятся особенно важны
на развивающемся рынке автомобилей, зависящих от программного
обеспечения.
У программных платформ есть и недостатки. Для их реализации
требуется написание больших объемов кода, а работают они зачастую
медленнее. Также они могут повышать требования к аппаратной части.
Впрочем, в большинстве случаев, преимущества перевешивают
недостатки.
Программная платформа обычно представляет собой набор из множества
программных модулей для реализации определенной функциональности.
Впрочем, это могут быть и небольшие программы, которые используются
в более крупных платформах. Таким образом, программные платформы
могут значительно отличаться по размерам и сложности кода. Ключевой
аспект переиспользование программных модулей для экономии затрат на
разработку и обслуживание, а также повышение уровня надежности за
счет снижения общего количества ошибок в ПО.
Ключом к использованию и реализации программных платформ являются
API, позволяющие создавать модульную структуру блоков и
обеспечивать связь между модулями или разными платформами. API
конкретных сегментов рынка ПО, в случае успеха, создают формируют
экосистему из взаимодополняющих программных модулей, которые с
течением времени значительно увеличивают стоимость и возможности
использования платформы.
Платформы для автомобильного ПО
Программные платформы на автомобильном рынке быстро растут и
оказывают большое влияние на всю индустрию автомобильного ПО,
причем ожидается, что в следующем десятилетии тенденция роста
сохранится. В таблице ниже приведена сводная информации о состоянии
основных программных платформ, используемых в автомобильной
промышленности. Существует и множество других платформ в данной
статье они не рассматриваются из-за отсутствия подробностей об их
разработке. В следующих разделах приводится обзорная информация о
каждой из программных платформ, приведенных в таблице.
Операционные системы
Все автомобильные ECU нуждаются в ПО, которое будет управлять
различными аппаратными компонентами, а также в приложениях, которые
и будут выполняться блоком управления.
Все автомобильные блоки управления нуждаются в ПО, контролирующем
работу разнообразных программ, управляющих аппаратными компонентами
и приложениями, на которые рассчитаны все ECU. Консорциум
автомобильной промышленности разработал и продолжает расширять
возможности платформы AUTOSAR. AUTOSAR представляет собой
многоуровневую программную архитектуру со стандартными
API-интерфейсами для приложений, исполняемых ECU. Также эта
платформа имеет независимый интерфейс, совместимый с большинством
микропроцессорных архитектур, используемых в автомобильной
промышленности. AUTOSAR ведущая программная программная платформа в
отрасли систем помощи водителю и других традиционных приложениях
для ECU. Впрочем, AUTOSAR не может управлять блоками со сложной и
обширной кодовой базой так, как это делают
информационно-развлекательные системы.
Все это открыло двери для операционных систем, которые стали
использоваться в высокотехнологичной промышленности в применении к
автомобильным системам. Операционные системы первыми
высокотехнологичными программными платформами, оказавшими большое
влияние на автомобильную промышленность. В современных
информационно-развлекательных и телематических системах
используются высокотехнологичные ОС. Также сложные операционные
системы используются в ECU, системы ADAS тоже двигаются в этом
направлении.
Некоторые блоки управления имеют повышенные требования к
безопасности, и им нужны системы, прошедшие сертификацию (например,
по стандарту ISO 26262). В настоящие момент, ни у одной из версий
Linux нет таких сертификатов. В таких блоках используют QNX, Green
Hills и другие аналогичные операционные системы, имеющие
сертификаты безопасности.
Информационно-развлекательная системы высший уровень развития
систем, использующих ОС. На рынке платформ ОС идет битва между QNX
и различными версиями Linux AGL, Android и GENIVI-совместимыми
версиями. Android от Google развивается семимильными шагами. Успех
Android связан с основанием Открытого автомобильного альянса (OAA)
в 2014 году. В настоящее время в этот альянс входят 60 брендов,
включая ведущих OEM-производителей вроде Chrysler, Fiat, Ford, GM,
Honda, Hyundai, Mazda, Mercedes-Benz, Nissan, Renault, Toyota и
VW.
В платформу ОС обычно встроены многочисленные программы,
относящиеся к так называемому промежуточному программному
обеспечению, необходимому для обеспечения разнообразной
функциональности. Промежуточное ПО своего рода программный клей.
Это программное обеспечение предоставляет различным приложениям
доступ к сервисам, недоступным из ядра ОС. Промежуточное ПО
варьируется от утилитарных программ до аппаратных интерфейсов для
автомобильных компонентов. HMI и пользовательские интерфейсы также
часто относят к промежуточному ПО.
ОС-гипервизор
Гипервизор это небольшая программная платформа для управления
несколькими ОС и их приложениями.
Эту платформу также можно назвать монитором виртуальных машин
(VMM). Виртуализация используется в компьютерной индустрии с 1960-х
годов и является ключевой технологией для центров обработки данных.
Гипервизоры приобретают все большее значение для автомобильного
программного обеспечения, поскольку они решают целый ряд проблем и
могут быть экономичным решением.
Можно привести два примера, демонстрирующих преимущества
гипервизоров. Первый пример: резервный монитор, который должен
обязательно быть установлен на всех продаваемых в США автомобилях
является компонентом систем с повышенными требованиями к
безопасности. Второй пример: дисплей в
информационно-развлекательных системах может быть идеальным
запасным средством для вывода информации, но при этом в этой схеме
не может использоваться ОС Linux, поскольку у нее нет необходимых
сертификатов безопасности. Решением может стать гипервизор,
интегрирующий Linux с QNX, Green Hills или другими ОС с
сертификатами безопасности.
Интеграция кластера приборов и информационно-развлекательной
системы еще один пример ситуации, в которой гипервизор является
решением. Также гипервизоры могут применяться в сочетании с
специфическими электронными блоками управления.
Телематические системы
Телематические системы имеют встроенные программные платформы,
взаимодействующие с SaaS-сервисами, работающими с телематическими
данными. В бортовых телематических системах используется
операционные системы, и лидером в этом сегменте рынка является QNX
(за счет того, что именно QNX используется в OnStar). Ведущие
поставщики первого уровня встраивают в телематические системы
программное и аппаратное обеспечение. Некоторые из Tier-1
поставщиков информационно-развлекательных систем также являются
ведущими поставщиками телематических систем.
Программные платформы для телематических систем на основе SaaS
являются собственностью поставщика телематических услуг (TSP)
(таких как OnStar, SiriusXM, Verizon Telematics и WirelessCar).
OnStar используется только в автомобилях от GM, но у других
поставщиков есть целый ряд OEM-клиентов. Система WirelessCar в
настоящее время в основном принадлежит VW, и вливание
дополнительных ресурсов, вероятно, расширят его позиции на
рынке.
Поставщики телематических услуг начинают использовать облачные
ресурсы Microsoft, AWS и Google эти компании внедряют
SaaS-платформы для функциональности сетевых автомобилей.
Информационно-развлекательные системы
Высокотехнологичные информационно-развлекательные системы самые
сложные автомобильные системы в серийном производстве. Обычно в них
встроены сложные системы отображения со звуковыми и навигационными
системами, а также целым рядом различных приложений.
Существуют системы с возможностью возможности подключения к
телематическим системам, кластерам приборов и HUD.
Информационно-развлекательные системы также имеют обширный
пользовательский интерфейс для управления и взаимодействия с
водителем или пассажиром. Во многих информационно-развлекательных
системах реализовано подключение к программной платформе для
использования смартфонов и различных приложений в связке с
виртуальными личными ассистентами (VPA), описанными далее.
Информационно-развлекательные системы также активно используют
технологии установки обновлений по воздуху и ПО для
кибербезопасности, о чем также пойдет речь в следующих
разделах.
Таким образом, в связке с информационно-развлекательной системой
могут использоваться несколько разных программных платформ.
Ключевой программной платформой в данной схеме является ОС,
поскольку именно она косвенно управляет всем ПО, связанным с
информационно-развлекательной системой. В этих системах основную
долю рынка занимают различные ОС из группы Linux, в частности все
более важной становится Android. Впрочем, выбор ОС для
информационно-развлекательной системы сильно варьируется в
зависимости от OEM-производителя.
Также во многих информационно-развлекательных платформах
используются навигационные программные системы примерно в 25% (доля
зависит от страны). Навигационные программные платформы, как
правило, поставляются компаниями, специализирующимися на навигации
в автомобильной и других промышленностях. Tier-1 Поставщики также
могут поставлять навигационное программное обеспечение.
В большинстве современных информационно-развлекательных систем
используются дисплеи, и средний размер дисплея растет с каждым
годом. В настоящее время дисплеи встроены примерно в 60%
информационно-развлекательных систем. В некоторых высококлассных
системах используются даже графические ускорители для повышения
производительности вывода на дисплей.
Интеграция смартфонов и мобильных приложений
В настоящее время смартфон стал неотъемлемой частью жизни водителя.
Многие водители хотят использовать приложения из своих смартфонов в
информационно-развлекательных системах для того, чтобы меньше
отвлекаться не девайс. Некоторые OEM-производители разработали
платформы для интеграции мобильных приложений в
информационно-развлекательные системы. Впрочем, популярность
CarPlay от Apple и Android Auto затмила всех остальных. Многие
информационно-развлекательные системы поддерживают как CarPlay, так
и Android Auto, чтобы иметь возможность взаимодействовать с
большинством современных смартфонов. Baidu CarLife используется в
основном в Китае, и там у этой системы очень сильные позиции,
поскольку Android Auto в Китае недоступна.
Популярность CarPlay и Android Auto вызвана двумя основными
факторами: знакомым пользовательским интерфейсом и большим
количеством специфических для автомобилей приложений для обеих
платформ. Впрочем, приложения для iOS и Android не работают как
приложения для CarPlay или Android сами по себе. Эти приложения
должны быть модифицированы для работы с определенной платформой.
Наиболее популярными являются приложения с картами, данными о
парковках и трафике, музыкой, подкастами, аудиокнигами, новостями,
сообщениями и календарем.
С CarPlay работают более 500 моделей автомобилей от 65 разных
автопроизводителей. Android Auto работает в примерно сопоставимом
количестве автомобилей от 60 автопроизводителей.
Виртуальные личные ассистенты
Голосовые ассистенты, они же виртуальные личные ассистенты (VPA)
хорошо зарекомендовали себя в автомобильной промышленности. Многие
водители используют голосовых ассистентов в своих смартфонах или в
домашних устройствах. OEM-производители пробовали создавать своих
ассистентов, но высокотехнологичные платформы с голосовыми
ассистентами взяли верх. Ведущими разработчиками голосовых
ассистентов являются те же компании, что лидируют и на рынке умных
домов и смартфонов: Amazon и их Alexa, Google и их ассистент, Apple
и Siri. Достижения в области ИИ и технологий распознавания голоса
сформировали спрос на голосовых ассистентов, поскольку они помогают
водителям меньше отвлекаться.
Существует два способа использования голосовых ассистентов в
автомобиле: через интеграцию мобильных приложения в CarPlay или
Android Auto или через отдельную программную платформу с
ассистентом в рамках автомобильной информационно-развлекательной
системы. Лидером в области интегрированных ассистентов является
Alexa, ассистент от Android держит крепкое второе место. Siri от
Apple в основном используется в CarPlay, поскольку Apple является
лидером на рынке интеграции смартфонов. Alexa и ассистент от Google
также используются для интеграции мобильных приложений.
Подписывайтесь на каналы:
@TeslaHackers
сообщество российских Tesla-хакеров, прокат и обучение дрифту на
Tesla
@AutomotiveRu
новости автоиндустрии, железо и психология вождения
О компании ИТЭЛМА
Мы большая компания-разработчик
automotive компонентов. В компании трудится около 2500
сотрудников, в том числе 650 инженеров.
Мы, пожалуй, самый сильный в России центр компетенций по разработке
автомобильной электроники. Сейчас активно растем и открыли много
вакансий (порядка 30, в том числе в регионах), таких как
инженер-программист, инженер-конструктор, ведущий
инженер-разработчик (DSP-программист) и др.
У нас много интересных задач от автопроизводителей и концернов,
двигающих индустрию. Если хотите расти, как специалист, и учиться у
лучших, будем рады видеть вас в нашей команде. Также мы готовы
делиться экспертизой, самым важным что происходит в automotive.
Задавайте нам любые вопросы, ответим, пообсуждаем.
Читать еще полезные статьи: