Вы, возможно, слышали о войне Реддита против хедж-фондов Wall Street. Но на Хабре об этом вроде нет, и за последние дни случились новые потрясения. Капитализация GameStop выросла до рекордных $24 млрд. Хедж-фонд признал своё поражение, в бой вступил Илон Маск, а некоторые самые отчаянные тролли уже стали мультимиллионерами.
GameStop сеть офлайн-магазинов по продаже консолей, фильмов и дисков с видеоиграми. Её акции падали на протяжении последних шести лет. Убытки нарастали на фоне развития Amazon и других онлайн-ритейлеров. Для хедж-фондов это был хороший и безопасный метод извлечения прибыли. По данным FactSet, до последних двух недель GameStop являлся лидером в ставках на падение на американском фондовом рынке.
Игроки всё чаще загружают полноценные игры, а не покупают физические носители. GameStop просто не участвует в этом, объясняли аналитики.
Всё это было до троллей с Reddit.
Медленный рост акций GameStopстартовалс публикации в конце ноября пользователя u/Ronoron, участника сообщества Wall Street Bets. Он обвинил кучку упрямых бумеров из хедж-фонда Melvin Capital в ставках на короткие позиции против акций GameStop. Они поставили $200 млн, которые с тех пор, по мере постепенного падения акций, превратились в $500 млн.
Пользователи Reddit возмутились из-за того, что хедж-фонды топят GameStop, как до этого топили Nintendo и другие компании, связанные с видеоиграми.Юзеры решилиначать скупать акции игровой компании, чтобы забрать деньги у этих богатых жадных менеджеров хедж-фондов. По словам создателя сабреддита Джейма Рогозински, WallStreetBets рассматривает торговлю акциями как видеоигру. И они решили сыграть.
11 января в совет директоров GameStopпришелсоучредитель компании Райан Коэн (которому принадлежит около 13% акций компании).Он как раз настаивал на развитии направления онлайн-продаж, что некоторые восприняли как позитивный сигнал. Благодаря активности Reddit и новостям о Коэне за последующие пять дней акции подскочили на 110%.
За один день 22 января, когда стоимость бумаг выросли на 51%, потери хедж-фондов составили $1,6 млрд.
На пике 25 января стоимость одной акции уже превышала $144.Объём торгов составил 175 млн акций это почти в 6 раз больше, чем средний за месяц объём (29,8 млн бумаг).
Но всё это были цветочки. А ягодки начались, когда к битве присоединился Илон Маск.
Вторник для GameStop начался очень хорошо: глава фонда Social Capital затвитил, что он купил опционы компании, ставя на то, что акции пойдут ещё выше.
Его ставка оправдалась уже через несколько часов, когда в поддержку мема выступил Илон Маск. Во вторник он дал у себя в Твиттере дал ссылку на сабреддит, ответственный за хайп, и написал "Gamestonk!!". Акции компании тут же поднялись ещё на 90%. А число подписчиков сабреддита повысилось с 2,5 млн до почти 4 млн.
До этого в тот же день "эффект Маска" почувствовала на себе компания, продающая товары для животных. Утром вторника он запостил о шерстяной шапке ручной вязки, которую он купил для своей собаки на Etsy. Это привело к росту акций компании на 8%. А в прошлом году он к своему сожалению написал у себя в Твиттере, что, по его мнению, стоимость акций Tesla слишком завышена, что сразу же привело к падению бумаг более чем на 10%.
Инвестиционные компании за последние недели потеряли миллиарды долларов, а капитализация GameStop выросла до рекордных $24 млрд.
За два месяца, с поста u/Ronoron 30 ноября, акции сети игровых магазинов GameStop подорожали на 1540%.
Потери шорт-продавцов, ставивших на падение акций сети игровых товаров, оцениваются уже больше чем в $15 млрд.
Хедж-фонд Melvin был вынужден срочно закрыть свою позицию против GameStop. В него будут срочно доинвестировать $2 млрд, чтобы стабилизировать ситуацию. По подсчетам тех же торжествующих пользователей на Реддите, один этот хедж-фонд за последнюю неделю потерял минимум $4 млрд. И должен был обанкротиться при цене акции $175.
Сейчас одна акция компании стоит уже $350. Полгода назад она стоила $4.
Пользователи, которые решили поучаствовать в спасении компании и наказании воротил с Wall Street, озолотились. Некоторые уже стали миллионерами. Один из самых успешных u/DeepFuckingValue, получивший сейчас (по состоянию на 28 января) $48 млн при инвестиции в $53 000. Правда, свои акции он купил ещё в 2020-м, ради мема (#GME YOLO!). И он такой далеко не один.
Мне вот интересно: когда этот эффект прекратится? Какая компания может стать следующей? И что ещё сделает интернет ради мема?
Хочу поделиться одной моей поделкой, возможно, кому-то она тоже будет полезна. В этой статье я поделюсь тем, что я сделал, чтобы читать Twitter-аккаунт Маска в удобном мне месте и имея под рукой перевод англоязычных твитов на русский.
Проблема
Последние несколько лет замечаю за собой, что хочу начать регулярно почитывать тот или иной блог, но если он не находится в зоне удобного или привычного доступа (к сожалению весь твиттер для меня таков, ничего не могу с собой поделать, не читатель я твиттера), то я довольно быстро забиваю на это. Еще хуже, если блог на другом языке, тут появляется дополнительная проблема, когда из-за технических терминов или разговорного жаргона сложно понять смысл. Собственно такие "преграды" обычно и приводят к тому, что вроде бы и хочется, но как-то не делается.
Идея
Сейчас я делаю на заказ программных роботов, которые в онлайне обрабатывают новостные потоки в соцсетях, фильтруют, выбирают наиболее интересные и цитируемые, и передают заказчику. Я подумал, почему бы мне не использовать свои навыки и не облегчить себе жизнь в описанной выше проблеме. Для этого нужно только каждые сколько-то минут заходить в твиттер, забирать новые сообщения, прогонять их через переводчик и отправлять в канал в телеграме. Кажется, ничего сложного.
Подводные камни
Первая проблема, с которой я столкнулся, это фрилансеры, у которых я пытался заказать кусок кода, который непосредственно выгружает новые посты из твиттера, все подряд отказывались от выполнения заказа. Прямо брали, а потом у одного компьютер сломался, у другого появились другие дела, третий в последний момент передумал.
Вторая проблема, отказ твиттера в выдаче доступа к API в описанных мной кейсах. То есть остается единственный вариант заниматься веб-скраппингом. Ну что ж.
Третья проблема, оказалось, что требуется довольно много ручной работы, чтобы преобразовать пост из твиттера в формат телеграма, и чтобы он прилично выглядел. В частности, картинки, предпросмотры ссылок, упоминания и тд.
Технологии
Я решил попробовать самостоятельно и начал гуглить что-то вроде "parsing twitter without API". Нашлось достаточно много решений, сразу скажу, что решениеtwint библиотека с открытым исходным кодом, которая вполне работоспособна и подошла под мою задачу.
Для того, чтобы перевести текст с английского на русский, я сначала было собирался использовать google translate, но понимал, что в нем ограниченное количество бесплатных переводов, решил что попробую использовать единственную известную мне нейросеть для перевода с английского на русскийfairseqот Facebook AI Research. Качество перевода показалось мне вполне приемлемым с точки зрения того, чтобы понять в чем суть твита, хотя оно и не было идеальным.
Все это я обернул в скрипт на языке программирования python и запустил на постоянную работу на своем сервере.
Примеры кода
Чтобы собрать данные из твиттера без использования выделенных девелоперских доступов, логинов, паролей и API, нужно сделать следующее:
Установить библиотеку twint
pip3 install twint
Запустить код формата
twint -u <name_of_twitter_user> -o output.csv --csv --since 2020-01-01 --retweets
Здесь есть важный момент, что запускается это все из-под bash, при том что у библиотеки есть python API (да и написана она на питоне), но при этом я потратил довольно много времени и оно ни в какую не заводилось. При этом если запускать из командной строки - все кроме автоматического перевода постов у меня работало.
Из функционала, который есть у библиотеки еще отмечу:
Возможность искать твиты пользователя по ключевому слову
twint -u username -s pineapple
Возможность находить твиты пользователя с указанием номеров телефонов и почт
twint -u username --email --phone
Поиск твитов вокруг определенной локации
twint -g="48.880048,2.385939,1km" -o file.csv --csv
Сохранение в Elasticsearch или SQLite
twint -u username -es localhost:9200twint -u username --database tweets.db
Сохранение фоловеров, подписок и избранных для пользователя
twint -u username --followerstwint -u username --followingtwint -u username --favorites
Данные сохраняются в csv файл, в котором присутствуют такие поля как (перечислю те, которые использовал сам, так как их много и большинство несут мало информации):
id - идентификатор сообщения
conversation_id - идентификатор беседы
created_at - дата создания сообщения
tweet - текст сообщения
mentions - упоминания пользователей твиттера ( список словарей)
urls - вставленные по правилам твиттера ссылки (например на youtube)
photos - ссылки на картинки
link - ссылка на твит
reply_to - список словарей с пользователямя, ответом на твиты которых является твит
У библиотеки есть также возможность перевода на другой язык, но она у меня совсем не заработала. Собственно по этой причине я искал другую возможность. Нашел я, как упоминал выше, открытую разработку Facebook AI Research - библиотеку fairseq, в которой можно скачать веса нейронки для перевода в частности из английского в русский и наоборот.
pip install hydra-core
Итого необходимо было установить:
pip install torch pip install hydra-core==1.0.0 omegaconf==2.0.1pip install fastBPE regex requests sacremoses subword_nmt
Вообще мануал по установке и пример использование есть на сайте pytorch, но как видите у меня он немного отличается. Для того, чтобы сделать перевод можно пользоваться следующим куском из примера - он вполне рабочий:
import torch# Compare the results with English-Russian round-trip translation:en2ru = torch.hub.load('pytorch/fairseq', 'transformer.wmt19.en-ru.single_model', tokenizer='moses', bpe='fastbpe')ru2en = torch.hub.load('pytorch/fairseq', 'transformer.wmt19.ru-en.single_model', tokenizer='moses', bpe='fastbpe')paraphrase = ru2en.translate( en2ru.translate('PyTorch Hub is an awesome interface!'))assert paraphrase == 'PyTorch is a great interface!'
В нем два раза производится перевод и проверяется соотвествие результата исходному варианту. При первом запуске с серверов torch хаба выкачивается большая нейронка, которая довольно шустро работает и на процессоре.
В целом, если не считать способов использования библиотек, у меня набралось еще довольно много кода, чтобы делать полученные сообщения достаточно читабельными, но это уже детали моего применения.
Как пользоваться
Выглядит сейчас это следующим образом. Каждый твит и ретвит на главной странице твиттера Илона Маска пропускается через переводчик, подбираются ссылки и картинки из поста, дальше все это сохраняется в пост в телеграм-канале. Выглядит это так
Итого у меня получилсятелеграм-каналпод названием "Твиттер Илона Маска" (подписывайтесь, мне будет приятно, что это нужно кому-то еще , будет дополнительный стимул поддерживать в будущем), в котором можно
1) читать новые и старые посты Илона Маска
2) видеть перевод текста на русский язык
3) перейти по ссылке на исходный пост в твиттере
И все это без регистрации и смс:)
Если эта статья показалась вам интересной, поставьте, пожалуйста апвоут (так ее увидит больше людей) и подписывайтесь на мой блог втелеграме, там я ежедневно рассказываю о всех своих экспериментах. Если хотите решить похожую проблему для своего бизнеса пишите вличку.
В свете недавних событий, связанных со смертоносной аварией Tesla, издание Consumer Reports показало, что система, обеспечивающая наличие водителя в электрокаре, до безумия проста.
Tesla Model SВидео, приведенное ниже, показывает, что на самом деле никому не нужно сидеть за рулем для запуска автопилота:
Согласно первоначальному расследованию последней аварии в Техасе, ни одна из двух жертв, погибших в Tesla Model S, на самом деле не управляла автомобилем. Тест Consumer Reports показывает, насколько легко запутать систему автопилота Tesla, которая оценивается как система помощи водителю 2-го уровня по шкале автономности SAE (следует напомнить, что ни один автомобиль в продаже сегодня не квалифицируется как беспилотный автомобиль.)
На видео Джейк Фишер, старший директор по автомобильным испытаниям CR, задействует автопилот и снижает скорость до нуля. Это не отключает систему, и, пока машина остановлена, он прикрепляет вес к рулевому колесу. Используя вес, имитирующий вес руки водителя на руле, Фишер оставляет пристегнутый ремень безопасности и перелазит на пассажирское сиденье. Оттуда он увеличивает скорость, и автопилот начинает маневрировать и следовать по линиям замкнутого тестового курса. Так машина думает, что за рулем остается человек. Автопилот не использует камеру, чтобы проверить, присутствует ли водитель на месте и обращает ли он внимание на дорогу, как это делают системы General Motors, Ford и других компаний.
Система <...> не могла определить, был ли там водитель вообще. Tesla отстает от других автопроизводителей, таких как GM и Ford, которые в моделях с продвинутыми системами помощи водителю используют технологии, гарантирующие, что водитель смотрит на дорогу, сказал Фишер.
После аварии и значительного интереса со стороны правительства США генеральный директор Tesla Илон Маск написал в Твиттере, что ранние журналы данных показали, что в автомобиле не был задействован автопилот и не была установлена бета-версия режима полного самоуправления. CR отмечает, что автопилот по-прежнему способен на множество ошибок, как и любая другая система помощи водителю. А когда он совершает ошибку, он может внезапно отключиться, что может привести к аварии, если водитель не готов сиюминутно вернуть полный контроль над автомобилем.
В ответ на видео Илон Маск сказал, что СМИ действительно усиливают атаки на Tesla.
Оценки напрочь оторвались от фундаментального анализа, мультипликаторы находятся на исторических максимумах, скорость эмиссии ценных бумаг зашкаливает и всё это сопровождается безумно спекулятивным поведением инвесторов. Большой кризис неизбежен.
Начать своё повествование я хочу с, казалось бы, очевидного, но сегодня далеко не все осознают, для чего появились акции. Итак, акция это доля в компании. Зачем нужна доля в компании? Для того, чтобы иметь часть её прибыли. Именно поэтому реальная ценность акции обусловлена текущей и будущей прибылью компании-эмитента, которая передаётся акционеру в форме дивидендов.
Некоторые компании выплачивают дивиденды ежеквартально, другие ежегодно, а есть те, которые более десятилетия не делились чистой прибылью со своими акционерами. В конце прошлого века подобное было редкостью, однако с появлением интернета скорость масштабирования бизнеса увеличилась на порядок, и технологические компании взяли за правило реинвестировать всю чистую прибыль в развитие, чтобы в будущем дивиденды были ещё больше.
Повторюсь, ценность любой акции обеспечивает только её реальная или потенциальная дивидендная доходность. Однако ценность не равна стоимости и фактическая цена акции всегда спекулятивная. Объясняется это тем, что ожидания от будущей прибыли компании у всех людей разные, а к тому же каждый человек иррационален по своей природе.
Стали бы вы покупать долю в компании, которая будет окупаться 30 лет без возможности её продать? Уверен, что нет. Но если эта доля за последний месяц была перепродана сотни раз и цена её заметно выросла, возникает желание спекулировать на её стоимости. То есть изначально кто-то поступил иррационально и запустил маховик. Толпа подвергается эффекту лемминга и в такой ситуации реальная ценность перестаёт интересовать рынок. Так возникает экономический пузырь.
Вводная часть закончилась, и я перехожу от абстрактного примера к реальному. В финансовом анализе существуеткоэффициент P/E соотношение капитализации и чистой прибыли. Сегодня компания Tesla оценивается в 1500 годовых прибылей. Другими словами, при сохранении текущего уровня доходов инвестиция в Tesla окупится через полтора тысячелетия.
Однако рынок электромобилей постоянно ширится, а вместе с ним неуклонно растёт выручка компании. Следовательно, доходность будет расти, а срок окупаемости сокращаться. Посему я предлагаю вам порассуждать о том, сколько лет потребуется для возврата инвестиций в акцию $TSLA через дивиденды, которые пока ещё ни разу не выплачивались.
За последние 3 года средний рост продаж Tesla составил 42%. Чем больше компания, тем сложнее сохранять темпы роста, но по убеждению многих, революция на рынке автопрома только начинается. Поэтому давайте предположим, что в последующем продажи Tesla будут только расти, причём на 50% ежегодно. Таким образом в 2030 году выручка Tesla превысит $1,5 трлн это в 3 раза больше, чем у Walmart, самой крупной компании по выручке на сегодняшний день.
Фондовый рынок охватило спекулятивное безумие. Триллионные капитализации это, наверное, самая драматическая вещь, которая когда-либо случалась во всей мировой истории финансов.
вице-председатель совета директоров Berkshire Hathaway
Пускай в 2030 году Tesla начнёт выплачивать дивиденды, но в каком объёме? Дивидендная политика у всех компаний разная. ВТБ на выплаты дивидендов направляет всего 5% от своего заработка и поэтому оценивается в 3 годовых прибыли. А, например, у P&G показательpayout ratioвыше 55% икоэффициент P/Eуже доходит до 25. В нашем гипероптимистичном прогнозе совет директоров Tesla максимально щедр и будет стабильно направлять на дивиденды 80% чистой прибыли, как это делают в Coca-Cola.
Для оценки окупаемости осталось разобраться с доходностью Tesla. В 2020 году компания впервые отчиталась о годовой чистой прибыли. Такой результат стал возможен исключительно благодаря регуляторным кредитам. Если рассматривать строго операционную деятельность, компания по-прежнему убыточна, и я подробнееписалоб этом в Гроксе. Но сейчас мы отбросим эти формальности и учтём, что Tesla инвестирует огромные средства в расширение производства.
Если мы посмотрим на маржинальность среди крупнейших автопроизводителей в лице Toyota, Volkswagen, Ford и General Motors, то увидим, что ихprofit marginисторически меньше 10%. Однако гений Маска бесконечен, поэтому давайте представим, что в 2031 году маржинальность Tesla дойдёт до 20%. При чистой прибыли в $400 с лишним млрд компания направит на дивиденды более $300 ярдов.
Определив дивидендный доход, мы можем констатировать, что акция стоимостью в $850 при приведённых выше обстоятельствах окупится через 2 года с момента начала выплаты дивидендов. Итого срок окупаемости составит 12 лет. Для этого всего лишь нужно, чтобы выручка Tesla увеличилась в 100 раз, до $3 трлн, чтобы компания стала самой богатой в мире и кратно превзошла по эффективности всю отрасль, пока конкуренты бездействуют.
Удивительно, но не все понимают, что подобный сценарий невозможен или, мягко говоря, статистически маловероятен. Я встречаю мнения долларовых миллионеров, представителей венчурной среды, которые оправдывают стоимость Tesla, сравнивая рост её выручки в процентном соотношении с другими автопроизводителями, словно они не понимают, что +5% к 100 млрд больше, чем +20% к 20. Следующий график очень хорошо визуализирует степень абсурдности подобного мышления.
Сравнение капитализации и выручки автопроизводителейБиржевая стоимость Tesla значительно выше капитализации 9 всем известных автоконцернов несмотря на то, что их суммарная выручка в 50 с лишним раз больше, чем у предприятия Маска. При этом каждая из 9 компаний старого толка производит электромобили, и, например, продажи таковых в единицах продукции у Renault и Nissanсоставляютполовину от продаж Tesla.
Напомню, что в 2020 году Teslaдоставилапочти 500 тысяч автомобилей, показав тем самым рост продаж на36%. А Volkswagen за тот же периодпродал5,3 млн автомобилей, среди которых 212 тысяч электромобилей, и это на158%больше, чем в прошлом году. Кстати говоря, продажи Tesla в Европеснизилисьна 10%, а в Германииупалина 36%, хотя местный рынок вырос в 2 раза.
Капитальные расходы и маржинальность EBITDAПокупатель акции Tesla приобретает долю в компании по мультипликатору $1,5 млн на каждый проданный автомобиль. Акции компании General Motors торгуются по мультипликатору $9000 за проданный в 2020 году автомобиль.
Фанаты бренда Маска верят в исключительное финансовое превосходство его компании, но маржинальность по ЕБИТДе у Tesla меньше, чем у того же Volkswagen или General Motors. Вы думаете только Маск инвестирует в будущее? Однако у каждой из упомянутых корпораций CAPEX больше, чем у Tesla. Одни лишь бумаги $TSLA это огромный пузырь из сотен миллиардов долларов, а похожих компаний на рынке огромное множество.
Теперь, когда все понимают, что значит компания переоценена, я предлагаю перейти от частного к общему. Согласно TradingView, на биржах США сегодня торгуется более 150 компаний с оценкой выше $1 млрд, у которых капитализация составляет от сотни до нескольких тысяч годовых прибылей. Суммарная биржевая стоимость первых десяти компаний из этого списка превышает $1,5 трлн!
Однако делать какие-либо выводы на основе одногокоэффициента P/Eнеразумно. Может так совпало, что именно в последнее время большинство компаний увеличило капитальные расходы и как следствие у них внушительно просела чистая прибыль. Поэтому давайте посмотрим напоказатель CAPE(Cyclically Adjusted Price/Earning Ratio) иликоэффициент P/E Шиллерапо индексу S&P 500, где вместо earnings берётся средняя прибыль за последние 10 лет, скорректированная на инфляцию.
Коэффициент P/E Шиллера по индексу S&P 500Сегодняшнее значение CAPE превышает таковое перед чёрным вторником, который предшествовал началу Великой депрессии США. Однако мы отчётливо видим, что показатель CAPE был значительно выше в начале нулевых, когда раздувался пузырь доткомов. Кому-то может показаться, что всё ещё не так уж и плохо, но для того, чтобы сделать выводы, нужно мыслить системно и рассматривать целый комплекс метрик. Поэтому я предлагаю вам взглянуть накоэффициент P/S соотношение цены и продаж.
Коэффициент P/S по индексу S&P 500Значение P/S находится на историческом максимуме. Даже в период бума доткомов оценки по этому показателю были скромнее, и обратите внимание, какие они были в самом начале девяностых. Безусловно, у технологических компаний маржинальность выше, чем у офлайн-бизнеса, и P/S должен был вырасти с появлением интернета. Но сегодня Snowflake оценивается почти в 150 выручек, Zoom в 60, Tesla в 30. А теперь посмотрите на дивидендную доходность по S&P 500.
Дивидендная доходность по индексу S&P 500До исторического минимума не хватает нескольких десятков базисных пунктов. Хочу подчеркнуть, что последние три графика отражают положение дел только в крупнейших компаниях США из именитого индекса Standard & Poors, где каждая компонента утверждается согласно определённым критериям. Для сравнения, значение CAPE по NASDAQ 100 равно55.33, по Russel 2000 112.98.
При всём при этом есть ещё множество компаний с отрицательной доходностью, для которых P/E не считается в принципе. У меня нет свежих цифр, но в 2018 году 83% компаний, вышедших на IPO,были убыточными и это на два процентных пункта больше, чем в 2000 году. А сегодня акции убыточных технологических компаний показывают доселе невиданный экспоненциальный рост.
Индекс убыточных технологических компаний СШАДля примера акции китайского производителя электромобилей NIO, которые торгуются на NYSE, с прошлой весны выросли в 25 раз. За последний год компания продала всего 43 тысячи автомобилей, а её капитализация составляет $70 млрд! Чистый убыток NIO по TTM (Trailing Twelve Months) равен $999 млн при объёме продаж в $1,8 млрд. То есть глубоко убыточная компания оценивается в 40 годовых выручек!
Похожая ситуация также наблюдается по отношению к другому китайскому производителю электромобилей XPeng. Расходы данной компании почти в два раза больше доходов и в пропорции она переоценена даже больше, чем NIO. При выручке в $520 млн и чистом убытке в $420 млн её капитализация выше $23 млрд. Такой офлайновый бизнес имеет P/S равный 44.
Фирмы, которые теряют деньги: их капитализация и убыткиОтдельно хочется упомянуть IPO AirBnB. До пандемии венчурная оценка сервиса доходила до $31 млрд, а после опустилась до $18 млрд. Однако на отрытии торгов биржевая стоимость AirBnB превысила $100 ярдов. Вы только вдумайтесь в это: всего за несколько месяцев компания, бизнес-модель которой построена на путешествиях людей, в эпоху пандемии и карантинов, выросла в стоимости в 5 с лишним раз.
Примечательно ещё то, что рынок почему-то оценил AirBnB значительно дороже Booking Holdings и Marriott, капитализация которых составляет 85 и 40 миллиардов долларов соответственно. В ноябре, когда на сайте Комиссии по ценным бумагам США появился проспект IPO, япубликовалсравнительную таблицу этих трёх компаний.
Выручка Marriott в 2019 году была в 4 с лишним раза больше, чем у AirBnB, выручка Booking Holdings в 3 раза. У Booking даже чистая прибыль была больше, чем выручка AirBnB, и продажи в последние годы росли быстрее в абсолютных числах. Пандемия меньше всего повлияла на структуру доходов AirBnB, но именно эта компания хуже остальных переносит кризис. Обратите также внимание на то, что заскорузлый и неповоротливый, в отличие от новомодных стартапов, Marriott лучше всех оптимизировал косты и оказался максимально гибким во время кризиса.
Не менее ярким случаем иррационального поведения фондового рынка является выход на биржу DoorDash. Именно тогда я впервые сказал про новый пузырь доткомов перед широкой аудиторией. Поэтому процитирую себя же:
DoorDash, один из крупнейших в мире сервисов доставки еды провёл IPO по оценке в $41 млрд. Выручка компании за 9 месяцев составила $1.9 млрд, чистый убыток $534 млн. В первый день торгов акции выросли на 80%, а капитализация теперь превышает $70 ярдов, что составляет 35 выручек по TTM! И это никого не удивляет!
Среди авторитетных людей в рунете я вижу мнение, мол $DASH будет стоить ещё в 10 раз больше, ибо рынок еды очень большой и стабильный. Это, конечно, сильная аналитика субъективная оценка потенциала самой идеи, а не операционки. И так рассуждают реально успешные предприниматели, долларовые миллионеры, причём некоторые из них являются представителями венчурной среды.
Напоминаю вам, что летом этого года Just Eat Takeaway купила исторически прибыльный GrubHub за $7.3 ярда. Отношение стоимости к выручке было меньше в 7 раз! Да DoorDash растёт быстрее, но он никогда не показывал прибыли, а мультипликаторы для одного и того же по своей специфике бизнеса за несколько месяцев выросли многократно! Кстати, Uber приобрёл Postmates в июле всего за $2.65 миллиарда!
В общем, я вам гарантирую, что пройдёт время и словосчетание пузырь доткомов у вас будет ассоциировано не только с началом нулевых.
Среди компаний, которые выходят на IPO, действительно трудно найти прибыльную.Affirm,Snowflake,Asana,Palantir,Unityи другие, кого я упоминал в Гроксе, ведут сплошную историю убытков. И ладно уже, что по истечению многих лет они так и не научились зарабатывать. Больше беспокоит то, что их коэффициенты оценок превышают таковые для Google, когда он выходил на биржу в 2004.
Поймите правильно, я не говорю, что ничто не должно оцениваться в пропорции дороже Google, ибо нет ничего перспективнее поисковика. Нет. Подобное мышление не имеет ничего общего с аналитикой. Я про то, что предприятие Брина и Пейджа было прибыльным с 2001 года, а его доходы росли на сотни процентов. Если вы загляните вформу S1, поймёте, что Google был денежным станком, который оценили в 25 выручек. Сравните это с современными стартапами, где значение P/S такое же или выше.
Аномальная переоценка по мультипликаторам это лишь самое скромное из того, что сегодня происходит на рынке. В 2020 году состоялось 248 SPAC IPO, в результате которых было привлечено более $83 млрд. По сравнению с 2019 годом количество таких IPO выросло на 500%, а объём привлечённого капитала увеличился в 6 раз.
Объём капитала, привлечённого на IPOВышеупомянутые цифры определённо свидетельствуют о нездоровом интересе к SPAC, и данный тренд только начинает набирать обороты. Если верить сервисуSPACInsider, а на негоссылаютсяспециалисты Zacks в публикации на сайте Nasdaq, то в 2021 году уже произошло 100 SPAC IPO, через которые подняли $29 млрд!
Для тех, кто не знает SPAC (Special Purpose Acquisition Company) это компания без коммерческой деятельности, которая формируется исключительно для привлечения капитала путём первичного публичного размещения акций.
Популярность такого способа выхода на биржу понятна если на рынке есть оголтелая толпа розничных инвесторов, которая скупает всё подряд, то делиться деньгами с инвестбанкирами и андеррайтерами не хочется. Но качество и количество эмитентов вызывает вопросы.
Самый яркий пример SPAC IPO это скандально известная Nikola, чья капитализация приближалась к $30 ярдам несмотря на то, что компания не имеет ничего ни выручки, ни собственного производства, ни даже продукта. Рынок просто поверил в прототип электрогрузовика, который тожеоказалсяподделкой.
Чтобы вы понимали масштаб безумия, упомяну производителей электромобилей, которые вышли на биржу через SPAC за последние полгода: Nikola, Lordstown, Fisker, Hyliion. Последние три дебютировали на фондовом рынке в октябре. Все, толком не имея продаж, оцениваются в миллиарды.
Стоит ещё сказать про QuantumScape и Romeo Systems, которые производят батареи для электромобилей. А в ближайшем будущем ждите SPAC-размещения Arrival, Lion, Canoo и, возможно, Karma. Вообще, ажиотаж на электромобили напоминает ICO-лихорадку 2018 года, после которой ничего путнего на свет так и не выродилось.
ФРС заливает рынок деньгами и создаёт избыток ликвидности. Именно это в первую очередь способствует росту стоимости активов, несмотря на снижения их доходности. Инвесторы полагаются на благоприятную монетарную политику и нулевые реальные ставки, экстраполированные на неопределенный срок. Но идеальные экономические и финансовые условия не могут длиться вечно.
Я думаю, мы берем в долг у будущего. ФРС подталкивает людей к тому, чтобы больше рисковать, и способствует завышению цен на акции. Это плохо кончится.
основатель хедж-фонда Omega Advisers
Посмотрите на кредитное качество публичных нефинансовых компаний по методологии Standard & Poors. В 1980 году было 65 эмитентов с рейтингом AAA, а сейчас их всего 5. Раньше более половины компаний от общего числа находились в А категории, сегодня большинству компаний присвоен мусорный рейтинг (BB и ниже).
Кредитное качество публичных нефинансовых компанийОднако риски банкротства нисколько не смущают инвесторов. За последние 10 месяцев индекс S&P 500 вырос на 70%. Это более чем в два раза выше нормальной скорости подъёма бычьего рынка. А Russell 2000 за тот же период вырос на 100%, хотя долговая нагрузка по компаниям из этого индекса превысила их доходы до вычета налогов, о чём свидетельствуют данные Societe Generale.
Долговая нагрузка по Russell 2000В статье Financial Times с заголовком Fed backstop masks rising risks in Americas corporate debt market мне повстречалась ещё одна интересная цифра: у каждой седьмой компании с капитализацией от $300 млн до $2 млрд выплаты процентов по кредитам и облигациям превышают размер прибыли на протяжении 3 последних лет. Опять же, это сравнимо только с началом нулевых.
Количичество зомби-компанийФРС создаёт дурную тенденцию, которой соответствует большой капитал, а розничные инвесторы усиливают ассиметрию и превращают фондовый рынок в казино. Последних не интересует фундументальный анализ в принципе и к 2020 году их стало так много, что они уже задают свой вектор движения цен.
Думаю, вы уже слышали про скоординированные действия аудитории r/wallstreetbets против хедж-фондов и знаете, что творилось с акциями $GME, $AMС, $BB и прочими. Даже котировки Nokia, которая не была в центре внимания сообщества Reddit, скакали на десятки процентов. Подписчики r/wallstreetbets за пару часов смогли поднять её капитализаю с 20 до 50 миллиардов долларов. Это беспрецедентая история, и она будет описана в финансовых учебниках.
Кстати, поопытуДжереми Грэнтэма из GMO на существования пузыря указывают даже такие косвенные факторы, как растущая враждебность по отношению к медведям со стороны быков. В 1929 году игра на понижение влекла за собой риск физической расправы и даже убийства.
Сегодня мы живём в мире, где один твит Илона Маска, выражающий симпатию или похвалу к определённому продукту, может поднять биржевую стоимость её производителя на 10 и более процентов. По крайне мере так было с Etsy и разработчиками Cyberpunk. А после того, как он поставил в профиле своего аккаунта в Twitter хештег#bitcoin, стоимость BTC через полчаса выросла на 15%.
Поведение пользователей Robinhood и подобных приложений не поддаётся никакой логике. Например, в одинмоментони начали скупать акции Hertz, которая находилась в процедуре банкротства, и бумаги выросли в цене в 10 раз. Kodak подорожала в 30 раз на новостях о том, что компания будет производить химические элементы для лечения COVID-19.
А сколько было случаев, когда инвесторы просто путали тикеры? Буквально на днях после эфира Илона Маска в Clubhouse домашние трейдерыподнялиакции тикток-домов Clubhouse Media Group на 100%. То есть многие из них даже не догадывались, что популярная нынче соцесть с голосовыми чатами является частной компанией. То же самоебылос Signal.
Объём маржинального долгаУровень маржинального кредитования достиг исторического максимума, а активность розничных инвесторов на рынке опционов за последний год выросла в 8 раз. Теперь они буквально двигают целые индексы, о чём подробнее написано в статье How the Little Guy Is Fueling the Stock Markets Wild Ride наBarron's.
Всему этому способствует политика количественного смягчения. Согласно исследованию Yodlee, американцы, которые зарабатывают от 35 000 до 75 000 долларов в год,торговалиакциями на 90% больше, чем за неделю до получения своего стимулирующего чека. И они заметно помогают раздувать цены.
С лета прошлого года рынок развивался ускоряющимися темпами и с нарастающими спекулятивными эксцессами. Почти все показатели находятся на точках экстремума, включая ииндикатор Баффета, который показывает отношение рыночной капитализации к ВВП. Всё это свидительствует о наличии огромного финансового пузыря.
Длинный-предлинный бычий рынок с 2009 года наконец-то созрел в полноценный эпический пузырь. Я полагаю, что это событие будет записано как один из величайших пузырей в финансовой истории, наряду с пузырями Южного моря, 1929 и 2000 годов.
основатель инвестиционной компании GMO
Пузыри возникали и ранее, но они зарождались при аккомодационных денежных условиях в состоянии экономического превосходства. После глобального кризиса, вызванного пандемией, США, как и весь мир, находится в совершенно другом экономическом положении. Сегодняшний пузырь отличается от всех предыдущи тем, что он сформировался при сильном падении ВВП, небывалом росте безработицы, резком сокращении экспорта и множестве социальных проблем.
Прокол в переоцененных секторах и типах активов может начаться в любой момент. Когда это случится, последствия будут болезненными как никогда ранее. Например, Джон Хассман из Hussman Investment Trustожидаетпадение индекса S&P 500 до 70%. Нас ждёт большой финансовый кризис, который рынок не захотел признать ещё прошлой весной. И пока мы все его ждём, я хочу вам нампонить, что the market can remain irrational longer than you can remain solvent.
Большое спасибо всем за внимание. Если вам интересны подобные рассуждения, не вписывающиеся в формат полноценной статьи, то подписывайтесь намой канал Groks.
- Всё о проекте Спутниковый интернет Starlink. Часть 1. Рождение проекта
- Всё о проекте Спутниковый интернет Starlink. Часть 2. Сеть Starlink
- Всё о проекте Спутниковый интернет Starlink. Часть 3. Наземный комплекс
- Всё о проекте Спутниковый интернет Starlink. Часть 4. Абонентский терминал
- Всё о проекте Спутниковый интернет Starlink. Часть 5. Состояние группировки Starlink и закрытое бета-тестирование
- Всё о проекте Спутниковый интернет Starlink. Часть 6. Бета-тестирование и сервис для абонентов
- Всё о проекте Спутниковый интернет Starlink. Часть 7. Пропускная способность сети Starlink и программа RDOF
- Всё о проекте Спутниковый интернет Starlink. Часть 8. Монтаж и включение абонентского терминала
- Всё о проекте Спутниковый интернет Starlink. Часть 9. Сервис на рынках вне США
- Всё о проекте Спутниковый интернет Starlink. Часть 10. Starlink и Пентагон
- Всё о проекте Спутниковый интернет Starlink. Часть 11. Starlink и Астрономы
- Всё о проекте Спутниковый интернет Starlink. Часть 12. Starlink и проблемы космического мусора
- Всё о проекте Спутниковый интернет Starlink. Часть 13. Спутниковая задержка в сети и доступ к радиочастотному спектру
- Всё о проекте Спутниковый интернет Starlink. Часть 14. Межспутниковые каналы связи
Частота, ГГц | 4 | 6 | 11 | 14 | 18 | 30 |
Длина волны, см | 7,5 | 5,0 | 2,7 | 2,1 | 1,7 | 1,0 |
- Всё о проекте Спутниковый интернет Starlink. Часть 1. Рождение проекта
- Всё о проекте Спутниковый интернет Starlink. Часть 2. Сеть Starlink
- Всё о проекте Спутниковый интернет Starlink. Часть 3. Наземный комплекс
- Всё о проекте Спутниковый интернет Starlink. Часть 4. Абонентский терминал
- Всё о проекте Спутниковый интернет Starlink. Часть 5. Состояние группировки Starlink и закрытое бета-тестирование
- Всё о проекте Спутниковый интернет Starlink. Часть 6. Бета-тестирование и сервис для абонентов
- Всё о проекте Спутниковый интернет Starlink. Часть 7. Пропускная способность сети Starlink и программа RDOF
- Всё о проекте Спутниковый интернет Starlink. Часть 8. Монтаж и включение абонентского терминала
- Всё о проекте Спутниковый интернет Starlink. Часть 9. Сервис на рынках вне США
- Всё о проекте Спутниковый интернет Starlink. Часть 10. Starlink и Пентагон
- Всё о проекте Спутниковый интернет Starlink. Часть 11. Starlink и Астрономы
- Всё о проекте Спутниковый интернет Starlink. Часть 12. Starlink и проблемы космического мусора
- Всё о проекте Спутниковый интернет Starlink. Часть 13. Спутниковая задержка в сети и доступ к радиочастотному спектру
- Всё о проекте Спутниковый интернет Starlink. Часть 14. Межспутниковые каналы связи
- Всё о проекте Спутниковый интернет Starlink. Часть 15. Правила предоставления услуг на этапе бета тестирования
Предлагаю ознакомиться с ранее размещенными материалами по проекту Starlink (SL):
Часть 1. Рождение проекта Часть 2. Сеть SL Часть 3. Наземный комплекс Часть 4. Абонентский терминал Часть 5. Состояние группировки SL и закрытое бета-тестирование Часть 6. Бета-тестирование и сервис для абонентов Часть 7. Пропускная способность сети SL и программа RDOF Часть 8. Монтаж и включение абонентского терминала Часть 9. Сервис на рынках вне США Часть 10. SL и Пентагон Часть 11. SL и астрономы Часть 12. Проблемы космического мусора Часть 13. Спутниковая задержка в сети и доступ к радиочастотному спектру Часть 14. Межспутниковые каналы связи Часть 15. Правила предоставления услуг Часть 16. SL и погода
Мемы становятся всё дороже.
Уже были и NFT, которые продаются за миллионы, и обезьяны с Реддита, вкладывающие в акции Gamestop, чтобы обанкротить хедж-фонды с активами в несколько десятков миллиардов. А теперь Илон Маск вовсю форсит Dogecoin.
Вчера SpaceX объявила, что собирается запустить спутник, который они назовут DOGE-1, к Луне. И теперь принимает Dogecoin на свой кошелек, чтобы сделать это возможным. Запуск спутника будет оплачен исключительно криптовалютой.
Спутник будет использован для получения снимков Луны с помощью бортовых камер и датчиков. Он будет выполнен в форме куба весом 40 кг. Судя по пресс-релизу, его оплачивает компания Geometric Energy Corporation. Спутник запустят на ракете Falcon 9 в первом квартале 2022 года.
Dogecoin начиналась как глупый мем валюта с забавным лицом собаки. Но в последнее время, в основном благодаря усилиям Илона Маска, мем становится не таким уж и глупым. Миллиардер активно пиарил Doge в апреле, называя себя Dogefather. А вчера на день стал приглашенным ведущим в популярном телевизионном скетч-шоу Saturday Night Live (SNL). В основном чтобы поюморить, но в том числе и чтобы рассказать о своих новых проектах и Doge.
Цена Dogecoin, что характерно, во время скетчей Маска на SNL пошла вниз на 23%. По мнению многих зрителей, шутки и персонажи у Илона вышли не очень смешными. Но всё равно с начала апреля рост Doge превышает тысячу процентов. Если бы Илон Маск вложился в Doge до всей этой истории он мог бы заработать приличные деньги. Хотя вряд ли Маску это нужно: капитализация всего Dogecoin пока что составляет менее половины его состояния $73 млрд. Скорее всего, миллиардер делает всё ради спектакля и мемов.
Криптофанаты любят говорить о том, что та или иная валюта взлетит до Луны, но Маск первый решил не просто говорить, а взять организацию этого процесса в свои руки.
Вице-президент SpaceX Том Очинеро говорит, что это и будет официальным девизом проекта: Doge летит до Луны. Он также заявил, что их упор на крипто закладывает основы для межпланетной торговли.
Генеральный директор Geometric Energy Corporation говорит, что сделка укрепила DOGE как расчетную единицу для лунного бизнеса в космическом секторе. Далее в пресс-релизе говорится, что Dogecoin достаточно сложен и ценен, чтобы полностью профинансировать коммерческую лунную миссию. И что он будет использоваться для всех лунных операций между GEC и SpaceX. компаниями.
До этого Маск уже сообщал о планах компании пустить Dogecoin к Луне в твите от 1 апреля этого года. Конечно, тогда публика восприняла это просто как первоапрельскую шутку.
Но с Маском, ещё с момента запуска Tesla к Марсу, всаживания чипа в мозг обезъян и основания Boring Company, иногда сложно понять, где юмор, а где будущий бизнес-проект.
Возможно, это тот самый мир пост-экономики когда мемы и инфоповоды стоят любых денег. Реальная ценность продукта на рынке решает меньше, чем то, сможешь ли ты записать о нем успешный тикток или пустить виральный твит.
Так DOGE за счет своей меметичности в 2022-м станет первой криптовалютой, которая наконец-то взаправду долетит до Луны.
Аэрокосмическая компания из Аризоны планирует производить достаточно ракет для запуска 100 миссий в год.
Представляем вашему вниманию перевод статьи Нила Пателя, которая вышла в MIT Technology Review 26 мая 2021 года. В центре внимания космическая аризонская мечта. Бывший соратник Илона Маска предлагает пересмотреть существующие экономические модели запусков и обещает новый виток конкуренции на орбите.
Колорадская компания Ursa Major тестирует двигатель модели Hadley, который будет установлен на ракете Phantom Daytona. Фото: Ursa MajorДжим Кантрелл называет себя интеллектуальным отцом бизнеса малых запусков. С ним трудно не согласиться. Когда Илон Маск основал SpaceX в 2002 году, Кантрелл стал первым вице-президентом компании по развитию бизнеса. Его опыт имел решающее значение при разработке Falcon 1, первой ракеты SpaceX.
Позднее Кантрелл основал компанию Strategic Space Development (известную как StratSpace), которая занималась миссией NASA OSIRIS-REx к астероиду Бенну и демонстрацией технологии солнечного паруса в космосе для американского Планетарного общества. Он был соучредителем и техническим директором Moon Express. Эта компания собирается в один прекрасный день добывать ресурсы на Луне.
Кантрелл хорошо разбирается в опасностях отрасли, где неудачи бывают буквально взрывными. Moon Express вышла в финал Lunar X Prize, конкурса Google на посадку марсохода на Луну. Позднее конкурс отменили, а компания все еще не успела полететь в космос, не говоря уже о Луне.
Сейчас внимание Кантрелла сосредоточено на Phantom Space. За последние годы произошел взрыв популярности малых и сравнительно дешевых конструкций спутников. Множество новых пусковых стартапов стремятся воспользоваться преимуществами ситуации и строить ракеты, способные удовлетворить растущий спрос на запуск новой полезной нагрузки на орбиту. Phantom Space один из этих стартапов. Как это обычно бывает с Кантреллом, компания пытается добиться успеха, гребя против течения.
Одна из самых горячих тенденций в ракетостроении массовые совместные запуски. Клиенты покупают свободные места для своих космических аппаратов на ракетах среднего или большого размера с заданной датой вылета. Как правило, для заказчиков так дешевле доставлять грузы в космос, чем заказывать одиночный запуск. Запуск в космос 200-килограммовой нагрузки по райдшеринговой программе SpaceX обходится в 1 миллион долларов (всего ракета Falcon 9 может вывести 22 800 кг на низкую околоземную орбиту). 21 января компания осуществила особую миссию по совместному запуску и вывела на орбиту рекордные 143 спутника. В июне SpaceX выполняет аналогичный пуск. Космическая компания Rocket Lab долгое время сопротивлялась идее создания более крупных ракет, а в марте совершила неожиданный разворот и представила ракету Neutron, предназначенную для выполнения совместных запусков и конкуренции с Falcon 9.
Но райдшеринг Phantom не прельщает. Компания собирается занять свое место в космосе за счет массового производства небольших ракет, чтобы совершать сотни запусков в год. Мы хотим быть Генри Фордом в космосе, говорит Кантрелл. И придерживаемся противоположного взгляда на то, как будем развиваться. Подобно тому, как Генри Форд не заново изобретал машину, а способ ее создания, Phantom стремится переделывать не ракеты, а только их производство.
Каким образом? Когда SpaceX начала работать, цепочки поставок для аэрокосмических компаний, производящих орбитальные запуски, были вплетены в финансовую систему Министерства обороны США. Чтобы оставаться независимой, SpaceX решила производить все сама, полагаясь на состояние Маска и тонну инвестиций. Компания удерживалась на плаву, долгие годы работая в убыток. В результате долгосрочная игра окупилась.
Основатели Phantom решили, что им не нужно следовать примеру Маска. За последние пять лет цепочки поставок в аэрокосмической отрасли стали более гибкими и конкурентоспособными. Это значит, что Phantom может просто закупать нужные детали, а не строить все с нуля. Стартап покупает двигатели, напечатанные на 3D-принтере, у компании Ursa Major из Колорадо. Конструкция бортового компьютера лицензирована у НАСА, и в нем стоит плата BeagleBone Black. Некоторые дистрибьюторы продают ее за 50 долларов. Другие компоненты, такие как батареи и телеметрические системы, находятся через цепочку поставок противоракетной обороны.
Аналогия с Генри Фордом не ради красного словца, а модель для подражания. Соучредитель стартапа Майкл ДАнджело говорит, что автомобильный и ракетный бизнес следуют схожей кривой роста: удвоение производства приводит к экономии за счет масштаба, а также к большей эффективности и меньшему количеству производственных ошибок. Более того, компьютеры и мобильные устройства пошли по тому же пути. И он утверждает, что в настоящее время цепочки аэрокосмических поставок достаточно зрелы, чтобы обеспечить быстрое производство, которое хочет запустить Phantom.
Сейчас компания разрабатывает два типа ракет. Есть 18,7-метровая Daytona, которая должна выводить в космос около 450 килограммов аппаратуры. Ее можно считать крупной ракетой малого класса. По словам Кантрелла, анализ компании счел этот размер оптимальным для прибыльной деятельности. Затем идет 20,5-метровая Laguna, способная запускать полезную нагрузку до 1200 кг. Phantom разрабатывает версию Laguna с многоразовым ускорителем первой ступени, как у SpaceX Falcon 9. Процесс вертикальной посадки будет аналогичным.
Художественная визуализация ракеты Daytona. Изображение: Phantom SpacePhantom Space надеется заполнить пустующую нишу на рынке. Хотя массовые совместные запуски относительно дешевы, но клиенты в меньшей степени контролируют ход миссии. Такая миссия, словно поезд, идет по фиксированному маршруту. Если вы хотите, чтобы ваш спутник двигался по другой орбите или по другой траектории, придется установить дорогостоящие маневровые двигатели, которые направят его туда. В противном случае вам придется изменить функцию аппарата и смириться с менее благоприятной орбитой, либо просто купить билет на другую миссию. И остается надеяться, что ваш спутник будет точно прилегать ко всем остальным грузам, с которыми его запускают эти рейсы всегда полностью забронированы.
Запуск небольшой ракеты может обойтись дороже, но возвращает контроль клиенту. Когда у вашей миссии конкретные требования например, заменить определенный спутник в группировке, запустить чувствительное оборудование или дорогостоящую техническую демонстрацию вам, вероятно, понадобится отдельный полет, а не совместный. Определенно есть интерес и спрос на эти запуски малых ракет, говорит Райан Мартино, инженер космических систем из Лаборатории космической динамики в Юте.
Кантрелл считает, что его стартап удовлетворит спрос без ущерба для бюджета. По его оценкам, со своим особым подходом компания может фактически предлагать запуск за треть цены модели массовых запусков.
Но сначала компания должна, собственно, выйти в космос. Планируется, что Daytona совершит свой первый космический полет в 2023 году. По словам Кантрелла, обычно надежность первых четырех запусков новой ракеты составляет 50%. То есть в Phantom предполагают, что по крайней мере одна из его первых четырех миссий выйдет на орбиту. Недавно стартап арендовал у ВВС США стартовую площадку на базе Ванденберг в Калифорнии, а теперь ищет разрешение на запуск с мыса Канаверал во Флориде. Это важные шаги, Phantom действительно собирается совершать 100 запусков в год.
Phantom также хочет создавать спутники и стать универсальным центром обслуживания клиентов. Ключевой стороной бизнеса станет компания Кантрелла StratSpace, которую стартап приобрел на этой неделе. Компания работает над прототипами спутниковых группировок для клиентов и участвует в коммерчески финансируемой научной миссией стоимостью составляет 1,2 миллиарда долларов. Конкретные детали не будут разглашать нескольких месяцев. Вдобавок команда разрабатывает коммуникационную систему, которую называет Phantom Cloud. По сути, это ячеистая сеть, которую другие спутники могут использовать для связи друг с другом или с аппаратурой на поверхности планеты. Кантрелл называет это спутниковым интернетом в космосе.
На самом деле, Phantom совсем не обязательно побеждать SpaceX и крупных производителей ракет достаточно выстоять. По мере развития рынка малых пусков, я думаю, больше клиентов воспользуется этой возможностью, говорит Мартино. Маловероятно, что один метод станет доминирующим и вытеснит другой.
Сосуществование нормально, говорит Кантрелл: Мы признаем, что SpaceX великолепно разработала большую многоразовую космическую транспортную систему. Мы считаем, что это всего лишь одна из двух, или множества, фундаментально разных экономических систем в экосистеме космических перевозок. Он надеется, что Phantom станет первопроходцем в свой области.
Перевод: Александра Галяутдинова
Как вы считаете, ракета Phantom Space взлетит? Мы в Madrobots придерживаемся мнения, что еще один игрок на орбите это всегда плюс для развития аэрокосмической отрасли.
Для читателей Хабра в магазине гаджетов Madrobots действует скидка 5% на все продукты. И не надо ждать до 2023 года. Просто введите промокод: HABR
Бионический глаз носимое устройство, способное частично заменить обычный орган зрения. В поврежденное глазное яблоко имплантируется искусственная сетчатка, потом запускаются сохранившиеся нейрорецепторы.
Первая настоящая причина создания The Boring Сompany - невыносимая пробка на дорогах Лос-Анджелеса, в которую попал Илон Маск. Глобальная проблема трафика крупных городов вдохновила основателя SpaceX на создание подземных тоннелей.
It takes away so much of your life.
В 2017 году на тот момент дочернее предприятие TBC приступило к
созданию первой испытательной траншеи на территории SpaceX,
поскольку только там не требовалось никаких разрешений для бурения.
Компания прорыла туннель длиной в 15 метров. Глубина траншеи
составляла 4.6 метров, ширина - 9 метров.
В декабре 2018 года строительство туннеля было завершено. По словам Маска, работа над проектом занимала 3% его времени и фактически являлась хобби. Строительство туннеля обошлось компании в 10 миллионов долларов.
Сейчас из-за высокого спроса на передвижение возможность прокатиться по скоростному туннелю предоставляется только по приглашению, то есть, простым смертным такая опция недоступна.
Механика передвижения автотранспорта через туннели выглядит довольно просто. Автомобиль помещается на парковочное место и по лифту погружается в туннель, после чего перебирается на коньки. Скорость таких коньков способна развиться до 200 километров в час. Таким образом, время, затраченное на поездку, значительно сокращается. Если время поездки по Лос-Анджелесу составляет 45 минут, то поездка по туннелю обойдется вам всего в 5 минут.
Коньки или электрические скейты - лучшее решение для гладкого передвижения транспорта. Но такой способ транспортировки машин был выбран не поэтому. Платформа на колесах позволяет уменьшить диаметр тоннелей при строительстве и сделать передвижение безопасным, поскольку коньки полностью автоматизированы и исключают человеческую ошибку.
В 2018 году компания привлекла 113 млн долларов, 90% которых были вложены самим Маском.
Среди преимуществ туннелей TBS выделяют:
Отсутствие шума и вибрации
Высокая скорость и отсутствие ограничений
Погодные условия не влияют на передвижение
Бурение земли протяженностью до одной мили стоит 1 млрд долларов. Строительство траншей в большинстве случаев не окупается. Но как решил это вопрос Илон Маск? Вернемся к нашему электрическому скейту. Стандартная ширина траншеи составляет 8.5 метров. Использование скейтов для перемещения машин позволяет прорубить туннель диаметром 4.3 метра, это в два раза меньше обычной туннельной полосы. таким образом, стоимость бурения уменьшится в 3-4 раза.
Несмотря на старательное сокращение финансовых вложений, для воплощения своих идей Илон Маск принес TBC 113 млн долларов, 90% которых были лично им вложены. А уже позднее The Boring Company привлекла инвестиции в размере 120 млн долларов, продав акции фонду Future Ventures.
Было запланировано построить целую сеть подземных 3D
туннелей.
К 2018 году компания The Boring Company объявила себя независимым
предприятием и приступила к планированию следующих проектов.
Первый масштабный проект в Лас-Вегасе (Las-Vegas Convention Center Loop) стартовал в 2019 году. Коммерческий контракт на 48 млн долларов вступил в силу еще в мае. TBC работала над постройкой системы перемещения людей между несколькими точками центрального комплекса Лас-Вегасе. В июне 2020 года строительство двух тоннелей под городом протяженностью в три километра было завершено. Туннели объединят новый выставочный зал LVCC с Северным, Центральным и Южным залами.
TBC предлагает автономные электромобили AEVs. AEV - более совершенная альтернатива общественному транспорту. Первое время транспортом будут управлять шоферы, позднее все средства передвижения станут автономными. Скорость таких электромобилей - 155 миль в час. Таким образом, прогулка по центру займет 15 минут, поездка по туннелю - не больше минуты.
Стоимость строительства скоростного туннеля в Лас-Вегасе оценивается в 52.5 миллиона долларов.
Своим гениальным проектом The Boring Company стремится охватить центральные территории Лос-Анджелеса, крупные территории восточного побережья, начиная Вашингтоном, заканчивая Балтимором. Большинство запланированных крупных проектов находятся на этапе рассмотрения.
Привет, Хабр!
Сегодня хочу поделиться с вами своими исследованиями корреляции
твитов Илона Маска с ценой криптовалюты Биткоин.
Сразу предупреждаю, что мой отчет является лишь плодом моих догадок
и никак не может быть использован в качестве рекомендаций для
покупки или продажи Биткоина, а также в качестве иска в сторону
Илона Маска и/или компании Tesla.
Итак, Илон Маск за первую половину 2021 года проработал и
реализовал гениальную схему по тому, как заработать иксы на
держателях криптовалюты "Биткоин" и оставить их с дырой в кармане.
Будучи большим поклонником инвестиций в традиционные инструменты,
постарался прокопать всю стратегию развода:
1. Первым делом необходимо протестировать
стратегию на небольших объемах. Так сказать, методика Agile.
Для этого Илон Маск выбран DogeCoin (который, между прочим, в 2015
году за бесценок слил сам его создатель). В начале февраля 2021г.
Илон Маск публикует твиты с упоминаниями DogeCoin. В т.ч. и сказку
о том, как заботливый папаша Илон купил DogeCoin своему сыну X. На
этом моменте надо пустить слезу.
Сразу после каждого твита цена монеты растет в разы.
Вывод: схема работает!
2. 8 февраля Илон Маск объявил, что компания
Tesla закупит биткоинов на 1,5 млрд. $
Цена биткоина за 1 день растет с 38 тыс $ до 48 тыс $
И тут происходит вся магия. Ну, конечно же, Илон
Маск закупил биткоины намного раньше, нежели опубликовал новость,
зная, что после его твита цена битка сразу же взлетит. Предполагаю,
что он закупился в период с 1 по 7 февраля, когда курс битка был
равен 30 тыс $
3. 24 марта Илон Маск объявил, что компания Тесла
начала принимать оплату электрокаров Tesla в биткоинах. Вслед за
этим цена биткоина пробивает 60 тыс $
x2 очень крутой показатель. Пора фиксировать прибыль, пока в этот
спектакль не вмешались назойливые регуляторы!!!
Как ни странно, я нигде не смог найти номер биткоин-кошелька Tesla.
Более того, я нигде не смог найти инфу о продаже хотя бы одного
автомобиля Tesla с помощью биткоина.
Тут я обращаюсь к читателям этой статьи: если у
вас есть инфа по номеру кошелька Tesla и/или по реальным фактам
оплаты авто с помощью биткоина, дайте, пожалуйста, инфу об этом в
комментариях.
4. 13 мая Тесла прекратила принимать оплату через
биткоины из-за "неэкологичного способа их добычи". Цена биткоина за
1 день упала с 56 тыс $ до 50 тыс $
Простите, чтооооо? Неэкологический способ? Илон, ты реально решил
напоследок смачно плюнуть в лицо тем, кто принес в твою компанию
Tesla свои последние сбережения!?
Кстати, магия осталась та же: Илон продал все биткоины намного
раньше (возможно, в период с 7 по 12 мая по цене 58 тыс $)
5. Вы же не думаете, что Илон настолько глуп,
чтобы не шортить раздутый биткоин? Предполагаю, что вместе с
закрытием длинной позиции, была сразу же открыта короткая позиция
по той же цене. Илон-то в курсе, что Китай скоро введет запрет на
криптовалюты, а вслед за ним последуют и другие страны.
6. 18 мая, в связи с ограничениями, наложенными
Китаем на криптовалюты, цена битка рухнула с 40 тыс $ до 35 тыс $.
На очереди готовятся ограничения от других стран, которые еще
больше обрушат биткоин. А, пока, есть передышка, биткоин попытался
протестировать 40 тыс $, и тут ...
7. ...4 июня Илон Маск напоминает всем какой биток
плохой очередным своим твитом, после чего биткоин упал с 39 тыс $
до 35 тыс $
8. Думаю, что Илон хочет пробить отметку в 5 тыс
$, чтобы выйти из своей короткой позиции и тем самым заработать еще
иксов.
Остается только ждать и наблюдать за твитами самого успешного
мошенника на Земле. Надеюсь, ребята из anonymous дадут жару этому
злому гению!
Уважаемые читатели!
В комментариях к статье прошу не разводить холивар. Я не всегда
имею возможность оперативно давать ответы на комментарии на Хабре.
Все жаркие дискуссии прошу проводить в нашем tg-канале (в нем я доступен
24/7).