О генераторах
Генераторы - это новый вид функций, который появился в ES6. О них написано немало статей и приведено множество теоретических примеров. Что касается меня, то прояснить суть генераторов и способ их использования помогла книга You don't know JS, часть async & performance. Из всех книг по JS, которые я изучал, эта наиболее упакована полезной информацией без воды.
Представим, что генератор (функция в объявлении, которой есть *) - это некое электрическое устройство с дистанционным пультом управления. После создания и монтирования генератора (объявления функции) нужно его "крутануть" (выполнить эту функцию), чтобы он вращался на холостых оборотах и "запитал" пульт управления собой (при выполнении функции-генератора возвращает итератор). На этом пульте управления две кнопки: Пуск (вызвать первый раз метод next итератора) и Next (последующие вызовы метода next итератора). Далее с этим пультом управления можно носиться по всей электростанции (по нашему приложению) и когда понадобиться электрическая энергия (некие значения из функции-генератора) нажимать на пульте кнопку next (выполнять метод next() генератора). Генератор производит нужное количество электроэнергии (возвращает некое значение через yield) и опять переходит в холостой режим (функция-генератор ждёт следующего вызова next от итератора). Цикл продолжается, пока генератор может производить электричество (имеются операторы yield) или он не остановится (в функции-генераторе встретится return).
И во всей этой аналогии ключевой момент - это пульт управления (итератор). Его можно передавать в разные части приложения и в нужный момент "забирать" значения из генератора. Для полноты картины, на пульте управления можно добавить неограниченное количество кнопок для запуска генератора в определенных режимах (передача параметров в метод next(любые параметры) итератора), но для реализации хука достаточно и двух кнопок.
Вариант 4. Генератор без промисов
Этот вариант приводится для наглядности, т.к. в полную силу генераторы работают совместно с промисами (механизм async/await). Но этот вариант рабочий и имеет право на существование в определенных простых ситуациях.
Создаю в хуке переменную для хранения ссылки на итератор (ячейка для пульта управления генератором)
const iteratorRef = useRef(null);
Нужно изменить логику хука. При выполнении обработчика события будет запускаться генератор. В данном случае нет никакого обмена данными между генератором и кодом, выполняющим метод next() итератора (генератор просто делает один оборот при нажатии кнопки next). Выглядит это так:
const updateCounter = () => { iteratorRef.current.next();};const checkImageLoading = (url) => { const imageChecker = new Image(); imageChecker.addEventListener("load", updateCounter); imageChecker.addEventListener("error", updateCounter); imageChecker.src = url;};
При запуске генератор расставляет обработчики событий и затем запускает цикл по сборке ответов из этих обработчиков. Каждому обработчику был вручён пульт и было объяснено, что, как только придёт событие, нужно нажать кнопку next на пульте. Когда приходит событие, обработчик добросовестно жмёт на кнопку и тем самым "прокручивает генератор". В процессе оборота происходит dispatch нужного действия и генератор опять переходит в холостой режим, ожидая следующего сигнала от пульта. Ниже приведён код самого генератора:
function* main() { for (let i = 0; i < imgArray.length; i++) { checkImageLoading(imgArray[i].src); } for (let i = 0; i < imgArray.length; i++) { yield true; dispatch({ type: ACTIONS.SET_COUNTER, data: stateRef.current.counter + stateRef.current.counterStep }); }}
Конечно при монтировании хука нужно "крутануть" генератор, чтобы он запитал пульт (вернул итератор в iteratorRef. И после этого нажать кнопку Пуск (выполнить метод next итератора первый раз).
Ниже привожу полный исходный код хука с использованием генератора без промисов.
Исходный код хука Генератор без промисов
import { useReducer, useEffect, useLayoutEffect, useRef } from "react";import { reducer, initialState, ACTIONS } from "./state";const PRELOADER_SELECTOR = ".preloader__wrapper";const PRELOADER_COUNTER_SELECTOR = ".preloader__counter";const usePreloader = () => { const [state, dispatch] = useReducer(reducer, initialState); const stateRef = useRef(state); const iteratorRef = useRef(null); const preloaderEl = document.querySelector(PRELOADER_SELECTOR); const counterEl = document.querySelector(PRELOADER_COUNTER_SELECTOR); const updateCounter = () => { iteratorRef.current.next(); }; const checkImageLoading = (url) => { const imageChecker = new Image(); imageChecker.addEventListener("load", updateCounter); imageChecker.addEventListener("error", updateCounter); imageChecker.src = url; }; useEffect(() => { const imgArray = document.querySelectorAll("img"); if (imgArray.length > 0) { dispatch({ type: ACTIONS.SET_COUNTER_STEP, data: Math.floor(100 / imgArray.length) + 1 }); } function* main() { for (let i = 0; i < imgArray.length; i++) { checkImageLoading(imgArray[i].src); } for (let i = 0; i < imgArray.length; i++) { yield true; dispatch({ type: ACTIONS.SET_COUNTER, data: stateRef.current.counter + stateRef.current.counterStep }); } } iteratorRef.current = main(); iteratorRef.current.next(); }, []); useLayoutEffect(() => { stateRef.current = state; if (counterEl) { stateRef.current.counter < 100 ? (counterEl.innerHTML = `${stateRef.current.counter}%`) : hidePreloader(preloaderEl); } }, [state]); return;};const hidePreloader = (preloaderEl) => { preloaderEl.remove();};export default usePreloader;
Но в полной мере мощь генераторов по управлению асинхронным кодом проявляется совместно с использованием промисов.
Вариант 5. Генератор с промисами
Как вы уже догадались генератор будет возвращать промис. Таким образом обработчикам событий не нужно будет вызывать метод next итератора (не нужно будет отдавать им пульт управления и давать инструкции по его использованию). Просто промисифицируем колбэк (мы сами будем знать когда отработал обработчик и без его ведома).
Код генератор изменится следующим образом:
const getImageLoading = async function* (imagesArray) { for (const img of imagesArray) { yield new Promise((resolve, reject) => { const imageChecker = new Image(); imageChecker.addEventListener("load", () => resolve(true)); imageChecker.addEventListener("error", () => resolve(true)); imageChecker.src = img.url; }); }};
А вызывающий код будет выглядеть так:
for await (const response of getImageLoading(imgArray)) { dispatch({ type: ACTIONS.SET_COUNTER, data: stateRef.current.counter + stateRef.current.counterStep });}
Основную работу по сравнению с предыдущим вариантом выполняет цикл for await ... of. Пульт управления генератором находится у него и он автоматически нажимает кнопку Пуск и Next.
У этого варианта есть один небольшой недостаток - последовательная обработка промисов. Первое изображение может оказаться большим по размеру и тогда менее тяжёлые картинки будут ожидать разрешения первого промиса, несмотря на то, что они уже давно загрузились и промисы их обработчиков давно разрешены.
Исходный код хука Генератор с промисами
import { useReducer, useEffect, useRef } from "react";import { reducer, initialState, ACTIONS } from "./state";const PRELOADER_SELECTOR = ".preloader__wrapper";const PRELOADER_COUNTER_SELECTOR = ".preloader__counter";const usePreloader = () => { const [state, dispatch] = useReducer(reducer, initialState); const stateRef = useRef(state); const preloaderEl = document.querySelector(PRELOADER_SELECTOR); const counterEl = document.querySelector(PRELOADER_COUNTER_SELECTOR); useEffect(() => { async function imageLoading() { const imgArray = document.querySelectorAll("img"); if (imgArray.length > 0) { dispatch({ type: ACTIONS.SET_COUNTER_STEP, data: Math.floor(100 / imgArray.length) + 1 }); for await (const response of getImageLoading(imgArray)) { dispatch({ type: ACTIONS.SET_COUNTER, data: stateRef.current.counter + stateRef.current.counterStep }); } } } imageLoading(); }, []); useEffect(() => { stateRef.current = state; if (counterEl) { stateRef.current.counter < 100 ? (counterEl.innerHTML = `${stateRef.current.counter}%`) : hidePreloader(preloaderEl); } }, [state]); return;};const getImageLoading = async function* (imagesArray) { for (const img of imagesArray) { yield new Promise((resolve, reject) => { const imageChecker = new Image(); imageChecker.addEventListener("load", () => resolve(true)); imageChecker.addEventListener("error", () => resolve(true)); imageChecker.src = img.url; }); }};const hidePreloader = (preloaderEl) => { preloaderEl.remove();};export default usePreloader;
Итого:
В этой части статьи показано:
-
как использовать useRef для хранения и использования нужных значений на протяжении всего времени жизни компонента (некий аналог глобальных переменных для компонента)
-
как управлять потоком событий с помощью генераторов, но без использования промисов (с использованием колбэков)
-
как управлять потоком событий, обработчики которых промисифицированы, с помощью генераторов и цикла for await ... of
Ссылка напесочницу
Ссылка нарепозиторий
Продолжение следует... redux-saga...