Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Киберпанк 2020 как развивался жанр с появления до наших дней


Обычно в этом блоге появляются посты про наши конференции, но ничто айтишное нам не чуждо и в эту пятницу, когда весь мир обсуждает Cyberpunk 2077, захотелось отвлечься.


Выход этой игры вызвал новый всплеск интереса ко всему жанру киберпанка, поэтому захотелось отрефлексировать: что произошло с жанром за всё время его существования? Как он взаимосвязан с IT, которое нам всем тут близко, и как на нём сказалось развитие IT? Почему громких киберпанк-произведений так давно не появлялось?


Я люблю киберпанк уже лет двадцать (с тех пор, как в школе попался в руки журнал Навигатор игрового мира с текстом про него), зачитывался когда-то Уильямом Гибсоном поэтому теперь захотел собрать воедино всё, что знаю и думаю по теме.




Что такое киберпанк?


Для начала надо определиться с терминологией. Что мы вообще понимаем под словом киберпанк? И тут мы сталкиваемся со сложностью: строгого определения нет, люди десятилетиями спорят, что является им и что не является.


Есть распространённое определение, которому вторит и Википедия: это субжанр фантастики с сочетанием high tech, low life. Технологии стали более развиты, но счастья всем даром это не принесло. Наоборот, социальный договор сломался, и получился мрачный мир, где выживает сильнейший.


Определение хорошее, но всё-таки неполное. Например, киберпанк это ещё и узнаваемая визуальная эстетика: урбанистические картинки, где в темноте сияют вывески с иероглифами, и всё выглядит одновременно футуристичным и трущобным. Интересно, что перекликающуюся эстетику порой замечают в обычных спальных районах: тут и особых технологических прорывов не видно, и социальный договор как-то по-новому не ломался, а слово всё равно так и вертится на языке.



Вот вам, например, киберпанк района Западное Дегунино


Думаю, есть и ещё одна важнейшая составляющая, которую часто забывают упомянуть (например, в словах high tech, low life про неё ничего напрямую не сказано): киберпанк плотно связан с IT.


Вот смотрите. Слова high tech означают вообще любые развитые технологии. И тогда, скажем, Футурама с её космическими полётами или Довод с поворотами времени вспять это тоже про хайтек. Но никто не увязывает космос с киберпанком. С ним ассоциируются другие понятия, так или иначе связанные с компьютерами: хакеры, киберпространство, виртуальная реальность, искусственный интеллект. Его герои не бороздят космические просторы, зато часто сидят за клавиатурой (или подключены к виртуальным мирам напрямую, так что клавиатура уже не нужна). Они не в старой аналоговой фантастике с инопланетянами и механическими роботами, а в цифровой, где можно за пару секунд загрузить себе в голову навык пилотирования вертолёта.


По-моему, весь киберпанк возник как попытка человечества осмыслить компьютерную революцию. В 80-х было очевидно, что происходит что-то большое, и по всему миру на мониторах возникает новый мир, способный составить конкуренцию реальному но совершенно непонятно было, к чему это в итоге приведёт. Что произошло в итоге спустя десятилетия, когда мы уже знаем, к чему привело? Давайте посмотрим на то, как это развивалось.




80-е


В 1982-м вышло сразу два основополагающих фильма, которые ещё не были полностью киберпанком в его нынешнем понимании, но многое для него сделали: Бегущий по лезвию (Blade Runner) и Трон (Tron). Ни один не оказался суперуспешным в кинопрокате, но оба стали культовыми и впоследствии на многое повлияли.



Один из самых известных кадров Бегущего по лезвию


Бегущий по лезвию довольно далеко ушёл от исходного романа Филипа Дика и соединил фантастику с эстетикой нуар-фильмов, где никому нельзя верить. Получилось мрачное будущее, где автомобили научились летать, но приземляются они на тёмных улицах среди азиатских забегаловок. Все люди поудачливее уже сбежали с Земли, а оставшиеся живут в опустевших небоскрёбах, на стенах которых светится гигантская реклама. В этом мире, где не найти человеческого тепла, рассчитывать на историю с хеппи-эндом особо не приходится. Этими образами активно вдохновляются до сих пор в том числе в Cyberpunk 2077.


Трон не был настолько мрачным, здесь сразу можно понять, что всё закончится хорошо. Но он важен в другом отношении. Во-первых, здесь заходила речь о взломе компьютерной системы, причём во имя благих целей, и возникал образ хорошего хакера. (Стоит вспомнить, что слово хакер тогда вообще было лишено нынешних негативных коннотаций взломщика-злоумышленника и означало нечто вроде компьютерный гик, умеющий добиться цели.)



Во-вторых, здесь героя затягивало внутрь компьютерного мира. Стирание грани между реальным и виртуальным мирами это позже на разный лад будет в Матрице и 13-м этаже, Газонокосильщике и Лабиринте отражений. И хотя по сегодняшним меркам здешний виртуальный мир выглядит нарисованным в Paint, в нём есть свои яркие образы: сцена со световыми мотоциклами так запоминается, что из неё позже выросла отдельная игра Armagetron Advanced.


Годом позже, в 1983-м, возникает само слово киберпанк благодаря писателю Брюсу Бетке, назвавшему так свой рассказ. Он целенаправленно захотел соединить в одном слове два корня, первый из которых был бы про технологии, а второй про подростковое наплевательство на правила. Его мысль была в том, что на смену хулиганам-байкерам должно прийти поколение бунтарей, владеющих компьютером с детства и их родители совершенно не будут знать, что с ними делать.



В середине 80-х вообще происходит расцвет книжного киберпанка. Писатель Уильям Гибсон после рассказов вроде Джонни Мнемоника берётся за дебютный роман Нейромант, и он становится главной киберпанк-книгой всех времён. Я прочитал её в начале нулевых, когда ей было около 18 лет, и уже тогда её собирались экранизировать. С тех пор прошло ещё 18, а фильм так и не снят, но вроде бы по-прежнему собираются. Может, хоть хайп вокруг Cyberpunk 2077 на это сподвигнет? В любом случае, если Бегущий по лезвию был ещё про андроидов, а не про компьютеры, то вот тут IT-специфика развернулась во всю ширь: хакеры, киберпространство, искусственный интеллект.


А ещё в 80-х происходит заход на территорию с другой стороны. В Японии появляются Акира и Призрак в доспехах, сначала в формате манги, а позже обе получат аниме-экранизации тут возникает свой киберпанк.





90-е


Если в 80-х происходило становление жанра и появлялись прото-киберпанковые произведения, а интересовалась ими нишевая аудитория, то в 90-х жанр уже зрелый и более мейнстримовый.



Взять, например, фильм Джонни Мнемоник о человеке, который перевозит данные в своей голове. Оригинальный рассказ Гибсона в 80-е читали гики, а вот экранизация 1995 года получила ощутимый бюджет и звёздного Киану Ривза, так что вышла на более широкую аудиторию, хоть и не понравилась критике. (Любопытная маленькая деталь: у героя Киану Ривза объём для хранения данных составлял 80 гигабайт, и тогда казалось, что это безумно много. А теперь Cyberpunk 2077, где в числе прочего есть тот же Киану, занимает больше 100 гигабайт.)


В том же 1995-м вышли Хакеры с первой заметной ролью Анджелины Джоли. Они не оправдали кассовых ожиданий, но показали, что само слово хакер пришло в массы и массы однозначно увязывали его со взломом, а не просто компьютерными способностями.


Но пик в этом отношении это 1999 год и Матрица. Фильм об искусственной реальности осмыслял, кажется, сразу всё сделанное в жанре до него открывающие титры позаимствовал из Призрака в доспехах, на главную роль взял того же Киану. А в итоге стал и суперпопулярным (в итоге сейчас готовится к выходу уже третий сиквел), и культовым, и высоко оцененным критикой.



Любопытно, что в том же 1999-м появился ещё и 13-й этаж, где герой тоже с удивлением обнаруживает себя внутри виртуального мира, годом ранее их предвосхитил Тёмный город, а ещё на год раньше Сергей Лукьяненко опубликовал Лабиринт отражений. Вопрос о настоящести мира и способности заметить подмену в то время явно владел умами.


И параллельно жанр развивался как раз в ненастоящих мирах компьютерных играх. На рубеже веков вышли две игры, которые связывают с киберпанком в первую очередь: System Shock 2 и Deus Ex.



Если уже поговорили о фильмах, книгах, манге и играх а бывает ли киберпанк-музыка? Вообще говоря, сложно определить, что это такое: понятно, что такая музыка должна быть электронной, но всякой электроники есть много, не всю же её в киберпанк определять. Есть случаи, когда музыкант сам прямо обозначает связь например, Билли Айдол, который сначала был просто панком без всяких кибер-приставок, в 1993-м выпустил концептуальный альбом Cyberpunk. Но у меня лично с киберпанком ассоциируется в первую очередь альбом The Future Sound of London Dead Cities. По-моему, вот так и должны звучать напичканные технологиями, но мрачные города.




XXI век


В 90-х жанр активно развивался а вот после Матрицы как отрезало. За последние 20 лет мы не видели, кажется, ни одного по-настоящему значимого киберпанк-произведения. Были сиквелы (Бегущий по лезвию 2049, Призрак в доспехах 2, две Матрицы), ни один из которых не сравнился с оригиналом. Были какие-то фильмы, которые можно причислить к киберпанку со скрипом: Википедия включает туда Район 9 и Робота по имени Чаппи Нила Бломкампа, но инопланетяне и роботы появились в фантастике задолго до 80-х и персональных компьютеров.


Ну, можно вспомнить, что в начале нулевых были заигрывания с компьютерной/хакерской тематикой у далёких от неё людей: году в 2001-м я увидел клип Жора хакер поп-певицы с псевдонимом НАСТЯ.da.ru и до сих пор пытаюсь отойти от него.



А ещё в 2013-м была игра Watch Dogs с хакерством, тему искусственного интеллекта продолжили развивать в фильмах вроде Ex Machina, а систематически пугать людей технологиями стал сериал Чёрное зеркало. Но в связи с ними всеми слово киберпанк особо не звучало.


Так что, кажется, главное заявление за эти годы пришло не из мира кино или книг, а автопрома. Cybertruck Илона Маска это киберпанк-автомобиль во всём, начиная с названия и заканчивая тем, какие время и место выбрали для его премьеры (ноябрь 2019-го, Лос-Анджелес это вступительный титр из Бегущего по лезвию).



Зато, пока реальный киберпанк был в дефиците, возникло ироничное ВК-сообщество киберпанк, который мы заслужили с примерами того, как технологии вписываются в наши реалии (уважаемые соседи, просьба не занимать место у дерева, я тут заряжаю электромобиль).


В сообществе закреплена запись Киберпанк умер. Не потому, что жанр плохой наоборот, великий жанр, пророческий. Просто он перестал быть фантастикой. Мы уже живём в киберпанке. "High tech, low life" это наша жизнь, все эти смартфоны и дополненная реальность вперемешку с жареным супом и отклеивающимися обоями.



А теперь вот у нас есть Cyberpunk 2077 первое за долгое время большое высказывание. Но в обзорах замечают, что при всём масштабе оно вторичное: использует уже сложившийся киберпанк-канон, а не добавляет к нему что-то принципиально новое. Причём канон за эти годы успел устареть (появились те же смартфоны, толком не предсказанные в классическом киберпанке), а ему продолжают следовать. Получается уже не будущее, а будущее, каким его представляли в прошлом.


И аудитория воспринимает это соответственно. Если когда-то неоновые вывески ассоциировались с будущим, то теперь для людей это эстетика 80-х. Сейчас никто уже не считает, что хакеры завтра захватят весь мир зато можно повспоминать времена, когда это казалось реальным. Отчасти на подобном основан музыкальный феномен vaporwave/synthwave, тоже переосмысляющий 80-е и использующий киберпанк-образы.


То есть, хотя в название Cyberpunk 2077 вынесен год из будущего, интерес людей к нему это во многом ностальгия по прошлому.




Что всё это значит


Почему жанр, активно развивавшийся в XX веке, зачах в XXI? Мне видятся следующие причины.


Во-первых, в 80-х было ясно, что развитие персональных компьютеров даст человечеству много нового, но было совершенно непонятно, что именно. И это давало богатую пищу для фантазии: можно было представлять любые виртуальные миры, неотличимые от настоящих, и в них легко было поверить. А сегодняшние новости уже не будоражат воображение. Переход Apple на ARM-процессоры очень впечатляющая техническая работа, но не меняющая принципиально жизнь конечного пользователя. О каких новых киберпространствах мечтать в связи с ARM?


А во-вторых, я вижу принципиальное изменение в следующем. Чтобы эффективно пользоваться компьютером в 80-х, требовалось быть гиком-хакером. Появились новые устройства, обещающие какие-то принципиально новые возможности (мгновенно общаться с людьми по всей планете!), но подвластны эти возможности только части людей. Это создавало вокруг них романтический флёр, возникал образ всесильного хакера. И поэтому, скажем, в мире Матрицы ключевое умение способность читать код. Главный герой, ещё находясь внутри Матрицы, связал свою жизнь с кодом, а потом вышел на новый уровень, научившись видеть код самой Матрицы. Даже номер его квартиры, 101, можно считать числом в двоичной системе.


Теперь же всё иначе. Главные возможности (вроде того же мгновенного общения) попали в руки всем и уже не требуют каких-то особых умений. Айтишник может получать root-права на телефоне, чтобы выжимать из него больше, но с точки зрения обычного пользователя что изменится, кроме того, что Сбербанк-онлайн откажется работать? Хакерство стало чем-то вроде умений автомеханика: ну, круто разбираться в том, что под капотом, но большинство людей может спокойно ездить на машине и без этого, а когда что-то сломается, есть автосервисы. Где в чистке карбюратора романтика и будущее?



Интересно, что фильм 2018 года Первому игроку приготовиться по формальным критериям вроде как киберпанк. Развитие технологий? Да. Люди живут в трущобах? Да. Герой постоянно в виртуальном мире со шлемом на лице? Да. Почему тогда слово киберпанк к этому применять не хочется? Мне кажется, дело вот в этой разнице: он не хакер, а геймер. Не программист, а пользователь. В настоящем мире VR сейчас тоже развивается и шлемы всё лучше, но купить и использовать Oculus Quest 2 может кто угодно, тут нет никакого хакерства в чём тогда киберпанк?


Водораздел около 2000 года, после которого новый важный киберпанк перестал появляться это, по-моему, массовое распространение интернета. Всё главное, что можно получить от компьютера, стало доступно рядовому пользователю, ничего не понимающему в номерах пойнтов FIDO. И можно прямо заметить, как вместо гиков осмыслять особенности интернета тогда стали обычные люди: например, Земфира в 2002-м выпустила песню Webgirl, где интернет играет важную роль уже для обычной пользовательницы. А сегодня уже и такая песня не нужна интернет стал слишком привычным и само собой разумеющимся.


В общем, Хабр, время нашей романтики прошло, теперь IT не обещание удивительного будущего для избранных, а просто индустрия сродни любой другой.


Но мы можем в последний раз как следует прикоснуться к этому периоду романтики, запустив Cyberpunk 2077.

Источник: habr.com
К списку статей
Опубликовано: 11.12.2020 18:19:05
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Блог компании jug ru group

Читальный зал

Киберпанк

Уильям гибсон

Филип дик

Бегущий по лезвию

Трон

Матрица

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru