Здравствуйте, меня зовут Дмитрий Карловский и я автор одного из первых фреймворков целиком и полностью написанных на тайпскрипте $mol. Он по максимуму использует возможности статической типизации. И сегодня речь пойдёт о максимально жёсткой статической фиксации стилей.
Это расшифровка выступления на PiterJS#46. Вы можете либо посмотреть видео запись, либо открыть в интерфейсе проведения презентаций, либо читать как статью...
Подопытное приложение
Разбирать мы будем весьма простое приложение $my_profile, которое состоит из двух панелей: меню и детализация. А каждая панель состоит из двух частей: заголовка и тела.
Генерация классов
Описывается такое приложение крайне простым кодом..
$my_profile $mol_view sub / <= Menu $my_panel <= Details $my_panel$my_panel $mol_view sub / <= Head $mol_view <= Body $mol_scroll
Не буду грузить вас этим птичьим языком. Скажу, лишь, что из него генерируется typescript класс следующего вида..
interface $my_profile extends $mol_view { Menu(): $my_panel Details(): $my_panel} )interface $my_panel extends $mol_view { Head(): $mol_view Body(): $mol_scroll} )
Каждый компонент это некоторый класс, который наследуется от другого компонента. И в нём, для каждого вложенного компонента генерится метод, который возвращает экземпляр соответствующего класа. Такие методы обычно пишутся с большой буквы.
Генерация DOM
Моловский компонент, когда рендерится, генерирует некоторый
DOM-элемент. Имя этого элемента по умолчанию совпадает с именем
инстанцированного класса компонента, что довольно удобно при обзоре
сгенерированного DOM-дерева. При необходимости имя элемента может
быть переопределено через свойство dom_name
. Кроме
того, автоматически генерируется набор атрибутов, предназначенных
для подключения стилей. При этом учитывается не только собственное
глобальное имя компонента, но и глобальные имена всех его предков,
а так же его локальное имя во внешнем компоненте, глобальные имена
внешнего компонента и его предков и так далее рекурсивно до корня
приложения.
interface $my_profile extends $mol_view { Menu(): $my_panel Details(): $my_panel} )interface $my_panel extends $mol_view { Head(): $mol_view Body(): $mol_scroll} )
<mol_view mol_view my_panel_body my_profile_details_body > <mol_button_major mol_view mol_button mol_button_major my_profile_signup >
В данном примере мы видим следующие атрибуты:
mol_view базовый класс для всех моловских
компонент, через него можно, например, сделать reset для вообще
всех компонент, без риска поломать, не моловские компоненты.
my_panel_body значит это компонент с локальным
именем Body внутри внешнего компонента $my_panel.
my_profile_details_body значит тот $my_panel имеет
локальное имя Details в приложении $my_profile.
Наложение стилей
Таким образом мы получаем исчерпывающий набор атрибутов для стилизации компонент, без традиционного ручного прописывания классов элементам. И как бы глубоко ни располагался элемент специфичность селектора остаётся постоянной, что очень удобно, когда надо переопределять стили.
<mol_view mol_view my_panel_body my_profile_details_body > <mol_button_major mol_view mol_button mol_button_major my_profile_signup >
[my_profile_details_body] { overflow: 'overlay';}[my_profile_details_body] [mol_button] { border-radius: .5rem;}
Но у такого написания CSS есть ряд недостатков. Например, эти длинные селекторы утомительно писать руками. Среда разработки не понимает, что это имена компонент и ничего не подсказывает при наборе. Наконец, тайпскрипт тоже ничего про это соглашение не знает и не может протайпчекать селекторы.
Генерация стилей
Было бы классно описать наши стили прямо в тайпскрипте в простой лаконичной форме и автоматически сгенерировать из этого CSS.
[my_profile_details_body] { overflow: 'overlay';}[my_profile_details_body] [mol_button] { border-radius: .5rem;}
$mol_style_define( $my_profile , { Details: { Body: { overflow: 'overlay', $mol_button: { border: { radius: rem(.5), }, }, }, },} )
Тут мы вызываем функцию $mol_style_define, которая генерит StyleSheet. Передаём в неё класс компонента $my_profile и JSON, говорящий, что внутри компонента Details и его внутреннего компонента Body стили такие-то, а для всех вложенных в него кнопок сякие-то.
CSSOM: проблема с редактированием через DevTools
Генерировать стили можно двумя способами: либо через CSSOM, либо
через генерацию портянки CSS и подклеивания его через элемент
style
. Если использовать первый подход, то в Chrome
Dev Tools такие стили становятся не редактируемыми, что очень не
удобно при разработке. Поэтому приходится использовать второй
подход.
Сверху на скриншоте вы видите стили, сгенеренные библиотекой aphrodite, а снизу обычный CSS. Кстати, обратите внимание на порнографию в качестве селектора и сравните с теми именами, что генерит $mol_view.
Генерация CSS довольно простая операция. У меня это заняло 3КБ кода. Так что не будем особо на этом останавливаться и перейдём к типизации..
CSSStyleDeclaration: слабая типизация
В идеальном мире мы бы взяли стандартный тип
CSSStyleDeclaration
, поставляемый вместе с
тайпскриптом. Это просто словарь из 500 свойств, типизированных как
string
.
type CSSStyleDeclaration = { display: string // 500 lines}
Соответственно, вы можете легко опечататься в каком-нибудь слове, а тайпскрипт это злополучно пережуёт и даже не подавится.
{ display: 'black' // }
csstype: кривая типизация
Можно взять популярную библиотеку csstype, которая генерируется из выгрузки всех свойств и их значений из MDN. Во второй её версии генерируются не очень полезные типы..
type DisplayProperty =| Globals| DisplayOutside| DisplayInside| DisplayInternal| DisplayLegacy| "contents" | "list-item" | "none"| string
Кто знаком с тайпскриптом, понимаю, что этот код эквивалентен следующему..
type DisplayProperty = string
Всё дело в том, что строковые литералы являются подтипами строки, потому тайпскрипт оставляет лишь наиболее общий тип.
csstype@3: кривая типизация с подсказками
Но ничего, в тетьей версии они это "починили"
string
соединили с пустым интерфейсом, из-за чего
слияния с литералами уже не происходит:
type Display =| Globals| DisplayOutside| DisplayInside| DisplayInternal| DisplayLegacy| "contents" | "list-item" | "none"| (string & {})
Теперь типы не сливаются и подсказки всё же работают, но вы по прежнему можете опечататься и никто не ругнётся..
{ display: 'black' // }
Простые свойства
Мы пойдём своим путём и самостоятельно опишем типы для нужных
нам свойств в том виде, который будет нам удобнее всего. Для этого
заведём интерфейс Properties
и будем заполнять
его..
interface Properties { /** * Whether an element is treated as a block or inline element * and the layout used for its children, such as flow layout, grid or flex. */ display?: 'block' | 'inline' | 'none' | ... | Common // etc}type Common = 'inherit' | 'initial' | 'unset'
Подсказки по свойствам
Для каждого свойства будем писать докстринг, который будет выводиться над именем свойства при наведении, что полезно тем, кто ещё не вызубрил все 500 CSS-свойств.
Группы свойств
Многие CSS свойства имеют общий префикс и было бы удобно не писать его каждый раз, а сгруппировать в один объект..
overflow: { x: 'auto' , y: 'scroll', anchor: 'none',}
interface Properties { overflow? : { x?: Overflow | Common y?: Overflow | Common anchor?: 'auto' | 'none' | Common }}type Overflow = 'visible' | 'hidden' | ... | Common
Свойства размеров
Для размерностей есть не только предопределённый список
значений, но произвольные юниты (1px
,
2rem
) и функции (calc(1rem + 1px)
).
interface Properties { width?: Size height?: Size}type Size =| 'auto' | 'max-content' | 'min-content' | 'fit-content'| Length | Commontype Length = 0 | Unit< 'rem' | ... | '%' > | Func<'calc'>
Единицы измерения
Юнит можно объявить как просто класс, который параметризирован литералом и который умеет правильно себя сериализовывать.
class Unit< Lit extends string > { constructor( readonly val: number, readonly lit: Lit, ) { } toString() { return this.val + this.lit }}
Так как литерал мы передаём в конструкторе, то типы экземпляров созданных с разными литералами будут различны, что не позволит, например, передать проценты туда, где ожидаются градусы.
function rem( val : number ) { return new Unit( val , 'rem' )}{ width: rem(1) // Unit<'rem'>}
Функции
Аналогичным образом можно реализовать и функции. В них класс параметризируется не только именем функции, но и типом её содержимого.
Func< Name extends string, Value = unknown,> { constructor( readonly name: Name, readonly val: Value, ) { } toString() { return `${ this.name }(${ this.val })` }}
function calc( val : string ) { return new Func( 'calc' , val )}{ // Func< 'calc' , string > width: calc( '1px + 1em' )}
Сокращённые свойства
Многие CSS свойства имеют как полную так и сокращённую формы.
Например, для margin
можно указать от 1 до 4 значений.
И если для 1 и 2 всё более-менее понятно, то с болшим числом
начинаются головоломки типа: если значения 4, то
margin-left
это последнее значение, а если 3, то
предпоследнее. Чтобы такого не происходило, оставим лишь пару
сокращённых форм, а если хочется большего контроля изволь написать
в полной форме какому направлению какое значение. Получаем чуть
больше писанины, но и улучшаем понятность кода.
interface Properties { margin?: Directions<Length> padding?: Directions<Length>}type Directions< Value > =| Value| [ Value , Value ]| { top?: Value , right?: Value , bottom?: Value , left?: Value ,}
margin: rem(.5)padding: [ 0 , rem(.5) ]margin: { top: 0, right: rem(.5), bottom: rem(.5), left: rem(.5),}
Цвета
Для цветов у нас есть словарь $mol_colors из всех стандартных цветов просто берём из него ключи. Плюс добавляем несколько функций..
type Color =| keyof typeof $mol_colors| 'transparent' | 'currentcolor'| $mol_style_func< 'hsla' | 'rgba' | 'var' >color?: Color | Common
{ color: 'snow', background: { color: hsla( 0 , 0 , 50 , .1 ), },}
hsl
и rgb
специально не добавлены, ибо
написать лишнюю единичку для hsla
и rgba
не проблема, зато АПИ несколько упростили.
Списки
Порой свойство может содержать не одно значение, а целый список. Например, список фоновых картинок..
background?: { image?: [ $mol_style_func<'url'> ][]}
background: { image: [ [url('/foo.svg')], [url('/bar.svg')], ],},
Тут можно было бы запариться со специальными хелперными функциями, но писать их постоянно не очень практично, поэтому используется следующая простая эвристика: если в массиве лежат простые значения, то они просто соединяются через пробел. А если сложные (массивы, объекты), то через запятые. А вложенные в них значения уже через пробел.
Списки структур
Более сложный пример список из структур как в описании теней..
box?: { shadow?: readonly { inset: boolean x: Length y: Length blur: Length spread: Length color: Color }[]}
box: { shadow: [ { inset: true, x: 0, y: 0, blur: rem(.5), spread: 0, color: 'black', }, ],},
У тени много параметров, в которых легко запутаться, поэтому лучше писать имена параметров явно. При сериализации имена параметров отбрасываются, а значения соединяются через пробел. Особый случай булево свойство, если оно ложно, то игнорируется, а если истинно, то добавляется имя свойства.
БЭМ-элементы
Наконец, мы дошли до самой мякотки. У нас есть компонент $my_profile, в котором есть элемент Details, который сам является компонентом $my_panel, в котором есть элемент Body, который является компонентом $mol_scroll. И было бы неплохо уметь стилизовать любой из этих элементов, через стили, задаваемые компоненту $my_profile.
interface $my_profile { Details(): $my_panel} )interface $my_panel { Body(): $mol_scroll} )
$mol_style_define( $my_profile , { padding: rem(1), Details: { margin: 'auto', Body: { overflow: 'scroll', }, },} )
При этом хочется, чтобы тайпскрипт проверил, что указанные в стилях элементы действительно присутствуют в компонентах.
Поиск всех БЭМ-элементов
У нас есть специальная типофункция $mol_type_pick, которой вы передаёте некоторый интерфейс и желаемый тип полей, а возвращает она тот же интерфейс, но без полей, которые не соответвуют желаемому типу.
$mol_type_pick< $my_profile, ()=> $mol_view,>
interface $my_profile extends $mol_view { title(): string Menu(): $my_panel Details(): $my_panel} ) { Menu(): $my_panel Details(): $my_panel}
В данном примере, у компонента есть свойство title
,
возвращающее строку. Но было бы странно вешать стили на строку.
Стили можно вешать лишь на Menu
и Details
ибо они возвращают экземпляры компонент.
БЭМ-блоки
Вложенные компоненты порой хочется стилизовать не только по их локальному имени, но и по имени их класса. Например, мы хотим сделать вообще все кнопки по умолчанию красными, а кнопки на панели детализации синими.
interface $my_profile { Menu(): $my_panel Details(): $my_panel} )interface $mol_button {} )
$mol_style_define( $my_profile , { $mol_button: { color: 'red', }, Details: { $mol_button: { color: 'blue', }, },} )
Поиск всех подклассов
Найти все имена компонент не сложно, так как все классы, функции
и прочие глобальные переменные объявляются в едином неймспейсе с
именем $
. Это позволяет воспользоваться тем же
$mol_type_pick, чтобы выбрать все компоненты.
type $mol_view_all = $mol_type_pick< typeof $, $mol_view,>
namespace $ { export class $mol_view {} export class $my_panel {} export class $mol_tree {}} { $mol_view: typeof $mol_view $my_panel: typeof $my_panel}
Декларативные ограничения
Наконец, мы добрались до типизации функции-генератора в которую мы передаём компонент и описание стилей. Наивное описание типов для неё выглядит в декларативной форме по классу компонента генерируется развесистый рекурсивный тип со всеми возможными вариантами полей.
function $mol_style_define< View extends typeof $mol_view, Config extends Styles< View >>( view : View, config : Config)
type Config< View extends $mol_view > = { $my_panel: { $my_panel: { ... } $my_deck: { $my_panel: { ... } } ... } ...}
Проблема тут в том, что вкладывать друг в друга компоненты вы можете практически как угодно, и число различных комбинаций растёт экспоненциально от глубины. В результате тайпскрипт выжирает всю память и падает. А если и не падает, то начинает дико тормозить.
Не понятные типошибки
Но даже если вы дождётесь вывода типа, то сообщения ошибки вас не обрадуют, ибо из него не будет понятно где и почему возникла ошибка.
Императивные ограничения
Лучше в таком случае использовать императивный подход, где вы берёте фактический тип написанного пользователем JSON, в типогуарде проходитесь по нему и переданному компоненту и генерируете новый не рекурсивный тип, где оставлены лишь валидные поля и значения. А на не валидных тайпскрипт не сматчится и сообщит об ошибке.
function $mol_style_define< View extends typeof $mol_view, Config extends StylesGuard< View, Config, >>( view: View, config: Config)
{ Details: { foo: 'bar', },} { Details: { foo: never, },}
Работает такой подход гораздо быстрее и кушает меньше памяти. Важно б этом помнить, когда пишете сложные типы, иначе придётся ждать подсказок по несколько секунд и порой получать фигу.
Всё ещё непонятные ошибки
Если просто возвращать never для не валидных значений, то сообщения об ошибке хоть и будут иметь координаты, но не будет понятна причина, почему написанный код не валиден.
Понятные ошибки
Вместо never
лучше возвращать специальный тип,
который ни с чем не сматчится и в котором литералом прописать суть
сообщения об ошибке и дополнительную информацию.
В примерах мы сначала попытались навесить стили на несуществующий атрибут, потом на свойство, которое возвращает не компонент, а в конце просто написали какую-то балалайку, которую не удалось распознать ни как имя компонента, ни как имя элемента, ни как имя свойства.
Атрибуты
Кстати, об атрибутах. В $mol_view они задаются как метод возвращающий словарь из строки в примитив.
attr * ^ mol_link_current <= current false attr() { return { ... super.attr(), mol_link_current: this.current(), }}
Стили для атрибутов
Для описания стилей для атрибутов просто вкладываем друг в друга: собачка -> имя атрибута -> значение -> (стили, элементы и прочий фарш).
{ '@': { mol_link_current: { true: { zIndex: 1 } } }}
Псевдоклассы и псевдоэлементы
Разумеется есть предопределённый список всех псевдоклассов и псевдоэлементов, которые можно использовать на любом уровне..
{ ':hover': { zIndex: 1 }}
Медиа запросы
Так же можно вкладывать медиа-запросы. Это гораздо удобнее, чем в CSS, где медиа-запросы пишутся вне и требуют повторения селектора внутри.
{ $mol_scroll: { overflow: 'scroll', '@media': { 'print': { overflow: 'visible', }, }, },}
Непосредственно вложенные блоки
Наконец, с помощью угловой скобочки можно задавать стили лишь для непосредственно вложенных элементов.
{ '>': { $mol_view: { margin: rem(1), }, $mol_button: { margin: rem(0), }, },}
Что получилось
- Каскадные переопределения стилей
- Тайпчек всех ключей и значений
- Подсказки по всем ключам и значениям
- Описание всех свойств
- Понятные сообщения об ошибках
- Удобство описания стилей
Что можно улучшить
- Рантайм чтение стилей до рендеринга (полезно для виртуализации)
- Типизация всех свойств (прогресс 10 из 500)
- Добавить все функции
- Поддержать анимации
- Типизированные выражения в calc (а не строка)
Попробовать вне $mol
Ести вас заинтересовал мой расказ и вы хотели бы попробовать
поиграться с этим, но не готовы ещё перейти на $mol, то можете
воспользоваться библиотекой mol_style_all
, позволяющей
описывать CSS-свойства.
import { $mol_style_unit, $mol_style_func, $mol_style_properties,} from 'mol_style_all'const { em , rem } = $mol_style_unitconst { calc } = $mol_style_funcconst props : $mol_style_properties = { margin: [ em(1) , rem(1) ], height: calc('100% - 1rem'),}
codesandbox.io/s/molstyleall-ked9t
Там, конечно, нет генератора CSS, так как он сильно завязан на то, что генерирует $mol_view. Тем не менее, если вы заходите добавить эту функциональность к своему любимому фреймворку, то заходите к нам в чат mam_mol вместе подумаем, как бы это сделать.
Продолжение следует...
К сожалению, материала оказалось слишком много, поэтому пришлось разбить выступление на две части. Это была лайтовая чать про использование, а следующая уже будет хардкорная, где мы поговорим про программирование на типах и как реализовывать всё то, о чём я рассказал..
- Сравнение типов
- Типофункции
- Типотесты
- Типошибки
- Типогуарды
- Фильтрация интерфейсов
- Брендированные примитивы
Куда пойти
- eigenmethod/mol/style исходники
- mam_mol обсуждение
- nin_jin связь со мной
- habhub.hyoo.ru статьи
- _jinnin заметки
Обратная связь
- Хороший доклад. Хотелось бы побольше конкретных примеров. Вот у нас есть отрисованный дизайн, и вот, что мы написали, чтобы получился pixel-perfect.
- Очень быстро говорит! Не успеваешь понять и думаешь, что надо пересматривать и гуглить.
- Не работал с ТС, поэтому не могу обьективно оценить ценность трудов Дмитрия.
- Для меня не сильно профильно, непонятно и не очень интересно.