Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Андрей карсаков

Возможности агентного поведенческого моделирования на практике проекты Университета ИТМО

21.06.2020 12:22:54 | Автор: admin
Рассказываем о задачах, над которыми работали сотрудники Национального центра когнитивных разработок Университета ИТМО (НЦКР) это и анализ пассажиропотоков на вокзале Олимпийский парк, и визуализация проекта реконструкции Конюшенного двора в Петербурге.



Что такое агентное моделирование


Это один из методов имитационного моделирования. В его рамках симулируют поведение автономных агентов (ими могут быть люди, автомобили, животные и др.) и оценивают их влияние на состояние крупной системы. Агентное моделирование применяют для оптимизации логистики, управления трудовыми ресурсами и прогнозирования движения человеческих потоков и не только.

Несколько таких проектов были реализованы лабораторией интерактивной визуализации в НЦКР.

Проект реконструкции Конюшенного двора


Мы выполняли его совместно с компанией СТАРТ Девелопмент. Она участвовала в конкурсе проектов по реконструкции комплекса зданий на Конюшенной площади. Инженеры хотели не просто подготовить чертежи, но сделать интерактивную презентацию возможных изменений. Нашей задачей было показать, как преобразится автомобильный трафик и потоки пешеходов. Сейчас площадь перегружена: на ней много припаркованных машин. Модель после реконструкции показывает, что она становится полностью пешеходной, появляются дополнительные маршруты, в том числе туристические, возникает прямой проход к Спасу на Крови и формируются новые общественные пространства. Но, к сожалению, проект СТАРТ Девелопмент не был утвержден.



К слову, реконструкция Конюшенного двора это не первый проект, над которым мы работали со специалистами СТАРТ Девелопмент. В 2017 году мы разрабатывали для них цифровую модель сценариев развития города-спутника Южный. Система просчитывает основные характеристики городской среды в динамике. Она учитывает различные сценарии обустройства территорий: от развития дорожной сети до формирования экологической картины (зашумленность, СО2). Результаты моделирования позволяют обосновать выбор варианта организации инфраструктуры.

Анализ вокзала Олимпийский парк


Эту задачу мы решали для архитектурного бюро Студия 44, которое проектировало крупные инфраструктурные объекты, в том числе Ладожский вокзал и Олимпийский парк. Когда строилась станция в Адлере, нагрузочные расчеты по пассажиропотоку делались общие пиковые нагрузки, средняя плотность на площадь и прочее. Все это без детального моделирования с точностью до отдельных людей. Коллеги из архитектурного бюро решили проверить на основе математических моделей, насколько их гипотеза по проекту подтверждается близкими к реальности расчетами.

Мы считали пиковые нагрузки в двух вариантах: утренняя интенсивная доставка зрителей на территорию Олимпийского парка электричками, когда люди достаточно большой толпой двигаются в сторону стадионов с вокзала. И второй вариант когда вечером все игры и мероприятия заканчиваются, и народ массово садится на электрички, чтобы уехать.



Низкоуровневую навигацию в пространстве и избегание препятствий пешеходами оценивали с помощью фреймворка мультиагентного моделирования Menge. Но высокоуровневую поведенческую модель и модель дорожного движения реализовали уже на Unreal Engine 4.


Задачей было посмотреть, есть ли в организации пространства неочевидные подводные камни и бутылочные горлышки, приводящие к чрезмерному скоплению людей. Модель показала, что основное проблемное место углы. Люди замедляются на поворотах, поэтому там возникали небольшие столпотворения. Но плотность все равно не доходила до пяти человек на квадратный метр.

Когда мы брали заведомо завышенный поток людей, потенциал возникновения давки выявили буквально в паре мест проходы под эскалаторами и повороты. Сейчас там стоят турникеты: за счет них поток успокаивается, и народ на поворотах сильно не толпится.

Андрей Карсаков, к.т.н., старший научный сотрудник Национального центра когнитивных разработок, доцент Факультета цифровых трансформаций



Кроме того, мы смоделировали функционирование вокзала в нынешних пост-олимпийских условиях. Понятно, что по завершению игр потоки стали меньше, сильнее размазаны в течение дня. Задачи просчитывать совсем уж экстремальные ситуации (например, при пожаре или перекрытии какого-либо выхода) у нас не было. Тем не менее разработки Университета ИТМО позволяют это сделать.

Результаты работы мы представили на Венецианской архитектурной биеннале-2018. Динамическая модель была показана непосредственно над макетом самого вокзала.

Больше проектов


Несколько лет назад сотрудники НЦКР решали задачу, связанную с построением безопасного маршрута для болельщиков со стадиона Зенит-Арена во время чемпионата мира по футболу в России. Модель учитывала различные нестандартные ситуации, например, сильный дождь или агрессивное поведение толпы в случае проигрыша любимой команды. Тогда был проработан план действий: как выпускать людей со стадиона в зависимости от возникшей ситуации, где ставить турникеты и устраивать змейки.

Также в 2017 году наши инженеры, совместно с коллегами из Нидерландов, США и Мексики, разработали программу PULSE. Она объединяет мультиагентные модели, описывающие поведение пешеходов во время массовых мероприятий и экстренных ситуаций. При этом действия каждого виртуального участника контролирует его собственная система искусственного интеллекта. Платформу уже используют для изучения потоков паломников на крупнейшем религиозном фестивале Кумбха-Мела в Индии. Система помогает понять, как избежать давки, если, например, начнется дождь и толпа людей устремится в храм.


Сейчас мы продолжаем развивать инструменты моделирования пешеходной мобильности и трафика. Один из свежих проектов в этой области посвящен исторической реконструкции городских территорий на основе неполных данных. С помощью методов искусственного интеллекта мы стараемся восстановить картину жизни города, даже если не хватает какой-то части исторической информации.

В Университете ИТМО уже реализован проект цифровой машины времени. Она позволяет проследить, как развивался и застраивался Кронштадт в XVIII или XIX веках. Мы восстановили и оцифровали исторические сведения об утраченных объектах города. Системы искусственного интеллекта помогли сгенерировать синтетические данные о квартальной застройке ранних периодов развития города.

Мы используем мультиагентное моделирование для воспроизведения динамики населения города практически в любой временной точке его существования будь то XIX век или XXI. Учитывается не только пешеходная мобильность, но и множество различного транспорта: от автомобилей или конных повозок до велосипедов. Надеюсь, в скором времени мы сможем публично продемонстрировать первые результаты нашей работы по этому проекту и рассказать больше подробностей.

Андрей Карсаков, к.т.н., старший научный сотрудник Национального центра когнитивных разработок, доцент Факультета цифровых трансформаций



P.S. Андрей Карсаков рассказывал о своем опыте AR-сопровождения массовых мероприятий в нашем подкасте ITMO Research_. Мы также подготовили текстовую расшифровку выпуска (первая часть, вторая часть).



P.S.S. Больше материалов об Университете ИТМО:



Подробнее..

Дайджест Университета ИТМО системы ИИ, нейросети, анализ данных и МО обсуждаем личный опыт

06.09.2020 12:06:19 | Автор: admin
Это подборка текстовых материалов и тематических подкастов с участием представителей Университета ИТМО студентов, аспирантов, научных сотрудников и преподавателей. Мы делимся личным опытом разработки проектов различного уровня и возможностями для развития.


Скриншот демо-уровня Shadow Samurai TAU Tracker Demo (CES 2019)

Что ждет начинающих ученых в сфере машинного обучения. Андрей Фильченков, к.ф.-м.н., доцент факультета Информационных технологий и программирования и руководитель группы машинного обучения международной научной лаборатории Компьютерные технологии рассказывает, что он с коллегами делал для канала ТВЦ и соц.сети Vk, делится инсайтами о подготовке публикаций и анализе работ коллег по цеху, а еще базовых пререквизитах для старта в сфере машинного обучения. Интервью мы опубликовали в формате подкаста и текстового транскрипта на Хабре.

Мы не стали ждать инвестиций, а начали обеспечивать себя сами. Так поступила компания Statanly Technologies, специализирующихся на решениях в области МО и системах ИИ. Коллектив проекта включает сразу нескольких представителей университета. Редакция ITMO.NEWS взяла интервью у Сергея Федорова, ген.директора фирмы. Он рассказал, чем занимается команда и какие задачи перед собой ставит. Эксперты Statanly Technologies поучаствовали сразу в нескольких программах акселерации, и в этом интервью Сергей поделился промежуточными результатами.

Как определиться со стажировкой. Наши студенты рассказывают, как они подошли к работе в одной из крупнейших IT-компаний сотрудничеству с Huawei, которая помогает развивать технологические стартапы и постепенно расширяет научную кооперацию с университетом. Личным опытом делятся два студента факультета ИТ и программирования, плюс студентка магистратуры Art&Science.


Ошибки, которые будут совершены нами, отразятся на наших детях и внуках. Алексей Сидоренко, руководительТеплицы социальных технологий, рассуждает о разработках с длительным жизненным циклом вроде систем искусственного интеллекта в их самом широком и глобальном понимании. В материале он затрагивает подходы, меняющие ход развития таких технологий, и перечисляет наиболее актуальные проблемы (эмпатии, этики, ложных корреляций и черного ящика), которые еще предстоит разрешить экспертному сообществу в области систем ИИ и других сферах.

VK Hackathon: бить по мячу, как легенды футбола. Наши студенты взяли гран-при этого мероприятия в прошлом году, а еще получили денежный приз и познакомились с потенциальными партнерами. Приложение победителей помогает сравнивать видеозаписи собственных тренировок с тем, как подходят к работе с мячом профессиональные футболисты. Две нейросети анализируют пользовательские видео и соотносят их с эталонным роликом по положению тела (12 точек), вектору движения и траектории полета мяча. В рамках хакатона ребята показали работоспособный прототип, пообщались с коллегами из Sports.ru и наметили планы по дальнейшему развитию проекта.

Как ITMO.STARS помогает с неклассическим поступлением. В этом материале комментарии 15 участников конкурса уникальных достижений, представляющих Москву, Петербург, Челябинск и другие города нашей страны. Они рассказывают о возможностях, которые открывает для них эта программа и Университет ИТМО. Это развитие в таких областях как робототехника, нейротехнологии и программирование, сетевые технологии, инфокоммуникационные системы, управление технологическими инновациями, информационная безопасность и биоинженерия.


Моделирование процессов реального мира и мультидисциплинарный геймдев. Андрей Карсаков, к.т.н., старший научный сотрудник Национального центра когнитивных разработок, доцент Факультета цифровых трансформаций делится опытом разработки решений для AR-сопровождения массовых мероприятий, визуализации данных, агентного моделирования и организации учебной программы для разработчиков игр. Интервью мы разбили на две части вот транскрипт второй.

Возможности агентного поведенческого моделирования на практике проекты Университета ИТМО. Андрей Карсаков, к.т.н., старший научный сотрудник Национального центра когнитивных разработок, доцент Факультета цифровых трансформаций, рассказал об агентном моделировании на примере проекта реконструкции Конюшенного двора в Петербурге и вокзала Олимпийский парк в Адлере. Помимо этой пары кейсов он поделился комментариями относительно исторической реконструкции процесса развития и застройки Кронштадта в XVIII или XIX веках.

Игра Shadow Samurai: от симулятора бога до перспектив в медицине и автопроме. Андрей Карсаков рассказывает о продуктах TAU Tracker для отслеживания объектов реального мира и захвата движений. Он делится и подробностями о самой игре механике взаимодействия с виртуальным сеттингом, промежуточных достижениях и сложностях, с которыми сталкивалась команда.


В играх невозможно быть просто программистом. Андрей Симонов и Александр Гутриц первые выпускники магистерской программы Технологии и разработки компьютерных игр, о которой Андрей Карсаков рассказывал в нашем подкасте, поделились личным опытом и своими впечатлениями от учебного процесса и старта практической деятельности в гейм-индустрии.



Что еще у нас есть на Хабре:



Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru