Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Линукс

История Open Source кратко от калькулятора до миллиардных сделок

06.11.2020 18:09:43 | Автор: admin

Когда говорят Open Source, обычно первые ассоциации это Ричард Столлман и Линус Торвальдс. Но Open Source начался не с них. Когда в 50-х учёные и инженеры писали ПО, например, для IBM 701, они безвозмездно обменивались результатами своего труда и работали над улучшениями программ своих коллег. Тогда еще не было проприетарного (закрытого) ПО, но Open Source проекты уже были. Это было задолго до Столлмана и Торвальдса.В истории Open Source было много интересного: программы для Оборонного калькулятора, коммерциализация UNIX, письмо Билла Гейтса,манифест GNU, Linux и миллиардные сделки покупок Open Source компаний. Мы попробовали разобраться в истории и узнать с чего начался Open Source, какие события способствовали его развитию и почему без Open Source IT не был бы таким, какой он есть.

Если вам интересен Open Source, то, возможно, наш взгляд на историю тоже будет занимателен.

Что такое Open Source для тех, кто совсем не слышал

Если говорить обобщённо, то представим, что мы хотим построить себе дачу. Для этого покупаем проект в коммерческой организации, которая проектирует дома. В контракте указано, что мы можем использовать проект, но менять его или поделиться им не можем. Это проприетарный продукт.

Но что, если мы нарисуем проект сами и построим по нему дом? Потом опубликуем проект в интернете в свободном доступе, чтобы кто-то другой мог его использовать. Другие пользователи используют наши наработки, просят нас что-то поменять или меняют сами, например, цвет фасадов и размер комнат, и также публикуют его в свободном доступе. Это Open Source. А если кто-то на основе производных от нашей работы начнет зарабатывать, например, строить по ним дома, то это тоже Open Source.

Примерно так можно представить себе Open Source ПО.

Open Source это способ взаимодействия с ПО, который исключает такие занозы, как контракты при покупке ПО или адвокатов. Мы просто хотим, чтобы программы работали, а люди могли присылать патчи к ним

Брюс Перенс, автор набора правил соответствия Open Source, руководитель проекта Debian 1996-1997.

Брюс ПеренсБрюс Перенс

В определении на Open Source Initiative указано, что Open Source Software (OSS) это ПО, исходники которого доступны для просмотра и изменения. На основе исходного кода можно создавать свои модификации ПО, а также свободно распространять и продавать. OSS это, в первую очередь, про распространение, свободу использования, а не про деньги, потому что OSS может быть и платным, и бесплатным.

Предпосылки свободного ПО: всё началось с калькулятора

Изучение истории начнём с 50-х, пропустив эпоху ламповых компьютеров величиной с дом. Когда ЭВМ стали уменьшаться до размеров небольшой комнаты, то уже можно было ими пользоваться не только в оборонке, например, для вычисления траекторий ракет.

С 1952 по 1955 компания IBM стала выпускать IBM 701. Это первая коммерчески доступная ЭВМ, которая производилась серийно. Аппараты сдавали в аренду научным институтам, военным компаниям и государственным предприятиям. Физическим лицам не давали, да и стоило это космических денег от 12 до 20 тыс долларов в месяц или больше 100 тыс современных.

IBM 701 называли также Defense Calculator. ИсточникIBM 701 называли также Defense Calculator. Источник

Выпуск этой модели первая точка отсчета в истории. Всё потому, что в комплекте с компьютером было только железо никакой ОС и программ. Все программы ученые и инженеры писали сами и делились с коллегами из других компаний, у которых была такая же ЭВМ. Можно сказать, что IBM 701 это первые компьютеры, к которым начали писать свободно распространяемое ПО.

Примечание. Это неудивительно все научные знания находятся в свободном доступе. Ведь нет никаких законов физики, которые скрывают (гипотезы заговоров мы не рассматриваем, естественно)? В науке всегда поощрялось, когда ученые делятся и открыто обсуждают свои находки и открытия, потому что теории, технические разработки и технологии базируются на предыдущих открытиях.

За несколько лет для 701 и его потомков семисотой серии успели наработать достаточно большую базу ПО:

  • Компиляторы РАСТ, которые использовали методы хеширования (в том числе для 704. Их совместно разработали компания PACT (военный подрядчик) и IBM.

  • ОС SOS Share Operating System. Это примитивная ОС, которая основана на разработках General Motors.

  • Появились языки программирования Interlisp, UCI Lisp и высокоуровневый ЯП Speedcoding для IBM 701, который написал Джон Бэкус для облегчения работы с ассемблером. Для IBM 704 он же разработал FORTRAN и компилятор (1956).

IBM 701 подтолкнул рынок к разработке других коммерческих ЭВМ. Например, появился Bendix G-15 (1956) с массой всего 450 кг, Librascope LGP-30 (1956) или первый мини-компьютер PDP-1 (1960) для одного оператора. А когда компания в 1965 выпустила PDP-8, он стал хитом. Это первый коммерчески успешный мини-компьютер и продавался тысячами предприятиям и научным лабораториям: небольшой, быстрый и стоил всего 18 000 долларов.

Рождение, рассвет и коммерциализация UNIX

Моделей коммерческих компьютеров было достаточно, они стали появляться у любителей, рынок рос. Но у всех ПК был один недостаток нет ПО. Под каждую модель компьютера ОС писали с нуля. Компании-производители создавали каждый свою операционную систему, например, BESYS, Compatible Time-Sharing System или CP/CMS.

Из всех ОС нас больше интересует BESYS. Ее создала Bell Labs для IBM 7090 и IBM 7094. На основе этой ОС с 1965 по 1969 MIT, Bell Labs и General Electrics, разрабатывали ОС Multics. Это должна была быть инновационная ОС: централизованная файловая система с иерархическим деревом, разделение памяти процессов, виртуальная память, динамическое связывание и другие фишки. Но что-то пошло не так: работа затянулась, возникли разногласия и компания Bell Labs покинула проект.

Но два сотрудника компании Кен Томпсон и Деннис Ритчи решили переиспользовать модульный дизайн Multics и написать не её основе другую ОС.

Кен Томпсон и Деннис Ритчи (справа)Кен Томпсон и Деннис Ритчи (справа)

Первую версию ОС Томпсон написал в отпуске на домашнем PDP-7, презентовал руководству и получил команду разработчиков. Проект получил название UNIX.

Примечание. Полное описание системы и историю на русском можно прочитать в учебном пособии Операционная система UNIX.

Только через 4 года (1973) систему вывели в свет с открытым кодом. Неожиданно она начала захватывать рынок. На это были причины:

Уже существовал рынок программ. Все модели семисотых IBM после 701 поставлялись в комплекте с ПО, и в том числе и продавались физическим лицам. Цена, естественно, была включена в стоимость железа. Но под давлением антимонопольных регуляторов в 1969 году начала продавать ПО отдельно. ОС UNIX здесь пришелся как нельзя кстати.

Небольшая цена. За Bell Labs тоже следили регуляторы. Компания принадлежала гигантам телекома AT&T и Western Electric и на них всех распространялось антимонопольное законодательство. Поэтому на UNIX нельзя было завышать цены ОС продавалась по цене не намного выше себестоимости физической копии.

Ориентация на массовость. UNIX изначально разрабатывался именно для персональных машин, например, для PDP-11, которых выпустили 170 тыс. ОС сразу была нацелена на массовый рынок любителей.

Запуск UNIX на ПК. ИсточникЗапуск UNIX на ПК. Источник

Простота и модульность. UNIX состоял из небольших модулей. Каждый модуль отвечал за отдельную функцию и легко менялся.

Переносимость. UNIX было не сложно перенести с одного ПК на другой. Поэтому рабочие версии UNIX под новые процессоры появлялись быстро.

Но UNIX уже не была свободным ПО: пользователи не имели права делиться или менять исходный код. Однако, благодаря тому, что AT&T была монополией, компания была обязана предоставлять исходный код (с некоторыми ограничениями) разным университетам. Один из университет Калифорнийский университет в Беркли, который начал заниматься улучшениями ОС. Так получилась собственная университетская ОС BSD Berkley Software Distribution.

В первой версии BSD содержался доработанный компилятор языка Pascal, текстовый редактор Ex, а апдейты из BSD переносили в UNIX. BSD был лучше, постоянно обновлялся, в нём появлялись передовые сетевые технологии. Но когда университет стал продавать коммерческие лицензии BSD от 750 до 1000 долларов, корпорация AT&T поняла, что теряет прибыль и в 1979 году ограничила распространение исходного кода ОС. Позже, в 1983 году Bell Labs отделилась от AT&T, и антимонопольные законы уже не мешали коммерциализировать UNIX. Цена ОС выросла теперь она стоила тысячи и десятки тысяч долларов.

Немного цен на UNIXНемного цен на UNIX

Проприетарное ПО и Гейтс

Превратить UNIX полностью в коммерческую ОС у Bell Labs получилось, потому что примерно в то же время, что родился UNIX, разработчики ПО все больше начинают защищать авторские права на свои технологии. Когда всё начиналось с IBM 701, за ОС, компиляторы, языки и программы никто не брал деньги и не требовал авторских отчислений. Все ЭВМ содержались в лабораториях, компаниях, научных центрах в академической среде, где информация распространялась свободно.

На рынке появлялось больше ПК: они уменьшались, дешевели, их покупало всё больше коммерческих компаний и частных лиц. Появлялось все больше ПО (в основном на высокоуровневых FORTRAN и COBOL), которое писали энтузиасты или сотрудники коммерческих компаний и всё чаще возникал вопрос, нужно ли лицензировать программы. В итоге в 1974 программы приравняли к литературным произведениям. Началась разработка лицензий для программ, появились юридические запреты на изменение продуктов сторонними разработчиками.

Свободное ПО появилось вместе с компьютерами. Оно тогда все было свободное просто давали друг другу. Только, пожалуй, в конце 70-х, начале 80-х люди начали закрывать свое ПО, стали говорить: Нет, вы никогда не увидите исходный код, даже если это важно для ваших нужд. Пожалуй, винить в этом нужно Майкрософт именно они были пионерами проприетарной модели ПО

Брюс Перенс, автор набора правил соответствия Open Source, руководитель проекта Debian 1996-1997.

В 1975 году Билл Гейтс и Пол Аллен разработали интерпретатор языка Basic для тогда еще нового персонального компьютера Altair 8800 от компании MITS. Как ни странно, но интерпретатор работал, MITS заключила контракт с Алленом и еще тогда студентом Гейтсом. По контракту они получали отчисления за проданные копии BASIC: от 30 до 60 долларов. Цена на копию программы начиналась с 500 долларов, тогда как железо могло стоить меньше сотни.

Возможно, покупатели компьютеров не хотели платить в разы больше за ПО, чем за железо, потому что компьютеры продавались тысячами, а BASIC сотнями. Тогда в 1976 году Билл опубликовал своё знаменитое Открытое письмо энтузиастам компьютерного клуба.

В письме было много обвинений в краже ПО (прим: дальше вольный перевод).

Microsort получила много хороших отзывов от сотен людей, которые используют наш BASIC, но очень удивляют две вещи. Большинство этих пользователей BASIC у нас не покупало, а если посчитать деньги, что мы получили от рынка энтузиастов, и время, которое мы потратили на создание, получается, что разработка приносила нам меньше, чем два доллара в час. Оно нам надо?

Большинство из вас воры, вы платите за железо без вопросов, но почему-то думаете, что софт можно копировать друг у друга бесконечно! Вам плевать, платят ли за его разработку программистам. Своим воровством вы препятствуете появлению хорошего софта, потому что никто не хочет заниматься профессиональным программированием бесплатноКто из вас согласен потратить три года на то, чтобы написать программу, отловить все баги, задокументировать проект и раздать все бесплатно? При этом среди вас есть те, кто перепродает наш BASICОни поганят имя компьютерщиков-энтузиастов и должны быть изгнаны из клуба на первом же собрании, где они появятся!

Всё закончилось в 1983. Apple Computer, Inc. подала иск к компании Franklin Computer Corp. Вторая просто скопировала Apple II и ОС и продавала. Apple это не понравилось и они подали в суд. Суд первой инстанции не удовлетворил иск, зато апелляционный подтвердил, что на всё ПО распространяется авторское право. С того момента проприетарный мир победил. Но он же и породил мир Open Source.

Движение свободного ПО, Ричард Столлман и GNU

В 1971 году Ричард Столлман учился в Гарварде и присоединился к лаборатории искусственного интеллекта (AI Lab) при MIT. В процессе разработки ПО всё ещё чувствовался дух товарищества, а до письма Гейтса было целых 5 лет. Столлман отлично вписался и поучаствовал в работе над свободным ПО, например, над EMACS текстовым редактором для миникомпьютеров семейства PDP.

Я присоединился к растущему обществу так называемых хакеров: не взломщиков, а людей, которые любят программировать, и изучать, что еще можно сделать с компьютером. Они разработали полноценную ОС, написанную полностью в стенах лаборатории. И я стал одним из тех, кто работал над этой системой: улучшал, добавлял новые возможности. Это была моя работа и я её любил. Да мы все её любили, поэтому и занимались ей

Ричард Столлман, основатель проекта GNU.

Когда машина проприетарного ПО начала заводиться (начало 80-х) лаборатория закрылась: появилось NDA, сотрудничества все меньше, разработчики уходят в частные компании и даже создатель версии EMACS для UNIX в 1983 году продал её коммерческому дистрибьютору. Но Столлман считал, что людям необходима свобода решений и информации, свобода менять и улучшать ПО, возможность делиться.

Чтобы купить работающий компьютер в ранние 80-е, нужно было купить ОС UNIX. Но разработчики этой системы старались контролировать пользователей и все им запрещать. Они говорят, что для получения системы, вы должны дать обещание, что ни с кем не поделитесь. Для меня это фактически означает стать плохим человеком я должен предать и отрезать себя от общества, не взаимодействовать с ним.

Однажды я видел, как в лаборатории уже приняли условие такой лицензии. Это повредило всей лаборатории и мы не смогли сделать множество полезных вещей. Так что я раз и навсегда принял решение, что не буду жить по таким правилам

Ричард Столлман, основатель проекта GNU.

Ричард СтоллманРичард Столлман

Примечание. Скорее всего, Ричард имеет ввиду случай, когда Xerox подарила лаборатории лазерный принтер с дефектом. Проблему можно было бы решить, если бы исходники драйвера были открыты. Когда Столлман обратился к коллегам из другого университета, где были исходники, ему отказали, сославшись на соглашение о нераспространении информации.

Получается, что покупая программу, владелец не вправе что-то в ней менять. Например, покупая книгу, владелец может убрать лишние страницы, добавить свои, писать на полях, перепродать книгу или дать почитать другу. С программами так не получится владелец не вправе что-то менять и дать попользоваться программой кому-то другому. Именно это и не нравилось Столлману.

Давление проприетарного ПО, убеждения и размышления привели Ричарда к осознанию того, что он мог бы сам создавать открытое ПО и, как автор, разрешить его распространение. Тогда он мог бы сам пользоваться программами не предавая свои убеждения. Начать решил с ОС, которая станет основой, на которой другие энтузиасты смогут создавать свободное ПО (уже тогда UNIX стала закрытой). По замыслу Столлмана, ПО должно было быть доступным.

Так, в декабре 1984, появился проект GNU. В январе 1984 Столлман увольняется из MIT и погружается в работу. Увольнение было необходимо, чтобы институт не смог предъявить права на разработки. Столлман решил использовать UNIX в качестве основы, чтобы она была переносима и чтобы пользователи ОС могли легко перейти на новую.

Само название GNU это уже хак. Это рекурсивная аббревиатура GNUs Not UNIXЭто имя означает, что я фактически сделал копию коммерческой системы, но это не была она сама. Свою систему я писал, конечно, с нуля, потому что кодом UNIX нельзя было делиться и он был совершенно бесполезен

Ричард Столлман, основатель проекта GNU.

Юридические нюансы и лицензии

Кроме системы GNU Ричард и энтузиасты работали над философской и юридической стороной свободного ПО:

  • Придумали термин свободноеПО.

  • Сформулировали четыре критерия, свободного ПО: его можно использовать, изучать, делиться и улучшать.

  • Опубликовали манифестGNU.

Для финансирования работы, Столлман в 1985 году основал Free Software Foundation (FSF). Это благотворительная организация, которая занимается развитием свободного ПО. Например, сотрудники ФСПО написали библиотеку GSL и командный интерпретатора BASH.

Чтобы ПО оставалось свободным, нужно была юридическая защита. Поэтому к 1989году была создана первая версия лицензии GPL General Public License. Переводится как Универсальная общественная лицензия GNU. По замыслу, она должна защитить свободу всех пользователей программ, дать права на копирование, модификацию и распространение (в том числе коммерческое) программ. Кроме того, Ричард добавил в лицензию авторское лево, в противовес авторскому праву, по которому пользователи всех производных программ также получат все оригинальные права.

GPL это одна из немногих лицензий, написанных с позиции сообщества, не ставящая во главу угла защиту интересов компаний или правительственных грантов, как в MIT, например. Но это не просто лицензия, а целая философия, которая повлияла на определение Open Source

Брюс Перенс, автор набора правил соответствия Open Source, руководитель проекта Debian 1996-1997.

Эта первая каноничная лицензия на свободное ПО. Но принцип авторского лева приняли не все и впоследствии появились другие лицензии, которые позволяют использовать свободное ПО в проприетарном, например, лицензия MIT от Массачусетского технологического института или лицензия BSD от Калифорнийского университета в Беркли (с несколькими вариациями).

В 1991 году появилась новый вариант GPL LGPL (GNU Lesser General Public License). ПО с этой лицензией можно добавлять в проприетарный софт если это независимый продукт и он отличается от оригинала.

Linux и GNU

Обычно про Ричарда Столлмана принято говорить, что он прежде всего великий философ, а меня воспринимают, как инженера, который воплощает его идею

Линус Торвальдс, создатель ядра Linux

Линус ТорвальдсЛинус Торвальдс

UNIX состоял из разных модулей подпрограмм. Чтобы создать полный аналог ОС нужно было заменять каждый модуль один за другим: командные оболочки, ассемблеры, компиляторы, интерпретаторы, отладчики, текстовые редакторы, почтовые программы. Ричард написал анонс, просьбу о помощи, и стал ее получать.

Часть оригинала сообщенияЧасть оригинала сообщения

К 1991 году заменили практически все модули, некоторые из которых стали использоваться вне ОС, например, GCC, GNUDebugger и Emacs. Но в системе не хватало ядраоперационнойсистемы, а проект GNUHurd по разработке ядра не развивался.

В 1991 Линус Торвальдс выпустил ядро Linux с открытым кодом, а в 1992 лицензировал ядро по GPL. Linux, также как и GNU, использовал для основы UNIX. Это и привлекло к проекту сначала внимание любителей, а потом и Ричарда.

Народ в интернете скачивал компоненты GNU и запускал их на ядре Linux. В конце концов у них получалась ОС, которую они называли Linux

Ричард Столлман, основатель проекта GNU.

Ядра Linux как раз не хватало чтобы завершить работу над свободной ОС, которую назвали GNU/Linux. В 1992 году появились первые работоспособные версии и это всё изменило теперь у сообщества появилась полноценная ОС и множество свободных программ.

Собор и Базар и Mozilla

В 1997 году уже была готова версия 2.1 ядра Linux на 800 тыс строк кода. Системой пользовалось уже 3, 5 млн человек. В это время Эрик Реймонд написал эссе Собор и Базар где демонстрирует два противоположных подхода к разработке.

Собор. Это классический, закрытый стиль, где есть точные спецификации и цели, которые поставлены небольшим проектным группам. Группами управляют менеджеры по иерархической модели с длинными циклам релизов.

Базар. Децентрализованная разработка, где каждый участник сообщества может общаться со всеми остальными, а цикл релизов короткий. Здесь есть постоянная и независимая обратная связь от пользователей со всего мира.

Конгресс Linux в 1997 году был первым местом, где я представил свое эссе публично. Одним из тех, кто его тогда услышал был Тим ОРайли. Он решил, что мой текст был довольно интригующим и предложил выступить на конференции Perl. А уже на той конференции кто-то из Netscape послушал моё эссе и рассказал о нём в компании. И вот тогда там загорелся огонёк

Эрик Реймонд, автор Собор и Базар.

Эрик РеймондЭрик Реймонд

Примечание. Тим ОРайли один из идеологов движения Open Source, основатель издательства OReilly и популяризатор термина Open Source Software.

Netscape первая крупная компания, которая пришла в Open Source. В середине 90-х браузер компании Netscape Navigator был одним из самых популярных в мире. Но когда появился Internet Explorer, он стал вытеснять с рынка Netscape, потому что распространялся бесплатно вместе с ОС Windows. Netscape теряла рынок и приходилось снижать цены.

Своей политикой браузер от Microsoft мог получить монополию на стандарты HTTP и HTML, от которых полностью зависит веб. В это время Билл Гейтс финансировал разработчиков HTML и все новшества согласовывались с Microsoft. Если бы Microsoft выдавил бы компанию с рынка, то получил бы монополию на веб, что ударило бы и по другому бизнесу компании разработке серверного ПО.

Примечательно, что Netscape начиналась с того, что основатель компании Джеймс Кларк разослал письма перспективным инженерам из научного мира. Его предложение состояло в том, чтобы совместить научную работу и зарабатывание денег. Первый сотрудник компании аспирант-программист из университета штата Иллинойс Марк Андрессен, автор первого в мире веб-браузера Mosaic. Это, а также агрессия со стороны Microsoft, возможно, и стало причинами заинтересованности основателя компании произведением Собор и Базар. В итоге в Netscape приняли решение в 1998 открыть исходный код своего браузера.

Я написал документ, в котором пытался объяснить, чем компании выгодно открытие исходного кодаЯ пытался объяснить, что наш исходный код не просто нечто, из чего мы делаем наш продукт, который потом продаём. Это уже наш продукт, в котором заинтересованы наши клиенты. Я пытался объяснить, какая там возможна бизнес-модель, как будем лицензировать, как будем продавать другие продукты

Я использовал эссе Эрика, чтобы наглядно показать как работает распределённое программирование: как мы сможем использовать рабочие руки сообщества, чтобы разрабатывать нашу программу дальше, их силами. Люди в интернете могли бы помочь нам писать код, поэтому я и сделал отсылку на эссе Эрика. Когда моя бумага разошлась, люди, конечно тут же брали и читали работу Эрика

Фрэнк Хеккер, в то время инженер компании Netscape.

В 1999 компании не стало, а бесплатный Explorer забрал 90% рынка. Но исходный код браузера стал основой для одного из самых популярных браузеров в мире MozillaFirefox. Забавно, что браузер Netscape вытеснил с рынка Internet Explorer, а уже его обогнал MozillaFirefox.

Рождение термина Open Source

После события с Netscape, несколько человек решили, что необходимо придумать замену термина свободное ПО, чтобы убратьассоциации с чем-то дешевым, непонятным, бесплатным и никому не нужным. Чтобы поменять эту парадигму в 1998 в офисе компании VA Linux Systems встретились:

  • Эрик Реймонд, автор Собор и Базар;

  • Ларри Августин, доктор наук, со-основатель и генеральный директор VA Linux Systems;

  • Кристин Питерсон (присутствовала по телефону);

  • Джон Хол;

  • Тод Андерсон;

  • Сэм Окланд (тогда сотрудник VA).

Они и придумали замену термину свободное ПО Open Source, чтобы сменить парадигму бесплатности на доступность.

Мы приняли решение, что нам нужен некий экзаменационный лист, который бы чётко определял, что такое Open Source. В результате мы пришли к документу, который называется Определение Open Source. Он вырос из путеводителя по Debian, который написал Брюс Перенс

Эрик Реймонд, автор Собор и Базар.

Чтобы закрепить новую парадигму Эрик и Брюс написали Определение Open Source, основываясь на политике Debian. В него входят 10 правил, которые и определяют текущее развитие движения. В том же 1998 они основали организацию Open Source Initiative (OSI), которая занимается популяризацией Open Source. Можно сказать, что с этого момента и возник Open Source.

Примечание. OSI и FSF пошли разными путями. Во второй больше внимания на free на свободы. Для OSI основной термин Open Source Software.

Настоящее свободного ПО

Мне кажется, что коммерциализация важна. Мы хотим чтобы наш софт был мейнстримом

Брюс Перенс, автор набора правил соответствия Open Source, руководитель проекта Debian 1996-1997.

Проекты GNU и ядро Linux стали основой на которой выросли многие другие продукты и проекты. А поступок компании Netscape привлёк внимание людей и компаний к движению свободного ПО и стал одной из причин того, что сейчас IT-гиганты активно развивают свободное ПО и вкладываются в Open Source компании. Всё это вместе привело к тому, что ничто не мешало (и не мешает) развиваться Open Source в коммерческом направлении.

Debian. Этот проект полностью основан на философии GNU и связан с фондом свободного ПО, от которого также получал финансирование.

Apache. Apache сегодня воспринимают, как Apache Software Foundation большую компанию, которая поддерживает много OSS-проектов. Но компания начинала с веб-сервера Apache, очень популярного в свое время. Программа предрешила популярность Linux для веб-серверов. В 1993 году когда появился Apache, рынок интернет-провайдеров стал расти огромными темпами благодаря тому, что Linux и Apache выгоднее для бизнеса, чем проприетарное ПО.

Gnome. Разработка графической среды Gnome привлекла к GNU/Linux пользователей, которые раньше и не задумывались об Open Source ПО. Теперь ОС можно было пользоваться всем, вне зависимости от уровня технических знаний.

RedHat. Возникла в 1995 году и выпускала продукты на основе свободного ПО, ОС Red Hat Linux, занималась технической поддержкой и обучением системных администраторов и разработчиков. Red Hat это пример компании, вся деятельность которой основывалась на открытом ПО. Она была очень успешной: на пике карьеры в ней работало 3 500 сотрудников и она была включена в S&P500. В 2018 году компанию купила IBM.

Без Linux и открытого ПО не было бы Google. Сейчас корпорация поддерживает 2000 Open Source проектов, среди которых TensorFlow, Go и Kubernetes.

В 2001 Oracle обратила внимание на Linux, как важную платформу для баз данных, и опубликовала под лицензией GPL OOCFS2 для Linux и перевела часть внутренних систем на Linux. Это помогло закрепить успех Open Source в сфере баз данных. Сейчас Oracle активно участвует в проектах Java, Linux, Kubernetes.

Microsoft признали ошибку в том, что относились к Open Source предвзято, купила GitHub, вывела .NET Core в Open Source и сейчас активно принимает участие в развитие открытых проектов, например, Linux.

Конечно, так происходит не из желания корпораций заняться благотворительностью.

  • Участие в Open Source проектах привлекает внимание к своим проектам, привлекает энтузиастов, что помогает развивать экосистему вокруг продуктов.

  • Это помогает проще нанимать разработчиков, которые уже знакомы с технологиями и продуктами компании.

  • Банально, но скупка Open Source компаний позволяет удерживать создателей проектов и обеспечивать поддержку, а значит работоспособность ПО.

  • Это помогает мотивировать разработчиков открытого ПО: когда его замечают крупные компании, это привлекает внимание, продукт становится востребованнее и появляется больше желания над ним работать.

На этом можно закончить экскурс по истории Open Source. Конечно, мы не рассмотрели много других событий, но они глобально не влияют на развитие движения.

Из всей истории наша главная мысль в том, что Open Source важная часть современного интернета и IT. Без Open Source или свободного ПО, как его предшественников, не существовало бы интернета, веба и IT, как он есть.

Если захотите обсудить статью добро пожаловать в нашТелеграм-чат. Там же можно обсудить и Open Source проекты.

Подробнее..

Представлен дистрибутив Linux Mint 20.1

11.01.2021 00:10:33 | Автор: admin

Пару дней назад разработчики Linux Mint выложили новый релиз Linux Mint 20.1, который является продолжением ветки Ubuntu 20.04 LTS. Особенность новинки полная совестимость с Ubuntu, но разный подход к организации интерфейса пользователя и подбора используемых по умолчанию приложений.

Что касается интерфейса, то пользователи получают классический рабочий стол, отличающийся от GNOME 3. Что касается оболочек, доступны сборки для MATE 1.24 (1.9 ГБ), Cinnamon 4.8 (1.9 ГБ) и Xfce 4.14 (1.8 Гб). Хорошая новость для пользователей Linux Mint 20 он будет получать обновления вплоть до 2025 года.

Что нового в версии 20.1?


  • Дальнейшее развитие идей GNOME 2 в состав дистрибутива включен новый выпуск десктоп-окружения Cinnamon 4.8. Пользователь получает рабочий стол и панель с меню, панелью быстрого запуска, перечнем открытых окон и системным лотком с запущенными апплетами. Разработчики продолжают развивать GNOME Shell и оконный менеджер Mutter в направлении предоставления окружения в стиле GNOME 2. Правда, оформление более современное, кроме того, используются элементы из GNOME Shell, которые дополняют средства классического декстопа.


  • Кроме чисто визуальных обновлений, Cinnamon 4.8 оптимизирован с точки зрения производительности. Так, при разрешении 4К отрисовка ускорена примерно на 5%. Кроме того, снижена нагрузка при управлении окнами и ускорено выполнение JavaScript-биндингов CJS. Они переведены на использование JavaScript-движка SpiderMonkey 78 (Mozjs78). Еще один положительный момент улучшенная совместимость с дополнительными компонентами (spice). В меню приложений реализована сортировка результатов поиска по релевантности. Улучшена и поддержка пакетов в формате Flatpak. А еще добавлен режим, который дает возможность отображать панель лишь когда открыто меню.

  • Появилась поддержка режима suspend-then-hibernate. Он переводит систему сначала в ждущий режим, но если пробуждения нет в течение определенного времени, идет переход в глубокий спящий режим.
  • Добавлен и менеджер web-приложений, который позволяет создавать ярлыки на часто используемые сайты для быстрого открытия в отдельном окне без элементов интерфейса браузера. Т.е. используется тот же принцип, что и в случае запуска обычных приложений. Пиктограммы web-приложений показываются в списке задач, в меню и на панели как пиктограммы обычных приложений.



  • Для удобства пользователей добавлена программа для просмотра цифрового телевидения Hypnotix, которая дает возможность просматривать телепередачи, видео и сериалы с использованием протокола IPTV. Поддерживаются списки воспроизведения в формате M3U. Что касается провайдера, то по дефолту предлагается Free-IPTV.


  • Для пользователей добавили возможность быстрого доступа к списку наиболее востребованных файлов. Он отображается в отдельной секции меню приложений, через отдельный апплет на панели. Избранные файлы отображаются в верхней части списка.


  • Полностью переосмыслена поддержка принтеров и сканеров. Так, вместо предложенного ранее пакета ippusbxd возвращено поведение Linux Mint 19.x, основанное на предоставлении драйверов вместо бездрайверного режима IPP. Последний, судя по отзывам пользователей, больше мешал, чем помогал. Что касается пакета с драйверами HPLIP, то он обновлен до версии 3.20.11. В будущем по дефолту будут добавлены компоненты IPP-USB и Sane-Airscan, которые лишены проблем ippusbxd.

  • Продолжает развиваться инициатива X-Apps. Ее предназначение унификация программного окружения в редакциях Linux Mint на базе разных рабочих столов. В приложениях X-Apps применены современные технологии (GTK3 для поддержки HiDPI, gsettings и т.п.), но сохранены традиционные элементы интерфейса, такие как панель инструментов и меню. Кроме того, добавлены еще такие изменения:

В текстовый редактор Xed (ответвление от Pluma/Gedit) добавлена возможность автоматического закрытия скобок при редактировании кода.
В Xviewer появилась возможность настройки основного и дополнительного колёс мыши.
В менеджере фотографий Pix появилась возможность фильтрации изображений по рейтингу.
Добавлена возможность настройки формата показа часов на экране входа в систему (Slick Greeter).

  • В Celluloid по умолчанию включено аппаратное ускорение декодирования видео.
  • Менеджер драйверов перевели на PackageKit, одновременно улучшив работу с зависимостями и интерфейсом выбора зависимостей.
  • В репозиторий добавлен классический deb-пакет c Chromium. Он заменил собой поставляемый в Ubuntu пакет-заглушку, устанавливающий самодостаточную сборку Chromium в формате snap.
  • На сборочную систему Meson перевели такие компоненты, как cinnamon-control-center, cinnamon-settings-daemon и nemo-extensions.
  • Модернизирован интерфейс менеджера обновлений и утилиты mintupload.
  • Разработчики перевели систему на унифицированную раскладку каталогов в файловой системе, при которой каталоги /bin, /sbin, /lib и /lib64 указываются как ссылки на /usr/bin, /usr/sbin, /usr/lib и /usr/lib64.
  • Что касается прошивок и ядра, то в новом релизе используется linux-firmware 1.187 и ядром Linux 5.4.

Подробнее..

Линус Торвальдс остался недоволен рядом моментов в использовании Rust для Linux

15.04.2021 14:13:15 | Автор: admin

В прошлом году разработчики ядра Linux предложили использовать Rust для нового встроенного кода. В марте 2021 года эта идея была частично реализована в состав ветки linux-next, на которой будет базироваться Linux 5.13, включили начальный набор компонентов для разработки драйверов устройств на Rust.

Тогда же была опубликована документация по использованию Rust в ядре Linux с практическими примерами. Изначально Торвальдс не выступал резко против нововведений (не делает этого он и сейчас). Заявил лишь, что нужно проверить, как все эти новинки работают на практике. Сейчас Линус Торвальдс провел рецензирование патчей с реализацией возможности создания драйверов на Rust для Linux и высказал ряд критических замечаний.

Главной проблемой, по его мнению, является потенциальная возможность паники ядра в некоторых ситуациях. Это может быть нехватка памяти, когда операции динамического распределения памяти могут завершаться ошибкой. Торвальдс заявил, что такой подход в ядре принципиально недопустим. Он даже пошел дальше, сообщив, что если разработчики не осознают проблему, то он станет отклонять любой код, который попытается использовать такой подход. Разработчик, который занимается патчами, считает, что проблема существует, но она решаема.

Вторая проблема, по словам Торвальдса использование вычислений с плавающей запятой или 128-битными типами, что не является допустимым для таких окружений, как ядро Linux. Это даже более критично, чем предыдущий момент, поскольку базовая библиотека Rust представляет собой один большой blob в ней нельзя запросить лишь избранные возможности, оставив остальные без внимания. Использовать приходится все подряд, так что предотвратить использование той либо иной проблемной функциональности не получится. Решить можно и эту проблему, но лишь путем внесения изменения в компиляторе rust и сопутствующие библиотеки, притом, что у команды нет четкой стратегии по реализации модульности библиотек языка.

Разработчики предоставили пример драйвера, но Линусу он не понравился. Торвальдс заявил, что этот пример бесполезен, добавив совет создать новый драйвер, который решает реальную задачу, а не демонстрирует теоретические возможности.

Как бы там ни было, но Rust-у в Linux явно быть. Так, корпорация Google уже заявила о намерении принять участие в инициативе по продвижению поддержки Rust в ядро Linux. Компания привела примеры целесообразности внедрения Rust для борьбы с проблемами, которые возникают из-за ошибок при работе с памятью. Представители компании также считают, что Rust вполне готов присоединиться к C, став еще одним языком разработки компонентов ядра Linux.

Компания подготовила начальный прототип написанного на Rust драйвера для механизма межпроцессного взаимодействия Binder. Он, по мнению авторов этого проекта, даст возможность провести детальное сравнение производительности и безопасности реализаций Binder на C и Rust. Эта работа еще не завершена, но уже подготовлены прослойки для использования базовых абстракций функциональности ядра, которые нужны для работы Binder.

Ну и еще один шаг со стороны Google признание Rust в качестве списка языка разработки Android. Его добавили в список языков разработки Android для усиления защищенности последнего, плюс для продвижения приемов безопасного программирования и повышения выявления проблем при работе с памятью в Android. Около 70% из всех опасных уязвимостей, которые выявлены в Android, вызваны ошибками при работе с памятью. Использование Rust дает возможность снизить риск появления уязвимостей, которые вызваны ошибками при работе с памятью, включая обращение к области памяти после ее освобождения и выход за границы буфера.

Подробнее..

Вышел релиз Fedora 34. Что нового?

28.04.2021 14:06:12 | Автор: admin

Полгода назад мы писали о релизе Fedora 33, и теперь появилась новая версия дистрибутива. Кроме того, разработчики подготовили и сопутствующие продукты, включая Fedora Workstation, Fedora Server, CoreOS, Fedora IoT Edition. Что касается платформ, то дистрибутив подходит для x86_64, Power64, ARM64 (AArch64) и 32-битных ARM чипов.

Под катом основные улучшения и нововведения в релизе Fedora 34.

Подробнее о новинках


Новая версия получила довольно много разных улучшений и дополнений:

  • Сборки с KDE разработчики перевели на Wayland, а вот X11 теперь стал опциональным. Что касается KDE Plasma 5.20, то в выпуске удалось добиться решения ряда проблем. Например, теперь ведение скринкастов не требует особых усилий, равно как и вставка средней кнопки мыши. В случае использования драйверов NVIDIA применяется пакет kwin-wayland-nvidia. Соответственно, компонент XWayland можно использовать в системах с проприетарными драйверами NVIDIA. Введен headless режим работы, что дает возможность запускать элементы рабочего стола на удаленных системах, получая к ним доступ посредством VNC или RDP.
  • Рабочий стол Fedora Workstation теперь обновлен до выпуска GNOME 40 и библиотеки GTK 4. Что касается GNOME, то виртуальные рабочие столы ориентированы горизонтально в обзорном режиме. Каждый рабочий стол показан с открытыми окнами. Для них применяется динамическое панорамирование и масштабирование при взаимодействии с пользователем. По словам разработчиком, переход между списком программ и виртуальными рабочими столами теперь бесшовный.


  • Добавлен вариант с оконным менеджером i3, в котором окна на рабочем столе размещаются в мозаичном режиме.
  • Разработчики также начали формировать образы с рабочим столом KDE для систем на базе архитектуры AArch64, в дополнение к сборкам с рабочими столами GNOME и Xfce, и образов для серверных систем.
  • Со звуковыми потоками работает сервер PipeWire вместо PulseAudio и JACK. Его выбрали потому, что он дает возможность профессионально обрабатывать звук в обычной редакции, при отсутствии фрагментации. Кроме того, звуковую инфраструктуру без труда можно унифицировать для разных применений.


  • Профессионально обрабатывать звук можно и в JACK, но для взаимодействия PulseAudio и JACK пришлось добавить работающую через PipeWire прослойку. Она давала возможность сохранить работу всех активных клиентов PulseAudio и JACK, а также приложений, поставляемых в формате Flatpak.
  • Обновления коснулись и файловой системы Btfrs, которая используется по умолчанию с прошлого выпуска. В системе включено прозрачное сжатие данных с использованием алгоритма ZSTD. Сжатие применяется для новых установок дистрибутива. Уже существующие пользователи при желании могут активировать сжатие. Это делается путем добавления в /etc/fstab флага compress=zstd:1 с запуском sudo btrfs filesystem defrag -czstd -rv / /home/ для сжатия уже имеющихся данных. Для оценки эффективности сжатия можно использовать утилиту comprsize. Сжатие нужно для экономии дискового пространства, а также увеличения ресурса SSD-накопителей. Они могут работать дольше за счет существенного снижения операций записи. На медленных накопителях хорошо заметно повышение скорости чтения и записи.


  • Хорошие новости для ученых разработчики добавили образ Comp Neuro Container. Он содержит ряд приложений для моделирования и симуляции, которые нужны при проведении исследований в области нейробиологии.
  • В Fedora IoT, варианте для интернета вещей, добавлена поддержка ARM-плат Pine64, RockPro64 и Jetson Xavier NX, а также улучшена поддержка плат на базе SoC i.MX8, таких как 96boards Thor96 и Solid Run HummingBoard-M. Версия для интернета вещей отличается от остальных тем, что системное окружение в ней урезано до минимума. Обновление проводится путем замены образа всей системы, а приложения отделены от основной системы изолированными контейнерами.
  • Ранее мы писали о еще одном нововведении, относящегося к формированию отдельных пакетов с библиотеками для проектов на базе Node.js. Сейчас от этого механизма решено отказаться. Вместо него обеспечивается поставка лишь базовых пакетов с интерпретатором, заголовочными файлами, первичными библиотеками, бинарными модулями и основными инструментами для управления пакетами (NPM, yarn). В приложениях Fedora, которые используют Node.js, теперь можно встраивать все имеющиеся зависимости в один пакет. Дробление и выделение этих библиотек в отдельные пакеты теперь не требуется. Это нововведение позволяет упростить сопровождение пакетов, поскольку тестировать сотни пакет с библиотеками вместо основного пакета с программой теперь не требуется. Соответственно, снизится до минимума и количество конфликтов библиотек.
  • Увеличен с четверти до половины размера физической памяти размер виртуального устройства подкачки, предоставляемого механизмом zRAM. Установлен лимит в 8 ГБ. Это нововведение дает возможность успешно запускать инсталлятор Anaconda на система с небольшим объёмом ОЗУ.
  • Добавлена поставка crate-пакетов для языка Rust. Пакеты предоставляются с префиксом rust-. Правда, только в стабильной ветке.
  • Введено сжатие файлов с прошивками, которые используются ядром Linux начиная с версии 5.3. В распакованном виде прошивки занимают примерно 900 ГБ. Сжатие позволило сократить их размер в два раза.
  • Пакеты xemacs, xemacs-packages-base, xemacs-packages-extra и neXtaw объявлены устаревшими. Обновлены версии пакетов, в том числе: GCC 11, LLVM/Clang 12, Glibc 2.33, Binutils 2.35, Golang 1.16, Ruby 3.0, Ruby on Rails 6.1, BIND 9.16, MariaDB 10.5, PostgreSQL 13. Обновлены рабочие столы LXQt 0.16.0 и Xfce 4.16.
  • FreeType перевели на использование движка компоновки глифов (shaping) HarfBuzz, что значительно улучшило качество сглаживания контура глифа при растеризации при отображении текста на языках со сложной компоновкой текста.
  • SELinux во время работы во время работы теперь отключать нельзя. После инициализации LSM-обработчики переводятся в режим лишь для чтения. По мнению разработчиков, такой механизм дает возможность повысить защиту от атак, которые нацелены на отключение SELinux после эксплуатации уязвимостей, позволяющих изменить содержимое памяти ядра. В случае необходимости SELinux отключить все же можно но для этого нужно перезагрузить систему, установив selinux=0 в командной строке ядра.
  • Важным нововведением можно считать обеспечение перезапуска разом всех обновлённых сервисов systemd после завершения транзакции в пакетном менеджере RPM. Раньше сервис запускался после обновления каждого пересекающегося с ним пакета.
  • Образы для плат ARMv7 (armhfp) переведены по умолчанию на использование UEFI.

Подробнее..

Превью-обзор консоли Atari VCS

08.01.2021 18:05:33 | Автор: admin

Под конец года всем предзаказавшим Atari VCS на ресурсе Indie Go-Go (краудфандинговая площадка аналог Кикстартера) отправили подарок. И пока все продолжают обсуждать новые консоли от Sony и Microsoft (к которым скоро присоединится новый Переключатель от Нинтендо), давайте выясним, что за зверь такой эта Atari VCS.

Дизайн консоли и геймпадов

Изначально релиз планировали на июль 2019 года, но широкой публике консоль станет доступна только во второй половине 2021 года. Дизайн VCS восходит к оригинальной Atari 2600. Устройство меньше, но имеет ту же переднюю панель из дерева и рёбра по типу жалюзи. И честно говоря, мне такой дизайн нравится больше, чем у консолей предполагаемых конкурентов.

Правда, деревянная панель идёт в ограниченной серии и основной публике доступна лишь более простая версия дизайна полностью в чёрном цвете.

Atari в сотрудничестве с производителем игровой периферии PowerA разработали два контроллера. Классический джойстик похож на контроллер от модели 2600. Он теперь беспроводной со встроенным аккумулятором. Клавиш стало больше: сбоку добавили вторую кнопку огня, клавишу включения и ещё пару для управления меню консоли. Вокруг рукоятки появилась светодиодная подсветка, которая реагирует на её положение.

Несмотря на привлекательный дизайн джойстику не хватает функционала. Во сколько современных проектов можно играть с одним стиком и двумя кнопками? Таким образом, контроллер предназначен только для классических игр.

Современный контроллер напоминает геймпад от Xbox One с направляющим диском, заменяющим привычную крестовину.

Оба контроллера хорошо сконструированы и доступны по адекватной цене в 60 долларов. Правда, на данный момент возникают проблемы с подключением. Современный контроллер не выводит консоль из спящего режима, а его беспроводное подключение занимает много времени. Но можно ожидать, что последующие обновления прошивки решат эти проблемы.

Владельцы VCS могут использовать сторонние контроллеры: проводные, Bluetooth и с USB-брелками (например, как линейка известных геймпадов 8BitDo).

Начинка консоли и апгрейд

Приставка работает на процессоре AMD Ryzen Embedded R1606G с видеочипом Vega 3. Это ноутбучные комплектующие, рассчитанные на офисное применение. Таким образом, Atari VCS не способна соревноваться с консолями последнего поколения от Сони и Майкрософт. Устаревшее железо можно объяснить задержкой релиза более чем на год. Некстген-консоли тоже проигрывают в производительности современным ПК, но не в сравнении с бюджетными процессорами.

Приставка поставляется с 8 ГБ оперативной памяти: две планки DDR4 2400 SO-DIMM по 4 ГБ. Объём можно увеличить до 32 ГБ (16 ГБ x 2). Консоль оснащена накопителем eMMC на 32 ГБ, но внутри есть разъём M.2 для установки жёсткого диска. Также через USB можно подключить внешний диск.

Подключение по Bluetooth и Wi-Fi оставляют желать лучшего. Оба соединения часто обрываются, а Wi-Fi и вовсе может перестать работать, пока вы не перезагрузите приставку. К счастью, порт Ethernet работает отлично. Скорее всего, все эти проблемы решат с обновлениями системы.

Апгрейд консоли делать очень не удобно внутренний дизайн и архитектуру явно не продумывали. Чтобы добавить памяти или установить жесткий диск потребуется почти полностью разобрать устройство! Будь это ПК никто бы не обратил внимания, но для консоли это неприемлемо.

Понятно, что Atari VCS не способна соперничать с Sony и Microsoft, но у неё есть шансы стать заменой Apple TV или Nvidia Shield. В режиме ПК вы не сможете запустить современные игры, но инди-проекты библиотеки Steam пойдут без проблем. И разумеется, приставка отлично справляется с эмуляцией старых игр.

Atari OС

Операционная система Atari на базе Debian крайне проста и не радует инструментарием. ОС служит интерфейсом для запуска приложений и игр, установленных через витрину магазина. Она красиво выглядит, но имеет проблемы с производительностью. Хоть консоль и поддерживает 4K, но интерфейс в таком режиме тормозит. Опять же, это поправят обновлениями прошивки, но такое железо не потянет 4К даже в нетребовательной игре. Очевидно, что этот функционал рассчитан на стриминг и просмотр видео.

Консоль поставляется с установленным сборником игр Atari Vault Vol. 1. В магазине есть несколько приложений и игр, но выбор не блещет разнообразием. В приложении Atari Vault есть классика Atari, и вы сможете пополнить там библиотеку. Но ценники на игры кусаются: платить от 5 до 20 долларов за малоизвестные игры, которые не затянут более чем на час сомнительное удовольствие.

Большинство приложений являются просто закладками в браузере. При их запуске открывается браузер Chrome и вы просто попадете на сайт.

Сторонняя ОС или режим ПК

Самая привлекательная опция Atari VCS это возможность установки второй ОС. Учитывая сырую ось от самой компании, это отличный способ получить больше функционала от оборудования. Но и здесь не всё гладко

В настоящее время доступ к BIOS заблокирован программно. Это означает, что безопасная загрузка включена принудительно, и пользователи не могут изменить порядок загрузки. Безопасная загрузка ограничивает количество операционных систем, которые можно запустить на консоли. Ubuntu самый распространенный дистрибутив Linux отлично работает на Atari VCS, но многие другие разновидности Линукса несовместимы с Secure Boot. Также на приставку можно поставить Windows.

Если готовы к слайд-шоу, можете запустить на приставке современную игруЕсли готовы к слайд-шоу, можете запустить на приставке современную игруWindows 10 тоже поддерживаетсяWindows 10 тоже поддерживается

Итог

Atari VCS это просто более привлекательная (внешне) версия мини-ПК, представленных на рынке. Однако, в отличие от этих железок, заблокированный BIOS не позволяет пользователям использовать консоль для своих целей. Сырое состояние стандартной ОС от Atari и прочие проблемы, пока не позволяют её рекомендовать. Разве что у вас есть лишние деньги (полный комплект вместе с геймпадами обойдётся в 400 $) и хотите повозиться с чудной железкой.

Atari заявила об эксклюзивных играх для платформы, но известные студии не станут работать с непопулярной платформой. Консоль привлечёт ретрогеймеров и ностальгаторов, но современное поколение пройдёт мимо.

Вспоминается провальная консоль на Андроиде Ouya, которая тоже набрала достаточно средств на Кикстартере, но канула в Лету после запуска. И это несмотря на уверения Фиргала Мак Конулада генерального менеджера Atari о том, что они учли ошибки, приведшие к коммерческому провалу Ouya. Конечно, у Атари есть своя фан-база, правда сомневаюсь, что это им сильно поможет.

Atari VCS постигнет та же судьба?Atari VCS постигнет та же судьба?

Для написания превью использовал следующие материалы:

Обзор с сайта GameRevolution

Статью на Википедии

Видео блогера Kevin Kenson

Оффициальный сайт Atari VCS

Подробнее..

Категории

Последние комментарии

  • Имя: Макс
    24.08.2022 | 11:28
    Я разраб в IT компании, работаю на арбитражную команду. Мы работаем с приламы и сайтами, при работе замечаются постоянные баны и лаги. Пацаны посоветовали сервис по анализу исходного кода,https://app Подробнее..
  • Имя: 9055410337
    20.08.2022 | 17:41
    поможем пишите в телеграм Подробнее..
  • Имя: sabbat
    17.08.2022 | 20:42
    Охренеть.. это просто шикарная статья, феноменально круто. Большое спасибо за разбор! Надеюсь как-нибудь с тобой связаться для обсуждений чего-либо) Подробнее..
  • Имя: Мария
    09.08.2022 | 14:44
    Добрый день. Если обладаете такой информацией, то подскажите, пожалуйста, где можно найти много-много материала по Yggdrasil и его уязвимостях для написания диплома? Благодарю. Подробнее..
© 2006-2024, personeltest.ru